|
|
|
Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2710 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 10 февраля 2017 года
См. о внесении изменений в настоящий Закон: Закон РК от 28.12.16 г. № 36-VI (вводится в действие по истечении двух месяцев после дня его первого официального опубликования); Закон РК от 30.12.16 г. № 41-VI (вводится в действие с 1 января 2021 г.)
Заголовок и преамбула изложены в новой редакции, в текст внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.)
Настоящий Закон определяет статус, полномочия и организацию деятельности органов национальной безопасности Республики Казахстан. В главах цифры «I-V» заменены соответственно цифрами «1-5» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Глава 1 Общие положения В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.) Статья 1. Назначение органов национальной безопасности Республики Казахстан Органы национальной безопасности Республики Казахстан (далее - органы национальной безопасности) - непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.
Закон дополнен статьей 1-1 в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV Статья 1-1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) конспирация - сокрытие сил, средств, действий, планов и намерений контрразведки путем оперативной зашифровки и закрытия доступа к источникам секретной информации и установление особого порядка надзора; 2) контрразведывательная деятельность - система оперативных и организационных мероприятий по защите основ конституционного строя, экономического и оборонного потенциала Республики Казахстан от разведывательной и подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и иных зарубежных организаций.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 27.05.10 г. № 279-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 23.04.12 г. № 14-V (см. стар. ред.); Законом РК от 08.01.13 г. № 63-V (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.13 г. № 71-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.) Статья 2. Задачи органов национальной безопасности 1. Задачами органов национальной безопасности являются: 1) участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) добывание разведывательной информации в интересах Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внешней разведке»; 3) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 4) выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан; 4-1) координация деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Республике Казахстан; 5) выявление, пресечение, раскрытие и расследование уголовных правонарушений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности; 6) обеспечение Президента Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан правительственной связью в мирное и военное время; 7) организация шифровальной работы в уполномоченных государственных органах, органах военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан; 8) обеспечение защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; 9) обеспечение физической защиты загранучреждений Республики Казахстан. 2. Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безопасности настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Статья 3. Правовая основа деятельности органов национальной безопасности Правовую основу деятельности органов национальной безопасности составляют: 1) Конституция и законы Республики Казахстан; 2) настоящий Закон; 3) другие нормативные правовые акты Республики Казахстан в части, не противоречащей и не урегулированной настоящим Законом; 4) международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан; 6) Положение о Комитете национальной безопасности, утверждаемое Президентом Республики Казахстан. Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 4. Основные принципы деятельности органов национальной безопасности Деятельность органов национальной безопасности строится на принципах законности, секретности, конспирации, единоначалия, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.11 г. № 383-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов национальной безопасности 1. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами национальной безопасности своей деятельности. 2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно в случаях и порядке, прямо предусмотренных законом. 3. В пределах, установленных законодательством, органы национальной безопасности обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами и решениями. 4. Действия органов национальной безопасности, их сотрудников, военнослужащих и работников могут быть обжалованы в вышестоящие органы национальной безопасности, прокуратуру или суд.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.) Статья 6. Взаимодействие и сотрудничество органов национальной безопасности с государственными органами и организациями Республики, специальными службами иностранных государств 1. Органы национальной безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными органами и организациями Республики Казахстан. Должностные лица государственных органов, организаций, командование воинских формирований и частей обязаны оказывать содействие органам национальной безопасности в решении возложенных на них задач. 2. Сотрудничество органов национальной безопасности со специальными службами и органами правительственной связи иностранных государств, международными правоохранительными организациями осуществляется на основе международных договоров Республики Казахстан. См.: Инструкцию об объявлении международного розыска, исполнения и направления компетентными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола, а также их обработки Национальным Центральным Бюро Интерпола в Республике Казахстан
Система и организация деятельности органов национальной безопасности В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) Статья 7. Система органов национальной безопасности Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (далее - Комитет национальной безопасности), его ведомства, территориальные и иные органы национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подведомственные организации. Комитет национальной безопасности, его ведомства, территориальные и иные органы национальной безопасности могут создавать вне места их нахождения иные обособленные структурные подразделения, не подлежащие учетной регистрации в уполномоченном органе. Иные обособленные структурные подразделения выполняют часть функций органов национальной безопасности, указанных в части второй настоящей статьи.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 16.05.97 г. № 110-1; от 09.12.98 г. № 307-1; от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 8. Комитет национальной безопасности 1. Комитет национальной безопасности: 1) образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики; 2) осуществляет руководство ведомствами Комитета национальной безопасности, территориальными и иными органами национальной безопасности, а также подведомственными организациями; 2-1) организует планирование обеспечения органов национальной безопасности имуществом, его эксплуатацию, сохранность, учет и списание; 3) издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов национальной безопасности; 4) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.) 5) является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, свою символику и знаки отличия. 2. Статус и полномочия Комитета национальной безопасности определяются Положением о Комитете национальной безопасности. 2-1. Символику, знаки отличия и ведомственные награды органов национальной безопасности утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
В статью 8-1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 16.05.97 г. № 110-1; от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 8-1. Ведомства Комитета национальной безопасности 1. Ведомства Комитета национальной безопасности создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач по отдельным направлениям их деятельности. 2. Ведомства Комитета национальной безопасности: 1) образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; 2) возглавляются директорами, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; 3) являются юридическими лицами, имеют действительное и условное наименования.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 09.12.98 г. № 307-1 (см. стар. ред); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 9. Территориальные органы Комитета национальной безопасности 1. Территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач на соответствующей территории. 2. Территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, печати и штампы, счета, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения. 3. В оперативно-служебной деятельности территориальные органы Комитета национальной безопасности независимы от местных представительных и исполнительных органов и их должностных лиц. См. также: постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июня 1999 года № 751 «Об утверждении перечня государственных учреждений Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, финансируемых из республиканского бюджета»
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 10. Органы военной контрразведки Органы военной контрразведки: 1) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; 1-1) являются воинским формированием; 2) имеют действительные и условные наименования, печати и штампы; 3) в оперативно-служебной деятельности независимы от командования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. В статью 10-1 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.) Статья 10-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Закон дополнен статьей 10-2 в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV Статья 10-2. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности предназначены для выполнения возложенных на них задач в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 08.01.13 г. № 63-V (см. стар. ред.) Статья 11. Подразделения специального назначения Подразделения специального назначения создаются для пресечения актов терроризма и иных особо опасных преступных посягательств на личность, общество и государство. Подразделения специального назначения участвуют в оперативно-боевых и иных мероприятиях, проводимых органами национальной безопасности в порядке, определяемом Председателем Комитета национальной безопасности.
Компетенция органов национальной безопасности В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.); Законом РК от 28.08.09 г. № 192-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 27.05.10 г. № 279-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 08.01.13 г. № 63-V (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.13 г. № 71-V (см. стар. ред.); Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.); Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.) Статья 12. Обязанности органов национальной безопасности Органы национальной безопасности в пределах своих полномочий обязаны: 1) информировать Президента Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан об угрозах безопасности страны; 2) осуществлять разведывательную деятельность в интересах Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внешней разведке»; 3) осуществлять контрразведывательную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 4) выявлять, предупреждать и пресекать терроризм и иную деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан; 5) выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать уголовные правонарушения, отнесенные законодательством к ведению органов национальной безопасности; 6) оказывать содействие государственным органам в предупреждении и пресечении деятельности на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями; 7) разрабатывать и осуществлять меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах, воинских формированиях, частях и организациях, а также контролировать их деятельность в указанной сфере. Проводить специальную проверку граждан Республики Казахстан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к информации, составляющей государственную и служебную тайну; 8) участвовать в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения регионов и других стратегических объектов, перечень которых определяет Правительство Республики Казахстан; 9) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 279-IV (см. стар. ред.); 9-1) участвовать в обеспечении безопасности загранучреждений Республики Казахстан и их персонала; В подпункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.12.16 г. № 28-VI (см. стар. ред.) 10) участвовать в соответствии с законодательством Республики Казахстан в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Республики Казахстан и выхода из гражданства Республики Казахстан, выезда за границу граждан Республики Казахстан, въезда на территорию Республики Казахстан и выезда за ее пределы иностранцев и лиц без гражданства, а также режима их пребывания на территории Республики; 11) принимать во взаимодействии с другими компетентными органами меры по обеспечению безопасности представительств иностранных государств и международных организаций на территории Республики Казахстан; 12) участвовать по указанию Президента Республики Казахстан совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности глав государств, правительств зарубежных стран и руководителей международных организаций на период их пребывания в Республике Казахстан, а также проводимых на территории страны важных общественно-политических мероприятий; 12-1) участвовать в обеспечении безопасности Президента Республики Казахстан и Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации; 13) обеспечивать охрану и защиту государственной границы Республики Казахстан; 14) вести информационно-аналитическую работу в целях реализации возложенных на органы национальной безопасности задач; 15) выявлять радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Республики Казахстан; Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 419-V (см. стар. ред.) 16) организовать шифровальную и дешифровальную работу, эксплуатировать, развивать правительственную связь, шифрованную и засекреченную связь, а также сети телекоммуникаций специального назначения, используемые в интересах органов национальной безопасности, обеспечивать их безопасность; 16-1) организовывать и нести боевое дежурство в органах национальной безопасности в порядке, установленном Председателем Комитета национальной безопасности; 17) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению технического проникновения к сведениям органов национальной безопасности, составляющим государственные секреты; 17-1) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении разведывательной, контрразведывательной и иной оперативно-розыскной деятельности, при реализации материалов, отражающих результаты этой деятельности, а также недопущению рассекречивания источников информации путем распорядительной деятельности Председателя Комитета национальной безопасности или уполномоченного им должностного лица, обеспечивающей ограничение доступа к материалам оперативно-служебной деятельности до их облечения в гласную форму; 18) обеспечивать мобилизационную готовность органов национальной безопасности; 19) осуществлять подготовку кадров для органов национальной безопасности, их переподготовку и повышение квалификации; 20) проводить обязательную специальную проверку граждан Республики Казахстан, поступающих и состоящих на государственной службе, а также претендующих на занятие должности служащего Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктом 20-1 в соответствии с Законом РК от 23.11.15 г. № 417-V 20-1) проводить обязательную специальную проверку иностранцев, привлекаемых на работу в государственные органы Республики Казахстан, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан. Органы национальной безопасности вправе не объяснять причину, послужившую основанием для отказа в приеме иностранца на работу в государственные органы Республики Казахстан; 21) исполнять письменные требования прокурора, связанные с осуществлением им надзорных функций; 22) представлять по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу сведения из собственных информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 23) осуществлять иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.11.99 г. № 476-1; Законом РК от 29.03.2000 г. № 42-II; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 23.04.12 г. № 14-V (см. стар. ред.); Законом РК от 08.01.13 г. № 63-V (см. стар. ред.); Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.); Законом РК от 07.04.14 г. № 185-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V (см. стар. ред.); Законом РК от 04.07.14 г. № 233-V (см. стар. ред.) Статья 13. Права органов национальной безопасности Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право: 1) проводить общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия, экспертно-криминалистические исследования, привлекать к работе граждан Республики Казахстан на добровольной основе в качестве внештатных оперативных сотрудников в порядке, установленном Председателем Комитета национальной безопасности; 1-1) осуществлять оперативно-боевые мероприятия по пресечению противоправной деятельности в соответствии с разрабатываемыми специальными методиками, а также использовать специальные средства в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан; Статья дополнена подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V 1-2) осуществлять радиоэлектронную и радиотехническую разведку в соответствии с правилами, утверждаемыми Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан; 2) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, преступные группы, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, нарушение целостности Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 22.12.16 г. № 28-VI (см. стар. ред.) 3) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами решать вопросы о закрытии въезда и выдворении из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства; 4) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании уголовных правонарушений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; 5) вызывать в органы национальной безопасности граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову; 6) в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении уголовных правонарушений документы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транспортных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов; 6-1) при участии в антитеррористической операции и обеспечении правового режима антитеррористической операции применять меры и временные ограничения, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму»; 7) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных и иных объектов, незаконно пребывающих в пограничной зоне. Проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов; 8) использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям, воинским формированиям и частям, для предотвращения уголовных правонарушений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении правонарушений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев органы национальной безопасности возмещают в установленном законодательством Республики Казахстан порядке причиненный в результате этого фактический ущерб; 9) беспрепятственно входить на территорию и в помещения организаций, воинских формирований и частей, жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки в целях пресечения уголовных правонарушений, преследования лиц, подозреваемых в их совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, нанести ущерб безопасности страны. О случаях насильственного вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы национальной безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов; 10) иметь изоляторы временного содержания, следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством Республики Казахстан порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей или задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении уголовных правонарушений. В отдельных случаях, по согласованию с органами национальной безопасности, задержанных и подвергнутых содержанию под стражей правоохранительными органами и судами, а также осужденных; Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 419-V (см. стар. ред.) 11) осуществлять контроль, оказывать методическую и практическую помощь по вопросам обеспечения сохранности государственных секретов, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны, безопасности сетей телекоммуникаций специального назначения и шифровальной работы в уполномоченных государственных органах, органах военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан; См.: Инструкция о порядке выдачи органами национальной безопасности Республики Казахстан разрешений на осуществление деятельности, связанной с использованием государственных секретов 12) вносить в государственные органы, воинские формирования, части и организации обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Республики Казахстан, совершению уголовных правонарушений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности. Форма и порядок внесения представлений определяются Председателем Комитета национальной безопасности; Статья дополнена подпунктом 12-1 в соответствии с Законом РК от 03.11.14 г. № 244-V (введены в действие со 2 января 2015 года) 12-1) объявлять физическим и юридическим лицам в письменной форме обязательные для исполнения официальные предостережения о недопустимости деяния (действия или бездействия), создающего условия для совершения уголовных правонарушений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности; 13) пресекать использование на территории Республики Казахстан передающих радиоэлектронных средств, используемых с нарушением установленных правил или законодательства Республики Казахстан о защите государственных секретов; 14) получать безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, от государственных органов, воинских формирований, частей и организаций информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на органы национальной безопасности; 15) информировать местные представительные и исполнительные органы по вопросам, входящим в компетенцию органов национальной безопасности; 16) осуществлять хранение и использование архивных оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности органов национальной безопасности; 17) в целях зашифровки личности сотрудников и военнослужащих органов национальной безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств или личности граждан, оказывающих содействие органам национальной безопасности на конфиденциальной основе, использовать, изготавливать и (или) оформлять документы других государственных органов, а также организаций, порядок использования, изготовления и (или) оформления которых определяется председателем Комитета национальной безопасности. В случае необходимости использования органами национальной безопасности в целях, предусмотренных настоящим подпунктом, документов государственных органов, требующих регистрации в государственных органах, в том числе выдаваемых ими документов, по заявке органов национальной безопасности соответствующие государственные органы на безвозмездной основе изготавливают и (или) оформляют их для органов национальной безопасности в порядке, определенном совместными нормативными правовыми актами; 17-1) направлять в другие государственные органы и организации обязательные для исполнения запросы о предоставлении органам национальной безопасности бланков документов и служебных удостоверений, образцов их заполнения; 17-2) в целях зашифровки личности сотрудников и военнослужащих иных субъектов внешней разведки и специальных государственных органов, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств, а также личности конфиденциальных помощников изготавливать и (или) оформлять для иных субъектов внешней разведки и специальных государственных органов документы других государственных органов, а также организаций, порядок изготовления и (или) оформления которых определяется совместными нормативными правовыми актами. В случае необходимости использования иными субъектами внешней разведки и специальными государственными органами в целях, предусмотренных настоящим подпунктом, документов государственных органов, требующих регистрации в государственных органах, в том числе выдаваемых ими документов, по заявке органов национальной безопасности соответствующие государственные органы на безвозмездной основе изготавливают и (или) оформляют их в порядке, определенном совместными нормативными правовыми актами; 18) создавать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы национальной безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов; Подпункт 19 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 419-V (см. стар. ред.) 19) разрабатывать, создавать, приобретать и использовать средства специальной связи, вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, при этом разработка, производство и принятие на вооружение государственных шифровальных средств и их специальной защиты (от технических средств разведки) осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Заключать в этих целях договоры, контракты с государственными органами и организациями Республики Казахстан, специальными службами и организациями иностранных государств; 20) проводить научные исследования по проблемам обеспечения безопасности Республики Казахстан. Разрабатывать и создавать автоматизированные информационно-аналитические системы и системы специальных видов связи; Статья дополнена подпунктами 20-1 - 20-5 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V 20-1) создавать, приобретать, накапливать, формировать, регистрировать, хранить, обрабатывать, уничтожать, использовать, передавать, защищать электронные информационные ресурсы, содержащие сведения, составляющие государственные секреты, в порядке, определяемом Комитетом национальной безопасности; 20-2) создавать, эксплуатировать, проводить развитие, сопровождение, интеграцию, прекращение эксплуатации, защиту информационных систем в защищенном исполнении, отнесенных к государственным секретам, в порядке, определяемом Комитетом национальной безопасности; 20-3) осуществлять сбор, обработку, хранение, передачу, поиск, распространение, использование, защиту, регистрацию и уничтожение электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, с использованием информационных систем в защищенном исполнении, отнесенных к государственным секретам, в порядке, определяемом Комитетом национальной безопасности; 20-4) создавать, аккредитовывать, прекращать деятельность специального удостоверяющего центра в порядке, определяемом Комитетом национальной безопасности, а также разрабатывать и утверждать положение о его деятельности; 20-5) создавать, принимать в эксплуатацию, эксплуатировать, развивать и прекращать эксплуатацию сетей правительственной связи, сетей шифрованной связи органов национальной безопасности, а также сетей телекоммуникаций специального назначения, используемых в интересах органов национальной безопасности;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |