<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 2...

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832
Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности

изменениями и дополнениями по состоянию на 10.06.2022 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 10 февраля 2023 года (введены в действие с 1 января 2023 года)

 

В соответствии с подпунктом 3) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности (далее - единые требования).

2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Пункт 140 единых требований действует до 1 января 2018 года.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан

 

Б. Сагинтаев

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Утверждены

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 20 декабря 2016 года № 832

 

 

Единые требования
в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности

 

Глава 1. Общие положения

 

Пункт 1 изложен в редакции постановления Правительства РК от 10.06.22 г. № 383 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

1. Единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности (далее – ЕТ) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об информатизации» (далее – Закон) и определяют требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Положения ЕТ, относящиеся к сфере обеспечения информационной безопасности, обязательны для применения государственными органами, местными исполнительными органами, государственными юридическими лицами, субъектами квазигосударственного сектора, собственниками и владельцами негосударственных информационных систем, интегрируемых с информационными системами государственных органов или предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов, а также собственниками и владельцами критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры.

См.: Правила проведения мониторинга выполнения единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 3 изложен в редакции постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

3. Положения ЕТ не распространяются на:

  • Показать изменения

1) отношения, возникающие при осуществлении Национальным Банком Республики Казахстан и организациями, входящими в его структуру, работ по созданию или развитию, эксплуатации интернет-ресурсов, информационных систем, не интегрируемых с объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», локальных сетей и сетей телекоммуникаций, а также проведении закупок товаров, работ и услуг в сфере информатизации;

  • Показать изменения

2) информационные системы в защищенном исполнении, отнесенные к государственным секретам в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, а также сети телекоммуникаций специального назначения и/или президентской, правительственной, засекреченной, шифрованной и кодированной связи;

  • Показать изменения

3) отношения, возникающие при осуществлении уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций работ по созданию или развитию информационных систем, интегрируемых с информационными системами Национального Банка Республики Казахстан, которые не интегрируются с объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;

4) организации в случаях, когда исполнение таких положений ведет к нарушению пункта 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Целью ЕТ является установление обязательных для исполнения требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности государственными органами, органами местного самоуправления, государственными юридическими лицами, субъектами квазигосударственного сектора, собственниками и владельцами негосударственных информационных систем, интегрируемых с информационными системами государственных органов или предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов, а также собственниками и владельцами критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.); постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

5. Задачами ЕТ являются:

1) определение принципов организации и управления информатизацией государственных органов для решения текущих и стратегических задач государственного управления;

2) определение единых принципов обеспечения и управления информационной безопасностью объектов информатизации «электронного правительства»;

  • Показать изменения

3) установление требований по унификации компонентов объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;

4) установление требований по структуризации информационно-коммуникационной инфраструктуры и организации серверных помещений;

5) установление обязательности применения рекомендаций стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов информатизации;

6) повышение уровня защищенности государственных и негосударственных электронных информационных ресурсов, программного обеспечения, информационных систем и поддерживающей их информационно-коммуникационной инфраструктуры.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 6 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.18 г. № 355 (см. стар. ред.); постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.); постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.); постановления Правительства РК от 10.06.22 г. № 383 (см. стар. ред.)

6. Для целей настоящих ЕТ в них используются следующие определения:

  • Показать изменения

1) маркировка актива, связанного со средствами обработки информации, – нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на актив с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик;

  • Показать изменения

2) средство криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) – программное обеспечение или аппаратно-программный комплекс, реализующие алгоритмы криптографических преобразований, генерацию, формирование, распределение или управление ключами шифрования;

  • Показать изменения

3) активы, связанные со средствами обработки информации, (далее – актив) – материальный или нематериальный объект, который является информацией или содержит информацию, или служит для обработки, хранения, передачи информации и имеющий ценность для организации в интересах достижения целей и непрерывности ее деятельности;

  • Показать изменения

4) техническая документация по информационной безопасности (далее –ТД ИБ) – документация, устанавливающая политику, правила, защитные меры, касающиеся процессов обеспечения ИБ объектов информатизации и (или) организации;

  • Показать изменения

5) мониторинг событий информационной безопасности (далее – мониторинг событий ИБ) – постоянное наблюдение за объектом информатизации с целью выявления и идентификации событий информационной безопасности;

  • Показать изменения

6) масштабируемость – способность объекта информатизации обеспечивать возможность увеличения своей производительности по мере роста объема обрабатываемой информации и (или) количества одновременно работающих пользователей;

  • Показать изменения

7) программный робот – программное обеспечение поисковой системы или системы мониторинга, выполняющее автоматически и (или) по заданному расписанию просмотр веб-страниц, считывающее и индексирующее их содержимое, следуя по ссылкам, найденным в веб-страницах;

  • Показать изменения

8) не нагруженное (холодное) резервирование оборудования – использование подготовленного к работе и находящегося в неактивном режиме дополнительного серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения с целью оперативного восстановления информационной системы или электронного информационного ресурса;

  • Показать изменения

9) нагруженное (горячее) резервирование оборудования – использование дополнительного (избыточного) серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и поддержание их в активном режиме с целью гибкого и оперативного увеличения пропускной способности, надежности и отказоустойчивости информационной системы, электронного информационного ресурса;

  • Показать изменения

10) рабочая станция – стационарный компьютер в составе локальной сети, предназначенный для решения прикладных задач;

  • Показать изменения

11) системное программное обеспечение – совокупность программного обеспечения для обеспечения работы вычислительного оборудования;

  • Показать изменения

12) интернет-браузер – прикладное программное обеспечение, предназначенное для визуального отображения содержания интернет-ресурсов и интерактивного взаимодействия с ним;

  • Показать изменения

13) кодированная связь – защищенная связь с использованием документов и техники кодирования;

  • Показать изменения

14) многофакторная аутентификация – способ проверки подлинности пользователя при помощи комбинации различных параметров, в том числе генерации и ввода паролей или аутентификационных признаков (цифровых сертификатов, токенов, смарт-карт, генераторов одноразовых паролей и средств биометрической идентификации);

  • Показать изменения

15) кроссовое помещение – телекоммуникационное помещение, предназначенное для размещения соединительных, распределительных пунктов и устройств;

  • Показать изменения

16) прикладное программное обеспечение (далее – ППО) – комплекс программного обеспечения для решения прикладной задачи определенного класса предметной области;

  • Показать изменения

17) засекреченная связь – защищенная связь с использованием засекречивающей аппаратуры;

  • Показать изменения

18) серверный центр государственных органов (далее – серверный центр ГО) – серверное помещение (центр обработки данных), собственником или владельцем которого является оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», предназначенное для размещения объектов информатизации «электронного правительства»;

  • Показать изменения

19) журналирование событий – процесс записи информации о происходящих с объектом информатизации программных или аппаратных событиях в журнал регистрации событий;

  • Показать изменения

20) серверное помещение (центр обработки данных) – помещение, предназначенное для размещения серверного, активного и пассивного сетевого (телекоммуникационного) оборудования и оборудования структурированных кабельных систем;

  • Показать изменения

21) локальная сеть внешнего контура (далее – ЛС внешнего контура) – локальная сеть субъектов информатизации, определенных уполномоченным органом, отнесенная к внешнему контуру телекоммуникационной сети субъектов информатизации, имеющая соединение с Интернетом, доступ к которому для субъектов информатизации предоставляется операторами связи только через единый шлюз доступа к Интернету;

  • Показать изменения

22) терминальная система – тонкий или нулевой клиент для работы с приложениями в терминальной среде либо программами - тонкими клиентами в клиент-серверной архитектуре;

  • Показать изменения

23) инфраструктура источника времени – иерархически связанное серверное оборудование, использующее сетевой протокол синхронизации времени, выполняющее задачу синхронизации внутренних часов серверов, рабочих станций и телекоммуникационного оборудования;

  • Показать изменения

24) правительственная связь – специальная защищенная связь для нужд государственного управления;

  • Показать изменения

25) организация – государственное юридическое лицо, субъект квазигосударственного сектора, собственник и владелец негосударственных информационных систем, интегрируемых с информационными системами государственных органов или предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов, а также собственник и владелец критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;

  • Показать изменения

26) федеративная идентификация – комплекс технологий, позволяющий использовать единое имя пользователя и аутентификационный идентификатор для доступа к электронным информационным ресурсам в системах и сетях, установивших доверительные отношения;

  • Показать изменения

27) шифрованная связь – защищенная связь с использованием ручных шифров, шифровальных машин, аппаратуры линейного шифрования и специальных средств вычислительной техники;

  • Показать изменения

28) локальная сеть внутреннего контура (далее – ЛС внутреннего контура) – локальная сеть субъектов информатизации, определенных уполномоченным органом, отнесенная к внутреннему контуру телекоммуникационной сети субъектов информатизации, имеющая соединение с единой транспортной средой государственных органов;

  • Показать изменения

29) внешний шлюз «электронного правительства» (далее – ВШЭП) – подсистема шлюза «электронного правительства», предназначенная для обеспечения взаимодействия информационных систем, находящихся в ЕТС ГО с информационными системами, находящимися вне ЕТС ГО;

  • Показать изменения

30) внутренний аудит информационной безопасности – объективный, документированный процесс контроля качественных и количественных характеристик текущего состояния информационной безопасности объектов информатизации в организации, осуществляемый самой организацией в своих интересах;

  • Показать изменения

31) межсетевой экран – аппаратно-программный или программный комплекс, функционирующий в информационно-коммуникационной инфраструктуре, осуществляющий контроль и фильтрацию сетевого трафика в соответствии с заданными правилами;

  • Показать изменения

32) субъекты информатизации, определенные уполномоченным органом, – государственные органы, их подведомственные организации и органы местного самоуправления, а также иные субъекты информатизации, использующие единую транспортную среду государственных органов для взаимодействия локальных (за исключением локальных сетей, имеющих доступ к Интернету), ведомственных и корпоративных сетей.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 7 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

7. Для целей настоящих ЕТ в них используются следующие сокращения:

1) АПК - аппаратно-программный комплекс;

2) ИБ - информационная безопасность;

3) ИС - информационная система;

4) ИКИ - информационно-коммуникационная инфраструктура;

5) ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;

6) ПО - программное обеспечение;

7) МИО - местные исполнительные органы;

8) СПО - свободное программное обеспечение;

9) ЕШДИ - единый шлюз доступа к Интернету;

10) ИР - интернет-ресурс;

11) ГО - центральный исполнительный орган, государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, территориальные подразделения ведомства центрального исполнительного органа;

12) ЕТС ГО - единая транспортная среда государственных органов;

13) ЕПИР ГО - единая платформа интернет-ресурсов государственных органов;

  • Показать изменения

14) СПП - сервисный программный продукт;

15) ЭИР - электронные информационные ресурсы;

16) ИКП ЭП - информационно-коммуникационная платформа «электронного правительства»;

17) ЭЦП - электронная цифровая подпись;

  • Показать изменения

18) СИ - субъекты информатизации, определенные уполномоченным органом.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 2. Требования к организации и управлению информатизацией и информационной безопасностью

Параграф 1. Требования к информатизации государственного органа

 

Пункт 8 изложен в редакции постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

8. Информатизация ГО осуществляется в соответствии с архитектурой ГО, разрабатываемой и утверждаемой в порядке, предусмотренном статьями 23 и 24 Закона, а в случае ее отсутствия - на основании решения государственного органа о необходимости автоматизации, согласованного с уполномоченным органом в сфере информатизации (далее - уполномоченный орган).

  • Показать изменения

Государственные органы обеспечивают публичное обсуждение планируемой автоматизации деятельности в целях привлечения потенциальных поставщиков, уточнения технико-экономических, эксплуатационных и иных характеристик объекта информатизации «электронного правительства».

  • Показать изменения

Публичное обсуждение планируемой автоматизации деятельности осуществляется на архитектурном портале «электронного правительства» (далее - архитектурный портал).

  • Показать изменения

Срок для публичного обсуждения планируемой автоматизации должен составлять не менее десяти календарных дней с даты размещения на архитектурном портале.

  • Показать изменения

Государственные органы рассматривают предложения, поступившие в рамках публичного обсуждения планируемой автоматизации, и принимают решения о принятии предложений либо их отклонении с указанием оснований для отклонения.

По истечении срока публичного обсуждения планируемой автоматизации в соответствии с результатами рассмотрения поступивших предложений на архитектурном портале формируется и публикуется отчет о завершении публичного обсуждения планируемой автоматизации (далее - отчет).

  • Показать изменения

Отчет является основанием для уточнения технико-экономических, эксплуатационных и иных характеристик объекта информатизации «электронного правительства», выбора механизма реализации автоматизации деятельности государственного органа.

  • Показать изменения

Государственный орган направляет запрос о необходимости автоматизации деятельности (далее - запрос) с приложением отчета в уполномоченный орган на согласование.

  • Показать изменения

Уполномоченный орган для проведения анализа запроса государственного органа привлекает сервисного интегратора «электронного правительства» (далее - сервисный интегратор).

  • Показать изменения

На основании заключения сервисного интегратора уполномоченный орган согласовывает либо отказывает в согласовании автоматизации деятельности государственного органа.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Правила дополнены пунктом 8-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.18 г. № 355

  • Показать изменения

8-1. Сведения об архитектуре ГО передаются третьим лицам исключительно по согласованию с руководителями структурных подразделений по информационной безопасности и информационным технологиям ГО, либо лицами, их заменяющими, в соответствии с утвержденной политикой ИБ.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 9 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.18 г. № 355 (см. стар. ред.); постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

9. ГО обеспечивает:

  • Показать изменения

1) планирование затрат на информатизацию и информационную безопасность в соответствии с утвержденной архитектурой ГО, а в случае ее отсутствия - согласно решениям экспертного совета в сфере информатизации;

  • Показать изменения

2) автоматизацию государственных функций и оказание вытекающих из них государственных услуг с соблюдением требований настоящих ЕТ;

  • Показать изменения

3) размещение сведений об объектах информатизации на архитектурном портале «электронного правительства» в соответствии с правилами учета сведений об объектах информатизации «электронного правительства» и размещения электронных копий технической документации объектов информатизации «электронного правительства», утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 30) статьи 7 Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

10. Развитие архитектуры «электронного правительства» осуществляется в соответствии с требованиями по развитию архитектуры «электронного правительства», утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 10) статьи 7 Закона.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

11. При разработке типовой архитектуры «электронного акимата», утверждаемой в соответствии с подпунктом 18) статьи 7 Закона в части описания требований к информационно-коммуникационной инфраструктуре, МИО учитываются требования настоящих ЕТ.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

12. При реализации сервисной модели информатизации в ГО и МИО руководствуются нормами правил реализации сервисной модели информатизации, требованиями по развитию архитектуры «электронного правительства», утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с подпунктами 4) и 10) статьи 7 Закона и требованиями настоящих ЕТ.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 13 изложен в редакции постановления Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

13. Обеспечение ГО и МИО товарами, работами, услугами в сфере информатизации осуществляется путем:

  • Показать изменения

1) закупа, с учетом заключения уполномоченного органа в сфере информатизации на представленные администраторами бюджетных программ расчетов расходов на государственные закупки товаров, работ и услуг в сфере информатизации;

  • Показать изменения

2) приобретения информационно-коммуникационной услуги в соответствии с каталогом информационно-коммуникационных услуг.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 14 внесены изменения в соответствии с  постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.)

14. Реализацию задач в сфере информатизации в ГО или МИО обеспечивает подразделение информационных технологий, осуществляющее:

1) мониторинг и анализ применения ИКТ;

2) участие в мероприятиях по учету и анализу использования ИКТ-активов;

3) выработку предложений в стратегический план ГО по вопросам информатизации;

4) координацию работ по созданию, сопровождению и развитию объектов информатизации «электронного правительства»;

5) контроль за обеспечением поставщиками предусмотренного договорами уровня качества оказываемых услуг в сфере информатизации;

  • Показать изменения

6) учет и актуализацию сведений об объектах информатизации «электронного правительства» и электронных копий технической документации объектов информатизации «электронного правительства» на архитектурном портале «электронного правительства»;

  • Показать изменения

7) передачу сервисному интегратору «электронного правительства» для учета и хранения разработанного программного обеспечения, исходных программных кодов (при наличии), комплекса настроек лицензионного программного обеспечения объектов информатизации «электронного правительства»;

  • Показать изменения

8) взаимодействие с сервисным интегратором, оператором, ГО, МИО и организациями в части реализации проектов в сфере информатизации при создании архитектуры ГО и реализации сервисной модели информатизации;

  • Показать изменения

9) реализацию требований по ИБ.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 15 изложен в редакции постановления Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

15. Рабочее пространство в ГО и МИО организуется в соответствии с санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к административным и жилым зданиям», утвержденными уполномоченным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с пунктом 6 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

16. Рабочее место служащего ГО и МИО оснащается с учетом его функциональных обязанностей и включает:

1) рабочую станцию или унифицированное рабочее место или терминальную систему с подключением к ЛС внутреннего контура ГО или МИО. Допускается оснащение рабочего места дополнительным монитором при необходимости;

2) комплект мультимедийного оборудования (наушники, микрофон и веб-камера) для работы с мультимедийными ЭИР или системой видеоконференц-связи при необходимости;

3) аппарат телефонной связи или IP-телефонии.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 17 изложен в редакции постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

17. Требования к унифицированному рабочему месту или терминальной системе ГО и МИО, а также компонентам объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры утверждаются уполномоченным органом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Параграф 1 главы 2 дополнен пунктом 17-1 в соответствии с постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12

  • Показать изменения

17-1. Обеспечивается соответствие рабочего места или терминальной системы ГО и МИО требованиям к унифицированному рабочему месту или терминальной системе ГО и МИО, утвержденным уполномоченным органом.

Требования обновляются и актуализируются по мере необходимости.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

18. При выборе закупаемых моделей рабочих станций необходимо руководствоваться следующими положениями:

1) аппаратные характеристики рабочих станций соответствуют либо превосходят системные требования, рекомендуемые разработчиком (производителем) используемого ПО;

2) для обеспечения общего уровня услуг унифицируются конфигурации рабочих станций;

3) для рабочих станций организуется централизованное автоматизированное распространение обновлений ПО;

4) для повышения качества и скорости администрирования количество различных аппаратно-программных конфигураций рабочих станций ограничивается тремя типами:

рабочая станция для работы с прикладным ПО;

рабочая станция повышенной мощности для работы с графическими пакетами, пакетами ПО моделирования и прочими. Используется для приложений с развитой графикой, высокими требованиями к производительности процессора, объемам оперативной памяти и видеоподсистем;

ноутбук для работы мобильных пользователей.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

19. Для спецификации технических требований выделяются следующие ключевые параметры рабочих станций:

1) производительность, включающая в себя:

параметры быстродействия процессора;

необходимый объем оперативной памяти;

скорости внутренних шин передачи данных;

быстродействие графической подсистемы;

быстродействие устройств ввода/вывода;

параметры матрицы монитора;

2) надежность, обеспечиваемая за счет использования отказоустойчивых аппаратных средств и ПО, и определяется исходя из среднего времени безотказной работы;

3) масштабируемость, обеспечиваемая архитектурой и конструкцией персонального компьютера за счет возможности наращивания:

числа и производительности процессоров;

объемов оперативной и внешней памяти;

емкости встроенных накопителей.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 20 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

20. Для обеспечения ИБ:

1) в ТД ИБ определяются:

способы размещения рабочих станций служащих ГО или МИО;

способы защиты рабочих станций от отказов в системе электроснабжения и других нарушений, вызываемых сбоями в работе коммунальных служб;

процедуры и периодичность технического обслуживания рабочих станций для обеспечения непрерывной доступности и целостности;

способы защиты рабочих станций мобильных пользователей, находящихся за пределами ГО или МИО, с учетом различных внешних рисков;

способы гарантированного уничтожения информации при повторном использовании рабочих станций или выводе из эксплуатации носителей информации;

правила выноса рабочих станций за пределы рабочего места;

  • Показать изменения

2) на регулярной основе проводится учет рабочих станций с проверкой конфигурации, а также электронных носителей информации с уникальными идентифицирующими данными;

3) установка и применение на рабочих станциях программных или аппаратных средств удаленного управления извне ЛС внутреннего контура исключается. Удаленное управление внутри ЛС внутреннего контура допускается в случаях, прямо предусмотренных в правовом акте ГО или МИО;

4) неиспользуемые порты ввода-вывода рабочих станций и мобильных компьютеров служащих ГО и МИО отключаются или блокируются, за исключением рабочих станций служащих подразделения ИБ.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

21. Вопрос операций ввода-вывода с применением внешних электронных носителей информации на рабочих станциях служащих ГО и МИО регулируется в соответствии с политикой ИБ, принятой в ГО или МИО.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

22. Для оптимизации размещения оборудования на рабочем месте служащего ГО и МИО допускается применение специализированного оборудования, обеспечивающего использование одной единицы монитора, ручного манипулятора (мышь) и клавиатуры для нескольких рабочих станций, без применения сетевых интерфейсов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

23. Для использования сервисов ИКП ЭП рабочая станция, подключенная к ЛС внутреннего контура ГО или МИО, обеспечивается сетевым подключением к инфраструктуре ИКП ЭП.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 24 изложен в редакции постановления Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

24. Обработка и хранение служебной информации ГО и МИО осуществляются на рабочих станциях, подключенных к ЛС внутреннего контура и внешнего контура ГО или МИО.

  • Показать изменения

Служебная информация ГО и МИО с ограниченным доступом обрабатывается и хранится на рабочих станциях, подключенных к ЛС внутреннего контура ГО или МИО и не имеющих подключения к Интернету.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 25 изложен в редакции постановления Правительства РК от 10.06.22 г. № 383 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

25. Доступ к Интернету служащим ГО и МИО предоставляется с рабочих станций, подключенных к ЛС внешнего контура ГО и МИО, размещенных за пределами режимных помещений, определяемых в соответствии с Инструкцией по защите государственных секретов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Правила дополнены пунктом 25-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.18 г. № 355

  • Показать изменения

25-1. При организации доступа к Интернету из локальных сетей внешнего контура в обязательном порядке обеспечивается наличие антивирусных средств, обновлений операционных систем на рабочих станциях, подключенных к сети Интернет.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

26. Сервис телефонной связи:

1) реализуется как на базе цифровых телефонных сетей общего пользования, так и с применением технологии IP-телефонии;

2) обеспечивает коммутацию пользователя с абонентами телефонных сетей по следующим каналам:

использование соединений абонентов через существующую локальную вычислительную сеть внутреннего и внешнего контура и ведомственную сеть передачи данных;

использование услуг связи оператора телефонной связи общего пользования по потоку Е1;

использование операторов сотовой связи;

использование услуг междугородних и международных вызовов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

27. Для проведения конференций, презентаций, совещаний, телемостов конференцзал ГО и МИО оснащается:

1) конференцсистемой звукового усиления, включающей размещение на месте участника микрофона, громкоговорителя и светового индикатора запроса и выступления участника;

2) устройством ввода-вывода информации.

Для организации «телемоста» с географически распределенными участниками, находящимися в других городах или странах, конференцсистема по необходимости дополняется системой аудио- и видеоконференцсвязи оператора ИКИ ЭП.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

28. Сервис печати:

1) реализуется посредством печатающего, копирующего и сканирующего оборудования, подключенного к локальной сети внутреннего контура ГО с использованием сетевого интерфейса либо прямого подключения к серверу печати;

2) обеспечивается программным обеспечением, реализующим:

централизованное управление пользователями и устройствами;

учет распечатываемых документов, а также копий, факсов, отправленных электронной почтой и сканирований по идентификационным номерам пользователей с возможностью распределения затрат между подразделениями и пользователями;

систему отчетов, графически иллюстрирующих активность печати, копирования и сканирования;

идентификацию пользователя до начала использования сервиса печати;

авторизацию служащего ГО на устройстве печати способами, регламентированными в ТД ИБ;

формирование очереди печати, осуществляющей печать посредством единой очереди печати с возможностью получения распечатанных документов на доступном устройстве печати.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Параграф 2. Требования к организации информационной безопасности

 

Пункт 29 изложен в редакции постановления Правительства РК от 18.06.18 г. № 355 (см. стар. ред.); постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

29. При организации, обеспечении и управлении ИБ в ГО, МИО или организации необходимо руководствоваться положениями стандарта Республики Казахстан СТ РК ISO/IEC 27002-2015 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод правил по средствам управления защитой информации».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Правила дополнены пунктом 29-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047; изложен в редакции постановления Правительства РК от 10.06.22 г. № 383 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

29-1. Приобретение товаров в целях реализации требований обеспечения ИБ для обороны страны и безопасности государства осуществляется из реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.

  • Показать изменения

При этом, в случае отсутствия в реестре доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности необходимой продукции, допускается приобретение товаров в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 30 изложен в редакции постановления Правительства РК от 18.06.18 г. № 355 (см. стар. ред.); постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

30. В целях разграничения ответственности и функций в сфере обеспечения ИБ создается подразделение ИБ, являющееся структурным подразделением, обособленным от других структурных подразделений, занимающихся вопросами создания, сопровождения и развития объектов информатизации, или определяется должностное лицо, ответственное за обеспечение ИБ.

  • Показать изменения

Сотрудники, ответственные за обеспечение ИБ, проходят специализированные курсы в сфере обеспечения ИБ не реже одного раза в три года с выдачей сертификата.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 31 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.18 г. № 355 (см. стар. ред.)

31. ТД ИБ создается в виде четырехуровневой системы документированных правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов, которыми руководствуется ГО, МИО или организация в своей деятельности.

  • Показать изменения

ТД ИБ разрабатывается на казахском и русском языках, утверждается правовым актом ГО, МИО или организации и доводится до сведения всех служащих ГО, МИО или работников организации.

ТД ИБ пересматривается с целью анализа и актуализации изложенной в них информации не реже одного раза в два года.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

32. Политика ИБ ГО, МИО или организации является документом первого уровня и определяет цели, задачи, руководящие принципы и практические приемы в области обеспечения ИБ.

Параграф 2 дополнен пунктом 32-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12

  • Показать изменения

32-1. Перечень внутренних документов финансовой организации, детализирующий требования политики ИБ, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, регулирующими деятельность финансовых организаций по обеспечению информационной безопасности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

33. В перечень документов второго уровня входят документы, детализирующие требования политики ИБ ГО, МИО или организации, в том числе:

1) методика оценки рисков информационной безопасности;

2) правила идентификации, классификации и маркировки активов, связанных со средствами обработки информации;

3) правила по обеспечению непрерывной работы активов, связанных со средствами обработки информации;

4) правила инвентаризации и паспортизации средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

5) правила проведения внутреннего аудита ИБ;

6) правила использования средств криптографической защиты информации;

7) правила разграничения прав доступа к электронным информационным ресурсам;

8) правила использования Интернет и электронной почты;

9) правила организации процедуры аутентификации;

10) правила организации антивирусного контроля;

11) правила использования мобильных устройств и носителей информации;

12) правила организации физической защиты средств обработки информации и безопасной среды функционирования информационных ресурсов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

34. Документы третьего уровня содержат описание процессов и процедур обеспечения ИБ, в том числе:

1) каталог угроз (рисков) ИБ;

2) план обработки угроз (рисков) ИБ;

3) регламент резервного копирования и восстановления информации;

4) план мероприятий по обеспечению непрерывной работы и восстановлению работоспособности активов, связанных со средствами обработки информации;

5) руководство администратора по сопровождению объекта информатизации;

6) инструкцию о порядке действий пользователей по реагированию на инциденты ИБ и во внештатных (кризисных) ситуациях.