|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Заключение научной лингвистической экспертизы от 5 декабря 2022 г. № 11-2/1848 в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта 2. Письмо «Университет КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева» от 1 декабря 2022 года № 020114 3. Заключение научной правовой экспертизы от 13 декабря 2022 года № 10-1-6/1890 на проект закона 4. Заключение Правительства РК от 12 января 2023 года № 13-07/6056зп по проекту Закона 5. Пояснительная записка к проекту Закона РК 6. Справочный лист к проекту Закона 7. Представление от 13 января 2023 года № 4-13-7/2948 проекта Закона 8. Проект Закона РК (январь 2023 года) 9. Сравнительная таблица к проекту Закона РК (январь 2023 года) 10. Закон РК от 27 марта 2023 года № 216-VII
ЗАКОН
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года: в статье 22: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. При расторжении брака (супружества) в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов, об определении порядка общения родителя с ребенком. В решении суда указываются фамилии супругов после расторжения брака (супружества)»; пункт 2 дополнить подпунктом 5) следующего содержания: «5) определить порядок общения родителя с ребенком.». 2. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года: 1) части 1 и 2 статьи 426 изложить в следующей редакции: «1. Суд, рассматривающий дело в апелляционном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора, постановления суда в полном объеме, и вправе внести в него изменения по основаниям, не указанным в жалобе, ходатайстве прокурора, если при этом не ухудшается положение осужденного. 2. Если при рассмотрении дела будут установлены нарушения прав и законных интересов других осужденных, которые повлекли постановление незаконного приговора, постановления, суд с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе отменить или изменить его также в не обжалованных, не пересмотренных по апелляционному ходатайству прокурора частях и в отношении лиц, о которых жалоба, ходатайство прокурора не поданы, если при этом не ухудшается положение осужденного. Изменение или отмена приговора в отношении лиц, о которых жалоба, ходатайство прокурора не поданы, допускается лишь в случае отмены или изменения приговора в отношении лица, которого касаются жалоба, ходатайство прокурора, и только для приведения в соответствие квалификации действий других осужденных, совместно совершивших уголовное правонарушение. Суд не вправе ухудшить положение осужденного по его ходатайству или ходатайству его защитника или законного представителя.»; 2) пункты 8) и 9) части первой статьи 431 исключить. 3. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года: 1) часть первую статьи 1 изложить в следующей редакции: «1. Порядок судопроизводства по гражданским делам на территории Республики Казахстан определяется Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан, настоящим Кодексом, основанным на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права. Положения иных законов, регулирующих порядок гражданского судопроизводства, подлежат включению в настоящий Кодекс.»; 2) статью 4 изложить в следующей редакции: «Статья 4. Задачи гражданского судопроизводства Задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте, обеспечение полного, своевременного, справедливого рассмотрения дела, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.»; 3) статью 5 изложить в следующей редакции: «Статья 5. Принципы гражданского судопроизводства Гражданское судопроизводство осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящей главе. Нарушение каждого из принципов гражданского судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет отмену вынесенных судебных актов, в случае невозможности его устранения исходя из совокупности всех принципов. Каждый принцип не имеет преобладающего значения и не является препятствием для применения других принципов процессуального права.»; 4) часть четвертую статьи 6 изложить в следующей редакции: «4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, применяются нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при их отсутствии суд принимает решение в соответствии с принципами гражданского судопроизводства (аналогия права).»; 5) дополнить статьей 6-1: «Статья 6-1. Принцип справедливости Решение суда признается справедливым, если при рассмотрении и разрешении дела соблюдены условия соразмерного и пропорционального распределения в нем прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, с учетом всех установленных в ходе судебного заседания обстоятельств.»; 6) в статье 27: в заголовке статьи слово «Нур-Султана» заменить словом «Астана»; часть третью изложить в следующей редакции: «3. Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам о расторжении брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, разделе имущества (при наличии несовершеннолетних детей), об определении места жительства ребенка, в том числе при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства; определении порядка общения родителя, близких родственников с ребенком, проживающим отдельно от них; отобрании ребенка, находящегося у других лиц, не на основании закона; об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства; о лишении (ограничении) и восстановлении (отмене ограничений) родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене, признании усыновления (удочерения) недействительным; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними; об установлении отцовства и взыскании алиментов; по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); об изменении размера алиментов, об освобождении от уплаты алиментов, от уплаты задолженности по алиментам, взыскиваемым на содержание несовершеннолетних детей; о защите трудовых, наследственных, жилищных прав несовершеннолетних; о возвращении незаконно перемещенного в Республику Казахстан или удерживаемого в Республике Казахстан ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан; о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних. Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам, одной из сторон в которых является несовершеннолетний. По ходатайству законных представителей несовершеннолетнего лица дела, отнесенные к подсудности специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних могут рассматриваться или могут быть переданы районному (городскому) суду по месту жительства (нахождения) ребенка, за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров. Ходатайство может быть подано до окончания подготовки дела к судебному разбирательству.»; 7) часть седьмую статьи 30 изложить в следующей редакции: «7. Иски о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца при проживании с ним совместно несовершеннолетних детей, в случае отсутствия специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних.»; 8) части первую и вторую статьи 46 изложить в следующей редакции: «1. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них и снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе о принятии мер по обеспечению иска, по обеспечению доказательств, об истребовании дополнительных доказательств, о применении примирительных процедур; давать устные и письменные объяснения суду; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного процесса вопросам; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; участвовать в судебных прениях; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него письменные замечания; обжаловать решения, определения и постановления суда; пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными законодательством Республики Казахстан о гражданском судопроизводстве. Они должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. 2. Лица, участвующие в деле, обязаны заявлять суду о действительных обстоятельствах дела полностью и правдиво, высказываться или представлять суду письменные документы, опровергающие факты, утверждаемые другой стороной, не злоупотреблять своими процессуальными правами и не нарушать и не создавать препятствия для реализации прав других лиц. Под злоупотреблением правом следует понимать в том числе, представление доказательств, с нарушением установленных судом срока и настоящим Кодексом порядка представления доказательств без уважительных причин, предъявление иска к ненадлежащему ответчику с целью изменения подсудности с последующей заменой ненадлежащего ответчика надлежащим, неоднократное заявление аналогичных ходатайств, если это привело к затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта. Неисполнение лицами, участвующими в деле, процессуальных обязанностей влечет наступление процессуальных последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.»; 9) статью 60 дополнить частью четвертой следующего содержания: «4. Представитель по поручению при совершении от имени представляемого процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, имеет процессуальные права в пределах прав, предоставленных ему по доверенности, при реализации которых несет обязанности представляемого в соответствии с частью второй статьи 46 настоящего Кодекса»; 10) часть первую статьи 61 изложить в следующей редакции: «1. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Представляемый наделяет представителя процессуальными правами, пределы которых указываются в доверенности. Доверенность представляется в суд в письменной форме или в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью доверителя.»; 11) часть вторую статьи 109 изложить в следующей редакции: «2. Если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, а также нарушения внесудебного порядка урегулирования спора, установленного законом, суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела. Суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее процессуальными правами или не выполняющее процессуальных обязанностей. В случае злоупотребления процессуальными правами представителем, суд выносит частное определение в соответствии с частью первой статьи 270 настоящего Кодекса. При наличии оснований, представляемый вправе предъявить иск к представителю о возмещении убытков, возникших вследствие злоупотребления правом представителем в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса.»; 12) часть третью статьи 114 изложить в следующей редакции: «3. Мотивированное заявление о взыскании убытков со стороны подается до окончания рассмотрения дела по существу и рассматривается судом одновременно с основным требованием. По требованиям взыскания убытков с представителя, заявление может быть подано по итогам рассмотрения частного определения в соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса. К заявлению о взыскании убытков должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).»; 13) часть вторую статьи 148 дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Помимо требований, указанных в подпунктах 1) - 8) настоящей части в иске, предъявляемом и подписанным представителем, должна содержаться ссылка на норму закона, в соответствии с которой основываются требования.»; 14) абзац второй части четвертой статьи 166 изложить в следующей редакции: «Помимо требований, указанных в подпунктах 1) - 4) настоящей части в отзыве, представляемом и подписанным представителем, должна содержаться ссылка на доказательства и норму закона, в соответствии с которой обоснованы возражения. В отзыве могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела.»; 15) часть первую статьи 270 изложить в следующей редакции: «1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести и направить частное определение, а если нарушения допущены со стороны государственных органов, должностных лиц и государственных служащих, суд выносит и направляет частное определение соответствующим организациям, коллегию адвокатов или в палату юридических консультантов, должностным или иным лицам, выполняющим управленческие функции, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах. Частное определение суда обязательно для рассмотрения соответствующей дисциплинарной комиссией коллегии адвокатов или палаты юридических консультантов.». 16) часть первую статьи 405 изложить в следующей редакции: «1. Судья суда первой инстанции после получения апелляционных жалобы, ходатайства прокурора, поданных в срок и соответствующих требованиям статей 403, 404, абзаца второго части второй статьи 401 настоящего Кодекса, совершает следующие действия:»; 17) в статье 413: часть третью изложить в следующей редакции: «3. В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, изменении размера исковых требований, изменении предмета и основания иска, замене ненадлежащего ответчика, предъявлении встречного иска, за исключением случаев, установленных частью четвертой настоящей статьи.»; Дополнить частью 4 следующего содержания: «4. В случае отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 427 настоящего Кодекса, и принятия дела для рассмотрения по существу, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции.»; 18) абзац второй части первой статьи 416 изложить в следующей редакции: «Суд апелляционной инстанции извещает прокурора о делах, подлежащих рассмотрению в апелляционной инстанции.»; 19) в статье 424: в части первой: подпункт 5) исключить; подпункт 6) изложить в следующей редакции: «6) принять дело в свое производство для рассмотрения по существу по правилам суда первой инстанции в случае отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 427 настоящего Кодекса;»; части вторую и третью исключить; 20) подпункт 1) статьи 425 изложить в следующей редакции: «1) постановление в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3), а также подпунктом 6) части первой статьи 424 настоящего Кодекса в случае принятия нового решения после рассмотрения дела по существу по правилам суда первой инстанции;»; 21) в статье 427: часть пятую изложить в следующей редакции: «5. При отмене решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции выносит определение. В определении указываются о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. По окончании указанных действий дело рассматривается, как правило, в том же составе суда апелляционной инстанции. В остальных случаях, в том числе и при отмене решения суда с вынесением нового решения, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в одном судебном заседании с принятием одного судебного акта.»; часть 5-1 исключить; 22) в части второй статьи 451: подпункты 3), 4) и 5) изложить в следующей редакции: «3) отменяет постановление суда апелляционной инстанции и направляет дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей в случаях установления нарушений, предусмотренных статьей 427 настоящего Кодекса; 4) отменяет решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и направляет дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей для рассмотрения по правилам суда первой инстанции в случаях допущения нарушений, предусмотренных статьей 427 настоящего Кодекса; 5) отменяет определение, решение суда первой, определение и постановление суда апелляционной инстанции полностью либо в части и направляет дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции;». 4. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года: 1) дополнить статьей 15-1 следующего содержания: «Статья 15-1. Единообразие административных процедур и административных актов 1. Административные процедуры должны осуществляться путем применения норм права к конкретным (индивидуальным) отношениям на основе определения всех подлежащих применению источников права, в том числе правовых принципов, нормативных постановлений Конституционного Суда, Верховного Суда Республики Казахстан, а также с учетом примененных административных процедур и ранее принятых административных актов по аналогичным вопросам. 2. Правительство Республики Казахстан, иные государственные органы должны принимать меры к обеспечению единообразия административных процедур и административных актов, обеспечивая четкий и не подлежащий различному толкованию смысл принимаемых нормативных правовых актов, на основе и во исполнение которых осуществляются административные процедуры. 3. Государственные органы должны принимать меры к разработке и утверждению типовых форм (образцов), бланков административных актов. 4. Руководители государственных органов обеспечивают проведение анализа административных процедур и административных актов по вопросу применения одних и тех же правовых норм для решения однотипных вопросов и выявления случаев и причин принятия различных административных актов. Порядок работы по формированию единообразия административных процедур утверждается Министерством юстиции Республики Казахстан.»; 2) часть пятую статьи 91 изложить в следующей редакции: «5. Если иное не предусмотрено законом, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя органа, рассматривающего жалобу, а при его отсутствии непосредственно руководителя административного органа, должностного лица.»; 3) часть пятую статьи 138 изложить в следующей редакции: «5. Судья обязывает ответчика предоставить письменный отзыв, подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, и мотивированную позицию руководителя органа, рассматривавшего жалобу, а при его отсутствии непосредственно руководителя административного органа, должностного лица с административным делом (при наличии) в срок, не превышающий десяти рабочих дней. Истец ознакамливается с отзывом и позицией на стадии предварительного слушания. Их непредставление в установленный судьей срок может являться основанием для применения денежного взыскания и не препятствует рассмотрению административного дела по существу.». 5. В Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности»: 1) абзац третий пункта 7 статьи 12 изложить в следующей редакции: «Специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции Генерального прокурора.»; 2) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции: «2. Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до облечения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также для инициирования дисциплинарного производства.». 6. В Закон Республики Казахстан «О судебных приставах» от 7 июня 1997 года: 1) абзац первый пункта 2 статьи 1 изложить в следующей редакции: «2. Судебному приставу выдается форменная одежда (без погон), идентификационная карта и жетон, образцы которых утверждаются уполномоченным органом в сфере судебного администрирования.». 2) пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции: «1. Подразделения судебных приставов образуются уполномоченным государственным органом в сфере судебного администрирования (далее – уполномоченный орган) в Верховном Суде и территориальных подразделениях в областях, столице и городах республиканского значения (далее – территориальные подразделения).». 7. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»: 1) в части второй статьи 5 слова «Верховном Суде» заменить словами «Высшем Судебном Совете.»; 2) в статье 5-2: в наименовании статьи слова «Верховного Суда» заменить словами «Высшего Судебного Совета»; в абзаце первом слова «Верховный Суд» заменить словами «Высший Судебный Совет»; 3) в статье 59: в пункте 4: в абзаце третьем слова «Верховным Судом» заменить словами «Высшим Судебным Советом»; в абзаце шестом и седьмом слова «Верховного Суда» заменить словами «Высшего Судебного Совета»; в пункте 4-1 слова «Верховный Суд» заменить словами «Высший Судебный Совет»; в пункте 8-7 слова: «Верховным Судом» заменить словами «Высшим Судебным Советом»; «Верховного Суда» заменить словами «Высшего Судебного Совета» в пункте 8-9 слова «Верховного Суда» заменить словами «Высшего Судебного Совета»; в пункте 8-11 слова «Верховным Судом» заменить словами «Высшим Судебным Советом»; в пунктах 8-12 и 8-13 слова «Верховный Суд» заменить словами «Высший Судебный Совет»; 4) в статье 63: абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции: «Правила оказания платных видов деятельности по реализации товаров (работ, услуг) Академией правосудия и расходования ею денег от реализации товаров (работ, услуг) утверждаются Аппаратом Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.»; абзац третий пункта 4 изложить в следующей редакции: «Цены на товары (работы, услуги), связанные с уставной деятельностью Академии правосудия утверждаются Академией правосудия по согласованию с Аппаратом Высшего Судебного Совета Республики Казахстан». 8. В Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»: в абзаце втором пункта 4 статьи 15 слова «Верховном Суде» заменить словами «Высшем Судебном Совете». 9. В Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан»: 1) статью 1 дополнить пунктом 7-1 следующего содержания: «7-1. При Совете функционирует Академия правосудия. Совет является уполномоченным органом, осуществляющим общее управление Академией. Образование, статус и организация работы Академии правосудия определяются Президентом Республики Казахстан.»; 2) в пункте 1 статьи 3: подпункты 2) и 2-1) изложить в следующей редакции: «2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность судьи районного и приравненного к нему суда (далее – районный суд), председателя судебной коллегии, судьи областного и приравненного к нему суда (далее – областной суд), судьи Верховного Суда: по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда; по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента на альтернативной основе; 2-1) рассматривает вопросы назначения либо избрания кандидатов на вакантные должности судей без конкурса в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»: рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда; рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантную должность судьи Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента Республики Казахстан на альтернативной основе;»; дополнить подпунктами 3-1), 3-2) и 3-3) следующего содержания: «3-1) представляет кандидатуры на расширенное пленарное заседание областного суда из числа лиц, состоящих в кадровом резерве или лиц, самостоятельно, выдвинувших свою кандидатуру, для избрания на вакантную должность председателя районного суда; 3-2) осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность председателя районного суда из числа лиц, избранных расширенным пленарным заседанием областного суда: по итогам отбора рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность председателя районного суда; 3-3) утверждает кандидатуру на должность судьи районного суда, расположенного в отдаленной местности и (или) штатная численность которого составляет менее трех единиц (малосоставный суд), осуществляющий организацию судопроизводства в суде;»; подпункт 5) изложить в следующей редакции: «5) рассматривает вопросы прекращения полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»: рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда; вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;»; дополнить подпунктами 5-1), 5-2) и 5-3) следующего содержания: «5-1) по истечении годичного срока рассматривает результаты работы лица, впервые назначенного на должность судьи, и при положительной оценке профессиональной деятельности судьи Комиссией по качеству правосудия при Верховном Суде (далее – Комиссия по качеству правосудия) решает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о его утверждении; 5-2) рассматривает вопрос о продлении срока пребывания в должности судьи по достижении предельного возраста; 5-3) осуществляет общее управление Академией правосудия при Совете;»; подпункт 13) изложить в следующей редакции: «13) организует ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, получивших рекомендацию Совета, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных судов, а также окончивших Академию правосудия при Совете;»; 3) пункты 3 и 4 статьи 4 изложить в следующей редакции: «3. Члены Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, осуществляют свои полномочия четыре года. При этом половина членов Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, переназначаются каждые два года. 4. В случае выбытия лица из числа членов Совета новый член Совета назначается в течение трех месяцев. При этом новый член Совета назначается на оставшийся срок полномочий выбывшего члена Совета в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»; 4) в пункте 1 статьи 5: дополнить подпунктами 5-1) следующего содержания: «5-1) по согласованию с Председателем Верховного Суда назначает судью на должность в Академию правосудия при Совете в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан;»; подпункт 10) изложить в следующей редакции: «10) издает распоряжения по вопросам своей компетенции;»; 5) Дополнить статьей 6-1 следующего содержания: «Статья 6-1. Неприкосновенность Председателя Совета 1. Председатель Совета в течение срока своих полномочий не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений. 2. После регистрации повода к началу досудебного расследования в Едином реестре досудебных расследований досудебное расследование может быть продолжено только с согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан. В случаях, когда Председатель Совета задержан на месте преступления либо установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, досудебное расследование в отношении него может быть продолжено до получения согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан, но с обязательным его уведомлением в течение суток. Специальные оперативно-розыскные мероприятия и негласные следственные действия в отношении указанного лица могут быть проведены в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.»; 6) в пункте 1 статьи 7: подпункт 8-1) изложить в следующей редакции: «8-1) организует обеспечение деятельности Судебного жюри, Комиссии по кадровому резерву, Квалификационной комиссии, Комиссии по конкурсному отбору;»; подпункт 13) исключить; подпункт 16) изложить в следующей редакции: «16) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников аппарата Совета;»; дополнить подпунктами 16-1) и 16-2) следующего содержания: «16-1) согласовывает штатное расписание Академии правосудия при Совете; 16-2) утверждает Правила оказания платных видов деятельности по реализации товаров (работ, услуг) Академией правосудия при Совете и расходования ею денег от реализации товаров (работ, услуг);»; 7) абзац второй пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции: «Закрытые заседания Совета не могут проводиться при рассмотрении вопросов об освобождении судей от должности, за исключением случаев, предусмотренных законом, о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей судебных коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений.»; 8) в статье 11: пункт 2 исключить; дополнить новым пунктом 2-1 следующего содержания: «2-1. Порядок формирования Комиссии, а также порядок проведения его заседаний определяется Регламентом Совета.»; пункт 3 исключить; 9) статью 12 изложить в следующей редакции: «Статья 12. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. На заседания Комиссии могут быть приглашены наблюдатели.»; 10) пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции: «4. Лица, окончившие обучение и сдавшие квалификационный экзамен в Академии правосудия при Совете, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения.»; 11) часть вторую статьи 14 изложить в следующей редакции: «В случае отказа в приеме квалификационных экзаменов председатель Комиссии обязан выдать гражданину в течение месяца со дня подачи заявления или получения результатов специальной проверки, указанной в пункте 9-1 статьи 13 настоящего Закона, мотивированный ответ.»; 12) статью 16 изложить в следующей редакции: «1. Рекомендация Совета о назначении на должность судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда дается по результатам конкурсного рассмотрения. Для кандидатов на вакантную должность судьи областного суда, соответствующих требованиям, установленным пунктом 4 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», и являющихся специалистами в отдельных отраслях права, перечень которых утверждается Советом по предложению Верховного Суда, может проводиться отдельный конкурс. Порядок проведения такого отдельного конкурсного отбора определяется регламентом Совета. 2. Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Совета по предложению секретаря Совета на основе графика проведения конкурсов, ежегодно утверждаемого Советом и размещаемого на интернет-ресурсе Совета. Порядок утверждения графика проведения конкурса, а также сведения, включаемые в него определяются Регламентом Совета. 3. График составляется с учетом анализа и прогноза сменяемости судей, сроков полномочий председателей и председателей судебных коллегий местных судов, а также имеющихся вакансий. 4. Объявление Совета о конкурсе для занятия вакантной должности судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда публикуется аппаратом Совета в сроки, установленные регламентом Совета, но не менее чем за две недели до конкурса на интернет-ресурсе Совета на казахском и русском языках. При этом конкурс для занятия должности председателей судебной коллегии областного суда может быть объявлен до истечения срока полномочий председателя судебной коллегии областного суда. 5. Для участия в конкурсе на должность судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда необходимо в течение сроков, указанных в объявлении Совета о конкурсе, но не менее чем в течение двух недель со дня опубликования объявления на интернет-ресурсе Совета, подать в аппарат Совета заявление и другие документы, перечень которых установлен регламентом Совета. В целях получения полной и объективной информации о личности претендентов аппарат Совета вправе запросить дополнительные сведения о претендентах в правоохранительных органах и их территориальных подразделениях, других государственных органах, коллегиях адвокатов, а также в негосударственных организациях.»;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|