|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (август 2017 года)
Республики Казахстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий проект Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2018 - 2020 годы» разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, на основе прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2018 - 2020 годы и ежегодных посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана.
1. Макроэкономическая основа
Прогноз макроэкономических показателей страны на 2018-2022 годы сформирован с учетом корректировки оценки по ВВП за 2017 год и прогнозов международных организаций по росту мировой экономики и тенденций изменения мировых цен на товарных рынках. Базовый сценарий, принятый за основу при подготовке проекта республиканского бюджета на 2018-2020 годы, предполагает постепенное увеличение темпов роста мировой экономики в 2018-2022 годах с сохранением ее устойчивости. В 2018-2022 годах мировая цена на нефть сложится на уровне 45 долларов США за баррель. Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,1% в 2018 году с последующим ростом до 4,2% в 2022 году. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий пятилетний период составит 3,7%.
(график №1)
Номинальный ВВП вырастет с 55,9 трлн. тенге в 2018 году до 75,9 трлн. тенге в 2022 году. ВВП на душу населения составит 9,0 тыс. долл. США в 2018 году, с увеличением до 11,7 тыс. долл. США в 2022 году. (график №2)
С учетом постепенного увеличения добычи на месторождении «Кашаган» объем добычи нефти вырастит с 78,0 млн. тонн в 2016 году до 86,0 млн. тонн в 2018 году и до 88,6 млн. тонн в 2022 году. Промышленность будет в среднем расти темпами 2,7% в 2018-2022 годах в основном за счет опережающего роста в обрабатывающей промышленности (4,2%) над динамикой в горнодобывающей промышленности (1,5%). Положительные темпы роста в прогнозируемом периоде будут в сельском хозяйстве (3,6%-6,7%), строительстве (3,6%-4,3%), транспорте и складировании (4,0% - 6,2%), в торговле (2,5% - 4,0%). (таблица №1) Темпы роста отраслей экономики
в % к предыдущему году
Объем экспорта составит 47,5 млрд. долл. США в 2018 году с увеличением до 60,6 млрд. долл. США в 2022 году, импорт вырастет с 34,0 млрд. долл. США в 2018 году до 45,5 млрд. долл. США в 2022 году.
(график №3)
Национальным Банком сохранен целевой коридор годовой инфляции в пределах 5,0-7,0% в 2018 году, 4,0-6,0% в 2019 году, с последующим снижением до 3,0-4,0% в 2020-2022 годах. Снижение инфляции будет осуществляться совместными усилиями Правительства и Национального Банка, и носить сбалансированный характер. Меры по обеспечению стабильности цен в стране будут способствовать созданию необходимых условий для долгосрочного устойчивого экономического роста. Для обеспечения достижения целевого уровня инфляции Национальным Банком выстраивается система инструментов денежно-кредитной политики, с основным акцентом на процентную политику при режиме плавающего обменного курса тенге. С учетом постепенно улучшающейся внешней и внутренней ситуации, основными драйверами роста станут традиционные системообразующие отрасли за счет ввода проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015 - 2019 годы (далее - ГПИИР), продолжения реализации Госпрограммы «Нұрлы жол» и развития перспективных отраслей на базе цифровых технологий в рамках новой Государственной программы «Цифровой Казахстан». Будет сохранена устойчивая динамика развития сельского хозяйства путем реализации новой Государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы (далее - Программа развития АПК), а также обеспечено массовое жилищное строительство в рамках Программы жилищного строительства «Нұрлы жер» (далее - Программа «Нұрлы жер»).
Основные макроэкономические показатели
2. Доходы
Прогнозирование поступлений доходов республиканского бюджета на 2018 - 2020 годы осуществлено в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений бюджета на основе прогнозов социально-экономического развития страны с учетом положений Налогового и Бюджетного кодексов Республики Казахстан, а также других нормативных правовых актов. При формировании прогноза доходов республиканского бюджета на плановый период учитывались данные отчета об исполнении доходов республиканского бюджета за 2016 год, оценка поступлений по текущему году на базе динамики поступлений в бюджет за январь-июль месяцы 2017 года. Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2018 год определен в сумме 5 528 423 515 тыс. тенге или составит 110,4% к оценке текущего года с превышением на 521 274 901 тыс. тенге. Доходы республиканского бюджета на 2018 год против оценки 2017 года увеличатся на 738 166 713 тыс. тенге за счет:
На снижение доходов республиканского бюджета 2018 года против оценки текущего года на 216 891 812 тыс. тенге повлияли следующие факторы:
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2019 год определен в сумме 6 403 910 027 тыс. тенге или с ростом против прогноза 2018 года на 875 486 512 тыс. тенге или на 15,8%, на 2020 год - в сумме 7 175 771 539 тыс. тенге с ростом против 2019 года на 771 861 512 тыс. тенге или на 12,1%. Динамика поступлений доходов республиканского бюджета на 2016 - 2020 годы приводится ниже.
Динамика поступлений доходов республиканского бюджета на 2016-2020 годы (без учета трансфертов) В доходах республиканского бюджета 2018 года наибольший удельный вес (97,6 %) занимают налоговые поступления. В налоговых поступлениях 2018 года значительная доля приходится на поступления налога на добавленную стоимость (39,8%), корпоративного подоходного налога (33,7%). Прогноз по корпоративному подоходному налогу от ненефтяного сектора на 2018 год рассчитан в сумме 1 818 595 800 тыс.тенге с увеличением против оценки 2017 года на 239 307 500 тыс. тенге или на 15,2%. За счет роста ВДС ненефтяного сектора прогнозируется увеличение поступлений КПН на 147 687 500 тыс.тенге, за счет улучшения налогового администрирования на 42 821 400 тыс.тенге, за счет модернизации экономики страны на 61 049 600 тыс.тенге. Уменьшение поступлений в сумме 12 251 000 тыс.тенге прогнозируется за счет изменений в налоговом законодательстве, в основном в связи с принятием Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», предполагающим потери корпоративного подоходного налога за счет дополнительных вычетов из облагаемого налогом дохода. Прогнозируемый объем поступлений корпоративного подоходного налога на 2019 год составит 2 116 023 900 тыс.тенге, на 2020 год - 2 394 659 900 тыс.тенге.
Динамика поступления корпоративного подоходного налога
Прогноз по налогу на добавленную стоимость на 2018 год рассчитан в сумме 2 147 825 242 тыс.тенге с превышением оценки 2017 года на 362 984 569 тыс. тенге или на 20,3%. По налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан прогноз на 2018 год определен в сумме 982 004 808 тыс.тенге с ростом против оценки 2017 года на 185 716 667 тыс.тенге или на 23,3%. Увеличение поступлений на 65 728 465 тыс.тенге прогнозируется за счет роста ВВП, на 165 035 102 тыс.тенге за счет модернизации экономики страны, на 27 953 100 тыс.тенге за счет улучшения администрирования налога. Уменьшение налога на 73 000 000 тыс.тенге прогнозируется в связи с увеличением в 2018 году сумм возврата НДС.
Динамика поступления НДС и возврата сумм НДС из бюджета
Прогноз на 2018 год по налогу на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан в сумме 1 165 820 434 тыс. тенге рассчитан на базе прогнозируемого объема импорта на 2018 год с учетом политики валютного курса и средней эффективной ставки налога по текущему году. Увеличение к оценке 2017 года составило 177 267 902 тыс.тенге или 17,9%. Увеличение поступлений НДС на 56 343 985 тыс.тенге прогнозируется за счет роста объема импорта, на 109 352 527 тыс.тенге за счет модернизации экономики страны, и на 11 571 390 тыс.тенге за счет улучшения администрирования налога.
Динамика объема импорта и поступления НДС на товары, импортируемые на территории Республики Казахстан
На 2019 год прогнозная сумма НДС в целом составит 2 712 185 380 тыс.тенге, на 2020 год - 3 200 454 190 тыс.тенге. По акцизам на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан прогноз на 2018 год определен в сумме 99 191 541 тыс. тенге с ростом против оценки 2017 года на 14 493 439 тыс.тенге или на 17,1%. Значительное увеличение на 13 869 536 тыс.тенге за счет повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию на 13,8% и на табачные изделия на 21,0%. В расчетах учтено увеличение ставок акцизов в основном на водку с 800 тенге/литр до 900 тенге/литр, на сигареты с фильтром с 6 200 тенге/тыс.штук до 7 500 тенге/тыс.штук и т.д. На 2019 год прогноз определен в сумме 113 902 186 тыс. тенге или с ростом против 2018 года на 14 710 645 тыс.тенге или на 14,8%. При этом увеличение на 12 892 664 тыс.тенге прогнозируется за счет увеличения ставок акцизов на алкогольную продукцию на 12,1% и на табачные изделия на 16%. На 2020 год прогноз определен в сумме 123 464 442 тыс.тенге или с ростом против 2019 года на 108,4 % в связи с ростам объема импорта.
Динамика объемов импорта и поступлений акцизов на товары, импортируемые на территорию РК
По поступлениям за использование природных и других ресурсов, в целом, прогноз на 2018 год определен в сумме 240 591 521 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2017 года на 41 224 703 тыс. тенге или на 14,5%. Поступления по недропользователям ненефтяного сектора на 2018 год прогнозируются в сумме 216 188 222 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2017 года на 13 524 000 тыс.тенге за счет изменения налогового законодательства, на 22 928 765 тыс.тенге за счет разовых платежей по НДПИ от ТОО «Корпорация Казахмыс» и на 6 236 151 тыс.тенге за счет уменьшения ВДС горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. По поступлениям плат от других плательщиков прогноз определен в сумме 24 403 299 тыс. тенге с увеличением против оценки 2017 года на 1 464 213 тыс. тенге или на 6,4% за счет прогнозируемого уровня инфляции. Прогноз на 2019 год по поступлениям за использование природных и других ресурсов, в целом, определен в сумме 237 037 390 тыс.тенге, на 2020 год - 241 510 028 тыс.тенге. По сборам за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности прогноз на 2018 год определен в сумме 4 516 090 тыс. тенге с увеличением против оценки 2017 года на 255 610 тыс. тенге. Прогнозы по сборам определены путем индексации оценки 2017 года на уровень инфляции, так как ставки по сборам установлены в МРП, который ежегодно пересчитывается на прогнозируемый уровень инфляции. На 2019 год прогноз по сборам определен в сумме 4 741 894 тыс. тенге и на 2020 год - 4 907 860 тыс. тенге с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
Динамика поступлений сборов за ведение
Прогноз по налогу на игорный бизнес на 2018 год определен в сумме 12 805 544 тыс. тенге с увеличением против оценки 2017 года на 724 842 тыс.тенге с учетом уровня инфляции. На 2019 год налога на игорный бизнес прогнозируется в сумме 13 445 821 тыс. тенге, на 2020 год -13 916 425 тыс. тенге с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Прогноз по налогам на международную торговлю и внешние операции на 2018 год определен в сумме 1 050 916 588 тыс.тенге с уменьшением против оценки 2017 года на 47 842 805 тыс.тенге или на 4,4%. В расчетах приняты прогнозируемые объемы импорта и экспорта, курс тенге к доллару США, учтено действие прогрессивной шкалы ставок экспортной таможенной пошлины с привязкой к мировой цене на нефть и действие механизма распределения таможенных платежей в условиях Договора о Евразийском экономическом союзе. По таможенным пошлинам на ввозимые товары прогноз на 2018 год рассчитан в сумме 271 701 293 тыс.тенге, с увеличением против оценки 2017 года на 8 895 782 тыс.тенге или на 3,4%. В сумме таможенных пошлин на ввозимые товары 99,9% составляют ввозные таможенные пошлины, распределяемые в соответствии с договором о ЕАЭС и прогнозируемые в соответствии с параметрами социально-экономического развития стран ЕАЭС. Прогноз по таможенным пошлинам на ввозимые товары на 2019 год установлен в сумме 282 130 917 тыс.тенге, на 2020 год - 291 594 400 тыс.тенге. По таможенным пошлинам на вывозимые товары прогноз на 2018 год определен в сумме 751 141 490 тыс.тенге с уменьшением против оценки 2017 года на 58 078 014 тыс.тенге или на 7,2%. В сумме таможенных пошлин на ввозимые товары 94,1% составляет вывозная таможенная пошлина на сырую нефть, которая рассчитана в сумме 706 860 000 тыс.тенге. Прогноз рассчитан с уменьшением против оценки 2017 года на 60 148 864 тыс.тенге, исходя из ставки 45 долл. США/тонна с учетом уменьшения против 2017 года прогнозируемого объема облагаемого экспорта нефти. Облагаемый экспорт нефти снижается на 3,3 млн.тонн за счет увеличения поставок нефти на внутренний рынок с 16,0 млн.тонн в 2017 году до 19,0 млн.тонн в 2018 году. Прогноз по таможенным пошлинам на вывозимые товары на 2019 год составил 751 763 202 тыс.тенге, в т.ч. 703 800 000 тыс.тенге по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть, на 2020 год - 729 067 500 тыс.тенге, в т.ч. по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть 677 790 000 тыс.тенге. По прочим налогам на международную торговлю и операции прогноз на 2018 год определен в сумме 28 073 805 тыс.тенге с ростом против оценки 2017 года на 1 339 427 тыс.тенге или на 5,0%, что соответствует росту внешнеторгового оборота. На 2019 год прогноз определен в сумме 30 744 987 тыс.тенге, на 2020 год - 33 062 970 тыс.тенге. В целом по налогам на международную торговлю и операции прогноз на 2019 год составил 1 064 439 106 тыс.тенге, на 2020 год - 1 053 724 870 тыс.тенге. Прогноз по государственной пошлине на 2018 год определен в сумме 21 624 931 тыс. тенге с увеличением против оценки 2017 года на 1 055 908 тыс.тенге. Государственная пошлина (кроме консульского сбора) прогнозируется на уровень инфляции. По консульскому сбору прогнозы на 2018 год и 2019 год установлены в сумме 2 970 558 тыс. тенге, на 2020 год - 3 074 528 тыс. тенге. На 2019 год прогноз по государственной пошлине определен в сумме 22 557 650 тыс. тенге, на 2020 год - 23 347 167 тыс. тенге с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
Динамика поступления государственной пошлины
По неналоговым поступлениям прогноз на 2018 год определен в сумме 126 736 258 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2017 года на 12 700 972 тыс.тенге.
Динамика неналоговых поступлений
Наибольший удельный вес в структуре неналоговых поступлений прогноза 2018 года приходится на: дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности - 21,2 %; поступления арендной платы за пользование комплексом «Байконур» - 30,9 %; другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора - 11,5 %. Прогноз поступлений части чистого дохода республиканских государственных организаций на 2018 год определен в сумме 8 606 709 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2017 года на 2 920 957 тыс.тенге. Прогнозы установлены на основании данных, представленных уполномоченными органами соответствующих отраслей. Прогноз поступлений части чистого дохода республиканских государственных организаций на 2019 составил 7 731 938 тыс. тенге, на 2020 год - 7 319 134 тыс.тенге. Поступления дивидендов на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности прогнозируются на 2018 год в сумме 26 871 487 тыс.тенге с увеличением против оценки 2017 года на 6 208 037 тыс. тенге на основании данных уполномоченных государственных органов, осуществляющих право владения и пользования государственными пакетами акций. Прогнозы по поступлениям дивидендов на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности на 2019 год определены в сумме 15 260 280 тыс. тенге и на 2020 год - 16 427 282 тыс.тенге (на основании данных уполномоченных государственных органов). Прогноз по доходам на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности на 2018 год определен в сумме 1 937 716 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2017 года на 821 675 тыс. тенге. Прогноз поступлений доходов на государственные доли участия товариществ с ограниченной ответственностью сформирован на основании представленных данных уполномоченного органа согласно планам развития ТОО. Прогноз на 2018 год по доходам от аренды имущества, находящегося в государственной собственности определен в сумме 47 289 405 тыс. тенге, в том числе: поступления доходов от аренды имущества, находящегося в республиканской собственности в сумме 1 376 145 тыс. тенге с увеличением против оценки 2017 года на 51 435 тыс. тенге. Прогнозы установлены на основании данных, представленных уполномоченными государственными органами; поступления арендной платы за пользование военными полигонами в сумме 6 813 260 тыс. тенге, рассчитанные исходя из ежегодной арендной платы за пользование Российской Федерацией военными полигонами и прогнозируемого курса тенге к доллару США; поступления арендной платы за пользование комплексом «Байконур» в сумме 39 100 000 тыс. тенге, определен согласно протоколу и внесенным изменениям в Договор аренды комплекса «Байконур» и прогнозируемого курса тенге к доллару США. Прогноз по доходам от аренды имущества, находящегося в государственной собственности на 2019 год определен в сумме 47 348 813 тыс. тенге, на 2020 год - 47 414 858 тыс.тенге. Прогноз на 2018 год по вознаграждениям за размещение бюджетных средств на банковских счетах определен в сумме 700 000 тыс. тенге. Данная сумма предусмотрена по вознаграждениям по депозитам Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, исходя из предполагаемого объема размещения временно свободных бюджетных денег с Единого казначейского счета в краткосрочные депозиты в Национальном Банке Республики Казахстан. На 2019 год вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах прогнозируются в сумме 700 000 тыс. тенге, на 2020 год - 500 000 тыс. тенге. Поступления по вознаграждениям по кредитам, выданным из государственного бюджета на 2018 год прогнозируются в сумме 2 531 186 тыс.тенге. В основу расчетов по вознаграждениям по кредитам, выданным из республиканского бюджета, приняты обязательства по погашению основного долга по кредитам и вознаграждениям по ним, графики погашения кредитов и вознаграждений по ним, условия кредитных договоров и внутренних кредитных соглашений. Прогнозы поступлений по вознаграждениям по кредитам, выданным из государственного бюджета, на 2019 год определены в сумме 1 915 230 тыс. тенге, на 2020 год - 1 759 138 тыс. тенге. Прогноз на 2018 год по поступлениям прочих доходов от республиканской собственности составил 8 161 988 тыс. тенге, в том числе: - поступления от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства в сумме 2 961 862 тыс. тенге; - плата за предоставление в пользование информации о недрах в сумме 364 026 тыс. тенге; - доходы от продажи вооружения и военной техники в сумме 600 000 тыс. тенге; - поступления от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в республиканскую собственность, в том числе товаров и транспортных средств, оформленных в таможенном режиме отказа в пользу государства в сумме 4 224 100 тыс. тенге. На 2019 год прогноз по поступлениям прочих доходов от республиканской собственности определен в сумме 8 539 488 тыс. тенге, на 2020 год - 8 816 950 тыс. тенге. Прогноз на 2018 год по поступлениям от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, определен в сумме 2 693 080 тыс. тенге. Поступления прогнозируются по услугам, оказываемым государственными учреждениями, специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел юридическим лицам, содержащимся за счет собственных средств и подпадающим под обязательную государственную охрану. На 2019 - 2020 годы прогноз по поступлениям от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, прогнозируется в сумме 2 693 080 тыс. тенге. По поступлениям денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета прогноз на 2018 год составил 265 270 тыс. тенге, исходя из динамики поступлений. На 2019 год прогноз определен в сумме 278 534 тыс. тенге, на 2020 год - 288 282 тыс. тенге. Прогноз поступлений по штрафам, пеням, санкциям и взысканиям, налагаемым государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан на 2018 год составил 4 525 304 тыс. тенге, из них, в основном, 1 311 269 тыс. тенге исполнительская санкция, прогнозируемая исходя из динамики поступлений. На 2019 год прогноз определен в сумме 4 751 665 тыс. тенге, на 2020 год - 4 917 617 тыс. тенге. Поступления административных штрафов, пени, санкций, взысканий и прочих штрафов, налагаемых центральными государственными органами, их территориальными подразделениями не планируются. Поступления грантов на 2018 год прогнозируются в сумме 812 752 тыс. тенге, в основном: - на реализацию проекта «Обеспечение реализации исследований проектов, осуществляемых совместно с международными организациями» - 230 013 тыс. тенге. - на реализацию проекта «Обеспечение реализации проектов по содействию устойчивому развитию и росту Республики Казахстан, осуществляемых совместно с международными финансовыми организациями в рамках Рамочных соглашений о партнерстве» - 407 000 тыс. тенге; - на реализацию проекта «Устойчивое развитие системы социальной работы в рамках государственных социальных услуг» - 80 240 тыс. тенге; На 2019 год прогноз поступления грантов составил 982 859 тыс. тенге, на 2020 год 101 633 тыс. тенге. По прочим неналоговым поступлениям прогноз на 2018 год определен в сумме 22 341 361 тыс. тенге, в том числе: 2 998 257 тыс. тенге по поступлениям дебиторской, депонентской задолженности государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета; 4 639 748 тыс. тенге по возврату неиспользованных средств, ранее полученных из республиканского бюджета; 14 703 356 тыс. тенге по другим неналоговым поступлениям; На 2019 год прогноз прочих неналоговых поступлений составил 23 221 679 тыс. тенге, на 2020 год - 25 183 857 тыс. тенге. В целом неналоговые поступления прогнозируются на 2019 год в сумме 115 497 242 тыс. тенге и на 2020 год - 117 623 996 тыс. тенге. По поступлениям от продажи основного капитала прогноз на 2018 год определен в сумме 5 620 000 тыс. тенге с увеличением против оценки 2017 года на 4 221 493 тыс. тенге за счет увеличения сумм от поступлений реализации материальных ценностей государственного материального резерва на 4 465 203 тыс. тенге и уменьшения на 243 710 тыс. тенге в связи с передачей кода 301101 «Поступления от продажи имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета» в Национальный Фонд Республики Казахстан. Прогнозы определены в разрезе следующих поступлений: - 200 000 тыс.тенге поступления от реализации материальных ценностей мобилизационного резерва; - 5 420 000 тыс.тенге поступления от реализации материальных ценностей государственного материального резерва. На 2019 год прогноз по поступлениям от продажи основного капитала составил 3 879 458 тыс. тенге, на 2020 год - 2 162 661 тыс. тенге. Поступления трансфертов на 2018 год предусматриваются в сумме 2 921 491 698 тыс. тенге, на 2019 год - 2 665 371 536 тыс. тенге, на 2020 год - 2 301 711 228 тыс. тенге. Согласно Закону Республики Казахстан от 29 ноября 2016 года «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017 - 2019 годы» предусмотрены объемы бюджетных изъятий из местных бюджетов в 2018 году - 252 771 250 тыс. тенге, в 2019 году - 285 972 085 тыс. тенге, в 2020 году - 301 711 228 тыс. тенге. Согласно проекту Закона Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018 - 2020 годы» размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет предусмотрен на 2018 год 2 600 000 000 тыс. тенге, на 2019 год 2 300 000 000 тыс. тенге, на 2020 год 2 000 000 000 тыс. тенге. Прогноз по погашению бюджетных кредитов на 2018 год определен в сумме 128 371 442 тыс. тенге, на 2019 год - 120 888 687 тыс. тенге, на 2020 год - 88 736 156 тыс. тенге. Поступления по бюджетным кредитам в 2018-2020 годах приходятся на бюджетные кредиты, выданные местным исполнительным органам: на проектирование, строительство и (или) приобретение жилья через систему жилстройсбережений в рамках Программы жилищного строительства в Республике Казахстан; для кредитования АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана». Кроме того, в планируемом погашении бюджетных кредитов учтены средства, выделенные на кредитование АО «Аграрная кредитная корпорация» в целях проведения мероприятий по поддержке субъектов агропромышленного комплекса.
3. Расходы
Формирование республиканского бюджета на 2018-2020 годы основывалось на подходах, определенных Концепцией новой бюджетной политики, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590 и Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2016 года № 385. Приоритеты расходов республиканского бюджета на 2018-2020 годы определены в прогнозе социально-экономического развития на 2018-2022 годы. Проект республиканского бюджета направлен на продолжение реализации поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Основными приоритетами расходов проекта республиканского бюджета на 2018 - 2020 годы определены форсированное развитие аграрного сектора, индустриализация и развитие малого и среднего бизнеса, цифровизация экономики, развитие транспортной инфраструктуры и социальной сферы. Расходы на выполнение социальных обязательств государства предусмотрены в полном объеме. В проекте бюджета предусмотрено увеличение расходов на социальное обеспечение и социальную помощь в связи с увеличением размеров пенсий и пособий по случаю рождения детей, в том числе в результате пересмотра структуры прожиточного минимума и порядка назначения пенсий. Субвенции регионам в 2018 году составят 1 573 345 504 тыс. тенге, в 2019 году - 1 584 148 603 тыс. тенге, в 2020 году - 1 590 484 436 тыс. тенге. Общий объем расходов республиканского бюджета планируется в 2018 году в сумме 9 217 853 334 тыс. тенге, в 2019 году - 9 798 170 216 тыс. тенге, в 2020 году - 10 219 742 063 тыс. тенге. Расходы республиканского бюджета на 2018-2020 годы по администраторам республиканских бюджетных программ составили: На расходы Администрации Президента Республики Казахстан, не разрабатывающей стратегический план, по 6 бюджетным программам 9 подпрограммам предусмотрено в общей сумме 20 820 110 тыс.тенге, в том числе по годам: в 2018 году - 7 059 363 тыс.тенге; в 2019 году - 6 744 633 тыс.тенге; в 2020 году - 7 016 114 тыс.тенге. По программе 001 «Услуги по обеспечению деятельности Главы государства» подпрограмме 100 «Обеспечение деятельности Главы государства» предусматриваются расходы в общей сумме 14 918 004 тыс.тенге, в том числе по годам: в 2018 году - 4 901 292 тыс.тенге; в 2019 году - 4 901 292 тыс.тенге; в 2020 году - 5 115 420 тыс.тенге. Цель бюджетной программы: качественное и своевременное обеспечение деятельности Главы государства. Данные расходы направлены на своевременное информационно-аналитическое, правовое, протокольно-организационное, документационное и иное обеспечение деятельности Президента Республики Казахстан. В результате реализации бюджетной программы будет обеспечена реализация полномочий Президента в области внешней политики, социально-экономической и иных направлений внутренней политики, обороноспособности и безопасности государства, правовой политики, законности и правопорядка, кадровой политики и другие задачи. По программе 002 «Услуги по прогнозно-аналитическому обеспечению стратегических аспектов внутренней и внешней политики государства» предусматриваются расходы в общей сумме 602 845 тыс.тенге, в том числе по годам: в 2018 году - 211 733 тыс.тенге; в 2019 году - 192 990 тыс.тенге; в 2020 году - 198 122 тыс.тенге. Цель бюджетной программы: научно-аналитическое и информационно-методическое обеспечение деятельности Президента Республики Казахстан. Бюджетная программа будет реализовываться по 2 бюджетным подпрограммам: 100 «Прогнозно-аналитическое обеспечение стратегических аспектов внутренней и внешней политики государства» в общей сумме 586 476 тыс.тенге, в том числе по годам: в 2018 году - 195 364 тыс.тенге; в 2019 году - 192 990 тыс.тенге; в 2020 году - 198 122 тыс.тенге; 111 «Капитальные расходы подведомственных государственных учреждений» в сумме 16 369 тыс.тенге в 2018 году. Данные расходы будут направлены на обеспечение деятельности ГУ «Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан». В результате реализации бюджетной программы будут подготовлены научно-аналитические, информационные материалы и практические рекомендаций в области внешнеполитической стратегии и национальной безопасности Республики Казахстан (аналитические доклады, мониторинги и другие экспертные документы) для руководства страны, выпущены журналы, книги и брошюры, в том числе: «Казахстан-Спектр», «Central Asia’s Affairs», «Қоғам және Дәуір». По программе 003 «Услуги по обеспечению сохранности архивного фонда, печатных изданий и их специальному использованию» предусматриваются расходы в общей сумме 1 048 285 тыс.тенге, в том числе по годам: в 2018 году - 496 425 тыс.тенге; в 2019 году - 270 705 тыс.тенге; в 2020 году - 281 155 тыс.тенге. Цель бюджетной программы: формирование и пополнение Национального архивного фонда и организация всестороннего использования архивных документов. Бюджетная программа будет реализовываться по 2 бюджетным подпрограммам: 100 «Обеспечение сохранности архивного фонда, печатных изданий и их специальное использование» в общей сумме 841 169 тыс.тенге, в том числе по годам: в 2018 году - 289 309 тыс.тенге; в 2019 году - 270 705 тыс.тенге; в 2020 году - 281 155 тыс.тенге; 111 «Капитальные расходы подведомственных государственных учреждений» в сумме 207 116 тыс.тенге в 2018 году. Конечным результатом бюджетной программы является обеспечение сохранности архивного фонда, печатных изданий и их специальное использование. Данные расходы направлены на обеспечение деятельности ГУ «Архив Президента Республики Казахстан». В результате реализации бюджетной программы будут обеспечены государственное хранение и учет документов, государственный контроль за архивными документами, находящимися на временном ведомственном хранаении, комплектование архива документами, организация использования и научная публикация документов, принятие дел на государственное хранение для расширения источниковедческой базы по новейшей политической истории Казахстана, оцифровка дел для создания электронного архива, проведение выставок для пропаганды отечественной истории на архивных документах и формирование исторического сознания населения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |