|
|
|
Выступление Председателя Мажилиса Парламента РК Кошанова Е.Ж. на закрытии второй сессии восьмого созыва
Уважаемые депутаты,
Сегодня мы завершаем работу второй сессии Парламента Республики Казахстан VIII созыва. По традиции подводим итоги деятельности. Намечаем планы на будущее. Политические реформы Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева задали новый тон работе Парламента. Многопартийный Парламент наполнил новым содержанием деятельность законодательного органа. Широкий срез всего многогранного казахстанского общества с разными идеологическими взглядами повысил качество принимаемых законов. Все это стало новой вехой в развитии казахстанского парламентаризма. Прошедшая сессия на деле доказала эффективность формулы «Сильный Президент - влиятельный Парламент - подотчетное Правительство». Сбалансированная по-новому система сдержек и противовесов обеспечила принятие действенных решений. Все они направлены на дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния граждан. Провозглашенный Президентом принцип диктатуры закона и порядка стал базовым ориентиром в прошедшем законотворческом сезоне. Заданный вектор повысил запросы общества к принятию качественных законов. Парламент стал местом публичного обсуждения и выработки законодательных решений по имеющимся проблемам в стране. Формируется восприятие закона, как основного ключа к решению проблем. Растет статус и вес нормативных документов. Все это поэтапно наполняет реальным содержанием конституционную реформу по созданию действенного и влиятельного Парламента.
Уважаемые коллеги! В этой сессии мы отработали полноценный парламентский цикл. Базовым вектором деятельности депутатского корпуса были - реализация ежегодных посланий Главы государства, президентской предвыборной программы, решений, принятых на Национальном Курултае. В этой связи, законодательная повестка второй сессии была достаточно насыщенной. Проведено пять совместных заседаний Палат, 39 пленарных заседаний Мажилиса и 43 пленарных заседания Сената. За время текущей сессии в работе обеих Палат находилось 179 законопроектов, из которых принято 102.
****
В течение сессии депутаты совместно с Правительством работали над рядом значимых законопроектов. Нами принят главный финансовый документ - республиканский бюджет. Им мы обеспечили реализацию ключевых социальных обязательств государства - в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и других. Так, увеличены зарплаты учителей, врачей, ученых, приняты меры по усилению их социальной защиты, повышены стипендии студентам. Обеспечен рост денежных доходов порядка 1,8 миллионов наемных работников, в том числе 350 тысяч бюджетников. С января этого года увеличена минимальная заработная плата с 70 до 85 тысяч тенге. В первую очередь, это коснулось низкооплачиваемых работников. В этой сессии нам удалось решить вопрос социальной защиты людей, занятых на работах с вредными условиями труда. Этот закон стал долгожданным ответом на многолетние обращения более 400 тысяч производственников.
***
В последние годы все больше давали о себе знать проблемы в сфере тепло- и электроснабжения. Вопросы в этой отрасли накапливались годами, а износ оборудования в регионах достиг восьмидесяти и более процентов. Принятый Парламентом закон о теплоэнергетике значительно улучшит ситуацию в этой сфере. Так, нами законодательно введена ответственность на всех этапах теплоснабжения - от производства до потребителя. Первые руководители будут нести персональную ответственность за готовность объектов к отопительному сезону. Кроме того, при перебоях в теплоснабжении потребители будут иметь право требовать возмещения затрат. Нами также принята норма по прекращению деятельности посредников - электроснабжающих организаций. Ни для кого, не секрет, что были и ярые противники этой нормы. Но совместными усилиями депутатов и госорганов мы ее отстояли. Теперь, энергопередающие организации будут осуществлять энергоснабжение. А контроль за установкой тарифов останется за государством. Еще одной проблемой было несовершенство системы госзакупок. Застарелые «болезни» системы не позволяли ей развиваться, мешали отечественному бизнесу. Из-за этого на местах годами не реализовывались инициативы, особенно в сфере строительства объектов инфраструктуры. Поэтому Глава государства неоднократно ставил задачу по реформированию всей системы госзакупок. Принятый Закон о госзакупках повысит качество закупаемых товаров, работ и услуг. Обеспечит прозрачность госзакупок и приоритет качества над ценой. Но, на этом мы не должны «ставить точку». Работу в этом направлении мы продолжим в рамках реализации Указа Президента «О мерах по либерализации экономики». В текущей сессии депутатами принят Закон о масс-медиа. Это важный закон, который усовершенствовал механизмы защиты прав и интересов журналистов. Новый закон позволит повысить потенциал отечественных масс-медиа и укрепить информационную независимость.
***
Депутатами планомерно создаются благоприятные условия для медицинских работников. Так, нами принят закон, направленный на поддержку медицинских работников и развитие здравоохранения в целом. Новым законом мы усилили правовую защиту всех медиков. Ввели систему обязательного страхования профессиональной ответственности медработников. Усилили социальные гарантии. Этим же законом мы стимулируем врачей ехать в село. Теперь медики, пожелавшие работать в сельских больницах будут получать подъемное пособие в размере 100 МЗП, а это порядка 9 миллионов тенге. По поручению Президента за особые заслуги медикам будет присваиваться почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген дәрігері». Особо хочу подчеркнуть, что все эти вопросы занимали особое место в предвыборной программе Главы государства.
***
В текущей сессии депутатами впервые принят самостоятельный Закон «О противодействии торговле людьми». Раньше такого закона у нас не было. Приняв его, мы не только следуем международным обязательствам, но и укрепляем правовую базу в сфере защиты прав человека.
***
Сегодня мы уверенно можем говорить о новой тенденции - депутаты, не дожидаясь Правительства, стали сами инициировать нужные обществу законы. Так, депутатами Парламента была сформирована законодательная база для реализации одной из ключевых инициатив Предвыборной программы Президента - «Нацфонд-детям». С 1 января юным казахстанцам стали поступать первые выплаты из Национального фонда. Участниками программы стали порядка семи миллионов детей. С принятием этого закона, доля доходов от национальных богатств страны стала служить на будущее страны - казахстанских детей. Депутаты на практике реализовали конституционную норму о том, что земля и ее недра, все природные ресурсы принадлежат народу. Парламентариями был разработан закон по вопросам недропользования. Теперь все новые крупные нефтегазовые месторождения на 50% и более будут принадлежать государству. Эти два закона - ощутимый результат практического воплощения принципов социальной справедливости.
***
В инициативном порядке депутатами были разработаны поправки, направленные на борьбу с бытовым насилием. Реакция наших граждан на резонансные преступления и проявление «нулевой» терпимости к насилию в обществе, в любом его виде, подтолкнули нас к значительному ужесточению законодательства в этой сфере. Свою принципиальную позицию в этом вопросе, Глава государства выразил в Послании и на Национальном Курултае. Этим законом мы поставили реальный заслон разгулу насилия в казахстанском обществе.
***
Все мы знаем, что в последнее время угрожающий характер стала приобретать проблема закредитованностинаселения. Президент страны не раз высказывал тревогу по этому вопросу, отмечая что эта проблема оказывает прямое влияние на социальное самочувствие граждан. Для кардинального решения этой проблемы Парламентом принят закон по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков. Мы можем сказать, что принятый закон - это наглядная реакция на многочисленные обращения граждан об их финансовых проблемах. Парламентом впервые принят закон, направленный на интересы населения, а не на банки и финансовые организации. Уверен, что он послужит значительному снижению долгов среди населения.
***
Депутатами начата практическая реализация инициатив, выдвинутыхна третьем заседании Национального курултая. В стране объявлена общенациональная борьба против такого общественного порока как лудомания. Глава государства назвал лудоманию одним из главных социальных зол XXI века. Действительно, в нашем обществе эта проблема стала приобретать массовый характер, разрушая семьи, отравляя сознание подрастающего поколения. Только по официальным данным порядка 400 тысяч наших граждан, в основном - молодых людей, вовлечено в азартные игры. Эта цифра, которая побудила заняться проблемой игровой зависимости всерьез. Закон об игорном бизнесе долго обсуждался в стенах Парламента, на различных общественных площадках. Были и группы влияния, пытавшиеся противостоять его принятию. Но депутаты проявили твердость. Мы ужесточили требования к букмекерским конторам и казино. Ввели уголовную ответственность за организацию деятельности онлайн-казино. Запретили играть должникам и алиментщикам. Таким образом, сделан важный шаг на социальное оздоровление общества. Буквально на днях вступили в силу нормы закона, запрещающие продажу вейпов. За последние два года оборот вейпов в стране вырос в 300 раз. За 2,5 года в страну ввезено порядка трех миллионов штук вейпов. В рамках закона о здравоохранении мы ввели полный запрет на распространение вейпов.
***
Кроме того, в этой сессии законодательную форму получила еще одна инициатива Президента - это борьба с проявлением актов вандализма на улицах и на природе. Этим законом, мы наведем порядок в этом вопросе, обеспечим сохранность природного и культурного достояния нашей страны.
***
В реализацию приоритетов внешней политики Казахстана депутатами была продолжена работа по формированию правовой базы международных договоров. Всего Парламентом ратифицировано 46 международных договоров и соглашений. В транспортно-логистической, культурной, образовательной сферах, в области защиты инвестиций и другие.
***
Благодаря новой конституционной норме, значительно усилен парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Мы стали два раза в год заслушивать Отчет Председателя Высшей аудиторской палаты. В это сессии они касались вопросов водной отрасли, а также развития транспорта. По итогам Парламентом приняты необходимые рекомендации и направлены в адрес Правительства и Высшей аудиторской палаты.
***
Эффективным механизмом общественного участия в законодательном процессе являются парламентские слушания и правительственные часы. За текущий период состоялось три парламентских слушания. На них были обсуждены актуальные вопросы общества. По снижению закредитованности населения и повышения финансовой грамотности; совершенствования системы гражданской защиты; развития обрабатывающего сектора экономики. Также было проведено десять правительственных часов. Руководители министерств и ведомств выступили с отчетными докладами о реализации программных документов. Уверен, что такое тесное взаимодействие граждан, депутатов и Правительства будет продолжено и в будущих сессиях. Вместе с тем хотел бы остановиться на некоторых проблемных вопросах при взаимодействии с Правительством. Из года в год повторяются одни и те же, можно сказать, системные ошибки при подготовке законопроектов. Имеет место недостаточная проработанность норм законопроектов, их низкое качество. Наглядный пример - это проект Водного кодекса. Об этом говорят не только депутаты, но и экспертное сообщество. Все это затрудняет и затягивает процесс рассмотрения проекта Кодекса в Парламенте. Похожая ситуация и с проектом Строительного кодекса. О нем, наверное, не высказывался только ленивый. Законопроект поступил абсолютно «сырой». Депутаты вынуждены дорабатывать и переписывать его «на ходу».
***
Особого внимания заслуживают сроки внесения законопроектов в Мажилис. Зачастую они срываются. К примеру, Водный кодекс первоначально должен был быть внесен в марте прошлого года. Затем сроки неоднократно переносились, и в итоге он «зашел» в Мажилис в январе этого года. До сих пор не внесен важнейший законопроект - Налоговый кодекс. В результате, у депутатов будут очень сжатые сроки для качественной работы над ним.
***
Отдельная история со сроками предоставления заключений на поправки депутатов. Они также затягиваются. Эта «болезнь» госорганов, от которой мы никак не можем избавиться. Так, например, по законопроекту по вопросам здравоохранения заключение Правительства пришлось ждать до восьми месяцев. По законопроекту о военно-патриотическом воспитании - до семи месяцев. Большая проблема - это неаутентичность текстов соглашений и договоров, поступающих к нам на ратификацию. Проходят переговоры, подписываются важные для страны международные, межгосударственные соглашения. Однако из-за невнимательности государственных органов, ошибок на государственном языке, рассмотрение законопроектов откладывается на более длительный срок. По этой причине согласование со странами-партнерами затягивается, что негативно влияет на имидж страны. Поэтому прошу каждый государственный орган обратить на это особое внимание.
***
Отдельно хочу сказать об ответах на депутатские запросы. Депутаты далеко не всегда удовлетворены ими. Здесь вновь повторяется то, о чем мы говорили и ранее. В ответах на депутатские запросы даются неполные, поверхностные ответы, отсутствует конкретика. Государственные органы должны ответственно подходить к подготовке ответов на депутатские запросы. Надо понимать, что в их основе лежат чаяния и нужды тысяч наших граждан. Прошу Правительство сконцентрироваться на озвученных вопросах.
Уважаемые коллеги!
Серьезный акцент в нашей работе делается на связь с избирателями. В этой сессии депутаты Парламента посетили порядка 800 населенных пунктов, провели около 2000 встреч. Все проблемные вопросы наших избирателей депутаты отражают в своих депутатских запросах. Так, в течении этой сессии в адрес Правительства и других государственных органов депутатами Сената и Мажилиса направлено 727 депутатских запроса. Хорошим «мостом» между депутатами и населением стала Общественная приемная Мажилиса. С начала сессии в Общественную приемную обратилось более двух тысяч человек. Кроме того, на постоянной основе к депутатам поступают письменные обращения. В этой сессии депутаты рассмотрели более 47 тысяч писем от граждан. В депутатской практике прочно закрепились экстренные выезды депутатов в регионы, для решения острых вопросов. В последствии, все проблемные вопросы населения публично ставятся перед Правительством и акимами. С начала сессии проведено два заседания с приглашением членов Правительства, на которых отдельно рассматривались наказы наших избирателей. Как итог, сегодня государство получило еще один работающий канал, регулирующий деятельность госорганов с учетом запросов людей.
Уважаемые коллеги!
С прошлого года по поручению Президента образована и работает Парламентская комиссия по мониторингу реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития. Комиссией проведено пять заседаний комиссии. Конструктивный диалог с гражданским обществом также обеспечивают, созданные при Парламенте консультативно-совещательные органы и диалоговые площадки. Для выработки инициатив в рамках повестки Нового Казахстана активно работают Клуб экспертов, Школа аналитики, Taldau Talks, Проектный офис Сената. Вопросы, национальных интересов, ценностей, будущего нации становятся предметом обсуждения площадки «Ұлттық мүдде». Развитие регионов является ключевым направлением работы Совета по взаимодействию с маслихатами. Большое внимание уделяется работе с людьми с инвалидностью. Эти вопросы постоянно обсуждаются на заседании Совета по инклюзии. Общественная палата при Мажилисе стала доступной трибуной для выражения интересов представителей различных групп населения. Местом, где можно свободно высказывать различные точки зрения. В целом, высказанная Главой государства идея о том, что общественным дискуссиям должно быть место именно в стенах Парламента, получила свое развитие в виде активности этих площадок.
***
Вместе с тем значительному укреплению доверия общества к власти призван сыграть Электронный парламент. Учитывая возросшую активность общественности Парламент разработал цифровой Модуль «Предложения к законопроектам». Мы начали говорить с профессиональным сообществом «на языке сравнительных таблиц». Сформированный высококвалифицированный пул вокруг Парламента уже начал использовать этот действенный инструмент. В дальнейшем он будет использован для обратной связи с населением.
Уважаемые коллеги!
В течение прошедшей сессии активно работали все шесть парламентских фракций, депутаты-одномандатники, а также депутаты, избранные от Ассамблеи народа Казахстана. Фракциями, с опорой на запросы своих избирателей, проводится системная работа по решению актуальных задач страны. Несмотря на разность партийных программ и идеологий, депутаты выступают с единым мнением по важнейшим государственным задачам. В стенах Парламента также активную работу проводят депутатские группы «Бір ел - бір мүдде», «Инклюзивный Парламент» и «Өңір».
***
Отдельное внимание уделяется развитию парламентской дипломатии. В течение сессии депутаты активно работали в рамках четырнадцати международных парламентских организаций. Приняли участие в 257 международных мероприятиях и осуществляли сотрудничество с парламентами 38 зарубежных стран. На высоком организационном уровне было проведено ХХI заседание Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, посвященное 20-летию Съезда. В начале этого месяца в Алматы под председательством казахстанской стороны состоялось заседание Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ. В текущем году мы завершили свое председательство в Диалоге женщин стран Центральной Азии.
***
Депутаты признают важность использования инструментов парламентской дипломатии для предупреждения и урегулирования международных конфликтов. В этой связи Парламентом одобрено направление казахстанского миротворческого контингента на Голанские высоты. Это - первая самостоятельная миссия наших миротворцев по мандату Организации Объединенных Наций.
Уважаемые участники совместного заседания!
Нами заложена основа для дальнейшей законотворческой работы. Вчера свою положительную оценку нашей деятельности дал Президент страны. Поэтому набранный темп важно сохранить и в предстоящий период. Прежде всего, мы должны сосредоточиться на законодательном обеспечении инициатив Главы государства. Ключевым приоритетом должно оставаться исполнение Предвыборной программы Президента. В следующей сессии мы продолжим работу над формированием правовой основы новой экономической модели страны. Депутаты и дальше должны решать приоритетные вопросы общества, законодательно обеспечивать рост благосостояния нашего народа. Каждый человек должен почувствовать результат происходящих изменений уже сегодня.
***
В настоящее время в портфеле Парламента находится 71 законопроект. Депутатскому корпусу предстоит работа над Бюджетным, Налоговым, Строительным, Водным кодексами. Мы ожидаем также абсолютно новый - Цифровой кодекс. Нас ждет серьезная работа над законопроектами по вопросам - противодействия коррупции; борьбы с наркотиками; религии, реформы судебной системы и другие. Здесь потребуется слаженная и скрупулезная работа как Парламента, Правительства, так и экспертного сообщества. Убежден, что только при таком тесном взаимодействии мы сможем добиться поставленных целей и содействовать решению актуальных проблем страны.
Уважаемые депутаты! Участники совместного заседания!
Мы завершаем вторую сессию Парламента восьмого созыва. В этой связи, выражаем благодарность членам Правительства, всем коллегам за совместную работу. Отдельная благодарность представителям гражданского общества и экспертному сообществу за неравнодушное отношение к законотворческому процессу. Мы также благодарим представителей масс-медиа, которые на высоком уровне освещают нашу работу. В завершении, хочу сказать, что вместе мы преодолеем любые вызовы и сделаем наш Казахстан еще сильнее. Поэтому в этом нелегком деле хочу пожелать всем здоровья и твердости духа!
Благодарю за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |