|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН
Данная редакция действовала до внесения изменений от 24 мая 2018 года
См. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 7-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Статья 6. Компетенция уполномоченного органа Статья 7. Государственный контроль в области использования атомной энергии Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии Статья 10. Категории радиационной опасности установок Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения Статья 13. Ядерная физическая безопасность Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения Статья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергии Статья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Статья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом Статья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии Статья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии Статья 23. Аварийная готовность и реагирование Статья 24. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности Статья 25. Объекты экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) уровень изъятия - значения физических величин, определяющих ядерные, радиационные, геометрические, весовые характеристики объекта использования атомной энергии, предусмотренные в гигиенических нормативах, технических регламентах, при которых или ниже которых объекты использования атомной энергии исключаются из-под государственного контроля; 2) атомная энергия - энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений; 3) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, ядерные, радиационные, электрофизические установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы; 4) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом в области использования атомной энергии; 5) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их изготовлении, поставке, использовании, эксплуатации, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении; 6) жизненный цикл объекта использования атомной энергии - размещение, проектирование, производство, сооружение или строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации, транспортировка, обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии; 7) государственный контроль в области использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в области использования атомной энергии в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 8) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии; 9) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение; 10) реестр источников ионизирующего излучения - база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии, перемещении и местонахождении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте; 11) постутилизация - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов; 12) захоронение - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункте захоронения без намерения их изъятия; 13) пункт захоронения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов; 14) закрытие пункта захоронения - завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние; 15) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной или радиационной, или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний; 16) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной или радиационной, или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующего требованиям по безопасности; 17) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии; 18) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него; 19) персонал - физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям труда в сфере их воздействия; 20) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения с учетом тяжести его последствий; 21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан; 22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении с ним или в условиях возможной аварии; 23) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной установка, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с радиоактивными веществами; 24) радиоактивные вещества - любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды; 25) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники с содержанием радионуклидов выше уровня изъятия, дальнейшее использование которых не предусматривается; 26) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности; 27) хранение - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними; 28) пункт хранения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов; 29) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке; 30) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа к объекту использования атомной энергии; 31) электрофизическая установка - специальная, не являющаяся ядерной или радиационной установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование; 32) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором с определенной вероятностью обеспечивается невозможность ядерной аварии; 33) ядерная установка - специальная установка, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование; 34) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды; 35) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факты хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконной передачи, обращения или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии 1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии Государственное регулирование в области использования атомной энергии применяется в отношении: 1) деятельности физических и юридических лиц в области использования атомной энергии; 2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии; 3) мониторинга ядерных испытаний; 4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний; 5) экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.
Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии 1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии. 2. Государственное регулирование в области использования атомной энергии основывается на принципах: 1) обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии; 2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии; 3) обязательности и непрерывности государственного контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии; 4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду; 5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде; 6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды; 7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов; 8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии. 3. На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и юридических лиц в области использования атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии; 2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения; 3) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения; 4) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок; 5) утверждает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 6) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения; 7) утверждает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии; 8) определяет порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан; 9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа 1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии; 2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии; 3) осуществляет государственный контроль в области использования атомной энергии; 4) осуществляет лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии; 5) разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии; 6) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок; 7) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения; 8) разрабатывает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок; 9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан; 10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 11) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов; 12) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения; 13) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками; 14) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии; 15) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов; 16) разрабатывает и утверждает правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; 17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения; 18) разрабатывает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности; 19) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии; 20) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии; 21) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды; 22) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения; 23) ведет государственный учет ядерных материалов; 24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения; 25) осуществляет экспортный контроль в области использования атомной энергии; 26) согласовывает методики расчетов, относящиеся к обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, представленные экспертной организацией; 27) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан; 28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний; 29) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; 30) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 31) устанавливает значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов; 32) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Государственный контроль в области использования атомной энергии Государственный контроль в области использования атомной энергии осуществляется в форме проверки. Проверка проводится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. См.: Совместный приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 811 и Министра энергетики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 747 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области атомной энергии», форма обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля и надзора с посещением в области атомной энергии.
Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии 1. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, обязаны: 1) иметь лицензию на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии; 2) обеспечивать целевое обращение с объектами использования атомной энергии; 3) обеспечивать соответствие проектных и эксплуатационных характеристик и параметров объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, экспортного контроля и (или) требованиям режима нераспространения ядерного оружия; 4) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 5) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету ядерных материалов в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 6) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 7) обеспечивать учет и контроль ядерных материалов и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении; 8) обеспечивать учет и контроль источников ионизирующего излучения и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении; 9) информировать уполномоченный орган о любых изменениях в системах, оборудовании, документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности; 10) информировать уполномоченный орган об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью; 11) обладать необходимыми организационными, финансовыми, материально-техническими ресурсами и иметь квалифицированный персонал для безопасной эксплуатации и технического обслуживания ядерной установки в течение всего периода жизненного цикла; 12) предусматривать финансовые средства для обеспечения работ по выводу из эксплуатации ядерной установки, закрытию пункта захоронения, постутилизации, захоронению радиоактивных отходов, ликвидации последствий радиационных аварий, компенсации вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде; 13) соблюдать требования ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленные законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 14) вести учет и анализ доз облучения работников, допущенных к ядерным и радиационно-опасным работам при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, и обеспечивать реализацию их прав на компенсации; 15) осуществлять подготовку, поддержание квалификации и своевременную аттестацию персонала, занятого на объектах использования атомной энергии. 2. Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и (или) собственники таких объектов не имеют права передавать объекты использования атомной энергии другим физическим и юридическим лицам, если эти лица не имеют лицензий на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии. 3. При прекращении деятельности физические и юридические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, обязаны выполнить следующие мероприятия по безопасному прекращению деятельности: 1) передать ядерные материалы и (или) источники ионизирующего излучения физическим и юридическим лицам, осуществляющим обращение с объектами использования атомной энергии, имеющим соответствующие лицензии на обращение с ними; 2) передать радиоактивные отходы и (или) отработавшие радионуклидные источники в пункты хранения или захоронения; 3) передать отработавшее ядерное топливо в пункты хранения или захоронения либо юридическим лицам, осуществляющим обращение с объектами использования атомной энергии, имеющим соответствующие лицензии на обращение с ядерными материалами; 4) провести работы по восстановлению окружающей среды, рекультивации территории, дезактивации оборудования и помещений, загрязненных при осуществлении прекращаемой деятельности.
Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии 1. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии осуществляется в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях. Лицензированию подлежит деятельность с объектами использования атомной энергии выше уровня изъятия. 2. Срок рассмотрения заявления на получение лицензии и (или) приложения к лицензии для видов деятельности: выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии; обращение с ядерными материалами; обращение с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества; обращение с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение; обращение с радиоактивными отходами; транспортировка, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов в пределах территории Республики Казахстан - со дня его представления составляет: 1) для ядерных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, пунктов захоронения не более десяти месяцев; 2) для ядерных установок 3 и 4 категорий радиационной опасности, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности не более пяти месяцев; 3) для радиационных и электрофизических установок 3 категории радиационной опасности не более шестидесяти рабочих дней; 4) для радиационных и электрофизических установок 4 категории радиационной опасности не более сорока рабочих дней; 5) для транспортировки отработавшего ядерного топлива, высокоактивных радиоактивных отходов не более четырех месяцев; 6) для транспортировки ядерных материалов - пятьдесят рабочих дней; 7) для транспортировки среднеактивных, низкоактивных радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и закрытых радиоактивных источников - тридцать рабочих дней. 3. Срок рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии для работ с источниками ионизирующего излучения, не относящимися к ядерным, радиационным, электрофизическим установкам, или радиоактивными отходами, а также для видов деятельности: предоставление услуг в области использования атомной энергии; деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний; физическая защита ядерных установок и ядерных материалов; специальная подготовка персонала, ответственного за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, - составляет тридцать рабочих дней. 4. В приложении к лицензии в качестве особых условий выдачи лицензии указывается тип приборов, установок, материалов, веществ, отходов, с которыми лицензиат проводит работы, из следующего перечня: 1) установки по изготовлению ядерного топлива и его компонентов; 2) атомные энергетические станции; 3) исследовательские ядерные (атомные) реакторы; 5) установки по добыче и переработке природного урана; 6) пункты хранения высокоактивных радиоактивных отходов; 7) пункты хранения среднеактивных радиоактивных отходов; 8) пункты хранения низкоактивных радиоактивных отходов; 9) пункты хранения отработавшего ядерного топлива; 10) пункты хранения радионуклидных источников; 11) пункты захоронения высокоактивных радиоактивных отходов; 12) пункты захоронения среднеактивных радиоактивных отходов; 13) пункты захоронения низкоактивных радиоактивных отходов; 14) пункты захоронения отработавшего ядерного топлива; 15) пункты захоронения отработавших радионуклидных источников; 16) ядерные материалы с указанием изотопного состава; 22) продукты переработки природного урана; 23) закрытые радионуклидные источники с указанием активности; 24) высокоактивные радиоактивные отходы; 25) среднеактивные радиоактивные отходы; 26) низкоактивные радиоактивные отходы; 27) радиоизотопные спектрометры, анализаторы, датчики, измерители; 28) рентгеновские спектрометры, анализаторы, датчики, измерители; 29) стационарные радиоизотопные дефектоскопы; 30) переносные радиоизотопные дефектоскопы; 31) стационарные рентгеновские дефектоскопы; 32) переносные рентгеновские дефектоскопы; 33) радиоизотопные установки для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ; 34) рентгеновское оборудование для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ; 35) рентгеновское оборудование для персонального досмотра человека; 36) ускорители электронов с энергией до 10 МэВ; 37) ускорители электронов с энергией выше 10 МэВ; 38) ускорители ионов с энергией до 2 МэВ/нуклон; 39) ускорители ионов с энергией выше 2 МэВ/нуклон; 40) медицинские ускорители заряженных частиц; 41) медицинские рентгеновские установки общего назначения; 42) медицинское рентгеновское дентальное оборудование; 43) медицинские рентгеновские маммографические установки; 44) медицинское рентгеновское ангиографическое оборудование; 45) медицинские компьютерные рентгеновские томографы; 46) медицинское радиоизотопное диагностическое оборудование; 47) медицинское рентгеновское терапевтическое оборудование; 48) медицинские рентгеновские симуляторы; 49) медицинские гамма-терапевтические установки. 5. Действие лицензии на виды деятельности в сфере использования атомной энергии может быть приостановлено на срок не более шести месяцев в следующих случаях: 1) при радиационных авариях и (или) инцидентах; 2) при нарушении требований ядерной и (или) радиационной, и (или) ядерной физической безопасности, учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, выявленном в результате проверки; 3) при обнаружении недостоверных сведений в материалах лицензиата, представленных при получении лицензии; 4) при невыполнении предписаний уполномоченного органа в установленные сроки. 6. При приостановлении действия лицензии лицензиат продолжает обеспечивать ядерную, радиационную и ядерную физическую безопасность. 7. Приостановление или лишение лицензии осуществляется в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Статья 10. Категории радиационной опасности установок 1. Ядерные, радиационные, электрофизические установки подразделяются на четыре категории радиационной опасности: 1) 1 категория - установки, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население за пределами их санитарно-защитной зоны; 2) 2 категория - установки, при аварии на которых радиационное воздействие ограничивается территорией их санитарно-защитной зоны; 3) 3 категория - установки, радиационное воздействие которых ограничивается площадкой их размещения; 4) 4 категория - установки, радиационное воздействие которых ограничивается только помещениями или рабочим местом, где проводятся работы, связанные с осуществлением деятельности с использованием атомной энергии. 2. Категории радиационной опасности ядерных, радиационных, электрофизических установок определяются физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии и (или) являющимися собственниками установок, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обеспечению радиационной безопасности и законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии. 3. Собственниками ядерных и радиационных установок, а также электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности могут быть только юридические лица.
Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников 1. В целях оптимизации радиационной защиты и обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности радионуклидные источники подразделяются на пять категорий опасности, определяемых отношением активности источника к пороговой активности, вызывающей опасное воздействие на человека: 1) категория 1 - источники со значением отношения активности к пороговой активности более 1 000; 2) категория 2 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 10 до 1 000; 3) категория 3 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 1 до 10; 4) категория 4 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 0,01 до 1; 5) категория 5 - источники со значением активности выше уровня изъятия и значением отношения активности к пороговой активности менее 0,01. 2. Значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов устанавливаются уполномоченным органом.
Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения 1. Решение о строительстве и районе строительства ядерных установок и пунктов захоронения принимается Правительством Республики Казахстан при согласии местных представительных органов, на территории которых планируется строительство установки или пункта захоронения, с учетом: 1) потребностей в них для решения хозяйственных задач страны и отдельных ее регионов; 2) наличия необходимых условий для размещения указанных объектов, отвечающих требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии; 3) отсутствия угрозы безопасности указанных объектов со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов; 4) требований, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан; 5) возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов для промышленного, сельскохозяйственного и социального развития региона. 2. После принятия решения о строительстве и районе строительства проводятся работы по выбору площадки размещения ядерной установки или пункта захоронения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИСтатья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергииСтатья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергииСтатья 5. Компетенция Правительства Республики КазахстанСтатья 6. Компетенция уполномоченного органаСтатья 7. Государственный контроль в области использования атомной энергии Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИСтатья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергииСтатья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергииСтатья 10. Категории радиационной опасности установокСтатья 11. Категории опасности радионуклидных источниковСтатья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захороненияСтатья 13. Ядерная физическая безопасностьСтатья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излученияСтатья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергииСтатья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходовСтатья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливомСтатья 18. Осуществление деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытанийСтатья 19. Контроль за использованием материалов, содержащих природные радионуклиды выше уровней изъятияСтатья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергииСтатья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергииСтатья 22. Вывод из эксплуатации установок, досрочный вывод из эксплуатации ядерной или радиационной установки и закрытие пункта захороненияСтатья 23. Аварийная готовность и реагирование Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ЯДЕРНОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЕРТИЗУ ЯДЕРНОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИСтатья 24. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностиСтатья 25. Объекты экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностиСтатья 26. Аккредитация организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |