В целях стабилизации социально-экономической ситуации в стране Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по повышению доходов населения до 2025 года (далее – Комплекс мер).
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иным организациям
3. (по согласованию), ответственным за исполнение Комплекса мер:
4. Министерству национальной экономики Республики Казахстан ежеквартально до 15 числа, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе исполнения Комплекса мер.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
5.Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
На сегодняшний день по проблемам фактического уровня бедности и безработицы наблюдается следующая ситуация.
Уровень бедности в Казахстане значительно ниже, чем в странах ОЭСР. В странах ОЭСР доля бедного населения составляет 11,6% (в США – 16,8%, Израиле – 17,7%, Чили – 16,8%, Канаде – 14,2%, Австралии – 12,8%, Великобритании –10,8%).
При этом 12 регионах (Атырауская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Карагандинская, Костанайская, Кызылординская, Мангистауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Туркестанская, Восточно-Казахстанская области, г. Нур-Султан) наблюдается рост доли населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума.
В 5 регионах (Акмолинская, Мангистауская, Туркестанская, Восточно-Казахстанская области и г.Шымкент) показатель превышает среднереспубликанский уровень.
В структуре ВВП наблюдается низкая доля оплаты труда работников – 31,2% в 2020 году по сравнению с другими странами (46,7% в России; 49,7% в Беларуси; 47,9% в ЕС).
Это обусловлено наличием проблем, связанных с диспропорциями в оплате труда, наличием скрытой безработицы, и, как следствие, ростом работающих бедных (Казахстан – 32,7%, Азербайджан – 39,7%, Россия – 30,7%, Греция – 13,4%).
Текущая ситуация доходов населения имеет негативную тенденцию. Так, несмотря на постоянную положительную динамику номинальных доходов с 39,2 тыс. тенге в 2010 году до 128,4 тыс. тенге в 2021 году (на январь-ноябрь), темпы роста реальных доходов населения снижаются (6,4% в 2019 году, 4,3% в 2020 году, 3,1% за 11 месяц 2021 года). Это связано с замедлением экономического роста (-2,5% в 2020 году, 3,6% за 9 месяцев 2021 года) и высоким инфляционным давлением (7,5% в 2020 году, 8,4% в 2021 году), которое сохранится в 2022 году.
Сохраняется разрыв по ВРП между регионами. Например, если по уровню ВРП в 2010 году г. Алматы был в 8,7 раз больше Северо-Казахстанской области, то в 2020 году разрыв был уже в 10-кратном размере.
По ВРП на душу населения разрыв в региональном неравенстве еще более существенен. Так, например, данный показатель в Атырауской области в 2020 г. был в 17 раз больше показателя по Туркестанской области.
Несмотря на устойчивую динамику реального дохода (за исключением 2015-2016 гг.), в девяти регионах (г.Шымкент, Костанайская, Алматинская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Жамбылская Павлодарская) наблюдается проблема низких трудовых доходы, и, как следствие, высокая доля самозанятости и отток населения.
Вместе с тем, несмотря на относительно высокие трудовые доходы, в четырех регионах (Атырауская, Мангистауская, г. Нур-Султан, г. Алматы) наблюдается проблема неустойчивости роста реальных доходов.
В остальных четырех регионах (Актюбинская, Туркестанская, ЗКО, Кызылординская) наблюдается проблема отсутствия устойчивого роста реального дохода, низких трудовых доходов, высокой самозанятости и оттока населения.
Рост неравенства. Наблюдается рост неравенства и увеличение разрыва между средней и медианной заработной платой. Данный разрыв в Казахстане составляет 1,5 раза (в странах ОЭСР разрыв составляет 1,13).
Имеется тенденция к неравномерному распределению доходов населения. Так, снижение реальных доходов домашних хозяйств затронуло группы населения с наименьшим уровнем дохода и почти не коснулось высокодоходных групп. 3,8 млн. бедных слоев населения имеют 9,42% в совокупности от общих доходов, в то время как на самые богатые 3,8 млн. человек – приходится 39,4% от общих доходов.
Рост работающих бедных (бедность среди наемных работников). Анализ структуры доходов населения показал, что доля трудовых доходов населения за последние 10 лет снизилась на 10,8 п.п. (с 71,3% в 2010 году до 60,5% в 3 кв. 2021 года), в то время как доля социальных трансфертов выросла на 10 п.п.
Следует отметить, что рост социальных трансфертов с 2015 года (на 10 п.п. до 25,3%) усиливает нагрузку на бюджет государства, что создает угрозы для потенциала покрытия всех потребностей.
Высокая доля непроизводительной занятости. На сегодняшний день значительная часть занятого населения занимается низкопроизводительным трудом и имеет низкие доходы. Это объясняется тем, что в экономике создаются рабочие места, для которых не требуются навыки высокого уровня, что влияет на производительность и оплату труда.
Причина в слабом развитии обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных предприятий (выпускающих продукцию высокого передела), которая имеет значительный потенциал в росте доходов.
В этой связи, требуется повышение навыков рабочей силы для обеспечения занятости, в том числе через создание высокопроизводительных рабочих мест.
Бедность среди самозанятых. Также значительное число граждан не могут получить достаточный доход от самозанятости. В Казахстане более 2 млн. человек самостоятельно занятого населения, 85% из которых зарабатывают менее 100 тыс. тенге в месяц, 10% получают доход ниже величины прожиточного минимума, а в некоторых регионах этот показатель достигает почти 30%.
Доминирование занятости в низкопроизводительных отраслях экономики. Рассматривая структуру занятости Казахстана, следует отметить, что 4,9 млн. человек или 56,3% занятого населения заняты низкопроизводительным трудом. При этом 3 млн. наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами
Наблюдается рост доли населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума (с 2,6% в 2017 году до 5,3% в 2020 году).
В целом, отсутствие стабильного роста реального дохода, относительно низкие трудовые доходы, высокая самозанятость и отток населения являются рисками недостижения целей по росту реальных доходов в будущем.
С учетом вышеприведенного анализа, разработан Комплекс мер по повышению доходов населения.
4) проведение профориентационной и информационно-разъяснительной работы.
По первому направлению будут реализованы меры по повышению роста трудовых доходов наемных работников, производительности труда и развитию производственных навыков.
По второму направлению будут созданы новые рабочие места путем стимулирования развития АПК, обрабатывающей промышленности, малого и среднего бизнеса, в том числе с учетом повышения навыков и квалификации населения и акцента на поддержку молодежи.
По третьему направлению будут реализованы меры по стабилизации и снижению цен, насыщению внутреннего рынка и сокращению затрат населения.
По четвертому направлению будет усилена работа по проведению профориентационной работы и повышению социальной ответственности граждан.
I. Повышение трудовых доходов населения |
1.1. Обеспечение роста трудовых доходов |
1. | Увеличение средней заработной платы работников сфер здравоохранения, культуры, науки, в том числе: 1) врачей к 2023 году до 561 тыс. тенге в среднем; 2) среднего медицинского персонала к 2023 году до 210 тыс. тенге в среднем; 3) педагогов организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования посредством увеличения должностного оклада на 25% с 1 января 2023 года 4) профессорско-преподавательского состава и руководящих работников творческих ВУЗ-ов, подведомственных МКС; 5) заработных плат ведущих ученых путем включения в базовое финансирование; 6) путем прямого финансирования 11 научно-исследовательских институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями, вне зависимости от результатов разовых грантовых конкурсов; 7) работников центров обслуживания населения НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» на 34% | информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан постановление Правительства Республики Казахстан постановление Правительства Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2023 годы 2022-2023 годы январь 2023 года в течение 2022 года II полугодие 2022-2024 годов II полугодие 2023-2025 годов июнь 2022 года | МЗ, МФ МЗ, МФ МОН, МФ, МИО МКС, МФ, МНЭ МОН МОН МЦРИАП, МФ, НАО «ГК «Правительство для граждан» (по согласованию) | средняя зарплата врачей в 2023 году составит 561 тыс. тенге средняя зарплата среднего медицинского персонала к 2023 году составит 210 тыс. тенге увеличение заработной платы более 600 тыс. педагогов увеличение заработной платы на 75% или с текущих 163 тыс. тенге до 353 тыс. тенге рост научного потенциала и компетенций отечественных ученых; укрепление кадрового потенциала 74 НИИ, увеличение оплаты труда 1200 ведущих ученых на 69% 11 НИИ с общей штатной численностью 1 116 человек будут получать гарантированную заработную плату вне конкурсных процедур увеличение заработной платы работников ЦОН | в рамках РБ – 431,8 млрд тенге: в 2022 году – 162,7 млрд тенге; в 2023 году – 269,1 млрд тенге за счет средств ОСМС 98,5 млрд тенге: в 2022 году – 30,8 млрд тенге; в 2023 году – 67,7 млрд тенге в рамках РБ – 186,4 млрд тенге: в 2022 году – 92,4 млрд тенге; в 2023 году – 124 млрд тенге за счет средств ОСМС 141,8 млрд тенге: в 2022 году – 44,3 млрд тенге; в 2023 году – 97,5 млрд тенге в рамках РБ 3 059 млрд тенге (в том числе: в 2022 году – 822 млрд тенге, в 2023 году – 1 118 млрд тенге, в 2024 году – 1 118 млрд тенге) в рамках РБ – 2,9 млрд тенге в рамках РБ – 7,5 млрд тенге (в том числе: в 2022 году – 2,5 млрд тенге; в 2023 году – 2,5 млрд тенге; в 2024 году – 2,5 млрд тенге; из них дополнительная потребность 7,5 млрд тенге (в том числе: в 2022 году – 2,5 млрд тенге; в 2023 году – 2,5 млрд тенге; в 2024 году – 2,5 млрд тенге) в рамках РБ – 19,8 млрд тенге (в том числе: в 2022 году – 5,3 млрд тенге; в 2023 году – 4,5 млрд тенге; в 2024 году – 5,0 млрд тенге; в 2025 году – 5,0 млрд тенге) из них дополнительная потребность 0,55 млрд тенге (в том числе в 2025 году – 0,55 млрд тенге) в рамках РБ – 4,6 млрд тенге |
2. | Увеличение размера стипендий: студентам ВУЗ-ов в 2 раза, магистрантам и докторантам в 1,5 раза (от значения 2020 года); студентам по линии МЗ: бакалавриат – на 20%, магистратура, докторантура, резидентура – на 15% | постановление Правительства Республики Казахстан | II полугодие 2022-2025 годов | МОН, МЗ, МФ | повышение доходов около 130 тыс. студентов позволит сохранить доходы родителей и окажет благоприятное воздействие на качество обучения поддержка студентов и молодых ученых. Мотивация к поступлению на медицинские специальности | в рамках РБ – 132,2 млрд тенге: в 2022 году – 29,1 млрд тенге; в 2023 году – 44,1 млрд тенге; в 2024 году – 59 млрд тенге дополнительная потребность из РБ – 0,8 млрд. тенге |
3. | Увеличение пожизненного ежемесячного обеспечения спортсменам из числа чемпионов и призеров и их тренерам с 24 до 100 МРП | постановление Правительства Республики Казахстан | 2022 год | МКС, МФ, МНЭ | улучшение мер поддержки спортсменов и их тренеров | 0,4 млрд тенге (заявлены при уточнении бюджета) |
4. | Сокращение дефицита штатной численности спортсменов | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022 год | МКС, МФ, МНЭ | увеличение штатной численности спортсменов с 1000 до 3000 единиц по 170 видам спорта для повышения их конкурентоспособности на мировой арене и обеспечения мест для спортивного резерва | 5 млрд тенге (заявлены при уточнении бюджета) |
5. | Повышение уровня оплаты спортивных судей | постановление Правительства Республики Казахстан | 2022 год | МКС, МТСЗН, МФ, МНЭ | увеличение количества высококвалифицированных споривных судей, привлекаемых к судейству международных соревнований, в т.ч. олимпийские игры. Учитывая, что оплата одного дня судейства на сегодня составляет 1 239 тенге, планируется довести до размера от 60 до 100% от БДО (17 697 тг.) в зависимости от судейской категории | 2,7 млрд тенге (заявлены при уточнении бюджета) |
6. | Устранение дисбаланса в трудовых доходах путем: 1) пересмотра встречных обязательств бизнеса для получения государственной поддержки с акцентированием на повышение доходов сотрудников, увеличения продуктивной занятости населения и повышения транспарентности; 2) сокращения разрывов в заработных платах, руководящего административно-управленческого и производственного персонала группы компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына» через дифференцированное увеличение заработных плат производственного персонала с акцентом на низкоолпачиваемые должности: нефтегазовой отрасли от 10% до 30%; энергетической отрасли от 10% до 32%; химической отрасли на 24%; сфере ж/д и авиаперевозок от 30 до 40 тыс. тенге; почтовой связи от 7% до 25%; 3) установления обязательных требований по увеличению до среднеотраслевого уровня заработных плат сотрудников компаний-подрядчиков, обслуживающих АО «ФНБ «Самрук-Казына»; 4) введения стимулирующих мер для компаний, участвующих в государственных закупках, в части предоставления условной скидки при увеличении штатной численности и заработной платы (наряду с КНН) | информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан | декабрь 2022 года март 2022 года март 2022 года 2022 год | МНЭ, МИИР, МСХ, МТСЗН, МТИ, МКС, МЦРИАП, АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию), АО «КЦИЭ «QazIndustry» (по согласованию), АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), МНЭ АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), МНЭ МФ, МТСЗН, АЗРК (по согласованию), НПП «Атамекен» (по согласованию) | обеспечение заработных плат в предприятиях, получивших финансовые меры государственной поддержки, на уровне не ниже среднеотраслевого увеличение заработной платы производственного персонала: в нефтегазовой отрасли порядка 50 тыс. работникам; в энергетической отрасли порядка 17,8 тыс. работникам; в химической отрасли порядка 12 тыс. работникам; в сфере ж/д и авиаперевозок порядка 100 тыс. работникам; в почтовой связи порядка 14 тыс. работникам увеличение заработной платы сотрудников компаний-подрядчиков, обслуживающих АО «ФНБ «Самрук-Казына» повышение значимости ПФОТ при расчете показателя финансовой устойчивости на не менее 10% | не требуется не требуется не требуется |
7. | Проведение переговоров по повышению заработной платы работникам крупных компаний до среднеотраслевого уровня | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022 год | МИИР, МЭ, МСХ, заинтересованные центральные государственные органы, МИО | повышение заработной платы занятого населения | не требуется |
8. | Выработка предложений по внедрению прогрессивной ставки ИПН | информация в Правительство Республики Казахстан | 2023 год | МНЭ, МФ | Сокращение разрыва между бедными и богатыми | не требуется |
9. | Выработка предложений по поэтапному повышению минимальной заработной платы | информация в Правительство Республики Казахстан | ежегодно | МНЭ, МТСЗН, МФ | увеличение минимальной заработной платы для порядка 2 млн человек | не требуется |
1.2. Повышение производительности труда |
10. | Повышение эффективности деятельности предприятий обрабатывающей промышленности через улучшение финансирования экспортоориентированных и импортозамещающих проектов за счет обеспечения дополнительным финансированием через АО «БРК» и АО «ФРП» | информация в Правительство Республики Казахстан | июнь 2022 года | МИИР, МНЭ, МФ, МСХ, АО «БРК» (по согласованию), АО «Фонд развития промышленности» (по согласованию) | создание 22,9 тыс. рабочих мест | в рамках РБ – 891,3 млрд тенге: в 2022 году – 205 млрд тенге; в 2023 году – 311 млрд тенге; в 2024 году - 263,3 млрд тенге; в 2025 году – 112 млрд тенге в рамках собственных средств – 445,7 млрд тенге; привлекаемые средства – 891,3 млрд тенге |
11. | Стимулирование модернизации предприятий обрабатывающей промышленности путем: 1) предоставления промышленных грантов; 2) выработки предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан по: повышению предельной нормы амортизации для II-группы (машины и оборудование) для отдельных секторов обрабатывающей промышленности (в пункт 2 статьи 271); введению повышающего коэффициента для инвестиционных налоговых преференций на вводимые в эксплуатацию машины и оборудование для отдельных секторов обрабатывающей промышленности (пункт 7 статья 274); применению исчисления двойной амортизации для отдельных секторов обрабатывающей промышленности по впервые введенным в эксплуатацию на территории Республики Казахстан фиксированным активам (пункт 7 статьи 271); 3) выработки предложений по внесению изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 февраля 2018 года № 67 «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета и правил его формирования» в части актуализации списка стратегических товаров (сырья и комплектующих) | договор о предоставлении промышленных грантов предложения в Министерство национальной экономики Республики Казахстан предложения в Министерство национальной экономики Республики Казахстан | 2023-2025 годы 2022 год 2022 год | МИИР, АО «КЦИЭ «QazIndustry» (по согласованию) МИИР, МФ, МЭ, МСХ, АО «КЦИЭ «QazIndustry» (по согласованию) МИИР, МФ, НПП «Атамекен» (по согласованию) | модернизация производственных мощностей ежегодно не менее 7 предприятий; повышение в отчетном году средней заработной платы производственного персонала не менее обозначенного роста среднемесячной заработной платы одного работника согласно Прогноза социально-экономического развития РК МНЭ РК; увеличение объема экспорта на 10% предприятий, получивших промышленный грант | в рамках РБ – 16 179 млн. тенге (5 393 млн. тенге ежегодно) |
12. | Экспортное финансирование производителей по ставке не более 6% | договор о предоставлении финансирования | 2022-2025 годы | МТИ, АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию), АО «БРК» (по согласованию) | повышение конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности на внешнем рынке | не требуется |
13. | Создание условий для повышения производительности и сокращения производственных издержек через: 1) разработка новых подходов функционирования СЭЗ 2) увеличение финансирования на подведение инженерной инфраструктуры в рамках развития индустриальных зон за счет средств республиканского бюджета | информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан | 2022 год 2022 год | МИИР, МТИ, МНЭ, МФ, МЭ, МИО МНЭ, МФ, МИИР, МИО | повышение инвестиционной привлекательности, увеличение количества участников, рост объема производства увеличение количества участников, рост объема производства | ежегодно 10 млрд тенге |
14. | Запуск научно-технологического акселератора для повышения бизнес-навыков ученых, в том числе ВУЗ-ов и НИИ в регионах страны | информация в Правительство Республики Казахстан | II полугодие 2022-2024 годов | МОН | использование результатов научной деятельности в регионах; обучение бизнес-навыкам не менее 300 ученых и акселерация (ускоренное развитие бизнеса) их проектов на ранней стадии в целях создания высокотехнологичного бизнеса и привлечения частных инвестиций. Это будет способствовать наукоемкому развитию страны, иметь долгосрочный синергетический эффект, выражающийся в мультипликативном влиянии на экономику | в рамках РБ – 1,5 млрд тенге: в 2022 году – 0,5 млрд тенге; в 2023 году – 0,5 млрд тенге; в 2024 году – 0,5 млрд тенге, из них дополнительная потребность 1,5 млрд тенге: в 2022 году – 0,5 млрд тенге; в 2023 году – 0,5 млрд тенге; в 2024 году – 0,5 млрд тенге |
15. | Коммерциализация наиболее перспективных научных разработок с выделением грантов | информация в Правительство Республики Казахстан | II полугодие 2022-2024 годов | МОН | реализация около 195 проектов, с созданием не менее 1 700 новых рабочих мест | в рамках РБ – 53,6 млрд тенге (в том числе: на 2022 год 5,4 млрд тенге; на 2023 год 17,1 млрд тенге: на 2024 год 31,1 млрд тенге), из них дополнительная потребность 5,4 млрд тенге (в том числе: на 2022 год 5,4 млрд тенге) |
1.3. Развитие производственных навыков |
16. | Стажировка отечественного инженерно-технического персонала предприятий обрабатывающей промышленности на зарубежных заводах и организациях | информация в Правитальство Республики Казахстан | ежегодно | МИИР, МОН, АО «ЦМП «Болашак», МФ, МНЭ, НПП «Атамекен» (по согласованию), АО «КЦИЭ «QazIndustry» (по согласованию) | ежегодная стажировка порядка 1000 специалистов в зарубежных заводах; повышение квалификации инженерно-технических работников; повышение производительности труда | ежегодно в рамках РБ – 2,1 млрд тенге (70%); собственных средств предприятий 0,9 млрд тенге (30%), при этом, на каждого специалиста 7000 долл. США (1000 долл. США - перелет, 6000 долл. США – проживание на 6 месяцев) |
17. | Реализация проекта опережающей подготовки кадров «Өмір жолдамасы» на региональное уровне, включающего: 1) разработку региональных карт потребности в кадрах; 2) проведение профессиональной ориентации школьников (включая раннюю); 3) разработку образовательных программ на основе профстандартов, с учетом требований регионального рынка труда; 4) целевую подготовку кадров по заявкам предприятий; 5) организацию стажировки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на базе предприятий | план пилотной апробации (Дорожная карта) | 2022-2025 годы | МОН, МТСЗН, МИО, МНЭ, МФ, НПП «Атамекен» (по согласованию) МИО МОН, МИО МОН, МТСЗН, МИО МИО, МОН, МТСЗН, НПП «Атамекен» (по согласованию) МТСЗН, МОН, МИО, НПП «Атамекен» (по согласованию), | 17 региональных карт потребностей в кадрах охват более 6 тыс. школ охват до 9 тыс. предприятий участников дуального обучения охват до 70 тыс. учащихся ТиПО (договора с предприятиями) охват до 2 000 наставников обученных педагогическим навыкам более 1 000 колледжей пройдут стажировку на базе предприятий и центров компетенций | МБ, частные инвестиции |
18. | Создание условий для признания востребованных навыков и квалификаций гражданами на бесплатной основе (ваучерная система) | разработка консультативного документа регуляторной политики | август 2022 года | МТСЗН, МОН | выдача не менее 1000 ваучеров на признание навыков и квалификаций для лиц, ищущих работу, ежегодно | в рамках РБ – 213,891 млн тенге, в том числе: в 2023 году – 45,880 млн тенге; в 2024 году – 70,995 млн тенге; в 2025 году – 97,016 млн тенге |
19. | Формирование перечня востребованных и будущих навыков и квалификаций для профориентации будущих абитуриентов и карьерного планирования работников | банк навыков | январь 2023 год | МТСЗН, МОН | стимулирование системы признания навыков и квалификаций | не требуется |
II. ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ МАСШТАБНОЙ ЗАНЯТОСТИ |
2.1. Создание новых рабочих мест |
20. | Создание условий для повышения трудоустройства молодежи путем реализации проектов: «Первое рабочее место» для NEET молодежи с увеличением продолжительности и размера субсидии; «Молодежная практика для выпускников» с увеличением продолжительности и размера субсидии; «Контракт поколений» | приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МТСЗН, МФ, МИО | доля трудоустроенной молодежи на постоянную работу – 70% от общего числа участников мер. Охват мерами 121,5 тыс. человек («Первое рабочее место» – 23,5 тыс., «Молодежная практика для выпускников» – 96 тыс., «Контракт поколений» – 2 тыс.) | не требуется |
21. | Стимулирование молодежи к труду посредством: введения в Трудовой кодекс Республики Казахстан понятия «молодой работник», для лиц, трудоустраиваемых впервые после получения образования; исключения испытательного срока для молодых работников; исключения как основание для увольнение молодого работника несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации; предусмотреть в рамках коллективных договоров «подъемных» для аренды жилья молодых работников, прибывших из других регионов | разработка консультативного документа регуляторной политики | 2023 год | МТСЗН, МНЭ, МФ | снижение уровня безработицы среди молодежи | не требуется |
22. | Создание карьерных центров при ВУЗ-ах для содействия трудоустройству выпускников | информация в Правительство Республики Казахстан | декабрь 2022-2024 годов | МОН, МТСЗН, МИО | обеспечение рынка труда квалифицированными специалистами; создание 103 карьерных центров; информирование обучающихся и выпускников о возможностях трудоустройства и профессиональных стажировок; 70% выпускников будут трудоустроены и начнут зарабатывать | не требуется |
23. | Пилотирование типовой модели Центра по поддержке и сопровождению многодетных матерей в каждом регионе | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022 год | МТСЗН, МИО | ежегодный охват 20 тыс. многодетных матерей | в рамках МБ 1,3 млрд тенге |
24. | Увеличение занятости в сельской местности путем: 1) создания 50 тысяч семейных хозяйств через новые формы вовлечения в оборот сельхозземель, а также освоения 400 тыс. га орошаемых земель; 2) масштабирования опыта Жамбылской области по повышению доходов сельского населения по всей республике (кредитование ЛПХ по направлениям животноводства, растениеводства и на развитие собственного бизнеса) 3) запуска пилотного проекта по повышению доходов населения в каждой области, предусматривающего следующие этапы реализации: скрининг местности путем подворового обхода местности для определения социально-экономической картины села; определение специализации села и района; определение бизнес-потенциала и кооперационных направлений; формирование технологических карт в соответствии с бизнес-потенциалом; обучение агрокомпетенциям (безработных, ЛПХ) и подготовка управляющих кооперативами; формирование сбытовой кооперации и их финансирование; оказание необходимых мер поддержки для реализации бизнес-протенциала и кооперационных направлений; разработка и реализация пошагового плана повышения доходов района в разрезе сельских округов 4) предоставления микрокредитов 42 тыс. граждан, из них 37 тыс. сельчан, для открытия собственного бизнеса | информация в Правительство Республики Казахстан информация в правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы 2023-2025 годы 2022 год 2022-2025 годы | МСХ, МЭГПР, МНЭ, заинтересованные центральные государственные органы, МИО МСХ, МНЭ, МИО, МТСЗН, НПП «Атамекен» (по согласованию) МСХ, МНЭ, МТСЗН, МТИ, МОН, заинтересованные центральные государственные органы, МИО, НАО «НАНОЦ» (по согласованию), НПП «Атамекен» (по согласованию) МСХ, МФ, НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию), МНЭ, МИО, НПП «Атамекен» (по согласованию) | создание 50 тысяч новых семейных хозяйств в мясном (разведение КРС, МРС и коней) и молочном животноводстве, садоводстве и овощеводстве стабильный дополнительный доход сельского населения. Выдача 33 тыс. микрокредитов: в 2023 году – 11 тыс. микрокредитов; в 2024 году – 11 тыс. микрокредитов; в 2025 году – 11 тыс. микрокредитов. Возможность получения удешевленного кредита на приемлемый срок 1) определение количества семей с низкими доходами; 2) определение существующей и перспективной специалиазции села; 3) определение видов сбытовой цепочки и кооперационных направлений; 4) повышении компетенции сельских жителей (безработные, ЛПХ) на основе разработки и обучения технологическим картам производства сельхозпродукции; 5) подготовка управляющих кооперативами и организация кооперативов по разным направлениям деятельности; 6) разработка пошаговых планов реализации бизнес-потенциала села с привлечением выявленной категории семей с низкими доходами создание не менее 40 тыс. новых рабочих мест | в рамках предусмотренных средств в рамках РБ – 150 млрд тенге: в 2023 году – 50 млрд тенге; в 2024 году – 50 млрд тенге; в 2025 году – 50 млрд тенге не требуется в рамках РБ – 190 млрд тенге: в 2022 году – 40 млрд тенге; в 2023 году – 50 млрд тенге; в 2024 году – 50 млрд тенге; в 2025 году – 50 млрд тенге |
25. | Реализация инвестиционных проектов в АПК: переработка растениеводческой и животноводческой продукции; создание теплиц, овощехранилищ, молочно-товарных ферм | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МСХ, МНЭ, МИО | создание 43 тыс. рабочих мест | не требуется |
26. | Реализация 420 инвестиционных проектов по строительству гостиниц, отелей, зон отдыха и других туристических объектов на общую сумму 930 млрд тенге с использованием мер государственной поддержки: в 2022 году – 90 проектов на 200 млрд тенге; в 2023 году – 100 проектов на 220 млрд тенге; в 2024 году – 110 проектов на 244 млрд тенге; в 2025 году – 120 проектов на 266 млрд тенге | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МКС, МИО, АО «НК «Kazakh Tourism» (по согласованию) | создание 59 тыс. рабочих мест: в 2022 году – 12 тыс. рабочих мест; в 2023 году – 14 тыс. рабочих мест; в 2024 году – 16 тыс. рабочих мест; в 2025 году – 17 тыс. рабочих мест | не требуется |
27. | Создание новых 100 рыбоводных хозяйств путем повышения валовой рентабельности предприятий по выращиванию и переработке рыбы и рыбной продукции, а также увеличения сбыта в рамках госзаказа | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2023 годы | МЭГПР, МНЭ, МФ, МСХ, МОН, МО, МВД, МЗ, МЦРИАП, МИО | создание новых 100 рыбоводных хозяйств и 500 рабочих мест; увеличение мощности переработки; увеличение объема выращивания рыбы с 13 тыс. в 2021 году до 32,2 тыс. тонн к 2023 году; повышение заработной платы работникам предприятий на 40% с 2024 года | объемы финансирования будут определены исходя из потребности |
28. | Создание рабочих мест и стимулирование развития сельского хозяйства через ремонт и реконструкцию 6400 км оросительных каналов | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МЭГПР, заинтересованные центральные государственные органы, МИО | на этапе реконструкции: 660 постоянных и 12,9 тыс. временных рабочих мест; создание постоянных рабочих мест в сельской местности до 80,0 тыс. человек | в рамках РБ – на 2022-2024 годы предусмотрены средства в сумме 4,5 млрд тенге: на 2022 год 856,614 млн тенге, на 2023 год 2,2 млрд тенге, на 2024 год 1,4 млрд тенге; не обеспечено финансированием 183,46 млрд тенге. В рамках первого уточнения РБ на 2022 год подана бюджетная заявка на начало реконструкции и капремонта оросительных каналов на общую сумму 730 млн тенге на реализацию 9 проектов |
29. | Принятие комплексной программы по развитию малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности вокруг крупных предприятий-недропользователей в рамках его производственных и потребительских нужд (продукты питания, спецодежда, защитные костюмы), а также на основе его сырьевой продукции, в том числе по строительной отрасли, металлургии и машиностроению | информация в Правительство Республики Казахстан об утвержденных программах недропользователей | январь 2023 года (отчет будет предоставлен по итогам 2022 года) | МИИР, МНЭ, МЭ, МСХ, НПП «Атамекен» (по согласованию), крупные предприятия- недропользовате ли (по согласованию), МИО | появление новых и развитие действующих МСП и создание новых рабочих мест | не требуется |
30. | Локализация новых производств и технологий, необходимых для нефтегазовой отрасли (запорная арматура, электротехническое оборудование, контрольно-измерительные приборы) | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2024 годы | МЭ, МИИР, МНЭ, МФ, МГЭПР, МЦРИАП, МИО, МИД, НПП «Атамекен» (по согласованию), Ассоциация «Kazenergy» (по согласованию), АО «МФЦА» (по согласованию), КФ «Astana Hub» (по согласованию), Центр нефтегазового машиностроения (по согласованию) | создание 3 тыс. временных рабочих мест; создание новых производств по следующим кодам ТН ВЭД 848 190 0000, 902 610 2100, 850 110 1001 | не требуется |
31. | Реализация инвестиционных проектов: 1) Увеличение объемов производства и расширение номенклатуры товаров обрабатывающей промышленности; 2) создание нефтегазохимического кластера; 3) повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки; 4) модернизация энергетического комплекса, отвечающего требованиям устойчивого развития экономики | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МНЭ, МИИР, МЭ, МТИ, МФ, МЭГПР, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), АО «НК «QazaqGaz» (по согласованию), Almex Petrochemical (по согласованию), АО «КазМунайГаз», (по согласованию), АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию), МИО | создание 46,2 тыс. рабочих мест (в том числе в 2022 году – 10 054 человек, в 2023 году – 13 461 человек, в 2024 году – 11 287 человек, в 2025 году – 11 430 человек) создание 12 тыс. временных и 2500 постоянных рабочих мест; создание 36 постоянных, 1 тыс. временных рабочих мест ежегодно; создание 1 тыс. постоянных, 20 тыс. временных рабочих мест | 4 743,3 млрд. тенге 2 458,4 млрд тенге 63,1 млрд тенге 1 913 млрд тенге |
32. | Стимулирование к проведению проектных работ на будущих крупных нефтегазовых проектах на территории Республики Казахстан | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МЭ, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), АО «НК «КазМунайГаз» (по согласованию), Ассоциация «Kazenergy» (по согласованию), СНК «KazService» (по согласованию) | создание 2 500 временных рабочих мест | не требуется |
33. | Проведение аукционных торгов в секторе возобновляемых источников энергии | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МЭ, МИД, МИО, НПП «Атамекен» (по согласованию), АО «НК «Kazakh Invest» (по согласованию) | создание 10 тыс. временных и 500 постоянных рабочих мест | не требуется |
34. | Реализация инфраструктурных проектов: 1) строительство, реконструкция, ремонт инженерно-коммуникационной инфраструктуры в городской и сельской местности; 2) строительство жилья и социальной инфраструктуры в городской и сельской местности; 3) модернизация автодорог республиканской и местной сети, приведение объектов придорожного сервиса в соответствие Национальному стандарту | информация в Правительство Республики Казахстан | 2025 год | МИИР, МНЭ, МИО | создание 7,9 тыс. рабочих мест; 100% обеспечение питьевой водой; 94,2% очистка сточных вод в городах; 100% дорог в опорных селах в хорошем и удовлетворительном состоянии; создание 24 тыс. рабочих мест; 70,4 млн кв. м ввод жилья (охват мерами господдержки 100,3 тыс. очередников, 2,9 тыс. сельских работников); 160 тыс. земельных участков под индивидуальное жилищное строительство будут обеспечены инженерно-коммуникационной инфраструктурой; 95% доля автодорог республиканского значения и 90% местного значения в нормативном состоянии; приведение около 500 объектов придорожного сервиса в соответствие Национальному стандарту | 640,7 млрд тенге 1 588,8 млрд тенге 2 168,2 млрд тенге (2 092 млрд тенге РБ, 76,5 млрд тенге частные инвестиции) |
35. | Содействие занятости и формализации деятельности лиц, оказывающих услуги (фриланс) через: цифровые сервисы (Платформенная занятость) | разработка консультативного документа регуляторной политики | 2023 год | МТСЗН, МЦРИАП, МНЭ, МФ, МТИ, МИИР | цифровизация всех процессов взаимодействия заказчиков и исполнителей; обеспечение защиты трудовых прав лиц, оказывающих услуги (фриланс) | не требуется |
36. | Сокращение квоты на привлечение иностранной рабочей силы по 3-й и 4-й категории | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022 год | МТСЗН, МНЭ, МВД, МИИР, МЭ | снижение количества квоты на 4,7 тыс. | не требуется |
37. | Мониторинг создания рабочих мест и трудоустройства в рамках проектов с государственным участием посредством информационной системы «Интегрированная карта создания рабочих мест» | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2026 годы | МТСЗН, заинтересованные центральные государственные органы, МИО | оценка эффективности реализуемых программ (проектов) в части обеспечения занятости | не требуется |
2.2. Повышение квалификации и навыков |
38. | Подготовка восстребованных трудовых кадров через развитие шефства предприятий над колледжами и масштабирование дуального обучения | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МОН, МИИР, МСХ, МЭ, МИО | создание основ для полного трудоустройства выпускников; увеличение охвата студентов дуальным обучением до 35%; увеличение количества предприятий, участвующих в дуальном обучении до 9 тыс; 406 предприятий шефствуют над колледжами; 75% выпускников будут трудоустроены и начнут зарабатывать на производстве | не требуется |
39. | Создание «фабрик» массовой подготовки, переподготовки, повышения квалификации населения, преимущественно молодежи: подготовка кадров на базе организации ТиПО, в том числе на базе колледжей проекта «Жас маман» в учебных центрах предприятий в учебных центрах ангарного типа с сетью быстровозводимых общежитий и с участием крупного бизнеса по принципу ГЧП (на начальном этапе в пригородах крупных городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент) | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2024 годы | МОН МТСЗН, МИО МТСЗН, МОН, МИИР, МСХ, МФ, МИО, МТИ, НПП «Атамекен» (по согласованию) МТСЗН, МОН, НПП «Атамекен» (по согласованию), МИО | обучение студентов навыкам бизнес-технологий, создание малых предприятий для выстраивания собственного дела; реализация колледжами собственной продукции обеспечит финансовую устойчивость колледжей, дав возможность повысить доходы педагогов, МТБ; 100 мини-предприятий и учебных хозяйств при колледжах охват молодежи обучением и повышение их навыков | за счет МБ, РБ за счет МБ, РБ, частных инвестиций за счет частных инвестиций |
40. | Подготовка кадров для новых отраслей энергетики (ВИЭ, водородная энергетика) в рамках обязательств недропользователей, в том числе обучение граждан из малообеспеченных семей, семей, имеющих или воспитывающих детей-инвалидов, а также лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний | приказ Министра энергетики Республики Казахстан | сентябрь 2022 года | МЭ, МОН, МЗ, МТСЗН, НПП «Атамекен» (по согласованию), отраслевые ассоциации (по согласованию) | обучение 500 человек в год | не требуется |
41. | Повышение компетенций и полномочий работников (в том числе профсоюзов) при проведении трудовых переговоров, посредством использования механизма Национального контактного центра ОЭСР РК, как медиативного инструмента | разработка консультативного документа регуляторной политики | 2022 год | МНЭ, МТСЗН, МИОР | создание инструмента защиты прав работников | не требуется |
42. | Информирование населения о возможностях приобретения новых навыков и компетенций посредством краткосрочного онлайн обучения на Электронной бирже труда для повышения шансов на дальнейшее трудоустройство | публикация информационных материалов, выход новостных сюжетов | II квартал 2022 года | МТСЗН, МИОР, МИО | информирование безработных через СМИ | в рамках государственного информационного заказа и задания |
43. | Обеспечение проактивного формата оказания услуг населению через внедрение «Системы раннего обнаружения» посредством интеграции и анализа государственных и частных баз данных | информация в Правительство РК | 2022-2026 годы | МТСЗН, МЦРИАП, МНЭ, МОН, МЗ, КНБ (по согласованию), заинтересованные центральные государственные органы, МИО, НПП «Атамекен» (по согласованию) | категоризация населения с определением мер необходимой поддержки | не требуется |
2.3. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства |
44. | Обеспечение финансовой поддержкой МСП с учетом различий и потребностей по категориям | информация в Правительство Республики Казахстан | декабрь 2022 года | МНЭ, МИИР, МТСЗН, МСХ, АЗРК (по согласованию), АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию) | прирост количества предприятий «среднего» бизнеса на 25% к 2025 году | не требуется |
45. | Предоставление субсидий из средств местного бюджета по кредитам/микрокредитам в рамках Региональной программы поддержки МСП | информация в Правительство Республики Казахстан | апрель 2022 года | МНЭ, АЗРК (по согласованию), МИО, АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию) | повышение эффективности мер государственной поддержки; обеспечение доступности к льготному финансированию субъектов МСП; повышение самостоятельности регионов в развитии СМСП | за счет МБ |
46. | Внедрение льготного микрокредитования по ставке 5% и нового инструмента гарантирования в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах | постановление Правительства Республики Казахстан | апрель 2022 года | МНЭ, МФ, заинтересованные центральные государственные органы, МИО, АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию), НПП «Атамекен» (по согласованию) | создание новых субъектов МСП в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах | не требуется |
47. | Внедрение инструментов поддержки креативных индустрий, в том числе, создание площадки по акселерации субъектов | информация в Правительство Республики Казахстан | 2023 – 2025 годы | МКС, МНЭ, МИО | инкубация и обучение не менее 300 человек в 2023 году; рост количества субъектов в креативных индустриях до 80 тыс. единиц к 2025 году | 380 млн. тенге на 2023 год |
48. | Разработка комплекса решений по развитию агротуризма (строительство гостевых домов) на базе крестьянских и фермерских хозяйств в целях обеспечения занятости сельского населения | информация в Правительство Республики Казахстан | апрель 2022 года | МКС, МИИР, МТИ, МСХ, МНЭ, акимат Алматинской области | повышение доходов сельского населения и обеспечение занятостью | не требуется |
49. | Создание новых рабочих мест путем развития событийного туризма в Мангистауской и Туркестанской областях (на еженедельной основе по апрель-май, август-октябрь) | проведение по 20 событийных мероприятий в каждом регионе | 2023-2025 годы | МКС, акиматы Мангистауской и Туркестанской областей, АО «НК «Kazakh Tourism» (по согласованию) | привлечение 40 тыс. туристов ежегодно; 40 концертов по 25 млн тенге в год; создание 800 рабочих мест ежегодно; до 2025 года 2 400 рабочих мест | в рамках РБ – 500 000 тыс. тенге ежегодно на каждый регион |
III. ЗАЩИТА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОХОДОВ |
50. | Обеспечение стабилизации цен путем: 1) принятия Плана обеспечения продовольственной безопасности на 2022-2024 годы, предусматривающего: импортозамещение по основным продовольственным товарам; мониторинг/разработку фактического и прогнозного баланса; принятие мер тарифного и нетарифного регулирования 2) разработки алгоритма прогнозирования цен на наиболее значимые товары на 1,5-2 месяца вперед на основе фактических данных по ценам и иных факторов, влияющих на ценообразование: от стоимости сырья до розничной цены | информация в Правительство Республики Казахстан | сентябрь 2022 года | МСХ, МТИ, МНЭ, МФ, МЗ, МИИР, МЭ, МИО, АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию), НПП «Атамекен» (по согласованию) МТИ, МСХ, МНЭ, МФ, МЗ, МИИР, МЭ, МИО, НПП «Атамекен» (по согласованию) | обеспечение стабилизации цен, физической и экономической доступности продовольственных товаров | не требуется |
51. | Увеличение производства продовольственных товаров, не входящих в перечень СЗПТ | информация в Министерство национальной экономики Республики Казахстан | август 2023-2024 годов | МСХ, МИО, НПП «Атамекен» (по согласованию) | насыщение рынка продовольственными товарами на 80% | не требуется |
52. | Реализация мер по импортозамещению внутреннего рынка основными продовольственными товарами (пищевая промышленность) и строительными материалами, товарами легкой, химической и фармацевтической промышленности | информация в Правительство Республики Казахстан | 15 июня и 15 декабря ежегодно | МИИР, МСХ, МФ, МЗ, МНЭ, АО «НУХ «Байтерек» (по согласованию) АО «Samryk-Kazyna Construction» (по согласованию), НПП «Атамекен» (по согласованию), МИО | насыщение рынка продовольственными товарами и строительными материалами, товарами легкой, химической и фармацевтической промышленности | не требуется |
53. | Обеспечение загруженности стабилизационных фондов с целью проведения эффективных товарных интервенций в период межсезонья | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2024 годы | МСХ, МИО | загруженность стабфондов овощами (30% от пятимесячной потребности городского населения) и гречневой крупой и подсолнечным маслом (30% от пятимесячной потребности всего населения) | не требуется |
54. | Формирование дополнительных объемов закупа сырья (гречихи, подсолнечника) и готовой продукции СЗПТ (сахар) и овощной продукции (картофель) АО «НК «Продкорпорация», в соответствии с заявками от акиматов областей/городов республиканского значения | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2024 годы | МСХ, МИО, АО «НК «Продкорпорация» (по согласованию) | стабилизация цен | не требуется |
55. | Введение предельных цен на СЗПТ, в случае превышения пороговых показателей цены | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2024 годы | МТИ, МИО | стабилизация цен | не требуется |
56. | Заключение соглашения между крупными производителями и торговыми сетями о снижении и поддержании цен на СЗПТ (подсолнечное масло, сахар, гречневая крупа, яйцо и т.д.) | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2024 годы | МТИ, МИО | стабилизация цен | не требуется |
57. | Внедрение практики выделения социально-уязвимых слоев населения в отдельную группу при оплате коммунальных платежей | информация в Правительство Республики Казахстан | ноябрь 2022 года | МНЭ, МИИР, МТСЗН, МЭ | снижение нагрузки при оплате коммунальных услуг для нуждающейся категории потребителей | не требуется |
58. | Снижение стоимости угля от железнодорожного тупика до населения путем внедрения электронных приложений (на основе iKomek 109 (город Нур-Султан), Smart Qostanay (город Костанай, Восточно-Казахстанская область) и пр.) сервисов: «электронная очередь» на ж/д тупиках за коммунально-бытовым углем для населения; аналог «Индрайвер» по доставке коммунально-бытового угля с ж/д тупика до населения | информация в Правительство Республики Казахстан | июнь 2023 года | МИИР, МТИ, АЗРК (по согласованию), МЦРИАП, МИО | снижение конечной стоимости угля для населения | за счет МБ |
59. | Упрощение процедур принятия решений по смене управляющих и сервисных компаний в многоквартирных жилых домах при электронном голосовании | разработка консультативного документа регуляторной политики | декабрь 2022 года | МИИР, МЦРИАП, АЗРК (по согласованию) | сдерживание цен на сервисные услуги в сфере ЖКХ | не требуется |
60. | Субсидирование части платы за жилье, арендованное в частном жилищном фонде | договора аренды | 2022-2023 годы | МИИР, МИО, АО «Отбасы банк» (по согласованию) | обеспечение 69,3 тыс. очередников арендным жильем | 160,3 млрд тенге, из них: РБ – 128,3 млрд тенге; МБ – 32,1 млрд тенге |
61. | Оптимизация всех квазигосударственных и частных услуг, оказываемых на платной основе населению и бизнесу | разработка консультативного документа регуляторной политики | декабрь 2022 года | МНЭ, МФ | сокращение издержек бизнеса и населения на тарифы различных посредников (поручение Главы Государства от 9 февраля 2022 года) | не требуется |
62. | Устранение практики навязывания банками второго уровня услуг страхования жизни к договору банковского займа | информация в Правительство Республики Казахстан | июнь 2022 года | АРРФР (по согласованию), НБ (по согласованию) | сокращение видов затрат потребителей на иные услуги, связанные с получением банковских займов | не требуется |
63. | Принятие индивидуальных планов банков по работе с проблемными займами для урегулирования проблемной задолженности граждан по займам | индивидуальные планы БВУ | май 2022 года | АРРФР (по согласованию), БВУ (по согласованию) | введение требований по снижению проблемной задолженности граждан в банках | не требуется |
64. | Развитие лоукостера FlyArystan в целях развития конкуренции на рынке авиаперевозок | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022 год | АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), МНЭ, АЗРК (по согласованию), МИИР | обеспечение всех слоев населения экономичными, доступными авиаперевозками | не требуется |
IV. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
65. | Разработка инструкции карьерного роста специалиста на предприятии | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МТСЗН, МОН, МИО, НПП «Атамекен» (по согласованию) | не менее 100 карьерных карт по отраслям; информирование учащихся 8-11 классов о карьерных перспективах на предприятиях. Охват учащихся старших классов более 6 тыс. школ Республики Казахстан | частные инвестиции |
66. | Введение в организациях среднего образования штатной единицы «педагог- профориентатор» | постановление Правительства Республики Казахстан | 2022-2024 годы | МОН, МТСЗН, МИО | внедрение комплексной профориентации для помощи школьникам в выборе профессии; оказание адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии; обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры; ориентированность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях | в пределах предусмотренных средств бюджета |
67. | Запуск регионального пилота отраслевой профориентации на базе УПК (учебно-производственного комбината) г. Павлодар с дальнейшим масштабированием в УПК регионов и предприятий | информация в Правительство Республики Казахстан | 2022-2025 годы | МОН, МИО, МИИР, МСХ, МЭ, МКС | охват учащихся 8-11 классов Павлодарской области до 5 тыс. человек; создание не менее 5 УПК в регионах | за счет МБ, частные инвестиции |
68. | Информационное продвижение в СМИ образа человека труда и непринятия иждевенчества | фильмы и видеоролики, публикация постов и откликов | 2022 год | МИОР, МТСЗН, МИО | повышение социальной ответственности граждан и формирование общественного мнения | в рамках государственного информационного заказа и задания |
| | | | | | | |