|
|
|
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 7 июня 2023 года № 40
В соответствии с частью второй статьи 59 Социального кодекса Республики Казахстан Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля единого накопительного пенсионного фонда, добровольных накопительных пенсионных фондов. 2. Признать утратившими силу: 1) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 апреля 2018 года № 76 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для единого накопительного пенсионного фонда и добровольных накопительных пенсионных фондов» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16933); 2) пункт 14 Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка, микрофинансовой деятельности и коллекторских агентств, в которые вносятся изменения, утвержденного постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30 марта 2020 года № 28 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка, микрофинансовой деятельности и коллекторских агентств» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20265). 3. Департаменту методологии и пруденциального регулирования финансовых организаций в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. 5. Настоящее постановление вводится в действие с 1 июля 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Утверждены Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 7 июня 2023 года № 40
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля единого накопительного пенсионного фонда, добровольных накопительных пенсионных фондов (далее - Правила) разработаны в соответствии с частью второй статьи 59 Социального кодекса Республики Казахстан (далее - Социальный кодекс), Законом Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и определяют порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля единого накопительного пенсионного фонда (далее - Фонд), добровольных накопительных пенсионных фондов (далее - ДНПФ). 2. Совет директоров и правление Фонда или ДНПФ обеспечивают соответствие системы управления рисками и внутреннего контроля Правилам и создают условия для исполнения структурными подразделениями и работниками Фонда или ДНПФ возложенных на них обязанностей в области управления рисками и осуществления внутреннего контроля. 3. В Правилах используются следующие понятия: 1) корпоративное управление - система стратегического и тактического управления Фонда или ДНПФ, представляющая собой комплекс взаимоотношений между общим собранием акционеров, советом директоров, правлением и иными органами, направленный на обеспечение эффективного функционирования Фонда или ДНПФ, защиту прав и интересов его акционера (акционеров) и предоставляющий акционеру (акционерам) возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности Фонда или ДНПФ; 2) управление конфликтом интересов - создание механизмов недопущения ситуаций, при которых интересы должностного лица или работника Фонда или ДНПФ повлияют на объективность и независимость принятия ими решений и исполнения обязанностей, а также вступят в противоречие с их обязательством действовать в интересах вкладчиков (получателей пенсионных выплат) Фонда или ДНПФ и (или) акционеров Фонда или ДНПФ; 3) операционный риск - риск возникновения расходов (убытков) в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны работников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий, включающий в себя риски, связанные с: неопределенной и неэффективной организационной структурой Фонда или ДНПФ, включая распределение ответственности, структуру подотчетности и управления; неэффективными стратегиями, политиками и (или) стандартами в области информационных технологий, недостатками в использовании программного обеспечения; неполной или недостоверной информацией либо несоответствующим использованием информации; неэффективным управлением персоналом и (или) неквалифицированным штатом Фонда или ДНПФ; недостаточно эффективным построением процессов осуществления деятельности Фонда или ДНПФ либо слабым контролем соблюдения внутренних правил; непредвиденными или неконтролируемыми факторами внешнего воздействия на деятельность Фонда или ДНПФ; наличием недостатков или ошибок во внутренних документах, регламентирующих деятельность Фонда или ДНПФ; непрофессиональными действиями руководства и персонала Фонда или ДНПФ, повлекшими за собой сужение клиентской базы, недоверие или негативное восприятие Фонда или ДНПФ клиентами и (или) контрпартнерами; 4) репутационный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие негативного общественного мнения или снижения доверия к Фонду или ДНПФ; 5) система управления рисками - совокупность взаимосвязанных элементов: процедур, методик, информационных систем, объединенных в единый процесс по управлению реализованными и потенциальными рисками в рамках приемлемого для акционера (акционеров) уровня риска и направленных на достижение целей и задач по управлению рисками. В процессе выявления и управления реализованными и потенциальными рисками, влияющими на деятельность Фонда или ДНПФ, участвуют совет директоров, правление, руководители и сотрудники структурных подразделений в пределах закрепленной компетенции и ответственности; 6) форс-мажорные обстоятельства - обстоятельства непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия, наводнения, землетрясения, блокады, забастовки, террористические акты и иные подобные обстоятельства, которые невозможно предвидеть); 7) система внутреннего контроля - совокупность политик, процессов и процедур внутреннего контроля, обеспечивающих реализацию Фондом или ДНПФ долгосрочных целей и поддержания достоверности финансовой и управленческой отчетности, способствующей соблюдению Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона о рынке ценных бумаг, а также политики Фонда или ДНПФ, внутренних правил, снижению риска убытков или репутационного риска Фонда или ДНПФ; 8) внутренние документы - документы, регулирующие условия и порядок деятельности Фонда или ДНПФ, их органов, структурных подразделений, филиалов, представительств, работников; 9) уполномоченный орган - уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. 4. Фонд и ДНПФ ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган отчет по оценке выполнения требований к системе управления рисками по формам согласно приложениям 1 и 2 к Правилам, соответственно.
Глава 2. Порядок формирования системы управления рисками
5. Формирование системы управления рисками в Фонде или ДНПФ осуществляется в целях соответствия деятельности Фонда и ДНПФ требованиям по корпоративному управлению, функционированию информационных систем и систем управленческой информации. 6. Задачами формирования системы управления рисками являются: 1) своевременное выявление рисков и угроз; 2) повышение качества оценки максимально допустимых значений показателей рисков; 3) развитие альтернативных механизмов контроля рисков; 4) обеспечение принятия своевременных мер по минимизации и управлению рисками; 5) вовлечение отдельных структурных подразделений Фонда или ДНПФ, включая подразделение по управлению рисками, в процесс мониторинга и оценки рисков, а также повышение ответственности работников Фонда или ДНПФ в области управления рисками. 7. Система управления рисками Фонда включает следующие основные элементы: идентификация риска, измерение риска, оценка риска, контроль риска, мониторинг риска и охватывает следующие направления деятельности Фонда: 1) организация, проведение и администрирование процесса привлечения вкладчиков (получателей пенсионных выплат) и ведения учета пенсионных накоплений; 2) аудит программного-технического обеспечения, используемого в процессе деятельности Фонда; 3) разработка и утверждение внутренних документов в соответствии с требованиями к внутренним документам согласно приложению 3 к Правилам; 4) определение порядка организации работы с вкладчиками (получателями пенсионных выплат) и учета их пенсионных накоплений, включающего: процедуры, обеспечивающие достоверность учета и своевременность открытия индивидуальных пенсионных счетов и поступления средств на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (получателей пенсионных выплат), выплат и переводов пенсионных накоплений; процедуры, гарантирующие рассмотрение по существу в установленный срок жалоб и обращений вкладчиков (получателей пенсионных выплат); процедуры, гарантирующие своевременность осуществления переводов и выплат пенсионных накоплений вкладчиков (получателей пенсионных выплат); процедуры по оказанию безвозмездных консультационных услуг вкладчикам (получателям пенсионных выплат), а также лицам, намеренным заключить договор о пенсионном обеспечении с Фондом, по вопросам функционирования накопительной пенсионной системы и деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами; процедуры, обеспечивающие соответствие учета пенсионных и собственных активов требованиям Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; порядок осуществления проверки правильности начисления комиссионного вознаграждения; процедуры по контролю за организацией в Фонде деятельности по заключению договоров о пенсионном обеспечении с вкладчиками (получателями пенсионных выплат); процедуры по контролю за деятельностью работников Фонда, на которых возложены функции по оказанию консультационных услуг вкладчикам (получателям пенсионных выплат), а также лицам, намеренным заключить договор о пенсионном обеспечении с Фондом, по вопросам функционирования накопительной пенсионной системы; 5) создание организационно-функциональной структуры управления Фонда; 6) взаимодействие Фонда с уполномоченным органом; 7) сбор, ввод, хранение и распространение информации по пенсионным активам и накоплениям; 8) установление лимитов на допустимый размер рисков. Система управления рисками Фонда включает требования к организации системы информационного обмена согласно приложению 4 к Правилам, а также требования к программно-техническому обеспечению, используемому для поддержания системы управления рисками, согласно приложению 5 к Правилам. ДНПФ в процессе формирования системы управления рисками руководствуется подпунктами 1), 2), 3), 4), 7) и частью второй настоящего пункта. 8. Функциями подразделения по управлению рисками Фонда или ДНПФ являются: 1) разработка, внедрение и постоянное развитие системы управления рисками; 2) мониторинг и оценка уровня рисков, в том числе на основе информации, получаемой от других структурных подразделений; 3) разработка предложений по установлению лимитов на допустимый размер рисков; 4) разработка планов по минимизации и контролю рисков; 5) формирование и предоставление отчетности и иной информации по управлению рисками совету директоров и правлению Фонда или ДНПФ; 6) функции, определенные политикой Фонда по управлению рисками и другими внутренними документами Фонда или ДНПФ. 9. Подразделение по управлению рисками Фонда или ДНПФ незамедлительно уведомляет совет директоров Фонда или ДНПФ о случаях злоупотреблений, противоправных действиях работников Фонда или ДНПФ и об иных случаях, повлекших нарушения Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона о рынке ценных бумаг и (или) нарушения допустимого уровня риска Фонда или ДНПФ. 10. Оценка адекватности и эффективности системы управления рисками проводится службой внутреннего аудита в соответствии с годовым планом внутреннего аудита.
Глава 3. Порядок организации внутреннего контроля
11. Система внутреннего контроля в Фонде или ДНПФ создается для: 1) обеспечения операционной и финансовой деятельности Фонда или ДНПФ; 2) обеспечения надежности, полноты и своевременности ведения индивидуального учета пенсионных накоплений и выплат; 3) соблюдения требований Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона о рынке ценных бумаг, внутренних документов Фонда или ДНПФ. 12. Система внутреннего контроля в Фонде или ДНПФ состоит из пяти взаимосвязанных элементов: 1) управленческий контроль; 2) выявление и оценка риска; 3) осуществление контроля и разделение полномочий; 4) информация и взаимодействие; 5) мониторинг и исправление недостатков. 13. Функционирование системы внутреннего контроля в Фонде или ДНПФ происходит по принципу непрерывного поочередного прохождения следующих трех этапов: 1) формирование системы внутреннего контроля (с учетом результатов оценки эффективности) путем включения процедур во внутренние документы Фонда или ДНПФ; 2) использование в работе процедур системы внутреннего контроля, определенных внутренними документами Фонда или ДНПФ; 3) проведение оценки эффективности системы внутреннего контроля. 14. В целях совершенствования системы внутреннего контроля предусматривается использование принципов и требований систем менеджмента качества для оказания качественных услуг вкладчикам (получателям пенсионных выплат). 15. Система внутреннего контроля в Фонде или ДНПФ включает: 1) проверку достижения Фондом или ДНПФ поставленных целей и задач посредством представления совету директоров и правлению Фонда или ДНПФ отчетов о результатах операционной (текущей) деятельности Фонда или ДНПФ с приложением плановых показателей операционной (текущей) деятельности; 2) постоянный контроль руководителем структурного подразделения результатов деятельности подразделения, включающий мониторинг наличия отклонений от плановых показателей и выявление причин таких отклонений; 3) проверку руководящими работниками Фонда или ДНПФ стандартных отчетов руководителей структурных подразделений Фонда или ДНПФ о результатах деятельности структурных подразделений, включающих указание отклонений от плановых показателей и причин невыполнения плановых показателей; 4) ограничение доступа к материальным активам Фонда или ДНПФ; 5) реализацию мероприятий по устранению выявленных несоответствий; 6) установление требований к перечню операций, требующих обязательной авторизации; 7) проверку условий совершения операций и результатов применения моделей управления рисками, связанных с деятельностью Фонда или ДНПФ; 8) проверку своевременности, правильности, полноты и точности отражения проведенных операций в учете и отчетности Фонда или ДНПФ; 9) предотвращение использования услуг в преступных целях, целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. 16. Система внутреннего аудита представляет собой систему организации, политики, процедур и методов, принятых Фондом или ДНПФ для проверки и объективной оценки эффективности функционирования систем внутреннего контроля и управления рисками по всем аспектам их деятельности в целях обеспечения эффективной деятельности Фонда или ДНПФ и предоставления действенных рекомендаций по ее улучшению. Система внутреннего аудита формируется в Фонде или ДНПФ в соответствии с Социальным кодексом, Законом о рынке ценных бумаг, Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах», Правилами, а также международными профессиональными стандартами внутреннего аудита. 17. Служба внутреннего аудита Фонда или ДНПФ создается с целью решения задач, возникающих при осуществлении советом директоров функций по обеспечению наличия и функционирования адекватной системы внутреннего контроля путем предоставления объективной оценки состояния системы внутреннего контроля и рекомендаций по их совершенствованию. Целями внутреннего аудита являются оценка адекватности и эффективности систем внутреннего контроля по всем аспектам деятельности Фонда или ДНПФ, контроль за соблюдением внутренних документов Фонда или ДНПФ, исполнением рекомендаций внутренних и внешних аудиторов, примененных ограниченных мер воздействия и санкций, а также требований уполномоченного органа, установленных в отношении осуществления деятельности на финансовом рынке, обеспечение своевременной и достоверной информацией о состоянии выполнения структурными подразделениями и работниками Фонда или ДНПФ, возложенных функций и задач, а также предоставление действенных и эффективных рекомендаций по улучшению работы. 18. Руководитель и работники службы внутреннего аудита Фонда или ДНПФ назначаются советом директоров Фонда или ДНПФ и имеют доступ ко всем необходимым документам, связанным с деятельностью проверяемых структурных подразделений, филиалов, представительств Фонда или ДНПФ, в том числе составляющим коммерческую и (или) иную охраняемую законами тайну. 19. Годовой план внутреннего аудита разрабатывается на основе риск-ориентированного подхода в соответствии с внутренними документами Фонда или ДНПФ, регулирующими деятельность внутреннего аудита. Годовой план внутреннего аудита утверждается советом директоров Фонда или ДНПФ. 20. Основными функциями службы внутреннего аудита Фонда или ДНПФ являются: 1) проверка деятельности, процессов структурных подразделений, филиалов, представительств Фонда или ДНПФ; 2) подготовка отчетов для совета директоров, правления Фонда или ДНПФ по результатам проверок, содержащих выводы об имеющихся недостатках и рекомендации по улучшению деятельности Фонда или ДНПФ; 3) осуществление контроля за эффективностью принятых структурными подразделениями, филиалами, представительствами и органами Фонда или ДНПФ мер по результатам проверок структурных подразделений, филиалов, представительств Фонда или ДНПФ, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков; 4) определение области риска в операциях Фонда или ДНПФ, которые необходимо подвергнуть внутреннему и внешнему аудиту; 5) оценка процедур внутреннего контроля Фонда или ДНПФ на предмет обеспечения достоверности и точности информации, предоставляемой руководству Фонда или ДНПФ и внешним пользователям; 6) функции, предусмотренные внутренними документами Фонда или ДНПФ. 21. В ходе проверки, проводимой службой внутреннего аудита Фонда или ДНПФ, рассматриваются следующие вопросы: 1) проверка процессов и процедур внутреннего контроля, оценка их эффективности; 2) проверка полноты применения и эффективности методологии управления и оценки рисков и процедур управления рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения операций); 3) проверка эффективности функционирования автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств; 4) проверка достоверности, полноты, объективности финансовой отчетности, своевременности отражения операций в бухгалтерском учете, а также надежности и своевременности сбора и представления информации, отчетности; 5) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления Фондом или ДНПФ отчетности и информации уполномоченному органу, внешним пользователям в рамках деятельности Фонда или ДНПФ; 6) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества Фонда или ДНПФ; 7) проверка систем, созданных в целях соблюдения требований Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона о рынке ценных бумаг; 8) оценка работы службы управления персоналом Фонда или ДНПФ; 9) правильность обработки ежедневных балансов; 10) соответствие учетной политики международным стандартам финансовой отчетности; 11) правильность учета собственных и пенсионных активов Фонда или ДНПФ; 12) вопросы, предусмотренные внутренними документами Фонда или ДНПФ. 22. Обязательная к использованию при проведении внутреннего аудита система оценки определяется внутренней методикой Фонда или ДНПФ и включает следующие варианты оценки эффективности функционирования систем внутреннего контроля и управления рисками: 1) «неудовлетворительная ситуация»: по результатам внутреннего аудита выявлены грубые нарушения внутренних документов, а также требований Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона о рынке ценных бумаг, влекущие применение ограниченных мер воздействия и санкций; требуется принятие срочных и эффективных мера по устранению высокого риска, подрывающего целостность процесса; требуется реструктуризация структурных подразделений; 2) «недостаточное покрытие риска»: по результатам внутреннего аудита выявлены нарушения внутренних документов, а также требований Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона о рынке ценных бумаг, в том числе влекущие применение ограниченных мер воздействия и санкций; устранение выявленных нарушений возможно посредством обязательного выполнения мероприятий, установленных службой внутреннего аудита; 3) «под общим контролем»: результаты отображают незначительные недостатки и (или) нарушения внутренних документов, а также отдельные случаи нарушений требований Социального кодекса в области пенсионного обеспечения и Закона о рынке ценных бумаг, не влекущие применение ограниченных мер воздействия и санкций, которые устраняются в ходе обычных деловых операций; рекомендуются некоторые последующие исправительные мероприятия; 4) «хорошо по всем аспектам»: правильный баланс между риском и покрытием; результаты отражают только незначительные недостатки или их полное отсутствие. 23. Совет директоров и правление Фонда или ДНПФ анализируют отчеты службы внутреннего аудита и принимают меры по недопущению нарушений, выявленных службой внутреннего аудита, в дальнейшей деятельности Фонда или ДНПФ. Меры, указанные в части первой настоящего пункта, оформляются в виде решений (постановлений) совета директоров и правления Фонда. 24. Правление Фонда или ДНПФ осуществляет оперативный контроль за выполнением рекомендаций службы внутреннего аудита и отчитывается о результатах оперативного контроля перед советом директоров Фонда или ДНПФ не реже одного раза в квартал. В целях осуществления контроля и принятия (при необходимости) соответствующих мер правление получает от службы внутреннего аудита информацию по результатам мониторинга исполнения структурными подразделениями Фонда или ДНПФ планов мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внутреннего аудита, не реже одного раза в квартал по форме, установленной внутренними документами Фонда или ДНПФ. 25. Отчеты службы внутреннего аудита Фонда или ДНПФ представляются в уполномоченный орган по его запросу.
Приложение 1 к Правилам формирования системы управления рисками и внутреннего контроля единого накопительного пенсионного фонда, добровольных накопительных пенсионных фондов
Форма
Отчет по оценке выполнения требований к системе управления рисками
Оценка соответствия требованиям к системе управления рисками: ______ Первый руководитель Фонда (либо лицо, его замещающее) ____________________________________ ____________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) (дата) Руководитель подразделения Фонда, осуществляющего управление рисками ___________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) (дата) Руководитель службы внутреннего аудита Фонда ___________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) (дата)
Приложение к форме отчета по оценке выполнения требований к системе управления рисками
Пояснения к заполнению формы отчета по оценке выполнения требований к системе управления рисками
1. Оценка соответствия требованиям к системе управления рисками осуществляется по трехбалльной системе следующих критериев: соответствует, частично соответствует, не соответствует. 2. Оценка «соответствует» выносится при выполнении Фондом критерия требования к системе управления рисками без каких-либо значительных недостатков. 3. Оценка «частично соответствует» выносится при обнаружении недостатков, которые не считаются достаточными для появления серьезных сомнений относительно способности Фонда в достижении соблюдения конкретного критерия требования к системе управления рисками. 4. Оценка «не соответствует» выносится при невыполнении Фондом критерия требований к системе управления рисками. 5. При неприменимости отельных требований к системе управления рисками в отношении Фонда оценка соответствия данному критерию требования не осуществляется и отмечается соответствующей записью «не применимо».
Приложение 2 к Правилам формирования системы управления рисками и внутреннего контроля единого накопительного пенсионного фонда, добровольных накопительных пенсионных фондов
Форма
Отчет по оценке выполнения требований к системе управления рисками
Оценка соответствия требованиям к системе управления рисками: ______ Первый руководитель ДНПФ (либо лицо, его замещающее) __________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) (дата) Руководитель подразделения ДНПФ, осуществляющего управление рисками __________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) (дата) Руководитель службы внутреннего аудита ДНПФ ___________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись) (дата)
Приложение к форме отчета по оценке выполнения требований к системе управления рисками
Пояснения к заполнению отчета по оценке выполнения требований к системе управления рисками
1. Оценка соответствия требованиям к системе управления рисками осуществляется по трехбалльной системе следующих критериев: соответствует, частично соответствует, не соответствует. 2. Оценка «соответствует» выносится при выполнении ДНПФ критерия требования к системе управления рисками без каких-либо значительных недостатков. 3. Оценка «частично соответствует» выносится при обнаружении недостатков, которые не считаются достаточными для появления серьезных сомнений относительно способности ДНПФ в достижении соблюдения конкретного критерия требования к системе управления рисками. 4. Оценка «не соответствует» выносится при невыполнении ДНПФ критерия требований к системе управления рисками. 5. При неприменимости отельных требований к системе управления рисками в отношении ДНПФ оценка соответствия данному критерию требования не осуществляется и отмечается соответствующей записью «не применимо».
Приложение 3 к Правилам формирования системы управления рисками и внутреннего контроля единого накопительного пенсионного фонда, добровольных накопительных пенсионных фондов
Требования к внутренним документам
1. Внутренние документы Фонда или ДНПФ включают: 1) положение об организационной структуре Фонда или ДНПФ; 2) порядок стратегического планирования на долгосрочный период и составления годового бюджета (финансового плана) на краткосрочный и среднесрочный периоды; 3) корпоративную стратегию Фонда или ДНПФ; 4) учетную политику Фонда или ДНПФ; 5) политику Фонда или ДНПФ по управлению рисками; 6) правила обеспечения информационной безопасности; 7) процедуры осуществления внутреннего аудита; 8) процедуры осуществления внутреннего контроля; 9) политику управления существующим и потенциальным конфликтом интересов; 10) порядок осуществления операционной (текущей) деятельности Фонда или ДНПФ и бухгалтерского учета; 11) инструкцию по охране труда; 12) иные документы, установленные советом директоров Фонда или ДНПФ. 2. Внутренние документы Фонда или ДНПФ, указанные в пункте 1 настоящих Требований, составляются в качестве отдельного документа либо включаются в состав других внутренних документов Фонда или ДНПФ и после согласования с подразделением Фонда или ДНПФ, осуществляющим управление рисками, утверждаются советом директоров Фонда или ДНПФ, за исключением внутренних документов, предусмотренных подпунктами 1), 11) и 12) пункта 1, которые утверждаются правлением Фонда или ДНПФ. 3. Положение об организационной структуре Фонда или ДНПФ определяет: 1) структуру органов, соответствующую их функциональным обязанностям; 2) описание порядка взаимодействия между органами, структурными подразделениями, филиалами, представительствами, работниками; 3) положения об органах Фонда или ДНПФ (за исключением положений об органах, утверждение которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» и уставом Фонда или ДНПФ отнесено к компетенции совета директоров или общего собрания акционеров), структурных подразделениях, определяющие описание их функций, полномочий и обязанностей, а также формы и сроки представления отчетности по вопросам деятельности и информации общему собранию акционеров и совету директоров Фонда или ДНПФ. Перечень информации, представляемой общему собранию акционеров и совету директоров Фонда или ДНПФ, составляется с учетом необходимости предоставления органам Фонда или ДНПФ достаточного для надлежащего исполнения их функциональных обязанностей объема информации; 4) должностные инструкции работников; 5) недопущение возложения на работников подразделения, осуществляющего управление рисками, и службы внутреннего аудита функций других структурных подразделений Фонда или ДНПФ; 6) порядок оценки эффективности деятельности структурных подразделений и работников в течение отчетного периода, в том числе применение мер за невыполнение (некачественное или несвоевременное выполнение) возложенных на них функций и задач. 4. Порядок стратегического планирования на долгосрочный период и составления годового бюджета (финансового плана) на краткосрочный и среднесрочный периоды, а также корпоративная стратегия Фонда или ДНПФ составляются и пересматриваются с целью учета объективных макро- и микроэкономических факторов, влияющих на деятельность Фонда или ДНПФ. Корпоративная стратегия определяет краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные (от трех лет и более) цели деятельности Фонда или ДНПФ, маркетинговые планы. 5. Учетная политика Фонда или ДНПФ составляется в соответствии с требованиями Социального кодекса в области пенсионного обеспечения, Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». 6. Политика Фонда или ДНПФ по управлению рисками определяет: 1) полномочия и функциональные обязанности по управлению рисками членов совета директоров, правления, подразделения, осуществляющего управление рисками и ответственных работников Фонда или ДНПФ; 2) квалификационные требования к руководящим работникам Фонда или ДНПФ, а также работникам подразделения, осуществляющего управление рисками, включая, но не ограничиваясь, требованиями по наличию высшего образования и стажа работы; 3) наличие в составе организационной структуры Фонда или ДНПФ отдельного структурного подразделения по управлению рисками, не участвующего в осуществлении иных видов деятельности Фонда или ДНПФ; 4) процедуры по идентификации, измерению, оценке, мониторингу и контролю рисков, с использованием международной практики в области управления рисками; 5) порядок измерения рисков, присущих операциям по учету пенсионных активов и накоплений; 6) два уровня контроля операций, перечень которых определяется внутренними документами Фонда или ДНПФ: работник, выполняющий операцию - первый уровень, непосредственный руководитель, контролирующий работника, выполняющего операцию - второй уровень; работник (руководитель) структурного подразделения, выполняющего операцию - первый уровень, работник (руководитель) иного структурного подразделения, контролирующего выполнение данной операции - второй уровень; 7) порядок осуществления операционной (текущей) деятельности Фонда или ДНПФ и бухгалтерского учета, определяющий: структурные подразделения, обеспечивающие осуществление операционной (текущей) деятельности Фонда или ДНПФ, их функции, полномочия и обязанности; технический порядок проведения операций; систему бухгалтерского учета операций Фонда или ДНПФ; систему документооборота и делопроизводства операций Фонда или ДНПФ; процедуры по предотвращению рисков нарушения порядка осуществления операционной (текущей) деятельности операций Фонда или ДНПФ: ограничивающие возможность неправильного проведения и недостоверного отражения в учете совершенных операций с финансовыми инструментами; обеспечивающие разделение функций работников и установление ограниченного доступа работников для участия (управления) при осуществлении бухгалтерской записи в целях недопущения мошенничества и ошибок; обеспечивающие безопасность проведения операций, а именно выявление и предотвращение случаев злоупотребления при осуществлении операций с доходами и принятии риска, неадекватного размеру собственного капитала и доходов; обеспечивающие бесперебойное функционирование системы электронной обработки и наличие у лиц, осуществляющих контроль системы электронной обработки данных и отвечающих за вопросы обработки данных, квалификации и опыта, соответствующих профилю работы;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |