|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 27. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ Административными правонарушениями, посягающими на установленный порядок управления следует признавать противоправные, виновные и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения, в которых государством установлен определенный порядок реализации прав и обязанностей гражданами, должностными и юридическими лицами. Законодателем административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления закреплены в 57 статьях КоАП (ст. ст. 457-509). Общим объектом данных административных правонарушений являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в установленном государством порядке реализации прав и обязанностей гражданами, должностными и юридическими лицами. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами социальной жизни в обществе. С объективной стороны рассматриваемые административные правонарушения совершаются в форме как активных действий, так и в форме бездействия. С субъективной стороны административные правонарушения данной группы совершаются, как правило, умышленно. Субъектами административных правонарушений против порядка управления являются физические, должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных правонарушений в этой сфере возможно только специальным субъектом. Например, за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 473 КоАП), отказ в постановке на налоговый учет или нарушение сроков постановки на налоговый учет (ст. 475 КоАП) административной ответственности подлежат соответствующие должностные лица, уполномоченные в предусмотренных законом случаях совершать указанные действия. Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются по своему выражению формальными, т. е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.
Статья 457. Нарушение законодательства Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации нормативных правовых актов 1. Непредставление должностным лицом на государственную регистрацию нормативного правового акта, подлежащего такой регистрации, в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, - влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 2. Применение должностным лицом нормативного правового акта, утратившего силу в установленном порядке, признанного судом недействительным, официально неопубликованного в установленном порядке, не введенного в действие, либо действие которого приостановлено уполномоченным органом, а также не прошедшего государственную регистрацию в органах юстиции, - влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей. 3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Объектом, комментируемого административного правонарушения, является установленный порядок управления в сфере соблюдения законодательства Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации нормативных правовых актов. Предметом правонарушения является нормативно-правовой акт, понятие которому дано п. 25 статьи 1 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах». Нормативный правовой акт - письменный официальный документ на бумажном носителе и идентичный ему электронный документ установленной формы, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченным органом, устанавливающий нормы права, изменяющий, дополняющий, прекращающий или приостанавливающий их действие. Объективная сторона части 1 рассматриваемой статьи характеризуется одним противоправным действием (бездействием) в виде непредставления должностным лицом на государственную регистрацию нормативного правового акта, подлежащего такой регистрации, в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан. В соответствии со статьей 44 Закона РК от 6 апреля 2016 года № 480 «О правовых актах» необходимым условием для вступления в силу нормативно-правового акта является государственная регистрация в органах юстиции Республики Казахстан. Такими нормативно-правовыми актами являются: 1) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов; 2) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; 3) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 4) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя проведение органами юстиции юридической экспертизы на предмет наличия в акте нормы права и принятия решения о необходимости его государственной регистрации, определение соответствия нормативного правового акта законодательству Республики Казахстан и внесение его в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением номера государственной регистрации. Механизм проведения юридической экспертизы утвержден приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 26 сентября 2016 года № 800 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению юридической(правовой) экспертизы проектов законов». Требования государственной регистрации не распространяются на: 1) нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда РК; 2) нормативные правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия уполномоченных органов с другими государственными органами и не распространяющиеся на третьих лиц; 3) нормативные правовые акты, определяющие статус и полномочия государственного органа; 4) нормативные правовые акты, устанавливающие квалификационные требования к претендентам (кандидатам) на занятие государственной должности и разработанные на основании типовых квалификационных требований; 5) нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты[1183]. Отказ в регистрации нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, может быть обжалован заинтересованным государственным органом в судебном порядке. Не зарегистрированные в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, должны быть отменены органом, издавшим их. Сроки предоставления нормативных правовых актов в Министерство юстиции Республики Казахстан или его территориальные органы определены п.27 Правил оформления, согласования, государственной регистрации нормативных правовых актов и их отмены, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 568 в следующие сроки: 1) в электронном виде посредством Интранет портала государственных органов - в день их утверждения; 2) в бумажном виде - в течение трех рабочих дней со дня их утверждения. Срок представления нормативных правовых актов, принимаемых коллегиальными государственными органами и маслихатами, составляет не более семи рабочих дней со дня проведения заседания коллегиального органа или сессии маслихата, на котором приняты данные акты. В случаях согласования нормативного правового акта заинтересованными государственными органами либо принятия совместного акта, указанный акт представляется на государственную регистрацию: 1) в электронном виде посредством Интранет портала государственных органов - в течение одного рабочего дня со дня согласования либо подписания последним из заинтересованных государственных органов в день их утверждения; 2) в бумажном виде - в течение трех рабочих дней со дня согласования либо подписания последним из заинтересованных государственных органов. [1184] Объективная сторона 2 части исследуемой статьи характеризуется противоправным действием в форме применения нормативного правового акта, который: 1) утратил силу в установленном порядке; 2) признан судом недействительным; 3) официально не опубликован в установленном порядке; 4) не введен в действие; 5) приостановлен уполномоченным органом; 6) не прошел государственную регистрацию в органах юстиции. Сроки действия нормативного правового акта установлены статьями 45 и 46 Закона РК от 6 апреля 2016 года № 480 «О правовых актах». Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его отдельной части (отдельных частей). В этом случае должно быть указано, на какой срок нормативный правовой акт или его часть сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер. Действие нормативного правового акта или его отдельных норм может быть приостановлено на определенный срок. Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм осуществляется отдельным нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случаях: 1) истечения срока, на который был принят акт (его часть или части); 2) принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного нормативного правового акта, его части (часть) или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части); 3) признания принятого акта неконституционным в порядке, установленном Конституцией РК; 4) признания акта или его части (частей) утратившим силу органом, принявшим этот акт, или иным уполномоченным на это органом. Не зарегистрированные в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, не могут применяться, а должны быть отменены органом, издавшим их. Порядок отмены государственной регистрации нормативных правовых актов урегулирован п.п. 39-41 Правил оформления, согласования, государственной регистрации нормативных правовых актов и их отмены, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 568. После вступления в силу решения суда об отмене государственной регистрации нормативного правового акта органами юстиции в течение трех рабочих дней с момента получения решения суда: 1) вносится запись об отмене государственной регистрации нормативного правового акта в реестр государственной регистрации нормативных правовых актов; 2) направляются сведения об отмене государственной регистрации нормативного правового акта в государственное предприятие для официального опубликования. Объективная сторона 3 части комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки первой и второй части статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания. Субъективная сторона по всем частям рассматриваемой статьи может быть выражена как в виде прямого умысла, так и неосторожностью. Субъектом правонарушения является должностное лицо, по вине которого произошло нарушения порядка обращения нормативного правового акта. В соответствии со статьей 30 КоАП должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. Правом составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административное взыскание имеют право руководители органа юстиции в области государственной регистрации нормативных правовых актов, в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов и его заместители, руководитель областного, города республиканского значения и столицы органов юстиции и его заместители (ст. 694 КоАП). В случае выявления прокурором правонарушения, предусмотренного статьей 457 КоАП, он имеет право возбудить производство по делу об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Согласно п.п.9 п.1 статьи 44 Закона РК «О прокуратуре» прокурор наделен полномочиями возбуждать и прекращать производство по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях.
Статья 458. Нарушение порядка использования Государственного Флага Республики Казахстан, Государственного Герба Республики Казахстан, а также использования и исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан 1. Незаконное использование Государственного Флага Республики Казахстан, Государственного Герба Республики Казахстан и их изображений, а также использование и исполнение Государственного Гимна Республики Казахстан с нарушением требований законодательства Республики Казахстан - влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Неиспользование государственных символов в случаях, когда их использование является обязательным, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере ста месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок обращения с государственными символами Республики Казахстан. Предметом правонарушения является государственные символы: Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн Республики Казахстан. Статья 9 Конституции РК гласит, что Республика Казахстан имеет государственные символы - Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом. Понятия государственных символов даны Конституционным законом РК от 4 июня 2007 года «О государственных символах Республики Казахстан». Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. У древка - национальный орнамент в виде вертикальной полосы. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента - цвета золота. Соотношение ширины Флага к его длине - 1:2. Государственный Герб Республики Казахстан имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена объемная пятиконечная звезда, а в нижней части - надпись «QAZAQSTAN». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических крылатых коней, а также надписи «QAZAQSTAN» - цвета золота. Государственный Гимн Республики Казахстан представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом. Эталоны Государственного Флага и Государственного Герба Республики Казахстан хранятся в Резиденции Президента Республики Казахстан. Объективная сторона 1 части рассматриваемой статьи выражена противоправными действиями (бездействиями) и характеризуется двумя квалифицирующими признаками в виде: 1) незаконное использование Государственного Флага Республики Казахстан, Государственного Герба Республики Казахстан и их изображений; 2) использование и исполнение Государственного Гимна Республики Казахстан с нарушением требований законодательства Республики Казахстан. Правила использования (установления, размещение) Государственного Флага, Государственного Герба и Государственного Гимна Республики Казахстан установлены постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2007 года № 873. Места, где разрешено устанавливать, размещать Государственный флаг Республики Казахстан, перечислены в п.2 вышеуказанных Правил. Порядок использования (установления, размещения) Государственного Флага и его изображения в соединениях, воинских частях, подразделениях, учреждениях Вооруженных Сил и других войск и воинских формированиях определяется общевоинскими уставами. Например, Общевоинскими уставами Вооруженных сил и других войск и воинских формирований, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 364, устанавливают такой порядок. Пункт 209 устава гласит «Государственный Флаг Республики Казахстан и изображение Государственного Герба Республики Казахстан, а также вывески с наименованием воинской части размещаются на зданиях штабов воинских частей на постоянной основе и должны освещаться в темное время суток». Государственный Флаг Республики Казахстан может использоваться (устанавливаться, размещаться) физическими и юридическими лицами в целях выражения патриотических чувств, казахстанской идентичности, поддержки достижений страны, ее граждан в рамках публичных мероприятий и действий индивидуального выражения. Использование Государственного Флага Республики Казахстан не допускается с нарушением требований национального стандарта. Государственный Флаг Республики Казахстан не может быть использован в качестве предмета для надругательства. [1185] Музыкальная редакция и текст Государственного Гимна Республики Казахстан утверждена приложением 3 Конституционного Закона РК «О государственных символах Республики Казахстан» и исполняется: 1) при вступлении в должность Президента Республики Казахстан - после принесения им присяги; 2) при открытии и закрытии сессий Парламента Республики Казахстан; 3) при открытии торжественных собраний и заседаний, посвященных национальному и государственным праздникам Республики Казахстан, а также иным торжественным мероприятиям; 4) при выходе в эфир теле-, радиоканалов ежесуточно в начале и по окончании их вещания; 5) при открытии памятников, монументов, обелисков и других сооружений в ознаменование важнейших исторических событий в жизни народа Республики Казахстан; 6) при поднятии Государственного Флага Республики Казахстан во время официальных и торжественных церемоний, спортивных мероприятий, проводимых государственными органами, а также общественными объединениями и иными организациями Республики Казахстан; 7) при встрече глав иностранных государств, посещающих Республику Казахстан с государственным или официальным визитами, после исполнения государственного гимна соответствующего иностранного государства; 8) в организациях образования, реализующих образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, при церемониях открытия нового учебного года и окончания учебного года, а также при проведении иных торжественных мероприятий; 9) при проведении спортивных мероприятий с участием национальной (сборной) команды Республики Казахстан. Субъектами рассматриваемого правонарушения по части 1 могут быть как физические, так и юридические лица. Объективная сторона 2 части комментируемой статьи выражена противоправным бездействием в виде неиспользование государственных символов в случаях, когда их использование является обязательным. В соответствии с п. 22 Правил использования (установления, размещения) Государственного Флага, изображение Государственного Флага Республики Казахстан в обязательном порядке размещается: 1) на веб-сайтах Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства, министерств и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их ведомств и территориальных подразделений, Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда и местных судов Республики Казахстан, местных представительных и исполнительных органов, а также загранучреждений Республики Казахстан; 2) на воздушных судах, а также на космических аппаратах Республики Казахстан. На основании п. 34-1 Правил использования Государственного Гимна Республики Казахстан, текст Государственного Гимна Республики Казахстан в обязательном порядке размещается в помещениях (части помещений), отведенных для экспозиции, посвященной государственной символике, государственных юридических лиц, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, а также иных акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, в отношении которых Республика Казахстан выступает единственным акционером (участником). Помещения (части помещений), отведенные для экспозиции, посвященной государственной символике Республики Казахстан, где размещается текст Государственного Гимна Республики Казахстан, должны быть эстетично оформлены и размещены вдали от хозяйственно-бытовых комнат, прохода и гардероба. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституционного Закона РК от 4 июня 2007 года № 258 изображение Государственного Герба в обязательном порядке размещается: 1) на печатях и бланках документов Президента Республики Казахстан и его Администрации, Парламента, его палат и их аппаратов, Бюро палат Парламента Республики Казахстан, Правительства и Канцелярии Премьер-Министра, министерств, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их ведомств и территориальных подразделений, Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда и местных судов Республики Казахстан, соединений, воинских частей, подразделений и учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, местных представительных, исполнительных органов и иных государственных организаций; 2) на печатях нотариусов; 3) на официальных изданиях Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства, Конституционного Совета и Верховного Суда РК; 4) на банкнотах и монетах Национального Банка Республики Казахстан, государственных ценных бумагах Республики Казахстан; 5) на удостоверении личности, свидетельстве о рождении, паспорте и иных паспортах, выдаваемых гражданам Республики Казахстан, служебных удостоверениях сотрудников государственных органов и государственных организаций; 6) на пограничных столбах, устанавливаемых на Государственной границе Республики Казахстан; 7) на веб-сайтах Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства, министерств, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их ведомств и территориальных подразделений, Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда и местных судов Республики Казахстан, местных представительных и исполнительных органов, а также загранучреждений Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи выступает должностное лицо, которое прямо определено санкцией настоящей нормы. В соответствии со статьей 30 КоАП должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. Объективная сторона 3 части комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки первой и второй части статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания. Субъектом правонарушения по части 3 является лица, по вине которых произошло нарушения порядка использования и неиспользования государственных символов. Статус субъектов правонарушения указан в комментарии к части 1 и 2 настоящей статьи. Субъективная сторона по всем частям рассматриваемой статьи может быть выражена как в виде прямого умысла, так и неосторожностью. Возбуждать производство по комментируемой статье и налагать административное взыскание имеют право: 1) председатели комитетов и начальники департаментов Министерства внутренних дел, начальники территориальных органов внутренних дел, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы области, города республиканского значения, столицы, их заместители (п.1 ч. 2 ст. 685 КоАП); 2) начальники отделов, отделений полиции, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы района (города, района в городе) и их заместители (п.2, ч. 2, ст. 685 КоАП); 3) начальники линейных отделов, отделений, пунктов полиции органов внутренних дел и их заместители (п.3, ч. 2, ст. 685 КоАП).
Статья 459. Нарушение порядка последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов Нарушение порядка последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов, совершенное в виде: 1) последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов, не прошедших экспертизу на соответствие публикуемых ими текстов эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан; 2) неопубликования в точном соответствии эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан; 3) неуказания даты введения в действие; 4) последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов с комментариями печатного издания к публикуемым нормативным правовым актам, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Объектом комментируемого административного правонарушения является установленный порядок управления в сфере соблюдения законодательства Республики Казахстан по вопросам опубликования нормативных правовых актов. Предметом правонарушения является нормативно-правовой акт, понятие которому дано п. 25 статьи 1 Закона РК от 6 апреля 2016 года № 480 «О правовых актах». Нормативный правовой акт - письменный официальный документ на бумажном носителе и идентичный ему электронный документ установленной формы, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченным органом, устанавливающий нормы права, изменяющий, дополняющий, прекращающий или приостанавливающий их действие. Объективная сторона комментируемой статьи характеризуется противоправными действиями (бездействием) выраженные нарушением порядка последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов. Нарушения процесса официального опубликования нормативных правовых актов характеризуется в виде: 1) последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов, не прошедших экспертизу на соответствие публикуемых ими текстов эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан; 2) неопубликования в точном соответствии эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан; 3) неуказания даты введения в действие; 4) последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов с комментариями печатного издания к публикуемым нормативным правовым актам. Только вышеперечисленные противоправные действия (бездействия) образуют состав правонарушения, перечисленные в диспозиции статьи 459 КоАП, и расширенному толкованию не подлежат. Обязательность официального опубликования нормативных правовых актов предусмотрена ст. 37 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах». Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. Официальными изданиями являются Ведомости Парламента РК, Собрание актов Президента РК и Правительства РК, «Вестник Национального Банка Республики Казахстан». Официальное опубликование законодательных актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе. Механизм проведение конкурса на получение права официального опубликования законодательных актов периодическими изданиями утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 762. Этим правовым актом даны следующие понятия: 1) конкурс - способ определения периодических печатных изданий с целью предоставления им права официального опубликования законодательных актов; 2) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца; 3) законодательный акт - закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РК, конституционный закон, указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона, кодекс, консолидированный закон, закон, указ Президента РК, имеющий силу закона, постановление Парламента РК, постановления Сената и Мажилиса Парламента РК. Конкурс проводится в целях предоставления права на официальное опубликование следующих законодательных актов: 1) законов, вносящих изменения и дополнения в Конституцию РК; 2) конституционных законов Республики Казахстан и указов Президента РК, имеющих силу конституционного закона; 3) кодексов Республики Казахстан; 4) консолидированных законов Республики Казахстан, законов Республики Казахстан, а также указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона; 5) постановлений Парламента Республики Казахстан, постановлений Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде. В соответствии с п.15 ст. 1 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов это совокупность нормативных правовых актов на бумажном носителе и электронная система нормативных правовых актов в форме электронного документа, сведения о которых внесены в государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан. Согласно п. 12 ст. 1 Закона РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи. Порядок формирования Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также внесению в него сведений утверждены приказом Министра юстиции РК от 22 сентября 2016 года № 786. Нормативные правовые акты с пометкой «Для служебного пользования», «Без опубликования в печати», «Не для печати» размещаются в Эталонном контрольном банке в электронном виде в виде реквизитов. Не подлежат включению в Эталонный контрольный банк нормативные правовые акты с грифом «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Первое официальное опубликование нормативных правовых актов должно быть осуществлено одновременно на казахском и русском языках в течение тридцати календарных дней после дня их вступления в силу. В правоприменительной практике должны использоваться официальные публикации нормативных правовых актов. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования. Совместные нормативные правовые акты направляются в РЦПИ уполномоченным органом, определенным ответственным за разработку нормативного правового акта. Подписание нормативных правовых актов должно осуществляться регистрационным свидетельством удостоверяющего центра, которое используется для электронной цифровой подписи (при проверке значения поля «Использование ключа» (KeyUsage) регистрационного свидетельства содержатся значения «Цифровая подпись» и «Неотрекаемость») в соответствии с Правилами проверки подлинности электронной цифровой подписи, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 декабря 2015 года № 1187. Подписание электронной цифровой подписью совместных нормативных правовых актов обеспечивается уполномоченным органом, определенным ответственным за разработку нормативного правового акта. На нормативные правовые акты, направляемые государственными органами, в системе электронного документооборота заполняется карточка, включающая реквизиты нормативных правовых актов и справочно-информационные данные о нормативном правовом акте. В тексты нормативных правовых актов в формате DOC или DOCX реквизиты нормативных правовых актов и справочно-информационные данные о нормативном правовом акте, за исключением заголовка, не включаются. Субъектом правонарушения является юридические лица в виде субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. В соответствии со статьей 33 КоАП юридические лица подлежат административной ответственности, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом, или работником индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Субъективная сторона рассматриваемой статьи может быть выражен как в виде прямого умысла, так и неосторожностью. Правом составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административное взыскание имеют право руководители органа юстиции в области государственной регистрации нормативных правовых актов, в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов и его заместители, руководитель областного, города республиканского значения и столицы органов юстиции и его заместители (ст. 694 КоАП).
Статья 460 Нарушение срока подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество 1. Нарушение физическими и (или) юридическими лицами установленного Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» срока подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - влечет предупреждение. 2. То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на юридических лиц - в размере двадцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Цель комментируемой статьи - обеспечить административно-правовое воздействие в отношении физических и юридических лиц по соблюдению срока подачи заявления о государственной регистрации, установленного статьей 9 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» от 26 июля 2007 года. Закон определяет понятие и содержание недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, осуществляемой путем принятия юридического акта о признании и подтверждении государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан. Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Непосредственный предмет посягательства - установленный законом срок подачи заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |