|
|
|
Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 14 апреля 2023 года № 100
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5750) следующие изменения и дополнения: преамбулу указанного приказа изложить в следующей редакции: «В соответствии с подпунктом 34) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:»; в Типовых квалификационных характеристиках должностей педагогов, утвержденных указанным приказом: абзац пятый пункта 7 изложить в следующей редакции: «обеспечивает реализацию типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 «Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 14235) (далее - Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения), в соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 29031) (далее - государственный общеобязательный стандарт образования);»; абзацы пятый и семнадцатый пункта 46 изложить в следующей редакции: «утверждает Программу развития школы, план учебно-воспитательной работы, рабочие учебные планы и программы, план внутришкольного контроля, план воспитательной работы, план работы и состав психологической службы;»; «обеспечивает деятельность психологической службы и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями;»; абзац десятый пункта 58 изложить в следующей редакции: «координирует деятельность психологической службы и процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями;»; пункт 72 изложить в следующей редакции: «72. Должностные обязанности: осуществляет деятельность, направленную на обеспечение и нормализацию психологического благополучия обучающихся и воспитанников, развитие у них способности к социально-психологической адаптации в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с девиантным поведением; оказывает помощь обучающимся и воспитанникам в профильном и профессиональном самоопределении; формирует психолого-педагогическую культуру педагогов, родителей и иных законных представителей в условиях образовательной среды и способствует формированию толерантности между участниками образовательного процесса; содействует реализации принципа инклюзивности и обеспечивает толерантную культуру поведения всех участников образовательного процесса; проводит работу по профилактике аутодеструктивного и девиантного поведения у обучающихся и воспитанников; прививает антикоррупционную культуру, принципы академической честности среди обучающихся, воспитанников, педагогов и других работников; проводит психолого-педагогическую диагностику состояния обучающихся и воспитанников, составляет психолого-педагогическое заключение и рекомендации для оказания психологической помощи; участвует в оценке особых образовательных потребностей обучающихся и разрабатывает развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; оказывает психолого-педагогическое сопровождение детям с различными психологическими проблемами, в том числе детям с особыми образовательными потребностями в форме консультаций, индивидуальных, подгрупповых и групповых развивающих занятий; осуществляет психологическую поддержку одаренных обучающихся; оказывает консультативную помощь и психологическую поддержку обучающимся, воспитанникам, педагогам, родителям или иным законным представителям в решении психологических проблем, связанных с трудностями в образовательной деятельности; проводит организационно-методическую и научно-методическую работу с целью разработки рекомендаций педагогическому коллективу, а также родителям или иным законным представителям по проблемам личностного и социального развития обучающихся и воспитанников; ведет документацию по установленной форме, принимает участие в работе педагогических, методических советов, в работе по проведению родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных в плане работы организации образования; непрерывно повышает профессиональные компетенции по направлению педагогики, психологии психотерапии, применяет методы и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников; содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующего законодательства Республики Казахстан; обеспечивает охрану жизни, здоровья и прав детей, соблюдает правила безопасности и охраны труда, противопожарной защиты; осуществляет разработку рекомендаций по преодолению трудностей в учебно-познавательной деятельности обучающихся и воспитанников; в ходе профессиональной деятельности руководствуется психолого-педагогическими принципами образовательной деятельности; определяет допустимые методы и методики для проведения диагностики, с учетом возрастных особенностей обучающихся и поступающих запросов; дифференцирует причины возникновения психологических, социальных или физиологических трудностей в освоении общеобразовательных программ; проводит психологическое исследование особенностей личности обучающегося и воспитанника, анализ психоэмоционального состояния и возможностей его стабилизации; проводит индивидуальные или групповые коррекционные, развивающие и мотивационные занятия или тренинги; участвует в мониторинге динамики изменений учебно-познавательной деятельности и социализации обучающихся и воспитанников; взаимодействует со специалистами соответствующего профиля внутри и вне организации образования по преодолению трудностей в учебно-познавательной деятельности и социализации обучающегося и воспитанника.»; абзац второй пункта 74 изложить в следующей редакции: «высшее или послевузовское образование по направлениям подготовки кадров «Педагогика и психология», «Социальные науки» (группа образовательных программ «Психология»), без предъявления требований к стажу работы;»; пункт 102 изложить в следующей редакции: «102. Должностные обязанности: руководит деятельностью организации образования в соответствии с ее уставом и другими нормативными правовыми актами; организует учебно-методическую, административно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации образования; совместно с педагогическим советом организации образования, организует разработку и утверждение рабочих планов и программ, календарных графиков учебного процесса, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов; организует текущее и перспективное планирование деятельности организации; разрабатывает и обеспечивает реализацию индивидуальных программ социальной адаптации несовершеннолетних, включающих в себя компоненты профессионально-трудовой, учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной направленности; создает благоприятные условия для освоения образовательных программ детьми, нуждающимися в государственной помощи и поддержке путем обеспечения необходимых, приближенных к домашним условий для жизни, обучения и воспитания, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника, развития творческих, духовных и физических возможностей личности, формирования прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, воспитания гражданственности и патриотизма, любви к своей стране - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям, приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры, изучения истории, обычаев и традиций казахского и других народов, знания государственного, русского, иностранного языков; создает условия в учебном процессе с целью удовлетворения особых образовательных потребностей; обеспечивает деятельность психологической службы и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями; обеспечивает социальную защиту, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников; активно использует современные информационные технологии; организует и совершенствует материально-техническую базу учебно-воспитательного процесса; организует и совершенствует методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; содействует деятельности учительских (педагогических) организаций, методических объединений, детских организаций; обеспечивает устройство и передачу воспитанников на воспитание в семью (усыновление, опеку или попечительство, патронат, приемная семья) путем организации работы по подтверждению социальных статусов несовершеннолетних, а также по психологической подготовке воспитанников к дальнейшей адаптации в семье; взаимодействует с государственными органами, неправительственными и иными организациями по подготовке приемных родителей; обеспечивает условия для безопасности жизни и охраны и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) и работников организации образования во время учебно-воспитательного процесса; оказывает социальную и психологическую помощь несовершеннолетним, их родителям или другим законным представителям в преодолении трудной жизненной ситуации путем организации индивидуального психологического консультирования; выступает законным представителем воспитанников организации образования; защищает законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые) воспитанников, принимает меры по созданию им условий для поддержания родственных связей; организует работу по поиску близких родственников воспитанников с целью реинтеграции в семью (воссоединение с биологической семьей); организует работу и контроль по обеспечению питанием и медицинским обслуживанием воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья; распоряжается имуществом и средствами организации образования в пределах, установленных законодательством, представляет ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств учредителей; обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы в соответствии с нормативными требованиями, отвечает за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, по безопасности и охране труда; осуществляет подбор и расстановку педагогов и вспомогательного персонала, утверждает штатное расписание и должностные инструкции работников, создает условия для повышения их профессиональной компетентности; владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационными технологиями; руководит педагогическим советом; проводит в установленном порядке аттестацию и процедуру присвоения (подтверждения) квалификационной категории педагогам; представляет педагогов и других работников организации образования, имеющих профессиональные достижения, к поощрениям, налагает взыскания в пределах своей компетенции; осуществляет связь с общественностью; представляет организацию образования в государственных и иных организациях, обеспечивает подготовку и представление отчетности; прививает антикоррупционную культуру, принципы академической честности среди воспитанников; утверждает план работы и состав психологической службы;»; абзац одиннадцатый пункта 108 изложить в следующей редакции: «координирует взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений организации образования, обеспечивающих воспитательный процесс с представителями общественности, правоохранительных органов и попечительским советом, деятельность психологической службы и процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями;»; пункт 122 изложить в следующей редакции: «122. Должностные обязанности: осуществляет деятельность, направленную на обеспечение и нормализацию психологического благополучия обучающихся и воспитанников, развитие у них способности к социально-психологической адаптации в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с девиантным поведением; оказывает помощь обучающимся и воспитанникам в профильном и профессиональном самоопределении; формирует психолого-педагогическую культуру педагогов, родителей и иных законных представителей в условиях образовательной среды и способствует формированию толерантности между участниками образовательного процесса содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующего законодательства Республики Казахстан; определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной); оказывает консультативную помощь и психологическую поддержку обучающимся, воспитанникам, педагогам, родителям или иным законным представителям в решении психологических проблем, связанных с трудностями в образовательной деятельности; проводит психолого-педагогическую диагностику состояния обучающихся и воспитанников, составляет психолого-педагогическое заключение и рекомендации для оказания психологической помощи; проводит организационно-методическую и научно-методическую работу с целью разработки рекомендаций педагогическому коллективу, а также родителям или иным законным представителям по проблемам личностного и социального развития обучающихся и воспитанников. ведет документацию по установленной форме, принимает участие в работе педагогических, методических советов, в работе по проведению родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных в плане работы организации образования; проводит индивидуальную консультативно-диагностическую работу, психологическую подготовку воспитанников для определения готовности к устройству в семью; участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и гендерных особенностей личности воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях и вопросах профессионального самоопределения; осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию; проводит работу по профилактике аутодеструктивного и девиантного поведения у обучающихся и воспитанников; прививает антикоррупционную культуру, принципы академической честности среди воспитанников; определяет степень развития воспитанников, диагностирует нарушения социального развития детей и подростков, проводит их психолого-педагогическую коррекцию; формирует психолого-педагогическую культуру педагогов, родителей и иных законных представителей в условиях образовательной среды и способствует формированию толерантности между участниками образовательного процесса консультирует работников организации образования по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей учащихся или лиц, их заменяющих; непрерывно повышает профессиональные компетенции по направлению педагогики, психологии психотерапии, применяет методы и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников; содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующего законодательства Республики Казахстан, учащихся в период образовательного процесса; осуществляет разработку рекомендации по преодолению трудностей в учебно-познавательной деятельности обучающихся и воспитанников; в ходе профессиональной деятельности руководствуется психолого-педагогическими принципами образовательной деятельности; определяет допустимые методы и методики для проведения диагностики, с учетом возрастных особенностей обучающихся и поступающих запросов; дифференцирует причины возникновения психологических, социальных или физиологических трудностей в освоении общеобразовательных программ; проводит психологическое исследование особенностей личности обучающегося и воспитанника, анализ психоэмоционального состояния и возможностей его стабилизации; проводит индивидуальные или групповые коррекционные, развивающие и мотивационные занятия или тренинги; участвует в мониторинге динамики изменений учебно-познавательной деятельности и социализации обучающихся и воспитанников; взаимодействует со специалистами соответствующего профиля внутри и вне организации образования по преодолению трудностей в учебно-познавательной деятельности и социализации обучающегося и воспитанника.»; абзац второй пункта 124 изложить в следующей редакции: «высшее или послевузовское образование по направлениям подготовки кадров «Педагогика и психология», «Социальные науки» (группа образовательных программ «Психология»), без предъявления требований к стажу работы;»; абзацы четвертый и седьмой пункта 244 изложить в следующей редакции: «утверждает рабочие учебные планы и программы, графики учебных процессов, правила внутреннего распорядка, план работы и состав психологической службы;»; «обеспечивает условия для работы в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, организацию общественного питания, медицинского обслуживания и контроль их работы, деятельность психологической службы и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями;»; абзацы пятый и пятнадцатый пункта 253 изложить в следующей редакции: «руководит деятельностью руководителей групп по вопросам учебно-воспитательной работы;»; «координирует деятельность психологической службы и процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями;»; абзац второй пункта 254 изложить в следующей редакции: «Конституцию Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога», «О противодействии коррупции», «О физической культуре и спорте», «О языках в Республике Казахстан»;»; абзац второй пункта 257 изложить в следующей редакции: «Конституцию Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога», «О противодействии коррупции», «О языках в Республике Казахстан», государственные программы развития образования, иные нормативные правовые акты по вопросам образования и воспитания обучающихся;»; абзац второй пункта 260 изложить в следующей редакции: «Конституцию Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога», «О противодействии коррупции», «Об информатизации», «О персональных данных и их защите», «О языках в Республике Казахстан»;»; абзац второй пункта 263 изложить в следующей редакции: «Конституцию Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога», «О противодействии коррупции», «О языках в Республике Казахстан»;»; абзац второй пункта 266 изложить в следующей редакции: «Конституцию Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога», «О противодействии коррупции», «О языках в Республике Казахстан»;»; пункт 292 изложить в следующей редакции: «292. Должностные обязанности: осуществляет деятельность, направленную на обеспечение и нормализацию психологического благополучия обучающихся и воспитанников, развитие у них способности к социально-психологической адаптации в трудных жизненных ситуациях, в том числе связанных с девиантным поведением; оказывает помощь обучающимся и воспитанникам в профильном и профессиональном самоопределении; проводит психолого-педагогическую диагностику состояния обучающихся и воспитанников, составляет психолого-педагогическое заключение и рекомендации для оказания психологической помощи; участвует в оценке особых образовательных потребностей обучающихся и разрабатывает развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; осуществляет психологическую поддержку обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения; осуществляет мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, принимает меры по оказанию психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной); проводит работу по профилактике аутодеструктивного и девиантного поведения у обучающихся и воспитанников; прививает антикоррупционную культуру, принципы академической честности среди обучающихся, воспитанников, педагогов и других работников; оказывает консультативную помощь и психологическую поддержку обучающимся, воспитанникам, педагогам, родителям или иным законным представителям в решении психологических проблем, связанных с трудностями в образовательной деятельности, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей; обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующего законодательства Республики Казахстан; выполняет требования правил безопасности и охраны труда, противопожарной защиты; проводит организационно-методическую и научно-методическую работу с целью разработки рекомендаций педагогическому коллективу, а также родителям или иным законным представителям по проблемам личностного и социального развития обучающихся и воспитанников; ведет документацию по установленной форме, принимает участие в работе педагогических, методических советов, в работе по проведению родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных в плане работы организации образования; непрерывно повышает профессиональные компетенции по направлению педагогики, психологии психотерапии, применяет методы и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников; содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующего законодательства Республики Казахстан, обеспечивает охрану жизни, здоровья и прав детей в воспитательно-образовательном процессе. Соблюдает правила безопасности и охраны труда, противопожарной защиты; осуществляет разработку рекомендации по преодолению трудностей в учебно-познавательной деятельности обучающихся и воспитанников; в ходе профессиональной деятельности руководствуется психолого-педагогическими принципами образовательной деятельности; определяет допустимые методы и методики для проведения диагностики, с учетом возрастных особенностей обучающихся и поступающих запросов; дифференцирует причины возникновения психологических, социальных или физиологических трудностей в освоении общеобразовательных программ; проводит психологическое исследование особенностей личности обучающегося и воспитанника, анализ психоэмоционального состояния и возможностей его стабилизации; проводит индивидуальные или групповые коррекционные, развивающие и мотивационные занятия или тренинги; участвует в мониторинге динамики изменений учебно-познавательной деятельности и социализации обучающихся и воспитанников; взаимодействует со специалистами соответствующего профиля внутри и вне организации образования по преодолению трудностей в учебно-познавательной деятельности и социализации обучающегося и воспитанника.»; абзац второй пункта 294 изложить в следующей редакции: высшее или послевузовское образование по направлениям подготовки кадров «Педагогика и психология», «Социальные науки» (группа образовательных программ «Психология»), без предъявления требований к стажу работы; абзац второй пункта 325 изложить в следующей редакции: «Конституцию Республики Казахстан, Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога», «О противодействии коррупции», «О государственной молодежной политике», «О языках в Республике Казахстан»;». 2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАНО» Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |