|
|
|
ЗАКОН
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 2017 года: Подпункт 1 пункта 1 введен в действие с 1 июля 2024 г. 1) статью 1 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Внесение изменений и (или) дополнений в настоящий Кодекс осуществляется законом, не предусматривающим внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты Республики Казахстан, за исключением проектов законов, разрабатываемых в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан.»; 2) статью 7 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. Обеспечение государством доступности информации в сфере недропользования основывается на обязательной достоверности и полноте сведений, формируемых и представляемых должностными лицами и другими участниками отношений, регулируемых настоящим Кодексом.»; 3) в статье 36: в пункте 2: подпункт 7) изложить в следующей редакции: «7) обязательства недропользователя по доле внутристрановой ценности в товарах, работах и услугах, соответствующей требованиям настоящего Кодекса, в том числе по видам товаров, работ и услуг, включенных в перечень приоритетных товаров, работ и услуг, утверждаемый уполномоченным органом в области углеводородов;»; дополнить частью второй следующего содержания: «Помимо условий, предусмотренных частью первой настоящего пункта, контракт на недропользование по истощающимся месторождениям должен содержать инвестиционное обязательство, предусмотренное статьей 153-1 настоящего Кодекса.»; подпункт 12) пункта 2-1 после слов «ценности в» дополнить словом «товарах,»; в пункте 3: в подпункте 1) слова «размеру и срокам возмещения» заменить словом «возмещению»; в подпункте 2) слова «размеру и срокам возмещения», «выплаты» заменить соответственно словами «возмещению», «выплате»; 4) пункт 2 статьи 37 дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания: «8-1) возникновения инвестиционных обязательств по истощающимся месторождениям в соответствии со статьей 153-1 настоящего Кодекса;»; 5) пункт 1 статьи 43 после слов «(доли в праве недропользования)» дополнить словами «и (или) объектов, связанных с правом недропользования,»; 6) пункт 2 статьи 57 дополнить словами «Республики Казахстан или у Национального оператора почты»; 7) часть вторую статьи 60 дополнить подпунктом 2-2) следующего содержания: «2-2) реализации на условиях добровольного участия пилотных проектов по автоматизации мониторинга выполнения недропользователями обязательств по контракту (лицензии) на недропользование, процедуры предоставления через информационные системы права недропользования, регистрации перехода или залога права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования, в порядке, определяемом компетентным органом;»; 8) статью 64 дополнить подпунктом 17-2) следующего содержания: «17-2) разработки и утверждения минимальных требований по разведке месторождений твердых полезных ископаемых;»; 9) статью 72 дополнить пунктами 8 и 9 следующего содержания: «8. Включение в государственный учет полезных ископаемых сведений о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых осуществляется уполномоченным органом по изучению недр в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, с учетом положений настоящего Кодекса. 9. Данные по ресурсам и запасам, содержащиеся в отчете об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых, подготовленном компетентным лицом в соответствии с Казахстанским кодексом публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC) и представленном в уполномоченный орган по изучению недр, подлежат включению в государственный учет полезных ископаемых в следующем порядке: 1) поступивший в уполномоченный орган по изучению недр отчет об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых рассматривается в течение тридцати календарных дней; 2) в течение срока, указанного в подпункте 1) настоящего пункта, уполномоченный орган по изучению недр должен принять решение о принятии отчета об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых и включении ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых в государственный учет полезных ископаемых или о возврате отчета об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых с мотивированным возражением к нему; 3) если в течение срока, указанного в подпункте 1) настоящего пункта, уполномоченный орган возвратил отчет об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых с мотивированным возражением, заявитель на выдачу лицензии на добычу твердых полезных ископаемых или недропользователь вправе доработать его либо обжаловать возражение уполномоченного органа по изучению недр в установленном законодательством Республики Казахстан порядке; 4) если в отчете об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых величина ресурсов с учетом произведенной добычи и потерь уменьшилась более чем на двадцать пять процентов относительно ранее утвержденных запасов промышленных категорий, уполномоченный орган по изучению недр проводит заслушивание недропользователя, компетентных лиц, подготовивших и проверивших отчет об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых, на предмет обоснованности таких изменений и выносит мотивированное заключение о принятии или об отказе от принятия на государственный учет полезных ископаемых. Заключение уполномоченного органа по изучению недр может быть обжаловано заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Заслушивание недропользователя, компетентных лиц, подготовивших и проверивших отчет об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых, проводится в порядке, определенном уполномоченным органом по изучению недр.»; 10) статью 76 дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. Недропользователи, в результате деятельности которых подготовлены отчеты об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых, обязаны представлять их копии национальному оператору по сбору, хранению, обработке и предоставлению геологической информации. Указанные отчеты и содержащиеся в них сведения не являются конфиденциальными и подлежат раскрытию в соответствии с настоящим Кодексом.»; 11) пункт 1 статьи 77 дополнить словами «в информационной системе в течение десяти рабочих дней со дня предоставления соответствующего права недропользования»; 12) статью 79 дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. Лица, скрывающие или представляющие заведомо недостоверные (ложные) сведения о недрах и недропользовании в отчетах об оценке ресурсов и (или) запасов твердых полезных ископаемых, представляемых в соответствии с настоящим Кодексом, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.»; 13) в пункте 1 статьи 94: в подпункте 1) слова «место жительства,» исключить; в подпункте 2) слова «его место нахождения,» исключить; дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания: «2-1) сведения о лицах, государствах, международных организациях, контролирующих заявителя, а также о лицах, государствах, международных организациях, не являющихся контролирующими лицами, владеющих долями участия, акциями заявителя, с раскрытием сведений о доле и способе владения;»; дополнить частями второй и третьей следующего содержания: «Для целей настоящей главы владением долями участия, акциями признается владение физическим лицом, государством или международной организацией долями участия, акциями заявителя и (или) долями участия, акциями юридического лица и (или) организации, владеющих долями участия, акциями заявителя, в том числе посредством владения долями участия, акциями другого юридического лица и (или) иной организации. При этом владение означает право на долю участия, право собственности на акции, паи и другие формы долевого участия, включая ценные бумаги, подтверждающие право собственности или конвертируемые в акции или паи. Требование подпункта 2-1) настоящего пункта о представлении сведений о лицах, государствах, международных организациях, владеющих долями участия, акциями заявителя, не являющихся контролирующими лицами, не распространяется на указанных лиц, государства, международные организации, владеющие такими долями участия, акциями через акции и (или) ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.»; 14) в статье 95: подпункт 11) части первой пункта 2 после слов «ценности в» дополнить словом «товарах,»; в подпункте 1) пункта 3: абзац второй изложить в следующей редакции: «условие по возмещению доверительному управляющему произведенных в соответствии с договором доверительного управления затрат, а также выплате ему вознаграждения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;»; в абзаце третьем слова «размеру и срокам возмещения» заменить словом «возмещению»; дополнить абзацем четвертым следующего содержания: «условие по возмещению государству стоимости передаваемого имущества, приобретенного и (или) полученного доверительным управляющим в процессе доверительного управления;»; 15) в статье 96: в пункте 2: в подпункте 1) слова «место жительства,» исключить; в подпункте 2) слова «его место нахождения,», «, сведения обо всех (о любых) юридических лицах, физических лицах, государствах и международных организациях, прямо и (или) косвенно контролирующих заявителя» исключить; дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания: «2-1) сведения о лицах, государствах, международных организациях, контролирующих заявителя, а также о лицах, государствах, международных организациях, не являющихся контролирующими лицами, владеющих долями участия, акциями заявителя, с раскрытием сведений о доле и способе владения. Требование настоящего подпункта о представлении сведений о лицах, государствах, международных организациях, владеющих долями участия, акциями заявителя, не являющихся контролирующими лицами, не распространяется на указанных лиц, государства, международные организации, владеющие такими долями участия, акциями через акции и (или) ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг;»; пункт 3 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания: «4-1) удостоверенное нотариусом схематическое описание структуры контроля заявителя с указанием лиц, государств, международных организаций, контролирующих заявителя, а также лиц, государств, международных организаций, не являющихся контролирующими лицами, владеющих долями участия, акциями заявителя, с раскрытием сведений о доле и способе владения;»; 16) в статье 97: пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. По результатам рассмотрения заявления компетентный орган допускает заявителя к участию в аукционе, отказывает в допуске к участию в аукционе либо уведомляет о необходимости устранения выявленных несоответствий. Если по результатам рассмотрения заявления будет установлено, что заявитель не может быть допущен к участию в аукционе по основаниям, указанным в подпунктах 2), 4), 6) и 9) пункта 3 настоящей статьи, компетентный орган отказывает заявителю в допуске к участию в аукционе.»; дополнить пунктом 2-1 следующего содержания: «2-1. За исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 2 настоящей статьи, если по результатам рассмотрения заявления, поданного в установленный срок, будет выявлено его несоответствие требованиям статьи 96 настоящего Кодекса, компетентный орган уведомляет об этом заявителя с указанием выявленных несоответствий. Заявитель вправе устранить выявленные несоответствия, указанные в уведомлении компетентного органа, в течение трех рабочих дней с даты направления уведомления компетентным органом, но не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до даты проведения аукциона. После устранения выявленных несоответствий заявитель повторно направляет заявление в компетентный орган. Такое заявление должно быть подано до истечения срока, установленного для устранения несоответствий, указанного в части второй настоящего пункта, но не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до даты проведения аукциона. Заявление, повторно поданное в соответствии с настоящей частью, подлежит рассмотрению компетентным органом в течение пяти рабочих дней. По результатам рассмотрения заявления компетентный орган допускает заявителя к участию в аукционе либо отказывает в допуске. Истечение срока подачи заявлений на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении аукциона, не является основанием для отказа в подаче и рассмотрении повторного заявления в соответствии с настоящим пунктом, если оно подано в течение срока, указанного в части второй настоящего пункта.»; в пункте 3: в абзаце первом слова «в приеме заявления» заменить словами «в допуске к участию в аукционе»; подпункты 1) и 2) изложить в следующей редакции: «1) заявитель не устранил выявленные несоответствия заявления на участие в аукционе, указанные компетентным органом, в установленный срок; 2) заявление подано позже срока, предоставленного для подачи заявлений на участие в аукционе;»; подпункты 3) и 8) исключить; в подпункт 9) внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется; в пункте 4: слова «в приеме заявления» заменить словами «в допуске к участию в аукционе»; цифры «3),» и «, 8)» исключить; в пункте 5 слова «в приеме заявления» заменить словами «в допуске к участию в аукционе»; 17) в статье 103: пункт 5 дополнить частью второй следующего содержания: «При этом обязательным условием предоставления права недропользования на основании прямых переговоров по крупным месторождениям является долевое участие национальной компании в области углеводородов в качестве недропользователя по соответствующему контракту на недропользование в размере пятидесяти и более процентов.»; пункт 8 дополнить частью третьей следующего содержания: «Снижение размера долевого участия национальной компании в области углеводородов или юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) в котором прямо или косвенно принадлежат национальной компании в области углеводородов в контракте на недропользование по крупным месторождениям, осуществляется при условии, что национальная компания в области углеводородов или юридическое лицо, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) в котором прямо или косвенно принадлежат национальной компании в области углеводородов, сохранят свой контроль за принятием решений недропользователями по контракту на недропользование.»; 18) пункт 1-1 статьи 106 дополнить подпунктом 4) следующего содержания: «4) неисполнения недропользователем инвестиционного обязательства по контракту на недропользование по истощающемуся месторождению в соответствии с пунктом 3 статьи 153-1 настоящего Кодекса.»; 19) подпункт 2) пункта 9 статьи 107 изложить в следующей редакции: «2) имущество, указанное в подпункте 1) пункта 8 настоящей статьи, а также имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления доверительного управления, со дня заключения контракта на недропользование переходят в собственность нового недропользователя, который уплачивает прежнему собственнику стоимость такого имущества в сроки, указанные в извещении о проведении аукциона. Доверительный управляющий передает такое имущество новому недропользователю по акту, содержащему перечень передаваемого имущества и сведения о его состоянии.»; 20) в статье 109: заголовок изложить в следующей редакции: «Статья 109. Особенности обращения взыскания на право недропользования и (или) объекты, связанные с правом недропользования»; в пункте 1: часть вторую изложить в следующей редакции: «При заключении по результатам торгов сделки по отчуждению права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, в том числе при залоге, лицо, являющееся победителем торгов, обязано получить разрешение компетентного органа на переход права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 44 настоящего Кодекса.»; части третью, четвертую, пятую и седьмую исключить; пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции: «3. До объявления торгов по реализации (продаже) права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, инициатор торгов обязан запросить у компетентного органа сведения о праве недропользования (доли в праве недропользования), которое выставлено на торги или связано с соответствующим объектом, подлежащим выставлению на торги. Компетентный орган в течение десяти рабочих дней после получения запроса направляет инициатору торгов сведения о праве недропользования (доли в праве недропользования), которые включают: 1) вид операций по недропользованию; 2) сведения о сроке права недропользования, включая оставшийся срок действия права недропользования; 3) сведения о наличии уведомлений о нарушении условий контракта на недропользование; 4) сведения о выполнении условий по контракту на недропользование согласно представленной отчетности; 5) иные сведения, влияющие на условия проведения операций по недропользованию. После получения сведений, предусмотренных частью второй настоящего пункта, инициатор торгов в объявлении о проведении торгов также публикует сведения о праве недропользования (доли в праве недропользования), полученные от компетентного органа. 4. При объявлении торгов по реализации (продаже) права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, несостоявшимися залогодержатель вправе обратить заложенное имущество в свою собственность (стать обладателем права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования) либо требовать назначения новых торгов.»; дополнить пунктом 6 следующего содержания: «6. Торги по реализации (продаже) права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, проведенные в нарушение требований настоящей статьи, признаются недействительными. Компетентный орган отказывает в выдаче разрешения на переход права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, если такой переход осуществляется в нарушение требований настоящей статьи.»; 21) в статье 113: подпункт 2) пункта 1 дополнить словами «, за исключением случая, когда участок недр находится в пользовании по контракту на недропользование по углеводородам у того же лица»; пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания: «В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, если весь расширяемый участок недр или его часть располагаются в пределах границ другого участка недр, находящегося в пользовании по контракту на недропользование по углеводородам у того же лица, к заявлению также прилагается дополнение к контракту на недропользование, предусматривающее соразмерное уменьшение участка недр.»; 22) пункт 8 статьи 114 дополнить подпунктом 3) следующего содержания: «3) увеличением участка недр в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 113 настоящего Кодекса.»; 23) в пункте 1 статьи 115: в абзац первый и подпункт 3) внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется; дополнить подпунктом 6) следующего содержания: «6) выделение участка добычи, относящегося к истощающимся месторождениям в соответствии со статьей 153-1 настоящего Кодекса.»; 24) в статье 117: пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания: «Первоначальный период разведки по контракту на разведку и добычу углеводородов на участке недр, не относящемся к сложным проектам, может быть продлен свыше срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 116 настоящего Кодекса, с учетом возможных продлений согласно части первой настоящего пункта в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 3-2 настоящей статьи.»; дополнить пунктами 2-1 и 3-2 следующего содержания: «2-1. В целях оценки обнаруженной залежи (совокупности залежей) период разведки по контракту на разведку и добычу углеводородов на участке недр, не относящемся к сложным проектам, может быть продлен свыше срока, предусмотренного частью первой пункта 2 настоящей статьи, в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 3-2 настоящей статьи. В этом случае продолжительность периода (периодов) разведки по контракту на разведку и добычу углеводородов на участке недр, не относящемся к сложным проектам, не может превышать двенадцать лет.»; «3-2. Период разведки по контракту на разведку и добычу углеводородов на участке недр, не относящемся к сложным проектам, может быть однократно продлен на срок, превышающий максимальные сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 116 настоящего Кодекса или частью первой пункта 2 настоящей статьи, но не более трех лет, по заявлению недропользователя при одновременном соблюдении следующих условий: 1) в полном объеме выполнены работы по сейсморазведке и бурению независимых скважин, предусмотренные программой работ периода разведки; 2) отсутствуют неустраненные нарушения обязательств, указанные в уведомлении компетентного органа; 3) срок разведки по контракту ранее не продлевался в соответствии с настоящим пунктом. Программа работ, прилагаемая к дополнению к контракту, должна предусматривать: 1) бурение скважины (скважин); 2) объемы, описание и сроки выполнения работ, которые недропользователь обязуется выполнить на соответствующем участке недр на период продления по годам. До подачи заявления о продлении периода разведки недропользователь размещает на своем банковском счете в банке второго уровня Республики Казахстан деньги в размере семьсот пятидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на дату подачи заявления о продлении периода разведки на условиях эскроу-счета. Использование указанных средств допускается исключительно на выполнение разведочных работ, предусмотренных программой работ. В случае невыполнения программы работ в период продления деньги, размещенные на таком банковском счете, подлежат перечислению в бюджет Республики Казахстан. В случае использования средств, размещенных на банковском счете в соответствии с настоящим пунктом, на цели, не предусмотренные программой работ на период продления, недропользователь обязан выплатить такие суммы в бюджет Республики Казахстан.»; пункт 4 дополнить частями второй, третьей, четвертой и пятой следующего содержания: «Недропользователь вправе подать заявление о продлении срока подачи заявления о продлении периода разведки по контракту на недропользование на двенадцать месяцев, исчисляемых с даты завершения предыдущего периода разведки, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) в полном объеме выполнены работы по сейсморазведке и бурению независимых скважин, предусмотренные программой работ периода разведки; 2) отсутствуют неустраненные нарушения обязательств, указанные в уведомлении компетентного органа; 3) имеются подтверждение уполномоченного органа по изучению недр об обнаружении, выданное в соответствии с пунктом 8 статьи 123 настоящего Кодекса (при продлении периода разведки в целях оценки обнаруженной залежи (совокупностей залежей), или оперативный подсчет запасов (при продлении периода разведки для целей пробной эксплуатации); 4) заявление подано до истечения периода разведки. Заявление о продлении срока подачи заявления о продлении периода разведки по контракту на недропользование рассматривается компетентным органом в течение пятнадцати рабочих дней. Компетентный орган отказывает в продлении срока подачи заявления о продлении периода разведки, если по контракту на недропользование не выполнены условия, указанные в части второй настоящего пункта. В случае отсутствия оснований для отказа компетентный орган продлевает срок подачи заявления о продлении периода разведки на двенадцать месяцев. Заявление о продлении периода разведки должно быть подано до истечения срока, указанного в решении о продлении срока подачи заявления о продлении периода разведки, в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. При таком продлении периода разведки из максимального срока продления периода разведки исключается количество полных месяцев, прошедших после истечения периода разведки и до даты подачи заявления о продлении периода разведки.»; пункт 6 дополнить подпунктом 5) следующего содержания: «5) в случае, предусмотренном пунктом 3-2 настоящей статьи: утвержденное недропользователем и получившее положительные заключения предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз дополнение к проекту разведочных работ; выписка из банка второго уровня Республики Казахстан о наличии соответствующих денег на банковском счете недропользователя на условиях эскроу-счета.»; пункт 7 дополнить частью второй следующего содержания: «В случае принятия решения о продлении срока подачи заявления о продлении периода разведки в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи контракт на разведку и добычу углеводородов продолжает действовать до истечения срока подачи заявления о продлении периода разведки, а в случае подачи заявления о продлении периода разведки - также в течение срока рассмотрения такого заявления. При этом в течение указанного срока недропользователю запрещается проводить на участке недр, указанном в заявлении, операции по недропользованию.»; дополнить пунктом 12 следующего содержания: «12. В случае продления периода разведки в соответствии с пунктом 3-2 настоящей статьи максимальный срок периода добычи по контракту на разведку и добычу уменьшается на срок, на который продлен период разведки.»; 25) в статье 118: часть вторую пункта 1 после слова «углеводородов» дополнить словами «, не относящимся к сложным проектам,»; подпункт 3) части первой пункта 2 изложить в следующей редакции: «3) добычу углеводородов на уровне, не превышающем проектные среднесуточные объемы добычи при пробной эксплуатации такого месторождения, бурение, расконсервацию скважин, опробование и испытание объектов на основе утвержденного проекта разработки месторождения.»; 26) часть вторую пункта 7 статьи 119 после слов «по сложным проектам» дополнить словами «, указанным в подпункте 1) пункта 1-2 статьи 36 настоящего Кодекса,»; 27) в статье 120: в пункте 2: слова «шести месяцев» заменить словами «одного месяца»; слова «двадцати четырех месяцев до завершения продлеваемого периода добычи» заменить словами «шести месяцев до истечения срока контракта на недропользование»; подпункт 1) пункта 4 исключить; в пункте 9 слова «и обязательство недропользователя по выполнению программы работ, указанной в подпункте 1) пункта 4 настоящей статьи и прилагаемой к контракту в качестве его неотъемлемой части» исключить; 28) пункт 14 статьи 121 изложить в следующей редакции: «14. Обременение права недропользования (доли в праве недропользования) по углеводородам, а также обременение акций (долей участия в уставном капитале) организаций, прямо или косвенно контролирующих лицо, обладающее правом недропользования по углеводородам, не запрещенные настоящим Кодексом, осуществляются с разрешения компетентного органа по заявлению недропользователя или владельца акций (долей участия в уставном капитале), подлежащих обременению. Заявление о выдаче разрешения на обременение права недропользования (доли в праве недропользования) по углеводородам, акций (долей участия в уставном капитале) организаций, прямо или косвенно контролирующих лицо, обладающее правом недропользования по углеводородам, должно содержать: 1) сведения о заявителе и лице (лицах), в пользу которого (которых) производится обременение: для физических лиц - фамилию, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), гражданство, сведения о документах, удостоверяющих личность заявителя; для юридических лиц - наименование, сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица (выписку из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что заявитель является юридическим лицом по законодательству иностранного государства), сведения о лицах, государствах, международных организациях, контролирующих такое юридическое лицо; 2) сведения о возникновении и (или) приобретении права недропользования (доли в праве недропользования); 3) сведения об акциях (долях участия в уставном капитале), подлежащих обременению; 4) основание возникновения обременения; 5) если обременение возникает в силу денежного требования - указание на сумму требования, иного требования - описание такого требования. К заявлению о выдаче разрешения на обременение права недропользования (доли в праве недропользования) по углеводородам, акций (долей участия в уставном капитале) организаций, прямо или косвенно контролирующих лицо, обладающее правом недропользования по углеводородам, прилагаются оригинал документа, на основании которого возникает обременение, или его нотариально засвидетельствованная копия. Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть составлены на казахском и русском языках. Если заявление подается иностранцем или иностранным юридическим лицом, прилагаемые к нему документы могут быть составлены на ином языке с обязательным приложением к каждому документу перевода на казахский и русский языки, верность которого засвидетельствована нотариусом. Заявление подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней. Компетентный орган отказывает в выдаче разрешения на обременение права недропользования (доли в праве недропользования), акций (долей участия в уставном капитале) организаций, прямо или косвенно контролирующих лицо, обладающее правом недропользования, по следующим основаниям: заявление не содержит сведений, предусмотренных частью второй настоящего пункта; к заявлению не приложены документы, предусмотренные частями третьей и (или) четвертой настоящего пункта; если обременение возникает на основании договора залога права недропользования (доли в праве недропользования) по займу, условия которого не предусматривают его использование на цели недропользования либо для организации последующих переделов на территории Республики Казахстан в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи; если обременение права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) обременение акций (долей участия в уставном капитале) организаций, прямо или косвенно контролирующих лицо, обладающее правом недропользования по углеводородам, повлекут несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасности, в том числе концентрацию прав недропользования.»; 29) статью 123 дополнить пунктом 13-1 следующего содержания: «13-1. Недропользователь вправе отказаться от бурения скважины, предусмотренного программой работ контракта на разведку и добычу углеводородов на участке недр, не относящемся к сложным проектам, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) на участке недр проведены сейсморазведочные работы в соответствии с проектом разведочных работ и программой работ; 2) заявление об отказе подано не позднее трех лет с даты заключения контракта на разведку и добычу. При этом недропользователь обязан осуществить возврат всего участка недр в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 126 настоящего Кодекса. В случае отказа от бурения и возврата участка недр в соответствии с частями первой и второй настоящего пункта обязательство по бурению считается прекращенным.»; 30) в статье 126: пункт 2 дополнить подпунктом 3) следующего содержания: «3) на участке недр в случае возврата всего участка недр в соответствии с пунктом 13-1 статьи 123 настоящего Кодекса.»; в пункте 3: в абзаце первом слова «прекращено, обязано» заменить словами «прекращено, а также недропользователь, заявивший о возврате всего участка недр в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 настоящей статьи, обязаны»; подпункт 1) после слов «права недропользования» дополнить словами «или подачи заявления об отказе от всего участка недр»; 31) в статье 129: подпункт 3) пункта 1 дополнить предложением вторым следующего содержания: «При этом в случае исполнения инвестиционного обязательства недропользователя по контракту на недропользование по истощающемуся месторождению финансирование социально-экономического развития региона и развития его инфраструктуры осуществляется в размере неиспользованного остатка суммы, предусмотренной для осуществления дополнительных инвестиций в разработку такого истощающегося месторождения.»; дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Для недропользователей, заключивших согласно пункту 10 статьи 120 настоящего Кодекса контракт на добычу углеводородов в новой редакции, разработанный в соответствии с типовым контрактом на добычу углеводородов, обязательство, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, действует начиная с первого года периода добычи.»; пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания: «К финансированию расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры, осуществляемому в рамках инвестиционного обязательства по контракту на недропользование по истощающемуся месторождению, относятся средства недропользователя, перечисляемые им на эти цели в государственный бюджет.»; 32) часть четвертую пункта 1 статьи 130 исключить; 33) пункт 3 статьи 138 изложить в следующей редакции: «3. Проект ликвидации последствий разведки углеводородов составляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 126 настоящего Кодекса.»; 34) в статье 139: в пункте 2 слова «не предусматривающий бурения и (или) испытания скважин» заменить словами «за исключением проекта, предусматривающего разведочные работы по оценке, разведочные работы на море, увеличение участка недр в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса»; в пункте 3: слова «бурение и (или) испытание скважин» заменить словами «разведочные работы по оценке, разведочные работы на море, увеличение участка недр в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса»; Абзац пятый подпункта 34 пункта 1 введен в действие с 1 января 2022 г. слова «соответствующего экологического разрешения» заменить словами «заключения об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду и (или) скрининга воздействий намечаемой деятельности с выводом об отсутствии необходимости проведения обязательной оценки воздействия на окружающую среду или заключения по результатам оценки воздействия на окружающую среду»; 35) в пункте 2 статьи 140: часть вторую изложить в следующей редакции: «Порядок привлечения и квалификационного отбора независимых экспертов, а также оплаты независимой экспертизы определяется уполномоченным органом в области углеводородов.»; дополнить частью третьей следующего содержания: «Независимая экспертиза базовых проектных документов и анализов разработки в сфере недропользования оплачивается недропользователем.»; 36) в статье 142: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Корректировка проектных показателей, которая не требует изменений и дополнений в проектные документы, осуществляется в рамках проведения авторского надзора проектной организацией. Едиными правилами по рациональному и комплексному использованию недр устанавливаются случаи, когда требуется корректировка проектных показателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |