|
|
|
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 926
Утратил силу в соответствии с приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 6 августа 2021 года № 4
В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора. 2. Комитету по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Настоящий приказ вводится в действие с 15 ноября 2020 года и подлежит официальному опубликованию.
Приложение к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 926
Требования к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон) и определяют условия, предъявляемые к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) для субъектов финансового мониторинга, предусмотренных подпунктами 7), 8), 13, 15), 16) и 18) пункта 1 статьи 3 Закона (далее - Субъекты). 2. В настоящих Требованиях используются следующие понятия: 1) риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ОД/ФТ) - возможность преднамеренного или непреднамеренного вовлечения Субъектов в процессы легализации ОД/ФТ или иную преступную деятельность; 2) управление рисками легализации ОД/ФТ - совокупность принимаемых Субъектами мер по мониторингу, выявлению рисков легализации ОД/ФТ, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов); 3) форма ФМ-1 - форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, определяемая Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу и утвержденными в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона уполномоченным органом. 4) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по ПОД/ФТ в соответствии с Законом; 5) внутренний контроль - система организации, политики, процедур и методов, принимаемых субъектом в целях предотвращения легализации ОД/ФТ. Иные понятия, используемые в настоящих Требованиях, применяются в соответствии с Законом, Законом Республики Казахстан от 5 июля 2000 года «О финансовом лизинге» и Законом Республики Казахстан от 14 января 2016 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». 3. Внутренний контроль осуществляется в целях: 1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ; 2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ; 3) минимизации рисков легализации ОД/ФТ. 4. Правила внутреннего контроля (далее - ПВК) включают в себя программы, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 Закона, и являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ, и устанавливает порядок действий Субъектов. 5. В случае внесения и (или) дополнений в законодательство Республики Казахстан о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 (тридцати) календарных дней, вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения.
Глава 2. Программа организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая требования, предъявляемые к работникам Субъектов финансового мониторинга
6. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включает процедуры: 1) организации внутреннего контроля Субъектами при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом; 3) признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, в качестве подозрительной; 4) представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о фактах отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган; 5) фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций; 6) признания Субъектами сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции. Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу, и направляемое в уполномоченный орган, осуществляется в порядке, установленном Субъектами; 7) информирования работниками субъекта руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками Субъекта, за исключением Субъектов, осуществляющих свою деятельность единолично; 8) оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ; 9) разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ и снижению рисков легализации ОД/ФТ; 10) классификации своих клиентов с учетом степени риска оценки рисков легализации ОД/ФТ. Допускается включение Субъектом в программу дополнительных мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. 7. В порядке, установленном внутренними документами Субъектов, назначается лицо, ответственное за осуществление мониторинга за соблюдением ПВК (далее - ответственный работник), а также определяются работники либо подразделение Субъектов, в компетенцию которых входят вопросы ПОД/ФТ (далее - подразделение по ПОД/ФТ), за исключением Субъектов, осуществляющих свою деятельность единолично. На должность ответственного работника не назначается лицо, не имеющее высшего образования, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, либо умышленных преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений. Субъекты, осуществляющие свою деятельность единолично, несут ответственность по организации и соблюдению ПВК в соответствии со статьей 214 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях». 8. Функции ответственного работника, работников подразделения по ПОД/ФТ Субъекта и Субъектов, осуществляющих свою деятельность единолично, включают: 1) разработку, внесение изменений и (или) дополнений в ПВК; 2) организацию и контроль по представлению сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган; 3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными; 4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма; 5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления информации об операциях в уполномоченный орган; 6) исполнение решений уполномоченного органа о приостановлении проведения подозрительной операции; 7) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами; 8) документальное фиксирование решений, принятых в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника; 9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК; 10) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля; 11) обеспечение мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом; 12) обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций; 13) предоставление информации в уполномоченный орган для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ; 14) предоставление в уполномоченный орган по его запросу информации, сведений и документов. В случае назначения Субъектом ответственного работника либо работников подразделения по ПОД/ФТ, ПВК включают дополнительные функции: 1) разработка и согласование ПВК, внесение изменений и (или) дополнений к ним с руководителем Субъекта, а также мониторинг реализации и соблюдения; 2) направление запросов руководителю Субъекта для принятия решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами; 3) информирование руководителя Субъекта о выявленных нарушениях ПВК; 4) подготовка информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению системы управления рисками легализации ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования отчетов руководителю. 9. Для выполнения возложенных функций ответственный работник и работники подразделения по ПОД/ФТ наделяются следующими полномочиями: 1) получение доступа ко всем помещениям Субъекта, информационным системам, средствам телекоммуникаций, документам и файлам в пределах, позволяющих осуществлять свои функции в полном объеме, и в порядке, предусмотренном внутренними документами Субъекта; 2) обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций; 3) обеспечение сохранности получаемых от подразделений Субъекта документов и файлов. Допускается включение Субъектом дополнительных функций и полномочий ответственного работника и работников подразделения по ПОД/ФТ. 10. Субъекты и их работники не вправе извещать клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях в соответствии с Законом.
Глава 3. Программа управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений
11. В целях организации управления рисками легализации ОД/ФТ, Субъекты разрабатывают программу управления рисками легализации ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений. Субъекты на ежегодной основе осуществляют оценку степени подверженности услуг (продуктов) Субъектов рискам легализации ОД/ФТ с учетом информации из отчета рисков легализации ОД/ФТ и, как минимум, следующих специфических категорий рисков: риск по типу клиентов, страновой (географический) риск, риск услуги (продуктов) и (или) способа ее (его) предоставления. Результаты оценки рисков предоставляются по требованию уполномоченного органа и некоммерческих организаций, членами которых являются Субъекты. 12. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск легализации ОД/ФТ, включают: 1) в случае, когда клиент является: иностранным публичным должностным лицом; лицом, действующим в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица; лицом, являющимся членом семьи, близким родственником иностранного публичного должностного лица; лицом без гражданства; гражданином Республики Казахстан, не имеющим адреса регистрации или пребывания в Республики Казахстан; нерезидентом; некоммерческой организацией; 2) в случае, когда клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента: по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 142 «Об утверждении перечня государств с льготным налогообложением», зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16404 (далее - Приказ); включен в список лиц, причастных к террористической деятельности (далее - Список) и (или) в перечень организации и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также в перечень организации и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения (далее - Перечни), предусмотренные статьями 12 и 12-1 Закона; 3) в случае, когда клиент (его представитель), бенефициарный собственник: настаивает на поспешности проведения операции; настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики Субъектов; совершает действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга; по операциям ранее был признан подозрительным; 4) в случае, когда клиент: не выполняет договорные условия оплаты, в результате чего платежи от имени лизингополучателя систематически, то есть два и более раз подряд в течение года осуществляет другое физическое или юридическое лицо, не являющееся участником лизинговой сделки (гарантом, залогодателем); предлагает большой авансовый платеж для предмета лизинга без надлежащей причины, хотя лизингодатель этого не требует; совершает покупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них, не обращая внимания на ценность приобретаемого товара, его размер, вес и природные особенности; представляет просроченный сертификат Кимберлийского процесса; систематически приобретает несколько ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (однотипных изделий) и (или) сертифицированных драгоценных камней; настаивает на перечислении денег за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них на счета третьих лиц; 5) в случае, когда: заявление клиента, обращающегося для финансирования предмета лизинга, не выглядит обоснованным в отношении намерений использовать предмет лизинга или в отношении бизнес активности клиента (очевидное несоответствие между типом деятельности лизингополучателя и лизинговой сделкой); местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления; деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между Субъектом и клиентом); деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег; у Субъектов возникают сложности при представленных клиентом сведений; 6) деловые отношения и сделки с клиентами из государств (территорий): не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ); с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельностью; подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных Наций (далее - ООН); предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации. Ссылки на перечни таких государств (территорий) и международных организаций по данным ООН размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа; 7) операциям с деньгами и (или) иным имуществом: осуществляемым без физического присутствия сторон; совершаемым от имени или в пользу неизвестных или несвязанных третьих лиц; связанными с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты; не имеющим очевидного экономического смысла или видимой правовой цели; совершаемым клиентом с несвойственной ему частотой или на необычно крупную для данного клиента сумму; по которым имеется информация о высоком риске легализации ОД/ФТ. Допускается включение Субъектами дополнительных факторов риска. 13. В рамках реализации программы управления рисками легализации ОД/ФТ Субъектами принимаются меры по классификации клиентов с учетом категорий и факторов риска, указанных в пункте 12 настоящих Требований, а также иных категорий рисков, устанавливаемых Субъектами. Уровень риска клиента (группы клиентов) устанавливается Субъектами по результатам анализа имеющихся у Субъектов сведений и информации о клиенте (клиентах) и оценивается по шкале определения уровня риска, которая состоит не менее чем из двух уровней. Оценка риска с использованием категорий и факторов рисков, указанных в пункте 12 Требований, проводится в отношении клиентов (групп клиентов) на основе результатов мониторинга операций (деловых отношений). Пересмотр уровня риска клиента (группы клиентов) осуществляется Субъектами по мере обновления сведений о клиенте (группе клиентов) и результатов мониторинга операций (деловых отношений). 14. Субъекты определяют и оценивают риски легализации ОД/ФТ, которые могут возникнуть в связи с: 1) разработкой новых продуктов и новой деловой практикой, включая новые механизмы передачи; 2) использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих продуктов. Оценка рисков легализации ОД/ФТ проводится до запуска новых продуктов, деловой практики или использования новых или развивающихся технологий.
Глава 4. Программа идентификации клиентов
15. Программа идентификации клиента заключается в проведении Субъектами мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, а также получению и фиксированию иных предусмотренных Законом сведений о клиенте и их представителях, включая процедуры по: 1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников согласно требованиям статьи 5 Закона; 2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона; 3) наличию или отсутствию клиента (его представителя) в Списке и Перечнях; 4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона; 5) выявлению клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения: в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона; в государстве с льготным налогообложением, утвержденном Приказом; 6) установлению предполагаемой цели и характера деловых отношений; 7) применению к клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками; 8) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов, по мере изменения идентификационных сведений, о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже 1 (одного) раза в год; 9) требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой Субъектом в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, с указанием первоначальной даты оформления анкеты (досье); 10) порядок обновления сведений, содержащихся в анкете (досье), с указанием периодичности обновления сведений; 11) порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации ОД/ФТ, основания оценки такого риска; 12) перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию Субъектом бенефициарного собственника клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия Субъектом решения о признании физического лица бенефициарным собственником. В зависимости от уровня риска клиента степень проводимых Субъектом мероприятий выражается в применении упрощенных либо усиленных мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона. Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска легализации ОД/ФТ осуществляется не реже 1 (одного) раза в полугодие. Периодичность обновления и (или) необходимость получения дополнительных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике устанавливаются с учетом уровня риска клиента (группы клиентов) и (или) степени подверженности услуг (продуктов) Субъекта, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ. 16. Если Субъекты в соответствии с Законом на основании договора поручили иному лицу применение в отношении клиентов мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1) и 4) пункта 3 статьи 5 Закона, Субъект разрабатывает правила его взаимодействия с такими лицами, которые включают: процедуру заключения Субъектами, договоров с лицами, которым поручено проведение идентификации, а также перечень должностных лиц Субъектов уполномоченных заключать такие договоры; процедуру идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника в соответствии с договорами между Субъектами и лицами, которым поручено проведение идентификации; процедуру и сроки передачи Субъектами сведений, полученных при проведении идентификации, лицами, которым поручено проведение идентификации; процедуру осуществления Субъектами контроля за соблюдением лицами, которым поручено проведение идентификации, требований по идентификации, включая процедуру, сроки и полноту передачи Субъектам полученных сведений, а также меры, принимаемые Субъектами по устранению выявленных нарушений; основания, процедуру и сроки принятия Субъектами решения об одностороннем отказе от исполнения договора с лицами, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, в том числе процедуру, сроки и полноту передачи Субъектам полученных сведений, а также перечень должностных лиц Субъектов, уполномоченных принимать такое решение; положения об ответственности лиц, которым Субъекты поручили проведение идентификации, за несоблюдение ими требований по идентификации, включая процедуру, сроки и полноту передачи Субъектам полученных сведений; процедуру взаимодействия Субъектов с лицами, которым поручено проведение идентификации, по вопросам оказания им методологической помощи в целях выполнения требований по идентификации. Допускается включение Субъектами дополнительных условий в правила взаимодействия.
Глава 5. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов
17. В целях реализации требований Закона по надлежащей проверке клиента, а также по выявлению и направлению в уполномоченный орган сообщений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу Субъекты разрабатывают программу мониторинга и изучения операций клиентов. 18. Программа мониторинга и изучения операций клиентов для Субъектов, осуществляющих свою деятельность, единолично включает, но не ограничивается: 1) перечень признаков необычных и подозрительных операций, составленный на основе признаков определения подозрительных операций, утверждаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона, а также разработанных Субъектами самостоятельно; 2) процедуру выявления операции клиента, имеющие характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, утверждаемые уполномоченным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона; 3) порядок принятия и описание мер, принимаемых Субъектами в отношении клиента и его операций в случае осуществления клиентом систематически и (или) в значительных объемах необычных и (или) подозрительных операций. В случае назначения Субъектом ответственного работника либо работников подразделения по ПОД/ФТ, программа мониторинга и изучения операций клиентов дополнительно включает, но не ограничивается: 1) распределение обязанностей между подразделениями (работниками) Субъекта по обновлению ранее полученных и (или) получению дополнительных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике в случаях, предусмотренных настоящими Требованиями; 2) распределение обязанностей между подразделениями (работниками) Субъекта по выявлению и передаче между подразделениями (работниками) сведений о пороговых, необычных и подозрительных операциях; 3) описание механизма взаимодействия подразделений Субъекта при выявлении пороговых, необычных и подозрительных операциях; 4) порядок, основания и срок принятия ответственным работником решения о квалификации операции клиента; 5) порядок взаимодействия подразделений (работников) по принятию решения об отказе в проведении операции клиента (за исключением отказа в связи с нахождением клиента, бенефициарного собственника в Перечне), а также о прекращении деловых отношений с клиентом; 6) порядок взаимодействия подразделений (работников) Субъекта по выявлению клиентов и бенефициарных собственников, находящихся в Перечне, а также по отказу в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом таких клиентов, обслуживании таких клиентов либо прекращению деловых отношений с ним; 7) порядок информирования (при необходимости) должностных лиц Субъекта о выявлении пороговой и подозрительной операции. 19. В рамках программы мониторинга и изучения операций клиентов, Субъектами проводятся мероприятия, направленные на установление целей и оснований всех пороговых, необычных, подозрительных операций и операций, имеющих характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. Результаты мониторинга и изучения операций клиентов используются для ежегодной оценки степени подверженности услуг Субъекта рискам легализации ОД/ФТ, а также для пересмотра уровней рисков клиентов. Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиента сведения вносятся в досье клиента и (или) хранятся у Субъекта на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и не менее пяти лет после совершения операции. 20. Частота изучения операций клиента определяется Субъектами с учетом уровня риска клиента и (или) степени подверженности услуг Субъектов, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ, совершения (попытки совершения) клиентом операций (операции), подлежащих (подлежащей) финансовому мониторингу, а также с учетом типологий, схем и способов легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, утвержденных уполномоченным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона, или разработанных Субъектами самостоятельно. В случае присвоения клиенту высокого уровня риска, а также в случае совершения клиентом подозрительной операции Субъектами изучаются операции, которые проводит (проводил) клиент за определенный период времени. Операции клиента подлежат изучению: по основаниям, указанным в пункте 4 статьи 4 Закона; если они имеют характеристики признаков подозрительной операции. 21. Операции клиента признаются подозрительными, в случае если по результатам изучения операций, указанных в пункте 20 настоящих Требований, у Субъектов имеются основания полагать, что операции клиента связаны с легализацией ОД/ФТ. Решение о признании (непризнании) операции клиента в качестве подозрительной операции Субъектами принимается самостоятельно на основании имеющейся в его распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, осуществляющего операцию, а также информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента. Разница между временем совершения операции и временем признания такой операции подозрительной не может превышать промежуток времени, определяющий частоту изучения операции клиента в соответствии с ПВК Субъектов.
Глава 6. Программа подготовки и обучения субъектов финансового мониторинга в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
22. Программа подготовки и обучения Субъектов по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников Субъектов, утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |