|
|
|
Совместный приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 9 ноября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 ноября 2018 года № 69
Данная редакция действовала до внесения изменений от 1 декабря 2022 года
В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Утвердить: 1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации (далее - Критерии), согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу; 2) проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации в отношении периодических печатных изданий, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу; 3) проверочный лист в отношении информационных агентств и сетевых изданий, интернет-ресурсов, согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу. 2. Комитету информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан; 3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан; 4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа представление в Юридический департамент Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра информации и коммуникаций Республики Казахстан. 4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением строки, порядковый номер 4, приложения 1 к Критериям, порядковый номер 4, приложения 4 к Критериям и строки, порядковый номер 4, проверочного листа в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации в отношении периодических печатных изданий, которые вводятся в действие с 11 января 2019 года.
СОГЛАСОВАН Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Приложение 1 Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 9 ноября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 ноября 2018 года № 69
Критерии оценки степени риска
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации (далее - Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее - Кодекс) и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371). 2. В настоящих Критериях используются следующие понятия: 1) Субъекты (объекты) контроля в области средств массовой информации - периодические печатные издания, информационные агентства и сетевые издания, интернет-ресурсы; 2) незначительное нарушение - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в области средств массовой информации, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, но выполнение, которых является обязательным для субъектов (объектов) контроля при осуществлении своей деятельности, наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения; 3) значительное нарушение - нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области средств массовой информации, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровья человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также неисполнение предписаний уполномоченного органа, наличие двух подтвержденных жалоб либо обращений в отношении субъекта (объекта) контроля; 4) грубое нарушение - нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами в области средств массовой информации, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства Республики Казахстан (запрещается, не допускается, не разрешается), а также нарушение требований, которые влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства, наличие трех и более подтвержденных жалоб либо обращений в отношении субъекта (объекта) контроля; 5) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий; 6) система оценки рисков - комплекс мероприятий, проводимых органом контроля с целью профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля; 7) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации; 8) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля; 9) проверочный лист - перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. 3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
4. Определение риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства деятельностью субъектов (объектов) контроля, связанную с не обеспечением конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение ее любыми, не запрещенными законами, способами, свободы слова и творчества, информационной безопасности личности, общества и государства при использовании услуг средств массовой информации. 5. По объективным критериям к высокой степени риска относятся субъекты (объектов) контроля: собственники периодических печатных изданий. 6. По объективным критериям, не отнесенным, к высокой степени риска относятся субъекты (объектов) контроля: 1) собственники информационных агентств; 2) собственники сетевых изданий; 3) собственники интернет-ресурсов. 7. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Глава 3. Субъективные критерии
8. Определение субъективных критериев: 1) формирование базы данных и сбор информации; 2) анализ информации и оценка рисков. 9. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области средств массовой информации. Для оценки степени рисков по субъективным критериям используются следующие источники информации: результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации и другие); наличие и количество подтвержденных жалоб либо обращений на субъекты (объекта) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов; результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем; результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубая, значительная, незначительная) устанавливается в случаях несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах; результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями. 10. Оценка степени риска субъектов (объектов) контроля и отнесение их к высокой или проверяемых субъектов (объектов) контроля, не отнесенных к высокой степени риска по субъективным критериям, осуществляется по следующим показателям: 1) субъективные критерии по информационному источнику «результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации и другие), в том числе в порядке, определенном правилами проведения мониторинга средств массовой информации» определяются согласно приложению 1 к настоящим Критериям; 2) субъективные критерии по информационному источнику «наличие и количество подтвержденных жалоб либо обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов» определяются согласно приложению 2 к настоящим Критериям; 3) субъективные критерии по информационному источнику «результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем» определяются согласно приложению 3 к настоящим Критериям; 4) субъективные критерии по информационному источнику «результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. При этом, степень тяжести нарушений (грубая, значительная, незначительная) устанавливается в случаях несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах» определяются согласно приложению 4 к настоящим Критериям; 5) субъективные критерии по информационному источнику «результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями» определяются согласно приложению 5 к настоящим Критериям. 11. На основании источников информации определяются субъективные критерии, по которым присваиваются степени риска согласно приложениям 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящим Критериям. 12. Субъективные критерии разработаны на основании требований законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации, о рекламе и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (далее - Требования) перечисленных в проверочном листе, которые имеют степени нарушений: 1) грубые; 2) значительные; 3) незначительные. Степень нарушений субъективных критерий приведены в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящим Критериям. 13. Для отнесения субъекта (объекта) контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска. При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту (объекту) контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится внеплановая проверка. В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
ΣРз = (ΣР2 х 100/ΣР1) х 0,7, где: ΣРз - показатель значительных нарушений; ΣР1 - требуемое количество значительных нарушений; ΣР2 - количество выявленных значительных нарушений. При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
ΣРн = (ΣР2 х 100/ΣР1) х 0,3, где: ΣРн - показатель незначительных нарушений; ΣР1 - требуемое количество незначительных нарушений; ΣР2 - количество выявленных незначительных нарушений. Общий показатель степени риска (ΣР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
ΣР = ΣРз + ΣРн, где: ΣР - общий показатель степени риска; ΣРз - показатель значительных нарушений; ΣРн - показатель незначительных нарушений. 14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100. По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится: к высокой степени риска - при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля; не отнесенной к высокой степени риска - при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
Глава 4. Заключительные положения
15. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля не может быть чаще одного раза в год. 16. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса. 17. Списки профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта (объекта) контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Строка, порядковый номер 4 введена в действие с 11 января 2019 года Приложение 1 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации
Субъективные критерии по информационному источнику «результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации и другие), в том числе в порядке, определенном правилами проведения мониторинга средств массовой информации»
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации
Субъективные критерии по информационному источнику «наличие подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля,
Приложение 3 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации
Субъективные критерии по информационному источнику «результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля,
Строка, порядковый номер 4 введена в действие с 11 января 2019 года Приложение 4 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации
Субъективные критерии по информационному источнику «результаты предыдущего
Приложение 5 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации
Субъективные критерии по информационному источнику «результаты анализа сведений,
Строка, порядковый номер 4 введена в действие с 11 января 2019 года Приложение 2 Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 9 ноября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 ноября 2018 года № 69
Проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан
в сфере/в области/за ___________________________________________________ в соответствии со статьей 138 ____________________________________________________________________ Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении _________________________________________________________ наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Государственный орган, назначивший проверку ___________________________ ____________________________________________________________________ Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ №, дата Наименование субъекта (объекта) контроля _______________________________ ____________________________________________________________________ (Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля _____________________________________________ ____________________________________________________________________ Адрес места нахождения ______________________________________________ ____________________________________________________________________
Должностное (ые) лицо (а) ____________________________ ____________ должность подпись _____________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта (объекта) контроля __________________________ ____________ должность подпись ____________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Приложение 3 Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 9 ноября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 ноября 2018 года № 69
Проверочный лист в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан
в сфере/в области/за __________________________________________________ в соответствии со статьей 138 ____________________________________________________________________ Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении _________________________________________________________ наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля ____________________________________________________________________ Государственный орган, назначивший проверку ___________________________ ____________________________________________________________________ Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ №, дата Наименование субъекта (объекта) контроля _______________________________ ____________________________________________________________________ Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля ___________________________________________ ____________________________________________________________________ Адрес места нахождения ______________________________________________ ____________________________________________________________________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |