|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона Республики Казахстан «О масс-медиа»
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона (сентябрь 2022 года) 2. Проект Закона РК (январь 2023 года) 3. Концепция проекта Закона РК «О масс-медиа» (январь 2023 года) 4. Пояснительная записка к проекту Закона (февраль 2023 года) 5. Проект Закона РК (1 февраля 2023 года) 6. Проект Закона РК (22 февраля 2023 года) 7. Протокол 612-го заседания Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности 8. Проект Закона РК (апрель 2023 года)
ЗАКОН
Содержание законопроекта
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Основные положения Статья 1 Основные понятия, используемые в настоящим законе. Статья 2 Сфера действия настоящего закона Статья 3 Законодательство Республики Казахстан о масс медиа. Статья 4. Цели и принципы взаимодействия субъектов масс медиа и государства Статья 5. Принцип свободы слова и творчества Статья 6 Принцип обеспечения конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение любыми, не запрещенными законами, способами. Статья 7 Принцип обеспечения неприкосновенности частной жизни, уважение чести и достоинства гражданина; Статья 8 Принцип информационного суверенитета; Статья 9 Принцип информационной безопасности личности, общества и государства; Статья 10 Принцип защиты детей при распространении телерадиопрограмм Статья 11 Принцип защиты лиц с инвалидностью при распространении телерадиопрограмм Статья 12 Принцип законности деятельности в области масс-медиа Статья 13 Принцип обеспечения законности и достоверности распространяемой информации; Статья 14 Принцип равенства прав физических и юридических лиц на деятельность по производству и распространению продуктов масс-медиа; Статья 15 Принцип обеспечения объективности; Статья 16 Принцип защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц использующих продукцию масс-медиа; Статья 17 Принцип добросовестной конкуренции Статья 18 Принцип гласности и прозрачности деятельности в области производства продуктов масс медиа. Статья 19 Принцип саморегулирования; Статья 20 Принцип обеспечения равного доступа к информации; Статья 21 Виды масс-медиа Глава 2. Субьекты в области общественных отношений по созданию и распространению масс медиа Статья 22 Категории субъектов Статья 23 Собственник масс медиа Статья 24 Издатель средства массовой информации Статья 25 Редакция средств массовой информации Статья 26 Информационное агенство Статья 27 Журналист Статья 28 Телерадиокомпания Статья 29 Производитель теле-, радиопрограмм Статья 30 Национальный оператор телерадиовещания Статья 31 Операторы телерадиовещания Статья 32Собственники интернет-ресурсов Статья 33 Распространители продукции масс-медиа Статья 34 Лица, осуществляющие монтаж и сервисное обслуживание оборудования спутникового телерадиовещания Статья 35 Абоненты Статья 36 Язык Глава 3 Государственное регулирование. Статья 37 Государственная информационная политика Статья 38 Задачи государственной информационной политики Статья 39 Уполномоченные государственные органы по регулированию общественных отношений в области масс медиа. Статья 40 Компетенция Правительства Республики Казахстан Статья 41 Компетенция Уполномоченных органов Статья 42 Полномочия местных представительных и исполнительных органов областей, городов Республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения Статья 43 Государственное регулирование общественных отношений в области масс медиа Статья 44 Профилактический контроль без посещения обьекта контроля Статья 45 Медиазамеры Статья 46 Комиссия по вопросам развития телерадиовещания Статья 47 Лицензирование деятельности в области телерадиовещания Статья 48 Защита интересов национального телерадиовещания Статья 49 Формирование перечня обязательных телерадиоканалов Статья 50 Формирование перечня теле-,радиоканалов свободного доступа Глава 4 Государственная поддержка Статья 51 Способы государственной поддержки деятельности в области масс медиа Статья 52 Комиссия по вопросам государственной информационной политики Статья 53 Гранты для лиц, осуществляющих деятельность в области масс медиа Статья 54 Порядок распределения субсидий для лиц осуществляющих деятельность в области масс-медиа Глава 5 Саморегулирование деятельности в области масс медиа и рапространения телерадиоканалов. Статья 55 Саморегулирование в области масс медиа Статья 56 Создание саморегулируемой организации
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСС-МЕДИА Глава6. Общие вопросы создания и учетной регистрации масс медиа Статья 57. Порядок создания отдельных видов масс медиа Статья 58. Постановка на учет масс-медиа Статья 59 Деятельность иностранных телерадиоканалов на территории Республики Казахстан Статья 60 Деятельность иностранных платформ потокового вещания Статья 61. Основания для отказа в постановке на учет иностранных средств массовой инфолрмации Статья 62. Порядок приостановления, возобновления, прекращения выпуска масс-медиа либо распространение продукции масс-медиа Глава 7. Общие вопросы взаимоотношения масс медиа с гражданами и организациями Статья 63 Авторские произведения и письма Статья 64 Официальные сообщения Статья 65 Запросы о предоставлении информации не входящие в официальные сообщения Статья 66 Обязательные сообщения Статья 67 Право на опровержение или ответ Статья 68Уполномоченное лицо (подразделение) по взаимодействию с масс медиа Статья 69 Заявления по вопросам рассмотрения фактов кибербуллинга на интернет ресурсах в отношении ребенка Статья 70 Рассмотрение заявлений по фактам киббербуллинга в отношении ребенка Глава 8. Правовой статус и регулирование деятельности журналиста Статья 71 Права и обязанности журналиста Статья 72 Выполнение поручения редакции в особых условиях Статья 73 Аккредитация журналистов Статья 74 Аккредитация Средств массовой информации Республики Казахстан за рубежом Статья 75 Деятлеьность представителей иностранных средств массовой информации в Республике Казахстан Статья 76 Пресс карта РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ МАСС-МЕДИА Глава 9. Некоторые вопросы распространения масс медиа Статья 77 Выходные данные Статья 78 Согласие на использование личного изображения Статья 79 Условия Распространения отдельных видов масс-медиа Статья 80 Хранения отдельных видов масс медиа Глава 10 Особенности распространения телерадиоканалов Статья 81 Общие положения по распространению телерадиоканалов Статья 82 Распространение дополнительной информации Статья 83 Рестрансляция теле-, радиоканалов, теле-радиопрограмм Статья 84 Использование радиочастотного спектра для целей радиовещания Статья 85 Тарифы на услуги в области распространения телерадиоканалов Статья 86 Организация деятелености оператора телерадиовещания Статья 87 Виды телерадиовещания Статья 88. Аналоговое эфирное радиовещание Статья 89. Цифровое эфирное телерадиовещание Статья 90. Спутниковое телерадиовещание Статья 91. Кабельное телерадиовещание Статья 92 Потоковое телерадиовещания. Глава 11 Виды приема сигнала телерадиовещания Статья 93. Индивидуальный спутниковый прием Статья 94. Системы коллективного приема теле-, радиоканалов Статья 96 Требования к техническим средствам телерадиовещания Статья 97 Сети телерадиовещания Деятельность иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан Раздел 4 Ответственность. Заключительные и переходные положения Глава 12 Ответственность за нарушение законодательства о масс медиа Статья 100 Условия привлечение к ответственности Статья 101 Принципы ответственности Статья 102 Субьекты отвественности за нарушение законодательства в области масс медиа Статья 103 Субъекты ответственности за нарушение законодательства в области деятельности по распространению телерадиоканалов Статья 104 Освобождение от ответственности Глава 13 Переходные положения Статья 105 Переходные положения Статья 106 Порядок введения в действие
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с созданием и распространением продуктов масс медиа, определяет основные принципы государственной политики в этих областях и направлен на обеспечение конституционного права на свободу слова и творчества, свободное получение и распространение информации в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, а также на обеспечение информационного суверенитета и информационной безопасности страны.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) аккредитация – процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией; 2) абонент – физическое или юридическое лицо, заключившее с оператором телерадиовещания договор на оказание услуг телерадиовещания; 3) платформа потокового вещания – программное обеспечение, информационная система и (или) аппаратно- программный- комплекс, обеспечивающий доступ абонента к теле,-радиоканалам, теле-, радиопрограммам и (или) отдельным аудиовизуальным произведениям в сетях телекоммуникаций;[O1] 4) Область масс-медиа – совокупность общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу: 1) деятельности по созданию продуктов масс-медиа и средств массовой информации, 2) деятельности по распространению масс-медиа и продуктов масс-медиа, включая деятельность по распространению теле-, радиоканалов всеми способами, предусмотренными настоящим законом, 3) иная деятельность субъектов масс-медиа, сопутствующая деятельности в области масс медиа. 5) пресс-карта – документ и (или) электронный документ, подтверждающий особый статус журналиста (представителя средств массовой информации) и предоставляющий права, предусмотренные настоящим Законом; 6) главный редактор (редактор) – физическое лицо, возглавляющее редакцию средств массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск, распространение и выход в эфир; 7) модератор интернет ресурса, являющегося масс –медиа - физическое лицо, уполномоченное на оценку информации, планируемой к размещению на интернет ресурсе. 8) детская телепрограмма – телепрограмма, предназначенная для детей в возрасте до 12 лет, имеющая характерный для данной возрастной группы сюжет; 9) массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные[O2] и иные сообщения и материалы; 10) средство массовой информации – периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись, информационное агентство, а также сетевое издание, поставленное на учет в уполномоченном органе и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации; 11) уполномоченный орган в области масс-медиа – центральный государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области масс-медиа (далее – уполномоченный орган); 12) распространение продукции масс-медиа – продажа (подписка, доставка, раздача,) периодических печатных изданий, выход в эфир, радио-, телепрограмм, ретрансляция теле-, радиоканалов, предоставление доступа к теле-, радиопрограммам, продуктам масс медиа, демонстрация кинохроникальных программ и размещение информации на интернет-ресурсах; 13) гранты для средств массовой информации – средства, предоставляемые, средствам массовой информации в целях реализации государственной информационной политики; 14) образовательная телепрограмма – телепрограмма, предназначенная для широкого круга лиц, содержание которой направлено на обучение телезрителя в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства и социальной жизни; 15) индивидуальное спутниковое и эфирное приемное устройство – оборудование, предназначенное для индивидуального приема теле-, радиосигнала, включая карту условного доступа; 16) контент - собирательное понятие, включающее в себя радиопрограммы, аудиовизуальные произведения, сюжеты и материалы определяющее любое информационное наполнение продукции масс медиа (или) средства массовой информации; [O3] 17) многоканальная передача звукового сопровождения – передача двух и более звуковых сопровождений в телепрограмме, предоставляющая абоненту возможность выбора языка просмотра; 18) религиозная телепрограмма – телепрограмма, направленная на информирование и повышение грамотности населения по вопросам религиозной сферы; 19) теле-, радиоканал свободного доступа – теле-, радиоканал, распространяемый посредством цифрового эфирного и спутникового телерадиовещания для неограниченного круга лиц без взимания платы за право просмотра; 20) особые условия – условия деятельности на территории Республики Казахстан, на которой введен режим чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера согласно законодательству Республики Казахстан, при пограничных вооруженных конфликтах, в зоне проведения антитеррористической операции, в районах ведения боевых действий и в военное время; 21) сетевое издание – интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационно-коммуникационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан; 22) национальный доклад о соблюдении прав и свобод журналистов – документ, содержащий анализ и оценку состояния соблюдения прав и свобод журналистов; 23) журналист (представитель средств массовой информации) (далее – журналист) – физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений с редакцией средства массовой информации. 24) корреспондентский пункт – обособленное структурное подразделение юридического лица, осуществляющее функции редакции средств массовой информации и сбор, хранение, создание (подготовку) информационных сообщений и (или) материалов для данного средства массовой информации, а также распространение его продукции; 25) многоканальное вещание – телекоммуникационная система, предназначенная для распространения пакетов теле-, радиоканалов;[O4] 26) масс-медиа – средство массовой информации и интернет-ресурс: платформа потокового вещания, а также интернет ресурс, основным видом деятельности которого является распространение информации ограниченному или неограниченному кругу лиц, за исключением справочной или личной информации. 27) продукция масс-медиа – тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, а также информация, размещенная на интернет-ресурсе, являющимся масс медиа;[O5] 28) мониторинг масс-медиа – процесс сбора и анализа продукции масс-медиа на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан. 29) редакция средств массовой информации – физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск[O6]; 30) государственный заказ по проведению государственной информационной политики – заказ на оказание услуг за счет средств республиканского и местных бюджетов для проведения государственной информационной политики; 31) периодическое печатное издание – газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца; 32) медиа замеры – оценка предпочтений зрительской аудитории по просмотру, прослушиванию теле-, радиопрограмм распространяемых операторами[O7] телерадиовещания или исследование аудитории телерадиовещания с помощью специализированных устройств или приложений, фиксирующих информацию по просмотру, прослушиванию теле-, радиопрограмм, и передающих информацию исследователю на сервер по каналу обратной связи; 33) государственное средство массовой информации – средство массовой информации, имеющее в уставном капитале государственный пакет акций (долей участия, паев), на которые собственником в лице государства возложены задачи по реализации государственной информационной политики через государственное задание; 34) государственная информационная политика – основанный на конституции комплекс государственных мер, направленных на создание и распространение информации, развития отрасли масс медиа с помощью мер государственного регулирования в целях обеспечения, развития и укрепления основных общественных ценностей: свободы слова и творчества, равного доступа к информации, защиты общественных, государственных и национальных интересов, обеспечения информационного суверенитета и информационной безопасности страны. 35) обязательный теле-, радиоканал – теле-, радиоканал, входящий в соответствующий перечень, утвержденный уполномоченным органом, обязательный для распространения посредством многоканального вещания на всей территории Республики Казахстан, исключением сети цифрового эфирного телерадиовещания и посредством платформ потокового телерадиовещания; 36) среды вещания – цифровая эфирная, цифровая аналоговая, кабельная, эфирно-кабельная, спутниковая и интернет среда вещания теле-, радиоканалов. 37) отечественный теле-, радиоканал – теле-, радиоканал, сформированный теле-, радиокомпаниями Республики Казахстан; 38) отечественные теле-, радиопрограммы – теле-, радиопрограммы, созданные теле-, радиокомпаниями или физическими и юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Казахстан и осуществляющими свою деятельность на территории Республики Казахстан и за ее пределами; 39) кино-, видеопродукция порнографического и специального сексуально-эротического характера – натуралистическая, подробная фиксация полового акта либо демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта, способствующая возбуждению сексуального влечения или удовлетворению сексуальных потребностей, которые не соответствуют моральным ценностям общества, оскорбляют честь и достоинство человека; 40) официальное сообщение – информация, предоставляемая и (или) распространяемая через средства массовой информации обладателем информации, установленным в соответствии с Законом Республики Казахстан «О доступе к информации»; 41) ретрансляция – деятельность в области масс-медиа, осуществляемая операторами телерадиовещания по приему и одновременному либо в записи распространению сигнала,[O8] теле-, радиоканалов или предоставление доступа к сигналу теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций без внесения изменений в сетку вещания, а также в содержание телерадиопрограмм, телерадиоканалов, если иное не предусмотрено настоящим законом; 42) информация, пропагандирующая суицид, – информация, побуждающая к намеренному лишению собственной жизни человека; 43) субсидии – невозвратные платежи из бюджета направленные на поддержку и развитие деятельности в области масс-медиа; 44) субтитры – способ распространения информации, содержащейся в телепрограмме, посредством текстового дублирования звукового сопровождения оригинала телепрограммы; 45) распространитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции масс-мадиа по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях, а также распространитель индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств – физическое или юридическое лицо, распространяющее карты условного доступа к услугам операторов телерадиовещания, оборудование, предназначенное для индивидуального приема теле-, радиосигнала операторов телерадиовещания, имеющих лицензию в области телерадиовещания и обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Республики Казахстан; 46) теле-, радиоканал – аудио-, аудиовизуальное средство массовой информации, представляющее собой теле-, радиопрограммы и (или) аудиовизуальные произведения, сюжеты и материалы, сформированные в соответствии с сеткой вещания таким образом чтобы обеспечить периодическое и (или) непрерывное их распространение неограниченному кругу лиц; 47) теле-, радио, кинохроникальная программа – содержательно завершенная часть теле-, радиоканала, которая имеет соответствующее наименование, объем вещания и может быть использована независимо от других частей теле-, радиоканала; 48) телевизионная абонентская приставка – отдельное техническое средство, предназначенное для приема абонентом цифрового теле-, радиосигнала; 49) пакет теле-, радиоканалов – совокупность теле-, радиоканалов, сформированных оператором телерадиовещания для распространения посредством многоканального вещания в сетях телекоммуникаций, в том числе доступных посредством платформ потокового телерадиовещания; 50) распространение теле-, радиоканалов – деятельность в области масс-медиа по доведению до абонента сигнала теле-, радиоканала, а равно предоставление доступа к сигналу теле-, радиоканала с использованием технических средств телекоммуникаций, в сетях телекоммуникаций; 51) свидетельство о постановке на учет теле-, радиоканала – документ установленной формы, выдаваемый уполномоченным органом теле-, радиокомпании и разрешающий распространение теле-, радиоканала на территории Республики Казахстан; 52) теле-, радиопрограмма – содержательно завершенная часть теле-, радиоканала, которая имеет соответствующее наименование, объем вещания и может быть использована независимо от других частей теле-, радиоканала, включая аудиовизуальные произведения; 53) телерадиокомпания[I9] – физическое или юридическое лицо, являющееся собственником теле-, радиоканала,; 54) телерадиовещание – деятельность по формированию теле-, радиоканала, а также деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, распространению предоставлению доступа к сигналу теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций [O10] или в сетях телекоммуникаций для приема [O11] абонентом в открытом или кодированном виде; (отработать с ктр) 55) услуга телерадиовещания – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сигнала теле-радиоканалов до абонента равно как и предоставление абоненту доступа к сигналам теле-,радиоканалов. 56) оператор телерадиовещания – физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по распространению сигнала теле-, радиоканала и/или предоставление доступа к сигналу телерадиоканала предусмотренными законом способами; 57) технические средства телерадиовещания совокупность радиоэлектронных средств и приемо-передающих технических устройств, обеспечивающих производство, формирование, распространение и (или) прием теле-, радиоканалов и теле-, радиопрограмм;[O12] 58) сети телерадиовещания - составной частью единой сети телекоммуникаций в соответствии с законодательством в области связи и составляют единый производственно-технологический комплекс наземных и спутниковых систем вещания, используемых для распространения и трансляции теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан и иностранных государств[O13].[O14] [O15] 59) национальная сеть телерадиовещания – система технических средств телекоммуникаций и телерадиовещания, находящихся в собственности государства, обеспечивающих прием, обработку, хранение и распространение сигнала теле-, радиосигналов на территории Республики Казахстан; 60) трансляция – первичное распространение сигнала[O16] теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций и в сетях телекоммуникаций; 61) сетка вещания – перечень, последовательность, наименование, время выхода в эфир теле-, радиопрограмм, отображающие основные направления программной концепции вещания на конкретный период; 62) цензура – предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей; 63) карта условного доступа – устройство, содержащее идентификатор индивидуальных спутниковых и эфирных приемных устройств, обеспечивающее доступ абонента к услугам оператора телерадиовещания; 64) теле-, радиоканал условного доступа – теле-, радиоканал, распространяемый операторами телерадиовещания на территории Республики Казахстан для неограниченного круга лиц, право просмотра которого обеспечивается на основе возмездного договора; 65) выход в эфир – трансляция, теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем и средств телекоммуникации; 66) продукция эротического характера – печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые демонстрируют сексуальные отношения людей, интимные части человеческого тела, за исключением гениталий, и не содержат элементов порнографии.
Статья 2.Сфера действия настоящего закона
1. Настоящий закон распространяется на общественные отношения, складывающиеся в процессе создания, изменения или прекращения деятельности масс-медиа, производства и распространения продуктов масс-медиа, в том числе при распространении теле-, радиоканалов. 2. Положения настоящего закона применяется также к иностранным физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в области масс медиа на территории Республики Казахстан.[I17]
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о масс-медиа 1. Законодательство о масс-медиа основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 3. На правоотношения, урегулированные настоящим Законом в части государственной поддержки[O18] на республиканском и региональном уровнях, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и субсидировании. 4. На правоотношения связанные с рекламой в области масс медиа распространяется законодательство о рекламе Республики Казахстан.[I19]
Статья 4. Цели и принципы регулирования правоотношений в области масс-медиа[I20] 1. Принципами регулирования правоотношений в области масс-медиа являются: 1) принцип свободы слова и творчества; 2) принцип обеспечения конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение любыми, не запрещенными законами, способами; [I21] 3) принцип обеспечения неприкосновенности частной жизни, уважение чести и достоинства гражданина; 4) принцип информационного суверенитета; 5) принцип информационной безопасности личности, общества и государства;[I22] 6) принцип защиты детей при распространении продуктов масс-медиа; 7) принцип защиты лиц с инвалидностью при распространении продуктов масс медиа; 8) принцип законности деятельности в области масс-медиа; 9) принцип обеспечения законности и достоверности распространяемой информации; 10) принцип равенства прав физических и юридических лиц на деятельность по производству и распространению продуктов масс-медиа; 11) принцип обеспечения объективности; 12) принцип защиты прав и законных интересов потребителей услуг; 13) принцип добросовестной конкуренции; 14) принцип гласности и прозрачности деятельности в области производства продуктов масс-медиа; 15) принцип саморегулирования; 16) принцип обеспечения равного доступа к информации.
Статья 5. Принцип свободы слова и творчества 1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается. 2. [O23] Свобода слова и творчества не должна нарушать морально-этические нормы и правила, а также правила профессионального поведения. 3. Все субъекты масс-медиа должны осознавать ответственность за распространение информации, качество которой способно влиять разрушительным образом на общественный порядок, воспитание подрастающего поколения и (или) обесценивать морально-нравственные категории и ценности, провозглашенные Конституцией Республики Казахстан. 4. Добросовестность масс-медиа презюмируется. 5. Масс-медиа обязаны содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму. 6. Разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, взрывчатых веществ и самодельных устройств, а также культа жестокости, насилия и порнографии запрещаются. 7. Злоупотребление принципом свободы слова и творчества не допускается. [O24] Примечание. Для целей настоящего Закона под пропагандой в масс-медиа понимается распространение взглядов, фактов, аргументов и иной информации, в том числе намеренно искаженной, для формирования положительного общественного мнения о запрещенной законодательством Республики Казахстан информации и (или) побуждения к совершению противоправного действия или бездействию неограниченного круга лиц.
Статья 6. Принцип обеспечения конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение любыми, не запрещенными законом, способами. 1. Каждый имеет право на свободное получение информации и ее распространение любыми не запрещенными законом способами. 2. Государство не вправе ограничивать или препятствовать юридическим или физическим лицам в получении информации законными способами.
Статья 7. Принцип обеспечения неприкосновенности частной жизни, уважение чести и достоинства гражданина 1. Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна находятся под охраной закона. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. 2. Никто не вправе собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом. 3. Честь и достоинство каждого человека охраняются законом. Не допускается унижение чести и достоинства человека и гражданина.
Статья 8. Принцип информационного суверенитета 1. Информационный суверенитет – это независимость страны в определении, входящих, внутренних и исходящих информационных потоков, а также в определении государственной информационной политики. 2. Никто не может нарушать информационный суверенитет страны. Угроза информационному суверенитету представляет угрозу для общества и государства. 3. Государство обязано обеспечивать информационный суверенитет страны и информационную безопасность общества и граждан.
Статья 9. Принцип информационной безопасности личности, общества и государства 1. Информационная безопасность общества и государства имеет приоритетное значение при государственном регулировании и государственной информационной политике. 2. Не допускается распространение информации, содержащей сцены насилия, информацию о насилии, сцены употребления табака или алкоголя, сцены эротического содержания в общественных местах. 3. Ответственность за несоблюдение принципа несут лица - абоненты операторов телерадиовещания, использующие услугу телерадиовещания для целей публичного показа в силу законодательства Республики Казахстан.[O25] 4. Вне зависимости от привлечения таких лиц к ответственности, деятельность по распространению перечисленной в п. 1 информации должна быть пресечена немедленно после обращения любого заинтересованного лица.
Статья 10. Принцип защиты детей при распространении продуктов масс медиа 1. Распространение теле-, радиопрограмм, предназначенных для детей, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 2. В детских образовательных, развлекательных, спортивных и иных учреждениях допускается к использованию только информация, соответствующая детскому возрасту. Не допускается демонстрация или использование информации, не предназначенной для детского просмотра или использования.
Статья 11. Принцип защиты лиц с инвалидностью при распространении продуктов масс медиа 1. Не менее одной телепрограммы новостного характера в период с шестнадцати до двадцати двух часов местного времени обеспечивается сурдопереводом или переводом в виде субтитров. Обязательные сообщения, размещаемые на телеканалах, обеспечиваются сурдопереводом или переводом в виде субтитров. 2. Требования настоящей статьи не распространяются на иностранные телеканалы, прошедшие процедуру постановки на учет.
Статья 12. Принцип законности деятельности в области масс медиа 1. Субьекты масс медиа обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами и законодательством Республики Казахстан. 2. Использование масс-медиа в целях совершения уголовных и административных правонарушений запрещается.
Статья 13. Принцип обеспечения законности и достоверности распространяемой информации 1. Ответственные лица масс-медиа обязаны обеспечить достоверность и законность распространяемой информации. 2. Достоверность означает, что перед выпуском информации были проверены источники и получены необходимые подтверждения относительно действительности информации. 3. Законность информации означает, что информация была получена законными методами из надлежащих источников с соблюдением законодательства Республики Казахстан, а также с соблюдением прав и законных интересов граждан и юридических лиц. 4. Не допускается распространение незаконной и/или недостоверной информации.
Статья 14. Принцип равенства прав физических и юридических лиц на деятельность в области масс- медиа 1. Все юридические и физические лица имеют равные возможности при осуществлении деятельности в области масс медиа. 2. Дискриминация в регулировании деятельности в области масс-медиа запрещается. 3. Особенности осуществления деятельности иностранными физическими и иностранными юридическими лицам определяются настоящим законом.
Статья 15. Принцип обеспечения объективности Мы пока не понимаем что за смысл вкладывался в данный принцип.
Статья 16. Принцип защиты прав и законных интересов граждан и юридических диц, использующих продукцию масс-медиа. 1. Права и законные интересы граждан и юридических лиц имеют приоритет перед правом субьектов масс медиа на распространение продукции масс-медиа. 2. Субьекты масс-медиа несут ответственность за исходящие информационные потоки. 3. Субьекты масс медиа обязаны проверять качество и источник всех входящих информационных потоков. 4. Решение о допуске информации к обработке и выпуску в продуктах масс-медиа принимает главный редактор масс медиа, а в случае размещения такой информации на интернет ресурсах – руководитель, отвественное лицо, а при их отсутствии собственник интернет ресурса.
Статья 17. Принцип добросовестной конкуренции 1. Деятельность масс-медиа строится на принципе добросовестной конкуренции. 2. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Статья 18. Принцип гласности и прозрачности деятельности в области производства продуктов масс-медиа
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|