|
|
|
Некоторые новеллы проекта новой редакции
Тлембаева. Ж.У ведущий научный сотрудник отдела гражданского, гражданско- процессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законодательства», к.ю.н., доцент кафедры «Правоведения Университета «Туран-Астана»
Прошло 14 лет со дня принятия Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан») [1]. Действующая в настоящее время редакция Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», принятого в 2000 году, фактически отражала те представления, которые сложились в мировой оценочной практике того времени. На первом этапе развития оценочной деятельности Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» справлялся со своей основной задачей. Однако практика применения Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», проблемы, возникающие в области оценочной деятельности, кризисные явления в экономике требуют приведения действующего законодательства в области оценочной деятельности в соответствии с современными реалиями. Комитетом регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции (ныне - Департамент регистрационной службы и организации юридических услуг) была создана рабочая группа, занимающаяся разработкой новой редакции Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - законопроект) и проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности». Разработка проектов законов осуществлялась при активном участии сотрудников ГУ «Институт законодательства РК», Национального Банка Республики Казахстан, представителей неправительственных организаций, бизнес-сообщества и научно-экспертного сообщества. В настоящее данный законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Законопроект изобилует множеством нововведений, которые вызывают как поддержку, так и горячую полемику, всплеск дебатов и столкновение мнений бизнесменов, финансистов, государственных чиновников, политиков, простых граждан. В этой связи, хотелось бы сделать краткий экскурс по новеллам предлагаемым разработчиком. В целом в законопроекте сохранена структура действующего Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». Законопроект состоит из 8 глав. Специальной главой выделены права и обязанности оценочной организации. Принципиальным новшеством законопроекта является отмена лицензирования физических лиц с заменой на сертификацию оценщиков, цель которой - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта оценщика. Сертификацию предусматривается осуществлять аккредитованной уполномоченным органом квалификационной комиссией, создаваемой Республиканской палатой оценщиков (далее - РПО). Новые законодательные изменения призваны решить проблемы, существующие в области оценочной деятельности. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области оценочной деятельности лицензию на осуществление оценочной деятельности могут получать как физические лица, так и юридические лица на основании лицензий двух физических лиц, заключивших с данными юридическими лицами трудовые договоры. Такая система двойного лицензирования привела к определенным проблемам в оценочной деятельности: на практике нередки случаи, когда трудовые договоры заключаются с людьми, имеющими лицензии, но фактически не занимающимися оценочной деятельностью. Оценкой же часто занимаются люди, не имеющие лицензий на осуществление оценочной деятельности. Следует отметить, что, несмотря на то, что в подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой вообще отсутствует лицензирование этого вида деятельности, в некоторых странах принимаются меры по усилению регулирования данной деятельности. Так, в США установлено обязательное лицензирование оценочной деятельности властями штатов. Однако подключение к лицензированию властных структур, в которых заняты чиновники, а не профессионалы-оценщики, привело лишь к появлению в большом количестве некомпетентных оценщиков, имеющих лицензии. Кроме того, как свидетельствуют проведенные в этой области исследования, последний опыт ипотечного кризиса в США показал, что «лицензирование оценщиков как вид государственного регулирования несостоятелен в предупреждении кризиса рынка недвижимости»[2]. Эффективность института сертификации оценщиков подтверждается общемировой практикой, например, практикой ряда зарубежных стран - США, Великобритании, Германии, Литвы и других стран. Сотрудниками Министерства юстиции Республики Казахстан по результатам ознакомительной поездки в США в феврале-марте 2014 года был детально изучен опыт оценочной деятельности США. Это дало возможность применить данный опыт в законотворческой деятельности в части совершенствования саморегулирования оценочной деятельности и профессиональной подготовки оценщиков. В частности, был заимствован опыт проведения сертификации оценщиков, экспертизы отчета об оценке объекта, формирования компенсационных фондов. Законопроектом предусмотрено изменение круга субъектов оценочной деятельности. Согласно законопроекту оценочная деятельность осуществляется оценочными организациями. То есть субъектами оценочной деятельности предлагается признать оценочные организации - юридические лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности и являющиеся членом одной из территориальных палат оценщиков. Предлагается также ввести положения, согласно которых оценочная организация будет вправе осуществлять оценочную и иную, не запрещенную законодательством Республики Казахстан, деятельность. Каков же правовой статус оценщика - физического лица? Оценщиком признается физическое лицо, имеющее высшее образование и осуществляющее свою деятельность в оценочной организации, являющейся основным местом его работы на основании свидетельства о присвоении квалификации «оценщик». Что изменилось в статусе оценщика? Во-первых, установленное в действующем Законе «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» требование иметь специальное образование в новой редакции данного Закона отсутствует. Интересно отметить, что в Великобритании любой человек может заняться бизнесом в качестве оценщика и взяться за оценку собственности. В этом смысле положение британских оценщиков отличается от статуса архитекторов и аудиторов, деятельность которых этих областях без регистрации в соответствующем органе преследуется в уголовном порядке. Во-вторых, оценщик должен иметь свидетельство о присвоении квалификации «оценщик» - документ, подтверждающий соответствие лица требованиям к уровню подготовки, профессиональных знаний и навыков кандидатов в оценщики, выданное квалификационной комиссией, созданной РПО для подтверждения квалификации кандидатов в оценщики и аттестации экспертов, аккредитованной уполномоченным органом в области оценочной деятельности. В-третьих, для оценщика установлено требование осуществления своей деятельности в оценочной организации, являющейся основным местом его работы. Важнейшим новшеством является также установление в законопроекте положений, согласно которых руководитель оценочной организации (его филиала, представительства) обязан иметь квалификационный сертификат «оценщик». По нашему мнению, данным требованием будет определена минимальная база материальной ответственности оценочной организации за результаты своей работы. Полагаем, что данные нововведения позволят не только создать правовые условия для упрощения разрешительной системы, привести оценочную деятельность в соответствие с международными требованиями, но повысить качество оценки объектов в целом. По сравнению с действующим Законом «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» законопроектом значительно переработаны нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности РПО, территориальных палат оценщиков - саморегулируемых организаций оценщиков. В действующем Законе «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» отсутствуют нормы, устанавливающие порядок формирования, деятельности и прекращения деятельности профессиональных организаций оценщиков. Законопроект восполняет данный пробел. Следует отметить, что внедрение в предпринимательскую сферу механизма саморегулирования в Казахстане идет с большими трудностями. Сегодня проблемы адаптации к новым подходам регулирования предпринимательских отношений возникают не только у предпринимателей, но и у государства, потребителей. Все это вызывает необходимость исследования регулятивных средств саморегулирования и открывает путь к совершенствованию законотворческой деятельности. Основы саморегулирования оценочной деятельности были заложены в 2009 году с введением в действие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности»[3]. В результате в апреле 2010 года в Казахстане была создана РПО. В последние годы в стране создано и функционирует 16 палат оценщиков: в 14 областях, городах Астана и Алматы, объединяющих более одной тысячи оценщиков. Однако в настоящее время 6 из 15-ти территориальных палат не являются членами РПО. Данное обстоятельство привело к разобщенности в деятельности территориальных палат оценщиков, недостаткам организации их деятельности. Так, в некоторых палатах оценщиков нерегулярно проводятся общие собрания (конференции) членов палат, курсы по повышению квалификации, отсутствует контроль численности членов палат оценщиков и качеством оказываемых ими услуг, информационное и методическое обеспечение палатами оценщиков своих членов. Решение указанных проблем должно послужить улучшению качества оказываемых услуг, повышению престижа профессии. В этой связи, а также в целях обеспечения координации оценочной деятельности, единой политики, нормативно-методического обеспечения в рассматриваемой сфере законопроектом предусмотрено обязательное членство территориальных палат оценщиков в РПО. Установление данных норм позволит направить деятельность РПО на выполнение функций организации и регулирования предпринимательских отношений, в котором нуждается современное оценочное сообщество. Считаем положительным внесение в законопроект норм, устанавливающих порядок проведения экспертизы отчета об оценке, порядок формирования и деятельности экспертного совета. Экспертный совет территориальной палаты оценщиков предлагается формировать из числа оценщиков, работающих в оценочной организации, являющихся членами территориальной палаты оценщиков, имеющих свидетельство о присвоении квалификации «эксперт». При этом порядок проведения аттестации кандидатов в эксперты устанавливается РПО по согласованию с уполномоченным органом. Принципиальным новшеством законопроекта является введение правовых норм, устанавливающих порядок формирования компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков. Отсутствие детализированной статистики случаев причинения вреда по оценочной деятельности и, соответственно, сложности выявления и подтверждения наступления риска, о чем свидетельствует и международный опыт (к примеру, России), вызвало необходимость отказа от введения обязательного страхования их ответственности. В соответствии с Модельным законом «О саморегулируемых организациях», принятым 31 октября 2007 года, к одному из способов обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных услуг и иными третьими лицами относится формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации. Формирование компенсационного фонда предполагается осуществлять путем обязательного взноса в размере двадцати семи месячных расчетных показателей, в отношении каждого члена. После осуществления выплаты из компенсационного фонда, оценочная организация, по вине которой вследствие недостатков работ по оценке объектов был причинен вред, обязана возместить сумму выплаты в полном объеме. Безусловно, создание компенсационного фонда сопряжено с рядом проблем, связанных с его созданием и его управлением. Вместе с тем, по нашему мнению, создание компенсационного фонда является важной новеллой законопроекта, одним из эффективных механизмов финансовой ответственности перед потребителем, позволяющей реализовать обеспечительную функцию саморегулирования в сфере оценочной деятельности. Особо отметим совокупность нововведений, направленных на унификацию национальной оценочной практики с общепризнанной в мире практикой. В настоящее время в Республике Казахстан отсутствует комплексная система стандартов оценки, отвечающим требованиям современного рынка. За последние годы было принято и утверждено 6 стандартов оценки, в то время как Международные стандарты содержат 19 стандартов. В этой связи законопроектом предусмотрены нормы, обеспечивающие гармонизацию национальных стандартов оценки с международными стандартами оценки. Стандартами оценки признаются стандарты, разработанные РПО в соответствии с международными стандартами оценки и утвержденные уполномоченным органом. Также установлено право оценочных организаций применять международные стандарты оценки в случаях отсутствия утвержденных уполномоченным органом стандартов оценки, требования заказчика о проведении оценки в соответствии с международными стандартами оценки. Кроме того, законопроектом установлен порядок проведения официального перевода на казахский язык международных стандартов, который будет осуществляться РПО по письменному разрешению на их официальный перевод и публикацию в Республике Казахстан от Международного совета по стандартам. Опубликование международных стандартов оценки предлагается осуществлять Республиканской палатой оценщиков на своем интернет-ресурсе. Введение данных норм позволит не только обеспечить внедрение в практику оценочной деятельности международных стандартов оценки, но и сформировать целостную систему национальных стандартов оценки, определяющей единые процедуры и принципы оценки. Выше отмечены лишь некоторые из новшеств законопроекта. Резюмируя вышеуказанное, следует отметить, что новеллы законопроекта сводятся к следующим аспектам: - совершенствование законодательства в сфере оценочной деятельности, системы ее регулирования; - внедрение международных стандартов оценки; - отмена лицензирования оценочной деятельности для физических лиц с ее заменой на сертификацию оценщиков; - признание субъектами оценочной деятельности юридических лиц - оценочных организаций, являющихся членами одной из территориальных палат оценщиков; - выстраивание структуры палат оценщиков на принципах саморегулирования, путем введения контроля качества оценки, процедуры экспертизы отчетов оценщиков экспертными советами палат оценщиков; - создание компенсационного фонда в целях защиты прав потребителей и возмещения причиненного им ущерба, связанного с некачественной оценкой. Данные законодательные изменения, по нашему мнению, более точно и определенно отражают значимость и основную регулирующую роль законодательства, регулирующего оценочную деятельность на территории Республики Казахстан. Полагаем, что предусмотренные законопроектом нововведения будут способствовать повышению качества оценки объектов, создадут правовые условия для упрощения разрешительной системы, снизят административную нагрузку на бизнес, позволит привести оценочную деятельность в соответствие с международными требованиями.
Список использованных источников:
1. Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 20, ст. 381. 2. Отчет по аналитическому исследованию «Разработка рекомендаций по совершенствованию разрешительной системы и методики по отнесению видов деятельности к регулируемым видам деятельности (лицензирование, сертификация, аккредитация)». Астана, 2008г. 3. Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2009 года № 197-IV«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности» // Ведомости Парламента РК, 2009 г., № 23 (2551-2552), ст. 98.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |