Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 5 марта 2024 года № 54
О внесении изменений и дополнений в приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. В приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29767) внести следующие изменения и дополнения:
в пункте 1:
подпункты 22), 22-1) и 23) изложить в следующей редакции:
«22) Типовую учебную программу по учебному предмету «Русский язык» для 2 -3 классов уровня начального образования (с нерусским языком обучения) согласно приложению 22 к настоящему приказу;
22-1) Типовую учебную программу по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса уровня начального образования (с нерусским языком обучения) согласно приложению 22-1 к настоящему приказу;
23) Типовую учебную программу по учебному предмету «Английский язык» для 3 класса уровня начального образования согласно приложению 23 к настоящему приказу;»;
дополнить подпунктом 23-1) следующего содержания:
«23-1) Типовую учебную программу по учебному предмету «Английский язык» для 4 класса уровня начального образования согласно приложению 23-1 к настоящему приказу;»;
подпункт 24) изложить в следующей редакции:
«24) Типовую учебную программу по учебному предмету «Немецкий язык» для 3 класса уровня начального образования согласно приложению 24 к настоящему приказу;»;
дополнить подпунктом 24-1) следующего содержания:
«24-1) Типовую учебную программу по учебному предмету «Немецкий язык» для 4 класса уровня начального образования согласно приложению 24-1 к настоящему приказу;»;
подпункт 25) изложить в следующей редакции:
«25) Типовую учебную программу по учебному предмету «Французский язык» для 3 класса уровня начального образования согласно приложению 25 к настоящему приказу;»;
дополнить подпунктом 25-1) следующего содержания:
«25-1) Типовую учебную программу по учебному предмету «Французский язык» для 4 класса уровня начального образования согласно приложению 25-1 к настоящему приказу;»;
подпункт 75) изложить в следующей редакции:
«75) Типовую учебную программу по учебному предмету «Казахский язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования (с казахским языком обучения) согласно приложению 75 к настоящему приказу;»;
подпункт 81) изложить в следующей редакции:
«81) Типовую учебную программу по учебному предмету «Русский язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования (с русским языком обучения) согласно приложению 81 к настоящему приказу;»;
подпункты 84) и 85) изложить в следующей редакции:
«84) Типовую учебную программу по учебному предмету «Казахский язык и литература» для 10-11 (12) классов (естественно-математическое направление, общественно-гуманитарное направление) уровня общего среднего образования (с неказахским языком обучения) согласно приложению 84 к настоящему приказу;
85) Типовую учебную программу по учебному предмету «Русский язык и литература» для 10-11 (12) классов (естественно-математическое направление, общественно-гуманитарное направление) уровня общего среднего образования согласно приложению 85 к настоящему приказу;»;
подпункт 99) изложить в следующей редакции:
«99) Типовую учебную программу по учебному предмету «Английский язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования согласно приложению 99 к настоящему приказу;»;
подпункт 101) изложить в следующей редакции:
«101) Типовую учебную программу по учебному предмету «Немецкий язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования согласно приложению 101 к настоящему приказу;»;
подпункт 103) изложить в следующей редакции:
«103) Типовую учебную программу по учебному предмету «Французский язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования согласно приложению 103 к настоящему приказу;»;
подпункт 118) изложить в следующей редакции:
«118) Типовую учебную программу по учебному предмету «История Казахстана» для 10-11 (12) классов (естественно-математическое направление, общественно-гуманитарное направление) уровня общего среднего образования согласно приложению 118 к настоящему приказу;»;
подпункты 123), 124), 125) и 126) изложить в следующей редакции:
«123) Типовую учебную программу по учебному предмету «Иностранный язык (второй). Французский язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования согласно приложению 123 к настоящему приказу;
124) Типовую учебную программу по учебному предмету «Иностранный язык (второй). Английский язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования согласно приложению 124 к настоящему приказу;
125) Типовую учебную программу по учебному предмету «Иностранный язык (второй). Немецкий язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования согласно приложению 125 к настоящему приказу;
126) Типовую учебную программу по учебному предмету «Физическая культура» для 10-11 (12) классов (естественно-математическое направление, общественно-гуманитарное направление) уровня общего среднего образования согласно приложению 126 к настоящему приказу;»;
приложения 22, 22-1 и 23 изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему приказу;
дополнить приложением 23-1 в редакции согласно приложению 4 к настоящему приказу;
приложения 24 изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему приказу;
дополнить приложением 24-1 в редакции согласно приложению 6 к настоящему приказу;
приложения 25 изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему приказу;
дополнить приложением 25-1 в редакции согласно приложению 8 к настоящему приказу;
приложение 27 изложить в новой редакции согласно приложению 9 к настоящему приказу;
приложение 28 изложить в новой редакции согласно приложению 10 к настоящему приказу;
в Типовой учебной программе по учебному предмету «Казахский язык» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования (с казахским языком обучения), утвержденной указанным приказом:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Типовая учебная программа по учебному предмету «Казахский язык» для 10-11 (12) классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования (с казахским языком обучения)»;
дополнить Главой 3 следующего содержания:
«Глава 3. Организация содержания учебного предмета «Казахский язык» для специализированных музыкальных школ-интернатов и специализированных школ в сфере искусств
Параграф 1. Содержание учебного предмета «Казахский язык»
16. Максимальный объем учебной нагрузки по учебному предмету «Казахский язык» составляет:
1) в 10 классе- 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
2) в 11 классе - 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 12 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
17. Цели обучения состоят из четырех частей, которые отражают последовательность и преемственность, которые позволяют учителям и ученикам делиться идеями, планировать и оценивать свои будущие шаги:
1) слушание и говорение;
2) чтение;
3) письмо;
4) соблюдение речевых норм.
18. Раздел «Слушание и говорение» включает следующие подразделы:
1) прогнозирование;
2) анализ текстов различных жанров;
3) определение информации из текста;
4) определение основной мысли;
5) составление вопросов и оценка по материалу слушания;
6) развитие культуры речи.
19. Раздел «Чтение» включает следующие подразделы:
1) понимание информации;
2) признание стилистических особенностей текста;
3) различение жанровых особенностей текста;
4) сравнительный анализ текстов;
5) обработка информаций;
6) использование стратегий чтения;
7) извлечение информации из различных источников.
20. Раздел «Письмо» включает следующие подразделы:
1) составление плана;
2) создание текстов различных жанров;
3) представление письменных работ в различных формах;
4) написание эссе;
5) написание небольшого текста на основе прочитанного и прослушанного материала;
6) творческая работа;
7) коррекция и редактирование текстов.
21. Раздел «Соблюдение речевых норм» включает следующие подразделы:
1) орфографическая норма;
2) орфоэпическая норма;
3) лексическая норма;
4) грамматическая норма;
5) пунктуационная норма.
22. Базовое содержание учебного предмета «Казахский язык» для 10 класса:
1) слушание и говорение: прогнозировать по фрагментам текста; анализировать языковые термины и понятия для целевой аудитории в специализированных повествовательных текстах (лекции, интервью, дискуссии);уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, определить подтекст; проанализировать проблему, поднятую в тексте (общественно-политическую) определите основную мысль и сравните ее с глобальными проблемами; составить и оценивать вопросы, с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте; говорить правильно соблюдая публичную речевую этику в коммуникативной ситуации.
2) чтение: анализировать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма), выявление основных тенденций; распознавать научно-популярного стиля с помощью языковых средств (термины, лингвистическая риторика и другие элементы стиля); анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформлений публичных лекции, интервью, статьи, очерки;
анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории; определить основные мысли в тексте, оценить проблему и уметь обрабатывать информацию и идеи; уметь систематически использовать стратегии чтения для конкретной цели; знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, энциклопедических, научных и научных публикаций.
3) письмо: составить виды планов (простых, сложных, тезисных); написать статьи, интервью, инструкций по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями научно-популярного стиля; сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций; написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме с использованием необходимых клише и лексических структур (эссе «согласие/несогласие»); писать выборочно (конспектировать) на основе прочитанного и прослушанного материала; уметь использовать творческие инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, письма, рассказы, сочинения); разбивать письменную работу на абзацы и части.
4) соблюдение речевых норм: написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой; использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия, интонация, тембр, темп, пауза; уметь использовать слова выбирать, преобразовывать и пробовать в контексте определенной темы; уметь сохранять словообразование и синтаксические нормы; уметь использовать пунктуацию на уровне предложения и текста.
23. Базовое содержание учебного предмета «Казахский язык» для 11 класса:
1) слушание и говорение: прогнозировать содержание текста, опираясь на собственные знания; анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи); уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, сравнивать; проанализировать проблему, позицию автора поднятую в тексте (общественно-политическую), определить основную мысль; составить и оценивать дискуссионные вопросы с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте; уметь влиять на слушателей, в соответствии с коммуникативной ситуацией говорить правильно с публичными выступлениями.
2) чтение: анализировать и сравнивать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма, чертеж), выявление основных тенденций; распознавать чистого научного стиля с помощью языковых средств (термины, понятия, условные знаки); анализировать жанровые особенности чисто научно-лекционные лекции, интервью, статьи, доклады, тезисы, аннотации; анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, структуры, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории; определить основные мысли в тексте, обработка и пополнение предоставленных данных и комментариев; уметь систематически использовать стратегии чтения и устно разобрать для конкретной цели; знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, цитировать, энциклопедических, научных и научных публикаций.
3) письмо: составить виды планов (сложных, опора-схема); написать аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля; сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций, делать собственные выводы; написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме правильно используя необходимую информацию (дискуссионное эссе); подбирать основной информации по прочитанного и прослушанного материала путем овладения различными способами конспектирования; уметь использовать креативные инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, рассказы, мемуары); разбивать письменную работу на абзацы и части, правильно систематизировать мысли (информацию, идею), вносить логические и стилистические коррективы.
4) соблюдение речевых норм: написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой; использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия, интонация, тембр, темп, пауза; использовать художественные средства языка в рамках определенной темы: иллюстрация, уточнение, доказательство; написать текст с соблюдением норм; уметь использовать пунктуацию на уровне текста и фрагментов текста.
24. Базовое содержание учебного предмета «Казахский язык» для 12 класса:
1) слушание и говорение: прогнозировать по фрагментам текста, определять соответствующую информацию; анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи, видео); уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными (отечественными) проблемами, различать факты и точки зрения; проанализировать проблему, позицию автора поднятую в тексте (общественно-политическую, научную), определить основную мысль; составить и критически оценивать дискуссионные вопросы с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте; уметь влиять на слушателей, в соответствии с коммуникативной ситуацией говорить правильно красноречивая речь с публичными выступлениями.
2) чтение: анализировать и сравнивать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма, чертеж, условная отметка), выявление основных тенденций; распознавать чистого научного стиля с помощью языковых средств (термины, понятия, условные знаки, синтаксическая структура); анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформлений чисто научно-лекционные лекции, интервью, тезисы, аннотации, рецензи; анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, языковой специфики; обработать и пополнять предоставленных данных и комментариев в тексте; уметь систематически использовать стратегии чтения и устно разобрать для конкретной цели; знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, цитировать, энциклопедических, научных и научных публикаций.
3) письмо: составить виды планов (сложных, тезисных, опора-схема);
написать рецензию, аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля; сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций, делать собственные, критериальные выводы; написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме правильно используя необходимую информацию (дискуссионное эссе, аргументативное эссе); подбирать основной информации по прочитанного и прослушанного материала путем овладения различными способами конспектирования; уметь использовать креативные инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, рассказы, мемуары, сочинения); разбивать письменную работу на абзацы и части, правильно систематизировать мысли (информацию, идею), вносить логические и стилистические коррективы, редактировать.
4) соблюдение речевых норм: написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой; использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия; интонация, тембр, темп, пауза; использовать художественные средства языка в рамках определенной темы: иллюстрация, уточнение, доказательство, сортировка слов (образно-эстетическое); написать текст с соблюдением норм (структура текста, абзац, части текста, тема); уметь использовать пунктуацию на уровне текста и фрагментов текста, различение знаков препинания по значению.
Параграф 2. Система целей обучения
25. Цели обучения в программе представлены кодировкой. В коде первое число обозначает класс, второе - подраздел программы, третье число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 10.2.1: «10» - класс, «2.1» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.
26. Система целей обучения:
1) слушание и говорение:
Обучающиеся должны знать: |
Подраздел | 10 класс | 11 класс | 12 класс | |
1. Прогнозирование | 10.1.1.1 прогнозировать по фрагментам текста | 11.1.1.1 прогнозировать содержание текста, опираясь на собственные знания | 12.1.1.1 прогнозировать по фрагментам текста, определять соответствующую информацию | |
2. Анализ текстов различных жанров | 10.1.2.1 анализировать языковые термины и понятия для целевой аудитории в специализированных повествовательных текстах (лекции, интервью, дискуссии) | 11.1.2.1 анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи) | 12.1.2.1 анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи, видео) | |
3. Определение информации из текста | 10.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, определить подтекст. | 11.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, сравнивать. | 12.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными (отечественными) проблемами, различать факты и точки зрения. | |
4.Определение основной мысли | 10.1.4.1 проанализировать проблему, поднятую в тексте (общественно-политическую) определите основную мысль и сравните ее с глобальными проблемами. | 11.1.4.1 проанализировать проблему, позицию автора поднятую в тексте (общественно-политическую), определить основную мысль. | 12.1.4.1 проанализировать проблему, позицию автора поднятую в тексте (общественно-политическую, научную), определить основную мысль. | |
5.Составление вопросов и оценка по материалу слушания | 10.1.5.1 составить и оценивать вопросы, с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте. | 11.1.5.1 составить и оценивать дискуссионные вопросы с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте. | 12.1.5.1 составить и критически оценивать дискуссионные вопросы с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте. | |
6.Развитие культуры речи. | 10.1.6.1 говорить правильно соблюдая публичную речевую этику в коммуникативной ситуации | 11.1.6.1 уметь влиять на слушателей, в соответствии с коммуникативной ситуацией говорить правильно с публичными выступлениями | 12.1.6.1 уметь влиять на слушателей, в соответствии с коммуникативной ситуацией говорить правильно красноречивая речь с публичными выступлениями | |
2) чтение:
Обучающиеся должны знать: |
Подраздел | 10 класс | 11 класс | 12 класс |
1.Понимание информации | 10.2.1.1 анализировать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма), выявление основных тенденций | 11.2.1.1 анализировать и сравнивать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма, чертеж), выявление основных тенденций | 12.2.1.1 анализировать и сравнивать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма, чертеж, условная отметка), выявление основных тенденций |
2. Признание стилистических особенностей текста; | 10.2.2.1 распознавать научно-популярного стиля с помощью языковых средств (термины, лингвистическая риторика и другие элементы стиля) | 11.2.2.1 распознавать чистого научного стиля с помощью языковых средств (термины, понятия, условные знаки) | 12.2.2.1 распознавать чистого научного стиля с помощью языковых средств (термины, понятия, условные знаки, синтаксическая структура) |
3. Различение жанровых особенностей текста | 10.2.3.1 анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформлений публичных лекции, интервью, статьи, очерки. | 11.2.3.1 анализировать жанровые особенности чисто научно-лекционные лекции, интервью, статьи, доклады, тезисы, аннотации. | 12.2.3.1 анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформлений чисто научно-лекционные лекции, интервью, тезисы, аннотации, рецензи. |
4. Сравнительный анализ текстов | 10.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории. | 11.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, структуры, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории. | 12.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, языковой специфики. |
5. Обработка информаций | 10.2.5.1 определить основные мысли в тексте, оценить проблему и уметь обрабатывать информацию и идеи | 11.2.5.1 определить основные мысли в тексте, обработка и пополнение предоставленных данных и комментариев | 12.2.5.1 обработать и пополнять предоставленных данных и комментариев в тексте |
6. Использование стратегий чтения | 10.2.6.1 уметь систематически использовать стратегии чтения для конкретной цели | 11.2.6.1 уметь систематически использовать стратегии чтения и устно разобрать для конкретной цели | 12.2.6.1 уметь систематически использовать стратегии чтения и устно разобрать для конкретной цели |
7. Извлечение информации из различных источников | 10.2.7.1 знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, энциклопедических, научных и научных публикаций | 11.2.7.1 знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, цитировать, энциклопедических, научных и научных публикаций | 12.2.7.1 знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, цитировать, энциклопедических, научных и научных публикаций |
3) письмо: |
Обучающиеся должны знать: |
Подраздел | 10 класс | 11 класс | 12 класс |
1. Составление плана | 10.3.1.1 составить виды планов (простых, сложных, тезисных) | 11.3.1.1 составить виды планов (сложных, опора-схема) | 12.3.1.1 составить виды планов (сложных, тезисных, опора-схема) |
2. Создание текстов различных жанров | 10.3.2.1 написать статьи, интервью, инструкций по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями научно-популярного стиля | 11.3.2.1 написать аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля | 12.3.2.1 написать рецензию, аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля |
3. Представление письменных работ в различных формах | 10.3.3.1 сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций | 11.3.3.1 сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций, делать собственные выводы | 12.3.3.1 сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций, делать собственные, критериальные выводы |
4. Написание эссе | 10.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме с использованием необходимых клише и лексических структур (эссе «согласие/несогласие») | 11.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме правильно используя необходимую информацию (дискуссионное эссе) | 12.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме правильно используя необходимую информацию (дискуссионное эссе, аргументативное эссе) |
5. Написание небольшого текста на основе прочитанного и прослушанного материала | 10.3.5.1 писать выборочно (конспектировать) на основе прочитанного и прослушанного материала | 11.3.5.1 подбирать основной информации по прочитанного и прослушанного материала путем овладения различными способами конспектирования | 12.3.5.1 подбирать основной информации по прочитанного и прослушанного материала путем овладения различными способами конспектирования |
6. Творческая работа | 10.3.6.1 уметь использовать творческие инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, письма, рассказы, сочинения) | 11.3.6.1 уметь использовать креативные инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, рассказы, мемуары) | 12.3.6.1 уметь использовать креативные инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, рассказы, мемуары, сочинения) |
7. Коррекция и редактирование текстов | 10.3.7.1 разбивать письменную работу на абзацы и части. | 11.3.7.1 разбивать письменную работу на абзацы и части, правильно систематизировать мысли (информацию, идею), вносить логические и стилистические коррективы. | 12.3.7.1 разбивать письменную работу на абзацы и части, правильно систематизировать мысли (информацию, идею), вносить логические и стилистические коррективы, редактировать. |
4) соблюдение речевых норм:
Обучающиеся должны знать: |
Подраздел | 10 класс | 11 класс | 12 класс |
1. Орфографическая норма | 10.4.1.1 написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой | 11.4.1.1 написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой | 12.4.1.1 написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой |
2. Орфоэпическая норма | 10.4.2.1 использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия, интонация, тембр, темп, пауза. | 11.4.2.1 использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия, интонация, тембр, темп, пауза. | 12.4.2.1 использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия, интонация, тембр, темп, пауза. |
3. Лексическая норма | 10.4.3.1 уметь использовать слова выбирать, преобразовывать и пробовать в контексте определенной темы | 11.4.3.1 использовать художественные средства языка в рамках определенной темы: иллюстрация, уточнение, доказательство. | 12.4.3.1 использовать художественные средства языка в рамках определенной темы: иллюстрация, уточнение, доказательство, сортировка слов (образно-эстетическое) |
4. Грамматическая норма | 10.4.4.1 уметь сохранять словообразование и синтаксические нормы | 11.4.4.1 написать текст с соблюдением норм | 12.4.4.1 написать текст с соблюдением норм (структура текста, абзац, части текста, тема) |
5. Пунктуационная норма | 10.4.5.1 уметь использовать пунктуацию на уровне предложения и текста | 11.4.5.1 уметь использовать пунктуацию на уровне текста и фрагментов текста | 12.4.5.1 уметь использовать пунктуацию на уровне текста и фрагментов текста, различение знаков препинания по значению |
27. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
28. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «Казахский язык» для 10-11 (12) классов специализированных музыкальных школ-интернатов и специализированных школ в сфере искусств (с казахским языком обучения).
Параграф 3. Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету «Казахский язык» для 10-11 (12) классов специализированных музыкальных школ-интернатов и специализированных школ в сфере искусств (с казахским языком обучения)
1) 10 класс:
Лексико-грамматический раздел | Грамматический материал | Типы речевой деятельности | Цели обучения |
1-2 четверть |
1. Язык и идея алаша. Культура речи | Книжный язык. Речевой язык | Слушание и говорение | 10.1.1.1 прогнозировать по фрагментам текста; 10.1.4.1 проанализировать проблему, поднятую в тексте (общественно-политическую) определите основную идею и сравните ее с глобальными проблемами. |
Чтение | 10.2.2.1 распознавать научно-популярного стиля с помощью языковых средств (термины, лингвистическая риторика и другие элементы стиля); 10.2.7.1 знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, энциклопедических, научных и научных публикаций |
Письмо | 10.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме с использованием необходимых клише и лексических структур (эссе «согласие/несогласие»); 10.3.7.1 разбивать письменную работу на абзацы и части. |
Соблюдение речевых норм | 10.4.1.1 написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой. |
2. Мировые новости: искусство и культура. Культура речи | Состав слов и разнообразия слов. Языковые обороты в стилях речи и их использование | Слушание и говорение | 10.1.2.1 анализировать языковые термины и понятия для целевой аудитории в специализированных повествовательных текстах (лекции, интервью, дискуссии); 10.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, определить подтекст. |
Чтение | 10.2.3.1 анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформлений публичных лекции, интервью, статьи, очерки; 10.2.6.1 уметь систематически использовать стратегии чтения для конкретной цели |
Письмо | 10.3.5.1 писать выборочно (конспектировать) на основе прочитанного и прослушанного материала; 10.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме с использованием необходимых клише и лексических структур (эссе «согласие/несогласие»). |
Соблюдение речевых норм | 10.4.1.1 написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой. |
3-4 четверть |
3. Ценности современного общества: культура и цивилизация. Языковая система и норма | Использование слова особенности и стиль. Особенности научного литературного языка | Слушание и говорение | 10.1.2.1 анализировать языковые термины и понятия для целевой аудитории в специализированных повествовательных текстах (лекции, интервью, дискуссии); 10.1.5.1 составить и оценивать вопросы, с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте. |
Чтение | 10.2.3.1 анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформлений публичных лекции, интервью, статьи, очерки; 10.2.7.1 знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, энциклопедических, научных и научных публикаций. |
Письмо | 10.3.2.1 написать статьи, интервью, инструкций по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями научно-популярного стиля; 10.3.6.1 уметь использовать творческие инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, письма, рассказы, сочинения). |
Соблюдение речевых норм | 10.4.2.1 использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия, интонация, тембр, темп, пауза. |
4. Экономическая интеграция - тенденция современного развития. Языковая система и норма | Чистота речи. Особенности языка официальных документов | Слушание и говорение | 10.1.2.1 анализировать языковые термины и понятия для целевой аудитории в специализированных повествовательных текстах (лекции, интервью, дискуссии); 10.1.6.1 говорить правильно соблюдая публичную речевую этику в коммуникативной ситуации |
Чтение | 10.2.3.1 анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформлений публичных лекции, интервью, статьи, очерки; 10.2.1.1 анализировать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма), выявление основных тенденций |
Письмо | 10.3.2.1 написать статьи, интервью, инструкций по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями научно-популярного стиля; 10.3.3.1 сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций; 10.3.7.1 разбивать письменную работу на абзацы и части. |
Соблюдение речевых норм | 10.4.3.1 уметь использовать слова выбирать, преобразовывать и пробовать в контексте определенной темы. |
5. Образование. Наука. Инновации. Языковая система и норма | Точность слова | Слушание и говорение | 10.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, определить подтекст; 10.1.5.1 составить и оценивать вопросы, с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте. |
Чтение | 10.2.3.1 анализировать жанровые особенности и знать структуру и оформление публичных лекций, интервью, статей, очерков; 10.2.6.1 уметь систематически использовать стратегии чтения для конкретной цели. |
Письмо | 10.3.5.1 писать выборочно (конспектировать) на основе прочитанного и прослушанного материала; 10.3.6.1 уметь использовать творческие инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, письма, рассказы, сочинения). |
Соблюдение речевых норм | 10.4.3.1 уметь использовать слова выбирать, преобразовывать и пробовать в контексте определенной темы. |
2) 11 класс:
Лексико-грамматический раздел | Грамматический материал | Типы речевой деятельности | Цели обучения |
1-2 четверть |
1. Современное общество: социальное неравенство. Языковая система и стиль | Речь в социальных отношениях. публицистика Стилистические особенности языка публицистического произведения | Слушание и говорение | 11.1.1.1 прогнозировать содержание текста, опираясь на собственные знания; 11.1.2.1 анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи). |
Чтение | 11.2.1.1 анализировать и сравнивать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма, чертеж), выявление основных тенденций; 11.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, структуры, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории. |
Письмо | 11.3.3.1 сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций, делать собственные выводы; 11.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме правильно используя необходимую информацию (дискуссионное эссе) |
Соблюдение речевых норм | 11.4.4.1 написать текст с соблюдением норм |
2. Архитектура. Особенности стиля | Неолоизмы. Научные и научно-популярные названия стилей | Слушание и говорение | 11.1.4.1 проанализировать проблему, позицию автора поднятую в тексте (общественно-политическую), определить основную мысль; 11.1.6.1 уметь влиять на слушателей, в соответствии с коммуникативной ситуацией говорить правильно с публичными выступлениями. |
Чтение | 11.2.1.1 анализировать и сравнивать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма, чертеж), выявление основных тенденций; 11.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, структуры, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории. |
Письмо | 11.3.2.1 написать аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля; 11.3.3.1 сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций, делать собственные выводы; 11.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме правильно используя необходимую информацию (дискуссионное эссе). |
Соблюдение речевых норм | 11.4.4.1 написать текст с соблюдением норм |
3. Политика и глобальные проблемы в современном мире. Пунктуация | Стилистические особенности языка публицистического произведения. Использование знаков препинания внутри предложения, отличающих, различающих мысли | Слушание и говорение | 11.1.1.1 прогнозировать содержание текста, опираясь на собственные знания; 11.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, сравнивать. |
Чтение | 11.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, структуры, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории; 11.2.5.1 определить основные мысли в тексте, обработка и пополнение предоставленных данных и комментариев. |
Письмо | 11.3.2.1 написать аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля; 11.3.5.1 подбирать основной информации по прочитанного и прослушанного материала путем овладения различными способами конспектирования. |
Соблюдение речевых норм | 11.4.5.1 уметь использовать пунктуацию на уровне текста и фрагментов текста |
3-4 четверть |
4. Культура речи и ораторское слово. Пунктуация | Особенности языка художественной литературы. Использование знаков препинания внутри предложения, отличающих, различающих мысли | Слушание и говорение | 11.1.2.1 анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи); 11.1.6.1 уметь влиять на слушателей, в соответствии с коммуникативной ситуацией говорить правильно с публичными выступлениями. |
Чтение | 11.2.5.1 определить основные мысли в тексте, обработка и пополнение предоставленных данных и комментариев; 11.2.7.1 знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, цитировать, энциклопедических, научных и научных публикаций. |
Письмо | 11.3.6.1 уметь использовать креативные инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, рассказы, мемуары); 11.3.7.1 разбивать письменную работу на абзацы и части, правильно систематизировать мысли (информацию, идею), вносить логические и стилистические коррективы. |
Соблюдение речевых норм | 11.4.5.1 уметь использовать пунктуацию на уровне текста и фрагментов текста |
5 Имидж Казахстана. Прошлое и будущее Казахстана. Ораторское искусство | Диспут. Лингвистические особенности научного стиля | Слушание и говорение | 11.1.1.1 прогнозировать содержание текста, опираясь на собственные знания; 11.1.5.1 составить и оценивать дискуссионные вопросы с учетом взаимоотношений автора и читателя по проблеме, поднятой в тексте. |
Чтение | 11.2.2.1 распознавать чистого научного стиля с помощью языковых средств (термины, понятия, условные знаки); 11.2.5.1 определить основные мысли в тексте, обработка и пополнение предоставленных данных и комментариев; 11.2.7.1 знать того, как получать и ссылаться на данные из СМИ, цитировать, энциклопедических, научных и научных публикаций. |
Письмо | 11.3.4.1 написать эссе, аргументирующего свою точку зрения по поднимаемой проблеме правильно используя необходимую информацию (дискуссионное эссе); 11.3.7.1 разбивать письменную работу на абзацы и части, правильно систематизировать мысли (информацию, идею), вносить логические и стилистические коррективы. |
Соблюдение речевых норм | 11.4.1.1 написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой |
6. Молодежная культура и проблемы. Ораторское искусство | Ой көкпар (дебат). Языковые особенности публицистического стиля | Слушание и говорение | 11.1.2.1 анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи); 11.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, сравнивать. |
Чтение | 11.2.3.1 анализировать жанровые особенности чисто научно-лекционные лекции, интервью, статьи, доклады, тезисы, аннотации; 11.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, структуры, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории. |
Письмо | 11.3.5.1 подбирать основной информации по прочитанного и прослушанного материала путем овладения различными способами конспектирования; 11.3.6.1 уметь использовать креативные инструменты на различные темы, представлять творческие работы (стихи, рассказы, мемуары) |
Соблюдение речевых норм | 11.4.1.1 написать языковые единицы по контексту в соответствии с орфографической нормой |
7. Современное общество. Миграция. Интеллектуальная миграция. Ораторское искусство | Дискуссия. Особенности языка официальных документов | Слушание и говорение | 11.1.2.1 анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи); 11.1.6.1 уметь влиять на слушателей, в соответствии с коммуникативной ситуацией говорить правильно с публичными выступлениями. |
Чтение | 11.2.1.1 анализировать и сравнивать данные в различных графических текстах (таблица, диаграмма, чертеж), выявление основных тенденций; 11.2.2.1 распознавать чистого научного стиля с помощью языковых средств (термины, понятия, условные знаки). |
Письмо | 11.3.2.1 написать аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля; 11.3.3.1 сравнивать данные в различных графических текстах с сохранением структуры текста, писать ключевых моментов и тенденций, делать собственные выводы. |
Соблюдение речевых норм | 11.4.2.1 использовать в соответствии к манере речи интонационные компоненты речевого потока: мелодия, интонация, тембр, темп, пауза. |
8. Изобретения, которые изменили мир. Ораторское искусство | Обмен мнений. Языковые особенности публицистического стиля | Слушание и говорение | 11.1.2.1 анализировать термины и понятия для целевой аудитории, языковых обработок, фрагментов текста в специализированном нарративном повествовании (лекции, интервью, дискуссии, статьи); 11.1.3.1 уметь соотносить информацию в прослушанном тексте с глобальными проблемами, сравнивать. |
Чтение | 11.2.3.1 анализировать жанровые особенности чисто научно-лекционные лекции, интервью, статьи, доклады, тезисы, аннотации; 11.2.4.1 анализировать сравнивая тексты разных стилей (научные, официальные документы, публицистическая, художественная литература, устная речь), тема текста, позиций автора, структуры, языковой специфики в зависимости от целевой аудитории. |
Письмо | 11.3.1.1 составить виды планов (сложных, опора-схема); 11.3.2.1 написать аннотации, тезисы, интервью, статьи по использованию лингвистических средств в соответствии с жанром и стилями чисто научного стиля |
Соблюдение речевых норм | 11.4.3.1 использовать художественные средства языка в рамках определенной темы: иллюстрация, уточнение, доказательство. |