|
|
|
Особенности правового положения некоммерческих акционерных обществ
С.И. Климкин, к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
В утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 г. № 674 Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года отмечается, в том числе, что роль некоммерческих организаций в жизни общества трудно переоценить. В процессе своей деятельности такие организации участвуют в разрешении социальных вопросов. В свете изложенного важно обратить внимание на пересмотр порядка регистрации и требований к отчетности, а также случаев, когда деятельность некоммерческих организаций может быть приостановлена. В настоящее время возможность создания и функционирования некоммерческих акционерных обществ предусмотрена рядом законодательных актов. Так, в соответствии с частью первой п. 3 ст. 34 ГК РК (Общая часть), юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Согласно пункту 5 ст. 85 ГК РК (Общая часть), в случаях, предусмотренных законодательством, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации. Пунктом 3 ст. 3 Закона РК от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах» установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации. Статья 6 Закона РК от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях» определяет, что некоммерческие организации могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Непосредственно некоммерческим акционерным обществам посвящена статья 16 этого Закона. Мониторинг Закона «Об акционерных обществах» позволил выявить в нем следующие положения, указывающие на особенности некоммерческих акционерных обществ, отличающие их от «коммерческих» АО: - общество (кроме некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества) вправе выпускать облигации и иные виды ценных бумаг (пункт 4 ст. 3); - устав общества должен содержать следующие положения: <…> в случае, если общество является некоммерческой организацией: указание на то, что общество является некоммерческой организацией, положения о процедуре голосования, невыплате дивидендов и другие требования, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан (подпункт 8) п. 2 ст. 9); - некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме акционерного общества, не вправе выпускать привилегированные акции (пункт 2 ст. 12); - некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме акционерного общества, не начисляют и не выплачивают дивиденды по своим акциям (пункт 7 ст. 22); - некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме акционерного общества, не вправе выпускать конвертируемые ценные бумаги (часть вторая п. 1 ст. 30); - положения настоящей статьи (статьи 64 «Аффилированное лицо общества» – С.К.) не распространяются на общества, являющиеся некоммерческими организациями и кредитными бюро. Не являются аффилированными: 1) лица, являющиеся крупными акционерами (участниками) некоммерческой организации или кредитного бюро; 2) недееспособные и ограниченно дееспособные лица (пункт 3 ст. 64); - общество (за исключением некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества) вправе преобразоваться в хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, к которому переходят все права и обязанности преобразуемого общества в соответствии с передаточным актом (часть первая п. 1 ст. 86). Положения, которыми особо обращается внимание на некоммерческие акционерные общества, содержатся и в иных законодательных актах. Например, согласно подпункту 7) ст. 1 Закона РК от 28 февраля 2007 г. № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», к организациям публичного интереса отнесены, помимо прочих, акционерные общества (за исключением некоммерческих). В соответствии с пунктом 4 ст. 41 Закона «О некоммерческих организациях», размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. Таким образом, акционерное общество является единственной, «сквозной» организационно-правовой формой юридического лица, которое, будучи созданным с использованием такой формы, может быть как коммерческим, так и некоммерческим. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопрос о распределении полученного обществом чистого дохода не определяется желанием отдельно взятых акционеров, поскольку реализация права на получение дивидендов возможна лишь в случае принятия общим собранием соответствующего решения[1]. Но общее собрание вправе и не принять такого решения, что, тем не менее, не сделает такое акционерное общество некоммерческим. В некоммерческом же акционерном обществе недопустимость распределения его чистого дохода между акционерами в виде дивидендов установлена законодательством.
В казахстанском учебнике по гражданскому праву 2013 г. отмечалось, что «такое законодательное допущение некоммерческих организаций в организационно-правовой форме АО справедливо критикуется казахстанскими цивилистами, поскольку в отсутствие какой-либо особой целесообразности и обоснованности в существовании такой формы неизбежно возникают серьезные вопросы, связанные с управлением такой некоммерческой организацией и отчуждением ее акций»[2]. Эта позиция Ф.С. Карагусова получила дальнейшее развитие в Комментарии к ГК РК (Общая часть) (издание 2020 г.): «В связи с этим представляется целесообразным рассматривать АО как форму осуществления именно предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. Если же деятельностью юридического лица эта цель не преследуется, и соответствующая организация создается как некоммерческая, то в настоящее время казахстанское законодательство предлагает достаточно широкий выбор форм некоммерческих организаций в зависимости от целей их создания и субъектного состава учредителей. Ни одна из этих форм не предполагает формирование у учредителей некоммерческой организации прямой имущественной заинтересованности в получении дохода от вложенных ими средств»[3]. В свое время, оценивая роль и значение акционерных обществ, Карл Маркс писал, что благодаря их образованию имеет место «колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капитала. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными <…>. [Происходит] превращение действительно функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося чужими капиталами, и собственников капитала – в чистых собственников, в чистых денежных капиталистов. Если даже получаемые ими дивиденды включают в себя процент и предпринимательский доход, т.е. всю прибыль <…>, то и тогда вся эта прибыль получается только в форме процента, т.е. вознаграждения просто за собственность на капитал»[4]. Таким образом, автор классического научного труда по политической экономии «Капитал. Критика политической экономии» рассматривал акционерные общества как господствующую организационную форму предприятий. Возвращаясь же к современной действительности, отметим, что коммерческая направленность действий учредителей при создании некоммерческого акционерного общества может выражаться в увеличении стоимости его активов. Ведь все разрешаемые к получению доходы от оказания платных услуг могут направляться на совершенствование соответствующего процесса (приобретение литературы, оборудования, техники, недвижимости, производство ремонта имущества и т.д.). Но такое использование доходов увеличивает стоимость активов этого юридического лица и, соответственно, балансовую стоимость его акций. Коммерческая заинтересованность может также быть проявлена и в получении конечного результата, то есть распределении между акционерами имущества, оставшегося после ликвидации некоммерческого акционерного общества[5]. Что же касается использования формы акционерного общества в предпринимательской деятельности, то считать ее сколько-нибудь популярной в настоящее время оснований нет. Так, по данным сводного отчета по электронному регистру юридических лиц, филиалов и представительств по состоянию на 25 ноября 2021 г. из 427 941 зарегистрированных в Республике Казахстан коммерческих юридических лиц число акционерных обществ составило 1 371, то есть лишь 0,32%. Для сравнения укажем, что из 56 087 некоммерческих организаций число акционерных обществ составило 590, то есть чуть более одного процента. Таким образом, внутри видов юридических лиц доля некоммерческих акционерных обществ более чем в три раза превышает долю «коммерческих» АО. Ф.С. Карагусов также отмечает, что «в контексте исторического развития казахстанского права на традициях романо-германской правовой семьи и перспектив его дальнейшего совершенствования представляется целесообразным вообще отказаться от возможности создавать некоммерческие организации в форме акционерных обществ»[6]. На целесообразность отказа от такой формы некоммерческих организаций также указывают Ж.Б. Досмагамбетова и А.Ж. Калмагамбетов[7]. Иной позиции придерживается Е.В. Нестерова, которая считает, что действующие механизмы корпоративного управления и контроля, предусмотренные акционерным законодательством, вполне обеспечивают эффективное функционирование НАО[8].
Принято считать, что своим появлением в казахстанском законодательстве некоммерческие акционерные общества обязаны Законам РК от 10 июля 1998 г. № 281-І «Об акционерных обществах» и от 10 июля 1998 г. № 282-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам акционерных обществ». Последним были внесены поправки в пункт 3 ст. 34 ГК, который предусмотрел такую организационно-правовую форму некоммерческой организации. Также пунктом 5 была дополнена статья 85 ГК. Так, в казахстанском учебнике 2000 г. по гражданскому праву И.У. Жанайдаров указывает: «Данный подход в нормотворчестве не подходит казахстанскому законодательству и находит выражение в недействительности, пробуксовке новых норм. К числу «мертворожденных» правовых конструкций можно отнести «объявленный капитал», «некоммерческое акционерное общество», «народное общество», «исключительные полномочия совета директоров» и т.п. Тем не менее, акционерное законодательство вынуждено так или иначе вписываться в общую систему казахстанского законодательства»[9]. На самом деле еще Указом Президента РК, и.с.з., от 2 мая 1995 г. № 2255 «О хозяйственных товариществах» предусматривалось, что в случаях, установленных законодательными актами, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации (часть вторая п. 1 ст. 54 Указа). На это в 1998 г. обратил внимание Ю.Г. Басин в Комментарии к Гражданскому кодексу (Общая часть), отметив, что «вполне возможно образование некоммерческого юридического лица и в организационно-правовой форме акционерного общества, но требуется, чтобы такая форма была четко установлена законодательным актом о данном виде юридических лиц», приводя в пример казахстанскую фондовую биржу, созданную в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг[10]. Таким образом, еще в начале своего развития казахстанское гражданское законодательство допускало возможность создания некоммерческих акционерных обществ.
Действительно же важным, требующим глубокого анализа, является, по нашему мнению, вопрос о самой легитимности создания и существования значительного числа юридических лиц этой организационно-правовой формы. При этом мы исходим из того посыла, что некоммерческое акционерное общество – это юридическое лицо, допускаемое к созданию и функционированию лишь специальным актом законодательства. Тому есть следующие примеры. Согласно пункту 1 ст. 5 Закона РК от 3 июня 2003 г. № 423-II «О Фонде гарантирования страховых выплат», Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Закона и учредительных документов. Фонд является единственной организацией на территории Республики Казахстан, гарантирующей осуществление страховых выплат по гарантируемым видам страхования. Подпунктом 73) ст. 1, пунктом 2-1 ст. 45 Закона РК от 2 июля 2003 г. № 461-II «О рынке ценных бумаг», определено, что центральный депозитарий – специализированное некоммерческое акционерное общество, являющееся единственной организацией на территории Республики Казахстан, осуществляющей депозитарную деятельность и деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг. В соответствии с частью второй п. 1 ст. 6 Закона РК от 6 июля 2004 г. № 573-II «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан», кредитным бюро с государственным участием является единственная специализированная некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме акционерного общества, сто процентов голосующих акций которой принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан. Согласно пунктам 1, 2 ст. 4 Закона РК от 7 июля 2006 г. № 169-III «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан», организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, является некоммерческой организацией, создаваемой в организационно-правовой форме акционерного общества и осуществляющей свою деятельность на основании настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан и устава. Учредителем - единственным акционером организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, является Национальный Банк Республики Казахстан. Пунктами 2, 5 ст. 34 Закона РК от 21 июня 2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» установлено, что единый накопительный пенсионный фонд создается в форме акционерного общества, является некоммерческой организацией. Единственным акционером единого накопительного пенсионного фонда является Правительство Республики Казахстан. Во исполнение этого Закона 31 июля 2013 г. принято постановление Правительства Республики Казахстан № 747 «О создании единого накопительного пенсионного фонда». Согласно подпункту 3) ст. 1 Закона РК от 16 ноября 2015 г. № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании», фонд социального медицинского страхования – некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором закупа медицинских услуг, и иные функции, определенные законами Республики Казахстан. Пунктом 1 ст. 18 Закона определено, что Фонд является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме акционерного общества, единственным учредителем и акционером которого является Правительство Республики Казахстан. В соответствии с этим Законом 1 июля 2016 г. Правительством Республики Казахстан принято постановление № 389 «О создании фонда социального медицинского страхования». Законом РК от 17 ноября 2015 г. № 408-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» глава 2 Закона РК от 15 апреля 2013 г. «О государственных услугах» дополнена статьей 11-1 «Организация деятельности Государственной корпорации», частью первой п. 1 которой (в действующей редакции) установлено, что Государственная корпорация является единым провайдером, осуществляющим деятельность в сфере оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам по принципу «одного окна», регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации, физических и юридических лиц, технического обследования зданий, сооружений и (или) их составляющих, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведения государственного земельного кадастра, пенсионного и социального обеспечения, государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и учетной регистрации их филиалов и представительств. Пунктами 2, 3 статьи 11-1 этого Закона определено, что Государственная корпорация создается в форме акционерного общества, является некоммерческой организацией. Единственным акционером Государственной корпорации является Правительство Республики Казахстан. 29 января 2016 г. принято постановление Правительства Республики Казахстан № 39 «О создании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан». В соответствии с подпунктом 20) ст. 1 Закона РК от 26 декабря 2019 г. № 286-VI «Об обязательном социальном страховании», Государственный фонд социального страхования – юридическое лицо, производящее аккумулирование социальных отчислений, назначение и осуществление социальных выплат участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска, включая членов семьи - иждивенцев в случае потери кормильца. Статьей 29 Закона определено, что Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство. Фонд создан на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 г. № 237 «О создании акционерного общества «Государственный фонд социального страхования». Следует также отметить, что Законом РК от 4 июля 2018 г. № 171-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» в Закон РК «О некоммерческих организациях» внесена следующая новелла: некоммерческая организация в организационно-правовой форме некоммерческого акционерного общества или учреждения может быть создана в результате преобразования организации высшего и (или) послевузовского образования, учрежденной как коммерческая организация (подпункт 2-1) части второй п. 4 ст. 16, часть третья п. 1 ст. 19 Закона «О некоммерческих организациях»). В этой связи Е.Л. Тугжанов отметил, что на сегодняшний день все организации высшего и (или) послевузовского образования (ОВПО), находящиеся в ведении Министерства образования и науки, преобразованы в некоммерческие акционерные общества (НАО). НАО позволит привлекать дополнительные инвестиции для развития ОВПО, снять нагрузку с республиканского бюджета, расширить их академическую и управленческую самостоятельность за счет внедрения системы корпоративного управления и повысить ответственность ОВПО за качество подготовки кадров[11]. Полагаем, что возможность создания некоммерческих акционерных обществ в результате преобразования вытекает также из подпункта 1) ст. 167, статьи 168 Закона РК от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе»: государство приобретает права на акции в акционерных обществах и доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью путем преобразования государственных предприятий и государственных учреждений в акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью; преобразование государственных предприятий и государственных учреждений в акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью производится в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан. Примечательно, что из существующих по состоянию на 25 ноября 2021 г. 590 некоммерческих акционерных обществ 60 возникли именно путем реорганизации. К сожалению, нам не удалось получить от Министерства юстиции информацию, в каких сферах общественной жизни функционируют существующие некоммерческие акционерные общества (за исключением указанных выше). Однако есть основания полагать, что деятельность многих из них имеет социальную направленность: образовательную, медицинскую, научную и т.п. В этой связи нами были изучены соответствующие законодательные акты. Так, согласно пунктам 2, 4 ст. 19 Закона РК от 15 декабря 2006 г. № 207-III «О культуре», создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры производятся в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. Организации культуры могут быть государственными и негосударственными. В соответствии с пунктом 1 ст. 40 Закона РК от 27 июля 2007 г. № 319-III «Об образовании», организациями образования являются юридические лица, а также имеющие статус международных школ филиалы юридических лиц, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников независимо от формы собственности и организационной правовой формы, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, реализующие общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения. Согласно пункту 3 ст. 40 этого Закона, статус организации образования (тип, вид) определяется ее учредителями и отражается в ее уставе с учетом требований настоящего Закона, квалификационных требований при лицензировании образовательной деятельности, типовых правил деятельности организаций образования соответствующего типа, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. Пунктами 1, 2 ст. 8 Закона РК от 18 февраля 2011 г. № 407-IV «О науке» установлено, что научной организацией является юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Государственными научными организациями являются научные организации, основанные на государственной собственности. Приравненными к государственным научным организациям являются научные организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, а также научные организации, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему лицу пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) иного юридического лица. Подпунктом 14) ст. 1 Закона РК от 3 июля 2014 г. № 228-V «О физической культуре и спорте» определено, что физкультурно-спортивная организация – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Пунктами 3, 4 ст. 63 Кодекса РК от 7 июля 2020 г. № 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусмотрено, что государственный сектор здравоохранения состоит из государственных органов в области здравоохранения, организаций здравоохранения, основанных на праве государственной собственности, а также военно-медицинских (медицинских) подразделений и организаций, осуществляющих экспертизы в сфере судебной медицины (судебно-медицинские, судебно-наркологические, судебно-психиатрические). Негосударственный сектор здравоохранения состоит из организаций здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Как видим, приведенные нормативные правовые акты не содержат прямых, буквальных упоминаний об анализируемой организационно-правовой форме юридического лица. Более того, Закон «О науке» говорит о голосующих акциях, тем самым имея в виду лишь «коммерческие» акционерные общества, поскольку деление акций на голосующие и привилегированные применительно к некоммерческим акционерным обществам лишено смысла (пункт 2 ст. 16 Закона РК «О некоммерческих организациях»). В этой связи вопрос о дальнейшем, углубленном изучении правового положения некоммерческих акционерных обществ и их месте в системе организационно-правовых форм юридических лиц по законодательству Республики Казахстан представляется крайне актуальным.
[1] Согласно части первой п. 1 ст. 22 Закона «Об акционерных обществах», дивиденды по акциям общества выплачиваются деньгами или ценными бумагами общества при условии, что решение о выплате дивидендов было принято на общем собрании акционеров простым большинством голосующих акций общества, за исключением дивидендов по привилегированным акциям. [2] Гражданское право. Том I. Общая часть. Учебник для вузов (академический курс) / Отв. ред. М.К. Сулейменов. – Алматы, 2013. С. 289. [3] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): Комментарий (постатейный). В трех книгах. Книга 1. Статьи 1-114. Издание четвертое, исправленное и дополненное, с использованием судебной практики / Отв. ред. М.К. Сулейменов. – Алматы, 2020. С. 600. [4] Карл Маркс. Капитал. Том 3. Глава 27. Роль кредита в капиталистическом производстве (настоящее издание третьего тома «Капитала» представляет собой перевод с первого немецкого издания, вышедшего в 1894 г. под редакцией Энгельса). https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital3/kapital3-27.html [5] Подробнее см.: Климкин С.И. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие / Гражданское законодательство Республики Казахстан – толкование и комментирование. Выпуск 5 / Под общ. ред. А.Г. Диденко. – Алматы: Баспа, 1998. С. 76-83. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1015505 [6] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): Комментарий (постатейный). В трех книгах. Книга 1. Статьи 1-114. Издание четвертое, исправленное и дополненное, с использованием судебной практики / Отв. ред. М.К. Сулейменов. – Алматы, 2020. С. 600. [7] Мониторинг законодательства о юридических лицах: теория и практика применения: Научное издание / Под ред. Ж.У. Тлембаевой – Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2018. С. 25. [8] https://www.facebook.com/100035575421286/posts/630265508169291/?d=n [9] Гражданское право. Том 1. Учебник для вузов (академический курс) / Отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. – Алматы, 2000. С. 148. [10] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий. В двух книгах. Книга первая / Отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. – Алматы: Жеті Жарғы, 1998. С. 99. [11] На что идут доходы некоммерческого акционерного общества в сфере образования // КазИнформ, Нур-Султан, 19 апреля 2021 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |