|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (ноябрь 2021 года) 2. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона РК (апрель 2022 г.) 3. Проект концепции Проекта Конституционного закона РК (май 2022 г.) 4. Проект Конституционного закона РК (июль 2022 года) 5. Сравнительная таблица к проекту Конституционного закона (июль 2022 года)
Проект концепции
1. Название проекта закона Проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые Конституционные законы Республики Казахстан» (далее – проект Конституционного закона).
2. Обоснование необходимости разработки проекта Конституционного закона Основанием разработки проекта Конституционного закона является реализация Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». В своем Послании Глава государства обозначил 10 направлений политических реформ, требующих законодательного обеспечения на уровне Конституции и законов. Из них 8 направлений требуют внесения соответствующих поправок в законы. В частности, в Послании Главой государства даны поручения касательно усечения полномочий Президента, переформатирования представительной ветви власти, совершенствования избирательной системы, усиления правозащитных институтов, а также модернизации выборного процесса.
Полномочия Президента 1. При анализе данной проблемы необходимо исходить из того, что в Конституции Республики Казахстан, а также в законах «О политических партиях» и «О государственной службе» данные вопросы не урегулированы. Существующий пробел позволяет совмещать должности государственной службы и должности в общественных объединениях, быть руководителями филиалов политических партий и прочее. Вместе с тем, членство указанных категорий должностных лиц в составе политических партий приводит к сращиванию партийных структур с государственным аппаратом, препятствует становлению эффективной партийной системы. На практике, происходит бесконтрольное формирование партийной бюрократии, подчиняющейся определённым партийным установкам и задачам. Особенно ярко административный ресурс проявляется при проведении выборов. Вместе с тем, существующий порядок является ущербным, особенно для статуса Главы государства, деятельность которого от поддержки одной политической партии должна быть переориентирована на поддержку всей политической системы, стимулировать развитие многопартийности и обеспечивать равенство всех политических партий. Несомненно, что деятельность членов Центральной избирательной комиссии и Счётного комитета должно носить надпартийный характер, цели которых должны быть подчинены исключительно интересам всего государства. Кроме того, необходимо отметить, что в отношении членов Конституционного Совета действуют косвенные ограничения, закреплённые в Конституционном законе «О Конституционном Совете», где в статье 1 «Статус Конституционного Совета», указано что «Конституционный Совет как государственный орган, при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов». Данная норма, по сути, обязывает членов Конституционного Совета быть нейтральными при принятии итоговых решений, однако закон не содержит прямого запрета иметь членство в составе политических партий. В связи с этим закрепление на законодательном уровне ограничений на членство в политических партиях для вышеназванных должностных лиц устранит вероятность их влияния на внутрипартийные процессы, не допустит какое-либо вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно исключит и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти. Изучение зарубежного опыта по вопросу о членстве Глав государств в политических партиях показывает, что в данном вопросе нет единых подходов. К примеру, в классических президентских республиках, как США, Южная Корея, Турецкая Республика и других, Главы государств после своего избрания сохраняют своё членство в политической партии. Во Франции Президент, являясь партийным, вместе с тем, вправе приостанавливать своё членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Иными словами, закон содержит некоторое усмотрение в этом вопросе и свободу действий для Глав государств. В Республике Азербайджан ранее в отношении Президента действовало схожее ограничение, Президент не мог быть членом политической партии на весь период своих полномочий. Сейчас, по закону «О политических партиях», «не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий председатели, заместители председателя и судьи всех судов Азербайджанской Республики, Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Азербайджанской Республики, военнослужащие, работники органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, национальной безопасности, пограничной службы, таможенных, финансовых, налоговых органов, и др. лица. Иными словами, закон не устанавливает каких-либо императивных норм в отношении главы государства. В парламентарных странах, как Венгрия, Израиль Германия, Италия и др. президенты избираются парламентами, либо специальными выборными коллегиями, и по факту должны быть членами политических партий. Однако, прямых запретов относительно выхода из состава партии или приостановления членства не содержится. 2. Учитывая, что обязанностью Главы государства является выступление гарантом равенства возможностей для всех граждан, предлагается установить ограничение для его близких родственников на занятие политических государственных должностей и руководящих должностей в квазигосударственном секторе на период исполнения им должностных полномочий. Данное новшество окажет положительный эффект на работу всего государственного аппарата, способствует дальнейшему развитию и укреплению меритократии в государственном секторе. По вопросу занятия высоких должностей родственниками Глав государств, необходимо заметить, что такое практически невозможно, в силу высокой политической конкуренции, участием СМИ в политической жизни, и другими факторами. Полагаем, что предложение о приостановлении членства в политической партии Президента Республики Казахстан и иных лиц, указанных в Послании Президента, особенно в условиях становления партийной системы и слабости действующих политических партий, как в организационном, так и в личностном плане, вполне разумно и необходимо, что обеспечит развитие политической конкуренции в стране. Президент Республики Казахстан – это высшее должностное лицо государства. Он арбитр и гарант прав и свобод человека и гражданина. В силу своего особого конституционного статуса и полномочий он принимает меры по охране суверенитета, независимости страны и государственной целостности территории, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Данное положение обязывает Главу государства, не связывать себя с какой-либо одной политической партией, а действовать в интересах всего многонационального казахстанского общества. Предложение о введении обязанности Президента Республики Казахстан прекратить членство в политической партии на срок исполнения президентских полномочий, а также об обязательном выходе из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Конституционного Совета Республики Казахстан обеспечит равенство политических партий перед законом. Данная норма повысит политическую конкуренцию, обеспечит равные условия для развития всех партий, будет способствовать появлению новых политических партий и движений, позитивно скажется на политическом климате нашей страны. Предложение законодательно запретить акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий также позволят сформировать многополюсную партийную систему, направленную на защиту и представительство различных социальных групп населения. Также, Глава государства озвучил необходимость отхода от практики «ручного управления» путем исключения избыточных полномочий Президента и предоставления акимам и маслихатам больше самостоятельности при принятии решений на местах. В этой связи, планируются исключить полномочия Президента по приостановлению или отмене актов акимов областей и городов республиканского значения, а также права снимать с должностей районных и сельских акимов. Данная реформа должна поспособствовать усилению местных представительных и исполнительных органов.
Переформатирование представительной ветви власти 1. Взаимодействие Палат Парламента в сфере законотворческого процесса является важнейшим условием качества принимаемых решений. Этот процесс урегулирован не только нормами Конституции, нормами конституционного закона «О Парламенте и статусе его депутатов», но и регламентами Парламента и его Палат. Так, согласно действующему порядку, законопроекты рассматриваются вначале в Мажилисе, затем в Сенате. Обе палаты вправе внести поправки либо предложения в рассматриваемый законопроект. При этом в случае внесения Сенатом поправок в законопроект, он возвращается на рассмотрение в Мажилис. Мажилис может не согласиться с предложенными Сенатом поправками, в таком случае создается согласительная комиссия. То есть сейчас Палаты совместно принимают решение о принятии Закона, последнее слово остается за Сенатом. Между тем, в ряде зарубежных стран верхние палаты не вовлечены в непосредственно в законодательный процесс. К примеру в Японии, нижняя палата – Палата представителей имеет больше прав, нежели верхняя – Палата советников: она имеет право накладывать вето на законопроекты Палаты советников большинством не менее чем две трети присутствующих депутатов и принимать законы, даже если их законопроекты были отклонены Палатой советников (Конституция. Статья 59. Абзац 2). Палате представителей также принадлежит первенство рассмотрения проекта бюджета и вопросы ратификации международных договоров (Конституция. Статьи 60, 61, 67). В этой связи в целях усиления нижней палаты Парламента предлагается Мажилис наделить правом принятия законов, а также правом преодоления возражений либо предложений Сената. Сенат только будет одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. При этом проекты конституционных законов Палаты будут рассматривать на совместных заседаниях, это обусловлено тем, что конституционные законы представляют собой законы по вопросам, прямо установленным Конституцией Республики Казахстан. 2. Кроме того, предлагается наделить правом заслушивать отчеты Высшей аудиторской палаты два раза в год, таким образом, усилится парламентский контроль за расходованием средств республиканского бюджета и реализации государственных программ. Данная новелла будет способствовать усилению влияния нижней палаты на бюджетный процесс и в целом на исполнительную ветвь власти, и главное способствовать, в итоге, эффективной реализации проводимых реформ, улучшению экономического развития государства, повышению уровня жизни населения. 3. С целью формирования более сбалансированной парламентской системы, укрепления механизма сдержек и противовесов в политической системе предлагается наделить Сенат правом согласования кандидатур председателей Конституционного Суда и Высшего Судебного Совета. 4. Президентом также принято решение о сокращении президентской квоты в Сенате с 15 до 10 депутатов. Причем, пять из них будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана, а не избраны ею, как это происходит в настоящее время. Как следствие, значительно снижается участие Главы государства в формировании верхней палаты представительного органа, а также данное новшество поспособствует обеспечению оптимального баланса институтов власти и представительства регионов. 5. Кроме того, Президент озвучил, что нижняя палата Парламента должна отражать весь электоральный ландшафт, страны без предоставления кому-либо искусственных преференций. Таким образом, необходимо упразднить квоту АНК в Мажилисе, что эффективно и с политической, и с юридической точек зрения. Эта квота переносится в Сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. 6. В целях системного усиления влияния маслихатов предлагается изменить текущий порядок назначения акимов областей, городов республиканского значения и столицы. На данный момент депутаты маслихатов согласовывают или не согласовывают единственную кандидатуру, предложенную Главой государства. В этой связи предлагается установить, чтобы Главой государства вносилось на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканского значения, а также введение должности председателя маслихата. Таким образом, усилится влияние маслихата посредством косвенных выборов руководителей регионов.
Совершенствование избирательной системы В Республике Казахстан, с принятием Конституции 1995 года, принятой на республиканском референдуме, закреплена мажоритарная избирательная система на всех уровнях. В октябре 1998 года в Основной закон страны внесены изменения и введена смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система при формировании Мажилиса Парламента в соотношении 10/67. В 2007 году после очередной конституционной реформы при формировании Мажилиса парламента произошёл полный переход на пропорциональную систему формирования нижней палаты парламента. Вместе с тем, применение пропорциональной избирательной системы ограничивало беспартийных граждан, лишая их конституционного права быть избранными. Учитывая то, что избирательная система способна дать определённый импульс политическим преобразованиям, совершенствовать законодательный процесс и управление государством, казахстанское выборное законодательство должно быть более восприимчивым к потребностям и запросам общества. В числе прочих мер, этого можно добиться путём введения смешанной избирательной системы, которая будет учитывать и интересы политических партий, и интересы граждан, нежелающих себя связывать с той или и иной политической партией. Возврат к мажоритарно-пропорциональной системе формирования представительных органов власти повысит мотивацию избирателей, явку избирателей и активизируют электоральные процессы в стране. Принимая во внимание названные обстоятельства, предлагается изменение модели формирования Мажилиса Парламента и маслихатов. Наряду с этим, примечательно также, что в ряде зарубежных стран применяется смешанная избирательная система. В Японии Палата представителей (нижняя палата) состоит из 480 депутатов, срок полномочий которых составляет 4 года. 180 депутатов избираются по пропорциональной системе, а остальные 300 – по одномандатной системе. Таким образом, возврат к смешанной избирательной системе позволит вовлечь непартийных граждан в процесс формирования представительных органов власти, повысит их роль в управлении государством, в том числе через электоральные процессы.
Модернизация выборного процесса В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года предлагается пересмотреть выборное законодательство, в частности: -разрешить агитацию в социальных сетях в период предвыборной агитации, закрепив соответствующие регламенты и правила; -законодательно урегулировать деятельность наблюдателей с ясно прописанными правами и четко обозначенной зоной ответственности; -пересмотреть принципы деятельности территориальных избирательных комиссий путем перевода их на профессиональную основу; -в целях недопущения влияния отдельных лиц на ход выборов установить предельные размеры пожертвований в избирательные фонды; -на законодательном уровне принять меры для недопущения иностранного вмешательства на выборах; -обеспечить максимальную финансовую прозрачность всех участников избирательных кампаний – кандидатов, наблюдателей, доверенных лиц и средств массовой информации. Международный опыт показывает, что система организации выборов находится в русле постоянных изменений, идет поиск оптимальных решений для проведения справедливых и прозрачных выборов. Во многих странах расширяются альтернативные формы голосования, в том числе электронное, досрочное, дистанционное, многодневное. В эпоху бурного развития коммуникационных технологий большое значение имеет активность кандидатов и партий в социальных сетях. Но действующим законодательством агитация в социальных сетях не регламентирована. Несмотря на это, во время электоральных кампаний она так или иначе велась. Чтобы устранить это упущение, необходимо нормативно разрешить агитацию в социальных сетях, закрепив соответствующие регламенты и правила. Необходимо также законодательно оформить деятельность наблюдателей. Этот институт выступает неотъемлемым элементом транспарентных выборов. В организации и проведении выборов большую роль также играют территориальные избирательные комиссии. С введением в прошлом году прямой выборности сельских акимов электоральный процесс по всей стране стал, по сути, перманентным. Следовательно, необходимо пересмотреть принципы деятельности территориальных избирательных комиссий, переведя их на профессиональную основу. В целях исключения вероятности двойного голосования, а также голосования на любом участке необходимо рассмотреть целесообразность формирования единой электронной базы избирателей. А для того, чтобы не допустить влияния отдельных лиц на ход выборов, требуется установить предельные размеры пожертвований в избирательные фонды. Учитывая нарастание различных гибридных угроз в мире, в том числе с применением избирательных технологий, следует на законодательном уровне принять действенные меры для недопущения какой-либо возможности иностранного вмешательства в выборы в нашей стране. В первую очередь, это касается обеспечения максимальной финансовой прозрачности всех участников избирательных кампаний, будь то кандидатов, наблюдателей или СМИ. Изучен опыт регулирования использования интернета при проведении предвыборной агитации в законодательстве зарубежных стран. В Великобритании расходы на агитацию в Интернете осуществляются в том же порядке, что и в обычных СМИ. В Италии социальные сети и в целом Интернет активно используются в предвыборных кампаниях. Во Франции несмотря на строгое регулирование предвыборной агитации, фактически отсутствуют какие-либо регуляторы в сферах социальных сетей и мессенджеров. В ФРГ Интернет в агитационных целях используется достаточно широко, однако при отсутствии достаточной правовой базы. В Японии кандидатам разрешено вести политическую агитацию в популярных социальных сетях, блогах, рассылать агитационные материалы, при этом установлены ограничения на платную интернет-рекламу и адресную рассылку электронных сообщений избирателям. В Молдове предвыборная реклама в интернете и через мобильную телефонную связь приравниваются к предвыборной рекламе в печати. При этом, в Молдове в день выборов и предшествующий ему день предвыборная агитация в любой форме запрещается, этот запрет не распространяется на информацию, уже размещённую в Интернете, и на ранее вывешенные афиши. В Узбекистане в день выборов и за день до начала голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационные сети, а также всемирную сеть Интернет. Показательным является опыт Бразилии, законодательство которой содержит описание возможных форм агитации через Интернет, которые включают размещение материалов на сайте электронной юстиции, на бесплатном кадастре кандидата или партии, а также размещение агитации посредством блогов, социальных сетей и другие. Изучен опыт относительно деятельности наблюдателей в законодательстве. Согласно Декларации принципов международного наблюдения за выборами и Свод правил поведения международных наблюдателей по наблюдению за выборами (Организации Объединенных Наций 27 октября 2005 года) для того, чтобы международная миссия по наблюдению за выборами могла эффективно и добросовестно вести свою работу, должны быть соблюдены некоторые основные условия. В соответствии с этим, международная миссия по наблюдению за выборами может быть организована только при том условии, что страна, в которой проводятся выборы, принимает следующие меры: 1. выступает с приглашением или каким-либо другим образом выражает свою готовность принять международные миссии по наблюдению за выборами в соответствии с требованиями каждой из участвующих организаций заблаговременно до проведения выборов, с тем чтобы имелось достаточно времени для проведения анализа всех процессов, имеющих важное значение для организации подлинно демократических выборов; 2. гарантирует беспрепятственный доступ международной миссии по наблюдению за выборами к изучению всех этапов процесса выборов и всех технических средств проведения выборов, в том числе электронных технологий и процедур утверждения результатов электронного голосования и других технологий, не требуя от миссии по наблюдению за выборами вступать в соглашения о сохранении конфиденциальности или неразглашении информации, касающейся технических средств или процедур выборов, и признает, что международные миссии по наблюдению за выборами могут отказать в удостоверении технических средств в качестве приемлемых; 3. гарантирует беспрепятственный доступ ко всем лицам, участвующим в процессе выборов, включая: - должностных лиц избирательных органов на всех уровнях, по представлении обоснованной просьбы; - членов законодательных органов власти, правительственных служащих и сотрудников органов безопасности, деятельность которых имеет отношение к организации подлинно демократических выборов; - все политические партии, все организации и лица, которые изъявили желание участвовать в избирательной борьбе (включая допущенных к участию в выборах, недопущенных к участию в выборах и отказавшихся от участия в выборах кандидатов) или воздержались от участия в ней; - сотрудников средств массовой информации; - все организации и всех лиц, которые заинтересованы в обеспечении подлинно демократических выборов в стране; 4. гарантирует свободу передвижения по стране для всех членов международной миссии по наблюдению за выборами; 5. гарантирует, что международная миссия по наблюдению за выборами может свободно, без вмешательства извне, издавать публичные заявления и доклады относительно ее выводов и рекомендаций по связанным с выборами процессам и событиям; 6. гарантирует, что ни один из правительственных органов, органов безопасности или избирательных органов не будет вмешиваться в отбор отдельных наблюдателей или других членов международной миссии по наблюдению за выборами и не будет пытаться ограничить их численный состав; 7. гарантирует полноценную аккредитацию по всей территории страны (то есть, выдачу любого удостоверения личности или документа для проведения наблюдения за выборами) для всех лиц, отобранных для работы в качестве наблюдателей или других участников международной миссии по наблюдению за выборами, при том условии, что миссия будет соблюдать четко установленные, обоснованные и недискриминационные требования к аккредитации; 8. гарантирует, что ни один из правительственных органов, органов безопасности или избирательных органов не будет вмешиваться в деятельность международной миссии по наблюдению за выборами; 9. гарантирует, что ни один из правительственных органов не будет оказывать давление, угрожать принятием мер или принимать какие-либо меры наказания по отношению к каким бы то ни было гражданам своей страны или иностранным гражданам, которые работают на международную миссию по наблюдению за выборами, оказывают ей помощь или представляют ей информацию в соответствии с международными принципами наблюдения за выборами. Изучен зарубежный опыт относительно деятельности избирательных комиссий. При этом необходимо отметить, что в различных зарубежных странах применяются разные подходы к организации выборов. В США и странах Западной Европы организация выборов возложена на исполнительную власть, в странах Восточной Европы и государствах – бывших союзных республик организация выборов возложена на независимые избирательные комиссии. В избирательном законодательстве Азербайджана (пункту 1 статьи 33 Избирательного кодекса Азербайджана) закреплено осуществление полномочий членами территориальной избирательной комиссии на профессиональной и постоянной основе. С учетом этого опыта предусматривается, чтобы два члена территориальной избирательной комиссии также осуществляли свои полномочия на постоянной и профессиональной основе. Необходимо отметить, что в Грузии ведена обязательная сертификация лиц, которые могут быть членами избирательных комиссий. Вместе с тем, согласно статье 34 Избирательного кодекса Грузии окружная избирательная комиссия является постоянно действующим территориальным органом. В Албании, Болгарии, Азербайджане, Сербии комиссии также формируются по принципу партийного представительства. В Армении членство в избирательных комиссиях не связано с политическим представительством. По количеству членов в комиссиях у иностранных государств существуют различные подходы. К примеру, в Грузии в состав участковых комиссий входят 13 членов, в Молдове участковые комиссии состоят из 5-11 членов. Пунктами 1 и 2 статьи 21 Избирательного кодекса Азербайджана, пунктом 1 статьи 15 Кодекса о выборах Молдовы прописаны процедуры назначения и полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Во Франции нет привычной нам системы избирательных комиссий. Организация выборов частично возложена на государственные органы – Министерство внутренних дел и подчиненные ей префектуры, частично на муниципалитеты. В частности, МВД занимается нерезкой избирательных округов, префектуры регистрируют кандидатов (при этом они привлекают для технической работы добровольцев за вознаграждение). Касательно установления предельных размеров пожертвований в избирательные фонды и недопущения иностранного вмешательства Согласно рекомендации ОБСЕ «Для содействия многоуровневому партийному строительству и предотвращения неправомерного влияния частных доноров и политических коррупции стоит рассмотреть вопрос об установлении индивидуальных ограничений на частные пожертвования политическим партиям для проведения регулярных мероприятий и кампаний». В Бельгии, Израиле, Италии, Бразилии, Литве, Польше, Румынии, Кыргызстане, Узбекистане, установлены предельные объемы на добровольные пожертвования граждан и организаций. В США частное лицо может сделать взнос в размере до 1000 долларов в период избирательной кампании в комитет кандидата на федеральный пост. В связи с тем, что этот предел установлен «на одни выборы», частное лицо может внести вклад в размере 1000 долларов на проведение первичной предвыборной кампании и еще 1000 долларов на проведение кампании, предваряющей всеобщие выборы. Вклады частного лица также имеют годовой предел, одно частное лицо может вносить пожертвования в размере не более 25 000 долларов в год в федеральные комитеты. Во Франции в целом, в рамках косвенного государственного финансирования в соответствии с законодательством при внесении добровольных пожертвований в избирательный фонд кандидата на должность Президента Франции жертвователи получают 66% налоговый вычет. Кандидат на должность Президента Франции может получать добровольные пожертвования от политических партий, политических коалиций, физических лиц, а также использовать собственные средства. При этом пожертвования от юридических лиц, в том числе в натуральном виде, законодательно запрещены. Вместе с тем, законодательство прямо не запрещает возможность внесения добровольного пожертвования одним лицом от имени другого лица. Предельный размер добровольного пожертвования от физического лица в избирательный фонд кандидата либо нескольких кандидатов в течение календарного года на одних выборах не может превышать 4.600 евро, политической партии – 7.500 евро (при этом законодательство не предусматривает обнародования информации о жертвователях и размерах их добровольных пожертвований). Внесение физическим лицом добровольного пожертвования в наличной денежной форме не может превышать 150 евро и, совокупно, не может составлять более 20% от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата на должность Президента Франции (при проведении в 2017 году президентских выборов предельный 20% размер добровольных пожертвований в наличной денежной форме составлял: для первого тура голосования – 3.3 млн. евро, для второго тура голосования – 4.5 млн. евро). При этом законодательство допускает анонимные пожертвования от физического лица в размере, не превышающем 150 евро. В целом, добровольные пожертвования могут быть внесены чеком, банковским переводом или кредитной картой. В соответствии с законодательством в обязательном порядке обнародованию подлежат сведения об уполномоченных представителях по финансовым вопросам политической партии или кандидата на должность Президента Франции, которые оформляют прием пожертвований в размере, превышающем 3.000 евро. Законодательство не предусматривает предельных размеров добровольных пожертвований, вносимых политическими партиями, политическими коалициями в избирательный фонд кандидата на должность Президента Франции, а также вносимых кандидатом собственных средств.
Касательно временных актов Правительства В своем Послании от 1 сентября 2020 года Глава государства отметил, что излишняя законодательная регламентация деятельности исполнительной власти обусловила медленную работу государственного аппарата и «загрузила» Парламент. Президент акцентировал внимание на том, что в быстро меняющемся мире низкая скорость принятия решений становится угрозой национальной безопасности. В этой связи была поставлена задача - обеспечить баланс между уровнями правовой регламентации. По итогам анализа опыта борьбы развитых зарубежных государств с короновирусной инфекцией государства были способны оперативно принять меры, благодаря институту делегированного законотворчества. Так, 25 марта 2020 года в Великобритании был принят закон о чрезвычайных полномочиях правительства на время пандемии коронавируса (Coronavirus Act 2020), который предоставил правительству дискреционные полномочия, в том числе на принятие нормативно-правовых актов, ограничивающих правосубъектность граждан и организаций, в различных областях (здравоохранение, социальная защита, образование, правоохранительная деятельность и др.). 23 марта 2020 года во Франции был принят закон о чрезвычайном положении для борьбы с эпидемией COVID-19 (Loi d'urgence pour faire face à l'épidémie de covid-19). Данный закон также предоставил широкие полномочия правительству, связанные, помимо прочего, с возможностью ограничить передвижение людей, реквизировать товары, установить ответственность за нарушение карантина и др. Учитывая, что в соответствии с Конституцией Италии основные права граждан могут быть ограничены только законом или актом, имеющим силу закона, 23 февраля 2020 года был принят Декрет-закон n. 6 (Decreto-Legge convertito con modificazioni dalla L. 5 marzo 2020), предоставляющий уполномоченным органам полномочия на принятие любых ограничительных мер в отношении лиц, проживающих в пораженных районах («красные зоны»). Под делегированием законодательных полномочий понимается временная уступка (делегирование) парламентом органу исполнительной власти (как правило, правительству) некоторых законодательных полномочий. Применение делегированного законотворчества предполагает строгое соблюдение процедур, а именно: обязательное издание парламентом закона, обязывающего определенные органы исполнительной ветви власти осуществлять функции, входящие в компетенцию парламента с указанием цели, срока, пределов использования переданных полномочий, круга вопросов, по которым возможно осуществление данных полномочий, а иногда и с указанием процедуры контроля над актами делегированного законодательства. Важно отметить, что институт делегированного законотворчества впервые был применен в Англии в XVII веке. Первоначально делегированное законотворчество выступило главным образом как исключительная мера, применяемая при форс-мажорных обстоятельствах: при социальных и иных потрясениях, а также чрезвычайных обстоятельствах. Позднее возрастающая роль правительства в выполнении функций государства обусловила распространение в ряде стран делегированного законотворчества, например, в США, Германии, Японии, Великобритании, Швеции, Мексике, Франции, Португалии, Испании, Италии. При этом законодательные полномочия делегируются не только непосредственно правительству, но и некоторым подчиненным ему органам – министрам, правительствам субъектов федерации и т.п. Применение института делегированного законотворчества имеет конституционно (законодательно) установленные основания. Как правило, в тех странах, где данный институт применяется, это установлено в национальных конституциях или специальных законодательных актах (к примеру, в Дании, Исландии, Финляндии, Румынии Испании, Италии и др.). В странах общего права, где нет кодифицированной конституции, делегированное законотворчество применяется на основе сложившейся конституционной практики. Следует отметить, что во время пандемии коронавируса в Республике Казахстан Указом Президента от 16 марта 2020 года № 286, принятому в соответствии с подпунктом 16) статьи 44 Конституции, Правительству были переданы исключительные полномочия по принятию актов и даче поручений государственным органам, в том числе местным исполнительным органам. Данное решение позволило оперативно реагировать Правительству на кризисные ситуации, вызванные пандемией коронавируса. Таким образом, в целях оперативного реагирования государственными органами на кризисные ситуации предлагается предусмотреть в законодательных актах компетенцию Правительства по принятию временных нормативных правовых актов в кризисных ситуациях. Следует отметить, что данная норма будет строго ограничена такими ситуациями, как случаи возможности угрозы жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны. То есть Правительство не будет иметь права без веской необходимости принимать временные акты. Указанный механизм ранее носит исключительный характер и может быть применен только в ситуациях, не терпящих отлагательства.
Кроме того, предлагается совершенствование отдельных вопросов вытекающих из послания и Указа Президента «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» от 13 апреля от 2022 года № 872 и в целях привидения в соответствие с Конституцией.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (ноябрь 2021 года)Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона РК (апрель 2022 г.)Проект концепции Проекта Конституционного закона РК (май 2022 г.) |