| ||||||||||||||||||||
|
|
|
В. Проскурина, сертифицированный бухгалтер-практик, САР
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Данная статья раскрывает содержание и значимость Учетной политики некоммерческой организации, а также основные допущения и качественные характеристики при ее разработке. Рассмотрены разделы Учетной политики и необходимые действия руководства предприятия для перехода на МСФО.
Обязательное применение Учетной политики, согласно НСФО № 2
По определению МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», Учетная политика - это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности. Учетную политику организации можно назвать внутренним законом ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Учетная политика разрабатывается в соответствии с действующими нормативными актами РК, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Обязательное применение Учетной политики, согласно НСФО № 2
Приказом Министра финансов РК от 21 июня 2007 года № 217 утвержден НСФО № 2, который вступил в силу с 1 января 2008 года. Положения НСФО № 2 основаны на требованиях МСФО, и порой конкретно ссылаются на них. НСФО № 2 регламентирует составление финансовой отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства (кроме тех, кто составляет финансовую отчетность согласно НСФО № 1, некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории РК, государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия). По этому стандарту применение Учетной политики - обязательно. На основании вышеизложенного, следует, что с 1 января 2008 года некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский отчет и представлять финансовую отчетность по НСФО № 2. Учетная политика - это один из основных документов, который должен быть разработан и утвержден к применению согласно требованиям НСФО № 2, и который включен в состав финансовой отчетности организации. Согласно статье 636 Кодекса об административных правонарушениях, уполномоченные представители органов Министерства финансов РК, финансовой полиции, уполномоченные работники Национального Банка РК, осуществляющие контроль за проведением валютных операций, - имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 179 Кодекса об административных правонарушениях. Статья 179 гласит: «Нарушение законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности юридическим лицом предусматривает административную ответственность за нарушения в виде уклонения от ведения бухгалтерского учета, предоставление заведомо недостоверной финансовой отчетности, отказа от предоставления финансовой отчетности, - влечет штраф на юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, в размере до 100 МРП, (то есть 151 200 тенге, так как в 2011 году МРП = 1 512 тенге). Подобные действия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере до 200 МРП (т. е. 302 400 тенге)». Согласно МСФО особое внимание и главный акцент при ведении бухгалтерского учета делается на профессиональное мнение работника, ведущего бухгалтерский учет. Поэтому, существование Учетной политики помогает правильно понять финансовые показатели, отраженные в учете, каждым заинтересованным, имеющим соответствующую квалификационную подготовку, лицом, - будь то проверяющий или партнер. Поэтому важно, чтобы специфика учета и порядок отражения показателей в финансовой отчетности каждой организации, были рассмотрены в ее Учетной политике. Учетная политика разрабатывается организацией как долгосрочный документ постоянного действия и утверждается приказом руководителя. Для формирования Учетной политики рекомендуется создание специальной комиссии из числа компетентных специалистов в области бухгалтерского учета, финансов, юристов, для отражения всех специфических особенностей деятельности организации. Также можно привлечь специалистов со стороны. Учетная политика формируется в отношении активов предприятия, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов. В каждом разделе отражаются: 1) способы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; 2) обосновываются исходные положения построения учетной политики; 3) Учетная политика приводится в соответствие с действующими внутренними нормативными положениями (разработанные местные учетные документы, порядок прохождения товарно-материальных ценностей от поставщика до момента его списания и т. п.); 4) при необходимости разрабатываются новые или вносятся изменения в действующие должностные инструкции, положения, схемы документооборота, которые являются приложениями к учетной политике или утверждаются, как самостоятельные документы, приказами руководителя. Кроме того, начиная с отчета за 2009 год, учетной политикой должны быть, утверждены новые формы финансовой отчетности, которые организация разработала и приняла для исполнения, в соответствии с изменениями в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и в МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств». Внесение изменений в Учетную политику возможно только при изменении действующих стандартов или законодательства. Каждое изменение, вносимое в Учетную политику, также утверждается приказом. Поэтому разработка проекта Учетной политики - это очень важное и ответственное дело. Учетную политику рекомендуется вводить с начала нового отчетного года. При разработке Учетной политики должны соблюдаться основные допущения и качественные характеристики бухгалтерского учета: 1. Принцип начисления 2. Принцип непрерывности деятельности 3. Принцип понятности 4. Принцип уместности 5. Принцип существенности 6. Принцип надежности 7. Принцип сопоставимости
В Учетной политике организации, рекомендуется предусмотреть следующие разделы: 1. Идентификация организации (Общая часть), в котором представляется обзорная информация об организации, ее реквизитах, сведения об учредителях или инициативной группе; учетные данные; виды деятельности (в соответствии с уставом); структура управления; ответственные лица и т. п. 2. Организация бухгалтерского учета и отражение показателей в финансовой отчетности, в котором описывается каждый раздел бухгалтерского учета (учет денег, учет запасов, учет основных средств, учет доходов, учет расходов и т. д.). Информация в каждом разделе представляется по схеме: учетные методы и показатели; документирование; раскрытие информации в финансовой отчетности, счета учета и типовые бухгалтерские проводки. Если Учетная политика содержит в себе и Налоговую учетную политику, то в каждом разделе отражается информация о порядке ведения налогового учета по указанному разделу. 3. Требования к подготовке и представлению финансовой отчетности, в котором дается перечень форм финансовой отчетности, а в приложении - сами формы финансовой отчетности, утверждается схема состава Пояснительной записки к годовой финансовой отчетности. 4. Отражение событий после окончания отчетного периода. Событиями после окончания отчетного периода признаются события, как благоприятные, так и неблагоприятные, которые произошли в период между окончанием отчетного периода и датой утверждения финансовых отчетов к выпуску. Различают два типа таких событий: - события, подтверждающие обстоятельства, существовавшие на конец отчетного периода (корректирующие события); - события, свидетельствующие об обстоятельствах, возникших после окончания отчетного периода (некорректирующие события). НСФО № 2 регламентирует отражение этих событий в финансовой отчетности в Разделе 31 «События после окончания отчетного периода». В пояснительной записке должны быть отражены корректировки в связи с корректирующими событиями после отчетного периода. Организация раскрывает следующую информацию: - по корректирующим событиям производит корректировку всех сумм, ранее признанных в финансовых отчетах, включая соответствующие раскрытия, которые должны быть, скорректированы с учетом происшедших событий после отчетного периода; - по каждой категории некорректирующих событий отражается характер события, дается оценка его финансовых последствий или заявление о невозможности такой оценки, отмечается дата утверждения финансовых отчетов к выпуску и должностное лицо, которое утвердило эти отчеты к выпуску. 5. Раскрытие информации о связанных сторонах. Согласно разделу 32 НСФО № 2, в пояснительной записке к финансовым отчетам должна быть раскрыта информация о связанных сторонах. Сторона является связанной с организацией, когда: - сторона ведет совместную деятельность с РО; - организации, у которой первым руководителем является руководитель РО на условиях совмещения; - сторона, с которой РО заключает значительные по объему сделки на основании своей экономической зависимости от нее.
Организация впервые применяющая НСФО № 2 в своей финансовой отчетности, прежде всего должна произвести трансформацию баланса за предыдущие года (не менее 2-х до отчетного года). При их составлении необходимо руководствоваться положениями раздела 36 «Переход на МСФО для субъектов, впервые применяющих МСФО». Организация должна объяснить каким образом переход от предыдущей основы подготовки финансовой отчетности на НСФО № 2 повлиял на отражаемое финансовое положение, финансовые результаты деятельности и потоки денежных средств. Для этого, финансовые отчеты за предыдущий год должны включать: - выверку капитала, отраженного в соответствии с предыдущей основой подготовки финансовой отчетности с капиталом, признаваемым в соответствии с настоящим стандартом на обе следующие даты: дату перехода на НСФО № 2; дату последних отчетов до перехода на НСФО № 2; - выверку прибыли и убытка за те же периоды; - если при подготовке выверки, будут обнаружены ошибки (за предыдущие периоды), то корректировки в связи с обнаруженными ошибками должны быть отделены от изменений в Учетной политике. По состоянию на 1 января отчетного года организация подготавливает входящий баланс, трансформированный с применением норм НСФО (МСФО) на дату перехода, который будет являться отправным пунктом для начала ведения учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями НСФО № 2. Во входящем балансе, показатели которого будут соответствовать требованиям всех МСФО, организация обязана: - признать все активы и обязательства в оценке и классификации, принятых МСФО; - не признавать элементы в качестве активов и обязательств, если МСФО не разрешают такого признания, то есть если активы и обязательства, ранее признанные в балансе, не отвечают признакам, установленным МСФО, то они должны быть элиминированы (списаны с баланса) или переклассифицированы, при этом списание производится за счет собственного капитала (прибыли или убытка).
Приложениями являются нетиповые бланки первичной учетной документации, которые разрабатывает сама организация; различные правила и положения по ведению бухгалтерского учета, рабочий план счетов, принятый для отражения бухгалтерских проводок в организации, и бланки принятых форм финансовой отчетности (необходимо помнить, что, введение новых строк с показателями в бланки финансовой отчетности, или их удаления из формы, рассматривается как дополнение к Учетной политике, и производится ретроспективный пересчет показателей финансовой отчетности за предыдущие годы). Разрабатывая разделы Учетной политики необходимо ссылаться на положения НСФО № 2 и другие нормативные акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. В Учетной политике можно отдельным разделом ввести Налоговую учетную политику, или предусмотреть ее положения в каждом разделе, отражая порядок ведения налогового учета. Тогда в приложениях должны быть помещены разработанные формы налоговых регистров и правил по их заполнению. Однако, поскольку ежегодно Налоговый кодекс претерпевает значительные изменения, а Учетная политика долгосрочный документ, рекомендуется Налоговую учетную политику разрабатывать, утверждать и вводить в действие отдельным документом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |