|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
22.12.2016 Изменения-2017. Все об изменениях в налоговом законодательстве
Информация представлена на основе разъяснительных материалов органов государственных доходов РК, Закона РК от 30 ноября 2016 года № 26-VІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования», а также ряда других актов, которые вводятся в действие с 2017 года и будет обновляться по мере поступления новых данных
См.также: Сравнительную таблицу к отдельным положениям ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 30 ноября 2016 года № 26-VI (М. Овсянникова, налоговый консультант, профессиональный бухгалтер, член Национальной ассоциации налоговых и таможенных консультантов, 4 января 2017 г.)
ВИДЕОКУРС - Изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2017 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Корпоративный подоходный налог 2. Индивидуальный подоходный налог 4. Международное налогообложение 5. Международное взаимодействие по обмену информацией 6. Налог на добавленную стоимость 9. Налогообложение недропользователей 12. Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 13. Земельный налог и налог на имущество физических лиц 14. Специальные налоговые режимы (СНР) 15. Платы, сборы и другие платежи 16. Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах 17. Налоговое и таможенное администрирование 18. Мониторинг крупных налогоплательщиков 21. Предоставление налоговой отчетности и других сведений
1. Корпоративный подоходный налог
1.1 В целях реализации Программы рефинансирования ипотечных займов пункт 2 статьи 90 Налогового кодекса дополнен новым подпунктом 10), предусматривающим не признание доходом от снижения размеров провизий (резервов), созданных налогоплательщиком, имеющим право на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов), при уменьшении требований к должнику по ипотечному жилищному займу, который подлежит рефинансированию в рамках Программы, утвержденной Национальным Банком Республики Казахстан; 1.2 в целях снижения NPL и кредитования экономики продлены до 1 января 2027 года части вторая и третья пункта 1 статьи 99 Налогового кодекса (действали до 1 января 2018 года), предусматривающие для дочерней организации банка, приобретающие сомнительные и безнадежные активы родительского банка (ОУСА): - освобождение от налогообложения суммы дисконта по передаваемым неработающим активам от родительского банка ОУСА, а также в АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК), и снятие ограничения по кредитам, права требования по которым, передаются ОУСА, сроком выдачи до 1 января 2012 года (пункт 1-1 статьи 90 Налогового кодекса); - исключение из совокупного годового дохода ОУСА доходов ОУСА, включенных в совокупный годовой доход и перечисленных банку; 1.3 продлено действие части второй пункта 2 статьи 143 Налогового кодекса по освобождению от налогообложения доходов организации, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, при условии, что такие доходы получены от осуществления основных видов деятельности (статья 135-2 Налогового кодекса), а также по освобождению от обложения корпоративным подоходным налогом у источника выплаты вознаграждения по кредиту, выплачиваемому ФПК; 1.4 продлены нормы для банка до 1 января 2027 года: - по непризнанию доходом суммы дисконта по передаваемым неработающим активам от родительского банка дочерней организации, приобретающие сомнительные и безнадежные активы родительского банка (ОУСА), а также в АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК); - по исключению из совокупного годового дохода дохода от уступки права требования, полученного в связи с выкупом у ФПК, ранее уступленного ФПК (часть четвертая пункта 1 статьи 99 Налогового кодекса); - по отнесению на вычеты расходов по созданию провизий против сомнительных и безнадежных активов, предоставленных ОУСА (пункт 1-1 статьи 106 Налогового кодекса); 1.5 восстановлены нормы по исключению из совокупного годового дохода банков дохода от прощения безнадежной задолженности, совокупный годовой размер которой не превышает 10% от ссудного портфеля (новый подпункт 9) пункта 2 статьи 90 Налогового кодекса вместо аналогичной нормы - подпункт 8) данного пункта, действовавшей с 1 января 2014 года до 1 января 2016 года); 1.6 в целях защиты интересов депозиторов Законом предусмотрено освобождение от налогообложения доходов организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов (АО «КФГД»), полученные в результате размещения активов специального резерва, а также в виде неустойки, применяемой к банкам второго уровня за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору присоединения (подпункт 16) пункта 1 статьи 99 Налогового кодекса); 1.7 предусмотрено освобождение от налогообложения у источника выплаты дивидендов, выплачиваемых единому накопительному пенсионному фонду по размещенным пенсионным активам в целях исключения двойного налогообложения пенсионных накоплений вкладчиков (подпункт 2) пункта 2 статьи 143 Налогового кодекса).
2. Индивидуальный подоходный налог
2.1 В подпункт 13) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса внесены изменения предусматривающие, что не рассматриваются в качестве дохода физического лица страховые выплаты в качестве возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей, не только по договорам обязательного страхования работника от несчастных случаев, но и по договорам аннуитетного страхования; 2.2 в подпункте 29) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса уточнено освобождение от обложения ИПН доходов социально-уязвимых слоев населения от прекращения обязательств по кредитам, в том числе по основному долгу, вознаграждению, комиссии и неустойке (пени, штрафу); 2.3 пункт 3 статьи 155 Налогового кодекса дополнен подпунктом 29-3), которым установлено освобождение от ИПН дохода физического лица, полученного в рамках реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов, в виде: - прощения основного долга в части суммы ранее капитализированного вознаграждения, комиссии, неустойки (пени, штрафа); - прощения задолженности по вознаграждению, комиссии, неустойке (пени, штрафу); - уменьшения размера требования к заемщику по сумме основного долга ипотечного займа, полученного в иностранной валюте, в результате пересчета такой суммы в тенге с применением официального курса НацБанка по состоянию на 18 августа 2015 года; - дохода заемщика, который относится к социально уязвимым слоям населения в соответствии с законодательством РК о жилищных отношениях, в связи с оплатой за такое лицо финансовыми организациями государственной пошлины с подаваемого в суд искового заявления. Положения данного подпункта носят временный характер с 01.07.2016 года до 01.01.2027 года. При этом аналогичная редакция предусмотрена ретроспективно также в подпункте 29-1) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса, действовавшего с 01.01.2015 года до 01.07.2016 года; См. также: О введении налоговых льгот в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов; Касательно налоговых льгот в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов 2.4 в подпункте 24) пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса исключены слова «в другую местность» поскольку направление работника на обучение, повышение квалификации без оформления служебной командировки может быть осуществлено не только в другую местность, но и в пределах одной административно-территориальной единицы; 2.5 в статьях 67, 162, 364 Налогового кодекса предусмотрено объединение формы декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан (форма 200.00) с декларацией по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства (форма 210.00); 2.6 в пункте 2 статьи 180 Налогового кодекса уточнено, что рыночный курс обмена валют определяется в последний рабочий день, предшествующий дате совершения сделки по реализации имущества.
3.1 Ранее Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» от 18 ноября 2015 года № 412-V (далее - Закон по всеобщему декларированию) с 01.01.2017 года были предусмотрены изменения по структуре Раздела 6 Налогового кодекса (Индивидуальный подоходный налог), в том числе по порядку применения налоговых вычетов, включая дополнительные налоговые вычеты, и др. Кроме того, Законом по всеобщему декларированию был предусмотрен поэтапный переход на всеобщее декларирование: на первом этапе с 2017 года - государственными служащими, судьями, работниками национальных компаний управленческого и административного профиля, а также работниками бюджетных организаций; на втором этапе с 2020 года - всеми остальными физическими лицами. Законом в статью 11 Закона по всеобщему декларированию внесены изменения в части введения Закона по всеобщему декларированию в действие с 01.01.2020 года, т.е. предусмотрен перенос сроков декларирования в один этап с 2020 года. В связи с чем, все нормы, которые были ранее предусмотрены Законом по всеобщему декларированию с 01.01.2017 года, вводятся в действие с 01.01.2020 года; 3.2 в целях скорреспондирования сроков введения всеобщего декларирования с 01.01.2020 года, также внесены изменения в законы РК «О противодействии коррупции» и «О государственной службе в Республике Казахстан»; 3.3 в Закон по всеобщему декларированию внесены изменения, предусматривающие увеличение порога наличных денег, дебиторской, кредиторской задолженности, а также другого имущества, указываемых в декларации об активах и обязательствах, со 160-кратного МЗП до 500-кратного МЗП; 3.4 в пункт 2-2 статьи 272 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», внесены изменения предусматривающие снижение размера административного штрафа за несвоевременное представление физическими лицами декларации или неполное/недостоверное отражение сведений в декларации, совершенные повторно, с 30-кратного МРП до 3-кратного МРП.
4. Международное налогообложение
Пунктами 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса предусмотрено нововведение в части принятия органами государственных доходов электронных документов, подтверждающих резидентство. Данная норма была предложена в целях приведения норм казахстанского законодательства в соответствие с нормами международной практики налогообложения, которая предусматривает возможность принятия и выдачи налоговыми органами документа, подтверждающего резидентство, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В настоящее время, в соответствии со статьей 219 Налогового кодекса для применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, нерезидент обязан представить документ, подтверждающий резидентство, только на бумажном носителе с дипломатической (консульской) легализацией такого документа. Вместе с тем, в международной практике отдельные страны перешли на подтверждение резидентства только в электронном виде (без бумажного носителя) путем размещения на официальных сайтах компетентных органов. (Грузия, Испания, Молдова, Чехия и др.). Таким образом, с 1 января 2017 года в целях применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения органы государственных доходов должны принимать наравне с бумажным носителем электронный вариант документа, подтверждающего резидентство нерезидента. При этом если электронный документ размещен на официальном сайте компетентного органа иностранного государства, то апостиль не требуется. Следует обратить внимание на то, что срок хранения информации на официальном сайте компетентного органа иностранного государства с учетом законодательства иностранного государства может быть менее 5 лет. В том случае, когда истек срок хранения электронного документа, подтверждающего резидентство, в целях проверки и установления достоверности представленных документов, необходимо органам государственных доходов инициировать направление соответствующего запроса в иностранное государство. В настоящее время в КГД ведется работа по установлению перечня официальных сайтов компетентных органов иностранных государств.
5. Международное взаимодействие по обмену информацией
Как известно в декабре 2014 года ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (так называемая Страсбургская Конвенция), к которой присоединились 103 государства, в том числе 19 оффшорных юрисдикций. Ратификация и, соответственно, признание Казахстаном положений Страсбургской Конвенции создает правовую основу для обмена сведениями о доходах резидентов Республики Казахстан, полученных за границей, и взыскания сумм неуплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет с нерезидентов, проведения налогового контроля, которое увеличит налоговые поступления с доходов нерезидентов, полученных из источников в Республике Казахстан, и с доходов резидентов Республики Казахстан, полученных от внешнеэкономической деятельности. При этом Страсбургская Конвенция направлена на повышение эффективности практики обмена налоговой информацией между налоговыми службами стран - участниц данной Конвенции. Этот механизм имеет ряд значительных преимуществ по сравнению с действующими Конвенциями и Соглашениями: 1) Данная Конвенция позволяет взаимный обмен по всем видам налогов и любой информацией, касающейся налогоплательщиков стран - участниц. 2) Значительно упрощаются методы получения необходимой информации. Кроме письменных запросов, в рамках Страсбургской Конвенции появляется возможность автоматического обмена без отправки отдельных запросов и писем. 3) Положения данной Конвенции предусматривают взаимные обязательства стран-участниц по оказанию помощи на своей территории по вопросу взыскания налоговой задолженности. 4) Страсбургская Конвенция создает правовую основу для проведения одновременных налоговых проверок на территории каждой заинтересованной страны. Также, при необходимости, представители налоговой службы Казахстана могут принять участие в налоговых проверках, проводимых в стране-участнице Конвенции. В этой связи в целях создания правовой основы для исполнения Казахстаном положений вышеуказанного соглашения внесены поправки в Налоговый, Гражданский кодексы, законы о банках, о страховании, о рынке ценных бумаг, предусматривающие внедрение механизмов и инструментов обмена информацией в сфере налогообложения. Также одним из международных договоров, на основании которого будет осуществляться обмен информацией между компетентными органами является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством США о совершенствовании международной налоговой дисциплины (FATCA). В настоящее время разработаны Правила по предоставлению информации в КГД финансовыми институтами по отдельным банковским счетам и активам, которые проходят процедуру согласования с НБ и другими финансовыми институтами. Автоматический обмен информацией будет осуществляться посредством информационных систем КГД МФ РК на уровне центрального аппарата, т.е. работников КГД. Вместе с тем, все сведения, полученные в отношении резидентов Республики Казахстан, планируется направлять в тот орган государственных доходов, по месту которого данное лицо зарегистрировано в целях осуществления контрольных функций, возможного осуществления камерального контроля или в случаях предусмотренных законодательством проведения проверок.
6. Налог на добавленную стоимость (далее - НДС)
С целью освобождения от НДС заемных операций в соответствии с международной практикой в подпункт 20) статьи 248 Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие освобождение от НДС заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности вне независимости от формы собственности лица представляющего такой займ; 6.2 Определение даты совершения оборота при предоставлении (передаче) во временное владение и пользование имущества С целью упрощения порядка по определению даты совершения оборота пункт 2-3 статьи 237 Налогового кодекса исключается. С 2017 года дата совершения оборота при сдаче в аренду имущества будет определяться в соответствии с общими положениями по определению даты совершения оборота. 6.3 Отнесение в зачет суммы НДС по счету-фактуре Для целей уточнения в пункт 3 статьи 256 Налогового кодекса, внесены изменения, предусматривающие отнесение в зачет суммы НДС по выписанному счету-фактуре в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из дат: - дата получения товаров, работ, услуг; - дата выписки счета-фактуры; 6.4 Выписка счетов-фактур в электронном форме, в том числе поэтапный переход на обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме В 2015 году в статью 263 Налогового кодекса внесены изменения по установлению поэтапного перехода на обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме, а именно: - с 1 января 2016 года - обязательна выписка электронных счетов-фактур уполномоченными экономическими операторами; - с 1 июля 2016 года - обязательна выписка электронных счетов-фактур таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов; - с 1 января 2017 года - обязательна выписка электронных счетов-фактур всеми плательщиками НДС; В связи с принятым Республикой Казахстан обязательством перед государствами-членами ЕАЭС по созданию системы учета отслеживания товаров ВТО на базе ИС ЭСФ предусмотрен перенос поэтапного перехода на обязательную выписку ЭСФ: - с 1 января 2018 года - крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу; - с 1 января 2019 года - плательщики НДС; 6.5 в пункт 7 статьи 263 Налогового кодекса внесены изменения в части увеличения срока выписки счета-фактуры в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта; так, с 1 января 2017 года установлены следующие сроки по выписке счетов-фактур в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта: - на бумажном носителе - не позднее семи календарных дней, с даты совершения оборота по реализации; - в электронной форме - не позднее двадцати календарных дней после даты совершения оборота по реализации; 6.6 подпунктом 4) пункта 15 статьи 263 Налогового кодекса предусмотрено, что выписка счета-фактуры не требуется при представлении покупателю чека ККМ в случае реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет. Следовательно, у налогоплательщика при реализации товаров, работ, услуг оплата по которым производится платежной карточкой (безналично) возникает обязательство по выписке счета-фактуры. С целью уравнивания требований по выписке счета-фактуры при реализации за наличный расчет и безналичный расчет пункт 15 статьи 263 Налогового кодекса дополнен новым подпунктом 7), исключающий требование по выписке счета-фактуры при осуществлении расчетов с использованием платежных карточек посредством пост терминала. См.также: Об обязательном оформлении электронных счетов-фактур в 2016 - 2019 годах (К. Рахманов, аудитор РК, СIPA)
6.6. См.также: новшества по регистрационному учету по НДС
7.1 В целях приведения в соответствие норм Налогового кодекса с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) внесена уточняющая поправка предусматривающая применение нулевой ставки при перевозке грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении. Указанная поправка также повлияет на стимулирование международных перевозок грузов в международном железнодорожно-паромном сообщении, через Морской порт Актау. 7.2 С целью сокращения перечня документов, подтверждающих заправку горюче-смазочными материалами воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные перевозки исключен подпункт 3) и уточнена редакция подпункта 2) пункта 3 статьи 244-1 Налогового кодекса.
8.1 Пункт 1 статьи 12 Налогового кодекса дополнен понятиями: 25-1) «изделия с нагреваемым табаком» и 45-2) «электронные сигареты»; 8.2 в подпункт 1) пункта 4 статьи 280 Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие поэтапное повышение ставок акцизов. Так акциз на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала, пива и пивного напитка) на литр 100% спирта составит в 2017 году - 2000 тенге, 2018 году - 2275 тенге, в 2019 году - 2 550 тенге, акциз на пиво и пивные напитки за 1 литр в 2017 году - 39 тенге, в 2018 году - 48 тенге, в 2019 году - 57 тенге. Кроме того, предусмотрено увеличение ставок акцизов на табачные изделия (сигареты с фильтром¸ сигареты без фильтра, папиросы) за 1000 штук, которые составят в 2017 году - 6200 тенге, в 2018 году - 7500 тенге, в 2019 году - 8700 тенге; 8.3 в целях избежания двойного налогообложения и усиления конкурентоспособности отечественных производителей при экспорте алкогольной продукции установлена нулевая ставка акциза на спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов или более, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции. 8.4 в целях приведения в соответствие с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур» от 29 марта 2016 года в пункты 4, 5 и 6 статьи 574 Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие перевод постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, с заявительного порядка на уведомительный; 8.5 в пункты 5-1, 5-2, 5-3, 5-4, 5-6, 5-7, 5-8 и 6 статьи 653 Налогового кодекса внесено изменение, предусматривающее введение обязательства о целевом использовании учетно-контрольных марок при импорте алкогольной продукции в Республику Казахстан для импортеров алкогольной продукции из третьих стран. При этом, вышеуказанное обязательство будет обеспечиваться не только путем внесения денег на счет временного размещения денег территориального подразделения уполномоченного органа по областям, городам республиканского значения и столицы, но также любым из следующих способов по выбору импортера: - банковской гарантией; - поручительством; - залогом имущества; 8.6 в пункт 10 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» внесено изменение, согласно которому требование по минимальному использованию производственных мощностей не распространяется на квартал, в котором получена (возобновлена) лицензия; 8.7 статья 1 Закона Республики Казахстан от 12 июня 2003 года «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» (далее - Закон о табачных изделиях) дополнена понятиями: 1-2) «персональный идентификационный номер-код» и 7) «табачные изделия»; 8.8 статья 11 Закона о табачных изделиях дополнена пунктом 3, предусматривающим обязанность лиц, осуществляющих производство и (или) импорт табачных изделий, предоставлять заявки в порядке, определенном правилами присвоения ПИН-кодов на табачные изделия; 8.9 в подпункт 4) пункта 2 статьи 3 Закона о табачных изделиях внесено изменение, согласно которому государственное регулирование производства и оборота табачных изделий включает установление минимальных розничных цен не только на сигареты с фильтром, но и на сигареты без фильтра и папиросы. При этом подпунктом 4-2) статьи 4 Закона о табачных изделиях компетенция Правительства Республики Казахстан дополнена в части установления минимальных розничных цен на сигареты без фильтра и папиросы; 8.10 статья 5 Закона о табачных изделиях дополнена подпунктом 5-5), согласно которому уполномоченный орган в области государственного регулирования производства и оборота табачных изделий разрабатывает и утверждает правила присвоения ПИН-кодов на табачные изделия; 8.11 в подпункте 4) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (далее - Закон о нефтепродуктах) изменено понятие «контрольные приборы учета»; 8.12 в часть первую пункта 4 статьи 21 и часть вторую пункта 1 статьи 22 Закона о нефтепродуктах, внесены изменения, согласно которым структурные подразделения уполномоченного органа в области государственного материального резерва (при выпуске нефтепродуктов из государственного материального резерва) в цепочке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов приравниваются к производителям, поставщикам нефти и импортерам.
9. Налогообложение недропользователей
9.1 В целях приведения в соответствие с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» внесено изменение в подпункт 1) пункта 3 статьи 112 Налогового кодекса, согласно которому расходами на обучение казахстанских кадров, признаются: - суммы, направленные на обучение, повышение квалификации и переподготовку граждан Республики Казахстан; - средства, перечисленные в государственный бюджет на обучение, повышение квалификации и переподготовку граждан Республики Казахстан; - фактические расходы, понесенные налогоплательщиком в целях выполнения обязанности недропользователя в соответствии с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» в части финансирования подготовки и переподготовки граждан Республики Казахстан в виде приобретения по представленному местными исполнительными органами области, городов республиканского значения, столицы и согласованному с компетентным органом перечню товаров, работ и услуг, необходимых для улучшения материально-технической базы организаций образования, осуществляющих на территории соответствующей области, городов республиканского значения, столицы подготовку кадров по специальностям, непосредственно связанным со сферой недропользования; 9.2 в пункте 10 статьи 310 Налогового кодекса исключены несоответствия с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», согласно которому первичная переработка предусматривается только для минерального сырья. Также установлено, что в случае если в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении газ приобретается национальным оператором в рамках преимущественного права государства по ценам, утвержденным уполномоченным органом, то доход от реализации такого газа определяется в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса; 9.3 в статью 318 Налогового кодекса внесено уточнение процедуры объявления коммерческого обнаружения. Для целей Налогового кодекса объявление о коммерческом обнаружении означает утверждение запасов полезных ископаемых уполномоченным для этих целей государственным органом на соответствующей контрактной территории; также, учитывая, что бонус коммерческого обнаружения уплачивается недропользователем, не только в ходе проведения дополнительной разведки месторождения, а также при пересчете запасов полезных ископаемых, внесены соответствующие изменения в статьи 319 и 323 Налогового кодекса; соответственно, уточнено понятие «коммерческое обнаружение», установленное подпунктом 54) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»; 9.4 во избежание различного понимания сроков и порядка уплаты платежей по возмещению исторических затрат внесены изменения в статьи 327, 328 Налогового кодекса. Так, сумма исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории и разведку месторождений, рассчитывается уполномоченным для этих целей государственным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и подлежит уплате в бюджет: 1) в виде платежа по возмещению исторических затрат в размере, установленном соглашением о конфиденциальности, за минусом платы за приобретение геологической информации, находящейся в государственной собственности; 2) в виде платы за приобретение геологической информации, находящейся в государственной собственности, в размере, установленном соглашением о конфиденциальности. Кроме того, если общий размер платежа по возмещению исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории и разведку месторождений, составляет сумму, превышающую 10000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату заключения соглашения о конфиденциальности, платеж по возмещению исторических затрат уплачивается недропользователем ежеквартально не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, равными долями в течение периода продолжительностью, не превышающей срок действия контракта, но не более десяти лет; 9.5 в статью 342 Налогового кодекса внесены изменения по налогу на добычу полезных ископаемых на подземные воды, в том числе: - конкретизированы направления использования добытых подземных вод с учетом действующего законодательства; - снижены ставки на подземные воды, добытые недропользователем, являющимся санаторно-курортной организацией (санаторий, профилакторий) и (или) детским оздоровительным лагерем (0,003 МРП, 6,36 тенге); - установлен порядок определения ставки при отсутствии раздельного учета добытой подземной воды; Учитывая, что данная норма вводится ретроспективно (с 1 января 2016 года), необходимо пересмотреть ранее направленные уведомления и результаты проверок. 9.6 в статьи 84, 111, 310 Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие освобождение от КПН доходов, полученных при списании задолженности стратегическими партнерами национального оператора в области нефти и газа по инвестиционному финансированию в случае отсутствия коммерческого обнаружения по разведываемым месторождениям; Статья 1 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» дополнена подпунктом 120) предусматривающим определение понятию «120) инвестиционное финансирование»; 9.7 урегулированы вопросы, связанные с получением Республикой Казахстан Доли по разделу продукции. Так пункт 1 статьи 12 Налогового кодекса дополнен подпунктом 27-1), предусматривающим понятие «27-1) получатель от имени государства». Отдельно новой статьей 308-2 Налогового кодекса регламентирован порядок исполнения налогового обязательства в натуральной форме по роялти и доле Республики Казахстан по разделу продукции, в том числе: - установлены условия, когда исполнение налогового обязательства по уплате роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции в денежной форме может быть заменено на натуральную форму временно, полностью или частично; - определен налоговый период по исполнению налогового обязательства в натуральной форме (календарный квартал); - определен порядок представления налоговой отчетности; Определение объема полезных ископаемых, передаваемых в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме, исчисление его в денежном выражении, а также их реализация осуществляются в порядке исполнения обязательства в натуральной форме, установленном Правительством Республики Казахстан. Соответственно внесены изменения в статью 346 Налогового кодекса.
Определение дохода от реализации газа национальному оператору Установлено, что в случае если в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении газ приобретается национальным оператором в рамках преимущественного права государства по ценам, утвержденным уполномоченным органом, то доход от реализации такого газа определяется в соответствии со статьей 86 «Доход от реализации» Налогового кодекса.
10.1. С 2016 года специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства. Ранее данный режим применяли исключительно юридические лица-сельхозтоваропроизводители. Вместе с тем, не были установлены ставки социального налога для таких крестьянских и фермерских хозяйств, перешедших на применение вышеуказанного режима налогообложения - действуют ставка: для плательщиков ЕЗН для КФХ - 20% от МРП за каждого члена и главу КХ, в общеустановленном порядке налогообложения - 2 МРП за главу и членов крестьянского или фермерского хозяйства, по 1 МРП за работников. В целях решения данного вопроса внесены поправки в главу 47 Налогового кодекса, устанавливающие обязанность по уплате социального налога крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции по ставке 11 процентов; 10.2. уточнен порядок определения налоговых обязательств по социальному налогу по всем категориям налогоплательщиков (объект обложения, применение соответствующих ставок).
В целях исключения обложения специальных автомобилей, классифицируемых в соответствии с Классификатором основных фондов в качестве зданий, пункт 2 статья 366 дополнен подпунктом 4), в соответствии с которым с 1 января 2017 года не будут рассматриваться в качестве объектов налогообложения налогом на транспортные средства специальные автомобили, являющиеся объектом обложения налогом на имущество.
12. Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
12.1. Отложено введение нормы с 2017 на 2019 год, согласно которой налогоплательщики, производящие для различных целей оценку имущества в соответствии с законодательством об оценочной стоимости, должны будут определять налоговую базу в размере переоцененной (рыночной) стоимости, но не ниже его среднегодовой балансовой стоимости, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; 12.2. в целях сокращения расходов республиканского бюджета по механизму выплаты «платы за доступность», предусматривающей возмещение инвестиционных и эксплуатационных затрат концессионеров из средств государственного бюджета, в том числе уплаченных ими налогов, внесены изменения в статью 396 Налогового кодекса по освобождению концессионеров от уплаты налога на имущество по объектам концессии, права владения, пользования на которые переданы по договору концессии с применением платы за доступность по концессионным проектам особой значимости, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан, при условии превышения стоимости объектов концессии 50 000 000-кратного размера МРП.
13. Земельный налог и налог на имущество физических лиц
(внесены изменения в ЗРК от 03.12.2015г. № 432-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» со сроком введения с 01.01.2017г.)
13.1. В статьи 391 и 409 Налогового кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми исчисление земельного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц будет производиться налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом. При этом уплата в бюджет налогов будет производиться не позднее 1 октября года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание 1. Корпоративный подоходный налог2. Индивидуальный подоходный налог3. Всеобщее декларирование4. Международное налогообложение5. Международное взаимодействие по обмену информацией6. Налог на добавленную стоимость7. Возврат НДС8. Акцизы9. Налогообложение недропользователей10. Социальный налог11. Налог на транспорт12. Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей13. Земельный налог и налог на имущество физических лиц14. Специальные налоговые режимы (СНР)15. Платы, сборы и другие платежи16. Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах17. Налоговое и таможенное администрирование18. Мониторинг крупных налогоплательщиков19. Аудит20. Рассмотрение жалоб на уведомление о результатах проверки и (или) уведомление об устранении нарушений21. Предоставление налоговой отчетности и других сведений |