|
|
|
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 ноября 2021 года № 561
ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 13317) следующие изменения: преамбулу изложить в новой редакции: «В соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, статьи 14 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», ПРИКАЗЫВАЮ:»; пункт 1 изложить в новой редакции: «1. Утвердить прилагаемые Правила и условия проведения аттестации педагогов.»; Правила и условия проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу. 2. Признать утратившими силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 192 «Об утверждении Правил присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 20618). 3. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан. 5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАНО» Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО» Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
к приказу Министр образования и науки Республики Казахстан от 12 ноября 2021 года № 561
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 № 83
Правила и условия проведения аттестации педагогов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения аттестации педагогов (далее - Правила), разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, статьи 14 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» (далее - Закон о государственных услугах), определяют порядок проведения аттестации педагогов и присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам. 2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 1) аттестуемый - лицо, проходящее аттестацию и претендующее на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в соответствии с настоящими Правилами; 2) аттестация - процедура, проводимая с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории согласно настоящих Правил; 3) аттестационная комиссия - коллегиальный орган, уполномоченный проводить процедуру аттестации педагогов (далее - Комиссия); 4) аттестационный период - промежуток времени в календарном году (январь-май, август-декабрь), в течение которого аттестуемый подает заявление на сдачу Национального квалификационного тестирования, проходит квалификационную оценку, подает заявление в аттестационную комиссию о присвоении (подтверждении) квалификационной категории согласно настоящих Правил; 5) апелляция - процедура пересмотра результатов национального квалификационного тестирования, которая осуществляется по запросу педагога посредством информационных коммуникационных технологий в соответствии с настоящими Правилами; 6) республиканская комиссия по рассмотрению апелляций (далее -комиссия по апелляции) - комиссия, создаваемая уполномоченным органом в области образования, которая принимает решение по спорным вопросам при несогласии педагогов с результатами национального квалификационного тестирования; 7) квалификационная категория - уровень профессиональной компетентности педагога, соответствующий квалификационным требованиям согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года №338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5750) (далее - приказ № 338); 8) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности - процедура оценки соответствия достижений аттестуемого уровням квалификационных требований; 9) государственная услуга - одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ; 10) стандарт государственной услуги - перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги; 11) педагог - лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности; 12) национальное квалификационное тестирование (далее - НКТ) - процедура, проводимая в целях определения уровня профессиональной компетентности педагога, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образования в соответствии с настоящими Правилами. 3. Аттестация педагогов проводится не реже одного раза в пять лет в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», руководителей организаций образования - один раз в три года в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона Республики Казахстан «Об образовании», заместителей руководителя организаций образования - один раз в три года в соответствии с пунктом 130 настоящих Правил. 4. Для проведения аттестации педагогов в уполномоченных органах соответствующей отрасли, органах управления образования (далее - аттестующий орган) области, города республиканского значения и столицы, района, города областного значения приказом первого руководителя этих государственных органов создаются Комиссии для следующих квалификационных категорий: «педагог» - в организациях образования; «педагог-модератор», «заместитель руководителя третьей квалификационной категории» или «руководитель-организатор», «заместитель руководителя второй квалификационной категории» или «руководитель-менеджер», «педагог-модератор» - для методистов - в органах отдела образования района, города областного значения; «педагог-эксперт» и «педагог-исследователь», «заместитель руководителя первой квалификационной категории» или «руководитель-лидер», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер» - для методистов - в органах управления образования области, города республиканского значения и столицы; «педагог-мастер» - при уполномоченном органе в области образования. 5. В состав Комиссии по аттестации педагогов входят педагоги, имеющие стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», методисты учебно-методических кабинетов (центров), организаций повышения квалификации, представители общественных и неправительственных организаций, профсоюзов, специалисты органов управления образования, подведомственных организаций. 6. В состав Комиссии для аттестации руководителей и заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров) входят представители государственных органов, в том числе местных представительных и исполнительных органов, уполномоченного государственного органа по труду, представители профсоюзов, неправительственных организаций, коллегиальных органов управления организаций образования, общественных советов, а также сотрудники структурных подразделений аттестующего органа. 7. Комиссия состоит из нечетного числа членов и состоит не менее чем из семи членов. Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии без права замены. 8. Председатель и заместитель председателя Комиссии избираются из числа членов Комиссии. 9. Аттестация педагогов организаций образования отраслевых государственных органов осуществляется Комиссией уполномоченного органа соответствующей отрасли. 10. Секретарь конкурсной комиссии подготавливает материалы, необходимые документы к заседанию Комиссии, оформляет и подписывает протокол, не является ее членом. 11. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее две трети ее состава. 12. Результаты голосования определяются большинством голосов членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим. 13. На заседаниях Комиссии ведется аудио- или видеозапись. Аудиовидеозапись хранится в государственном органе, проводящего процедуру аттестации, не менее трех лет. 14. Комиссия соответствующего уровня рассматривает документы аттестуемого два раза в год (до 5 мая и 5 ноября текущего года соответственно).
Глава 2. Порядок прохождения аттестации
15. Аттестация включает в себя следующие этапы: для педагогов: 1) НКТ; 2) эссе; 3) квалификационная оценка; 4) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности; для заместителей руководителя организаций образования, заместителей руководителя и методистов методических кабинетов (центров): 1) квалификационная оценка; 2) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности; 3) собеседование на заседании аттестационной комиссии с презентацией результатов деятельности (при несовпадении оценки самооценивания и оценки комиссии); для руководителей организаций образования и методических кабинетов (центров): 1) НКТ; 2) квалификационная оценка; 3) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности; 4) собеседование на заседании Комиссии с презентацией результатов деятельности (при несовпадении оценки самооценивания и оценки комиссии).
Параграф 1. Порядок проведения НКТ
16. На первом этапе аттестации проводится НКТ. Для сдачи НКТ педагог подает заявление по специальности, указанной в дипломе или по основной должности по форме согласно приложению 1 настоящих Правил в Национальный центр тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - НЦТ) или организацию им определенной. При подаче заявления на прохождение НКТ педагоги выбирают язык сдачи (казахский, русский), дату, время. 17. Оператором проведения НКТ является НЦТ или организация им определяемая. НКТ проводится в электронном формате. 18. Заявление, поданное педагогом для сдачи тестирования, попадает в базу данных НЦТ или организацию им определенной. НЦТ или организация им определенная направляет в личный кабинет педагога пропуск на тестирование по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. 19. НКТ проводится в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования, в соответствии с заявлением педагога. 20. Кандидаты без стажа, окончившие организацию технического и профессионального, послесреднего или высшего и/или послевузовского образования по педагогическим специальностям, принимаются на работу после успешного прохождения НКТ. Для данных кандидатов без стажа квалификационная категория «педагог» присваивается аттестационной комиссией организации образования на основании результата НКТ. Кандидатам без стажа организаций технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, набравшим на тестировании не менее 50 баллов, присваивается квалификационная категория «педагог». 21. НКТ проходят: педагоги: 1 (один) раз в календарный год - бесплатно; повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года; педагоги, претендующие на досрочную аттестацию 1 (один) раз в течение календарного года - бесплатно; пробные (по желанию педагога) - на платной основе в течение календарного года; кандидаты без стажа, имеющие техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям: 1 раз в течение календарного года - бесплатно; руководители организаций образования, методических кабинетов (центров) в календарный год 1 (один) раз - бесплатно; повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года; пробные (по желанию) - на платной основе в течение календарного года. 22. НКТ состоит из следующих тестовых заданий: 1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения: «Дошкольная педагогика и психология» - тридцать заданий; «Методика дошкольного воспитания и обучения» - тридцать заданий; 2) Педагоги начального образования сдают тестирование по предметам: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Содержание учебного предмета» (казахский или русский язык (по языку обучения), литературное чтение, математика) - семьдесят заданий; 3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Содержание учебного предмета» - семьдесят заданий; 4) Для педагогов организаций дополнительного образования: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Основы психологии» - тридцать заданий; 5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Основы психологии» - тридцать заданий; 6) Для воспитателей специальных организаций: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Основы психологии» - тридцать заданий; 7) Для педагогов специальных организаций образования: «Специальная педагогика и методика обучения» - тридцать заданий; «Содержание учебного предмета» - тридцать заданий; 8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров): «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Содержание учебного предмета» - семьдесят заданий; 9) Для организаций технического и профессионального, послесреднего образования: Педагоги по общеобразовательным предметам: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Содержание учебного предмета» - семьдесят заданий; Педагоги по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «По направлению деятельности» - семьдесят заданий; Мастера производственного обучения: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; Педагоги иных должностей: «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; «Основы психологии» - тридцать заданий; 10) Для педагогов по физической культуре по выбору: 1) «Содержание учебного предмета» - семьдесят заданий; «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; либо 2) «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий; Тесты Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы по выбору в соответствии с Правилами проведения тестов Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, утвержденными приказом соотвествующего уполномоченного органа (проводится организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования). 11) кандидат без стажа, имеющий техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям: «Содержание учебного предмета» - семьдесят заданий; «Педагогика, методика обучения» - тридцать заданий. По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения: «Дошкольная педагогика и психология» - тридцать заданий; «Методика дошкольного воспитания и обучения» - тридцать заданий. 12) Для руководителей организаций образования (в т.ч. методических кабинетов (центров): по направлению «Знание законодательства» - восемьдесят вопросов: Трудовой кодекс Республики Казахстан - двадцать вопросов; Кодекс о браке (супружестве) и семье - двадцать вопросов; Закон Республики Казахстан «Об образовании» - двадцать вопросов; Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» - десять вопросов; Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» - десять вопросов; по направлению «Управленческие компетенции» - двадцать вопросов. 23. Результат тестирования считается положительным при получении следующих баллов: 1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения: «Дошкольная педагогика и психология»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; «Методика дошкольного воспитания и обучения»: квалификационная категория «педагог» - 30 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 40 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %. 2) Для педагогов начального обучения: по направлению «Содержание учебного предмета»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; по направлению «Педагогика, методика обучения»: квалификационная категория «педагог» - 30 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 40 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %. 3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования: по направлению «Содержание учебного предмета»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; по направлению «Педагогика, методика обучения»: квалификационная категория «педагог» - 30 %; квалификационная категория «педагог-модератор» - 40 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %; 4) Для педагогов организаций дополнительного образования: «Педагогика, методика обучения»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; «Основы психологии»: квалификационная категория «педагог» - 30 %; квалификационная категория «педагог-модератор» - 40 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %. 5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий По направлению «Педагогика, методика обучения» квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; «Основы психологии» -тридцать заданий: квалификационная категория «педагог» - 30 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 40 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %. 6) Для воспитателей специальных организаций По направлению «Педагогика, методика обучения» квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; «Основы психологии» - тридцать заданий: квалификационная категория «педагог» - 30 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 40%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %; 7) Для педагогов специальных организаций образования: По направлению «Содержание учебного предмета» квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; По направлению «Основы психологии» - тридцать заданий: квалификационная категория «педагог» -30 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 40%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %; 8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров): «Содержание учебного предмета»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; «Педагогика, методика обучения»: квалификационная категория «педагог» - 30 %; квалификационная категория «педагог-модератор» - 40 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 50 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 60 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 70 %. 9) Для педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования: по направлению «Содержание учебного предмета»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; по направлению «По направлению деятельности»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; по направлению «Педагогика, методика обучения»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90%; «Основы психологии» - тридцать заданий: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %. 10) Для педагогов по физической культуре: по направлению «Содержание учебного предмета»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60%; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70%; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %; «Педагогика, методика обучения»: квалификационная категория «педагог» - 50 % квалификационная категория «педагог-модератор» - 60 %; квалификационная категория «педагог-эксперт» - 70 %; квалификационная категория «педагог-исследователь» - 80 %; квалификационная категория «педагог-мастер» - 90 %. Тесты Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы: квалификационные категории «педагог», «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер» - соответствуют начальному уровню готовности. 11) Для кандидатов без стажа, имеющих техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям: «Содержание учебного предмета»: квалификационная категория «педагог» - 50 %; «Педагогика, методика обучения»: квалификационная категория «педагог» - 50 %. По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения: «Дошкольная педагогика и психология»: квалификационная категория «педагог» - 50 %; «Методика дошкольного воспитания и обучения»: квалификационная категория «педагог» - 50 %. 12) для руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров): по направлению «Знание законодательства»: «руководитель-организатор» - 70%; «руководитель-менеджер» - 80%; «руководитель-лидер» - 90 %; по направлению «Управленческие компетенции»: «руководитель-организатор» - 70%; «руководитель-менеджер» - 80%; «руководитель-лидер» - 90 %. 24. Проценты переводятся в баллы по Шкале переводов согласно приложению 3 к настоящим Правилам. 25. Время сдачи НКТ составляет: для предметов «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика» - двести сорок минут; для направлений «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование» - сто двадцать минут; для иных педагогов - двести десять минут. 26. Для проведения НКТ педагогов НЦТ разрабатывает базу тестовых заданий. 27. Для обеспечения прозрачности и объективности проведения НКТ аудитории и место каждого педагога в пунктах проведения обеспечиваются системой видеонаблюдения. 28. При обнаружении предметов и удалении из аудитории педагога, нарушившего правила поведения в аудитории, или выявлении подставного лица на тестировании составляется акт по форме согласно приложениям 4 и 5 к настоящим Правилам. 29. При установлении фактов нарушения правил проведения тестирования, обнаруженных при просмотре видеозаписи, составляется акт и производится аннулирование результатов. 30. При нарушении или обнаружении запрещенного предмета во время проведения НКТ педагог не допускается к прохождению аттестации сроком на пять лет (руководители организации образования - на три года). Имеющаяся квалификационная категория педагога снижается до квалификационной категории «педагог» (руководителя - до квалификационной категории «руководитель организации образования»). 31. При входе педагога в здание пункта проведения тестирования производится идентификация с использованием технологии распознавания лиц его личности или идентификации на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. 32. При проведении НКТ не допускается выходить из аудитории без разрешения и сопровождения дежурного, разговаривать друг с другом, пересаживаться с места на место, обмениваться материалами, выносить материалы из аудитории, заносить в аудиторию и использовать предметы (учебники и методическую литературу, цифровую смарт-аппаратуру). 33. После рассадки до начала тестирования проводится инструктаж по правилам поведения во время тестирования и написания эссе. 34. Оценивание ответов тестовых заданий осуществляется следующим образом: 1) для заданий с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных присуждается один балл, в остальных случаях - ноль баллов; 2) для заданий с выбором нескольких правильных ответов из предложенных: за все правильные ответы получает - два балла; за одну допущенную ошибку - один балл; за допущенные две и более ошибки - ноль баллов. 35. НЦТ или организация им определенная формирует базу данных педагогов (прием заявлений, внесение персональных данных для информирования: Индивидуальный индификационный номер, фамилию, имя, отчество (при его наличии), заявленная квалификационная категория, язык сдачи, место работы, предмет). 36. НЦТ или организация им определенная проводит подготовку программного обеспечения, его работу в период приема заявлений, проведения тестирования, во время апелляционных процедур; обработку и выдачу результатов тестирования после его завершения; проведение апелляции и выдачу результатов с учетом апелляции; выдачу написанного эссе. 37. НЦТ или организация им определенная, ответственная за проведение НКТ, осуществляет: 1) подготовку компьютерных кабинетов; 2) подготовку компьютеров за день до проведения тестирования; 3) предоставление аудиторного фонда; 4) идентификацию с использованием технологии распознавания лиц его личности или идентификацию на основании документа, удостоверяющего личность и пропуска, запуск педагогов в компьютерный кабинет и их рассадку. 38. При проведении НКТ участвуют представители уполномоченного органа в области образования в качестве наблюдателей. Наблюдатели не оказывают содействие участникам тестирования. Не допускается совершение действий, препятствующих проведению тестирования. За нарушения порядка проведения тестирования наблюдатель отстраняется от выполнения своих функций. 39. После завершения тестирования педагог ознакамливается с результатами тестирования, отображаемыми на экране компьютера. 40. Результат НКТ - сертификат о прохождении НКТ по форме согласно приложению 6 настоящих Правил - направляется в личный кабинет педагога. При проведении апелляции сертификат о прохождении НКТ с учетом апелляции направляется в личный кабинет педагога. 41. НЦТ обеспечивает хранение электронной базы данных тестируемых, прошедших НКТ, в течение пяти лет. 42. НЦТ предоставляет в региональные управления образования, и уполномоченный орган в области образования доступ для проверки электронных сертификатов с результатами тестирования и наличия эссе. 43. По завершении НКТ педагог знакомится с результатами (правильными и неправильными ответами) и при несогласии подает апелляцию с обоснованиями в Комиссию по апелляции посредством информационных коммуникационных технологий, не выходя из зала тестирования. Заявления на апелляцию после выхода педагога из зала тестирования не принимаются. 44. Для решения спорных вопросов на период проведения тестирования уполномоченным органом в области образования создается Комиссия по апелляции, который обеспечивает прием апелляций посредством информационных коммуникационных технологий. 45. Председатель и состав Комиссии по апелляции утверждаются приказом уполномоченного органа в области образования. В состав Комиссии по апелляции входят представители государственных органов, педагоги организаций дошкольного, среднего и общего среднего, дополнительного, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования. Комиссии по апелляции состоит из нечетного числа членов. Члены Комиссии по апелляции участвуют в заседаниях Комиссии по апелляции без права замены. 46. Срок действия полномочий Комиссии по апелляции составляет один календарный год. 47. Апелляция рассматривается в случаях: 1) по содержанию тестовых заданий: не согласен с обоснованием правильного ответа; отсутствует правильный ответ; имеется более одного правильного ответа в тестовых заданиях с выбором одного правильного ответа из всех предложенных (указываются все варианты правильных ответов); некорректно составленное тестовое задание. 2) по техническим причинам: отсутствие фрагмента или текста в тестовых заданиях. 48. При подаче апелляции по содержанию тестовых заданий педагог указывает мотивированное обоснование (полное пояснение). Заявления на апелляцию по пересмотру всех тестовых заданий без указания мотивированного основания (полное пояснение, пошаговое решение задач) по каждому заданию рассмотрению не подлежат. 49. Решения Комиссии по апелляции оформляются протоколом, которые подписываются председателем, секретарем и членами комиссии. Протоколы заседаний Комиссии по апелляции хранятся в течение года в НЦТ. 50. По результатам апелляции, рассмотренной в режиме онлайн-приема, в личном кабинете педагога отображаются результаты тестирования. 51. При недостаточном количестве баллов на заявленную категорию при очередной аттестации педагога на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в аттестационный период январь-май (август - декабрь) квалификационная категория сохраняется до истечения ее срока, далее квалификационная категория снижается на один уровень ниже. Данная квалификационная категория сохраняется до следующего аттестационного периода август-декабрь (январь - май). В следующий аттестационный период педагог проходит аттестацию по первоначально заявленной квалификационной категории после прохождения НКТ. 52. При несвоевременной подаче заявления педагогом на очередную аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в аттестационный период август-декабрь (январь - май) квалификационная категория снижается до квалификационной категории «педагог». Данная квалификационная категория сохраняется до следующего аттестационного периода август-декабрь (январь - май). В следующий аттестационный период педагог проходит аттестацию на квалификационную категорию в соответствии с квалификационными требованиями согласно приказа № 338. 53. При недостаточном количестве баллов на заявленную категорию за педагогом, имеющим «вторую», «первую», «высшую» категории, в аттестационный период январь-май (август - декабрь) квалификационная категория сохраняется до истечения его срока, далее - снижается до категории «педагог». Данная квалификационная категория сохраняется до следующего аттестационного периода август-декабрь (январь - май). В следующий аттестационный период педагоги проходят аттестацию на квалификационную категорию в соответствии с квалификационными требованиями согласно приказа № 338.
Параграф 2. Порядок написания эссе
54. По окончании тестирования педагог пишет эссе. Общее затрачиваемое время - 30 минут. Количество слов - 250-300 слов. Тема эссе ежегодно определяется уполномоченным органом в области образования. Написанное эссе отображается в личном кабинете педагога по ссылке ngt.testcenter.kz.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |