|
|
|
Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 14 февраля 2024 года № 21 Во исполнение резолюции Президента Республики Казахстан от 7 ноября 2023 года, решений Совета по привлечению инвестиций (Инвестиционного штаба) при Правительстве Республики Казахстан от 13, 20, 28 декабря 2023 года, в соответствии с подпунктом 15) статьи 9 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре» от 5 ноября 2022 года, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по реализации «прокурорского фильтра» по защите инвесторов. 2. Службе по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить: 1) направление настоящего приказа в ведомства и организацию образования Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, органы военной и транспортной прокуратур, прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры (городов республиканского значения и столицы), районные и приравненные к ним прокуратуры (городские, межрайонные, а также специализированные) для исполнения, государственным, в том числе местным исполнительным органам, организациям квазигосударственного сектора для сведения; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего Заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания. См.: Письмо заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан от 4 января 2024 года № 2-01-24-00469 «По внедрению «прокурорского фильтра по защите инвесторов»
Методические рекомендации по реализации
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок реализации прокурором фильтра по защите прав и законных интересов инвесторов (далее - «прокурорский фильтр»), а также разграничения полномочий и зон ответственности между должностными лицами органов прокуратуры. 2. «Прокурорский фильтр» подразумевает под собой выполнение прокурорами следующих функций: согласование мер запретительно-ограничительного характера, налагаемых уполномоченными государственными органами, местными исполнительными органами и субъектами квазигосударственного сектора в отношении инвесторов, отнесенных к категории среднего и крупного предпринимательства (далее - инвестор); мониторинг, изучение и оценка законности по делам об административных правонарушениях в отношении инвесторов; согласование актов и решений налоговых органов о назначении проверок в деятельности инвесторов; оценка законности и обоснованности исков, инициируемых государственными и местными исполнительными органами в отношении инвесторов, поступающих в органы прокуратуры в уведомительном порядке. 3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия: 1) субъекты среднего предпринимательства - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства в соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан; 2) меры запретительно-ограничительного характера, согласование которых осуществляется прокурором - налагаемые, в установленном законодательством порядке уполномоченными государственными органами, местными исполнительными органами и субъектами квазигосударственного сектора меры, связанные с: приостановлением деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса; приостановлением действия, лишением (отзывом) разрешения и (или) приложения к разрешению; отказом в продлении срока действия разрешения; отменой (отзывом) решения государственного, в том числе местного исполнительного органа, организаций квазигосударственного сектора, вынесенного ранее в пользу инвестора; расторжением уполномоченным государственным органом либо субъектом квазигосударственного сектора в одностороннем порядке контракта либо соглашения с инвестором, отзывом тарифа в отношении инвестора; 3) субъекты крупного предпринимательства - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. 4. Разграничение полномочий между сотрудниками органов прокуратуры по согласованию мер запретительно-ограничительного характера и решений в отношении инвесторов определяются правовыми актами первых руководителей органов военной и транспортной прокуратур, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур (городов республиканского значения и столицы). 5. При реализации «прокурорского фильтра» посредством систем Комитета по правовой статистике и специальным учетам (далее - КПСиСУ) автоматизация необходимых процессов возлагается на КПСиСУ.
Глава 2. Порядок согласования в органах прокуратуры мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов
6. Согласованию в органах прокуратуры подлежат акты должностных лиц уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора о наложении мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов, связанные с: 1) приостановлением деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса; 2) приостановлением действия, лишением (отзывом) разрешения и (или) приложения к разрешению; 3) отказом в продлении срока действия разрешения; 4) отменой (отзывом) решения государственного, в том числе местного исполнительного органа, организаций квазигосударственного сектора, вынесенного ранее в пользу инвестора; 5) расторжением уполномоченным государственным органом либо субъектом квазигосударственного сектора в одностороннем порядке контракта либо соглашения, отзывом тарифа. 7. Акты должностных лиц уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора о наложении мер запретительно-ограничительного характера, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4), 5) пункта 6 настоящих Методических рекомендаций, подлежат рассмотрению в органах прокуратуры в течение 3-х рабочих дней. 8. В случаях, когда в соответствии с подпунктом 1) пункта 6 настоящих Методических рекомендаций меры запретительно-ограничительного характера связаны с приостановлением деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса, рассмотрение актов должностных лиц уполномоченных государственных органов и местных исполнительных органов осуществляется органами прокуратуры в течение 24-х часов. При наличии угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных и иных аварий, влекущих массовое причинение вреда жизни и здоровью человека, рассмотрение актов должностных лиц уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора о согласовании мер запретительно-ограничительного характера, связанных с приостановлением деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса, осуществляется органами прокуратуры в течение 3-х часов. Вне рабочего времени, в выходные и праздничные дни рассмотрение актов должностных лиц уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора о согласовании мер запретительно-ограничительного характера, указанных в настоящем пункте, осуществляется дежурным прокурором. Дежурный прокурор должен обладать необходимыми компетенциями и познаниями, в том числе в области поддержки инвестиций и защиты прав субъектов предпринимательства. 9. Прием и регистрация в органах прокуратуры актов должностных лиц уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора о наложении мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов осуществляются в соответствии с правилами документирования и управления документацией в органах, ведомствах, учреждениях и организации образования прокуратуры Республики Казахстан. При этом передача поступивших материалов на визирование (резолюцию) руководителя органа прокуратуры осуществляется с одновременным их дублированием ответственному должностному лицу органа прокуратуры. В случае отсутствия у должностных лиц уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора доступа к системе электронного документооборота, материалы для согласования принимаются на бумажных носителях. При поступлении таких материалов вне рабочего времени, в выходные и праздничные дни их прием и регистрация осуществляется на следующий рабочий день, с учетом особенностей, установленных пунктами 7 и 8 настоящих Методических рекомендаций. 10. По результатам рассмотрения материалов должностных лиц уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора о наложении мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов, прокурором выносится одно из следующих решений: 1) о согласовании; 2) об отказе в согласовании. 11. Решение о согласовании либо отказе в согласовании мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвестора подписывается заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан, руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, органов военной и транспортной прокуратуры, их заместителями, прокурором области и приравненным к нему прокурором, их заместителями, районным прокурором и приравненным к нему прокурором, их заместителями либо лицами, исполняющими их обязанности. По решению Генерального Прокурора Республики Казахстан право подписи (в том числе по доверенности с использованием электронной цифровой подписи) может быть возложено на иных должностных лиц органов прокуратуры. 12. При принятии решения о согласовании либо отказе в согласовании мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвестора необходимо учитывать следующие аспекты: законность и обоснованность введения ограничений; экономическая целесообразность запретительных мер (сопоставление имеющегося ущерба государству и будущих потерь для экономики страны (региона) в случае закрытия предприятия и другие); наличие рисков для жизни и здоровья населения от деятельности инвестора; наличие альтернативных мер для инвестора и предоставление возможности устранения нарушений без ограничений его деятельности. 13. Решение об отказе в согласовании мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвестора должно быть обоснованным и мотивированным, содержать конкретные факты и ссылки на нормы законодательства, опровергающие доводы уполномоченных государственных органов о необходимости применения в отношении инвестора запретительно-ограничительных мер. 14. Решение о согласовании либо отказе в согласовании мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвестора должно содержать: 1) дату, наименование органа прокуратуры, фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность и подпись прокурора, вынесшего решение; 2) наименование государственного органа, принимающего решение о применении меры запретительно-ограничительного характера; 3) наименование инвестора (с указанием категории субъекта предпринимательства, к которой он относится), в отношении которого принимается запретительно-ограничительная мера, его местонахождение, бизнес-идентификационный номер; 4) правовые основания для наложения запретительно-ограничительных мер; 5) период, на который налагаются запретительно-ограничительные меры; 6) обоснование решения прокурора.
Глава 3. Порядок проведения органами прокуратуры мониторинга,
15. Мониторинг, изучение и оценка законности по делам об административных правонарушениях в отношении инвесторов проводятся органами прокуратуры на ежедневной основе посредством информационных систем КПСиСУ «Единый реестр административных правонарушений» и «Аналитический центр». Оценка законности указанной категории дел дается в течение 3-х дней с момента составления протокола об административном правонарушении. При необходимости у уполномоченного органа запрашиваются дополнительные документы и сведения. Перечень административных производств налоговых органов, предоставляемый в органы прокуратуры ежедекадно, но не позднее трех дней до даты рассмотрения дела об административном правонарушении, изучаются прокурорами в течение трех дней. По административным производствам налоговых органов, рассмотрение которых подведомственно судам, поступающие после возбуждения дела об административном правонарушении материалы изучаются прокурорами в течение суток. 16. Не подлежат мониторингу и изучению в рамках «прокурорского фильтра» административные правонарушения: при их фиксации сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме; при наличии согласия лица с уплатой штрафа на основании полученных уведомления и (или) извещения органа государственных доходов либо применения в отношении него сокращенного производства по делу об административном правонарушении; в случаях совершения административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения, если лицо признало факт совершения правонарушения, а также в иных случаях, предусмотренных статей 807 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. По указанным категориям дел об административных правонарушениях меры прокурорского надзора и реагирования принимаются в порядке, установленном действующим законодательством. 17. Мониторинг, изучение и оценка законности по делам об административных правонарушениях в отношении инвесторов возлагаются распоряжением руководителя органа прокуратуры на конкретное должностное лицо или несколько лиц. Сведения о сотрудниках органов прокуратуры, обеспечивающих «прокурорский фильтр» по данному направлению (ФИО, должность, контактные данные, электронная почта и другое), передаются в соответствующие территориальные подразделения государственных органов, уполномоченных на возбуждение дел об административном правонарушении, в Управление надзора за законностью в сфере предпринимательства и поддержки инвестиций и Группу надзора за законностью производства по делам об административных правонарушениях Службы по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. В центральном аппарате Генеральной прокуратуры Республики Казахстан мониторинг, изучение и оценку по административным производствам, возбужденным центральными государственными органами, возлагаются на сотрудников, осуществляющих надзор за законностью производства по делам об административных правонарушениях (по делам, подведомственным судам) и надзор в сфере предпринимательства и поддержки инвестиций (по делам подведомственным государственным органам). 18. По результатам изучения и оценки законности указанной категории дел в системе КПСиСУ проставляется галочка (флажок) об изучении дела об административном правонарушении и отсутствии нарушений законности (после реализации соответствующего функционала). 19. При наличии, хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (предусмотренных статьей 741 Кодекса об административных правонарушениях) либо позволяющих не привлекать лицо к административной ответственности (предусмотренных статьей 742 Кодекса об административных правонарушениях), в системе КПСиСУ проставляется галочка (флажок) об изучении дела об административном правонарушении, с принятием мер по прекращению производства по делу об административном правонарушении (после реализации соответствующего функционала). До реализации соответствующего функционала в информационных системах КПСиСУ, организация работы по мониторингу, изучению и оценке законности по делам об административных правонарушениях в отношении инвесторов, а также их учет возлагается на руководителя органа прокуратуры.
Глава 4. Порядок согласования в органах прокуратуры актов и решений налоговых органов о назначении проверок в деятельности инвесторов
20. Согласование в органах прокуратуры актов и решений налоговых органов о назначении проверок в деятельности инвесторов (далее - согласование налоговой проверки) возлагается распоряжением руководителя органа прокуратуры на конкретное должностное лицо или несколько лиц. Сведения о сотрудниках органов прокуратуры, обеспечивающих согласование налоговых проверок (ФИО, должность, контактные данные, электронная почта и другое) передаются в соответствующие территориальные подразделения органов государственных доходов и КПСиСУ, а также в Управление надзора за законностью в сфере предпринимательства и поддержки инвестиций Службы по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. 21. Процесс согласования налоговой проверки должен происходить до ее проведения на этапе регистрации, осуществляемой территориальными органами КПСиСУ (далее - органы КПСиСУ). Должностное лицо органа КПСиСУ, получив представленные налоговым органом документы, в течение часа направляет на адрес ведомственной электронной почты ответственного сотрудника территориальной прокуратуры материалы налоговой проверки и уведомление (сообщение) по сотовой связи о поступлении материалов на регистрацию. При наличии у ответственного сотрудника территориальной прокуратуры доступа к системе Единого реестра субъектов и объектов проверки (далее - ЕРСОП), по сотовой связи направляется (должностным лицом органа КПСиСУ) только уведомление (сообщение) о поступлении материалов на регистрацию. 22. Ответственный прокурор территориальной прокуратуры изучает документы налогового органа посредством системы ЕРСОП либо ведомственной электронной почты, а также представленные напрямую в территориальные прокуратуры и согласовывает/отказывает в согласовании проверки, исходя из требований закона, оснований проверки и ее целесообразности (с учетом экономических, социальных и иных аспектов). При необходимости у органа государственных доходов запрашиваются дополнительные материалы. По материалам проверок, поступившим в органы прокуратуры, в том числе в режиме «Для служебного пользования» (списки налогоплательщиков, в отношении которых запланированы проверки по системе управления рисками по конфиденциальным критериям, по тематическим налоговым проверкам по отдельным вопросам, проводимым на участках государственной границы и таможенных постов и другие материалы), руководители органов прокуратуры обеспечивают соблюдение требований к работе с документами ограниченного распространения. 23. Срок согласования налоговой проверки не должен превышать одного рабочего дня с момента поступления материалов проверок и уведомления (сообщения) от органа КПСиСУ. Согласование/отказ в согласовании налоговой проверки осуществляется путем направления на адрес ведомственной электронной почты ответственного сотрудника органа КПСиСУ графической копии подписанного решения либо проставления соответствующей отметки в системе ЕРСОП с вложением графической копии решения (при наличии в ЕРСОП реализованного функционала). Графическая копия подписанного решения о согласовании/отказе в согласовании налоговой проверки приобщается (вкладывается) к материалам проверок в системе ЕРСОП должностным лицом органа КПСиСУ (при отсутствии в ЕРСОП реализованного аналогичного функционала для территориальных прокуроров). Решение о согласовании/отказе в согласовании подписывается руководителем самостоятельного структурного подразделения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, органов военной и транспортной прокуратуры, их заместителями, прокурором области и приравненным к нему прокурором, их заместителями, районным прокурором и приравненным к нему прокурором, их заместителями либо лицами, исполняющими их обязанности. 24. С учетом изучения поступивших материалов и позиции ответственного сотрудника территориальной прокуратуры должностное лицо органа КПСиСУ принимает одно из следующих решений: отказать в регистрации; вернуть на доработку; зарегистрировать. В случае отказа территориальным прокурором в согласовании налоговой проверки должностное лицо органа КПСиСУ принимает решение об отказе в регистрации проверки. При отказе территориальным прокурором в согласовании налоговой проверки по причине неполноты представленных документов (в том числе послуживших основанием для назначения проверки), отсутствие которых не позволяет дать объективную оценку законности назначаемой проверки, должностное лицо органа КПСиСУ возвращает на доработку представленные на регистрацию материалы.
Глава 5. Порядок оценки обоснованности исков, инициированных государственными органами,
25. Оценка обоснованности исков государственных органов, затрагивающих права и законные интересы инвесторов (далее - оценка исков) возлагается распоряжением руководителя органа прокуратуры на конкретное должностное лицо или несколько лиц. Сведения о сотрудниках органов прокуратуры, обеспечивающих оценку исков (ФИО, должность, контактные данные, электронная почта и другое) передаются в соответствующие территориальные подразделения государственных органов, уполномоченных на внесение исков в отношении инвесторов и в Управление надзора за законностью судебных актов по гражданским и административным делам Службы по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. 26. После поступления в прокуратуру копии иска и приложенных документов ответственный сотрудник изучает их и материалы дела в суде. 27. Оценка иска осуществляется до окончания подготовки дела к судебному разбирательству. Согласно статье 164 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК) подготовка гражданских дел к судебному разбирательству должна быть проведена не позднее 20 рабочих дней со дня принятия искового заявления в производство суда, если иное не установлено ГПК и другими законами. В исключительных случаях по делам особой сложности, кроме дел о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также по случаю потери кормильца и по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, по истечении срока, предоставленного для подготовки дела к судебному разбирательству, этот срок может быть продлен дополнительно на один месяц по определению судьи. Подготовка гражданских дел по спорам, предусмотренным частью 1-2 статьи 27 ГПК, к судебному разбирательству должна быть проведена не позднее одного месяца со дня принятия иска в производство суда. По делам особой сложности этот срок может быть продлен дополнительно на один месяц по определению судьи. Координация работы уполномоченных государственных органов по своевременному уведомлению о подаче в суд исков к инвесторам возлагается на руководителей территориальных органов прокуратуры. 28. По результатам оценки иска ответственным сотрудником составляется заключение относительно его обоснованности, которое утверждается первым руководителем органов военной и транспортной прокуратуры, прокуратуры области и приравненной к ней прокуратуры (города республиканского значения и столицы). При наличии оснований принимаются меры по отзыву, изменению, дополнению иска уполномоченным государственным органом, внесудебному урегулированию спора, вносится акт надзора, инициируется вопрос об ответственности должностных лиц. Сведения о поступивших исках, результатах их оценки (с приложением заключений) и принятых мерах направляются в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан в срок, предусмотренный подпункта 9) пункта 8 Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью в сфере поддержки инвестиций и сопровождения прокурорами значимых инвестиционных проектов.
Глава 6. Заключительные положения.
29. Обжалование решений прокурора, перечисленных в настоящих Методических рекомендациях, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 25 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |