|
|
|
Правовой мониторинг Климкин С.И., к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
I. Анализ Закона на соответствие стратегическим целям государства, нормам Конституции Республики Казахстан, международным обязательствам Республики Казахстан, нормам конституционных законов и кодексов Республики Казахстан. Введение. Законодательство Республики Казахстан об автомобильном транспорте имеет очень разветвленную структуру. Так, помимо главы 34 ГК РК (Особенная часть), действуют Закон Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 г. № 156-XIII, Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. № 476-II (далее - Закон, анализируемый Закон), подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном порядке и являющиеся обязательными для всех участников транспортных отношений, акты местных органов власти. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора (часть вторая ст. 2 анализируемого Закона).
Предмет правового регулирования. Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. № 476-II регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами в сфере автомобильного транспорта.
Отрасль законодательства. В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли 350.000.000. «Транспортное законодательство».
Соответствие Закона стратегическим целям государства. В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства» отмечается: «Мы ставили задачу развивать инфраструктуру. И это оказалось нам по силам. За прошедшие годы было введено в строй множество крупных стратегических объектов промышленной, транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жизнедеятельности. Это - автомобильные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, логистические центры, терминалы, аэропорты, вокзалы, порты и так далее. Все это дало работу многим казахстанцам, встроило нас в систему региональных и глобальных хозяйственных связей» /1/. Президент К-Ж.К. Токаев в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» также обратил внимание на данный вопрос: «Реализация первого этапа программы «Нұрлы жол» была успешной, она позволила соединить столицу страны с регионами по «лучевому» принципу. Сформирован новый инфраструктурный каркас транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой. Однако конкуренция в этой сфере очень высока. В Центрально-Азиатском регионе появились альтернативные проекты, которые могут снизить транзитный потенциал Казахстана. Поэтому второй этап «Нұрлы жол» должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны. Конкурентоспособность Казахстана должна расти за счет прорывных инфраструктурных проектов, привлечения новых стран и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов. Задача - до 2025 года реконструировать и обеспечить дорожным сервисом 24 тысячи километров дорог, то есть все республиканские дороги» /2/. Не менее актуальным представляется вопрос о пассажирских перевозках. Так, по информации МИИР РК, на долю автомобильных перевозок пассажиров приходится 76% пассажиров от перевозки всеми видами транспорта или 17 млрд. поездок в год. Эти перевозки в Казахстане развиваются согласно единому плану, который называется «Комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Республике Казахстан» (далее - Комплекс мер). Его разработка была поручена МИИР РК на расширенном совещании Правительства с участием Президента РК в январе 2020 года. Позже документ был согласован с государственными и местными исполнительными органами, а также НПП «Атамекен» и отраслевыми ассоциациями. 25 ноября Комплекс мер утвержден распоряжением Премьер-министра РК. Комплекс мер включает мероприятия по: - актуализации тарифов и перечня социально значимых маршрутов; - полноценному субсидированию социально значимых перевозок для обновления парка городских автобусов; - внедрению электронных билетов и онлайн диспетчеризации до конца 2021 года; - ограничению создания автобусных предприятий с участием государства; - проработке вопроса установления запрета на создание автобусных предприятий с участием государства; - стимулированию приобретения автобусов, работающих на газомоторном топливе или с электродвигателями; - актуализации законодательства в сфере пассажирских автобусных перевозок. Реализация Комплекса мер создаст условия для развития городских пассажирских автобусных перевозок по всей стране /3/. Отметим, что в 2021 г. в Казахстане 6,5 тыс. км трасс планируется сделать платными. Об этом сообщил на заседании правительства 16 февраля 2021 г. министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов. До конца года планируется довести 90% автодорог республиканского значения и 76% местного значения в хорошее и удовлетворительное состояние, с внедрением платности на 6,5 тыс. км и доведением дорожного сервиса, соответствующих Национальному стандарту до 66% /4/. Подводя итог краткому анализу вопроса о соответствии анализируемого Закона стратегическим целям государства, на примере пассажирских автомобильных перевозок покажем, насколько пандемия коронавируса негативно повлияла на состояние этой отрасли экономики Казахстана. Анализ ситуации в сравнении с 2019 годом показывает, что доход от перевозки пассажиров составил всего 60 миллиардов тенге, против более чем 90 миллиардов тенге годом ранее. За январь-ноябрь 2020 года автомобильным и городским электрическим транспортом перевезли 3 млрд. тонн груза и багажа — на 7,6% меньше, чем годом ранее. Непосредственно в ноябре груза и багажа перевезли 312,3 млн. тонн, минус 0,2% за месяц и минус 5% — за год. Грузооборот составил 144,6 млрд. ткм. — сразу на 13,2% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее. В ноябре грузооборот составил 15,5 млрд. ткм., на 0,7% больше, чем месяцем ранее; в то же время по сравнению с ноябрём прошлого года показатель сократился на 8,1%. Пассажиров по итогам одиннадцати месяцев автомобильным и городским электрическим транспортом перевезли 8 млрд. — ожидаемо сразу в 2,7 раза меньше, чем годом ранее. В ноябре перевезли 349,1 млн. пассажиров, минус 3,1% за месяц и сразу минус 83,1% — за год. 99,4% всех пассажироперевозок традиционно пришлось на перевозки автобусами и такси. Автобусами было перевезено 5,6 млрд. человек (минус 65,2% за год), такси — 2,4 млрд. человек (минус 57,7%). Пассажирооборот составил 87 млрд. км. - на 63,4% меньше, чем годом ранее. Доходы предприятий автомобильного и городского электрического транспорта за 11 месяцев 2020 года составили 222 млрд. тег., сократившись на 9,9% за год. В том числе 162 млрд. тг. пришлось на доход от грузоперевозок, 60 млрд. тг. — на доход от пассажироперевозок /5/.
Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Конституции Республики Казахстан, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. В анализируемом Законе вопросы собственности прямо не затрагиваются, однако они нашли свое отражение в иных актах транспортного законодательства. Так, согласно статье 3 Закона РК от 21 сентября 1994 г. № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан», автомобильные дороги общего назначения (за исключением проданных государственной исламской специальной финансовой компании по решению Правительства Республики Казахстан) являются государственной собственностью и не подлежат отчуждению. Статья 4 Закона РК от 17 июля 2001 г. № 245-II «Об автомобильных дорогах» содержит следующие положения: Автомобильные дороги могут находиться в государственной и в частной собственности. Автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе в концессию, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственно-частного партнерства и о концессиях. Автомобильные дороги общего пользования областного или районного значения или их участки могут быть предоставлены в безвозмездное временное пользование юридическим лицам Республики Казахстан (ссудополучателям) в соответствии с договором безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками. Республиканские автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть проданы государственной исламской специальной финансовой компании на основании решения Правительства Республики Казахстан с обязательством их обратного выкупа в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг. Частные автомобильные дороги являются собственностью физических и юридических лиц. Приватизация хозяйственных автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе» и настоящим Законом. Автомобильные дороги общего пользования международного и республиканского значения могут быть переданы Национальному оператору в доверительное управление для строительства, реконструкции, организации платного движения. Таким образом, анализируемый Закон не противоречит Конституции Республики Казахстан.
Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан. В результате анализа Закона его противоречий нормам конституционных законов не выявлено.
Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан. 1. Законом предусмотрены бланкетные отсылки к: - Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Особенная часть) - частью второй ст. 5; пунктом 3 ст. 51 Закона; - Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях - подпунктом 3) п. 1 ст. 15 Закона; - Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан - пунктом 3 ст. 19-2; пунктом 4 ст. 19-2 Закона; - Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) - частью первой п. 5 ст. 19-8; частью первой п. 1 ст. 19-10; пунктом 2 ст. 19-11 Закона. 2. При этом выявлено несоответствие отдельных положений Закона Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть). Так, в главе 6 «Ответственность на автомобильном транспорте» используется термин «штраф». Например, согласно подпункту 1) п. 1 ст. 46 Закона, за простой автотранспортных средств, поданных под погрузку или разгрузку, сверх согласованных сроков грузоотправитель или грузополучатель, если задержка произошла по их вине, уплачивают перевозчику штраф, предусмотренный соглашением сторон (договором), а при отсутствии указанного соглашения - за каждый час простоя в размере двенадцати процентов от месячного расчетного показателя - при простое автотранспортного средства грузоподъемностью до четырех тонн включительно. Пунктом 1 ст. 47 Закона установлено, что за задержку отправления автотранспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание такого автотранспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском, пригородном, внутрирайонном и сельском сообщениях) по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов от стоимости проездного документа (билета) за каждый час задержки. В соответствии с подпунктом 1) ст. 49 Закона, перевозчиком за неподачу контейнеров грузоотправителю, а грузоотправителем за неиспользование контейнеров перевозчику уплачивается штраф за каждый час задержки в размере, предусмотренном соглашением сторон, а при отсутствии указанных соглашений в размере пятнадцати процентов от месячного расчетного показателя за контейнер массой брутто менее пяти тонн. За нарушение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф в размере пяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не свыше пятидесяти процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине (статья 52 Закона). Между тем, гражданско-правовой штраф имеет свои особенности, позволяющие отличить его от иных видов неустойки (ст. 293 ГК). Так, А.Г. Диденко указывает, что штраф - это уплачиваемая стороной, нарушившей обязательство, определенная законодательством или договором денежная сумма, размер которой не зависит от длительности просрочки исполнения обязательства и которая устанавливается в твердом размере, не связанном с ценой нарушенного обязательства /6/. При этом, однако, отметим, что размер штрафа как разновидности неустойки может быть определен и в зависимости от цены нарушенного обязательства. Так, например, договором может быть предусмотрено условие о взыскании штрафа в случае неисполнения договора в размере определенного процента от цены договора. В этом случае размер такой неустойки «привязан» к цене договора, но он твердо определен и известен сторонам еще до момента нарушения договора /7/. Если же размер начисляемой неустойки (в её родовом понимании) зависит от длительности просрочки исполнения обязательства, то это пеня. И, наоборот, примерами правильного использования в главе 6 Закона термина «штраф» являются следующие положения: за предъявление груза, запрещенного к автомобильной перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности с неполным указанием наименования или свойства груза, грузоотправитель, помимо причиненных убытков, уплачивает перевозчику за провоз штраф в размере пятикратной платы, указанной в договоре (пункт 4 ст. 46), перевозчик за непредоставление автотранспортных средств по договору автомобильной перевозки грузов в количестве, предусмотренном договором автомобильной перевозки, уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф в размере десяти месячных расчетных показателей за каждый случай неподачи автотранспортного средства, если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт 1 ст. 48 Закона), при отказе грузоотправителя (грузополучателя) полностью или частично использовать автотранспортные средства в количестве, предусмотренном договором автомобильной перевозки грузов, им уплачивается штраф перевозчику в размере десяти месячных расчетных показателей за каждый случай отказа в использовании автотранспортного средства (пункт 3 ст. 48 Закона). 3. В соответствии с подпунктом 6) п. 1 ст. 23 Закона, договором организации регулярных внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа должен быть предусмотрен минимальный срок действия договора, составляющий не менее трех лет. Считаем, что данное положение не соответствует принципу свободы договора, закрепленному в пунктах 1, 2 ст. 2, п. 1 ст. 8 ГК РК. Более того, согласно пункту 1 ст. 38 Предпринимательского кодекса РК, деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в добровольном либо принудительном порядке, а также в случае наступления обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом. В добровольном порядке деятельность индивидуального предпринимателя прекращается в любое время на основании решения, принятого самостоятельно индивидуальным предпринимателем при личном предпринимательстве, всеми участниками совместно - при совместном предпринимательстве. В этом случае индивидуальный предприниматель представляет в орган государственных доходов заявление о прекращении предпринимательской деятельности. Для добровольного прекращения деятельности индивидуальный предприниматель представляет в орган государственных доходов заявление о прекращении предпринимательской деятельности. Решение о прекращении совместного предпринимательства считается принятым, если за него проголосовало не менее половины его участников, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Согласно части первой п. 1 ст. 49 ГК, по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, юридическое лицо может быть ликвидировано по любому основанию. Таким образом, установление в Законе минимального срока действия договора не позволяет выполнить данное условие в случае прекращения деятельности перевозчика-индивидуального предпринимателя либо ликвидации перевозчика-юридического лица. 4. По этому же основанию не соответствует ГК РК пункт 2 ст. 36 Закона, согласно которому при автомобильной перевозке драгоценных металлов (камней), изделий из них, предметов искусства, антикварных вещей и иных художественных ценностей, видео- и аудиоаппаратуры, электронно-вычислительной и множительной техники, опытных образцов машин, оборудования, приборов, грузов для личных (бытовых) нужд, перевозимых без сопровождения, объявление ценности обязательно.
Соответствие Закону подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена во исполнение анализируемого Закона. В развитие и исполнение положений анализируемого Закона приняты, в том числе, следующие НПА: - Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 июля 2013 г. № 697 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан»; - Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 декабря 2020 г. № 819 «Об определении национального оператора информационной системы отслеживания международных автомобильных перевозок»; - Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 февраля 2011 г. № 87 «Об утверждении Правил применения на территории Республики Казахстан международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств»; - Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 февраля 2011 г. № 88 «Об утверждении Правил организации курсов специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов»; - Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 августа 2011 г. № 523 «Об утверждении Правил допуска автомобильных перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов»; - Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 22 января 2013 г. № 50 «Об утверждении образцов форменной одежды (без погон) и знаков различия, порядка ношения и перечня должностей работников органов государственного транспортного контроля, имеющих право ее ношения»; - Приказ и.о. Министра транспорта и коммуникации Республики Казахстан от 5 сентября 2013 г. № 689 «Об утверждении Правил использования специальных автоматизированных измерительных средств»; - Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2015 г. № 206 «Об утверждении Правил организации и осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан»; - Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 г. № 342 «Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан»; - Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 г. № 348 «Об утверждении Типового договора организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа»; - Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 г. № 349 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом»; - Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 г. № 353 «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении»; - Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 г. № 377 «Об утверждении натуральных норм обеспечения должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих государственный контроль в сфере автомобильного транспорта, форменной одеждой (без погон)»; - Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 17 апреля 2015 г. № 460 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан»; - Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 г. № 532 «Об утверждении Правил привлечения перевозчиков к ликвидации чрезвычайных ситуаций»; - Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 г. № 546 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»; - Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 г. № 547 «Об утверждении Правил технической эксплуатации автотранспортных средств»; - Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 августа 2015 г. № 883 «Об утверждении Правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров»; - Совместный приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 декабря 2015 г. № 1205 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2015 г. № 823 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания»; - Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 декабря 2015 г. № 1288 «Об утверждении Правил организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов»; - Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 26 июня 2019 г. № 436 «Об утверждении Правил использования технических средств для фиксации фактов совершения административных правонарушений и действий сотрудниками органов транспортного контроля»; - Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 2 августа 2019 г. № 609 «Об утверждении Правил регистрации деятельности по перевозке грузов грузовыми и специализированными автотранспортными средствами, а также оказанию услуг специальными автомобилями в территориальном подразделении уполномоченного органа в области автомобильного транспорта»; - Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 28 мая 2020 г. № 318 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Выдача лицензии на право занятия деятельностью по нерегулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в междугородном межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях, а также регулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении».
II. Анализ Закона на предмет выявления типичных дефектов, способствующих формированию различной практики применения законодательства. 1. Ряд положений Закона дублирует нормы главы 34 ГК РК (Особенная часть), однако данное обстоятельство мы не считаем его недостатком, поскольку законодательство об отдельных видах транспорта имеет свои особенности. 2. В ряде случаев в Законе используется понятие «опасный груз классов 1, 6 и 7» (подпункт 3) п. 1 ст. 19-6, п. 1-2 ст. 37, п. 4 ст. 37, подпункт 5) п. 7 ст. 37) без раскрытия его содержания. При этом перечень опасных грузов, допускаемых к перевозкам автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан, содержится в Приложении № 2 к приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 17 апреля 2015 г. № 460 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан». В этой связи понятие «опасный груз классов 1, 6, 7» целесообразно включить в статью 1 «Основные понятие, используемые в настоящем Законе» в примерной редакции: «Опасный груз классов 1, 6, 7 - опасный груз, определенный таковым в соответствии с законодательством Республики Казахстан». 3. Вызывает сомнение категоричность отдельных понятий, используемых в статье 1 Закона. Так, согласно подпункту 2) статьи 1 Закона, автовокзал - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет более пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью свыше семидесяти пяти человек и билетными кассами, пункты медицинского освидетельствования водителей и оказания первичной медико-санитарной помощи, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, посты для осмотра автобусов, диспетчерские пункты и комнату матери и ребенка, расположенный на территории не менее пяти тысяч квадратных метров. В соответствии с подпунктом 9) статьи 1 Закона, автостанция - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет менее пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью до семидесяти пяти человек и билетными кассами, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, диспетчерские пункты, расположенный на территории не менее двух с половиной тысяч квадратных метров. Как видим, в основу их разграничения положены следующие признаки, соответственно: - пассажиропоток в сутки: более пятисот человек / менее пятисот человек; - вместимость зала ожидания: свыше семидесяти пяти человек / до семидесяти пяти человек; - наличие пунктов медицинского освидетельствования водителей и оказания первичной медико-санитарной помощи: да / нет; - наличие постов для осмотра автобусов: да / нет; - наличие комнаты матери и ребенка: да / нет; - площадь территории расположения указанного комплекса сооружений: не менее пяти тысяч квадратных метров / не менее двух с половиной тысяч квадратных метров. При этом возникает вопрос о последствиях возникновения несоответствия названных объектов транспортной инфраструктуры одному или нескольким признакам (например, снижение пассажирооборота автовокзала до пятисот и менее человек в сутки либо, наоборот, увеличение пассажирооборота автостанции до пятисот и более человек в сутки; вынужденное мобильное увеличение вместимости зала ожидания автостанции до семидесяти пяти и более человек в связи с увеличением пассажирооборота автостанции и т.п.). Возможно ли в таких случаях применение положений пунктов 2, 3 статьи 571 КоАП «Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом»? В этой связи экспертом проанализированы Требования к автовокзалам, автостанциям, пунктам обслуживания пассажиров, а также порядок их функционирования, предусмотренные главой 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 г. № 349. Однако каких-либо положений на этот счет в названном нормативном правовом акте не обнаружено. Справочно: В соответствии с пунктом 6 ст. 24 Кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан», субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Как видим, в данном случае используется менее категоричное разграничение категорий предпринимательства: если предприниматель отвечает хотя бы одному из указанных критериев, он относится к субъектам крупного предпринимательства. 4. Имеются и иные замечания к понятийному аппарату Закона. Так, согласно подпункту 1-1) статьи 1 Закона, автобус - автомобильное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более восьми мест для сидения, исключая место водителя. При этом подпунктом 29) статьи 1 Закона микроавтобус определен как автобус особо малого класса, имеющий не более шестнадцати мест для сидения, исключая место водителя, предусмотренных заводом-изготовителем. Следуя заданной логике, Закон должен предусматривать и иные, помимо особо малого, классы автобусов. Одного каких-либо иных классов автобусов анализируемый Закон не упоминает. 5. Согласно пункту 1 ст. 19-6 Закона, при проведении проверок субъектов предпринимательства на автомобильном транспорте должностные лица уполномоченного органа знакомятся с уставом. Однако, согласно подпункту 8) ст. 1 Закона, автомобильный перевозчик - физическое или юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами, за исключением легковых, на праве собственности или на иных законных основаниях, осуществляющее предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений. Таким образом, автомобильным перевозчиком может быть и индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. В таком случае указанное положение Закона утрачивает смысл. Также, в соответствии с частью третьей ст. 41 ГК РК, юридическое лицо, являющееся субъектом малого, среднего и крупного предпринимательства, может осуществлять свою деятельность на основании типового устава, содержание которого определяется Министерством юстиции Республики Казахстан. В таком случае устав как таковой у субъекта предпринимательства отсутствует. ____________ Сноски 1. https://primeminister.kz/ru/gosprogrammy/strategiya-kazahstan-2050 3. Как в Казахстане развивают автобусные пассажирские перевозки, 2 декабря 2020 г. https://www.gov.kz/memleket/entities/miid/press/news/details/130659?lang=ru 4. 6,5 тыс. км дорог планируют сделать платными в Казахстане в 2021 году // Zakon.kz, 16 февраля 2021 г.https://www.zakon.kz/5058741-6-5-tys-km-dorog-planiruyut-sdelat.html 5. Пассажироперевозки автомобильным и городским транспортом сократились почти в три раза за год https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39042647 6. Диденко А.Г. Обеспечение исполнения договоров. Научное издание. - Астана: ЗАО Институт законодательства Республики Казахстан, 2002. С. 16. 7. Гонгало Б.М., Климкин С.И. Еще раз к вопросу об уменьшении размера неустойки по законодательству Казахстана и России // Zanger, № 1, 2020. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36897100
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |