2. Правительству Республики Казахстан:
1) обеспечить неукоснительное и своевременное исполнение мероприятий Общенационального плана, а также проведение на системной основе информационно-разъяснительной работы по положениям Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий»;
2) до 25 января года, следующего за отчетным годом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе выполнения Общенационального плана.
3. Первым руководителям государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, центральных и местных исполнительных органов, других государственных органов обеспечить неукоснительное и своевременное исполнение мероприятий Общенационального плана.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Ответственные исполнители | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Новая модель государственного управления |
1. | Создание Высшего совета по реформам при Президенте Республики Казахстан | Указ Президента Республики Казахстан | Администрация Президента | октябрь 2020 года |
2. | Создание Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан с прямым подчинением Президенту Республики Казахстан, предусмотрев передачу в его состав Комитета по статистике из Министерства национальной экономики Республики Казахстан | Указ Президента Республики Казахстан | Администрация Президента | сентябрь 2020 года |
3. | Внесение изменений и дополнений в систему государственного планирования, предусматривающих в том числе переход от государственных программ к формату национальных проектов | постановление Правительства Республики Казахстан | Правительство, АСПР | декабрь 2020 года |
4. | Определение перечня национальных проектов | предложения в Администрацию Президента | Правительство, АСПР | декабрь 2020 года |
5. | Внесение изменений и дополнений в Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, предусматривающих в том числе: увеличение объема производства в обрабатывающей промышленности в 1,5 раза; реконструкцию и обеспечение дорожным сервисом 24 тыс. км республиканских дорог; увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 35% и числа занятых в малом и среднем бизнесе до 4 миллионов человек; обеспечение 100-процентного охвата детей до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением; полное оснащение государственных медицинских организаций необходимым оборудованием; обновление ключевого коечного фонда на 50% и замена устаревшей инфраструктуры; доведение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет | проект Указа Президента Республики Казахстан | Правительство, АСПР | ноябрь 2020 года |
6. | Сокращение лимитов штатной численности государственных служащих в 2020 году на 10%, в 2021 году - на 15% | проект Указа Президента Республики Казахстан | Правительство, АДГС | октябрь 2020 года |
7. | Сокращение штатной численности работников квазигосударственного сектора в 2020 году на 10%, в 2021 году - на 15% | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020-2021 годы |
8. | Внедрение с 1 июля 2021 года в государственных органах новой системы оплаты труда на основе факторно-бальной шкалы | постановление Правительства Республики Казахстан | Правительство, АДГС | март 2021 года |
9. | Упразднение института ответственных секретарей с возложением их обязанностей на руководителей аппаратов министерств | Закон Республики Казахстан | АДГС, Правительство | декабрь 2020 года |
10. | Реализация в рамках Концепции правовой политики положений, направленных на изменение законодательства в части обеспечения баланса между детализированной правовой регламентацией и гибкостью принятия управленческих решений | предложения в Администрацию Президента | Правительство | октябрь 2020 года |
11. | Выработка предложений по реформированию квазигосударственного сектора, в том числе по вопросам улучшения корпоративного управления квазигосударственными компаниями | предложения в Администрацию Президента | Правительство, АСПР | декабрь 2020 года |
II. Экономическое развитие в новых реалиях |
12. | Разработка Закона «О промышленной политике в Республике Казахстан» | проект Закона Республики Казахстан | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
13. | Внедрение до конца 2020 года в рамках проекта закона по восстановлению экономики нового инструмента поддержки - стратегического инвестиционного соглашения, который предусматривает пакетный механизм предоставления государственной поддержки, включая: предоставление натурных грантов, льготного финансирования, частичного гарантирования, полноценных механизмов экспортной поддержки; возмещение части капитальных затрат инвесторов путем зачета против налоговых обязательств; гарантированный закуп со стороны государственного, квазигосударственного секторов и недропользователей; стабильность законодательных условий на весь срок реализации проекта и т.д. | Закон Республики Казахстан | Правительство, МФЦА (по согласованию) | декабрь 2020 года |
14. | Формирование до апреля 2021 года пула проектов, по которым необходимо заключение стратегических инвестиционных соглашений | информация в Администрацию Президента | Правительство, МФЦА (по согласованию) | март 2021 года |
15. | Разработка регуляторных механизмов, обеспечивающих полноценную загрузку сырьем отечественных обрабатывающих производств | предложения в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | ноябрь 2020 года |
16. | Внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекта закона, регулирующего закупки квазигосударственного сектора | проект Закона Республики Казахстан | Правительство, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), национальные холдинги, национальные компании, НПП «Атамекен» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
17. | Интеграция всех действующих платформ регулируемых закупок через Единое окно закупок для проведения автоматизированного анализа эффективности проводимых закупок, а также обеспечения доступа предпринимателей к необходимой информации и непосредственно к участию в закупках | информация в Администрацию Президента | Правительство, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), национальные холдинги, НПП «Атамекен» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
18. | Выработка предложений по увеличению казахстанского содержания в регулируемых закупках | предложения в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | ноябрь 2020 года |
19. | Анализ международного опыта и выработка предложений по вовлечению земель сельскохозяйственного назначения в полноценный экономический оборот с учетом необходимости привлечения инвестиций в аграрный сектор | предложения в Администрацию Президента | Правительство, МФЦА (по согласованию) | апрель 2021 года |
20. | Актуализация нормативно-правового регулирования в сфере водопользования в целях снижения потерь воды и эффективного ее использования при орошении сельскохозяйственных земель | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2021 года |
21. | Разработка экономических стимулов для внедрения современных технологий и инноваций в сельском хозяйстве | предложения в Администрацию Президента | Правительство | январь 2021 года |
22. | Разработка нового национального проекта по развитию агропромышленного комплекса до 2026 года, предусматривающего в том числе: формирование не менее 7 экосистем по производству и переработке сельскохозяйственного сырья вокруг крупных инвестиционных проектов, в том числе мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молочной продукции; пакет мер по стимулированию кооперации на селе; формирование человеческого капитала в сельском хозяйстве с целью решения проблемы дефицита профессиональных кадров в отрасли; повышение уровня развития аграрной науки; насыщение внутреннего рынка социально значимыми продовольственными товарами; стабильное повышение доходов 1 млн сельских жителей; повышение производительности труда в 2,5 раза; увеличение экспорта переработанной продукции агропромышленного комплекса в 2 раза | постановление Правительства Республики Казахстан | Правительство | июль 2021 года |
23. | Повышение конкурентоспособности транспортно-транзитного сектора Казахстана за счет новых инфраструктурных проектов, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов | информация в Администрацию Президента | Правительство, АО «НК «КТЖ» (по согласованию), АО «НК «КазАвтоЖол» (по согласованию), МФЦА (по согласованию) | март, август 2021 года |
24. | Субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам малого и среднего бизнеса в пострадавших секторах экономики на период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима чрезвычайного положения | информация в Администрацию Президента | Правительство, АРРФР, НПП «Атамекен» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
25. | Продление действия специальной программы пополнения оборотных средств для малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших секторах до конца 2021 года с расширением ее охвата, выделением дополнительно 200 млрд тенге (доведение общего объема программы до 800 млрд тенге) | информация в Администрацию Президента | НБ, Правительство, АРРФР | октябрь 2020 года |
26. | Приостановление до конца 2020 года и неначисление арендных платежей для субъектов малого и среднего бизнеса по объектам недвижимости, находящимся в собственности государственных и квазигосударственных организаций | информация в Администрацию Президента | Правительство | октябрь 2020 года |
27. | Отмена до конца 2020 года всех отчислений с фонда оплаты труда во внебюджетные фонды для субъектов малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях экономики | информация в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | октябрь 2020 года |
28. | Разработка новой нормативно-правовой базы деятельности малого и среднего бизнеса, направленной на изменение регуляторной политики, в том числе путем закрепления принципов: преобладания сущности над формой - здравый смысл и содержание должны превалировать над жесткими юридическими формами; наличия государственного регулирования в целях защиты здоровья граждан и экологии | предложения в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
29. | Внедрение в 2021 году регулирования «с чистого листа» в наиболее коррупциогенных сферах, в том числе в архитектурно-строительной деятельности, санэпиднадзора, ветеринарии, сертификации и других, включающего: разработку новой нормативно-правовой базы деятельности малого и среднего бизнеса; проведение ревизии всех регуляторных инструментов (требований к бизнесу, отчетности, разрешительных документов) на предмет избыточности и соответствия принципу защиты здоровья граждан и экологии; введение регуляторной «гильотины» с отменой всех старых нормативных документов начиная с 2022 года; непринятие новых регуляторных инструментов, не отвечающих принципам защиты здоровья граждан и экологии, в том числе через совершенствование института анализа регуляторного воздействия | информация в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | июль, декабрь 2021 года |
30. | Реализация программы экспортной акселерации, направленной на поддержку средних несырьевых предприятий с целью расширения выхода на внешние рынки | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
31. | Выработка предложений по стимулированию экспортеров (сырьевых) к продаже валютной выручки | предложения в Администрацию Президента | Правительство, НБ | октябрь 2020 года |
32. | Принятие мер по переориентации избыточной ликвидности банков второго уровня на кредитование малого и среднего бизнеса и прекращению валютных спекуляций | информация в Администрацию Президента | АРРФР, НБ, заинтересованные государственные органы | январь, июль 2021 года |
33. | Принятие дополнительных регуляторных мер по сдерживанию рисков в потребительском кредитовании, повышению ответственности кредитных организаций (микрофинансовые организации, ломбарды и другие финансовые учреждения), дифференциации и снижению предельных ставок по кредитам | информация в Администрацию Президента | АРРФР, НБ, заинтересованные государственные органы | январь 2021 года |
34. | Создание Комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан | Закон Республики Казахстан | НБ | январь 2021 года |
35. | Проведение работы по: ревизии Налогового кодекса и подзаконных актов на предмет минимизации количества налогов и платежей; изучению вопроса дифференциации налоговых ставок для диверсификации экономики и пополнения бюджета | предложения в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | апрель 2021 года |
36. | Предоставление права субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в отдельных секторах экономики, пострадавшим от пандемии, уплачивать розничный налог с оборота вместо иных платежей | Закон Республики Казахстан | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
37. | Принятие мер по: кардинальному упрощению исполнения налоговых обязательств, в том числе через цифровизацию; совершенствованию международного налогообложения для усиления контроля за выводом капитала из страны и стимулирования реинвестирования прибыли в страну; усилению мер контроля за трансфертным ценообразованием и выводом капитала из страны | информация в Администрацию Президента | Правительство, АРРФР | декабрь 2020 года, июль 2021 года |
38. | Переориентация деятельности Службы экономических расследований Министерства финансов Республики Казахстан на борьбу с «теневой» экономикой | информация в Администрацию Президента | Правительство | июнь 2021 года |
39. | Информационное взаимодействие МФ, НБ, АРРФР, МВД, МЮ, МЗ, ПС КНБ для профилактики, выявления и противодействия правонарушениям в сфере теневой экономики | информация в Администрацию Президента | Правительство, НБ, АРРФР, ПС КНБ | декабрь 2021 года |
40. | Внедрение «расширенного бюджета» с охватом деятельности внебюджетных фондов, в том числе Государственного фонда социального страхования, Фонда социального медицинского страхования, Единого накопительного пенсионного фонда | информация в Администрацию Президента | Правительство | апрель 2021 года |
41. | Выработка предложений по внедрению новой системы бюджетного планирования, предусматривающей: обеспечение достижения национальных приоритетов и подчинение системе государственного планирования; принципы бережливости и ответственности; преимущественное финансирование приоритетных направлений и проектов; предоставление значительной бюджетной самостоятельности государственным органам для оперативной реализации задач по курируемым сферам; установление исчерпывающего перечня ключевых бюджетных коэффициентов и правил | предложения в Администрацию Президента | Правительство, СК | март 2021 года |
42. | Усиление функционала Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета с внедрением отдельного порядка финансирования через профильные комитеты Парламента Республики Казахстан, кадровым укреплением, а также обеспечением доступа государственных аудиторов ко всем информационным ресурсам государственных органов и квазигосударственного сектора | предложения в Администрацию Президента | СК, Правительство | октябрь 2020 года |
43. | Создание Агентства по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением Президенту Республики Казахстан | Указ Президента Республики Казахстан | Администрация Президента | сентябрь 2020 года |
44. | Проведение анализа деятельности государственных и частных операторов, уполномоченных на реализацию отдельных экономических функций и монопольное оказание услуг | информация в Администрацию Президента | АЗРК, Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | январь 2021 года |
45. | Формирование законодательного механизма государственного регулирования деятельности государственных и частных операторов, уполномоченных на реализацию отдельных экономических функций и монопольное оказание услуг, предусматривающего, в том числе определение исчерпывающих оснований создания, порядка осуществления деятельности, обеспечения подотчетности обществу | проект Закона Республики Казахстан | АЗРК, заинтересованные государственные органы, НПП «Атамекен» (по согласованию) | июнь 2021 года |
46. | Принятие мер по совершенствованию регулирования деятельности товарных бирж, в том числе направленных на обеспечение равного доступа к торгам для биржевых брокеров и поставщиков товаров, установление максимальных лотов и обеспеченности сделок отгрузкой, оплатой для товаров, включенных в обязательный перечень | проект Закона Республики Казахстан | Правительство, АЗРК | апрель 2021 года |
47. | Расширение перечня биржевых товаров (бензин, дизельное топливо, битум, авиационный керосин, мука) и увеличение объемов биржевых торгов пшеницей | приказ МТИ | МТИ, АЗРК, заинтересованные государственные органы | декабрь 2020 года |
48. | Увеличение объемов централизованных торгов электрической энергией | проект Закона Республики Казахстан | АЗРК, МЭ, заинтересованные государственные органы | июнь 2021 года |
49. | Поэтапное увеличение объемов торгов сжиженным нефтяным газом | Закон Республики Казахстан | Правительство | декабрь 2020 года |
50. | Принятие нового плана приватизации, обеспечивающего в том числе сохранение в государственной собственности, в основном, социальных объектов, а также объектов, обеспечивающих функционирование государства и предназначенных для обеспечения безопасности и обороны страны | постановление Правительства Республики Казахстан | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию), МФЦА (по согласованию) | декабрь 2020 года |
51. | Сокращение непродуктивных затрат и избыточных дочерних компаний в квазигосударственном секторе | предложение в Администрацию Президента | Правительство, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию) | ноябрь 2020 года |
52. | Создание единого института развития путем объединения АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро» с двукратным сокращением портфельных компаний и с соответствующей корректировкой штатной численности | постановление Правительства Республики Казахстан | Правительство | март 2021 года |
53. | Использование потенциала Международного финансового центра «Астана» для привлечения прямых и портфельных инвестиций | информация в Администрацию Президента | МФЦА (по согласованию), МИД, заинтересованные государственные органы, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), АО «НК «Kazakh Invest» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
III. Сбалансированное территориальное развитие |
54. | Определение в рамках Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года новых подходов по территориально-пространственному развитию страны, предусматривающих: конкурентные преимущества разных регионов; раскрытие промышленного потенциала южных и юго-восточных регионов; разработку нового видения развития регионов, где функционируют крупные металлургические предприятия (в первую очередь, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областей), как центров высокотехнологичных, наукоемких производств и технических услуг; формирование западных регионов как центров притяжения инвестиций в строительство нефтехимических комплексов, развитие нефтехимии и газопереработки высоких переделов; развитие моногородов совместно с градообразующими предприятиями | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | ноябрь 2020 года |
55. | Расширение казахстанско-российского сотрудничества по приграничным регионам для продвижения казахстанских товаров и привлечения инвестиций | информация в Администрацию Президента | МИД, МТИ, МИИР, МНЭ, заинтересованные государственные органы, МФЦА (по согласованию) | июль 2021 года |
IV. Социальное благополучие граждан - главный приоритет |
56. | Выделение 1,2 триллиона тенге до 2023 года на индексацию социальных выплат | Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» | Правительство | декабрь 2020 года |
57. | Разработка концепции Социального кодекса (Кодекса социального обеспечения) | концепция законопроекта | Правительство | апрель 2021 года |
58. | Принятие мер по цифровизации социальных платежей через: внедрение цифрового «социального кошелька» гражданина; создание соответствующей товаропроводящей системы | предложения в Администрацию Президента | Правительство, НБ | ноябрь 2020 года |
59. | Принятие до конца 2020 года всех необходимых нормативных правовых актов и проведение организационно-подготовительной работы для возможности использования населением части своих пенсионных накоплений с учетом: определения «порога минимальной достаточности» в зависимости от текущего возраста вкладчика, прогнозируемых регулярности отчислений и доходности пенсионных накоплений, которые позволят в будущем получать индексируемую пенсию (включая базовую пенсию) в размере минимальной заработной платы в месяц до достижения получателем 82-летнего возраста; ежегодного пересмотра «порога минимальной достаточности» в соответствии с изменениями социально-экономических и демографических условий; определения механизма обеспечения контроля за целевым использованием пенсионных накоплений; возможности совместного целевого использования пенсионных накоплений супругами и близкими родственниками; введения ограничения на приобретение за счет использования части пенсионных накоплений жилья у близких родственников, а также на реализацию приобретенного жилья в течение не менее чем 5 лет | Закон Республики Казахстан | Правительство | декабрь 2020 года |
60. | Предоставление возможности использования части своих пенсионных накоплений свыше порога достаточности гражданам Казахстана с января 2021 года | информация в Администрацию Президента | Правительство, АО «ЕНПФ» (по согласованию), АО «ЖССБК» (по согласованию) | февраль 2021 года |
61. | Принятие мер по решению жилищных вопросов, в том числе через: оказание эффективной социальной поддержки по программе 5-10-20; внедрение механизмов субсидирования арендной платы с переориентацией части средств, предусмотренных на строительство арендного жилья в регионах (с обеспечением охвата не менее 100 тыс. семей) через «Отбасы банк», создаваемый на базе «Жилстройсбербанка»; субсидирование затрат работодателей при строительстве арендных домов на селе | информация в Администрацию Президента | Правительство, АО «ЖССБК» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
62. | Активизация работы по обеспечению коммуникациями земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, в том числе через государственно-частное партнерство | предложения в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | ноябрь 2020 года |
63. | Запуск с 2021 года специальной программы «Аңсаған сәби» с предоставлением 7000 квот на экстрокорпоральное оплодотворение (ЭКО) | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
64. | Ужесточение наказания за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, включая содержание в учреждениях максимальной безопасности, отбывание назначенного срока без права на помилование и досрочное освобождение | Закон Республики Казахстан | Правительство, ГП, ВС | декабрь 2020 года |
65. | Введение механизма особого надзора органов прокуратуры за каждым делом о насильственном преступлении сексуального характера в отношении несовершеннолетних с принятием строжайших мер наказания за бездействие или халатное отношение со стороны социальных и правоохранительных органов | информация в Администрацию Президента | ГП, Правительство, ВС | декабрь 2020 года |
V. Доступное и качественное образование |
66. | Обеспечение единой интегрированной образовательной онлайн-платформы с набором всех функций, необходимых для полноценного учебного процесса | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
67. | Разработка порядка возврата к традиционной форме очного обучения с применением научно обоснованных подходов | информация в Администрацию Президента | Правительство | октябрь 2020 года |
68. | Повышение заработной платы педагогических работников на 25% с января 2021 года с дополнительным выделением на эти цели 1,2 трлн тенге в течение следующих трех лет | постановление Правительства Республики Казахстан | Правительство | декабрь 2020 года |
69. | Разработка системных мер по созданию равных возможностей детям для получения качественного образования независимо от места жительства и языка обучения | предложения в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
70. | Выработка новых форм поддержки для привлечения частного бизнеса к строительству детских садов, включая внедрение ваучерного механизма финансирования для оплаты услуг дошкольной и школьной организации по выбору родителей | предложения в Администрацию Президента | Правительство | ноябрь 2020 года |
71. | Выработка мер поддержки общеобразовательных школ для преодоления разрыва между городом и селом в сфере образования | предложения в Администрацию Президента | Правительство | январь 2021 года |
72. | Разработка Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывного образования), направленной на повышение уровня грамотности граждан, их цифровых компетенций, активное внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификацию профессиональных навыков и т.д. | Указ Президента Республики Казахстан | Правительство | февраль 2021 года |
73. | Развитие предпринимательских навыков с изучением предмета «Основы предпринимательства» на всех уровнях образования - от школ до вузов | информация в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | март 2021 года |
74. | Переориентация финансовых средств, направляемых на содержание профессиональных спортивных клубов, на вовлечение населения, в первую очередь детей, в занятие физической культурой и массовым спортом | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
75. | Открытие спортивных секций и возобновление деятельности «детских кружков» во всех областях, городах республиканского значения и столице, крупных районных центрах | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | июль 2021 года |
76. | Включение в критерии оценки работы акимов вопроса обеспечения вовлечения населения в занятие массовым спортом, а также охвата детей бесплатными спортивными и образовательными секциями | приказ Руководителя Администрации Президента | Администрация Президента | декабрь 2020 года |
77. | Усиление Правительством Республики Казахстан контроля за процессом закрытия неэффективных высших учебных заведений | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
78. | Выделение 500 грантов ученым для прохождения стажировки в ведущих научных центрах мира, а также предоставление 1000 грантов для молодых ученых по проекту «Жас ғалым» | информация в Администрацию Президента | Правительство, АОО «Назарбаев Университет» (по согласованию) | июнь 2021 года |
79. | Обеспечение централизации, повышения прозрачности отчислений, а также распределения исходя из общенациональных научных приоритетов средств в размере 1% от затрат на добычу полезных ископаемых, направляемых недропользователями на финансирование поддержки и развития науки и технологий | информация в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | апрель 2021 года |
80. | Проработка вопроса принятия «шефства» со стороны крупного бизнеса над региональными университетами в части их научной деятельности | информация в Администрацию Президента | Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | февраль 2021 года |
81. | Разработка программного документа по научно-технологическому развитию страны, направленного на привлечение науки для решения прикладных проблем национального уровня | постановление Правительства Республики Казахстан | Правительство | апрель 2021 года |
VI. Развитие системы здравоохранения |
82. | Выделение 150 млрд тенге на выплату стимулирующих надбавок за второе полугодие текущего года работникам организаций здравоохранения, задействованным в проведении противоэпидемических мероприятий в рамках борьбы с COVID-19 | Закон Республики Казахстан | Правительство, НАО «ФСМС» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
83. | Обеспечение к 2023 году уровня заработной платы медицинских работников в 2 раза выше средней заработной платы в экономике | информация в Администрацию Президента | Правительство | ежегодно, декабрь 2021-2023 годы |
84. | Определение перечня базовых лекарств и медицинских изделий, которые должны производиться в Казахстане, и принятие соответствующих мер по достижению данной цели | информация в Администрацию Президента | Правительство | ноябрь 2020 года, апрель 2021 года |
85. | Строительство 12 новых инфекционных больниц и реконструкция 1 инфекционной больницы в регионах страны до конца 2020 года | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | январь 2021 года |
86. | Строительство до 2025 года 20 крупных современных больниц | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Астаны, Алматы, Шымкента и областей | декабрь 2021 года, декабрь 2025 года |
87. | Обеспечение строительства 2 научно-инновационных многопрофильных клиник в гг. Hyp-Султане и Алматы | информация в Администрацию Президента | Правительство, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию) | ежегодно, декабрь 2021-2023 годы |
88. | Кардинальный пересмотр подходов к организации первичной медицинской помощи в сторону большей мобильности и доступности широкому кругу населения, в том числе проживающему в сельской местности | предложения в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | февраль 2021 года |
89. | Принятие мер по усилению транспортной медицины для обслуживания отдаленных регионов | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы областей | июль 2021 года |
90. | Обеспечение в течение 3 лет всех опорных и спутниковых населенных пунктов фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы Астаны, Алматы, Шымкента и областей | ежегодно, декабрь 2021-2023 годы |
91. | Формирование долгосрочного десятилетнего прогноза обеспечения медицинских учреждений кадрами, в том числе по таким направлениям, как эпидемиология, инфекционные болезни, реаниматология, пульмонология, кардиология | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
VII. Экология и защита биоразнообразия |
92. | Принятие нового Экологического кодекса | Кодекс Республики Казахстан | Правительство | декабрь 2020 года |
93. | Обеспечение посадки в течение пяти лет более 2 млрд деревьев в лесном фонде и 15 млн в населенных пунктах | информация в Администрацию Президента | Правительство | ежегодно, декабрь 2021-2025 годы |
94. | Выработка законодательных и нормативных мер по защите национальных парков и других природных богатств Казахстана с усилением уголовного и административного преследования правонарушителей | предложения в Администрацию Президента | Правительство, ГП, ВС | декабрь 2020 года |
95. | Выработка практических мер по повышению экологического воспитания в школах и вузах | информация в Администрацию Президента | Правительство | март 2021 года |
96. | Проведение на системной основе экологической акции «Birge - taza Qazaqstan», призванной укрепить экологические ценности в обществе | информация в Администрацию Президента | Правительство | май 2021 года |
97. | Выработка и принятие мер по развитию культуры экологического туризма внутри страны | информация в Администрацию Президента | Правительство | март 2021 года |
98. | Разработка и утверждение Концепции низкоуглеродного развития Казахстана до 2050 года с включением мер по «зеленому росту» и глубокой декарбонизации национальной экономики | Указ Президента Республики Казахстан | Правительство | июнь 2021 года |
99. | Разработка совместно с гражданским сектором и принятие закона, направленного на защиту животных | Закон Республики Казахстан | Правительство | июнь 2021 года |
VIII. Справедливое государство на защите интересов граждан |
100. | Создание при Администрации Президента Республики Казахстан Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем с возложением на нее проработки соответствующих мероприятий и мониторинга хода реализации реформы | распоряжение Президента Республики Казахстан | Администрация Президента | октябрь 2020 года |
101. | Внедрение трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом (правоохранительный орган должен выявлять преступления, устанавливать причастных лиц, собирать и закреплять улики; прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживать обвинения в суде; суд будет рассматривать жалобы на действия органов и выносить окончательный вердикт по делу) | решение Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем | ГП, ВС, КНБ, АПК, МВД, МФ, СГО, МО | декабрь 2020 года |
102. | Закрепление с 2021 года обязанности прокурора согласовывать ключевые процессуальные решения, затрагивающие права и свободы человека по уголовным делам | Закон Республики Казахстан | ГП | декабрь 2020 года |
103. | Обеспечение стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства | информация в Администрацию Президента | Правительство, ГП | декабрь 2020 года |
104. | Выработка новых понятий «административного» и «уголовного» правонарушений | предложения в Администрацию Президента | Правительство, ГП | ноябрь 2020 года |
105. | Проведение реформы местной полицейской службы по принципу «полиции шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору | решение Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем | Правительство | ноябрь 2020 года |
106. | Законодательное повышение статуса участкового инспектора с предоставлением ему полномочий, необходимых для эффективной работы | Закон Республики Казахстан | Правительство | июнь 2021 года |
107. | Введение сплошного видеонаблюдения в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, а также во всех оперативно-следственных подразделениях правоохранительных органов | информация в Администрацию Президента | Правительство, ГП, АПК | май 2021 года |
108. | Освобождение структуры Министерства внутренних дел от непрофильных функций | решение Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем | Правительство | декабрь 2020 года |
109. | Создание Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан | Указ Президента Республики Казахстан | Правительство | сентябрь 2020 года |
110. | Переориентирование надзора прокуратуры на эффективное решение проблем, с которыми обращаются граждане и бизнес | решение Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем | ГП | декабрь 2020 года |
111. | Пересмотр действующих порогов привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения | Закон Республики Казахстан | Правительство, ГП, НПП «Атамекен» (по согласованию) | июнь 2021 года |
112. | В целях ограждения бизнеса от чрезмерного вмешательства органов уголовного преследования рассмотрение возможности осуществления следственных действий в отношении зарегистрированных предпринимателей только с санкции суда или прокурора | решение Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем | ГП, ВС, АПК, МФ, МВД, НПП «Атамекен» (по согласованию) | декабрь 2020 года |
113. | Обеспечение равенства прав адвоката и прокурора в судебных процессах | предложения в Администрацию Президента | Правительство, ГП, ВС | декабрь 2020 года |
114. | Принятие мер по: активизации работы по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров, в том числе специалистов в области налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права; | информация в Администрацию Президента | ВСС, ВС | январь, июль 2021 года |
| усилению работы по освещению в СМИ отбора судей с доведением до общества информации об их заслугах и достижениях | | ВСС, МИОР | |
115. | Развитие альтернативных способов разрешения споров, выработка внятной государственной политики в области медиации | предложения в Администрацию Президента | Правительство, ГП, ВС | декабрь 2020 года |
116. | Проведение анализа нормативных актов и рабочих процессов в госорганах и квазигоссекторе для выявления коррупциогенных факторов | информация в Администрацию Президента | АПК, Правительство, НПП «Атамекен» (по согласованию) | июль 2021 года |
117. | Разработка Закона «Об общественном контроле», направленного на повышение открытости и подотчетности обществу государственных органов и квазигосударственного сектора | Закон Республики Казахстан | Правительство, АПК | июнь 2021 года |
118. | Включение в законодательство об общественных советах нормы по их созданию в квазигосударственном секторе | Закон Республики Казахстан | Правительство | декабрь 2020 года |
119. | Обеспечение размещения на едином информационном ресурсе информации о финансово-хозяйственной деятельности квазигосударственных структур, использовании бюджетных средств и других актуальных данных для широкого доступа общественности с определением перечня раскрываемой информации и периодичностью ее обновления | информация в Администрацию Президента | Правительство, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), НПП «Атамекен» (по согласованию) | на полугодовой основе до конца 2021 года |
120. | Внесение изменений и дополнений в законодательство по вопросам доступа к информации | Закон Республики Казахстан | Правительство | декабрь 2020 года |
121. | Введение с 2021 года законодательных ограничений для государственных служащих, депутатов Парламента, судей в части владения счетами, хранения наличных денежных средств и ценностей в зарубежных банках | Закон Республики Казахстан | АПК, АДГС, ГП, МФ | декабрь 2020 года |
122. | Внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, предусматривающих: введение пожизненного запрета на работу в квазигосударственном секторе в отношении лиц, допустивших коррупционные преступления; увольнение госслужащих или руководителей квазигосударственных организаций при наличии у них двойного гражданства | Закон Республики Казахстан | Правительство, АДГС, ГП, АПК | декабрь 2020 года |
123. | Проведение комплекса мероприятий по проверке наличия у госслужащих или руководителей квазигосударственных организаций двойного гражданства и их увольнению в случае выявления данных фактов | информация в Администрацию Президента | Правительство АДГС, КНБ | июнь 2021 года |
124. | Внесение изменений в Уголовный кодекс в части ужесточения наказания за коррупцию сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве | Закон Республики Казахстан | АПК, ГП, МВД, ВС, КНБ | апрель 2021 года |
125. | Исключение возможности условно-досрочного освобождения в отношении лиц, допустивших коррупционные преступления | Закон Республики Казахстан | АПК, ГП, ВС | декабрь 2020 года |
126. | Проведение анализа соблюдения требования, пожизненно запрещающего работать на госслужбе или в квазигоссекторе лицам, уличенным в коррупции | информация в Администрацию Президента | АПК, ГП, АДГС | июнь 2021 года |
127. | Формирование на законодательном уровне системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции | проект Закона Республики Казахстан | АПК, ВС, ГП, КНБ, МВД | июнь 2021 года |
128. | Принятие новых мер по защите прав человека, включая: принятие законодательных мер по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга; присоединение к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений | информация в Администрацию Президента | Правительство, ГП, ВС | февраль 2021 года |
129. | Совершенствование национального законодательства по борьбе с пытками, приведение его в соответствие с положениями Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных действий | предложения в Администрацию Президента | Правительство, ГП, НЦПЧ | ноябрь 2020 года |
130. | Совершенствование правоохранительными органами практики досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с торговлей людьми | предложения в Администрацию Президента | Правительство, ГП, ВС | декабрь 2020 года |
IX. Цифровизация - базовый элемент всех реформ |
131. | Устранение цифрового неравенства, в том числе за счет обеспечения: детей из социально уязвимых семей компьютерной техникой; доступа к качественной связи и Интернету каждого села с населением более 250 человек | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | январь 2021 года |
132. | Полная оцифровка процессов, связанных с назначением и выплатой пенсий и пособий | информация в Администрацию Президента | Правительство, ГП, АО «Казпочта» (по согласованию) | июль 2021 года |
133. | Отмена до конца года наиболее востребованных справок и бумажных подтверждений с обеспечением возможности цифрового (автоматического) подтверждения информации | информация в Администрацию Президента | Правительство, АДГС | январь 2021 года |
134. | Цифровизация процессов по предоставлению удостоверений личности, дипломов и прав в электронном виде и внедрение в работу государственных органов | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
135. | Упрощение взаимодействия населения с электронными сервисами и принятие практических мер по применению биометрии как на уровне государственных услуг, так и в частном секторе | предложения в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
136. | Обеспечение единой системы (целостной архитектуры) баз данных с интеграцией всех информационных баз центральных государственных и местных исполнительных органов, ведомств, квазигосударственного сектора | информация в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020-2021 годы |
137. | Выработка новых мер по взаимовыгодному сотрудничеству между промышленностью и IT-отраслью в целях формирования цифровых технологических платформ по каждой отрасли | предложения в Администрацию Президента | Правительство | декабрь 2020 года |
138. | Активизация работы по привлечению мировых технологических компаний с доведением в течение пяти лет объема инвестиций в IT - отрасль до 500 млрд тенге | предложения в Администрацию Президента | Правительство, МФЦА (по согласованию) | декабрь 2020 года |
X. Гражданское участие в управлении государством |
139. | Внесение в законодательство Республики Казахстан изменений и дополнений, необходимых для проведения прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов | Закон Республики Казахстан | Правительство | май 2021 года |
140. | Проведение в 2021 году прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов, полномочия которых заканчиваются в 2021 году | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы областей | декабрь 2021 года |
141. | Разработка новой Концепции развития местного самоуправления, предусматривающей: разделение полномочий между уровнями государственного управления; поэтапное разграничение полномочий органов местного государственного управления и местного самоуправления; усиление контроля над процессом утверждения местных бюджетов, в том числе через механизмы прохождения общественной экспертизы, включая применение онлайн-опросов в части общественно значимых расходов, направленных на инфраструктурные и социальные инициативы; усиление финансовых возможностей местного самоуправления путем расширения имущественных прав и увеличения доходов сельских округов, что должно стать следующим этапом развития «бюджетов народного участия»; определение модели бюджетного финансирования регионов, учитывающей не только отношения центр - регион, но и распределение средств внутри региона; повышение статуса органов местного самоуправления, сходов и собраний, их мнение относительно актуальных проблем на местах должно учитываться районными маслихатами для принятия конкретных решений; усиление ревизионных комиссий | проект Концепции | Правительство, СК, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | февраль 2021 года |
142. | Принятие мер по повышению эффективности работы маслихатов всех уровней, в том числе через: наделение маслихатов функцией сбора подписей и составления петиций по развитию региона или местным проблемам; внедрение обязательной онлайн-трансляции заседаний маслихатов | предложения в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | декабрь 2020 года |
143. | Обеспечение реализации реформы по внедрению института объединений собственников имущества (ОСИ) | информация в Администрацию Президента | Правительство, акимы городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областей | март 2021 года |
144. | Разработка нормативно-правовой базы в целях создания единого легитимного института онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений | Закон Республики Казахстан | Правительство, ГП, АСПР, НПП «Атамекен» (по согласованию) | июнь 2021 года |
145. | Решение технических вопросов по созданию единой онлайн-платформы для инициирования гражданами реформ и предложений | онлайн-платформа | Правительство, ГП, АСПР, заинтересованные государственные органы, НПП «Атамекен» (по согласованию) | сентябрь 2021 года |