КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан
Статья 2. Основные цель и задачи бюджетного законодательства Республики Казахстан и общие требования к получателям бюджетных средств
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 4. Основные принципы бюджетной системы Республики Казахстан
Статья 5. Участники бюджетного процесса
Статья 6. Цифровая трансформация бюджетного процесса
Глава 2. УРОВНИ, ВИДЫ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
Статья 7. Уровни бюджета
Статья 8. Виды бюджета, используемые в качестве аналитической информации
Статья 9. Структура бюджета, поступления и расходы бюджета
Глава 3. ЕДИНАЯ БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Статья 10. Определение и состав единой бюджетной классификации
Статья 11. Классификация поступлений бюджета
Статья 12. Функциональная классификация расходов бюджета
Статья 13. Экономическая классификация расходов бюджета
Статья 14. Виды бюджетных программ (подпрограмм)
Статья 15. Классификация расходов Министерства обороны Республики Казахстан и его учреждений, государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также специальных государственных органов, обеспечивающих безопасность охраняемых лиц и объектов
Глава 4. ОТДЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
Статья 16. Государственное задание
Статья 17. Особенности пилотных проектов в области бюджетных отношений
Глава 5. РЕЗЕРВЫ
Статья 18. Общие положения о резервах
Статья 19. Резерв на инициативы Президента Республики Казахстан
Статья 20. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов
Статья 21. Отчетность об использовании резервов
Глава 6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ МЕЖДУ УРОВНЯМИ БЮДЖЕТА
Статья 22. Общие положения о распределении поступлений
Статья 23. Поступления в республиканский бюджет
Статья 24. Поступления в бюджет города республиканского значения, столицы
Статья 25. Поступления в областной бюджет
Статья 26. Поступления в районный (города областного значения) бюджет
Статья 27. Поступления в бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа
Статья 28. Поступления во внебюджетные фонды, формируемые за счет неналоговых поступлений
Глава 7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МЕЖДУ УРОВНЯМИ БЮДЖЕТА
Статья 29. Общие положения о распределении расходов между уровнями бюджета
Статья 30. Расходы республиканского бюджета
Статья 31. Расходы бюджета города республиканского значения, столицы
Статья 32. Расходы областного бюджета
Статья 33. Расходы районного (города областного значения) бюджета
Статья 34. Расходы бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 8. ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАСТОЯЩЕГО КОДЕКСА
Статья 35. Общие положения о документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, применяемых в бюджетном процессе
Статья 36. План развития государственного органа и порядок его рассмотрения
Статья 37. План развития области, города республиканского значения, столицы и порядок его рассмотрения
Статья 38. Планы развития, планы мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, а также долгосрочные стратегии развития автономных организаций образования, которым планируются расходы из республиканского или местного бюджета, и порядок их рассмотрения
Глава 9. ПОДОТЧЕТНОСТЬ И ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ
Статья 39. Общие положения о подотчетности и транспарентности
Статья 40. Публикация и обсуждение документов бюджетного процесса
Статья 41. Ответственность участников бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Статья 42. Общие положения по управлению результатами
Статья 43. Обзор расходов
Статья 44. Государственный аудит и финансовый контроль
Статья 45. Мониторинг
Статья 46. Система оценки результатов
РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
Глава 11. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
Статья 47. Общие положения об управлении государственными финансами
Статья 48. Система бюджетных правил
Статья 49. Долговые обязательства государственного сектора
Статья 50. Долгосрочный прогноз развития Республики Казахстан
Статья 51. Прогноз социально-экономического развития
Статья 52. Прогнозирование поступлений бюджета
Статья 53. Аналитический отчет о бюджетных рисках
Статья 54. Аналитический отчет о налоговых расходах
Статья 55. Внебюджетная деятельность государственных органов и государственных учреждений
Статья 56. Общие положения об участии субъектов квазигосударственного сектора в бюджетном процессе
Глава 12. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 57. Общие положения о Национальном фонде Республики Казахстан
Статья 58. Источники формирования Национального фонда Республики Казахстан
Статья 59. Использование Национального фонда Республики Казахстан
Статья 60. Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет
Статья 61. Целевые трансферты из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет
Статья 62. Целевые требования и целевые накопления
Статья 63. Особенности рассмотрения Советом по управлению Национальным фондом Республики Казахстан вопросов использования Национального фонда Республики Казахстан
Статья 64. Составление, представление и утверждение годового отчета о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан
Глава 13. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Статья 65. Общие положения о внебюджетных фондах Республики Казахстан
Статья 66. Государственный фонд социального страхования
Статья 67. Фонд социального медицинского страхования
Статья 68. Фонд компенсации потерпевшим
Статья 69. Специальный государственный фонд
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 4. РАЗРАБОТКА, РАССМОТРЕНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ, КОРРЕКТИРОВКА, СЕКВЕСТР БЮДЖЕТА
Глава 14. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЛАНИРОВАНИИ БЮДЖЕТА
Статья 70. Общие положения об основах планирования бюджета
Статья 71. Процесс планирования бюджета
Статья 72. Формирование прогнозной консолидированной финансовой отчетности
Статья 73. Процесс рассмотрения проектов нормативных правовых актов, влияющих на доходы и расходы бюджета
Статья 74. Лимиты расходов администраторов бюджетных программ и порядок их определения
Статья 75. Бюджетный запрос администратора бюджетных программ и порядок его рассмотрения
Глава 15. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 76. Общие положения о межбюджетных отношениях
Статья 77. Формы регулирования межбюджетных отношений
Статья 78. Принципы межбюджетных отношений
Статья 79. Основные положения о трансфертах общего характера и их планировании
Статья 80. Процесс планирования трансфертов общего характера
Статья 81. Разработка проекта закона об объемах трансфертов общего характера между республиканским бюджетом и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы
Статья 82. Разработка проекта решения областного маслихата об объемах трансфертов общего характера
Статья 83. Целевые трансферты
Статья 84. Мониторинг в области межбюджетных отношений
Глава 16. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ БЮДЖЕТА
Статья 85. Общие положения о разработке бюджета
Статья 86. Разработка проекта закона о республиканском бюджете
Статья 87. Разработка проекта решения маслихата об областном бюджете, бюджете города республиканского значения, столицы
Статья 88. Разработка проекта решения маслихата о районном (города областного значения) бюджете
Статья 89. Разработка проекта решения маслихата о бюджете города районного значения, села, поселка, сельского округа
Глава 17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕССА РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Статья 90. Общие положения о рассмотрении и утверждении проекта республиканского бюджета
Статья 91. Общие положения о рассмотрении и утверждении проекта местного бюджета
Статья 92. Общие положения об утверждении проектов республиканского и местного бюджетов, проекта закона Республики Казахстан или проекта решения областного маслихата об объемах трансфертов общего характера представительными органами
Статья 93. Постановления Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, решение акима города районного значения, села, поселка, сельского округа о реализации закона о республиканском бюджете и решений маслихатов о местных бюджетах
Глава 18. УТОЧНЕНИЕ БЮДЖЕТА
Статья 94. Общие положения об уточнении бюджета
Статья 95. Уточнение республиканского бюджета
Статья 96. Уточнение местного бюджета
Глава 19. СЕКВЕСТР И КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТА
Статья 97. Секвестр
Статья 98. Корректировка бюджета
Глава 20. РАЗРАБОТКА, ВВЕДЕНИЕ ИЛИ ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Статья 99. Основание для разработки, введения или прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета
Статья 100. Разработка проекта чрезвычайного государственного бюджета
РАЗДЕЛ 5. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
Глава 21. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА
Статья 101. Общие положения об исполнении бюджета
Статья 102. Особенности исполнения по деньгам от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающимся в их распоряжении
Статья 103. Процесс исполнения бюджета
Глава 22. КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
Статья 104. Общие положения о казначейском исполнении бюджета
Статья 105. Индивидуальный план финансирования по обязательствам и платежам государственного учреждения, план финансирования по обязательствам и платежам администратора бюджетных программ, сводный план поступлений и финансирования по платежам, сводный план финансирования по обязательствам
Статья 106. Единый казначейский счет, контрольные счета наличности и счета государственных учреждений
Статья 107. Казначейское исполнение бюджета по поступлениям
Статья 108. Казначейское исполнение бюджета по расходам
Статья 109. Обязательства государственных учреждений
Статья 110. Осуществление платежей и переводов денег в национальной и иностранной валюте
Статья 111. Приостановление регистрации гражданско-правовых сделок и проведения платежей и переводов денег
Статья 112. Инкассовое распоряжение
Статья 113. Управление ликвидностью
Статья 114. Казначейский мониторинг
Глава 23. ЗАВЕРШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ГОДА
Статья 115. Особенности использования и доиспользования бюджетных средств
Статья 116. Остатки бюджетных средств
Глава 24. БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ, БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И БЮДЖЕТНЫЙ МОНИТОРИНГ
Статья 117. Общие положения по бюджетному учету и бюджетной отчетности
Статья 118. Виды бюджетной отчетности
Статья 119. Бюджетный мониторинг
Статья 120. Представление отчета об исполнении бюджета
Глава 25. ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА
Статья 121. Общие положения о годовом отчете
Статья 122. Представление годового отчета об исполнении республиканского бюджета
Статья 123. Обсуждение и утверждение годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан
Статья 124. Представление годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы
Статья 125. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы
Статья 126. Представление годового отчета об исполнении районного (города областного значения) бюджета
Статья 127. Представление годового отчета об исполнении бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа
Статья 128. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении районного (города областного значения) бюджета, бюджетов города районного значения, села, поселка, сельского округа
РАЗДЕЛ 6. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ЕГО ВЕДОМСТВ И УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ, КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 26. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Статья 129. Цель, принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Статья 130. Система бухгалтерского учета
Статья 131. Финансовая отчетность государственных учреждений
Статья 132. Представление финансовой отчетности
Глава 27. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Статья 133. Общие положения о консолидированной финансовой отчетности
Статья 134. Годовая консолидированная финансовая отчетность об исполнении республиканского и местного бюджетов
Статья 135. Отчет по статистике государственных финансов Республики Казахстан
РАЗДЕЛ 7. ЗАИМСТВОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ГРАНТЫ
Глава 28. ЗАИМСТВОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Статья 136. Общие положения об управлении долговыми обязательствами государственного сектора и заимствовании
Статья 137. Управление долговыми обязательствами государственного сектора
Статья 138. Государственный долг
Статья 139. Правительственный долг и заимствование Правительством Республики Казахстан
Статья 140. Долг местных исполнительных органов и заимствование местными исполнительными органами
Статья 141. Гарантированный государством долг и государственная гарантия
Статья 142. Исполнение государственной гарантии
Статья 143. Государственная гарантия по поддержке экспорта
Статья 144. Исполнение государственной гарантии по поддержке экспорта и основания прекращения ее действия
Статья 145. Поручительство государства
Статья 146. Долг субъектов квазигосударственного сектора и заимствование субъектами квазигосударственного сектора
Статья 147. Государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства
Глава 29. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Статья 148. Общие положения о государственных инвестиционных проектах
Статья 149. Планирование государственных инвестиционных проектов
Статья 150. Корректировка утвержденных (уточненных) параметров государственных инвестиционных проектов
Статья 151. Планирование проектов государственно-частного партнерства
Статья 152. Мониторинг реализации государственных инвестиционных проектов и достижения конечных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ развития
Статья 153. Оценка реализации государственных инвестиционных проектов
Глава 30. БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ
Статья 154. Общие положения о бюджетном кредитовании
Статья 155. Процедуры принятия решения о предоставлении бюджетного кредита
Статья 156. Процедура предоставления бюджетного кредита
Статья 157. Использование бюджетного кредита
Статья 158. Обслуживание бюджетного кредита
Статья 159. Погашение бюджетного кредита
Статья 160. Прекращение требования кредитора по погашению бюджетного кредита и прекращение гарантии
Статья 161. Контроль за бюджетными кредитами
Статья 162. Мониторинг и учет бюджетных кредитов
Глава 31. ГРАНТЫ
Статья 163. Общие положения о связанных и несвязанных грантах
Статья 164. Планирование связанных грантов
Статья 165. Привлечение связанных грантов
Статья 166. Использование связанных грантов
Статья 167. Мониторинг и оценка использования связанных грантов
РАЗДЕЛ 8. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 32. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 168. Особенности исполнения, уточнения, секвестра и корректировки республиканского и местного бюджетов в 2025 финансовом году
Статья 169. Особенности составления годовых отчетов об исполнении республиканского и местных бюджетов за 2024 и 2025 финансовые годы
Статья 170. Блочное бюджетирование
Глава 33. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 171. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан
Статья 172. Порядок введения в действие настоящего Кодекса
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан
1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
Бюджетное законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц.
2. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан, его ведомства и организации, входящие в его структуру, а также уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, юридических лиц, акционером (участником, доверительным управляющим) которых является Национальный Банк Республики Казахстан, за исключением некоммерческой организации, обеспечивающей условия для деятельности органов, их организаций и участников Международного финансового центра «Астана».
3. Положения настоящего Кодекса применяются с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, регулирующими вопросы государственных секретов, выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, акимов районов (городов областного значения), городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, а также членов органов местного самоуправления в Республике Казахстан, осуществления оперативно-розыскной, разведывательной, контрразведывательной деятельности, обеспечения внешнеполитической деятельности, обороноспособности и национальной безопасности страны, финансирования судебной системы Республики Казахстан, финансирования уполномоченного органа по возврату активов.
4. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.
5. Акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о распределении денег соответственно из республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год утрачивают силу после окончания соответствующего финансового года, за исключением положений данных актов о выделении денег на возвратной основе.
Действия приложений к закону о республиканском бюджете (решению маслихата о местном бюджете) по второму и третьему годам планового периода утрачивают силу с введением в действие закона о республиканском бюджете (решения маслихата о местном бюджете) на следующий плановый период.
6. Закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете, акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов об их реализации, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений в них вводятся в действие с 1 января соответствующего финансового года.
Статья 2. Основные цель и задачи бюджетного законодательства Республики Казахстан и общие требования к получателям бюджетных средств
1. Основной целью бюджетного законодательства Республики Казахстан является обеспечение гармонизации стратегических целей государственного управления, задач и функций государства с объемами бюджетных средств, необходимыми для их достижения или реализации в соответствии с проводимой бюджетной политикой.
2. Основными задачами бюджетного законодательства Республики Казахстан являются:
1) установление основных положений, принципов и механизмов функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан;
2) регулирование бюджетных, межбюджетных отношений;
3) создание правовых основ для эффективного управления государственными финансами и бюджетом через принципы бюджетной системы.
3. Для реализации основных целей и задач бюджетного законодательства Республики Казахстан предусматриваются следующие требования:
администраторам бюджетных программ, местным исполнительным органам и иным получателям бюджетных средств запрещается вносить Президенту Республики Казахстан, в Администрацию Президента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и местные уполномоченные органы по государственному планированию предложения об увеличении расходов бюджета вне процесса планирования бюджета;
администраторам бюджетных программ, местным исполнительным органам и иным получателям бюджетных средств запрещается вносить Президенту Республики Казахстан, в Администрацию Президента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан предложения, связанные с изменением механизмов или инструментов выполнения задач бюджетного законодательства Республики Казахстан, установленных пунктом 2 настоящей статьи, без согласования с центральным уполномоченным органом по бюджетной политике, центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, местным уполномоченным органом по государственному планированию, а также при необходимости центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и государственным казначейством;
местным уполномоченным отраслевым государственным органам запрещается согласование предложений центральных отраслевых государственных органов об увеличении, сокращении и (или) перераспределении расходов бюджета без согласования с местным уполномоченным органом по государственному планированию и соблюдения процедур, предусмотренных пунктом 2 статьи 73 настоящего Кодекса.
4. Разногласия между администраторами бюджетных программ и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и (или) местным уполномоченным органом по государственному планированию рассматриваются соответствующей бюджетной комиссией, за исключением разногласий между администраторами бюджетных программ, финансируемыми из бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, и местными уполномоченными органами по государственному планированию районов (городов областного значения), которые рассматриваются собранием местного сообщества.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
1) утвержденный бюджет - бюджет, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом;
2) бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций;
3) бюджетная система - совокупность бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений, в том числе с субъектами квазигосударственного сектора, внебюджетными фондами;
4) бюджетные средства - деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме;
5) неосвоение бюджетных средств - сложившееся по итогам отчетного периода превышение плана финансирования по платежам над оплаченными обязательствами по бюджетной программе за вычетом экономии бюджетных средств, нераспределенного остатка резерва на инициативы Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, возврата целевых трансфертов, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан, и возврата целевых трансфертов на развитие, выделенных в отчетном финансовом году, разрешенных доиспользовать в соответствии с настоящим Кодексом;
6) бюджетный процесс - регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность участников бюджетного процесса на этапах прогнозирования, планирования, рассмотрения, утверждения, исполнения, уточнения, секвестра и корректировки бюджета, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, мониторинга и оценки результатов;
7) бюджетная политика - совокупность мер по управлению государственными финансами Республики Казахстан, направленных на обеспечение устойчивости государственных финансов;
8) внебюджетный фонд - централизованный денежный фонд, создаваемый в форме юридического лица, учредителем и единственным акционером которого является государство, или контрольного счета наличности, основным предназначением которого является реализация социально-экономических задач развития республики или региона;
9) неэффективное исполнение бюджетных программ - недостижение конечных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ, в том числе при полном освоении бюджетных средств;
10) бюджетные отношения - отношения, возникающие в бюджетном процессе;
11) бюджетные операции - операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;
12) отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году планового периода;
13) плановый период - три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом;
14) очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;
15) финансовый год - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета;
16) финансирование - выделение бюджетных денег их получателям;
17) краткосрочный период - период продолжительностью до одного года;
18) активы государства - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий;
19) государственный инвестиционный проект - комплекс мероприятий, предусмотренных настоящим Кодексом, направленных на создание и (или) развитие активов, включая создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств;
20) государственные финансы - система отношений республиканского бюджета, местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, субъектов квазигосударственного сектора, внебюджетных фондов, возникающих при формировании, распределении, перераспределении активов и обязательств государственного сектора;
21) устойчивость государственных финансов - состояние государственных финансов, обеспечивающее финансирование реализации задач и функций государства с учетом его обязательств в долгосрочном периоде;
22) уточненный бюджет - утвержденный бюджет с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения;
23) показатели результатов - совокупность целевых индикаторов, конечных результатов, характеризующих деятельность государственного органа по реализации плана развития государственного органа, планов мероприятий или планов развития субъектов квазигосударственного сектора, планов развития области, города республиканского значения, столицы и (или) паспортов бюджетных программ, а также субъектов квазигосударственного сектора по реализации своих планов мероприятий или планов развития;
24) целевой индикатор - показатель, количественно измеряющий достижение цели плана развития государственного органа, плана мероприятий или плана развития субъекта квазигосударственного сектора, или плана развития области, города республиканского значения, столицы;
25) среднесрочный период - период, следующий за текущим финансовым годом, продолжительностью от года до пяти лет;
26) сбалансированность - соответствие принимаемых обязательств объемам планируемых бюджетных средств на уровне не более установленного проектом бюджета;
27) скорректированный бюджет - утвержденный (уточненный) бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных в ходе его исполнения на основании постановлений Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, решений акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
28) конечный результат - показатель паспорта бюджетной программы, качественно измеряющий достижение цели и (или) целевого индикатора плана развития государственного органа, плана развития области, города республиканского значения, столицы и (или) бюджетной программы в пределах предусмотренных бюджетных средств;
29) долгосрочный период - период, следующий за текущим финансовым годом, продолжительностью от пяти до тридцати лет.
2. Другие понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
Понятия других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При несовпадении определений понятий бюджетного законодательства Республики Казахстан с определениями понятий других отраслей законодательства Республики Казахстан применительно к бюджетным отношениям используются понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан.
Статья 4. Основные принципы бюджетной системы Республики Казахстан
Бюджетная система Республики Казахстан основывается на следующих основных принципах:
1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы с использованием единых процедур и технических решений бюджетного процесса в Республике Казахстан;
2) принцип устойчивости государственных финансов - формирование бюджетной политики, обеспечивающей финансирование реализации задач и функций государства с учетом его обязательств в долгосрочном и среднесрочном периодах;
3) принцип полноты - полнота отражения и учета в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех соответствующих поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;
4) принцип обоснованности - планирование и использование средств бюджета, Национального фонда Республики Казахстан и активов государства в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов;
5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений, отражение в бюджетной документации сведений за последние три отчетных финансовых года и на три года, предусмотренных утвержденным (уточненным) бюджетом на плановый период;
6) принцип эффективности - осуществление бюджетного процесса, планирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан исходя из необходимости достижения оптимального соотношения между расходами и результатами, обеспечивая реализацию государственных функций и качественное предоставление государственных услуг при минимальном объеме бюджетных средств;
7) принцип результативности - планирование и исполнение бюджета, использование средств Национального фонда Республики Казахстан, принятие административных и управленческих решений, ориентированных на достижение показателей результатов, предусмотренных планами развития государственных органов, планами развития областей, городов республиканского значения, столицы, планами развития или планами мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, или паспортами бюджетных программ;
8) принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;
9) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;
10) принцип транспарентности - открытость и доступность бюджетного процесса для общества, обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, сведений о государственных финансах, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и других документов, определенных настоящим Кодексом, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 5. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
1) Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
2) представительные органы - Парламент Республики Казахстан и маслихаты;
3) государственные органы;
4) органы государственного аудита и финансового контроля;
5) центральный уполномоченный орган по бюджетной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области бюджетной политики, в том числе в области развития бюджетной системы, управления государственными финансами и прогнозирования доходов, экономической политики, политики привлечения инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных инвестиционных проектов, межбюджетных отношений, государственного и гарантированного государством заимствования и долга, управления государственными активами, привлечения и в пределах компетенций, установленных настоящим Кодексом, использования грантов;
6) центральный уполномоченный орган по региональной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области формирования и реализации государственной политики в сфере регионального развития;
7) центральный уполномоченный орган по государственному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области государственного планирования и стратегических, контрольных, реализационных и регулятивных функций;
8) центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области бюджетного планирования, в пределах компетенции методологическое руководство по бюджетному планированию, а также выработку предложений по совершенствованию системы бюджетного планирования;
9) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и в пределах своей компетенции - местных бюджетов, внебюджетных фондов;
10) государственное казначейство - ведомство центрального исполнительного органа по исполнению бюджета, на которое возложены функции уполномоченного органа по казначейскому исполнению бюджета;
11) органы государственного казначейства - территориальные подразделения государственного казначейства;