|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Закон
Данная редакция действовала до 1 января 2020 года
См. распоряжение Премьер-Министра РК от 24 ноября 2015 года № 113-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции»
Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Статья 6. Система мер противодействия коррупции Статья 7. Антикоррупционный мониторинг Статья 8. Анализ коррупционных рисков Статья 9. Формирование антикоррупционной культуры Статья 10. Антикоррупционные стандарты Статья 11. Меры финансового контроля Статья 12. Антикоррупционные ограничения Статья 13. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций Статья 16. Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства Статья 17. Национальный доклад о противодействии коррупции Глава 3. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ Статья 18. Субъекты противодействия коррупции Статья 19. Антикоррупционная служба Статья 20. Компетенция уполномоченного органа по противодействию коррупции Статья 21. Полномочия уполномоченного органа по противодействию коррупции Статья 22. Полномочия государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц по противодействию коррупции Статья 23. Участие общественности в противодействии коррупции Статья 24. Сообщение о коррупционных правонарушениях Глава 4. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 27. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.
Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 1) административно-хозяйственные функции - предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации; Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI 1-1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, - лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А»; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 2) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» Статья дополнена подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI 2-1) лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, - лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях; 3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, - государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.04.19 г. № 249-VI (введены в действие 1 августа 2019 г.) (см. стар. ред.) См. изменения в подпункт 4 - Закон РК от 03.07.19 г. № 262-VI (вводятся в действие с 1 января 2020 г.) 4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, - лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств; служащие уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 5) конфликт интересов - противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей; 6) коррупция - незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ; 7) антикоррупционная политика - правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом; 8) антикоррупционные ограничения - ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений; 9) противодействие коррупции - деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий; Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.) 10) уполномоченный орган по противодействию коррупции - центральный исполнительный орган в сфере государственной службы и противодействия коррупции и его ведомство, их территориальные подразделения, осуществляющие в пределах своих полномочий функции по реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан и координации в сфере противодействия коррупции; 11) коррупционное правонарушение - имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность; 12) коррупционный риск - возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 13) предупреждение коррупции - деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер; Статья дополнена подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI 14) организационно-распорядительные функции - предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона 1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. 2. Уголовные ответственность и наказание за коррупционные преступления предусмотрены Уголовным кодексом Республики Казахстан, административные ответственность и взыскание за административные коррупционные правонарушения - Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции 1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов: 2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; 4) взаимодействия государства и гражданского общества; 5) системного и комплексного использования мер противодействия коррупции; 6) приоритетного применения мер предупреждения коррупции; 7) поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции; 8) неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.
Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции 1. Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе. 2. Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач: 1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции; 2) выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий; 3) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции; 4) развития международного сотрудничества по противодействию коррупции; 5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.
Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
См. изменения в статью 6 - Закон РК от 26.11.19 г. № 273-VI (вводятся в действие с 1 января 2020 года) Статья 6. Система мер противодействия коррупции Система мер противодействия коррупции включает: 1) антикоррупционный мониторинг; 2) анализ коррупционных рисков; 3) формирование антикоррупционной культуры; 4) выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов; 7) антикоррупционные ограничения; 8) предотвращение и разрешение конфликта интересов; 9) меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства; 10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений; 11) сообщение о коррупционных правонарушениях; 12) устранение последствий коррупционных правонарушений; 13) формирование и публикацию Национального доклада о противодействии коррупции.
Статья 7. Антикоррупционный мониторинг 1. Антикоррупционный мониторинг - деятельность субъектов противодействия коррупции по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом. 2. Целью антикоррупционного мониторинга является оценка правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции. 3. Источниками антикоррупционного мониторинга являются правовая статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных и международных организаций, данные социологических опросов и публикаций в средствах массовой информации, а также иные не запрещенные законом источники информации. 4. Результаты антикоррупционного мониторинга могут являться основанием для проведения анализа коррупционных рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование антикоррупционной культуры. 5. Положения настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов. См.: Правила проведения антикоррупционного мониторинга
Статья 8. Анализ коррупционных рисков 1. Анализ коррупционных рисков (внешний и внутренний) - выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.17 г. № 86-VI (см. стар. ред.) 2. Внешний анализ коррупционных рисков осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан, по следующим направлениям: 1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора; 2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора. К проведению внешнего анализа коррупционных рисков уполномоченный орган по противодействию коррупции вправе привлекать специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия коррупции. По результатам внешнего анализа коррупционных рисков государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения коррупции. 3. Действие пункта 2 настоящей статьи не распространяется на отношения в сферах: 1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой; 2) досудебного производства по уголовным делам; 3) производства по делам об административных правонарушениях; 5) оперативно-розыскной деятельности; 6) уголовно-исполнительной деятельности; 7) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах. 4. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов. 5. Государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Типовой порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.
Статья 9. Формирование антикоррупционной культуры 1. Формирование антикоррупционной культуры - деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции. 2. Формирование антикоррупционной культуры осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера. 3. Антикоррупционное образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции личностью. 4. Информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, организации социально значимых мероприятий, государственного социального заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан и иных мер, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Антикоррупционные стандарты 1. Антикоррупционные стандарты - установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции. 2. Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике. См.: Методические рекомендации по разработке антикоррупционных стандартов (Агентство по делам государственной службы Республики Казахстан и противодействия коррупции, 2016)
Статья 11 вводится в действие с 1 января 2021 года С 1 января 2016 года до 1 января 2021 года статья действует в редакции статьи 27 настоящего Закона Статья 11. Меры финансового контроля 1. В целях осуществления мер финансового контроля лица, определенные настоящей статьей, представляют следующие декларации физических лиц: 1) декларацию об активах и обязательствах; 2) декларацию о доходах и имуществе. 2. Декларацию об активах и обязательствах представляют кандидаты в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления и их супруги - до регистрации в качестве кандидата. 3. Декларацию о доходах и имуществе представляют: 1) лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги; 2) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги; 3) должностные лица и их супруги; 4) лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги. 4. В случае приобретения в течение отчетного календарного года имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в декларации о доходах и имуществе отражают сведения об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества. 5. Декларация об активах и обязательствах составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме и в порядке, которые определены налоговым законодательством Республики Казахстан. 6. Декларация о доходах и имуществе составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме, в порядке и сроки, которые определены налоговым законодательством Республики Казахстан. 7. Сведения о представлении физическими лицами, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, декларации об активах и обязательствах или декларации о доходах и имуществе размещаются на официальном интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан. 8. Непредставление декларации об активах и обязательствах и (или) декларации о доходах и имуществе или представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния: лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, - является основанием для отказа в регистрации или отмене решений о регистрации; лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, - влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. 9. Опубликованию в срок не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным календарным годом, подлежат сведения, отраженные в декларациях физических лиц, которые представили следующие лица и их супруги: 1) занимающие политические государственные должности; 2) занимающие административные государственные должности корпуса «А»; 3) депутаты Парламента Республики Казахстан; 4) судьи Республики Казахстан; 5) лица, исполняющие управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора. Перечень сведений, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции. Сведения, указанные в части второй настоящего пункта, размещаются службами управления персоналом (кадровыми службами) государственных органов, организаций, Парламента Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан на их официальных интернет-ресурсах. 10. Требования пункта 7 и подпунктов 1) и 2) пункта 9 настоящей статьи не распространяются на сведения, составляющие государственные секреты. 11. Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника. 12. Поступающие в органы государственных доходов сведения, предусмотренные настоящей статьей, являются охраняемой законом тайной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Их разглашение влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. 13. Сведения, составляющие служебную и налоговую тайну, представляются уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Примечания. Исключены в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений»
Статья 12. Антикоррупционные ограничения 1. В целях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностными лицами, а также лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, установленных статьями 13, 14 и 15 настоящего Закона, принимают на себя антикоррупционные ограничения по: 1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций; 2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников; 3) использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 4) принятию подарков в связи с исполнением служебных обязанностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан. 2. Законами, регулирующими порядок выполнения отдельных государственных функций, могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения, направленные на предупреждение коррупции. 3. Согласие лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на принятие антикоррупционных ограничений фиксируется службами управления персоналом (кадровыми службами) соответствующих организаций в письменной форме. 4. Непринятие антикоррупционных ограничений лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, влечет отказ в приеме на должность либо увольнение с должности (освобождение от должности), их несоблюдение в случаях отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности.
Статья 13. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.01.16 г. № 446-V (см. стар. ред.) 1. Лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением депутатов маслихатов, осуществляющих свою деятельность не на постоянной или освобожденной основе), лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих деятельность в субъектах квазигосударственного сектора), должностным лицам запрещается: 1) самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в их должностные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения имущественных или иных благ; 2) заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или) реализации паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем пяти процентов от общего количества голосующих акций организаций) на организованном рынке ценных бумаг; 3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. 2. Исключен в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 3. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе сдавать в имущественный наем (аренду) жилище, принадлежащее им на праве собственности, и получать доход от такой сдачи. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) См. изменения в пункт 4 - Закон РК от 03.07.19 г. № 262-VI (вводятся в действие с 1 января 2020 г.) 4. Председателю Национального Банка Республики Казахстан и его заместителям запрещается приобретать паи инвестиционных фондов, облигации, акции коммерческих организаций. Председатель Национального Банка Республики Казахстан и его заместители в течение тридцати календарных дней со дня их назначения на должности обязаны передать в доверительное управление в порядке, установленном законами Республики Казахстан, принадлежащие паи инвестиционных фондов, облигации и акции коммерческих организаций, приобретенные до назначения их на должности. Неисполнение указанными лицами обязательств, предусмотренных настоящим пунктом, является основанием для прекращения ими соответствующей деятельности. 5. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в течение тридцати календарных дней со дня вступления в должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленном законами Республики Казахстан, принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, законно принадлежащих этим лицам, а также имущества, переданного в имущественный наем. 6. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Пункт 7 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 7. В случае приобретения долей (акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иного имущества, использование которого влечет получение доходов, за исключением облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны передать их в доверительное управление в течение тридцати календарных дней со дня приобретения в порядке, установленном законами Республики Казахстан, и представить в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы копию нотариально удостоверенного договора на доверительное управление имуществом в течение десяти рабочих дней после нотариального удостоверения договора. Пункт 8 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 8. Неисполнение обязательств, предусмотренных пунктами 5 и 7 настоящей статьи, лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности.
Статья 14. Недопустимость совместной службы (работы) близких родственников, супругов или свойственников Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 1. Лица, занимающие ответственную государственную должность, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций (за исключением депутатов маслихатов, осуществляющих свою деятельность не на постоянной или освобожденной основе), и лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностные лица не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками и (или) супругом (супругой), а также свойственниками. 2. Лица, нарушающие требования пункта 1 настоящей статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций. Примечание. В настоящем Законе под близкими родственниками понимаются родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками - братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).
1. Лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностным лицам запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов. 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны принимать меры по предотвращению и разрешению конфликта интересов. 3. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в которой они работают, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно. Непосредственный руководитель либо руководство организации по обращениям лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, или при получении информации из других источников обязаны своевременно принимать следующие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов: 1) отстранить лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов; 2) изменить должностные обязанности; 3) принять иные меры по устранению конфликта интересов. См.: Методическое пособие по вопросам конфликта интересов на государственной службе Республики Казахстан (Министерство по делам государственной службы Республики Казахстан, 2016)
Статья 16. Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства 1. Субъекты предпринимательства при осуществлении своей деятельности принимают меры по предупреждению коррупции, в том числе по минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем: 1) установления организационно-правовых механизмов, обеспечивающих подотчетность, подконтрольность и прозрачность процедур принятия решений; 2) соблюдения принципов добросовестной конкуренции; 3) предотвращения конфликта интересов; 4) принятия и соблюдения норм деловой этики; 5) принятия мер по формированию антикоррупционной культуры; 6) взаимодействия с государственными органами и иными организациями по вопросам предупреждения коррупции. 2. Стандарты по предупреждению коррупции для субъектов предпринимательства могут разрабатываться и приниматься объединениями (ассоциациями, союзами) субъектов предпринимательства.
Статья 17. Национальный доклад о противодействии коррупции 1. Национальный доклад о противодействии коррупции - документ, содержащий анализ и оценку состояния и тенденции распространения коррупции на международном и национальном уровнях, предложения по формированию, реализации и совершенствованию антикоррупционной политики. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.); Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.) 2. Уполномоченный орган по противодействию коррупции ежегодно формирует Национальный доклад о противодействии коррупции и представляет его Президенту Республики Казахстан. 3. Национальный доклад о противодействии коррупции формируется на основе результатов работы уполномоченного органа по противодействию коррупции и деятельности государственных органов, физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции. 4. Порядок подготовки, внесения Национального доклада о противодействии коррупции Президенту Республики Казахстан и его опубликования утверждается Президентом Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем ЗаконеСтатья 2. Сфера действия настоящего ЗаконаСтатья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупцииСтатья 4. Основные принципы противодействия коррупцииСтатья 5. Цель и задачи противодействия коррупции Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИСтатья 6. Система мер противодействия коррупцииСтатья 7. Антикоррупционный мониторингСтатья 8. Анализ коррупционных рисковСтатья 9. Формирование антикоррупционной культурыСтатья 10. Антикоррупционные стандартыСтатья 11. Меры финансового контроляСтатья 12. Антикоррупционные ограниченияСтатья 13. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функцийСтатья 14. Недопустимость совместной службы (работы) близких родственников, супругов или свойственниковСтатья 15. Конфликт интересовСтатья 16. Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательстваСтатья 17. Национальный доклад о противодействии коррупции Глава 3. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯСтатья 18. Субъекты противодействия коррупцииСтатья 19. Антикоррупционная службаСтатья 20. Компетенция уполномоченного органа по противодействию коррупцииСтатья 21. Полномочия уполномоченного органа по противодействию коррупцииСтатья 22. Полномочия государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц по противодействию коррупцииСтатья 23. Участие общественности в противодействии коррупцииСтатья 24. Сообщение о коррупционных правонарушениях Глава 4. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙСтатья 25. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услугСтатья 26. Недействительность сделок, договоров, актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |