|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за март 2021 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Банковское дело, кредитная деятельность
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам промышленной безопасности, индустриальных зон, животного мира, особо охраняемых природных территорий, энергетики, естественных монополий и жилищных выплат сотрудникам органов внутренних дел, в том числе в Закон РК от 3 апреля 2019 года «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее - Закон), В частности, основные понятия, используемые в Законе, дополнены новыми понятиями: 7-1) особая индустриальная зона - разновидность частной индустриальной зоны, на территории которой допускается прямое применение международных строительных норм и правил, а также международных региональных стандартов и стандартов иностранных государств, создаваемая физическими и (или) негосударственными юридическими лицами; 7-2) управляющая компания особой индустриальной зоны - юридическое лицо, создаваемое или определяемое собственником земельного участка особой индустриальной зоны для обеспечения функционирования особой индустриальной зоны. Также дополнена статья 14 «Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы» Закона: 4-1) согласование концепции создания особых индустриальных зон с присвоением статуса особой индустриальной зоны; 4-2) принятие решения о лишении статуса особой индустриальной зоны. Кроме того, Закон дополнен новыми статьями Статья 33-1. Функционирование особых индустриальных зон 1. Условия функционирования особой индустриальной зоны, помимо установленных настоящим Законом, предусматривают, что: 1) собственник земельного участка особой индустриальной зоны вправе определить себя в качестве управляющей компании особой индустриальной зоны; 2) управляющая компания особой индустриальной зоны может являться собственником делимого земельного участка особой индустриальной зоны. При этом управляющая компания особой индустриальной зоны может по своему усмотрению предоставлять земельные участки особой индустриальной зоны путем продажи, передачи в имущественный наем (аренду), доверительное управление, а также в счет пополнения уставного капитала в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. В случае продажи земельный участок передается участникам особой индустриальной зоны в имущественный наем (аренду) на время до ввода объекта строительства в эксплуатацию с ограничением его залога и субаренды третьим лицам и с исключительным правом приобретения данного земельного участка после ввода объекта строительства в эксплуатацию. При этом продажа земельных участков особой индустриальной зоны участникам особой индустриальной зоны осуществляется только при условии соблюдения права преимущественной покупки продаваемого земельного участка согласно условиям договора об осуществлении деятельности и договора купли-продажи земельного участка. 3. Управляющая компания особой индустриальной зоны вправе расторгнуть договор об осуществлении деятельности участника особой индустриальной зоны в случае неоднократного нарушения участником особой индустриальной зоны сроков реализации проекта на территории особой индустриальной зоны на условиях и в порядке, которые определены договором об осуществлении деятельности и гражданским законодательством Республики Казахстан. В соответствии с договорами об осуществлении деятельности управляющая компания обязана зарезервировать часть земельного участка, предусмотренную под реализацию проекта участника особой индустриальной зоны, в соответствии с этапами, определенными в нем. При этом зарезервированные таким образом земельные участки не могут быть переданы иным лицам или иным образом отчуждены управляющей компанией без согласия участника особой индустриальной зоны, с которым заключен указанный договор, за исключением случаев, когда такой участник не выполнил надлежащим образом обязательства по поэтапной реализации проекта. 4. Собственник особой индустриальной зоны самостоятельно обеспечивает финансирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание объектов внутренней инженерной инфраструктуры (инженерных коммуникаций) особой индустриальной зоны. 5. Управляющая компания особой индустриальной зоны осуществляет иные функции, в том числе энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, предоставление услуг связи участникам особой индустриальной зоны на основании разрешений и лицензий, полученных управляющей компанией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 6. Управляющая компания осуществляет мониторинг деятельности участников на территории особой индустриальной зоны. Правила и порядок осуществления деятельности и функционирования особой индустриальной зоны определяются и утверждаются управляющей компанией особой индустриальной зоны и являются обязательными для участников особой индустриальной зоны. 7. Типовые формы документов, определенные настоящим Законом, не применяются к особым индустриальным зонам. 8. Собственник особой индустриальной зоны самостоятельно обеспечивает организацию деятельности негосударственной противопожарной службы на территории особой индустриальной зоны. 9. На территории особой индустриальной зоны запрещается осуществление следующих видов деятельности: 1) производство, не отвечающее экологическим требованиям и условиям безопасности труда; 2) производство оружия и боеприпасов (патронов), торговля оружием и боеприпасами (патронами); 3) производство ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, торговля ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения; 4) производство цемента, цементного клинкера, продукции из угля, извести и гипса; 5) переработка, разложение, сжигание, газификация, обработка химическими средствами, окончательное и (или) временное хранение и (или) захоронение под землей всех видов отходов; 6) размещение нефтеперерабатывающих заводов, атомных электростанций, ядерных установок, радиационных источников, пунктов и установок, предназначенных для хранения, утилизации и переработки отработанного ядерного топлива, радиоактивных веществ и отходов, а также иных радиоактивных отходов. 10. При проектировании и строительстве объектов на территории особых индустриальных зон подрядчиками, выполняющими проектные и строительно-монтажные работы, должны соблюдаться требования пожарной и промышленной безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите. 11. При проектировании и строительстве объектов на территории особых индустриальных зон подрядчиками, выполняющими проектные и строительно-монтажные работы, должны соблюдаться требования экологической безопасности в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан. Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан. 12. На территории особой индустриальной зоны не допускается функционирование более одной управляющей компании.»; Статья 35-1. Лишение статуса особой индустриальной зоны 1. Лишение статуса особой индустриальной зоны осуществляется по решению: 1) местного исполнительного органа; 2) собственника особой индустриальной зоны. 2. Решение о лишении статуса особой индустриальной зоны принимается местным исполнительным органом в случаях: 1) защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны; 2) когда собственник особой индустриальной зоны не выполняет обязательства, определенные в концепции создания особой индустриальной зоны. 3. Лишенная статуса особой индустриальной зоны частная индустриальная зона продолжает осуществлять деятельность на общих основаниях в соответствии с настоящим Законом.»; См. Закон РК от 01.04.21 г. № 26-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 13.04.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Изменения в компетенцию уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений. Внесены изменения и дополнения в 3 Кодекса РК и 8 Законов РК по вопросам науки, в том числе уточнения внесены в Трудовой кодекс. Подпункт 23) статьи 16 «Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений» Трудового кодекса дополнен исключением: 23) определяет порядок поступления на гражданскую службу и проведения конкурса на занятие вакантной должности гражданского служащего за исключением первого руководителя и педагога государственной организации образования. То есть уполномоченный государственный орган по труду не определяет порядок поступления на гражданскую службу и не проводит конкурс на занятие вакантной должности первого руководителя и педагога государственной организации образования. См. Закон РК от 31.03.21 г. № 24-VІI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 12.04.21 г.).
Изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 382-VI и введенные в действие с 1 апреля 2021 года.
Также изменения в пункт 14 статьи 412 вводятся в действие с 1 апреля 2021 года. См. Закон от 10.12.20 г. № 382-VI (вводится в действие 01.01.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Закон РК «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (проект) Сравнительная таблица по внесению дополнений в Налоговый кодекс
См. досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (апрель 2021 года)
Изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 382-VI и введенные в действие с 1 апреля 2021 года.
Также изменения в пункт 14 статьи 412 вводятся в действие с 1 апреля 2021 года. См. Закон от 10.12.20 г. № 382-VI (вводится в действие 01.01.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Закон РК «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (проект) Сравнительная таблица по внесению дополнений в Налоговый кодекс
См. досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (апрель 2021 года)
Внесены изменения в Правила уплаты, распределения и перечисления единого совокупного платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврата. Внесены изменения в Правила уплаты, распределения и перечисления единого совокупного платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврата (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РК от 18 января 2019 года № 4. Пункты 3 и 5 Правил изложены в новой редакции: 3. Единый совокупный платеж подлежит уплате общей суммой. Уплата единого совокупного платежа производится по месту жительства путем внесения единого совокупного платежа плательщиком наличными деньгами либо безналичным способом через банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации с учетом требований Закона Республики Казахстан от 26 июля 2016 года «О платежах и платежных системах» (далее - Закон о платежах). При этом указанные организации не принимают единый совокупный платеж в случае несоответствия его размеру единого совокупного платежа, установленного пунктом 4 настоящих Правил. 5. Уплата единого совокупного платежа плательщиками осуществляется по месту жительства самостоятельно или третьим лицом в их пользу с указанием месяца календарного года, за который производится уплата единого совокупного платежа в формате «ММГГГГ». При этом единый совокупный платеж может уплачиваться за текущие и последующие месяцы календарного года. Внесены уточнения касательно уплаты единого совокупного платежа (далее - ЕСП). Так, определено, что плательщик ЕСП должен производить уплату платежа по месту своего жительства самостоятельно. Также уплата ЕСП может осуществляться третьим лицом в пользу плательщика, но по месту жительства плательщика ЕСП. Напомним, что согласно Налоговому кодексу, единый совокупный платеж подлежит уплате по месту жительства плательщика, общей суммой путем перечисления через банки второго уровня или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан». Уплата, распределение и перечисление единого совокупного платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврат осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. См. постановление Правительства РК от 12.04.21 г. № 229 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 25.04.21 г., и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.21 г.).
Внесены изменения и дополнение в постановление Правительства РК от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан». Внесены изменения и дополнение в постановление Правительства РК от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан», в ставках акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо, утвержденных данным постановлением, изменено и дополнено:
То есть, сами ставки акцизов не изменились по строкам 8 и 9, но дополнены исключения. Также дополнена новая строка с порядковым номером 10. См. постановление Правительства РК от 08.04.21 г. № 220 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 01.05.21 г.).
Дополнены Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним. Внесено дополнение в Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года № 1116, согласно которому пункт 6 дополнен подпунктом 3-1) следующего содержания: Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов: «3-1) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27) и 50) пункта 1 статьи 341, а также подпунктами 42) и 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода). При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;». Таким образом, согласно принятому постановлению положения подпункта 3) пункта 6 Правил, исключенные с 1 января 2021 года согласно постановлению Правительства РК от 28 мая 2020 года № 332, восстановлены и продолжают применяться в 2021 году в соответствии с подпунктом 3-1). Напомним, нормы пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса: 1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее - корректировка дохода): 1) алименты, полученные на детей и иждивенцев; 2) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам (депозитам) в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, зарегистрированных на территории Республики Казахстан; 3) вознаграждения по долговым ценным бумагам; 4) вознаграждения по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям; 5) доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг; 6) доходы от прироста стоимости при реализации агентских облигаций; 7) дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан; 8) дивиденды, при одновременном выполнении следующих условий: на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет; юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды; имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов. Положения настоящего подпункта применяются к дивидендам, полученным от юридического лица-резидента в виде: чистого дохода или его части, подлежащих выплате по акциям, в том числе по акциям, являющимся базовыми активами депозитарных расписок; чистого дохода или его части, распределяемых юридическим лицом-резидентом между его учредителями, участниками; дохода от распределения имущества при ликвидации юридического лица-резидента или при уменьшении уставного капитала, а также при выкупе юридическим лицом у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице-резиденте и при выкупе таким юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом. При этом доля имущества лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, определяется в соответствии со статьей 650 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта недропользователем не признается недропользователь, являющийся таковым исключительно из-за обладания правом на добычу подземных вод и (или) общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд. В случае если юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, производит уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов по деятельности, в том числе осуществляемой в рамках инвестиционного контракта, по которой предусмотрено такое уменьшение, то положения настоящего подпункта применяются в следующем порядке: если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет 50 и более процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется; если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет менее 50 процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, применяется ко всей сумме дивидендов; 9) доходы военнослужащего в связи с исполнением обязанностей воинской службы, сотрудника специальных государственных органов, сотрудника правоохранительных органов (за исключением сотрудника таможенных органов), сотрудника государственной фельдъегерской службы в связи с исполнением служебных обязанностей; 10) все виды выплат, получаемых в связи с исполнением служебных обязанностей в других войсках и воинских формированиях, правоохранительных органах (за исключением таможенных органов), на государственной фельдъегерской службе лицами, права которых иметь воинские, специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года; 11) выигрыш по одной лотерее в пределах 6-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выигрышей; 12) выплаты в связи с выполнением общественных работ и профессиональным обучением, осуществляемые за счет средств бюджета и (или) грантов, в 12-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой выплаты; 13) выплаты в соответствии с законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». См. постановление Правительства РК от 06.04.21 г. № 210 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 20.04.21 г., и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.21 г.).
Внесены изменения в Требования к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету и в Правила ее установки и применения. Внесены изменения в Требования и Правила установки и применения трехкомпонентной интегрированной системы (далее - ТИС), утвержденные приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 2 сентября 2019 года № 953. В частности, в Требованиях к ТИС расширены технические возможности трехкомпонентной интегрированной системы в части обеспечения приема оплаты с использованием платежных карточек от нескольких POS-терминалов от разных банков. Также расширены технические требования по применению нескольких контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных. Также в новой редакции изложена форма Заявления о включении модели ТИС в Единый реестр; и форма Заявления о регистрации, изменении и снятии ТИС. Подробно с изменениями в Требованиях ТИС можно ознакомиться в сравнительной таблице. См. приказ Министра финансов РК от 26.04.21 г. № 395 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования - с 21.05.21 г.).
В новой редакции утверждены Правила и форма представления имеющихся сведений о физических лицах-держателях ценных бумаг. Внесены изменения и дополнение в приказ Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 15 мая 2020 года № 488 «Об утверждении Правил и форм представления имеющихся сведений о физических лицах-держателях ценных бумаг, а также сведений по заключенным физическими лицами договорам страхования», заголовок которого изложен в новой редакции: «Об утверждении Правил и форм представления организацией, осуществляющей деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, имеющихся сведений о физических лицах-держателях ценных бумаг, а также о сделках физических лиц с ценными бумагами, и страховыми (перестраховочными) организациями, страховыми брокерами, филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан сведений по заключенным физическими лицами договорам страхования».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |