|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2021 года № 75
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2012 года № 1546 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства» (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 2, ст. 34) следующее изменение: Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2021 года № 75
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2012 года № 1546
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 196 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее - Закон) и определяют порядок организации и осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства. 2. Мониторинг эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее - мониторинг) представляет собой систему базового и периодического оперативного отслеживания и аналитических оценок качественного и количественного состояния государственного имущества, в том числе технологической, финансово-хозяйственной деятельности, правовой характеристики государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в целях своевременного выявления происходящих изменений, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов в их деятельности. 3. Мониторинг является составной частью системы государственного прогнозирования и регулирования устойчивого экономического развития в соответствии со стратегическими интересами страны, выполняет информационно-аналитические функции обеспечения экономической безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики. 4. Мониторинг выявляет состояние и тенденции развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, а также состояние государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, оказывающие влияние на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов. Аналитическая информация о состоянии и тенденциях развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, полученная в результате мониторинга, направляется уполномоченному органу по государственному планированию: по республиканскому имуществу - уполномоченным органом по управлению государственным имуществом; по коммунальному имуществу - местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения; по коммунальному имуществу местного самоуправления - аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа. Аналитическая информация уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа направляется в заинтересованные государственные органы. 5. Настоящие Правила распространяются на государственные предприятия, акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, акционером которых является государство (далее - юридические лица с участием государства), за исключением акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» (далее - ФНБ), государственные органы, физические и юридические лица, являющиеся стороной по договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды), концессии (далее - сторона договора) либо договору государственно-частного партнерства, независимых экспертов, консультантов, консалтинговые организации, привлеченные к выполнению мониторинга (далее - независимые эксперты). 6. Целью мониторинга является обеспечение социально-экономических интересов государства. 7. Основными задачами мониторинга являются: 1) комплексный анализ эффективности управления объектами мониторинга в производственно-технических, технологических, финансово-экономических, правовых, экологических и других параметрах и целостная оценка состояния государственного имущества в части прогнозируемости его развития в соответствии с интересами национальной экономики; 2) анализ выполнения обязательств и условий договоров концессии либо договоров государственно-частного партнерства, доверительного управления, имущественного найма (аренды) объектов государственной собственности; 3) выявление проблем и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию государственных предприятий и юридических лиц с участием государства (далее - объект мониторинга); 4) экспертная оценка перспектив развития техники, технологии объектов мониторинга и их влияния на состояние регионов; 5) формирование и ведение электронной базы данных по объектам мониторинга; 6) создание благоприятных условий для обеспечения экономического роста государства, максимального уменьшения степени уязвимости экономики от возможных отрицательных факторов, содействие притоку инвестиций в национальную экономику. 8. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 1) районный уполномоченный орган - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение районным коммунальным имуществом; 2) базовое отслеживание - ежегодный сбор информации, в результате которого определяется перечень объектов мониторинга, подлежащих анализу на основе системы управления рисками; 3) уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления - аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа; 4) электронный отчет коммунального имущества - отчет по результатам мониторинга коммунального имущества, подготовленный с использованием программного обеспечения «Единая система сдачи отчетности» и подписываемый электронной цифровой подписью независимого эксперта, выданной Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан (далее - НУЦ РК); 5) единый оператор в сфере учета государственного имущества (далее - единый оператор) - юридическое лицо, определенное по решению Правительства Республики Казахстан, на которое возложены задачи по реализации единой технической политики в сфере организации и учета государственного имущества; 6) периодическое отслеживание - оперативный сбор информации по объектам мониторинга; 7) областной уполномоченный орган - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение областным коммунальным имуществом; 8) электронный отчет республиканского имущества - отчет по результатам мониторинга республиканского имущества, подготовленный с использованием программного обеспечения «Единая система сдачи отчетности» и подписываемый электронной цифровой подписью руководителя уполномоченного органа по управлению государственным имуществом, выданной НУЦ РК; 9) система управления рисками - система администрирования, обеспечивающая формирование перечня объектов мониторинга на соответствующий год, базирующаяся на принципах выборочности с учетом итогов финансово-хозяйственной деятельности.
Глава 2. Порядок организации мониторинга
9. По видам государственного имущества осуществляется мониторинг республиканского и коммунального имущества, а по уровням местного государственного управления и самоуправления - мониторинг областного, районного коммунального имущества и коммунального имущества местного самоуправления. 10. Мониторинг объектов организуют: 1) по республиканскому имуществу - уполномоченный орган по управлению государственным имуществом; 2) по областному коммунальному имуществу - областной уполномоченный орган; 3) по районному коммунальному имуществу - районный уполномоченный орган; 4) по коммунальному имуществу местного самоуправления - уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления. Для проведения работ по обследованию объектов мониторинга, сбору и анализу информации, выработке рекомендаций областной и районный уполномоченные органы, уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления привлекают независимых экспертов, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках». Права и обязанности независимых экспертов регулируются соответствующим договором о государственных закупках. 11. Объектами мониторинга являются: 1) государственные предприятия; 2) юридические лица с участием государства, за исключением ФНБ; 3) все виды имущества, входящего в состав государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданные по договору государственно-частного партнерства. 12. Работа по ведению мониторинга осуществляется за счет бюджетных средств. 13. Результаты мониторинга включаются в реестр государственного имущества (далее - реестр) в виде электронного отчета. 14. Областной и районный уполномоченные органы, уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления в целях организации мониторинга: 1) определяют перечень объектов мониторинга областного коммунального и районного коммунального имущества, коммунального имущества местного самоуправления, периодичность и сроки проведения обследований; 2) обосновывают объем государственных бюджетных ассигнований для проведения работ по мониторингу; 3) создают межведомственную комиссию с участием заинтересованных государственных органов по разработке технического задания для осуществления мониторинга; 4) осуществляют методическое обеспечение и координацию работ по ведению мониторинга.
Глава 3. Порядок осуществления мониторинга объектов коммунального имущества
15. Областной и районный уполномоченные органы, уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления в целях осуществления мониторинга: 1) запрашивают и получают от объектов мониторинга информацию о производственно-технических, технологических, финансово-экономических, экологических, правовых и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимую для производства достоверного и объективного анализа; 2) запрашивают и получают от местных исполнительных органов, а также иных заинтересованных государственных органов и юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, документы и сведения, необходимые для анализа эффективности управления объектами мониторинга; 3) запрашивают от государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, сторон договора регулярную и выборочную отчетность по выполнению условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договора государственно-частного партнерства, инвестиционных программ юридических лиц с участием государства; 4) ведут систематические наблюдения за состоянием и тенденциями развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, осуществляя сбор и анализ информации по объектам мониторинга с целью своевременного выявления и нейтрализации факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов; 5) в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным, представляют по результатам мониторинга аналитические записки, справочные материалы и рекомендации в заинтересованным государственным органам, а также государственным предприятиям и юридическим лицам c участием государства; 6) ведут электронную базу данных мониторинга эффективности управления объектами мониторинга. 16. Государственные предприятия и юридические лица c участием государства представляют областному уполномоченному органу или районному уполномоченному органу всю необходимую информацию для достоверного и объективного анализа эффективности управления коммунальным имуществом на бумажном и электронном носителях. Уполномоченному органу по коммунальному имуществу местного самоуправления вся необходимая информация для достоверного и объективного анализа эффективности управления коммунальным имуществом на бумажном и электронном носителях представляется государственными предприятиями и юридическими лицами c участием государства. 17. Содержание мониторинга объектов коммунального имущества составляют: 1) базовое комплексное обследование государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, также коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, проводимое не чаще одного раза в год на основе системы управления рисками; 2) периодический оперативный сбор информации по деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состоянию коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданное по договору государственно-частного партнерства, предназначенной для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между базовыми комплексными обследованиями объектов мониторинга. Сбор данной информации осуществляется путем запроса от объекта мониторинга. Базовые комплексные обследования объектов мониторинга включают в себя: 1) сбор и системный анализ информации по производственно- техническим, технологическим, финансово-экономическим, экологическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга; 2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения их состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства; 3) экспертную оценку перспектив развития техники, технологии юридических лиц c участием государства, коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства; 4) обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития. 18. Мониторинг объектов коммунального имущества включает в себя анализ: 1) состояния ресурсов, технологии основного и вспомогательного производств; 2) финансово-хозяйственной деятельности; 3) инвестиционной деятельности концессионеров, доверительных управляющих и совладельцев организаций, имеющих данное обязательство; 4) охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 5) кадровой и социальной политики; 6) правовых вопросов: соответствия проводимой деятельности уставу организации, договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договору государственно-частного партнерства; 7) выполнения обязательств и условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договора государственно-частного партнерства. 19. Мониторинг объектов коммунального имущества производится в следующем порядке: 1) областной и районный уполномоченные органы либо уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления не позднее десяти рабочих дней до начала обследования объекта уведомляют руководителей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также сторону договора о производстве обследования с указанием независимых экспертов, с которыми заключены договора на проведение обследования, и перечня информации, которая представляется для ознакомления; 2) мониторинг производится рабочей группой, сформированной независимыми экспертами, с которыми заключены договоры на проведение обследования объекта мониторинга, исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности объекта мониторинга. Задача рабочей группы заключается в сборе и анализе информации по юридическим, техническим, технологическим, экологическим, инвестиционным, финансовым и другим вопросам деятельности объекта мониторинга. Члены рабочей группы проводят визуальное обследование производства, зданий, сооружений, основной техники, машин и механизмов. По завершении сбора информации и его первичного анализа рабочая группа подготавливает отчет для его последующего анализа; 3) осуществляется системный анализ материалов, полученных в результате обследования, включая: предварительный анализ, который производится на этапе сбора материалов и предварительной обработки путем сравнения экспертных данных по всем разделам и сопоставления с данными статистической отчетности; общий технико-экономический анализ деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, при котором интегрируется взаимоувязанная совокупность показателей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состояния коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства; выявление всех существующих проблем по каждому блоку анализа; экономико-юридический анализ объектов мониторинга и соответствующих государственных органов, при котором на основе полученных показателей деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, информации о состоянии коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, и выявленных проблем в соответствии с действующим законодательством вырабатываются рекомендации с целью повышения эффективности управления государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства - объектами мониторинга; 4) на основании обследования объекта мониторинга и проведенного анализа его деятельности независимые эксперты, проводившие обследование, оформляют отчет и первичные материалы, которые представляются: в бумажном варианте в областной и районный уполномоченные органы либо уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления; в виде электронного отчета коммунального имущества в реестр с прикрепленной к нему сканированной копией бумажного варианта отчета, подписанного и заверенного печатью независимого эксперта; 5) единый оператор в течение пяти рабочих дней с даты поступления электронного отчета коммунального имущества направляет на электронный адрес независимого эксперта уведомление о включении электронного отчета в реестр или причине отказа в его принятии. Основанием для отказа в принятии электронного отчета является несоблюдение независимым экспертом требования, указанного в абзаце третьем подпункта 4) настоящего пункта Правил.
Глава 4. Порядок осуществления мониторинга объектов республиканского имущества
20. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом в целях осуществления мониторинга: 1) определяет перечень объектов мониторинга республиканского имущества на основе базового отслеживания, периодичность и сроки проведения обследований; 2) запрашивает и получает от центральных исполнительных органов, а также иных заинтересованных государственных органов и юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, документы и сведения, необходимые для анализа эффективности управления объектами мониторинга; 3) запрашивает и получает от объектов мониторинга информацию о финансово-экономических, правовых и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимую для производства достоверного и объективного анализа; 4) проводит анализ на основе полученных данных от объектов мониторинга, центральных исполнительных органов, финансово-хозяйственных показателей и иных данных с единого оператора; 5) по итогам проведенного анализа при наличии выявленных замечаний формирует рекомендации и направляет объектам мониторинга, центральным исполнительным органам; 6) в срок до 25 декабря планируемого года представляет по результатам мониторинга анализы и рекомендации уполномоченному органу по государственному планированию, заинтересованным государственным органам. 21. Государственные предприятия и юридические лица c участием государства представляют уполномоченному органу по управлению государственным имуществом всю необходимую информацию для достоверного и объективного анализа эффективности управления на бумажном и электронном носителях. 22. Содержание мониторинга объектов республиканского имущества составляют: 1) базовое комплексное обследование государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, также государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, проводимое не чаще одного раза в год на основе системы управления рисками; 2) периодический оперативный сбор информации по деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состоянию государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, предназначенной для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между базовыми комплексными обследованиями объектов мониторинга. Сбор данной информации осуществляется путем запроса как от самого объекта мониторинга, так и от центральных исполнительных органов, их ведомств. Базовые комплексные обследования объектов мониторинга включают в себя: 1) сбор и системный анализ информации по финансово-экономическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга; 2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства; 3) обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития. 23. Мониторинг объектов республиканского имущества включает в себя анализ: 1) финансово-хозяйственной деятельности; 2) кадровой и социальной политики; 3) инвестиционной деятельности концессионеров, доверительных управляющих и совладельцев организаций, имеющих данное обязательство; 4) правовых вопросов: соответствие проводимой деятельности уставу организации, договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договору государственно-частного партнерства; 5) выполнения обязательств и условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договора государственно-частного партнерства. 24. Мониторинг объектов республиканского имущества производится в следующем порядке: 1) уполномоченный орган по управлению государственным имуществом осуществляет системный анализ материалов, полученных в результате базового и периодического отслеживания, включая: предварительный анализ, который производится на этапе сбора материалов и предварительной обработки путем сравнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности с отчетными показателями; экономико-юридический анализ с выработкой рекомендаций для объектов мониторинга и соответствующих государственных органов; 2) на основании отслеживания объекта мониторинга и проведенного анализа его деятельности уполномоченным органом по управлению государственным имуществом формируется отчет, который включается в виде электронного отчета республиканского имущества в реестр с прикрепленной к нему сканированной копией бумажного варианта отчета, подписанного руководителем уполномоченного органа по управлению государственным имуществом и заверенного печатью; 3) единый оператор в течение пяти рабочих дней с даты поступления электронного отчета республиканского имущества направляет на электронный адрес уполномоченного органа по управлению государственным имуществом уведомление о включении электронного отчета в реестр или причине отказа в его принятии. Основанием для отказа в принятии электронного отчета является несоблюдение уполномоченным органом по управлению государственным имуществом требования, указанного в подпункте 2) настоящего пункта Правил.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |