|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В главе 14 КоАП устанавливаются составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и административная ответственность в РК за их совершение. В комментируемой главе составы объединены по признаку присущего им общего (родового) объекта административного правонарушения. Родовым объектом административных правонарушений в области предпринимательской деятельности является установленный в РК и охраняемый государством порядок осуществления предпринимательской деятельности ее субъектами, а также порядок осуществления государственного контроля и надзора за ее осуществлением. Дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности рассматриваются уполномоченными на это государственными органами, за исключением тех составов, которые предусматривают в качестве основного или дополнительного вида наказания за совершение правонарушений лишение лицензии или конфискацию предметов правонарушения и (или) дохода, которые могут применяться только судами[355].
Статья 151. Нарушение правил вывоза или отправки сырья, продовольственных и промышленных товаров за пределы Республики Казахстан 1. Нарушение правил вывоза или отправки сырья, продовольственных, промышленных товаров за пределы Республики Казахстан - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, с конфискацией сырья или товаров или без таковой.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение правил вывоза или отправки сырья, продовольственных, промышленных товаров за пределы Республики Казахстан. Родовым объектом правонарушений, предусмотренных ст. 151 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок осуществления предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Непосредственным объектом правонарушений, предусмотренных ст. 151 КоАП, является установленный законодательством РК и охраняемый государством порядок вывоза или отправки сырья, продовольственных, промышленных товаров за пределы РК. Такой порядок устанавливается государством в утверждаемых им в нормативном порядке правилах вывоза или отправки за пределы РК товаров и сырья в целях обеспечения национальной (в том числе продовольственной и промышленной) безопасности, исполнения международных обязательств РК, охраны здоровья и безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов. В соответствии с п.2 ст. 18 Закона РК «О регулировании торговой деятельности», для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, включенных в Перечень существенно важных товаров, центральными государственными органами в пределах своей компетенции могут вводиться запреты и количественные ограничения вывоза отдельных товаров по согласованию с уполномоченным органом. Перечень существенно важных товаров определяется уполномоченным органом на основании предложений центральных государственных органов[356]. Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 151 КоАП, являются физические лица и юридические лица-субъекты предпринимательства, нарушившие при вывозе или отправке сырья, продовольственных, промышленных товаров за пределы РК соответствующие правила. Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут являться лица, выступающие в качестве участников внешнеторговой деятельности в рамках осуществляемой ими внешней торговли. Согласно пп.34) ст. 1 Закона РК «О регулировании торговой деятельности», внешняя торговля (также внешнеторговая деятельность) – деятельность участников внешнеторговой деятельности, связанная с вывозом из РК и (или) ввозом в РК товаров. Соответственно, участники внешнеторговой деятельности – это осуществляющие внешнеторговую деятельность физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РК, и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, а также организации, не являющиеся юридическими лицами. Не являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 151 КоАП, некоммерческие организации, при осуществлении ими уставной деятельности. Также не являются субъектами административной ответственности по комментируемой статье лица, непосредственно занимающиеся пересылкой и перевозкой принятых для вывоза товаров или сырья. Для них в ст. 152 КоАП предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения в виде нарушения правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан и установлена административная ответственность за его совершение. Субъективная сторона противоправных деяний, предусмотренных ст. 151 КоАП, для правонарушителей – физических лиц характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Вина лица выявляется по его психическому отношению к совершенным им противоправным деяниям и их вредным последствиям. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установлении вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[357]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица. Предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 151 КоАП составы административных правонарушений являются формальными. Для привлечения к административной ответственности по ним не требуется установления факта причинения правонарушителем материального вреда государству, организации или гражданину. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за нарушение правил отправки или вывоза сырья, продовольственных, промышленных товаров за пределы РК. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется совершением лицом противоправных (а для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, еще и виновных) действий, выражающихся в отправке или фактическом вывозе за пределы РК сырья, продовольственных, промышленных товаров с нарушением установленных для этого законодательством РК правил. Действия по вывозу товаров или сырья с нарушением установленных для этого правил совершаются правонарушителем самостоятельно путем фактического пересечения (совершения попытки пересечения) им государственной границы РК с товарами или сырьем с нарушением установленных для этого правил. Действия по отправке товаров или сырья с нарушением установленных для этого правил совершаются путем передачи правонарушителем товаров или сырья работникам железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта, почтового оператора для последующего вывоза или пересылки (переправки) с их помощью переданных товаров или сырья за пределы РК. Состав правонарушения не охватывает собой действия по ввозу или получению лицом указанных сырья или товаров из-за рубежа на территории РК, а также по транзиту товаров или сырья через территорию РК в установленном для этого международными договорами или законодательством РК порядке. Под пределами РК в целях квалификации правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, понимаются законодательно и географически ограниченные государственной границей пределы территории Республики Казахстан и пространственный предел действия государственного суверенитета. В свою очередь, государственная граница определяется в ст. 1 Закона РК «О государственной границе» как линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы территории Республики Казахстан (суши, вод, недр, воздушного пространства) и пространственный предел действия государственного суверенитета Республики Казахстан. При этом для квалификации деяния в качестве правонарушения по комментируемой статье не имеет значения, в каком направлении правонарушитель вывозит или отправляет товары или сырье за пределы РК – в дальнее зарубежье или на территорию государств-членов Евразийского экономического союза. Под товаром, согласно пп.40) ст. 1 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» понимается любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Под сырьем[358] в целях квалификации правонарушения в соответствии с комментируемой статьей понимаются объекты минерального или биологического происхождения, продукция химической промышленности, предназначенные и (или) используемые для производства (изготовления) готовой продукции, в том числе: минеральное (включая углеводородное) сырье, сырье растительного или животного происхождения, пищевое сырье, лекарственное сырье, вторичное сырье и др. Согласно пп.45) п.1 ст. 1 Налогового кодекса РК, минеральное сырье – извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (полезные ископаемые). Согласно пп. 29) ст. 1 Закона РК «О ветеринарии», сырье животного происхождения - шкура, шерсть, волос, щетина, пушнина, пух, перо, эндокринные железы, внутренности, кровь, кости, рога, копыта, другая продукция, получаемые от животных, предназначенные на корм животным и (или) используемые в промышленности. Согласно пп. 47) ст. 1 Закона РК от 21 июля 2007 года № 301-III «О безопасности пищевой продукции», сырье (пищевое) – это объекты растительного, животного, микробиологического, химического и минерального происхождения, используемые для производства (изготовления) пищевой продукции. Согласно пп.33-1) п.1 ст. 1 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», лекарственное сырье – вещества растительного, минерального, животного происхождения или продукты химической промышленности, используемые для производства и изготовления лекарственных средств. Согласно пп.20-1) ст. 1 Экологического кодекса РК, вторичное сырье - материалы, полученные в процессе раздельного сбора, сортировки, измельчения, прессования или других способов воздействия на отходы потребления, и (или) отходы потребления, подготовленные к утилизации и (или) переработке для получения продукции. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, считается совершенным в момент, когда лицо предприняло все зависящие от него действия по отправке или вывозу сырья, продовольственных, промышленных товаров за пределы РК с нарушением установленных для этого правил, даже если в итоге эти сырье и товары не были вывезены (переправлены) за пределы РК. За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 151 КоАП, установлено административное взыскание в виде штрафа. Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 151 КоАП, является дифференцированным в зависимости от правового статуса правонарушителя, а если правонарушитель является субъектом предпринимательства, то также в зависимости от того, к какой категории субъектов предпринимательства он относится. В указанной связи органу, привлекающему правонарушителя к административной ответственности, перед привлечением лица к ответственности необходимо предварительно устанавливать правовое положение этого лица и категорию предпринимательства, к которой он относится. В зависимости от правового положения правонарушителя и категории предпринимательства, к которой он относится, размер штрафа составляет: - для физических лиц – 5 МРП, - для субъектов малого предпринимательства – 10 МРП, - для субъектов среднего предпринимательства – 20 МРП, - для субъектов крупного предпринимательства – 35 МРП. Размеры штрафов являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей уполномоченным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами государственных доходов или судом, в случае рассмотрения дела в суде[359]. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение любого из действий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. При этом объект, субъективная сторона и субъекты состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, совпадают в своей характеристике с объектом, субъективной стороной и субъектами состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 151 КоАП. В характеристике объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 151 КоАП, к любому из деяний, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, добавляется признак повторности. Правонарушение считается совершенным повторно, если лицо ранее уже совершило любое из предусмотренных ч. 1 ст. 151 КоАП деяний, было подвергнуто административному наказанию за него и годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию, еще не истек. Повторность совершения правонарушения является самостоятельным квалифицирующим признаком, влекущим за собой квалификацию противоправного деяния в качестве самостоятельного состава правонарушения по ч. 2 ст. 151 КоАП. Повторность как квалифицирующий признак устанавливается не только фактически путем выявления количества и характера совершенных нарушителем противоправных деяний в течение года, но и юридически – путем установления факта привлечения данного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 151 КоАП, наличия вступившего в законную силу и неотмененного постановления уполномоченного государственного органа или суда о наложении административного взыскания по ч. 1 ст. 151 КоАП, факта его объявления, вручения или направления правонарушителю и неистечения годичного срока с момента наложения взыскания. Если лицо совершило противоправное деяние неоднократно или продолжает его совершать после начала совершения и до момента его выявления, но до этого момента оно ранее не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 151 КоАП, то в таком случае привлечение его к ответственности по ч. 2 ст. 151 КоАП невозможно, поскольку отсутствует квалифицирующий признак повторности. В таком случае лицо должно привлекаться к административной ответственности и подвергаться наказанию по ч. 1 ст. 151 КоАП, даже если имеются признаки неоднократности совершения нарушения в течение года и однородности совершенных нарушений. За повторное в течение года после наложения взыскания совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 151 КоАП, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа с конфискацией сырья или товаров или без таковой. Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 151 КоАП, является дифференцированным в зависимости от правового статуса правонарушителя, а если правонарушитель является субъектом предпринимательства, то также в зависимости от того, к какой категории субъектов предпринимательства он относится. В указанной связи органу, привлекающему правонарушителя к административной ответственности, перед привлечением лица к ответственности необходимо предварительно устанавливать правовое положение этого лица и категорию предпринимательства, к которой он относится. В зависимости от правового положения правонарушителя и категории предпринимательства, к которой он относится, размер штрафа составляет: - для физических лиц – 10 МРП, - для субъектов малого предпринимательства – 20 МРП, - для субъектов среднего предпринимательства – 30 МРП, - для субъектов крупного предпринимательства – 50 МРП. Размеры штрафов являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. Также в качестве дополнительного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, ее санкцией предусмотрена конфискация сырья или товаров. Конфискация применяется по усмотрению суда в зависимости от фактических обстоятельств рассматриваемого дела. Административное взыскание по ч. 2 комментируемой статьи налагается на правонарушителя только судом, поскольку дело об административном правонарушении, за совершение которого законом предусматривается санкция в виде конфискации, должно рассматриваться в суде[360].
Статья 152. Нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан Нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан, совершенное работниками железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта и оператора почты, - влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 152 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок осуществления предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 152 КоАП, является установленный законодательством РК и охраняемый государством порядок приема специализированными транспортными и почтовыми организациями для отправки за пределы РК сырья, продовольственных, промышленных товаров. Такой порядок устанавливается государством в утверждаемых им в нормативном порядке правилах приема для отправки за пределы РК товаров и сырья в целях обеспечения национальной (в том числе продовольственной и промышленной) безопасности, исполнения международных обязательств РК, охраны здоровья и безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов. В соответствии с п.2 ст. 18 Закона РК «О регулировании торговой деятельности», для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, включенных в Перечень существенно важных товаров, центральными государственными органами в пределах своей компетенции могут вводиться запреты и количественные ограничения вывоза отдельных товаров по согласованию с уполномоченным органом. Перечень существенно важных товаров определяется уполномоченным органом на основании предложений центральных государственных органов[361]. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 152 КоАП, в силу прямого указания об этом в норме комментируемой статьи, являются физические лица - работники железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта и оператора почты, нарушившие правила приема от физических или юридических лиц сырья, продовольственных, промышленных товаров для их последующей отправки за пределы РК. Соответственно, субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, не являются лица, передавшие сырье или товары для отправки за пределы РК. Для них в ст. 151 КоАП предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения в виде нарушения правил отправки сырья, продовольственных и промышленных товаров за пределы Республики Казахстан и установлена административная ответственность за его совершение. Субъективная сторона противоправных деяний, предусмотренных ст. 152 КоАП, для правонарушителей – физических лиц характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Вина лица выявляется по его психическому отношению к совершенным им противоправным деяниям и их вредным последствиям. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется совершением лицом противоправных виновных действий, выражающихся в нарушении правил приема для отправки за пределы РК сырья, продовольственных, промышленных товаров. Действия по приему работниками железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта, почтового оператора передаваемых им товаров или сырья для последующей отправки их за пределы РК с нарушением установленных для этого правил совершаются путем оформления договоров, товаросопроводительных документов (товаротранспортных накладных, квитанций, актов приема-передачи) о принятии сырья или товаров и фактического приема правонарушителем таких товаров или сырья для последующего их вывоза или пересылки (переправки) за пределы РК. Состав правонарушения не охватывает собой действия по выдаче лицом указанных сырья или товаров при поступлении их из-за рубежа на территорию РК, а также по транзиту через территорию РК товаров или сырья, принятых за пределами РК в установленном для этого международными договорами или законодательством РК порядке. Под пределами РК в целях квалификации правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, понимаются законодательно и географически ограниченные государственной границей пределы территории Республики Казахстан и пространственный предел действия государственного суверенитета. В свою очередь, государственная граница определяется в ст. 1 Закона РК «О государственной границе» как линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы территории Республики Казахстан (суши, вод, недр, воздушного пространства) и пространственный предел действия государственного суверенитета Республики Казахстан. При этом для квалификации деяния в качестве правонарушения по комментируемой статье не имеет значения, для отправки в каком направлении за пределы РК были приняты товары или сырье – в дальнее зарубежье или на территорию государств-членов Евразийского экономического союза. Под товаром, согласно пп.40) ст. 1 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» понимается любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Под сырьем[362] в целях квалификации правонарушения в соответствии с комментируемой статьей понимаются объекты минерального или биологического происхождения, продукция химической промышленности, предназначенные и (или) используемые для производства (изготовления) готовой продукции, в том числе: минеральное (включая углеводородное) сырье, сырье растительного или животного происхождения, пищевое сырье, лекарственное сырье, вторичное сырье и др[363]. Предусмотренный ст. 152 КоАП состав административного правонарушения является формальным. Для привлечения к административной ответственности за его совершение не требуется установления факта причинения правонарушителем материального вреда государству, организации или гражданину. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, считается совершенным в момент, когда лицо с нарушением установленных для этого правил приняло и документально оформило принятие от физических лиц или организаций сырья, продовольственных, промышленных товаров для последующей их отправки (пересылки) за пределы РК, даже если в итоге эти сырье и товары не были вывезены (переправлены) за пределы РК. За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 152 КоАП, установлено административное взыскание в виде штрафа. Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 152 КоАП, составляет 10 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей органами государственных доходов или судом, в случае рассмотрения дела в суде.[364] Наложение на правонарушителя административного взыскания не освобождает его от обязанности устранения допущенных им нарушений правил приема товаров или сырья для отправки за пределы РК. После устранения таких нарушений товар или сырье могут быть отправлены за пределы РК. Если же принятый для отправки за пределы РК с нарушением установленных для этого правил товар или сырье запрещены к отправке за пределы РК, то указанные товар или сырье подлежат возврату их отправителю или собственнику на территории РК после предъявления им соответствующих требований о возврате и доказательств прав на товар или сырье.
Статья 153. Незаконное предпринимательство Занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы причиненного ущерба, от суммы извлеченного дохода и стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства. Примечания. 1. Крупным ущербом в статьях 153 и 155 настоящего Кодекса признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, не превышающую одну тысячу месячных расчетных показателей, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, не превышающую десять тысяч месячных расчетных показателей. 2. Доходом в крупном размере в статьях 153 и 155 настоящего Кодекса признается доход, сумма которого не превышает десять тысяч месячных расчетных показателей. 3. В настоящей статье значительным размером признается такое количество товаров, стоимость которых не превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах. Привлечение правонарушителя к административной ответственности по комментируемой статье осуществляется только в том случае, если в действиях правонарушителя отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния[365]. В противном случае правонарушители - физические лица или должностные лица юридического лица подлежат привлечению к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство в соответствии с нормами УК. В указанной связи изначально деяние лица по осуществлению незаконного предпринимательства должно проверяться правоохранительными органами на предмет наличия или отсутствия в нем признаков уголовного правонарушения и оснований для привлечения совершившего его лица к уголовной ответственности. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 153 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок осуществления предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 153 КоАП, является установленный законодательством РК запрет на осуществление незаконного предпринимательства (прямо запрещенных в законодательных актах РК для осуществления субъектами предпринимательства видов предпринимательской деятельности). Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 153 КоАП, являются физические лица и юридические лица-субъекты предпринимательства, нарушившие законодательный запрет на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности в РК и причинившие тем самым крупный ущерб государству, организации или гражданину, получившие крупный доход от незаконного предпринимательства или осуществлявшие производство, хранение, перевозку либо сбыт подакцизных товаров в значительных размерах. Субъективная сторона противоправного деяния, предусмотренного ст. 153 КоАП, для правонарушителей – физических лиц характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Вина лица выявляется по его психическому отношению к совершенным им противоправным деяниям и их вредным последствиям. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установлении вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[366]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется совершением лицом противоправных (а для физических лиц – также виновных) действий, выражающихся в осуществлении запрещенных законодательными актами РК видов предпринимательской деятельности и причинивших крупный ущерб гражданину, организации или государству, а также сопряженных с получением дохода в крупном размере или подакцизных товаров в значительных размерах. Согласно п.1 ст. 10 ГК и п.1 ст. 2 ПК РК, предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. В соответствии с п.2 ст. 10 ГК государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. По общему правилу, согласно п.2 ст. 5 ПК РК, субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами РК. В соответствии с пп.5) п.3 ст. 10 ГК права предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством, защищаются, в том числе, установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. В предусмотренных законодательными актами РК случаях осуществление определенных видов предпринимательства в РК может быть прямо запрещено государством. Так, например, в силу прямого законодательного установления в п.1 ст. 30 ПК РК всем иным физическим лицам, кроме граждан РК, оралманов и приравненных к ним в соответствии с международными договорами лиц, запрещается осуществлять в РК такой вид предпринимательской деятельности как индивидуальное предпринимательство. Занятие запрещенными в законодательных актах РК видами предпринимательской деятельности является незаконным предпринимательством и влечет за собой ответственность в соответствии с комментируемой статьей. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, не охватывает собой противоправные действия по осуществлению предпринимательства без регистрации, без получения разрешения или без направления уведомления, когда регистрация, получение разрешения или направление уведомления необходимы по требованию законодательных актов. Указанные противоправные деяния по осуществлению предпринимательства без регистрации, разрешения или уведомления образуют самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 463 КоАП. Осуществление предпринимательства без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, в банковской сфере – осуществление незаконной банковской деятельности (банковских операций) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 155 КоАП. Незаконное предпринимательство не охватывает своей объективной стороной противоправные деяния по осуществлению неуполномоченным лицом деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии. Самостоятельный состав этого административного правонарушения и административная ответственность за его совершение установлены в ч. 2 ст. 160 КоАП. Объективной стороной незаконного предпринимательства также не охватываются противоправные деяния по занятию предпринимательством лицами, для которых законодательством РК установлен запрет на осуществление предпринимательства (государственные служащие и приравненные к ним лица, военнослужащие, служащие правоохранительных органов и специальных государственных органов (КНБ, службы внешней разведки, службы государственной охраны), адвокаты, нотариусы). Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого законодательством РК установлен запрет на осуществление такой деятельности, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 154 КоАП. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, считается совершенным в момент, когда лицо после осуществления им запрещенных видов предпринимательства причинило материальный ущерб государству, организации или гражданину, получило от незаконного предпринимательства доход в крупном размере или получило в результате незаконного предпринимательства подакцизные товары в значительных размерах. Согласно примечанию 1, 2 и 3 к комментируемой статье, крупным ущербом в комментируемой статье признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, не превышающую 1 000 МРП, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, не превышающую 10 000 МРП. Соответственно, доходом в крупном размере в комментируемой статье признается доход, сумма которого не превышает 10 000 МРП. А значительным размером подакцизных товаров признается такое количество товаров, стоимость которых не превышает 1 000 МРП. Предусмотренный ст. 153 КоАП состав административного правонарушения является материальным. Для привлечения к административной ответственности за его совершение требуется установление факта причинения правонарушителем материального ущерба государству, организации или гражданину и его размер. Кроме того, в силу прямого указания в санкции комментируемой статьи налагаемый на правонарушителя штраф должен исчисляться от суммы причиненного материального ущерба, от суммы извлеченного дохода и стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства. В связи с этим сумма причиненного материального ущерба, сумма извлеченного дохода или стоимость подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства, подлежат обязательному установлению при привлечении правонарушителя к административной ответственности по комментируемой статье. Соответственно, без установления указанных фактов причинения материального ущерба, получения дохода от незаконного предпринимательства или получения в результате незаконного предпринимательства подакцизных товаров лицо не может быть привлечено к административной ответственности по комментируемой статье.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |