|
|
|
Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 627 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 99 (с изменениями по состоянию на 01.12.2023 г.)
Преамбула изложена в редакции совместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 30.11.22 г. № 983 и и.о. Министра национальной экономики РК 30.11.22 г. № 109 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 97 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 «Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 «Об утверждении формы проверочного листа» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371) ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Утвердить: 1) критерии оценки степени риска в сфере деятельности палаты юридических консультантов, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу; 2) проверочный лист в сфере деятельности палат юридических консультантов, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу. 2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа; 2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан. 3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан. 4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАН» Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Приложение 1 изложено в редакции совместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 30.11.22 г. № 983 и и.о. Министра национальной экономики РК 30.11.22 г. № 109 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.); совместного приказа Министра юстиции РК от 13.11.23 г. № 813 и Министра национальной экономики РК от 14.11.23 г. № 175 (введен в действие с 1 декабря 2023 г.) (см. стар. ред.) Приложение 1 Министра юстиции Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 627 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 99
Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов (далее - Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и формой проверочного листа, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371). 2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия: 1) балл - количественная мера исчисления риска; 2) нормализация данных - статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале; 3) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц с учетом степени тяжести его последствий; 4) система оценки и управления рисками - процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок; 5) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля; 6) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска; 7) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля; 8) проверочный лист - перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой нарушение прав законных интересов физических и юридических лиц, государства; 9) субъект контроля - саморегулируемая организация палата юридических консультантов; 10) грубые нарушения - нарушение требований, установленных Законом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области деятельности палаты юридических консультантов, принятыми в целях реализации указанного Закона, а также нарушение условий создания саморегулируемой организацией, основанной на обязательном членстве; 11) значительные нарушения - нарушение требований, установленных Законом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области деятельности палаты юридических консультантов, принятыми в целях реализации указанного Закона, которые приводят к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; 12) незначительные нарушения - нарушение требований, установленных Законом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области деятельности палаты юридических консультантов, принятыми в целях реализации указанного Закона в сфере деятельности палаты юридических консультантов, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям; 13) выборочная совокупность (выборка) - перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
Глава 2. Способы проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля
3. Критерии оценки степени риска для проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
4. По объективным критериям к субъектам контроля с высокой степенью риска относятся палаты юридических консультантов. 5. В отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля и внеплановая проверка. 6. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Параграф 2. Субъективные критерии
7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов: 1) формирование базы данных и сбор информации; 2) анализ информации и оценка степени риска. 8. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан. Для оценки степени риска по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта используются следующие источники информации: 1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля; 2) результаты анализа сведений, предоставляемых государственными органами и организациями. 9. На основании имеющихся источников информации требования подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные. Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проведение профилактического контроля с посещением субъекта контроля в отношении субъекта контроля с наибольшим потенциальным риском. При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля. 10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения - грубое, значительное и незначительное. Требования к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля изложены в приложении 1 к настоящим Критериям. 11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общий показатель степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100. По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится к высокой степени риска - при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
Глава 2. Расчет общего показателя степени риска по субъективным критериям
12. Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно пункту 8 Критериев. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 11 Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов. Rпром = SP + SC, где Rпром - промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, SР - показатель степени риска по нарушениям, SC - показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 11 Критериев Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных. 13. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска. При выявлении одного грубого нарушения, субъекта контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля. При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле: SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7 где: SРз - показатель значительных нарушений; SР1 - требуемое количество значительных нарушений; SР2 - количество выявленных значительных нарушений; при определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле: SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3 где: SРн - показатель незначительных нарушений; SР1 - требуемое количество незначительных нарушений; SР2 - количество выявленных незначительных нарушений; общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле: SР = SРз + SРн где: SР - общий показатель степени риска; SРз - показатель значительных нарушений; SРн - показатель незначительных нарушений. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 11 Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле: xi - показатель субъективного критерия, wi - удельный вес показателя субъективного критерия xi, n - количество показателей. Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R - показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля, Rmax - максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы), Rmin - минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы), Rпром - промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 12 Критериев. 14. При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля. 15. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, не может быть чаще двух раз в год.
16. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов
Степени нарушения требований к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов
Перечень субъективных критериев для определения степени риска
Приложение 2 изложено в редакции совместного приказа и.о. Министра юстиции РК от 30.11.22 г. № 983 и и.о. Министра национальной экономики РК 30.11.22 г. № 109 (введен в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.); совместного приказа Министра юстиции РК от 13.11.23 г. № 813 и Министра национальной экономики РК от 14.11.23 г. № 175 (введен в действие с 1 декабря 2023 г.) (см. стар. ред.) Приложение 2 Министра юстиции Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 627 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 99
Проверочный лист
В сфере деятельности палат юридических консультантов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан __________________________________________________________________________________________________________________ (наименование однородной группы субъектов контроля) в отношении палат юридических консультантов __________________________________________________________________________________________________________________ Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с посещением субъекта контроля __________________________________________________________________________________________________________________ Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля __________________________________________________________________________________________________________________ (№, дата) Наименование субъекта контроля __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ Бизнес-идентификационный номер субъекта контроля __________________________________________________________________________________________________________________ Адрес места нахождения __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________
Должностное (ые) лицо (а): _____________________________________________________________________ (должность) (подпись) _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)
Руководитель субъекта контроля _____________________________________________________________________ (должность) (подпись) _____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |