|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (май 2023 года) 2. Сравнительная таблица к проекту Закона РК (май 2023 года) 3. Заключение Правительства РК от 22 мая 2023 года № 12-07/2140зп к проекту Закона 4. Представление от 23 мая 2023 года № 5-13-672 проекта Закона РК 5. Пояснительная записка к проекту Закона РК 6. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий действия принимаемого Закона 7. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению в связи с принятием Закона 8. Заключение научной правовой экспертизы от 12 мая 2023 года № 10-1-6/559 проекта Закона 10. Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта Закона 11. Справочный лист к проекту Закона РК 13. Проект Закона РК (июнь 2023 года) 14. Новости, обсуждения по проекту
ЗАКОН по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов» (май 2023 года)
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (Общая часть): 1) пункт 1 статьи 182 дополнить новым подпунктом 6) следующего содержания: «6) при проведении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива в соответствии с законодательством Республики Казахстан о возврате государству незаконно приобретенных активов.»; 2) пункт 2 статьи 249 дополнить подпунктом 9) следующего содержания: «9) обращения в доход государства имущества в соответствии с законодательством о возврате государству незаконно приобретенных и выведенных активов.»; 3) статью 261 дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. Законом Республики Казахстан «О возврате незаконно приобретенных активов» могут быть установлены иные основания признания лица добросовестным приобретателем.». 2. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г.: подпункт 3) пункта 2 статьи 742 изложить в следующей редакции: «3) в третью очередь производится изъятие денег по обязательствам клиента перед бюджетом, а также по требованию о взыскании активов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов;». 3. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года: 1) подпункт 10) статьи 4 изложить в следующей редакции: «10) принцип своевременности – зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, в Фонд компенсации потерпевшим, в Фонд поддержки инфраструктуры образования, в Специальный государственный фонд, зачисление и распределение поступлений в бюджеты государств-членов Евразийского экономического союза, принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, определенного соответствующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан;»; 2) часть третью пункта 3 статьи 6 изложить в следующей редакции: «Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан, поступления и выплаты Фонда компенсации потерпевшим, поступления и расходы Фонда поддержки инфраструктуры образования, поступления и расходы Специального государственного фонда, поступления и расходы Государственного фонда социального страхования, поступления и расходы Фонда социального медицинского страхования, без учета взаимопогашаемых операций между ними.»; 3) подпункты 4) и 5) пункта 2 статьи 49 изложить в следующей редакции: «4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора, в Фонд компенсации потерпевшим, в Фонд поддержки инфраструктуры образования и в Специальный государственный фонд; 5) другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора, в Фонд компенсации потерпевшим, в Фонд поддержки инфраструктуры образования и в Специальный государственный фонд.». 4) дополнить статьей 52-4 следующего содержания: «Статья 52-4. Поступления в Специальный государственный фонд 1. Неналоговыми поступлениями в Специальный государственный фонд являются: 1) деньги, в том числе от реализации имущества, возвращенного в порядке, установленном Законом «О возврате государству незаконно приобретенных активов» и другими законами Республики Казахстан; 2) деньги от реализации иного имущества, поступившего в собственность организации, осуществляющей деятельность по управлению имуществом, возвращенным государству в результате его незаконного приобретения, а также иные функции, определенные Законом «О возврате государству незаконно приобретенных активов» в результате его деятельности по управлению активами в соответствии с законодательством Республики Казахстан поступлений.». 5) подпункт 8-1) пункта 1 статьи 58 изложить в следующей редакции: «8-1) выработка предложений и рассмотрение вопросов по распределению средств Фонда поддержки инфраструктуры образования и Специального государственного фонда;»; 6) в статье 88: пункт 1 дополнить подпунктами 16) и 17) следующего содержания: «16) с зачислением поступлений денег, направляемых в Специальный государственный фонд, и расходованием их в соответствии с законодательством Республики Казахстан по возврату государству незаконно приобретенных активов (счет Специального государственного фонда); 17) с зачислением поступлений денег Специального государственного фонда и расходованием их в соответствии с законодательством Республики Казахстан по возврату государству незаконно приобретенных активов (специальный счет центрального/местного уполномоченного органа соответствующей сферы).»; часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции: «2. Операции по поступлениям и проведенным платежам, и (или) переводам денег с контрольных счетов наличности соответствующих бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда, от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг) учитываются в соответствии с единой бюджетной классификацией и кодами государственных учреждений.». 7) подпункт 2) пункта 2 статьи 90 изложить в следующей редакции: «2) распределение поступлений между республиканским, местными бюджетами, Национальным фондом Республики Казахстан, Фондом компенсации потерпевшим, Фондом поддержки инфраструктуры образования, Специальным государственным фондом и бюджетами государств-членов Евразийского экономического союза;»; 8) статью 92 изложить в следующей редакции: «Статья 92. Распределение поступлений между республиканским, местными бюджетами, Национальным фондом Республики Казахстан, Фондом компенсации потерпевшим, Фондом поддержки инфраструктуры образования, Специальным государственным фондом и бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза 1. Распределение поступлений между республиканским, местными бюджетами, Национальным фондом Республики Казахстан, Фондом компенсации потерпевшим, Фондом поддержки инфраструктуры образования, Специальным государственным фондом и бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется каждый рабочий день центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в соответствии с настоящим Кодексом. 2. Распределение поступлений осуществляется на основании утверждаемой центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию таблицы распределения поступлений бюджета между уровнями бюджетов, контрольным счетом наличности Национального фонда Республики Казахстан, Фондом компенсации потерпевшим, Фондом поддержки инфраструктуры образования, Специальным государственным фондом и бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза, нормативов распределения доходов между областным бюджетом и его районными (городов областного значения) бюджетами, устанавливаемых решением областного маслихата, а также перечня организаций нефтяного сектора.»; 9) статью 94 изложить в следующей редакции: «Статья 94. Возврат из бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда излишне (ошибочно) уплаченных сумм поступлений либо их зачет в счет погашения задолженности 1. Возврат из бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда и (или) зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм поступлений по кодам классификации поступлений в бюджет единой бюджетной классификации осуществляются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании платежных поручений органов государственных доходов. Платежное поручение на возврат из бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда и (или) зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм неналоговых поступлений в бюджет, Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда за исключением администрируемых органами государственных доходов, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, сумм погашения бюджетных кредитов, от продажи финансовых активов государства, займов составляется на основании заключения уполномоченных органов, ответственных за их взимание. Уполномоченный орган, ответственный за взимание неналоговых поступлений в бюджет, Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда за исключением администрируемых органами государственных доходов, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, сумм погашения бюджетных кредитов, от продажи финансовых активов государства, займов, составляет и представляет в органы государственных доходов заключение на возврат из бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда и (или) зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм. Достоверность данных заключений и обоснованность их представления обеспечивают руководители уполномоченных органов. 2. Уполномоченный орган, ответственный за взимание поступлений в бюджет, Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда обеспечивает полноту и своевременность поступлений, администрируемых им, и осуществляет мониторинг за их поступлением, возвратом излишне (ошибочно) уплаченных сумм поступлений или их зачетом в счет погашения задолженностей в бюджет. 3. Перечень уполномоченных органов, ответственных за взимание поступлений в республиканский бюджет, Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд компенсации потерпевшим, Фонд поддержки инфраструктуры образования, Специальный государственный фонд, а также за возврат из бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда и (или) зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм в бюджет, Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд компенсации потерпевшим, Фонд поддержки инфраструктуры образования, Специальный государственный фонд неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, сумм погашения бюджетных кредитов, от продажи финансовых активов государства, займов, определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. Перечень уполномоченных органов, ответственных за взимание поступлений в местный бюджет, за возврат из бюджета и (или) зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм и осуществляющих контроль за поступлениями в бюджет неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, сумм погашения бюджетных кредитов, от продажи финансовых активов государства, займов, определяется соответствующим местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения). 4. Платежные поручения представляются по форме, установленной банковским законодательством Республики Казахстан. Заключения представляются по форме, установленной центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. 5. Возврат из бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда и (или) зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм поступлений осуществляются в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.»; 10) в статье 97: абзац первый пункта 5-3 изложить в следующей редакции: «5-3. Территориальное подразделение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета осуществляет текущий контроль при проведении платежей Фонда поддержки инфраструктуры образования, счета местного исполнительного органа по поддержке инфраструктуры образования, Специального государственного фонда, специального счета центрального/местного уполномоченного органа соответствующей сферы, который заключается в проверке счетов к оплате на:»; пункт 6-3 изложить в следующей редакции: «6-3. При выделении средств Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда и их использовании несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан, аким области, города республиканского значения, столицы и первый руководитель соответствующего исполнительного органа, ответственного за использование средств Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда.»; 11) часть первую пункта 3 статьи 98 изложить в следующей редакции: «3. Не допускается выставление инкассовых распоряжений на единый казначейский счет и счета в иностранной валюте, открытые центральному уполномоченному органу по исполнению бюджета, на специальные счета внешних займов или связанных грантов, Фонда поддержки инфраструктуры образования, счета к специальным счетам внешних займов или связанных грантов, Фонда поддержки инфраструктуры образования, контрольные счета наличности соответствующих бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, временного размещения денег, реконвертации внешних займов или связанных грантов, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда, на счет дирекции по реализации пилотного национального проекта в области образования.»; 12) пункт 3-1 статьи 104 изложить в следующей редакции: «3-1. Остатки денег Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Специального государственного фонда не подлежат изъятию (перечислению) в государственный бюджет.»; 13) подпункт 1) пункта 1 статьи 124 дополнить новым абзацем шестым следующего содержания: «отчет о поступлениях и расходах Специального государственного фонда;». 4. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года: 1) в статье 3: в пункте 3) после цифр «194,» дополнить цифрами «195,»; в пункте 38) после слов «218 – деньги и (или) иное имущество, полученные преступным путем, на сумму, превышающую двадцать тысяч месячных расчетных показателей;» дополнить словами «218-1 УК – деньги, права на имущество и (или) иное имущество, признанные незаконно приобретенным активом в соответствии с Законом Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов» на сумму, превышающую двадцать тысяч месячных расчетных показателей;»; дополнить пунктом 43) следующего содержания: «43) преступный доход - деньги и (или) иное имущество, а также права на имущество, приобретенные преступным путем, в том числе доходы, полученные (получаемые) от его использования и (или) легализованные.»; 2) часть четвертую статьи 8 дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории Республики Казахстан, совершившие коррупционное преступление за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если это деяние направлено против интересов Республики Казахстан, либо если этим деянием причинен вред правам и законным интересам граждан или юридических лиц Республики Казахстан, и в случаях, предусмотренных международным договором Республики Казахстан, если они не были осуждены в другом государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Казахстан.»; 3) часть третью статьи 48 изложить в следующей редакции: «3. Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, по решению суда подлежит конфискации денежная сумма или иное имущество, которое соответствует стоимости данного предмета.»; 4) дополнить статьей 67-1 следующего содержания: «Статья 67-1. Освобождение от уголовной ответственности при выполнении условий процессуального соглашения о признании вины и возврате незаконно приобретенных активов или иного соглашения по возврату активов государству Лицо, выполнившее все условия процессуального соглашения о признании вины и возврате незаконно приобретенных активов или иного соглашения по возврату активов государству, не противоречащего законодательству Республики Казахстан, в том числе заключенных в соответствии с законодательством иностранных государств, освобождается от уголовной ответственности за коррупционные и экономические преступления, предметом или результатом совершения которых явились активы, указанные в соглашении.»; 5) в статье 71: подпункт 4) части первой изложить в следующей редакции: «4) десять лет после совершения тяжкого преступления;»; подпункт 3) части четвертой изложить в следующей редакции: «3) пятнадцать лет после совершения тяжкого преступления;»; часть шестую изложить в следующей редакции: «6. Сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, коррупционные преступления, преступления в сфере экономической деятельности, террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также особо тяжкие преступления против личности, основ конституционного строя и безопасности государства, против общественной безопасности и общественного порядка.»; 6) статью 195 дополнить частью пятой следующего содержания: «5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они причинили особо крупный ущерб, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2) части третьей настоящей статьи, – с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.»; 7) примечание статьи 218 изложить в следующей редакции: «Примечание. 1. Лицо, добровольно заявившее о готовящейся либо совершенной легализации денег и (или) имущества, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится составов преступлений, предусмотренных частями второй или третьей настоящей статьи, или иного преступления. 2. Для квалификации совершенного деяния как легализации (отмывания) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем не требуется привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего ранее преступление, в результате которого деньги и (или) иное имущество было приобретено (предикатное преступление). 3. Совершенное деяние квалифицируется как легализация (отмывания) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем вне зависимости от места его совершения.»; 8) дополнить статьей 218-1 следующего содержания: «Статья 218-1. Сокрытие незаконно приобретенных, в том числе выведенных активов, от обращения в доход государства Сокрытие незаконно приобретенных, в том числе выведенных активов, от обращения в доход государства, путем предоставления заведомо недостоверных сведений в декларации о раскрытии активов подаваемой в соответствии Законом «О возврате государству незаконно приобретенных активов», – наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.»; 9) статью 235 исключить; 10) дополнить статьей 235-1 следующего содержания: «Статья 235-1. Незаконный вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей 1. Вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей в счет оплаты работ, услуг, товаров и по иным возмездным договорам при отсутствии намерений сторон исполнить соответствующие обязательства о выполнении работ, оказании услуг, поставке товаров и иные встречные оплате обязательства, в том числе путем использования подложных документов, совершения сделок и/или действий для вида (без намерения создать реальные правовые последствия), - наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. 2. Вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей в счет оплаты работ, услуг, товаров и по иным возмездным договорам в объемах/размерах, превышающих истинную стоимость (цену) соответствующих сделок, в том числе путем использования подложных документов, искусственного завышения стоимости (цены) работ, услуг, товаров и иных встречных оплате обязательств, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они совершены в крупном размере, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. 4. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, - наказывается ограничением свободы на срок до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок.»; 11) часть первую статьи 367 изложить в следующей редакции: «1. Дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, или лицу, занимающему ответственную государственную должность, либо должностному лицу, а равно должностному лицу иностранного государства или международной организации лично или через посредника – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.»; 12) часть первую статьи 368 изложить в следующей редакции: «1. Посредничество во взяточничестве, то есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, – наказывается штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.»; 13) статью 373 исключить; 14) статью 374 исключить; 15) в статье 430: дополнить частью четвертой следующего содержания: «4. Незаконное отчуждение, обременение имущества, конфискованного решением или приговором (постановлением) суда, а равно имущества, обращенного в доход государства по решению суда в порядке гражданского судопроизводства, либо имущества на которое наложен арест в уголовном процессе по коррупционным преступлениям, преступлениям против собственности, преступлениям в сфере экономической деятельности, либо имущества, на которое наложен арест определением суда в гражданском судопроизводстве по делам, связанным с возвратом государству незаконно приобретенных активов, совершенное в целях уклонения от исполнения решения, приговора (постановления), определения суда — наказывается ограничением свободы на срок до двенадцати лет, либо лишением свободы на тот же срок.» примечание изложить в следующей редакции: «Примечание. 1. Лицу, совершившему преступление, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, и погасившему всю сумму задолженности до вынесения приговора суда, лишение свободы не назначается. 2. Для целей части четвертой настоящей статьи под решением, приговором (постановлением) суда понимается соответствующий судебный акт вынесенный (постановленный) судом первой инстанции, включая акты, не вступившие в законную силу, подлежащие немедленному исполнению.». 5. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года: 1) статью 7 дополнить пунктом 59) следующего содержания: «59) дополнительное финансовое расследование - производство, проводимое лицом, осуществляющим досудебное расследование, после направления уголовного дела в суд в целях поиска имущества, добытого незаконным путем, для последующей конфискации.»; 2) в части первой статьи 36 после цифр «67,» дополнить цифрами «67-1»; 3) часть третью статьи 53 дополнить подпунктом 6) следующего содержания: «6) рассматривает ходатайство лица, осуществляющего досудебное расследование, согласованного прокурором, о конфискации на основании материалов дополнительного финансового расследования.»; 4) часть третью статьи 113 дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Требование абзаца первого настоящей части не распространяется на дела, возбужденные по заявлению уполномоченного органа по возврату активов.»; 5) часть третью статьи 136 после цифр «218,» дополнить цифрами «218-1,»; 6) подпункт 1) части первой статьи 179 изложить в следующей редакции: «1) в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, о существенном вреде либо незаконном доходе, невыполнении, ненадлежащем выполнении профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, неоказании медицинской помощи больному лицом, обязанным ее оказывать, нарушении порядка проведения клинических исследований и применения новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения, за исключением случаев подачи заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении, уполномоченным органом по возврату активов;»; 7) в статье 187: в части первой цифры «373, 374,» исключить; в части 3-1 цифры «235,» исключить; 8) статью 193 дополнить частью 1-2 следующего содержания: «1-2. Прокурор осуществляет досудебное расследование по делам, предусмотренным статьями 218, 218-1, частью второй статьи 235-1, статьями 244 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, в отношении субъектов, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов».»; 9) часть третью статьи 201 дополнить подпунктом 3) следующего содержания: «3) предоставление уполномоченному органу по возврату активов сведений, связанных с незаконным приобретением и выводом активов, полученных в ходе уголовного производства.»; 10) часть четвертую статьи 232 дополнить подпунктом 3) следующего содержания: «3) в рамках дополнительного финансового расследования.»; 11) подпункт 4) части первой статьи 233 изложить в следующей редакции: «4) номер уголовного дела либо производства о проведении дополнительного финансового расследования, в рамках которого предполагается проводить негласные следственные действия;»; 12) в статье 291: часть первую дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Постановления суда о прекращении производства по делу, принятые в соответствии с пунктом 4-1) части первой статьи 626 настоящего Кодекса отменяются судом.»; часть третью дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Настоящая часть не применяется к предусмотренному частью третьей статьи 622-3 настоящего Кодекса случаю продления истекших сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности при невыполнении условий заключенного процессуального соглашения о признании вины и возврате незаконно полученных и (или) выведенных активов.»; 13) статью 565 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания: «4. В запросе (поручении, ходатайстве) о правовой помощи в форме конфискации дополнительно указываются сведения об имуществе, которое находится на территории Республики Казахстан и подлежит конфискации, а также данные о собственнике, владельце этого имущества, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и место нахождения. В запросе (поручении, ходатайстве) о правовой помощи в форме конфискации могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения запроса (поручения, ходатайства) о правовой помощи. 5. К запросу (поручению, ходатайству) о правовой помощи в форме конфискации прилагаются документы, предусмотренные международным договором Республики Казахстан, а если это не предусмотрено международным договором Республики Казахстан, прилагаются следующие документы: 1) заверенная иностранным судом копия приговора, постановления суда иностранного государства, которыми предусмотрена конфискация находящегося на территории Республики Казахстан имущества, а также доказательства их вступления в законную силу; 2) доказательства, подтверждающие нахождение на территории Республики Казахстан имущества, подлежащего конфискации; 3) перевод, указанных в пунктах 1 – 2 настоящей части документов, на казахском и русском языках.»; 14) статью 577 дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания: «7. По запросу запрашивающей стороны компетентными органами Республики Казахстан могут быть приняты также иные процессуальные меры, предусмотренные международными договорами Республики Казахстан. 8. Запросы, предусмотренные настоящей статьей, рассматриваются судом по месту жительства или месту нахождения в Республике Казахстан лица, в отношении имущества которого приговором, постановлением суда иностранного государства принято решение о конфискации, а в случае, если это лицо не имеет места жительства или места нахождения в Республике Казахстан либо его место нахождения неизвестно, - по месту нахождения в Республике Казахстан его имущества, подлежащего конфискации.»; 15) статью 608: дополнить частью 1-1следующего содержания: «1-1. Рассмотрение запроса (поручения, ходатайства) о правовой помощи о конфискации осуществляется в судебном заседании с извещением лица, в отношении имущества которого приговором, постановлением суда иностранного государства принято решение о конфискации, других заинтересованных лиц, в собственности, владении, пользовании или распоряжении которых находится имущество, подлежащее конфискации, и (или) их представителей либо защитников, компетентного органа иностранного государства и прокурора о месте, дате и времени рассмотрения запроса. Лица, указанные во втором абзаце части первой настоящей статьи, проживающие или находящиеся на территории Республики Казахстан, должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не позднее 30 суток до дня судебного заседания. Извещения лицам, проживающим или находящимся за пределами Республики Казахстан, и компетентному органу иностранного государства направляются в порядке, предусмотренном международным договором и законодательством Республики Казахстан, не позднее шести месяцев до дня судебного заседания. В судебном заседании могут принимать участие также и другие заинтересованные лица, в собственности, владении, пользовании или распоряжении которых находится имущество, подлежащее конфискации, и (или) их представители. Неявка лиц, своевременно извещенных о месте, дате и времени заседания суда, за исключением лиц, участие которых в судебном заседании признано судом обязательным, не препятствует рассмотрению запроса компетентного органа иностранного государства.»; дополнить частью 2-1 следующего содержания: «2-1. В постановлении суда о признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации имущества полностью или частично указывается: 1) наименование суда иностранного государства, время и место постановления приговора или постановления о конфискации; 2) сведения о последнем месте жительстве, месте работы и роде занятий в Республике Казахстан лица, осужденного судом иностранного государства; 3) описание преступления, в совершении которого осужденный признан виновным, и уголовный закон иностранного государства, на основании которого он осужден и принято решение о конфискации имущества; 4) статью Уголовного кодекса Республики Казахстан, предусматривающую ответственность за преступление, совершенное осужденным; 5) сведения об имуществе, находящемся на территории Республики Казахстан и подлежащим конфискации; 6) порядок обжалования постановления. В постановлении суда об отказе в признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации имущества должны быть указаны основания для такого отказа..»; дополнить частями девятой и десятой следующего содержания: «9. В признании и принудительном исполнении приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящегося на территории Республики Казахстан имущества отказывается по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 569 настоящего Кодекса, а также в следующих случаях, если: 1) приговор, постановление суда иностранного государства, предусматривающие конфискацию имущества, не вступили в законную силу; 2) имущество, которое подлежит конфискации, находится на территории, на которую не распространяется юрисдикция Республики Казахстан;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Проект Закона РК (май 2023 года)Сравнительная таблица к проекту Закона РК (май 2023 года)Заключение Правительства РК от 22 мая 2023 года № 12-07/2140зп к проекту ЗаконаПредставление от 23 мая 2023 года № 5-13-672 проекта Закона РКПояснительная записка к проекту Закона РКПрогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий действия принимаемого ЗаконаПеречень законодательных актов, подлежащих изменению в связи с принятием ЗаконаЗаключение научной правовой экспертизы от 12 мая 2023 года № 10-1-6/559 проекта ЗаконаЗаключение научной лингвистической экспертизы от 12 мая 2023 года № 11-2/551 в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проектаЗаключение научной антикоррупционной экспертизы проекта ЗаконаСправочный лист к проекту Закона РК |