|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 26. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ
Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией РК[1175]. Важнейшими гарантиями стабильности, эффективности государственного управления в современном демократическом обществе является наличие средств массовой коммуникации, объективно освещающие политические события. Поэтому средства массовой информации как должны быть свободны от политического влияния, так и должны предоставлять гражданам реальные возможности публичного самовыражения, свободы слова. В современном обществе пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами жизни. Такие законодательные акты как Закон РК от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», Закон РК от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации», Закон РК от 24 ноября 2015 года «Об информатизации», Закон РК от 18 января 2012 года «О телерадиовещании», Закон РК от 19 декабря 2003 года «О рекламе» регламентируют деятельность средств массовой информации. Глава 26 КоАП содержит составы административных правонарушений в области печати и информации, родовым объектом которых является общественные отношения, охраняемые вышеназванными законодательными актами.
Статья 451. Нарушение законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации 1. Распространение продукции средства массовой информации, сообщений и материалов информационного агентства и сетевого издания без постановки на учет либо после вынесения решения о приостановлении, прекращении их выпуска (выхода в эфир) или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу - влечет штраф на должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей, с конфискацией продукции средства массовой информации. 2. Производство, изготовление, тиражирование и (или) распространение продукции средства массовой информации, сообщений и материалов информационного агентства и сетевого издания без переучета в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, периодичности выпуска - влекут штраф на должностных лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут запрещение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации. 4. Распространение с нарушением требований законодательства Республики Казахстан в средствах массовой информации или по сетям телекоммуникаций персональных и биометрических данных, иной информации, позволяющей установить личность несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), а также подозреваемого и (или) обвиняемого в совершении административного и (или) уголовного правонарушения, за исключением несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, включая информацию об их родителях и иных законных представителях, - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей. 5. Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических и должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и субъектов предпринимательства в виде административного штрафа с конфискацией за распространение продукции средства массовой информации, сообщений и материалов информационного агентства и сетевого издания без постановки на учет либо после вынесения решения о приостановлении, прекращении их выпуска (выхода в эфир) или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок соблюдения требований к распространению продукции средства массовой информации. Согласно Закону РК от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации», (далее - Закон) под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ и размещение информации на интернет-ресурсах. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 451 КоАП характеризуется действием, а именно: - распространение продукции средства массовой информации, сообщений и материалов информационного агентства и сетевого издания без постановки на учет; - либо распространение продукции средства массовой информации, сообщений и материалов информационного агентства и сетевого издания после вынесения решения о приостановлении, прекращении их выпуска (выхода в эфир) или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу. Согласно требованиям статьи 10 закона, периодические печатные издания, информационные агентства, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет. Из этого правила есть исключения, а именно, статья 12 закона предусматривает освобождение от постановки на учет периодических печатных изданий тиражом менее ста экземпляров, официальных, нормативных и иных актов и бюллетеней судебной практики. Согласно пункту 1 статьи 13 закона, приостановление либо прекращение выпуска или распространения продукции средства массовой информации, поставленного на учет в уполномоченном органе, возможно по решению собственника или суда. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, выхода в эфир теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, временное приостановление деятельности сетевого издания, а также распространения продукции средства массовой информации до устранения причин, послуживших основанием для приостановления. Приостановление выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев[1176]. Пункт 3 статьи 13 содержит следующие основания для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации: - пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства; - разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; - распространение информации, пропагандирующей суицид; - раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения; - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; - распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов, а также демонстрация киновидеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера; - использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации; - осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения; - принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций; - об авторском праве и смежных правах в Интернете; - а также нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 10 Закона, который предусматривает, а именно, что периодическое печатное издание, информационное агентство и сетевое издание подлежат переучету в случаях смены собственника или изменения его наименования, а также названия, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска. Основаниями для прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации, согласно пункту 4 статьи 13 закона являются: - пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны; - пропаганда экстремизма или терроризма; - публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды; - а также неустранение причин приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленный срок. Под пропагандой в средствах массовой информации понимается распространение взглядов, фактов, аргументов и иной информации, в том числе намеренно искаженной, для формирования положительного общественного мнения о запрещенной законодательством Республики Казахстан информации и (или) побуждения к совершению противоправного действия или бездействию неограниченного круга лиц.[1177] Прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет. В случае приостановления либо прекращения по вступившему в законную силу решению суда выпуска средства массовой информации либо продукции средства массовой информации, когда средством массовой информации является интернет-ресурс, уполномоченные государственные органы, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить или прекратить выпуск средства массовой информации либо распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи являются должностные лица и субъекты предпринимательства (специальный субъект). Санкция предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа с конфискацией продукции средства массовой информации. Субъективная сторона деяний, предусмотренных частью 1 ст. 451 КоАП, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным, то есть считается оконченным с момента обнаружения контролирующим органом факта правонарушения и не требуется установления факта причинения материального вреда. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и субъектов предпринимательства за производство, изготовление, тиражирование и (или) распространение продукции средства массовой информации, сообщений и материалов информационного агентства и сетевого издания без переучета в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, периодичности выпуска. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок соблюдения требований периодическим печатным изданием, информационным агентством и сетевым изданием к переучету. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи выражается в действии, а именно - производство, изготовление, тиражирование и (или) распространение продукции средства массовой информации, сообщений и материалов информационного агентства и сетевого издания без переучета в случаях, указанных в пункте 6 статьи 10 закона. Согласно этой норме, периодическое печатное издание, информационное агентство и сетевое издание подлежат переучету в случаях смены собственника или изменения его наименования, а также названия, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи являются должностные лица и субъекты предпринимательства (специальный субъект). Санкция предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев. Субъективная сторона деяний, предусмотренных частью 2 ст. 451 КоАП, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным, то есть считается оконченным с момента обнаружения контролирующим органом факта правонарушения и не требуется установления факта причинения материального вреда. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение деяния, предусмотренного частью 2 статьи 451 КоАП. Санкция предусматривает запрет выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа за распространение с нарушением требований законодательства Республики Казахстан в средствах массовой информации или по сетям телекоммуникаций персональных и биометрических данных, иной информации, позволяющей установить личность несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), а также подозреваемого и (или) обвиняемого в совершении административного и (или) уголовного правонарушения, за исключением несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, включая информацию об их родителях и иных законных представителях. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок соблюдения требований к распространению в средствах массовой информации или по сетям телекоммуникаций персональных и биометрических данных, иной информации о несовершеннолетних, родителях и иных законных представителях. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 комментируемой статьи выражается в действии, а именно в распространении персональных и биометрических данных, иной информации о несовершеннолетних, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), а также подозреваемого и (или) обвиняемого в совершении административного и (или) уголовного правонарушения, за исключением несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, включая информацию об их родителях и иных законных представителях. Согласно подпунктам 1), 2) статьи 1 закона, биометрические данные – это персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность; персональные данные – это сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе. Согласно пункту 3-4 статьи 14 закона, запрещается распространение в средствах массовой информации или сетях телекоммуникаций персональных и биометрических данных лица, включая информацию об его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о: 1) ребенке, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия); 2) несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений. Действие, описанные в подпункте 2) пункта 3-4 не распространяется на несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении тяжких и (или) особо тяжких преступлений, включая информацию об их родителях и иных законных представителях. Субъективная сторона деяний, предусмотренных частью 4 ст. 451 КоАП, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным, то есть считается оконченным с момента обнаружения контролирующим органом факта правонарушения и не требуется установления факта причинения материального вреда. Субъектом являются физические, должностные лица, а также субъекты предпринимательства. В качестве примера можно привести Постановление № 4а-610/2018 от 8 октября 2018 года, вынесенное Оренбургским областным судьей (Российская Федерация)[1178]. Подобная норма КоАП как незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния содержится в части 3 ст. 13.15 КоАП РФ. Согласно ч. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействий), включая фамилии, имени, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. Из анализа Постановления следует, что в ходе внепланового систематического наблюдения в отношении СМИ «______» (приказ от 22 января 2018 года № __, докладная записка от 25 января 2018 года № ___) Управлением Роскомнадзора по Оренбургской области выявлено нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Установлено, что с 17 января 2018 года по 19 января 2018 года СМИ «___» в сети Интернет опубликованы статьи: «СК: в Оренбурге в автомобиле Land Cruiser убиты предприниматель и его семилетний сын»; «Двойное убийство в Восточном: RIA56 публикует фото с места происшествия»; «Озвучены обстоятельства убийства предпринимателя в Оренбурге»; «У убитого предпринимателя ФИО остались жена и двухлетняя дочь»; «Сутки спустя: в Оренбурге продолжаются поиски убийц предпринимателя и ребенка»; «В Оренбурге прошла траурная панихида по убитым ФИО и его 7-летнему сыну». Анализ содержания статей показал, что в них содержится информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий: фамилия, имя, возраст ребенка и фамилия, имя, возраст, место работы и фотография отца. То есть информация, позволяющая в совокупности прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего ребенка. В соответствии с ч. 4 ст. 41 Закона о средствах массовой информации редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в ч. 6 ст. 4 этого Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). Сразу здесь отметим особенность российского законодательства в отличии от казахстанского, которая заключается в том, что распространение информации допустимо при соблюдении двух условий: ее распространение осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и наличие согласия законного представителя несовершеннолетнего на ее распространение. Также указано отсутствие в редакции письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий, на распространение какой-либо информации о нем. Кроме того, скриншоты, сделанные с официальных сайтов Следственного комитета Российской Федерации, подтверждают, что персональные данные несовершеннолетнего ребенка и его отца не содержатся в статьях, опубликованных на сайте Следственного комитета Российской Федерации. Доказательств того, что материалы, содержащие информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, были опубликованы СМИ «___» при получении официального обращения правоохранительных органов к редакции, материалами дела не подтверждается. В целях поимки преступников и защиты правопорядка раскрытия персональных данных несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий, не требовалось. Целям обнаружения и раскрытия угрозы общественной безопасности указанные данные не служат. Учитывая изложенные обстоятельства, распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, позволяющих прямо или косвенно установить личность такого ребенка, не подпадает под случаи, когда согласие законного представителя несовершеннолетнего не требуется. Таким образом, применение части 3 статьи 13.15 КоАП РФ проиллюстрировано в вышеописанном Постановлении. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение деяния, предусмотренного частью 4 статьи 451 КоАП. Согласно части 1 статьи 684 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1, 2, 3 статьи 451 КоАП рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов. Согласно части 1 статьи 692-1 КоАП, уполномоченный орган в области информации рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 4,5 статьи 451 КоАП. Согласно подпункту 62) части 1 статьи 804 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1,2,3 статьи 451 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица уполномоченного органа в области информации.
Статья 452. Нарушение законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании 1. Нарушение законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании теле-, радиокомпаниями, совершенное в виде: 1) распространения отечественными теле-, радиоканалами менее установленной нормы процентов отечественных теле-, радиопрограмм; 2) распространения на телеканале телепрограмм новостного характера без обеспечения сурдопереводом или переводом в виде субтитров; 3) распространения на телеканале дополнительной информации, превышающей пятнадцать процентов площади кадра; 4) необеспечения качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм в соответствии с правилами присоединения технических средств телерадиовещания к сетям операторов телерадиовещания, технической эксплуатации систем телерадиовещания и требованиями национальных стандартов телерадиовещания, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере четырехсот месячных расчетных показателей. 3. Распространение передач по телерадиовещательным каналам на казахском языке менее суммарного объема передач на других языках в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, - влечет предупреждение или штраф на должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей. 4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с лишением лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания и приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев. 5. Вещание в еженедельном объеме отечественными теле-, радиоканалами ретрансляции теле-, радиопрограмм иностранных теле-, радиоканалов, превышающем двадцать процентов от общего объема теле-, радиопрограмм, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти, юридических лиц - в размере ста месячных расчетных показателей. 6. Действие, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на должностных лиц в размере ста, на юридических лиц - в размере двухсот месячных расчетных показателей. 7. Нарушение законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании операторами телерадиовещания, совершенное в виде: 1) нераспространения операторами телерадиовещания обязательных теле-, радиоканалов; 2) нарушения операторами телерадиовещания условий ретрансляции теле-, радиоканала, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей. 8. Деяния, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере четырехсот месячных расчетных показателей. 9. Нарушение законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании теле-, радиокомпаниями и операторами телерадиовещания, совершенное в виде: 1) организации системы коллективного приема, не предусматривающей коммерческой цели без письменного согласия собственников здания и (или) зданий; 3) несвоевременного распространения операторами телерадиовещания и теле-, радиокомпаниями сигнала оповещения населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка; 4) использования технических средств телерадиовещания, не прошедших процедуры подтверждения соответствия; 5) создания помех радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи посредством индивидуальных наземных спутниковых приемных устройств; 6) распространения операторами телерадиовещания теле-, радиоканалов, не поставленных на учет, переучет в уполномоченном органе, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей. 10. Деяния, предусмотренные частью девятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере четырехсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц, некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в виде административного штрафа за нарушение теле-, радиокомпаниями законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании. Общественные отношения в области телерадиовещания, права и обязанности субъектов телерадиовещания регулируются Законом РК «О телерадиовещании» от 18 января 2012 года (далее - закон). Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 452 КоАП характеризуется следующими действиями, бездействием, а именно: - распространения отечественными теле-, радиоканалами менее установленной нормы процентов отечественных теле-, радиопрограмм; Так, согласно статье 28 закона, в еженедельном объеме телерадиовещания отечественных телеканалов количество отечественных телепрограмм, за исключением рекламы, должно составлять не менее пятидесяти процентов. В еженедельном объеме радиовещания отечественных радиоканалов количество музыкальных произведений казахстанских авторов либо исполнителей и отечественных радиопрограмм, за исключением рекламы, должно составлять: с 1 января 2018 года – не менее сорока пяти процентов; с 1 января 2020 года – не менее пятидесяти процентов. - распространения на телеканале телепрограмм новостного характера без обеспечения сурдопереводом или переводом в виде субтитров; Для защиты прав инвалидов при распространении телепрограмм, согласно статье 30 закона, не менее одной телепрограммы новостного характера в период с шестнадцати до двадцати двух часов местного времени обеспечивается сурдопереводом или переводом в виде субтитров. Обязательные сообщения, размещаемые на телеканалах, обеспечиваются сурдопереводом или переводом в виде субтитров. Согласно подпункту 10) статьи 1 закона, под субтитрами понимается способ распространения информации, содержащейся в телепрограмме, посредством текстового дублирования звукового сопровождения оригинала телепрограммы. - распространения на телеканале дополнительной информации, превышающей пятнадцать процентов площади кадра; Согласно пункту 1 статьи 32 закона дополнительная информация представляет собой буквенную, цифровую, графическую информацию, транслируемую одновременно с основной телепрограммой с использованием одной частоты и (или) эфирного времени, содержание которой не связано с содержанием основной телепрограммы, передаваемой в составе телерадиовещательного сигнала. При этом пункт 2 этой же статьи закона устанавливает размер дополнительной информации, который не должен превышать двадцать пять процентов площади кадра и нарушать текстовый или информационный материал в телепрограммах. В связи с коллизией, возникшей между нормой КоАП и нормой закона, необходимо привести в соответствие. - необеспечения качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм в соответствии с правилами присоединения технических средств телерадиовещания к сетям операторов телерадиовещания, технической эксплуатации систем телерадиовещания и требованиями национальных стандартов телерадиовещания. Согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 23 закона, в обязанности теле-, радиокомпании входит обеспечение качества подачи теле-, радиоканалами теле-, радиопрограмм в соответствии с правилами присоединения технических средств телерадиовещания[1179] к сетям операторов телерадиовещания, технической эксплуатации систем телерадиовещания и требованиями национальных стандартов телерадиовещания, а также техническими параметрами качества телерадиовещания. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи являются должностные лица, некоммерческие организации и субъекты предпринимательства (специальный субъект). Санкция предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа. В данном случае специальным субъектом выступают теле-, радиокомпании. Согласно подункту 17) статьи 1 закона под теле-, радиокомпанией понимаются физическое или юридическое лицо, являющееся собственником теле-, радиоканала и получившее свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала. Субъективная сторона деяний, предусмотренных частью 1 ст. 452 КоАП, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным, то есть считается оконченным с момента обнаружения контролирующим органом факта правонарушения и не требуется установления факта причинения материального вреда. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение деяния, предусмотренного частью 1 статьи 452 КоАП. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение правил распространение передач по телерадиовещательным каналам на казахском языке. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок соблюдения требований распространения передач по телерадиовещательным каналам на казахском языке. Требования, предъявляемые к распространению передач на казахском языке содержаться в статье 10 закона. Так, согласно пункту 2 статьи 10, еженедельный объем теле-, радиопрограмм на казахском языке по времени не должен быть менее суммарного объема теле-, радиопрограмм на других языках. Объем теле-, радиопрограмм на казахском языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, не должен быть менее суммарного объема теле-, радиопрограмм на других языках.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |