|
|
|
Совместный приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 166 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 116 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 7 июня 2024 года
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 141 и со статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Утвердить: 1) критерии оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу; 2) проверочный лист профилактического контроля с посещением в отношении организаций высшего и послевузовского образования согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу; 3) проверочный лист проверки на соответствие квалификационным требованиям организаций высшего и послевузовского образования согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу. 2. Комитету по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан. 4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года.
«СОГЛАСОВАН» Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Приложение 1 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 116 и Министр науки и высшего образования Республики Казахстан от 1 декабря 2022 года № 166
Критерии оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
1. Настоящие Критерии оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования (далее - Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении формы проверочного листа» от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577) для отбора субъектов (объектов) контроля с целью проведения проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в организациях высшего и послевузовского образования. Пункт 2 изложен в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 26.04.23 г. № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.23 г. № 50 (введены в действие с 9 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) 2. В настоящих Критериях используются следующие понятия: 1) балл - количественная мера исчисления риска; 2) период оценки - определенный временной период, за который проводятся оценки рисков по субъективным критериям на основании отчетных данных, результатов мониторинга автоматизированных информационных систем; 3) объекты контроля в сфере образования - имущество, находящееся на праве собственности или ином законном основании у субъекта контроля, подлежащее государственному контролю; 4) субъекты контроля в сфере образования - юридические лица, в том числе филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются государственный контроль; 5) организации образования - организации высшего и (или) послевузовского образования (далее - ОВПО), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующие высшее и (или) послевузовское образование следующих видов: национальные исследовательские университеты, национальные организации высшего и (или) послевузовского образования, исследовательские университеты, университеты, академии, институты и приравненные к ним (консерватория), военные специальные учебные заведения (далее - военные, специальные ОВПО); 6) нормализация данных - статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале; 7) значительные нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, в части создания условий для освоения образовательных программ высшего и послевузовского образования; 8) незначительные нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, в части организации образовательной и научной деятельности высшего и (или) послевузовского образования; 9) грубые нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере высшего и послевузовского образования, влекущие или подтверждающие снижение качества образовательного процесса, несоответствие квалификационным требованиям, предъявленным к образовательной деятельности организации высшего и послевузовского образования; 10) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий; 11) система оценки и управления рисками - процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям законодательства в сфере высшего и послевузовского образования с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям; 12) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъектов (объектов) контроля к различным степеням риска; 13) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля; 14) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля; 15) проверочный лист - перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
3. Уполномоченный орган в сфере образования для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие требованиям относит субъекты (объекты) высокой степени риска. Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени проводится проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка. 4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля с посещением формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
5. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска. По объективным критериям к группе с высокой степенью риска относятся организации высшего и (или) послевузовского образования, деятельность которых ведется с нарушениями законодательства в сфере высшего и послевузовского образования. Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Параграф 2. Субъективные критерии
6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов: 1) формирование базы данных и сбор информации; 2) анализ информации и оценка рисков. 7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области высшего и послевузовского образования. Оценка степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по следующим источникам информации: 1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем; 2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля; 3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов в течение одного календарного года. Оценка степени рисков по субъективным критериям для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям определяется по следующим источникам информации: 1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем; 2) результаты предыдущих проверок субъектов (объектов) контроля; 3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений на субъекты (объекты) контроля, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов в течение одного календарного года. 8. На основании имеющихся источников информации, уполномоченный орган в области высшего и послевузовского образования формирует субъективные критерии, подлежащие анализу и оценке согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие требованиям и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском. При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля. 9. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа соответствуют степени нарушения - грубое, значительное и незначительное. 10. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100. По показателям степени риска организации высшего и послевузовского образования как субъект (объект) контроля относятся к высокой степени риска - при показателе степени риска от 71 до 100 включительно.
Параграф 3. Особенности формирования системы оценки и управления рисками
11. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях: 1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан; 2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля или проведения проверок на соответствие требованиям; 3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О саморегулировании», с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации. 12. Система оценки и управления рисками ведется с использованием Национальной образовательной базы данных (далее - НОБД) и других информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах. 13. При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
Пункт 14 изложен в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 26.04.23 г. № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.23 г. № 50 (введены в действие с 9 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) 14. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска. Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников информации согласно пункту 7 настоящих Критериев. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где:
Rпром - промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям; SР - показатель степени риска по нарушениям; SC - показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий. Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных. Критерии дополнены пунктом 14-1 в соответствии с совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 26.04.23 г. № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.23 г. № 50 (введены в действие с 9 мая 2023 г.) 14-1. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100. При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 7 настоящих Критерий, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля. При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз - показатель значительных нарушений; SР1 - требуемое количество значительных нарушений; SР2 - количество выявленных значительных нарушений; При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн - показатель незначительных нарушений; SР1 - требуемое количество незначительных нарушений; SР2 - количество выявленных незначительных нарушений; Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР - показатель степени риска по нарушениям; SРз - показатель значительных нарушений; SРн - показатель незначительных нарушений. Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям. Критерии дополнены пунктом 14-2 в соответствии с совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 26.04.23 г. № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.23 г. № 50 (введены в действие с 9 мая 2023 г.) 14-2. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi - показатель субъективного критерия; wi - удельный вес показателя субъективного критерия xi; n - количество показателей. Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критерий, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям. Критерии дополнены пунктом 14-3 в соответствии с совместным приказом Министра науки и высшего образования РК от 26.04.23 г. № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.23 г. № 50 (введены в действие с 9 мая 2023 г.) 14-3. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R - показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля; Rmax - максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы); Rmin - минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы); Rпром - промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 7 настоящих Критерий.
15. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в статье 143 Кодекса. 16. Проверочные листы представлены в приложении 2, 3 к настоящему совместному приказу. 17. Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверки на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год.
Приложение 1 изложено в редакции совместного приказа Министра науки и высшего образования РК от 26.04.23 г. № 183 и и.о. Министра национальной экономики РК от 26.04.23 г. № 50 (введены в действие с 9 мая 2023 г.) (см. стар. ред.) Приложение 1 к Критериям оценки степени риска за системой образования, в части высшего и послевузовского образования
Степень нарушений требований
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |