|
|
|
Совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 15 сентября 2023 года № 661 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 сентября 2023 года № 163
ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Внести в совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2019 года № 350 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 июля 2019 года № 61 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 18998) следующие изменения: приложения 1 и 2 к совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу. 2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа. 3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАН» Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
Приложение 1 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 сентября 2023 года № 163 и Министра юстиции Республики Казахстан от 15 сентября 2023 года № 661
Утвержден совместным приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2019 года № 350 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 июля 2019 года № 61
Критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями (далее - Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, с Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и формами проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371). 2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия: 1) балл - количественная мера исчисления риска; 2) нормализация данных - статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале; 3) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий; 4) система оценки и управления рисками - процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля. 5) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля; 6) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска; 7) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля; 8) проверочный лист - перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства; 9) выборочная совокупность (выборка) - перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса. 3. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов, уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на интернет - ресурсах регулирующих государственных органов в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Кодекса.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
4. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений). В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к средней степени риска по объективным критериям, проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка. 5. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения - грубое, значительное и незначительное. Степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений по субъективным критериям. 6. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
7. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска. 8. По объективным критериям субъекты (объекты) контроля к средней степени риска относятся филиалы Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями.
Параграф 2. Субъективные критерии
9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов: 1) формирование базы данных и сбор информации; 2) анализ информации и оценка рисков. 10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями. 11. Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации: 1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемые субъектом контроля, в том числе посредством информационной системы «Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров» (далее - ИС НР БИН); 2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. 12. На основании имеющихся источников информации, уполномоченный орган в области регистрации юридических лиц формирует данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке согласно приложению 1 к настоящим Критериям. 13. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля. 14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям, определенном в главе 3 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100. Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в отношении филиалов Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан», согласно приложению 1 к настоящим Критериям.
Параграф 3. Особенности формирования системы оценки и управления рисками
15. Система оценки и управления рисками ведется с использованием ИС НР БИН и других информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах. 16. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, в соответствии с которыми субъект контроля относится к высокой, средней или низкой степеням риска, устанавливаются в критериях оценки степени риска согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев.
Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
17. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 4 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска. Уполномоченный орган в области в сфере регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников в соответствии с пунктами 11 или 12 настоящих Критериев, в зависимости от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов. Rпром = SP + SC, где Rпром - промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, SР - показатель степени риска по нарушениям, SC - показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 настоящих Критериев. Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных. 18. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100. 19. При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 12 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля. При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где: SРз - показатель значительных нарушений; SР1 - требуемое количество значительных нарушений; SР2 - количество выявленных значительных нарушений; При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где: SРн - показатель незначительных нарушений; SР1 - требуемое количество незначительных нарушений; SР2 - количество выявленных незначительных нарушений; Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где: SР - показатель степени риска по нарушениям; SРз - показатель значительных нарушений; SРн - показатель незначительных нарушений. Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям. 20. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi - показатель субъективного критерия, wi - удельный вес показателя субъективного критерия xi, n - количество показателей. Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 14 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям. 21. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R - показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля, Rmax - максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы), Rmin - минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы), Rпром - промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 18 настоящих Критериев.
Глава 4. Проверочные листы
22. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса. 23. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями
Степени нарушений требований субъектов (объектов) контроля в сфере регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в сфере регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями
Перечень субьективных критериев для определения степени риска в сфере регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан
Форма
Приложение 2 Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 сентября 2023 года № 163 и Министра юстиции Республики Казахстан от 15 сентября 2023 года № 661
Проверочный лист в сфере регистрации юридических лиц и учетной регистрации их филиалов и представительств, являющихся коммерческими организациями в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан
В отношении деятельности филиалов Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - регистрирующих органов), осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств _________________________________________________________________________________ наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля __________________________________________________________________________ Акт о назначении проверки с посещением субъекта (объекта) контроля __________________________________________________________________________ (№, дата) Наименование субъекта (объекта) контроля __________________________________________________________________________ (бизнес-идентификационный номер), __________________________________________________________________________ Адрес место нахождения ____________________________________________________
Должностное (ые) лицо (а): ______________________________________ должность подпись ______________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии) Руководитель субъекта контроля ______________________________________________________________ должность подпись ______________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |