|
|
|
Закон Республики Казахстан от 27 января 1996 года № 2828 Данная редакция действовала до внесения изменений от 20.12.04 г. Форма акта и заголовок изложены в редакции Закона РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 6) Глава 2. Компетенция исполнительных органов в (статьи 7 - 9) области недропользования Глава 3. Право недропользования (статьи 10 - 20) Глава 4. Лицензирование разведки и добычи (статьи 21 - 41) Глава 4-1. Конкурс на предоставление права (статьи 41-1 - 41-7) недропользования Глава 5. Контракты на проведение операций (статьи 42 - 46) по недропользованию Глава 6. Охрана недр и окружающей среды (статьи 47 - 53) Глава 7. Безопасность населения и персонала (статья 54) Глава 8. Государственный фонд недр (статьи 55 - 61) Глава 9. Правовые условия (статьи 62 - 71-2) Глава 10. Переходные и заключительные положения (статьи 72 - 76) Преамбула исключена в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 1 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 11.08.99 г. № 467-1 (см. стар. ред.); от 16.05.03 г. № 416-II (см. стар. ред.) Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) безопасное недропользование - обеспечение технической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при проведении операций по недропользованию; 2) береговая линия - линия берега водного объекта, образующаяся в результате максимального прилива (полной воды). Порядок определения фактического местоположения береговой линии определяется Правительством Республики Казахстан; 3) высокие технологии - новые общепризнанные достижения в технике и технологических процессах, получившие реализацию в виде новой и усовершенствованной продукции и максимально экологически чистой технологии, применяемых с целью интегрирования произведенной на территории Республики Казахстан продукции на мировой рынок; 4) геологический отвод - приложение к контракту на разведку, совмещенную разведку и добычу, являющееся неотъемлемой частью контракта, определяющее схематически и описательно участок недр, на котором недропользователь вправе проводить разведку; 5) годовая программа закупа товаров, работ и услуг - планируемые недропользователем номенклатура и объемы товаров, работ и услуг, в том числе казахстанского происхождения, способы и сроки их приобретения; 6) годовая программа работ - план действий недропользователя на календарный год, включающий объемы и направления развития горных работ по разведке, добыче и финансовые затраты; 7) горный отвод - документ, графически и описательно определяющий участок недр, на котором недропользователь вправе проводить добычу, строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, являющийся неотъемлемой частью контрактов на добычу, совмещенную разведку и добычу, строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, добычу общераспространенных полезных ископаемых либо самостоятельным документом в случае оформления сервитута; 8) государственное геологическое изучение недр - работы (операции), связанные с мониторингом состояния недр, изучением геологического строения участков недр, а также отдельных частей и всей территории Республики Казахстан в целом, определением их перспектив на наличие полезных ископаемых путем проведения поисковых и поисково-оценочных работ, созданием государственных геологических карт, составляющих информационную основу недропользования; 9) добыча - весь комплекс работ (операций), связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, а также из техногенных минеральных образований, включая временное хранение минерального сырья; 10) добыча общераспространенных полезных ископаемых - любая добыча общераспространенных полезных ископаемых, не относящаяся к добыче общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд; 11) добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд - добыча, осуществляемая на земельном участке, находящемся в собственности либо на праве постоянного или временного землепользования, без намерения последующего совершения сделок в отношении добытых общераспространенных полезных ископаемых либо подземных вод; 12) загрязнение моря - поступление в морскую среду материалов, веществ, энергии, шума, вибраций, а также образование различных типов излучений и полей, приводящих либо способных нанести вред здоровью людей, живым ресурсам моря и морской экосистеме либо создающих помехи или приносящих либо способных нанести убытки физическим или юридическим лицам, осуществляющим законную деятельность в море либо на его побережье; 13) казахстанский производитель - физические и юридические лица Республики Казахстан, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги казахстанского происхождения; 14) казахстанское происхождение (товары, работы, услуги казахстанского происхождения) - непосредственное производство (выполнение) на территории Республики Казахстан товаров, работ и услуг; 15) казахстанское содержание - процентное содержание с возможностью перераспределения по годам объемов: задействованных при исполнении контракта казахстанских кадров с разбивкой по категориям персонала с указанием отдельного процентного содержания по каждой категории в соотношении с иностранным персоналом, количество которого должно снижаться по годам по мере реализации обязательных программ обучения и повышения квалификации казахстанских кадров; товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, приобретаемых как напрямую, так и посредством заключения договоров субподряда; 16) коммерческое обнаружение - обнаружение на контрактной территории одного или нескольких месторождений, экономически пригодных для добычи; 17) компетентный орган - государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан и действующий от имени Республики Казахстан в осуществлении прав, связанных с заключением и исполнением контрактов; 18) контракт - договор между компетентным органом и физическим или юридическим лицом (лицами) на проведение разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, составленный в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, действовавшими на момент заключения контракта; 19) контрактная территория - территория, определяемая геологическим либо горным отводом, на которой недропользователь вправе проводить операции по недропользованию, соответствующие контракту; 20) ликвидационный фонд - фонд, формируемый недропользователем для устранения последствий операций по недропользованию в Республике Казахстан; 21) месторождение - часть недр, содержащая природное скопление полезного ископаемого (полезных ископаемых); 22) минеральное сырье - извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (полезные ископаемые); 23) модельный контракт - типовой контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан, в котором отражаются особенности отдельных видов контрактов, проведение отдельных операций по недропользованию, и используемый в качестве образца при составлении контрактов; 24) национальная компания по недропользованию (далее - национальная компания) - юридическое лицо со стопроцентным участием государства в его уставном капитале, созданное для осуществления деятельности в определенных сферах недропользования на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан; 25) недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна морей, озер, рек и других водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса; 26) недропользователь - физическое или юридическое лицо, обладающее в соответствии с настоящим Законом правом на проведение операций по недропользованию; 27) общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископаемые (песок, глина, гравий и другие), используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд; 28) операции по недропользованию - работы, относящиеся к государственному геологическому изучению недр, разведке и добыче, в том числе работы, связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также работы по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанные с разведкой и (или) добычей; 29) охрана недр - система мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, направленных на предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию, наиболее полное и комплексное извлечение полезных ископаемых при их добыче, снижение вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду; 30) первичная переработка (обогащение) минерального сырья - вид горнопромышленной деятельности, который включает сбор на месте, дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование, агломерацию и обогащение физико-химическими методами (без существенного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры), а также может включать перерабатывающие технологии, являющиеся специальными видами работ по добыче полезных ископаемых (подземная газификация и выплавление, химическое и бактериальное выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений); 31) переработка минерального сырья - работы, связанные с извлечением полезного ископаемого (полезных ископаемых) из минерального сырья; 32) подземные воды - полезное ископаемое, находящееся в недрах и используемое в соответствии с настоящим Законом; 33) подрядчик - физическое или юридическое лицо, заключившее с компетентным органом контракт на проведение операций по недропользованию; 34) поисковые работы - стадия геологоразведочных работ с целью выявления и оконтуривания перспективных участков и рудопроявлений полезных ископаемых, оценки прогнозных ресурсов, их предварительной геолого-экономической оценки и обоснования дальнейших геологоразведочных работ; 35) поисково-оценочные работы - стадия геологоразведочных работ с целью определения общих ресурсов выявленного объекта, оценки их промышленного значения и технико-экономического обоснования целесообразности и необходимости вовлечения в разработку; 36) полезное ископаемое - содержащееся в недрах природное минеральное образование в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве; 37) положительная практика разработки месторождений - общепринятая международная практика, применяемая при проведении операций по недропользованию, которая является рациональной, безопасной, необходимой и экономически эффективной; 38) право недропользования - право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории, предоставленное недропользователю в соответствии с настоящим Законом; 39) предохранительная зона - зона, простирающаяся от береговой линии моря на пять километров в сторону суши на территории Республики Казахстан; 40) работы - осуществление на платной основе деятельности по созданию (производству) товаров, монтажу оборудования, строительству сооружений и иных объектов, необходимых как для непосредственного использования при проведении операций по недропользованию, так и для деятельности, предусмотренной в контракте как сопутствующая; 41) рабочая программа - совокупность планов недропользователя на срок действия контракта в целом, включая мероприятия по реализации условий конкурсных предложений в соответствии с пунктом 5 статьи 41-5 настоящего Закона; 42) разведка - работы (операции), связанные с поиском месторождений полезных ископаемых и их оценкой; 43) рациональное и комплексное использование полезных ископаемых - экономически эффективное освоение всех видов ресурсов недр на основе использования передовых технологий и положительной практики разработки месторождений; 44) сервитут - право физических и юридических лиц на ограниченное целевое пользование частью участка недр, предоставленного другим лицам для проведения разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, в случаях, предусмотренных настоящим Законом; 45) строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, - работы по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, а также подземные инженерные сооружения для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод; 46) техногенная вода - вода, удаление которой необходимо для ведения технологических процессов при проведении операций по недропользованию, которой недропользователь вправе распоряжаться по своему усмотрению в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 47) техногенные минеральные образования - скопление минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, содержащих полезные компоненты, являющиеся отходами горнодобывающих и обогатительных, металлургических и других видов производств недропользователей; 48) товары - оборудование, готовая продукция и иные материально-технические ценности, приобретаемые как для непосредственного использования при проведении операций по недропользованию, так и для деятельности, предусмотренной в контракте как сопутствующая; 49) уполномоченный орган по использованию и охране недр - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области использования и охраны недр; 50) услуги - осуществление на платной основе деятельности, необходимой как для непосредственного использования при проведении операций по недропользованию, так и для деятельности, предусмотренной в контракте как сопутствующая, не направленной на создание (производство) товаров или других материальных предметов; 51) участок недр - геометризированная часть недр, выделяемая в замкнутых границах для проведения операций по недропользованию; 52) экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду. Статья 2. Задачи законодательства о недрах и недропользовании Задачами законодательства о недрах и недропользовании являются регулирование проведения операций по недропользованию в целях обеспечения защиты интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов, рационального использования и охраны недр Республики Казахстан, защиты интересов недропользователей, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, укрепления законности в области отношений по недропользованию. В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 3. Принципы законодательства о недрах и недропользовании Правовое регулирование отношений, связанных с недрами и недропользованием, основывается на принципах: 1) обеспечения рационального, комплексного и безопасного использования недр; 2) обеспечения охраны недр и окружающей среды; 3) обеспечения сочетания республиканских и региональных интересов; 4) обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы; 5) гласности проведения операций по недропользованию; 6) платности недропользования; 7) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в проведение операций по недропользованию. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 4. Законодательство о недрах и недропользовании 1. Отношения, возникающие при проведении операций по недропользованию, регулируются настоящим Законом и другими принимаемыми в соответствии с ним нормативными и правовыми актами. Особенности, связанные с проведением операций по недропользованию применительно к отдельным видам полезных ископаемых и техногенным минеральным образованиям, определяются законодательными актами об этих видах полезных ископаемых и о техногенных минеральных образованиях. 2. Отношения по использованию и охране земли, вод (кроме вод подземных и лечебных грязей), лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством. 3. Гражданско-правовые отношения, связанные с правом недропользования, регулируются нормами гражданского законодательства, если они не урегулированы нормами настоящего Закона. 4. Иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в отношениях по недропользованию наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. 5. Установленные настоящим Законом права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами Правительства, центральных и местных исполнительных органов и маслихатов. Такие акты не имеют юридической силы и не подлежат исполнению. В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 5. Право собственности на недра, полезные ископаемые, техногенные минеральные образования, техногенные воды и минеральное сырье 1. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются государственной собственностью. 2. Если иное не предусмотрено контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности (государственному предприятию Республики Казахстан - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). 3. Техногенные минеральные образования и техногенные воды являются собственностью недропользователя. При разработке техногенных минеральных образований недропользователь либо третье лицо, приобретшее право собственности на техногенные минеральные образования у недропользователя, обязаны провести государственную экспертизу запасов тех полезных ископаемых, по которым не уплачены налоги при разработке месторождения, и заключить контракт на добычу с компетентным органом. 4. Право собственности на полезные ископаемые, извлеченные из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, определяется контрактом. 5. Недропользователь, которому минеральное сырье, техногенные минеральные образования и техногенные воды или полезные ископаемые принадлежат на праве собственности, вправе распоряжаться минеральным сырьем, техногенными минеральными образованиями, техногенными водами или полезными ископаемыми, совершать в отношении их любые не запрещенные законодательством Республики Казахстан гражданско-правовые сделки. Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 11.08.99 г. № 467-1 (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 6. Гласность проведения операций по недропользованию 1. Все заинтересованные лица, в том числе высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции, и местные представительные органы, имеют право ознакомиться в компетентном органе с: 1) условиями проведения конкурса на предоставление права недропользования и содержанием решения о его результатах; 2) выполнением условий конкурса по заключенным контрактам. Передача информации, признанной сторонами конфиденциальной, в государственные органы, высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции, и в местные представительные органы не является нарушением режима конфиденциальности. 2. Все заинтересованные общественные объединения, целью которых является охрана окружающей среды, имеют право на получение полной и достоверной информации, относящейся к воздействию проводимых или планируемых операций по недропользованию на окружающую среду, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Глава 2. Компетенция исполнительных органов в области недропользования Статья 7 дополнена подпунктом 11 в соответствии с Законом от 11.05.99 г. № 381-1; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.08.99 г. № 467-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) организует управление государственным фондом недр как объектом государственной собственности; 2) устанавливает правила пользования недрами и их охраны, основываясь на положительной практике разработки месторождений; 3) определяет участки недр, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей среды, безопасности населения, производит консервацию участков недр для сохранения запасов минерального сырья в интересах будущих поколений; 4) определяет перечень общераспространенных полезных ископаемых; 5) определяет особенности порядка уплаты специальных платежей и налогов для недропользователей, осуществляющих деятельность в различных отраслях добывающей промышленности; 6) определяет порядок заключения контрактов; 7) утверждает перечень участков недр, подлежащих выставлению на конкурс, в том числе с долевым участием национальной компании; 8) разрабатывает и утверждает модельные контракты; 9) Исключен в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) 10) определяет компетентный орган по заключению и исполнению контрактов на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 11) утверждает перечни геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения и определяет порядок их ограниченного хозяйственного использования на особо охраняемых природных территориях, а также утверждает перечни участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 12) утверждает порядок ведения реестра производимых в Республике Казахстан товаров, работ и услуг, соответствующих государственным и (или) международным стандартам и в обязательном порядке подлежащих приобретению на конкурсной основе для использования при проведении операций по недропользованию или для сопутствующей деятельности, связанной с контрактом; 13) определяет порядок осуществления мониторинга и контроля за соблюдением выполнения условий контрактов. Статья 8 изложена в редакции Закона РК от 11.08.99 г. № 467-1 (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 8. Функции компетентного органа 1. В функции компетентного органа входит: 1) подготовка и организация конкурса для предоставления права недропользования на проведение разведки, добычи и совмещенной разведки и добычи; 2) ведение переговоров с недропользователем об условиях контракта, подготовка совместно с недропользователем проекта контракта; 3) организация проведения экспертизы проектов контрактных документов; 4) заключение и регистрация контракта, за исключением контракта на разведку, добычу или совмещенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; 5) мониторинг и контроль за соблюдением выполнения условий контрактов. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга и контроля за соблюдением выполнения условий контрактов устанавливаются Правительством Республики Казахстан; 6) выдача разрешения на передачу права недропользования, а также регистрация сделки по передаче права недропользования в залог в соответствии со статьей 14 настоящего Закона; 7) обеспечение исполнения и расторжения контракта в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством; 8) предоставление ежегодного отчета Правительству Республики Казахстан о ходе выполнения контракта; 9) совместно с заинтересованными государственными органами готовит для включения в условия конкурса на право недропользования предложения участникам конкурса по развитию и использованию при проведении операций по недропользованию и в сопутствующей деятельности высоких технологий, новых и перерабатывающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооружению и совместному использованию инфраструктурных и иных объектов. 1) в ходе своей деятельности по заключению и исполнению контрактов обеспечивать соблюдение интересов Республики Казахстан; 2) проводить конкурс и заключать контракты на проведение операций по добыче только после государственной экспертизы запасов месторождений и подтверждения наличия запасов промышленных категорий. См.также: Приказ Министра энергетики и минеральных ресурсов РК от 21 марта 2001 года № 70 "О Центральной комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений". Глава 2 дополнена статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III Статья 8-1. Компетенция иных уполномоченных органов в области недропользования 1. Уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики: 1) формирует и ведет государственный реестр казахстанских производителей и товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, соответствующих государственным и (или) международным стандартам и в обязательном порядке приобретаемых на конкурсной основе в соответствии с подпунктами 7) и 8) пункта 1 статьи 63 настоящего Закона; 2) осуществляет методическое руководство деятельностью областных исполнительных органов по формированию регистра данных по организациям, зарегистрированным в области, производящим товары, работы, услуги, соответствующие государственным и (или) международным стандартам; 3) разрабатывает и утверждает совместно с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении товаров, работ и услуг в контрактах на недропользование; 4) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения контрактных обязательств недропользователями в части казахстанского содержания в отношении приобретения товаров, работ и услуг; 5) утверждает перечень приоритетных высокотехнологичных производств, развиваемых в Республике Казахстан. 2. Уполномоченный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения: 1) разрабатывает и утверждает совместно с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров; 2) проводит экспертизу проектов контрактов по казахстанскому содержанию в части привлечения казахстанских кадров; 3) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения недропользователями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию в части привлечения казахстанских кадров. Статья 9 дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом от 11.05.99 г. № 381-1; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.08.99 г. № 467-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 9. Компетенция местных исполнительных органов Областные исполнительные органы: 1) предоставляют недропользователю земельный участок на право землепользования в размере, определенном контрактом, в соответствии с земельным законодательством; в случае необходимости производят изъятие на указанные цели земельного участка у частного собственника или землепользователя в порядке, установленном земельным законодательством; 2) осуществляют в пределах предоставленной им законодательными актами компетенции контроль за охраной земельных и водных участков, предоставленных для проведения операций по недропользованию за соблюдением недропользователем правил экологической безопасности, сохранением археологических памятников и других объектов историко-культурного наследия; 3) принимают участие в переговорах с недропользователем для решения вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения региона при заключении контракта; 3-1) принимают участие в осуществлении мониторинга исполнения контрактных обязательств недропользователями в части казахстанского содержания и социального развития территорий; 3-2) выдают разрешения недропользователям на привлечение иностранной рабочей силы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 3-3) осуществляют формирование регистра данных по организациям, зарегистрированным в области, производящим товары, работы и услуги, соответствующие государственным и (или) международным стандартам и подлежащие включению в государственный реестр казахстанских производителей и товаров, работ и услуг казахстанского происхождения для приобретения на конкурсной основе при проведении операций по недропользованию или для сопутствующей деятельности, связанной с контрактом; 4) исключен в соответствии с Законом РК от 11.08.99 г. № 467-1 (см. стар. ред.) 5) заключают, регистрируют и исполняют контракты на разведку, добычу и на совмещенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; 5-1) содействуют образованию и сохранению объектов, связанных с недропользованием, имеющих научное, историко-культурное и эстетическое значение; 6) утверждают по согласованию с компетентными центральными исполнительными органами перечни геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения и участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных территорий местного значения. Глава 3. Право недропользования В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.08.99 г. № 467-1; Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 10. Право недропользования 1. Право недропользования предоставляется для ведения следующих операций: 1) государственное геологическое изучение недр; 2) разведка; 3) добыча; 3-1) совмещенная разведка и добыча; 4) строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей. 2. Право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным. 3. На праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или временного землепользования. Все остальные виды операций по недропользованию осуществляются на основе временного и возмездного недропользования. 4. Никто не может быть лишен права недропользования иначе как по основаниям, установленным настоящим Законом и другими законодательными актами. Статья 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 11.08.99 г. № 467-1 (см. стар. ред.) Статья 11. Субъекты права недропользования 1. Субъектами права недропользования могут быть казахстанские и иностранные физические и юридические лица. 3. Постоянные недропользователи - лица, право недропользования которых носит бессрочный характер. Временные недропользователи - лица, право недропользования которых ограничено определенным сроком. Глава 3 дополнена статьей 11-1 в соответствии с Законом РК от 11.08.99 г. № 467-1 Статья 11-1. Ограничение пользования недрами 1. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено по решению Правительства Республики Казахстан в целях обеспечения безопасности страны и охраны окружающей среды. 2. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено по решению Правительства Республики Казахстан в случаях, если такое пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. 3. Пользование недрами в пределах особо охраняемых территорий осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об особо охраняемых территориях. Глава 3 дополнена статьей 11-2 в соответствии с Законом РК от 11.08.99 г. № 467-1 В статью 11-2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III (см. стар. ред.) Статья 11-2. Сервитуты 1. Сервитут на участок недр может быть предоставлен заинтересованному лицу только в случае, если правомерное осуществление деятельности таким лицом невозможно без предоставления такого сервитута либо может привести к чрезмерным затратам такого лица. 2. Запрещается предоставление сервитута в случае, если такое предоставление создает угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде, а равно влечет за собой невозможность проведения либо нерентабельность проводимой на участке недр разведки и (или) добычи. 2-1. Для получения сервитута лицо, заинтересованное в получении сервитута (претендент на получение сервитута), обязано достигнуть соглашения о возможности установления сервитута с недропользователем, на участок недр которого должен быть установлен сервитут, и заключить договор об установлении сервитута. 2-2. При недостижении соглашения между претендентом на получение сервитута и недропользователем о возможности установления сервитута или условиях договора об установлении сервитута заинтересованное лицо вправе обратиться в суд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |