|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2018 года № 746
Данная редакция действовала до внесения изменений от 31 мая 2019 года
В соответствии с подпунктом 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» (далее - Программа). 2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы. 3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, организациям (по согласованию) представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан». 4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. 6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2018 года № 746
Государственная программа
4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы 5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры План мероприятий по реализации Программы
За время независимости Казахстан добился значительного прогресса в социально-экономическом развитии и перешел в группу стран с уровнем дохода выше среднего. Такой устойчивый рост позволил значительно снизить уровень бедности, обеспечить значительную часть населения более продуктивными рабочими местами, улучшить благосостояние людей, повысить производительность труда и снизить количество безработных и лиц, занятых непродуктивным трудом, особенно в сельской местности. Для решения этих проблем с 2011 года в рамках Программы «Дорожная карта занятости 2020» (далее - Программа ДКЗ 2020) активно реализовывались меры по вовлечению безработного, самостоятельно занятого и малообеспеченного населения в активные меры содействия занятости. Программа ДКЗ 2020 являлась логическим продолжением Плана действий Правительства по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года (Стратегия занятости и переподготовки кадров «дорожных карт 2009 и 2010 годов») и включала в себя механизмы антикризисного реагирования. С целью развития рынка труда и принятия дополнительных мер по повышению уровня жизни населения Главой государства 9 сентября 2016 года перед Правительством была поставлена задача по стимулированию массового предпринимательства и обеспечению занятости. Модернизация политики обеспечения занятости и оплаты труда, повышение качества человеческого капитала, всесторонняя поддержка предпринимательства, обеспечение адресности социальной поддержки определены в качестве приоритетов развития в соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» и Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира. В этой связи Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» (далее - Программа) ориентирована на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения. 2.1. В настоящей Программе используются следующие основные термины и определения: 1) региональная палата предпринимателей «Атамекен» (далее - РПП) - оператор нефинансовой поддержки на местном уровне; 2) районная (городская) комиссия - межведомственная комиссия при местном исполнительном органе района (города) по вопросам реализации программ занятости; 3) АО «ФФПСХ» - акционерное общество «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»; 4) единая информационная система социально-трудовой сферы (далее - АИС «Рынок труда») - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности уполномоченного органа по вопросам занятости населения, местных органов занятости населения, центров занятости населения, центра развития трудовых ресурсов и межведомственного взаимодействия в целях предоставления государственных услуг населению в социально-трудовой сфере; 5) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с центром занятости населения, для трудоустройства безработных с субсидированием их заработной платы; 6) социальная профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание практической помощи в выборе профессий, смене рода занятий, и повышение квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда; 7) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между участником Программы и центром занятости населения, а также физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, которое содержит права и обязанности сторон, условия труда, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования; 8) операторы Программы - Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан; 9) стартовый бизнес (стартап проект) - бизнес-проекты участников Программы, срок государственной регистрации которых в качестве юридического лица/оформления статуса индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения к кредитору за кредитом/микрокредитом менее одного года; 10) организация образования - учебное заведение и/или учебный центр; 11) дуальное обучение - форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося; 12) государственный интернет-ресурс «Биржа труда» - электронный информационный ресурс, содержащий единую информационную базу рынка труда, функционирующий в сети Интернет, который сопровождается центром развития трудовых ресурсов в целях оказания государственных мер содействия занятости населения; 13) субсидирование заработной платы - компенсация части затрат работодателя на оплату труда работников, трудоустроенных на социальные рабочие места по направлениям центра занятости населения; 14) молодежная практика - вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности); 15) безработные - лица, не относящиеся к занятому населению, ищущие работу и готовые трудиться; 16) частное агентство занятости - физическое или юридическое лицо, оказывающее трудовое посредничество, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 17) частная онлайн площадка по трудоустройству - частный сервис для поиска работы и подбора персонала; 18) действующий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ/АО «ФФПСХ»/МФО/КТ за кредитом/ микрокредитом более трех лет; 19) якорная кооперация - партнерство на основании заключенного гражданско-правового договора независимо от срока его действия крестьянских (фермерских) хозяйств и/или сельскохозяйственных кооперативов и других претендентов, имеющих земли сельскохозяйственного назначения, со средними и крупными субъектами агропромышленного комплекса в целях наращивания производства сельскохозяйственной продукции и гарантированного сбыта продукции; 20) профессиональное информирование - представление информации о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустройства по имеющейся специальности, переобучения, повышения квалификации; 21) гарант - акционерное общество «КазАгроГарант», акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»; 22) гарантия - документ, подтверждающий субсидиарную ответственность гаранта перед кредитором по обязательствам заемщика; 23) договор гарантии - трехстороннее письменное соглашение, заключенное между гарантом, кредитором и заемщиком о предоставлении гарантии по формам, утверждаемым уполномоченными органами по вопросам предпринимательства и в области развития агропромышленного комплекса; 24) кредитор - микрофинансовая организация/банки второго уровня/кредитные товарищества/АО «ФФПСХ»; 25) кредит/микрокредит - заемные средства, предоставляемые микрофинансовыми организациями (МФО)/банками второго уровня (БВУ)/кредитными товариществами (КТ)/АО «ФФПСХ» участнику Программы по договору о предоставлении кредита/микрокредита/не возобновляемой кредитной линии в национальной валюте Республики Казахстан на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и целевого назначения; 26) оператор нефинансовой поддержки - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (НПП «Атамекен»); 27) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые центрами занятости населения, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально полезную направленность для обеспечения их временной занятостью; 28) переселенец - внутренний мигрант, переселяющийся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан; 29) краткосрочное профессиональное обучение - часть системы технического и профессионального образования, предусматривающая реализацию образовательных программ с сокращенным сроком обучения по профессиональной подготовке и переподготовке рабочих кадров; 30) проект «Мәңгілік ел жастары - индустрияға!» («Серпін») - проект, направленный на предоставление высшего, технического и профессионального образования молодежи из трудоизбыточных регионов и их трудоустройство в трудодефицитных регионах; 31) организация микрокредитования - акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация», акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»; 32) микрофинансовая организация - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, официальный статус которого определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов, а также дополнительные виды деятельности, разрешенные Законом Республики Казахстан «О микрофинансовых организациях»; 33) мобильный учебный центр - передвижной учебный центр, реализующий образовательные программы дополнительного образования с обеспечением практики и возможностью транспортировки конструктивных элементов и оборудования к месту обучения; 34) непродуктивно занятые - занятые с доходом ниже величины прожиточного минимума и/или не имеющие высшего, технического и профессионального образования и/или занятые на низкоквалифицированных рабочих местах; 35) учебное заведение - организация образования, реализующая образовательные программы высшего, технического и профессионального, послесреднего образования; 36) учебный центр - организация, реализующая образовательные программы дополнительного образования с обязательной организацией производственной практики; 37) региональная комиссия - межведомственная комиссия при местном исполнительном органе области (города республиканского значения, столицы) по вопросам реализации программ занятости с участием местных представительных органов, представителей работодателей, профессиональных союзов и палаты предпринимателей областей, городов республиканского значения и столицы; 38) оператор по субсидированию - местный исполнительный орган по вопросам сельского хозяйства; 39) подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием - часть системы технического и профессионального образования, предусматривающая подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена; 40) претендент - безработный, независимо от регистрации в центрах занятости населения, самостоятельно занятый работник и непродуктивно занятый, начинающий и действующий предприниматель, сельскохозяйственные кооперативы и их члены, крестьянские и фермерские хозяйства, участники якорной кооперации независимо от срока их деятельности, сокращаемый работник, не достигший пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; 41) центр занятости населения - юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» (далее - Закон); 42) начинающий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ/АО «ФФПСХ»/МФО/КТ за кредитом/микрокредитом менее трех лет.
На рынке труда Казахстана за последние 10 лет наблюдается положительная динамика. По сравнению с 2007 годом вместе с ростом численности рабочей силы на 9,7% увеличилось число наемных работников на 1,7 млн. человек, снизилась численность безработных на 155 тыс. человек и самозанятых на 558 тыс. человек. За время действия Программы ДКЗ 2020 меры государственной поддержки получили 770 тыс. граждан, в результате трудоустроено 580 тыс. человек на постоянные рабочие места. За последние годы уровень безработицы снизился с 5,1% в 2015 году до 5,0 в 2016 году и до 4,9% в 2017 году. Уровень безработицы среди молодежи снизился с 4,2% в 2015 году, 3,8% в 2016 и 2017 годах. Вместе с тем сохраняются следующие системные проблемы, влияющие как на рынок труда, так и дальнейший экономический рост: 1) Несоответствие качества трудовых ресурсов потребностям рынка труда. За последние 3 года выросла доля трудовых ресурсов с профессиональным образованием. Если в 2015-2017 годах доля рабочей силы с высшим и незаконченным высшим образованием составляла 38%, то доля рабочей силы с техническим и профессиональным образованием выросла с 38% в 2015 до 41% в 2016 году, до 42% в 2017 году. При этом сохраняется высокая доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием, несмотря на снижение с 24% в 2015 году до 22,6% в 2016 году. Динамика движения выпускников 9 и 11-х классов общеобразовательных школ за последние 3 года показывает, что в среднем 21 тысяча человек трудоустраиваются без квалификации. При этом из-за проблем несоответствия квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются незаполненными. Опросы предприятий страны, проведенные национальными экспертами, показали, что порядка 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования. В этой связи необходимо обеспечить доступ молодежи к получению бесплатной первой рабочей профессии, а также провести переподготовку и повышение навыков взрослого населения по рабочим профессиям, востребованным на рынке труда. 2) Непродуктивная занятость. Численность самостоятельно занятого населения сократилась с 2,3 млн. (27% от занятого населения) в 2015 году до 2,1 млн. человек (24,5%) в 2017 году. Численность непродуктивно самостоятельно занятого населения, осуществляющего деятельность без регистрации или имеющего доходы ниже прожиточного минимума, за последние три года также сократилась на 66% - с 330,9 тыс. человек в 2015 году до 301,2 тыс. человек в 2016 году и до 217,7 тыс. человек в 2017 году. Наибольшая доля непродуктивно самостоятельно занятого населения в 2017 году сконцентрирована в сельском хозяйстве (58%), где наблюдается один из самых низких уровней производительности труда (1402 тыс. тенге на человека). Уровень доходов населения напрямую связан с уровнем производительности труда в отраслях экономики. Доступ к более производительным и доходным рабочим местам ограничивает недостаток образования и профессиональных навыков. 49,1% непродуктивно занятых имеют только основное, среднее, общее и начальное образование. Вовлечение непродуктивно занятого населения в производительную экономическую деятельность будет способствовать росту экономической активности и повышению их доходов. 3) Региональные диспропорции и демографический дисбаланс. В 2015 году численность населения северных регионов составляла 2 946 тыс. человек, а в 2017 году - 2 934 тыс., то есть снизилась на 12 тыс. человек. В то же время в южных регионах численность населения выросла на 186 тыс. человек с 6 564 тыс. человек в 2015 году до 6 750 тыс. в 2017 году. При этом доля населения младше 15 лет по отношению ко всему населению в северных регионах в 2017 году составляла в среднем 19%, в то время как в южных - в среднем 34%. Согласно прогнозной оценке, проведенной национальными экспертами, численность населения страны к 2050 году составит 24,5 млн. чел. При этом ожидается, что при сохранении текущей тенденции население северных регионов сократится на 0,9 млн. человек, а население южных регионов вырастет на 5,3 млн. человек. Плотность расселения южных регионов будет в четыре раза выше, чем в северных. Поэтому целесообразно принятие мер по стимулированию территориальной мобильности трудовых ресурсов через содействие в добровольном переселении граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные регионы. 4) Недостаточная генерация производительных рабочих мест в частном секторе экономики. Доля государственного сектора (государственные учреждения и предприятия с долей государственной собственности более 50%) в обеспечении занятости составляла в среднем 25,4% занятого населения в 2015-2017 годах. Данный показатель является одним из самых высоких по сравнению со странами ОЭСР, где среднее значение доли госсектора в структуре занятости населения составляет 18%. В сравнении со странами ОЭСР вклад МСБ в обеспечение занятости недостаточен. Средняя доля занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет в ОЭСР 64%, что в 1,4 раза выше уровня Казахстана (45%). Таким образом, необходимо стимулировать развитие массового предпринимательства для создания рабочих мест в частном секторе. Успешный опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что развитие микрокредитования повышает эффективность и масштабы предпринимательства, способствуя решению вопросов занятости и созданию новых рабочих мест. В мировой практике для решения проблем на рынке труда используются активные меры содействия занятости, которые осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование деятельности институтов рынка труда, включая информационное сопровождение, а также развитие предпринимательства. В экономическом плане это предполагает увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном - снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала. Технологическая модернизация повлечет за собой значительные изменения на рынке труда, связанные со снижением спроса на трудовые ресурсы в ряде традиционных отраслей и растущим спросом в новых отраслях. С учетом требований цифровой экономики будут предъявляться новые требования к навыкам и компетенциям рабочей силы. Для обеспечения экономики своевременным и качественным предложением востребованных кадров и всех граждан возможностями для смены вида деятельности необходимо обеспечить доступ к программам переквалификации, повышения квалификации. Также необходимо адаптировать трудовые ресурсы к потребностям новой экономики. Обеспечение новой экономики кадрами, способными к повышению производительности, технологическому обновлению и цифровизации предприятий и отраслей, будет достигнуто как за счет притока на рынок труда новых квалифицированных работников из системы образования, так и через обучение уже действующих работников.
4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы
Содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство. Целевые индикаторы Программы, которые будут достигнуты в 2021 году: 1) уровень безработицы не будет превышать 4,8%; 2) доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием в составе рабочей силы составит не более 20%; 3) доля непродуктивно занятых не превысит 10,2%; 4) прирост активно действующих субъектов МСБ составит 10%.
Для достижения цели и целевых индикаторов Программы работа будет проводиться по следующим трем направлениям: 1) обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением; 2) развитие массового предпринимательства; 3) развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов. 4.3.1 Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением В рамках данного направления будут решаться следующие задачи: 1) подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда; 2) краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам; 3) подготовка кадров в рамках проекта «Мәңгілік ел жастары - индустрияға!» («Серпін»); 4) переподготовка трудовых ресурсов и сокращаемых работников. Задача 1. Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием (ТиПО) с учетом потребностей рынка труда. Таблица 1. Показатели результатов по подготовке кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда.
Задача 2. Краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам. Таблица 2. Показатели результатов по краткосрочному профессиональному обучению по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам.
Задача 3. Подготовка кадров в рамках проекта «Мәңгілік ел жастары - индустрияға!» («Серпін»). Таблица 3. Показатели результатов подготовки кадров в рамках проекта «Мәңгілік ел жастары - индустрияға!» («Серпін»).
4.3.2 Развитие массового предпринимательства В рамках данного направления будут решаться следующие задачи: 1) обучение участников Программы основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес»; 2) поддержка предпринимательских инициатив через предоставление микрокредитов и гарантий в сельских населенных пунктах, малых городах, городах и моногородах. Задача 1. Обучение участников Программы основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес». Таблица 4. Показатели результатов по обучению основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес».
Задача 2. Поддержка предпринимательских инициатив через предоставление микрокредитов и гарантий в сельских населенных пунктах, малых городах, городах и моногородах. Таблица 5. Показатели результатов по поддержке предпринимательских инициатив в сельских населенных пунктах и малых городах, в городах и моногородах.
4.3.3 Развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов В рамках данного направления будут решаться следующие задачи: 1) содействие в обеспечении занятости безработных, самозанятых и непродуктивно занятых; 2) повышение мобильности трудовых ресурсов; 3) развитие единой цифровой площадки по трудоустройству. Задача 1. Содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых и непродуктивно занятых. Таблица 6. Показатели результатов по поддержке в обеспечении занятости определенных категорий граждан
Задача 2. Повышение мобильности трудовых ресурсов. Таблица 7. Показатели результатов по мобильности трудовых ресурсов.
Задача 3. Развитие единой цифровой площадки по трудоустройству. Таблица 8. Целевые показатели по развитию государственного интернет-ресурса «Биржа труда» площадки по трудоустройству.
5. Основные направления пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры
5.1. Первое направление: Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением. Первое направление Программы предусматривает реализацию следующих задач: 1) подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда; 2) краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда квалификациям и навыкам; 3) подготовка кадров в рамках проекта «Мәңгілік ел жастары - индустрияға!» («Серпін»); 4) переподготовка трудовых ресурсов и сокращаемых работников.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |