|
|
|
Известные лица в рекламе лекарственных средств
Али Дауталинов, Нуржан Стамкулов, юристы ТОО «Юридическая Фирма Synergy Partners»
В Казахстане был период, когда законодательство запрещало рекламу лекарств, если в рекламе участвовали знаменитости. А именно, старые Правила рекламы лекарственных средств 2004 года[1] содержали такой запрет. Эти Правила действовали до 2009 года. В 2009 году был принят новый Кодекс о здоровье, и следом Министерство здравоохранения приняло новые Правила рекламы лекарственных средств 2009 года, в которых уже не было запрета на участие знаменитостей в рекламе. После этого, в Казахстане были новый кодекс 2020 года, правила в новых редакциях (2013[2], 2015[3], 2020[4]). В них так же нет запрета на участие знаменитостей в рекламе. Резюмируя, можно сказать, что с 2009 года по настоящее время, ни в Кодексах о здоровье, ни в Правилах рекламы лекарственных средств – нет запрета или иных ограничений на использование в рекламе известных людей.
2. Как должно быть по закону сегодня Если смотреть на текущее законодательство на 2023 год, то Пункт 11 Правил осуществления рекламы лекарственных средств указывает, что рекламораспространитель может размещать рекламу, если рекламодатель предоставил заключение экспертной организации о соответствии рекламы законодательству Казахстана. Экспертная организация проверяет в целом весь материал и выдает либо положительное, либо отрицательное заключение. При этом экспертная организация не должна запрещать рекламу, если в ней присутствуют известные лица.
3. Противоречивая практика по выдаче заключений на рекламу лекарственных средств На сегодня имеется противоречивая практика. Хотя Кодекс о здоровье от 2020 года, и Правила осуществления рекламы лекарственных средств не содержат запрет на использование известных лиц в рекламе, подзаконный акт содержит маленькое упоминание, которое содержит пережиток или так называемый атавизм, который не играет существенной роли, но создает больше проблем. В частности, это Акт экспертной оценки рекламных материалов, который идет в качестве Приложения к Правилам осуществления рекламы лекарственных средств. По этой форме, экспертная организация проверяет есть ли в рекламе знаменитости или нет. Из-за наличия такого атавизма, практика может идти хаотично и экспертная организация может понимать это как запрет на рекламу, если в ней есть известные лица. Мы считаем, что часть Акта, а именно пункт 16.4 касательно известных лиц не соответствуют законодательству Казахстана о рекламе лекарств. Какие-либо отказы экспертной организации на рекламу лекарств по основанию что в такой рекламе есть знаменитые лица – должны быть незаконными и должны оспариваться в соответствии с законодательством Казахстана.
4. Известные лица должны быть в рекламе лекарственных лиц и никто не должен этому мешать Поскольку Кодекс о здоровье выше по юридической силе, и Правила лекарственных средств не содержат запрета на использование известных лиц, то на сегодня ничто не должно мешать тому, чтобы известные лица присутствовали в рекламе лекарств. С точки зрения законов, запреты были отменены давно, и какие-либо предположения или неправильные мнения противоречащие закону, которые имеют место быть на сегодня, не должны мешать нормальному ведению бизнеса, законному продвижению лекарственных средств.
5. Квалификация и критерии известных лиц Даже если представить, что рекламодатели будут судиться с экспертной организацией, преодолевая мнимый и искусственно созданный запрет, то у суда возникнут вопросы, по каким критериям экспертная организация посчитала блогера или певца известной личностью? На сегодня очень сложно определить, считается человек известным лицом или нет. Например, для каждой среды или группы людей есть определенные лица, которые могут быть известны только внутри этой группы людей или субкультуры. Приведем пример на себе. Допустим среди юристов, мы точно можем сказать, что академик С* – известная личность для юристов, но среди офтальмологов академик С* не известное и о нем, к сожалению, никто не знает. То же касается и музыкантов, например молодежь до 20 лет знает певицу Б*, однако старшее поколение может даже ничего не знать о такой певице, и слышать о ней первый раз. Блогеры и медийные личности. Например, у блоггера А* есть 1 миллион подписчиков, у второго только 10 тысяч человек подписчиков. Считать ли второго блогера известной личностью? И если известный, то для какой группы людей, профессии, возраста и предпочтений по музыке, искусству, спорту или хобби? Поэтому на сегодня нет критериев – кого и как считать известным лицом. Если нет критериев, тогда применять и опираться на старый подход старого законодательства – тоже будет рассматриваться как пережиток и атавизм.
На сегодня нет запретов, чтобы знаменитые лица присутствовали в рекламе лекарств. Запрета нет ни на уровне Законов, ни на уровне подзаконных актов. Однако запрет может исходить из неправильного понимания законодательства и неправильного подхода на уровне отдельных случаев. Такие случаи должны быть обжалованы в порядке, предусмотренным законодательством Казахстана.
[1] Пункт 20.1 Правил выдачи разрешений на рекламу лекарственных средств в Республике Казахстан, утвержденных Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 августа 2004 года № 640 [2] Правила выдачи разрешения на рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в Республике Казахстан, утвержденные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 марта 2013 года № 167 [3] Правила осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий в Республике Казахстан, утвержденные Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 105 [4] Правила осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий, утвержденные Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/2020
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |