Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 15 декабря 2022 года № 500
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
В соответствии с пунктом 2-1) статьи 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог».
2. Признать утратившими силу приказа и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 сентября 2013 года № 373 «Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8819).
3. Департаменту технического и профессионального образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
и.о. министра просвещения Республики Казахстан | Ш. Каринова |
«СОГЛАСОВАН»
Министерство труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
Утвержден приказом
и.о. министра просвещения
Республики Казахстан
от 15 декабря 2022 года № 500
Профессиональный стандарт «Педагог»
Глава 1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт «Педагог» (далее - Стандарт) разработан в соответствии с пунктом 2-1) статьи 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан и определяет требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда педагогов всех уровней образования, за исключением высшего и послевузовского образования.
2. Стандарт:
1) описывает содержание педагогической деятельности, требования к уровню его подготовки;
2) является основой для разработки образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, переподготовки специалистов из других сфер деятельности;
3) описывает компетенции профессионального восхождения от подготовки и вхождения в профессию до педагогического мастерства;
4) формирует основание для соотнесения трудовой деятельности конкретного педагога и профессионально признанного эталона практики;
5) предоставляет педагогу возможности для профессионального развития собственной карьеры;
6) является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития педагога;
7) предоставляет педагогу возможность развивать лидерские качества в преподавании, обучении и воспитании, активно реагируя на изменения и инновационные процессы;
8) является навигатором профессионального развития педагогов.
3. Область применения Стандарта:
1) обеспечение единого понимания профессиональных компетенций педагога и информирование заинтересованных сторон общества;
2) определение целей и содержания программ профессионального обучения;
3) описание профессиональных компетенций педагога в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
4) развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагога;
5) установление и оценка уровней квалификационных требований и трудовых функций педагога;
6) управление изменениями и адаптация содержания собственной педагогической деятельности.
4. В настоящем Стандарте применяются следующие основные термины и определения:
1) профессиональная деятельность (трудовая функция) - набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких трудовых задач;
2) практика преподавания/воспитания и обучения - деятельность педагога по реализации целей обучения и воспитания, направленная на организацию образовательного процесса обучающихся/воспитанников, планомерную систематическую помощь в овладении содержанием образования и формирования необходимых качеств личности; 3) инновационный процесс - комплексная деятельность, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств в системе образования;
4) проактивность - навык, который помогает расставлять приоритеты и не поддаваться импульсивным реакциям;
5) безопасная образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни организации образования, представляющая собой совокупность всех позитивных возможностей обучения, воспитания и развития личности.
5. В настоящем Стандарте используются следующие сокращения:
ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
КС - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
ОРК - отраслевая рамка квалификаций.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
6. Наименование профессионального стандарта: «Педагог»
Цель разработки профессионального стандарта: установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценки уровня квалификации педагогов, проведения аттестации, формирования должностных инструкций, сертификации и подтверждения квалификации, подготовки кадров.
Стандарт определяет основы для образовательных программ подготовки, повышения квалификации педагога и возможности для непрерывного профессионального обучения, приоритеты в переподготовке специалистов из других сфер деятельности, способствует поддержке практики преподавания/воспитания и обучения педагога, профессиональной приверженности, общественного доверия и уважения, развивать лидерство педагога в преподавании/обучении и воспитании в профессиональном сообществе.
7. Профессиональная группа:
Специалисты-профессионалы в области образования.
8. Профессиональная подгруппа:
инженерно-педагогические работники колледжей и других организаций технического и профессионального образования (преподаватель колледжа);
учителя средней школы (педагог школы);
учителя в начальной школе и воспитатели в дошкольном образовании (воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения);
другие специалисты-профессионалы в области образования.
9. Общая характеристика профессиональной деятельности педагогов содержит рамку профессиональных компетенций педагога, согласно приложению 1 к настоящему приказу.
10. Критерии компетентности педагогов по квалификационным категориям, структурированные по принципу наращивания определяется, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
Глава 3. Карточки профессии
Карточки професий приводятся в приложении к настоящему профессиональному стандарту.
11. Перечень профессий:
1) воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения - 5-6 уровни по ОРК, согласно приложению 3 к настоящему приказу;
2) педагоги школы - 4-7 уровни по ОРК, согласно приложению 4 к настоящему приказу;
3) преподаватель организации технического и профессионального, послесреднего образования - 6 уровень по ОРК, согласно приложению 5 к настоящему приказу;
4) мастер производственного обучения - 5-6 уровни по ОРК, согласно приложению 6 к настоящему приказу;
5) педагог дополнительного образования - 6 уровень по ОРК, согласно приложению 7 к настоящему приказу;
6) специальный педагог - 6 уровень по ОРК, согласно приложению 8 к настоящему приказу;
7) педагог-психолог - 6-7 уровни по ОРК, согласно приложению 9 к настоящему приказу;
8) социальный педагог - 6 уровень по ОРК, согласно приложению 10 к настоящему приказу.
Приложение 1 к
профессиональному стандарту «Педагог»
Рамка профессиональных компетенций педагога
Компетенции | Критерии | Индикаторы |
1. Профессиональные ценности Выполняет свою профессиональную деятельность на основе уважения и ответственности, честности и справедливости | 1.1 Приверженность профессии педагога | 1.1.1 Проявляет убежденность в способности всех обучающихся/воспитанников достигать образовательных целей. 1.1.2 Демонстрирует преданность к профессии педагога. 1.1.3 Руководствуется в своей деятельности действующими нормативными правовыми актами. |
1.2 Гражданственность | 1.2.1 Выражает приверженность национальным и культурным ценностям Казахстана. 1.2.2 Проявляет уважение к глобальному культурному и языковому разнообразию. 1.2.3 Интегрирует богатство казахской культуры и языка, других культур и языков народа Казахстана в процесс обучения и воспитания. 1.2.4 Соблюдает принципы академической честности и нулевой терпимости к коррупции. |
1.3 Соблюдение профессиональной этики | 1.3.1 Проявляет уважение к личности обучающихся/воспитанников и их родителям/законным представителям. 1.3.2 Руководствуется профессионально-этическими нормами. |
1.4 Ответственность | 1.4.1 Несет ответственность за поддержание и развитие своего профессионального уровня. 1.4.2 Проявляет ответственность за академическую успешность и воспитание обучающихся/воспитанников. 1.4.3 Содействует обеспечению безопасности обучающихся/воспитанников в рамках своих компетенций. 1.4.4 Разделяет ответственность педагогического сообщества за образовательный и воспитательный процесс. |
1.5 Проактивность | 1.5.1 Проявляет проактивность по отношению к изменениям и внедряет инновации по улучшению образовательного и воспитательного процесса. 1.5.2 Управляет рисками в обучении и воспитании обучающихся/воспитанников. 1.5.3 Обладает навыками саморегуляции, стрессоустойчивости. |
2. Профессиональные знания Понимает педагогические подходы качественного обучения на основе знаний стратегических документов в области образования, культурных ценностей и теории обучения | 2.1 Знание и использование в преподавании, обучении и воспитании индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников | 2.1.1 Понимает возрастные, личностные, социокультурные особенности обучающихся/воспитанников. 2.1.2 Владеет стратегиями создания инклюзивной среды и вовлечения обучающихся/воспитанников в процесс обучения и воспитания. 2.1.3 Знает и владеет теоретическими знаниями и практическими навыками эффективного преподавания в полиязычной среде, обеспечивающей качественное усвоение предмета, языка и культурных ценностей. Владеет языком преподавания на профессиональном уровне C1; 2.1.4 Выстраивает процесс преподавания, обучения, воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников. |
2.2 Знание предмета, методики его преподавания и инструментов оценивания обучающихся/воспитанников | 2.2.1 Демонстрирует знание предмета/предметной области. 2.2.2 Проявляет понимание основ учебной и образовательной программы. 2.2.3 Владеет методами оценивания при разработке, планировании и проведении урока/занятия. 2.2.4 Владеет методами обучения и воспитания в соответствии с особенностями познавательного процесса обучающегося/воспитанника. 2.2.5 Владеет эффективными стратегиями формирования у обучающихся/воспитанников навыков применения знаний в повседневной жизни. 2.2.6 Применяет информационные технологии в учебном процессе для расширения возможностей обучения и воспитания. |
1.3. Практика преподавания/ обучения и воспитания Планирует образовательный процесс, организует безопасную, благоприятную среду для всех обучающихся/воспитанников и обеспечивает достижение целей обучения и воспитания | 3.1 Планирование процесса преподавания/обучения и воспитания | 3.1.1 Планирует образовательный процесс в соответствии с целями обучения и воспитания. 3.1.2 Подбирает технологии обучения/воспитания и стратегии оценивания в соответствии с целями обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося/воспитанника. 3.1.3 Вовлекает коллег, обучающихся/воспитанников и родителей/законных представителей в образовательный процесс. |
3.2 Создание безопасной, благоприятной обучающей и развивающей среды | 3.2.1 Обеспечивает безопасную образовательную среду. 3.2.2 Создает атмосферу поддержки каждого обучающегося/воспитанника на уроке/занятии. 3.2.3 Обеспечивает благоприятные инклюзивные условия развития и мотивацию обучающегося/воспитанника. 3.2.4 Обеспечивает безопасное и этичное пребывание обучающегося/воспитанника в цифровой среде. |
3.3 Реализация процесса обучения и воспитания | 3.3.1 Добивается достижения цели обучения и воспитания на уроке/занятии. 3.3.2 Мотивирует обучающихся/воспитанников к высоким результатам обучения и воспитания и поддерживает их в этом. 3.3.3 Использует технологии обучения/воспитания в соответствии с целями обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося/воспитанника. |
3.4 Оценивание образовательных достижений обучающихся/воспитанников | 3.4.1 Использует разнообразные инструменты оценивания. 3.4.2 Применяет результаты оценивания для улучшения практики преподавания. 3.4.3 Предоставляет своевременную, эффективную обратную связь по результатам оценивания. 3.4.4 Проводит постоянный мониторинг учебных достижений обучающихся/воспитанников. 3.4.5 Обеспечивает соблюдение принципов академической честности при проведении оценивания. |
3.5 Сотрудничество в процессе обучения и воспитания | 3.5.1 Взаимодействует с родителями/законными представителями для построения индивидуальной траектории развития обучающегося/воспитанника. 3.5.2 Сотрудничает с коллегами в рамках профессиональных сообществ и заинтересованными сторонами для улучшения образовательного процесса. |
2.4. Профессиональное развитие Управляет собственным профессиональным ростом и развивает компетенции для эффективной педагогической деятельности | 4.1 Рефлексия собственной практики и практики коллег | 4.1.1 Анализирует собственную практику и практику коллег. 4.1.2 Определяет области развития собственной практики во взаимодействии с коллегами. 4.1.3 Планирует непрерывное улучшение собственной практики. 4.1.4 Оценивает эффективность изменений собственной практики во взаимодействии с коллегами, профессиональным сообществом и родительской общественностью. |
4.2 Управление качеством саморазвития и стремление к лидерству | 4.2.1 Проводит анализ своих профессиональных компетенций вместе с коллегами. 4.2.2 Устанавливает эффективные пути развития своих профессиональных знаний, навыков и компетенций. 4.2.3 Отслеживает результативность своих профессиональных достижений. 4.2.4 Распространяет свой опыт, участвует в исследованиях практики коллег и оказывает профессиональную поддержку начинающим педагогам и педагогическому сообществу. |
Приложение 2 к
профессиональному стандарту «Педагог»
Критерии компетентности педагогов по квалификационным категориям, структурированные по принципу наращивания
Критерии компетентности | Педагог-стажер/ педагог | Педагог-модератор | Педагог-эксперт | Педагог-исследователь | Педагог-мастер |
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ |
1.1 Приверженность профессии педагога 1.2 Гражданственность 1.3 Соблюдение профессиональной этики 1.4 Ответственность 1.5 Проактивность |
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ |
2.1 Знание и использование в преподавании, обучении и воспитании индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников | Демонстрирует знание современных подходов педагогики и психологии для индивидуального развития обучающихся/воспитанников | Демонстрирует знание стратегий отслеживания индивидуального прогресса обучающихся/воспитанников | Выбирает индивидуальный образовательный маршрут обучающихся/воспитанников на основе диагностики | Проектирует индивидуальную траекторию развития обучающихся/ воспитанников | Разрабатывает программы и методику обучения и воспитания на основе индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников |
2.2 Знание предмета, методики его преподавания и инструментов оценивания обучающихся/воспитанников | Умеет ставить образовательные задачи, осуществляет поурочное планирование, владеет различными методами, стратегиями преподавания и инструментами оценивания | Умеет планировать учебные занятия, выбирает методы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников | Выбирает подходящие технологии и стратегии преподавания/ организации деятельности, оценивания с учетом трудностей усвоения | Проектирует процесс обучения/воспитания на основе индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников | Разрабатывает методику преподавания предмета/ дисциплины/ деятельности для успешного усвоения обучающимися/воспитанниками |
3.3. ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ/ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ |
3.1 Планирование процесса преподавания/обучения и воспитания | Планирует под руководством наставника урок/занятие/деятельность на основе целей обучения | Планирует урок/занятие/деятельность с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся/воспитанников и определяет необходимые методики и инструменты оценивания | Планирует процесс преподавания/обучения и воспитания с учетом индивидуальных способностей на основе межпредметного/ междисциплинарного подхода, анализа технологий и стратегий оценивания | Планирует содержание процесса преподавания/обучения и воспитания с использованием результатов исследования практики | Планирует содержание процесса преподавания/обучения и воспитания на основе авторской программы |
3.2 Создание безопасной и благоприятной образовательной и развивающей среды | Соблюдает нормы безопасной и благоприятной образовательной / развивающей среды, этические нормы в своей работе | Поддерживает безопасную и благоприятную образовательную/развивающую среду, применяет этические нормы в своей работе | Обеспечивает безопасную и благоприятную образовательную/ развивающую среду, руководствуется высокими этическими нормами в своей работе | Управляет безопасной и благоприятной образовательной/развивающей средой, поддерживает коллег в понимании этических норм | Транслирует эффективный опыт по созданию безопасной и благоприятной образовательной/ развивающей среды, является примером соблюдения этических норм |
3.3 Реализация процесса обучения и воспитания | Проводит урок/занятие/деятельность с учетом принципов познавательного/образовательного процесса и достигает ожидаемых результатов | Проводит урок/занятие/деятельность с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся/воспитанников на основе подходящих методик и инструментов оценивания для достижения ожидаемых результатов | Применяет межпредметные/ междисциплинарные связи, технологии и стратегии оценивания и учитывает индивидуальные способности и потребности | Реализует интегрированный процесс преподавания/ обучения/ воспитания на основе авторских технологий и стратегий оценивания | Реализует интегрированный процесс преподавания/ обучения/ воспитания с учетом результатов исследований практики |
3.4 Оценивание образовательных достижений обучающихся/воспитанников | Информирует родителей/ законных представителей о результатах преподавания/ обучения/ воспитания, обсуждает с коллегами успеваемость/ развитие обучающихся/воспитанников | Обсуждает с обучающимися/воспитанниками и родителями/ законными представителями результаты преподавания/ обучения/ воспитания и пути улучшения | Оценивает и отслеживает прогресс и развитие способностей, обучающихся/ воспитанников | Разрабатывает для педагогического сообщества рекомендации по использованию результатов мониторинга развития обучающихся/воспитанников | Транслирует опыт эффективного сотрудничества по развитию обучающихся/воспитанников в педагогическом сообществе |
3.5 Сотрудничество в процессе преподавания/обучения и воспитания | Взаимодействует с наставником и коллегами с целью повышения своего профессионального уровня | Активно вовлечен во взаимодействие с коллегами в вопросах планирования преподавания/ обучения/ воспитания, устанавливает доверительные отношения с родителями/законными представителями | Инициирует профессиональное общение с коллегами в вопросах планирования преподавания/ обучения/ воспитания, выстраивает доверительные отношения с родителями/законными представителями | Инициирует профессиональные дискуссии с коллегами и поддерживает доверительные отношения с родителями/законными представителями | Создает сетевые профессиональные сообщества и вовлекает в них родителей/законных представителей, экспертов и другие заинтересованные лица |
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
4.1 Рефлексия собственной практики и практики коллег | Изучает лучшие педагогические практики с учетом принципов познавательного/образовательного процесса | Анализирует собственную практику и актуальные результаты практики коллег, учитывающих индивидуальные способности и потребности обучающихся/ воспитанников | Оценивает результаты собственной практики и актуальные исследования коллег по развитию индивидуальных способностей и потребностей обучающихся/ воспитанников | Разрабатывает методику индивидуального обучения/воспитания на основе актуальных исследований | Проектирует единую стратегию индивидуального обучения/ воспитания обучающихся/воспитанников |
4.2 Управление качеством саморазвития и стремление к лидерству | Определяет собственные потребности в улучшении практики преподавания/воспитания и обучения, взаимодействует с коллегами | Анализирует развитие собственной практики преподавания/воспитания и обучения и практики коллег | Оценивает причинно-следственные связи в собственной практике и практике коллег | Исследует урок/занятие/деятельность вместе с коллегами и распространяет результаты исследования для улучшения практики обучения/воспитания в организации образования | Координирует исследования в организации образования, распространяет результаты в педагогическом сообществе, поддерживает коллег в профессиональном развитии |
Приложение 3 к
профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог. Воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения» |
Код: | 236 |
Код группы: | 2362 |
Профессия: | Воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения |
Другие возможные наименования профессии: | Воспитатель |
Квалификационный уровень по ОРК: | 5 |
Основная цель деятельности | Организация пребывания детей в дошкольной организации, проектирование и проведение организованной детской деятельности, контроль их безопасности и состояния здоровья |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление воспитательно-образовательного процесса. |
2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников. |
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в разработке и реализации образовательных программ. |
2. Самообразование. |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление воспитательно-образовательного процесса | Задача 1: планирование воспитательно-образовательного процесса | Знания: 1. Методик дошкольного воспитания и обучения. 2. Возрастных, психологических, физиологических особенностей детей дошкольного возраста. 3. Требований к обеспечению санитарно-гигиенических условий. |
Умения и навыки: 1. Составлять циклограммы. 2. Руководить основными видами деятельности воспитанников. 3. Использовать методики и технологии обучения, формы, методы и приемы воспитательно-образовательного процесса. 4. Создавать социально-психологические и педагогические условия для воспитания и обучения детей. 5. Создавать безопасную предметно-пространственную развивающую среду. |
Задача 2: организация воспитательно-образовательного процесса | Знания: 1. Нормативных правовых актов, регламентирующих систему дошкольного воспитания и обучения. 2. Норм педагогической этики. 3. Теоретических основ возрастной физиологии, возрастной и общей психологии |
Умения и навыки: 1. Обеспечивать безопасность и благополучие воспитанников. 2. Осуществлять воспитание и обучение воспитанников. 3. Пользоваться техническими средствами обучения для организации игровой деятельности. 4. Сотрудничать с родительской общественностью. 5. Взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольной организации, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник). |
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников | Задача 1: проведение мониторинга уровня развития воспитанников | Знания: 1. Методики подсчета результатов диагностики уровня развития умений и навыков у детей дошкольного возраста. 2. Правил проведения стартового, промежуточного и итогового мониторинга. |
Умения и навыки: 1. Изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему помощь. 2. Использовать цифровые ресурсы для проведения мониторинга. 3. Составлять индивидуальную программу на основе мониторинга для детей с особыми образовательными потребностями. |
Профессиональная деятельность 3. Осуществление методической деятельности | Задача 1: разработка образовательных программ и методических пособий | Знания: 1. Требований, предъявляемых к разработке образовательных программ. 2. Критериев оценивания качества образовательных программ и методических пособий. |
Умения и навыки: 1. Подбирать достоверную и актуальную информацию в соответствии с возрастом детей. 2. Оценивать качество содержания образовательных программ и методических пособий. 3. Принимать участие в разработке образовательных программ и методических пособий. |
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | Знания: 1. Правил и условий проведения аттестации педагогов, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13317). |
Умения и навыки: 1. Выстраивать траекторию своего профессионального развития. 2. Осуществлять профессиональное саморазвитие. |
Задача 3: обобщение лучших педагогических практик | Знания: 1. Алгоритма, форм, методов выявления, изучения, обобщения опыта. 2. Методик обобщения и распространения лучших практик. |
Умения и навыки: 1. Обобщать опыт. |
Требования к личностным компетенциям | Порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2361 | Педагог начальной школы |
2373 | Педагоги дополнительного образования |
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - | | |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: техническое и профессиональное, послесреднее образование, высшее и послевузовское образование | Специальность: 01120100 Дошкольное воспитание и обучение 6B01 Педагогические науки | Квалификация: 4S01120102 Воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения 6В012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения |
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог. Воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения» |
Код: | 236 |
Код группы: | 2362 |
Профессия: | Воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения |
Другие возможные наименования профессии: | Воспитатель |
Квалификационный уровень по ОРК: | 6 |
Основная цель деятельности | Организация пребывания детей в дошкольной организации, проектирование и проведение игр и занятий с детьми, контроль их безопасности и состояния здоровья, осуществление наставничества и определение приоритетов профессионального развития, разработка развивающих программ. |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление воспитательно-образовательного процесса. |
2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников. |
3. Осуществление научно-методической деятельности. |
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Разработка авторских образовательных программ, УМК. |
2. Участие в разработке нормативных правовых актов. |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление воспитательно-образовательного процесса | Задача 1: планирование воспитательно-образовательного процесса | Знания: 1. Психологических и физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста. 2. Методов исследования игровой деятельности. 3. Требований к обеспечению санитарно-гигиенических условий содержания воспитанников. 4. Педагогических подходов по созданию развивающей предметно-пространственной среды. |
Умения и навыки: 1. Составлять циклограммы. 2. Руководить основными видами детской деятельности. 3. Успешно решать задачи воспитательно-образовательного процесса с достижением прогресса в развитии детей. 4. Создавать безопасную предметно-пространственную развивающую среду и эффективно ее использовать. |
Задача 2: организация воспитательно-образовательного процесса | Знания: 1. Нормативно-правовых актов, регламентирующих систему дошкольного воспитания и обучения. 2. Норм педагогической этики. 3. Теоретических основ возрастной физиологии, возрастной и общей психологии. 4. Эффективных форм и методов работы с родителями. |
Умения и навыки: 1. Обеспечивать безопасность и благополучие воспитанников. 2. Осуществлять воспитание и обучение воспитанников. 3. Применять современные методики, новые подходы, эффективные формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 4. Использовать возможности многофункциональной развивающей среды 5. Применять цифровые технологии в профессиональной деятельности. 6. Взаимодействовать с родительской общественностью. 7. Взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольной организации, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник). 8. Развивать исследовательские навыки детей. 9. Участвовать в современных исследованиях и разработках в области дошкольного воспитания и обучения. |
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников | Задача 1: проведение мониторинга уровня развития воспитанников | Знания: 1. Механизма диагностики детей, в том числе с особыми образовательными потребностями. 2. Правил проведения стартового, промежуточного и итогового мониторинга. |
Умения и навыки: 1. Разрабатывать инструменты для исследования педагогической практики. 2. Обрабатывать и системно анализировать результаты мониторинга. 3. Использовать цифровые ресурсы для проведения мониторинга. 4. Вырабатывать рекомендации по улучшению результатов воспитания и обучения на основе результатов мониторинга/исследования. 5. Составлять индивидуальную программу на основе мониторинга для детей с особыми образовательными потребностями. |
Профессиональная деятельность 3. Осуществление научно-методической деятельности | Задача 1: разработка и апробация образовательных программ и методических пособий | Знания: 1. Требований, предъявляемых к авторам учебников и учебных пособий. 2. Основ проектирования и разработки образовательных программ и методических пособий. 3. Критериев оценивания качества образовательных программ и методических пособий. |
Умения и навыки: 1. Пользоваться навыками публичных выступлений и взаимодействия с аудиторией. 2. Пользоваться умениями и навыками разработки учебных программ, методик воспитания и обучения. 3. Иметь авторскую программу и методические пособия. 4. Владеть навыками проектирования. |
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | Знания: 1. Правил и условий проведения аттестации педагогов, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13317). |
Умения и навыки: 1. Планировать свое непрерывное профессиональное педагогическое развитие. 2. Осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности. 3. Транслировать собственный опыт. |
Задача 3: обобщение лучших педагогических практик | Знания: 1. Сущности и технологий проблемного анализа. 2. Алгоритма, форм, методов выявления, изучения, обобщения опыта. |
Умения и навыки: 1. Пользоваться навыками анализа организованной деятельности. 2. Транслировать собственный педагогический опыт на республиканском и международном уровнях. |
Задача 4: осуществление наставничества и планирование развития сети профессионального сообщества | Знания: 1. Требований, предъявляемых к наставникам. 2. Основных подходов к педагогическому взаимодействию. |
Умения и навыки: 1. Осуществлять наставничество и определять приоритеты профессионального развития. 2. Определять стратегии развития в педагогическом сообществе. 3. Планировать развитие сети профессионального сообщества. |
Требования к личностным компетенциям | Порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта. |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2361 | Педагог начальной школы |
2373 | Педагоги дополнительного образования |
2347 | Педагоги в области специального образования |
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: техническое и профессиональное, послесреднее образование, высшее и послевузовское образование | Специальность: 01120100 Дошкольное воспитание и обучение 6B01 Педагогические науки | Квалификация: 4S01120102 Воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения 6В012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения |
Приложение 4 к
профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог школы» |
Код: | 235 236 |
Код группы: | 2350 2361 |
Профессия: | Педагог школы |
Другие возможные наименования профессии: | Педагог |
Квалификационный уровень по ОРК: | 4-5 |
Основная цель деятельности | Формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебного процесса. |
2. Оценивание учебных достижений обучающихся. |
3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей. |
4. Осуществление учебно-методической деятельности. |
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в разработке дидактических материалов, методических рекомендаций. |
2. Определение в процессе саморазвития. |
3. Классное руководство. |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебного процесса | Задача 1: планирование учебного процесса | Знания: 1. Нормативных правовых актов в области образования. 2. Содержание учебного предмета, методик преподавания и оценивания. 3. Содержание учебной деятельности. |
Умения и навыки: 1. Составлять планы уроков с учётом особенностей и потребностей обучающихся, определяя соответствующие методики преподавания и инструменты оценивания. |
Задача 2: организация учебного процесса | Знания: 1. Основ трудового законодательства, правил безопасности и охраны труда. 2. Основ методики преподавания, современных технологий обучения, в т.ч. информационных. 3. Закономерностей возрастного и индивидуального развития. |
Умения и навыки: 1. Поддерживать здоровьесберегающую учебную среду и эмоционально-психологический климат в классе. 2. Проводить уроки, учитывая особенности и потребности учащихся, применяя соответствующие методики преподавания и инструменты оценивания учебных достижений. 3. Применять современные технологии обучения. 4. Применять широкий спектр образовательных ресурсов, социальные сети в профессиональной деятельности. 5. Определять методы и приемы обучения с учетом потребностей и возрастных особенностей обучающихся. 6. Создать доступную среду обучения для раскрытия потенциала каждого обучающегося с учетом его особенностей и потребностей. 7. Осуществлять эффективную коммуникацию, развивать языковые компетенции обучающихся. 8. Формировать мотивацию к обучению. |
Профессиональная деятельность 2. Оценивание учебных достижений обучающихся | Задача 1: контроль за прогрессом и уровнем усвоения обучающимися содержания образования | Знания: 1. Методик и технологий контроля прогресса учащихся с учетом их особенностей и потребностей. |
Умения и навыки: 1. Применять систему критериального оценивания обучающихся. 2. Осуществлять мониторинг прогресса обучающихся. 3. Разрабатывать инструменты оценивания. |
Профессиональная деятельность 3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей | Задача 1: поддержание высоких стандартов этики и поведения в школе и за ее пределами | Знания: 1. Правил педагогической этики, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190 «О некоторых вопросах педагогической этики» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20619). |
Умения и навыки: 1. Организовывать педагогическую деятельность в соответствии с нравственно-этическими и правовыми нормами. 2. Управлять поведением обучающихся, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 3. Организовать субъект-субъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса, владение технологией управления образовательным процессом. |
Задача 2: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности посредством принятия единых ценностей | Знания: 1. Нормативных правовых и инструктивных документов, регулирующих воспитательную деятельность школы. 2. Основ методики воспитательной работы, современных концепций воспитания. 3. Основных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий. 4. Способов формирования у обучающихся основ поликультурного образования. |
Умения и навыки: 1. Применять современные формы и методы воспитательной работы. 2. Содействовать личностному росту обучающихся, создавая траекторию индивидуального развития. 3. Демонстрировать открытость к культурному многообразию, сохраняя национальные и общечеловеческие ценности. 4. Проектировать воспитательную работу, развивающую эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 5. Содействовать формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. 6. Сотрудничать с родителями, педагогами и социумом. |
Профессиональная деятельность 4. Осуществление учебно-методической деятельности | Задача 1: подготовка и разработка учебно-методических материалов | Знания: 1. Основ проектирования и разработки дидактических материалов. |
Умения и навыки: 1. Разрабатывать дидактические материалы к уроку. 2. Участвовать в разработке программ. |
Задача 2: осуществление профессионального развития | Знания: 1. Нормативных правовых актов, регулирующих повышение квалификации/профессиональную переподготовку. |
Умения и навыки: 1. Определять собственные потребности в совершенствовании профессиональной деятельности. 2. Планировать профессиональное непрерывное образование в формальной, неформальной, информальной формах. |
Задача 3: рефлексия собственной практики и практики коллег | Знания: 1. Алгоритма, форм, методов выявления, изучения, обобщения практик. |
Умения и навыки: 1. Осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности и практики коллег. 2. Изучать лучшие педагогические практики. |
Задача 4: исследование образовательного процесса | Знания: 1. Подходов, методов, инструментов исследования образовательного процесса. |
Умения и навыки: 1. Изучать результаты актуальных исследований по совершенствованию образовательного процесса. 2. Проводить исследование урока/Lesson Study (Лессон Стади). |
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, критическое мышление, мобильность, эмоциональная уравновешенность. |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2373 | Педагоги дополнительного образования |
2347 | Педагоги в области специального образования |
233 | Преподаватели в области образования, колледж |
231-001 | Профессорско-преподавательский состав университетов и других организаций высшего образования |
2375 | Специалисты-профессионалы краткосрочной подготовки |
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - | |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: техническое и профессиональное, послесреднее образование, высшее и послевузовское образование | Специальность: 01140100 Педагогика и методика начального обучения 01140500 Физическая культура и спорт 01140600 Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования 01140700 Информатика Прикладной бакалавриат: 01140200 Физическая культура и спорт 01140300 Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования 01140400 Информатика 6B01 Педагогические науки | Квалификация: 4S01140101 Учитель начального образования 4S01140501 Учитель физической культуры 4S01140601 Учитель казахского языка и литературы 4S01140602 Учитель русского языка и литературы 4S01140605 Учитель иностранного языка 4S01140701 Учитель информатики начального и основного среднего образования 5АВ01140202 Прикладной бакалавр физической культуры 5АВ01140301 Прикладной бакалавр педагогики и методики преподавания языка и литературы 5АВ01140302 Прикладной бакалавр педагогики и методики преподавания русского языка и литературы 5АВ01140303 Прикладной бакалавр педагогики и методики преподавания иностранного языка 5АВ01140401 Прикладной бакалавр информатики 6В013 Подготовка учителей без предметной специализации 6В014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития 6В015 Подготовка учителей по естественнонаучным предметам 6В016 Подготовка учителей по гуманитарным предметам 6В017 Подготовка учителей по языкам и литературе |
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог школы» |
Код: | 235 236 |
Код группы: | 2350 2361 |
Профессия: | Педагог школы |
Другие возможные наименования профессии: | Педагог |
Квалификационный уровень по ОРК: | 6-7 |
Основная цель деятельности | Формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебного процесса. |
2. Оценивание учебных достижений обучающихся. |
3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей. |
4. Осуществление учебно-методической деятельности. |
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Осуществление разработки учебных программ, учебников, учебно-методических комплексов, методик обучения и воспитания. |
2. Проектирование исследований и распространение опыта. |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебного процесса | Задача 1: планирование учебного процесса | Знания: 1. Нормативных правовых актов в области образования. 2. Содержания учебного предмета, методик преподавания и оценивания. 3. Теоретических и методических основ учебной программы во взаимосвязи с закономерностями познавательного процесса. |
Умения и навыки: 1. Составлять планы уроков с учётом особенностей и потребностей обучающихся, определяя соответствующие методики преподавания и инструменты оценивания. 2. Проектировать индивидуальную траекторию развития учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. 3. Проектировать, разрабатывать программы и методики обучения и воспитания с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. |
| Задача 2: организация учебного процесса | Знания: 1. Основ трудового законодательства, правил безопасности и охраны труда. 2. Основ методики преподавания, современных технологий обучения, в т.ч. информационных. 3. Закономерностей возрастного и индивидуального развития. |
Умения и навыки: 1. Поддерживать комфортную, доступную учебную среду и эмоционально-психологический климат в классе. 2. Учитывать особенности и потребности, обучающихся при проведении урока на основе эффективных методик преподавания и инструментов оценивания учебных достижений обучения. 3. Применять широкий спектр образовательных ресурсов при организации учебного процесса. 4. Осуществлять эффективную коммуникацию, развивать языковые компетенции обучающихся. 5. Проектировать учебный процесс на основе исследований практики. |
Профессиональная деятельность 2. Оценивание учебных достижений обучающихся | Задача 1: контроль за прогрессом и уровнем усвоения обучающимися содержания образования | Знания: 1. Методик и технологий контроля прогресса учащихся с учетом их особенности и потребности. |
Умения и навыки: 1. Разрабатывать и применять систему критериального оценивания обучающихся. 2. Осуществлять мониторинг прогресса обучающихся. |
Профессиональная деятельность 3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей | Задача 1: поддержание высоких стандартов этики и поведения в школе и за ее пределами | Знания: 1. Правил педагогической этики, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190 «О некоторых вопросах педагогической этики» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20619). |
Умения и навыки: 1. Организовывать педагогическую деятельность в соответствии с нравственно-этическими и правовыми нормами. 2. Управлять поведением обучающихся, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 3. Организовать субъект-субъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса, владение технологией управления образовательным процессом. |
Задача 2: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности посредством принятия единых ценностей | Знания: 1. Нормативных правовых и инструктивных документов, регулирующих воспитательную деятельность школы. 2. Основ методики воспитательной работы, современных концепций воспитания. 3. Основных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий. 4. Способов формирования у обучающихся основ поликультурного образования. |
Умения и навыки: 1. Применять современные формы и методы воспитательной работы. 2. Содействовать личностному росту обучающихся, создавая траекторию индивидуального развития. 3. Демонстрировать открытость к культурному многообразию, сохраняя национальные и общечеловеческие ценности. 4. Проектировать воспитательную работу, развивающую эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 5. Содействовать формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. 6. Сотрудничать с родителями, педагогами и социумом. |
Профессиональная деятельность 4. Осуществление учебно-методической деятельности | Задача 1: подготовка и разработка учебно-методических материалов | Знания: 1. Основ проектирования и разработки учебно-методических материалов. 2. Системы критериев оценивания качества учебно-методических материалов. |
Умения и навыки: 1. Разрабатывать и представлять результаты профессиональной деятельности. 2. Разрабатывать программы, методику обучения и развития учащихся, учитывая особенности и потребности. 3. Разрабатывать методику преподавания предмета. |
Задача 2: осуществление профессионального развития | Знания: 1. Нормативных правовых актов, регулирующих повышение квалификации/профессиональную переподготовку. |
Умения и навыки: 1. Определять собственные потребности в совершенствовании профессиональной деятельности. 2. Планировать профессиональное непрерывное образование в формальной, неформальной, информальной формах. 3. Обобщать и транслировать эффективный опыт своей профессиональной деятельность. |
Задача 3: рефлексия собственной практики и практики коллег | Знания: 1. Алгоритма, форм, методов выявления, изучения, обобщения практик. |
Умения и навыки: 1. Осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности и практики коллег. 2. Изучать лучшие педагогические практики. |
Задача 4: исследование образовательного процесса | Знания: 1. Подходов, методов, инструментов исследования образовательного процесса. |
Умения и навыки: 1. Изучать результаты актуальных исследований по совершенствованию образовательного процесса. 2. Исследовать образовательную среду. 3. Проводить исследование урока/Lesson Study (Лессон Стади). |
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, критическое мышление, мобильность, эмоциональная уравновешенность |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2373 | Педагоги дополнительного образования. |
| 2347 | Педагоги в области специального образования. |
| 2331-001 | Педагоги в области образования, колледж. |
| 231 | Профессорско-преподавательский состав университетов и других организаций высшего образования. |
| 2375 | Специалисты-профессионалы краткосрочной подготовки. |
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - | |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: техническое и профессиональное, послесреднее образование, высшее и послевузовское образование | Специальность: 01140100 Педагогика и методика начального обучения 01140500 Физическая культура и спорт 01140600 Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования 01140700 Информатика Прикладной бакалавриат: 01140200 Физическая культура и спорт 01140300 Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования 01140400 Информатика 6B01 Педагогические науки | Квалификация: 4S01140101 Учитель начального образования 4S01140501 Учитель физической культуры 4S01140601 Учитель казахского языка и литературы 4S01140602 Учитель русского языка и литературы 4S01140605 Учитель иностранного языка 4S01140701 Учитель информатики начального и основного среднего образования 5АВ01140202 Прикладной бакалавр физической культуры 5АВ01140301 Прикладной бакалавр педагогики и методики преподавания языка и литературы 5АВ01140302 Прикладной бакалавр педагогики и методики преподавания русского языка и литературы 5АВ01140303 Прикладной бакалавр педагогики и методики преподавания иностранного языка 5АВ01140401 Прикладной бакалавр информатики 6В013 Подготовка учителей без предметной специализации 6В014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития 6В015 Подготовка учителей по естественнонаучным предметам 6В016 Подготовка учителей по гуманитарным предметам 6В017 Подготовка учителей по языкам и литературе |