|
|
|
К вопросу о совершенствовании информационно-цифрового законодательства в Республике Казахстан
Каржаубаев С.С. к.ю.н., и.о. руководителя отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
С момента обретения независимости Республика Казахстан постоянно проводит работу по совершенствованию информационно-цифрового законодательства. Важным компонентом развития информационно-цифрового законодательства является наличие правовой базы. Конституция Республики Казахстан содержит ряд норм, предусматривающих развитие информационно-цифрового законодательства. Так, пункт 1 статьи 18 Конституции РК гарантирует неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Наряду с этим, пункт 2 статьи 18 Конституции РК, предусматривает гарантии права на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [5]. Данные права, по сути определяет важное направление, связанное с безопасностью персональных данных, тайны личных сведений. Развитие цифровых коммуникаций и совершенствование онлайн доступа к государственным и банковским услугам порождают необходимость усиления защиты персональных данных от незаконного использования. Пункт 3 статьи 18 Конституции РК позволяет создавать условия для обеспечения возможности ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. Соответствующие обязанности возникают у государственных органов по обеспечению такого доступа граждан к информации. Такая гарантия позволила многие услуги оказывать онлайн. В этих целях создана и действует НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», которое оказывает гражданам государственные услуги через ЦОНы и в онлайн-формате через платформу «Е-gov». На сегодняшний день Государственная корпорация оказывает 1260 услуг. Большая половина этих услуг предоставляется в режиме онлайн [2]. Кроме того, действует мобильные приложения Kaspi и Halyk Bank, которые так же оказывают государственные услуги. Популярность этих приложений значительно увеличилась и в 2021 году этим сервисом воспользовались более 600 тысяч раз [2]. Все это позволяет констатировать тот факт, что государственные органы активно внедряют цифровые технологии. Наряду с указанными правами пункт 2 статьи 20 Конституции РК гарантирует каждому право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом [5]. Тем самым это право порождает создание механизма, гарантирующего каждому распространять информацию. Установив важность развития информационно-цифрового законодательства, Республика Казахстан создала нормативно-правовую базу. На сегодняшний день приняты и действуют ряд законов, подзаконных актов, регламентирующих информационно-цифровые отношения. Одним из важных законов в сфере информационно-цифрового законодательства выступает Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года. Данный закон регулирует общественные отношения в сфере информатизации, возникающие на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами при создании, развитии и эксплуатации объектов информатизации, а также при государственной поддержке развития отрасли информационно-коммуникационных технологий [3]. Ранее был принят и действовал на территории Казахстана Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 11 января 2007 года. Данный закон устанавливал правовые основы информатизации, регулировал общественные отношения, возникающие при создании, использовании и защите электронных информационных ресурсов и информационных систем. Налицо расширение сферы урегулирования отношений в информационной сфере. Закон 2007 года регулировал лишь правовые основы информатизации, а Закон 2015 года регулирует общественные отношения в сфере информатизации, что свидетельствует о расширении сферы правового воздействия. Следует отметить, что данная сфера постоянно совершенствуется и это в первую очередь зависит от нововведений в информационной сфере. Научно-технический прогресс заставляет законодателя реагировать на меняющиеся условия и факты. Поэтому закономерно такое положение в информационной сфере порождает законодателя совершенствовать законодательную базу. Так, действующий Закон об информатизации 2015 года вступивший в силу с 1 января 2016 года претерпел значительные изменения. Поправки в действующий закон принимались практически ежегодно. Так в 2017 году было принято два закона, вносящие поправки в редакцию действующего закона. В 2018 году было принято 5 законов, в 2019 – 4, в 2020 году – 2, в 2021 году – 4, в 2022 году – 4. Текущий 2023 год не стал исключением, так 6 февраля 2023 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровых активов и информатизации». В общей сложности в действующую редакцию Закона об информатизации 2015 года 22 (двадцатью двумя) законами вносились изменения и дополнения. Учитывая периодичность вносимых изменений и дополнений можно сделать вывод, что данный закон является стабильным. Другим законом, регулирующий данную сферу, выступает Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» от 16 ноября 2015 года. Данный закон, принят во исполнение конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом, предусмотренного пунктом 2 статьи 20 Конституции РК. Так же, как и Закон об информатизации 2015 года, в Закон о доступе к информации вносились изменения и дополнения. Так, в 2015 году был принят 1 закон, в 2016 – 3, в 2019 – 1, в 2020 году – 3, в 2021 году – 3, в 2022 году – 5. В общей сложности в действующую редакцию Закона о доступе к информации 2015 года 16 (шестнадцатью) законами вносились изменения и дополнения, за период с 1 января 2016 года по настоящее время, т.е. за 7 лет и 2 месяца. Учитывая периодичность вносимых изменений и дополнений можно сделать вывод, что данный закон является стабильным. Наряду с этими законами, которые непосредственно регулируют информационно-цифровую сферу, законодательство Казахстана представлено и другими законами, такими как Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 года, Закон Республики Казахстан «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года и другие законы. Но это не весь перечень законов, регулирующих информационно-цифровую сферу. Практически во многих законах предусмотрены нормы, регулирующие те или иные вопросы информационно-цифровой сферы. Что касается систематизации информационно-цифрового законодательства, то в данном направлении проводится определенная работа Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. Об этом неоднократно писали средства массовой информации [1]. Как известно, существует несколько видов систематизаций, к ним относятся инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация представляет собой объединение нормативных правовых актов в сборники. Данное направление не является приоритетным. Корпорация, так же представляет собой объединение нормативных правовых актов, путем исключения дублирующих актов, но в отличие от кодификации не нацелена на создание единого правого акта. Наиболее логически правильным способом систематизации законодательства является кодификация, представляющая собой создание одного нормативно правового акта, объединенная единым содержанием. Правовой основой кодификации стало поручения Президента Республики Казахстан К. Токаева касательно развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы от 21 апреля 2021 года № 21-01-11.3. Кроме того, о необходимости анализа законодательства на предмет достаточности механизмов, защищающих права, свободы и интересы граждан в результате использования инновационных цифровых технологий говорилось в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года [7]. В течение 2022 года была проведена работа, подготовлены проект Цифрового кодекса, сопутствующие документы и проекты сопутствующего закона. Вместе с тем, необходимо отметить, что подобный опыт создания кодифицированного закона является новым, как для Казахстана, так и для всех стран. Мировой опыт показывает, что ни в одной стране до сих пор не принят Цифровой кодекс, объединяющий все нормы информационно-цифрового законодательства. Существуют попытка создания такого кодекса в Кыргызской Республике. Поэтому многие эксперты приняли эту новость неоднозначно, указывая о поспешности реализации этого проекта [4]. Такая позиция имеет место, но это не отражается на необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в информационно-цифровой сфере. Необходимость любого совершенствования исходит их наличия проблем, которые необходимо решить правовыми средствами. Таковыми проблемами являются наличие определенных правонарушений в этой сфере. В этом плане выделяются два основных вида ответственности: административная и уголовная. Широкое распространение социальных сетей привело к определенного рода нарушениям, покушающихся на права граждан. Одним из таких нарушений является преследование (сталкинг). В противодействие данного правонарушения были приняты международные нормы, направленные против такого насилия. Статья 34 Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11 мая 2011 года (Стамбульская конвенция) предусматривает стандарт, предполагающий, что государство, которое ратифицировало Конвенцию обязано принять необходимые законодательные или иные меры для обеспечения того, чтобы намеренное поведение в виде неоднократного угрожающего поведения, направленного на другое лицо, которое вызывает у нее или него страх за свою безопасность, преследовалось в уголовном порядке [6]. При этом необходимо отметить, что уголовная ответственность за проявление чрезмерного внимания в сети Интернет отсутствует. Однако в Казахстане имеется административная ответственность, в соответствии с которой можно привлечь сталкеров к ответственности, но при этом существую определенные условия. Так, сталкера можно привлечь по статье 73 КоАП РК за оскорбительное приставание к лицам, состоящим с правонарушителем в сфере семейно-бытовых отношениях. По статье 434 КоАП РК за мелкое хулиганство или статье 449 КоАП РК за приставание в общественных местах можно привлечь только при наличии совершения этого правонарушения в общественном месте. Сети интернет не являются общественным местом и, следовательно, привлечение по данным статьям сталкеров является проблематичным. Кроме того, размер наказаний по статьям 73, 434 и 449 КоАП РК настолько не значителен, что он не может препятствовать совершению преследования. Более того, ни в УК РК, ни в КоАП РК нет наказаний за иные кроме оскорбительного приставания формы преследования за потерпевшим, а также не предусматривается санкций за преследование с применением насилия или с угрозой его применения, преследование в сети Интернет, в отношении несовершеннолетних и других лиц. Важным вопросом уголовной ответственности стал вопрос о придании совершению уголовного правонарушения с использованием искусственного интеллекта отягчающего обстоятельства. Как известно, многие преступления совершаются с использованием искусственного интеллекта, что облегчает совершение правонарушения. Что касается неправомерного доступа к информации в информационную систему или сеть телекоммуникаций, то такие правонарушения совершаются с помощью специальных программ, которые облегчают доступ к охраняемому законом информации, содержащейся на электронном носителе, в информационную систему или сеть телекоммуникаций. Объективная сторона статей 205, 208 УК РК заключается в умышленном неправомерном доступе к охраняемой законом информации, содержащейся на электронном носителе, в информационную систему или сеть телекоммуникаций, а также в умышленном неправомерном копировании или иное неправомерном завладении охраняемой законом информацией. Однако, в диспозиции данных статей отсутствует применение специальных программ. В целях защиты информационной безопасности, а также порядка защиты электронных информационных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры предполагается внесение соответствующих дополнений в статьи 205, 208 УК РК. Следующей проблемой является применение беспилотных аппаратов. Как известно, беспилотные аппараты все больше приникают в нашу жизнь и необходимо урегулировать данные правоотношения. Однако, существуют определенные правовые проблемы. Первое – правовое регулирование беспилотных аппаратов. На сегодняшний день только сфера применения беспилотных летательных аппаратов определенно урегулирована. Не урегулированы вопросы применения беспилотных транспортных средств и беспилотных надводных (подводных) средств. Второе – урегулировать вопросы применения беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования, придание им статуса. Представляется логически правильным придать беспилотному транспортному средству статус транспортного средства. Третье – урегулировать вопросы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности беспилотных транспортных средств. Четвертое – урегулировать вопросы материальной ответственности владельцев (собственников) и операторов беспилотных транспортных средств. Представленные проблемы не являются исчерпывающими, но они уже требуют своего решения, так как такие правонарушения уже имеют место быть в нашей повседневной жизни.
Список источников информации:
1. Более чем за Т156 млн намерены заказать разработку Цифрового кодекса Казахстана // https://kaztag.kz/ru/news/bolee-chem-za-t156-mln-namereny-zakazat-razrabotku-tsifrovogo-kodeksa-kazakhstana; Что будет регулировать Цифровой кодекс Казахстана? // https://orda.kz/chto-budet-regulirovat-cifrovoj-kodeks-kazahstana/ 2. Годовой отчет «Государственная корпорация «Правительство для граждан» за 2021 год // https://gov4c.kz/upload/iblock/9a6/du0wsmoy4we951wsxi7baxyabwkfrknt.pdf 3. Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000418 4. Идрышева С.К. О Цифровом кодексе Казахстана // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34311746&pos=6;-106#pos=6;-106 5. Конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ 6. Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11 мая 2011 года (Стамбульская конвенция) // https://rm.coe.int/168046253f 7. Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года» от 15 октября 2021 года //
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |