|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2019 года № 326 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.04.2023 г.)
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года (далее - Национальный план). 2. Центральным государственным и местным исполнительным органам, ответственным за исполнение Национального плана: 1) принять необходимые меры по реализации Национального плана; 2) один раз в год, не позднее 20 января, следующего за отчетным годом, представлять информацию о ходе исполнения Национального плана в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Пункт 3 изложен в редакции постановления Правительства РК от 17.03.23 г. № 236 (введено в действие с 4 апреля 2023 г.) (см. стар. ред.) 3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан не позднее 15 февраля, следующего за отчетным годом, представлять в Аппарат Правительства Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации мероприятий Национального плана. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. 5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Национальный план изложен в редакции постановления Правительства РК от 26.10.22 г. № 850 (введено в действие с 8 ноября 2022 г.) (см. стар. ред.) Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2019 года № 326
Национальный план
Создание эффективной системы мер социальной защиты лиц с инвалидностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Целями Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года (далее - Национальный план) являются реализация принятых Республикой Казахстан обязательств в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов и формирование инклюзивного общества через создание благоприятной среды для всех уязвимых групп в рамках социальной модернизации Казахстана до 2030 года. Завершилась трехэтапная реализация Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 - 2018 годы (далее - План мероприятий), направленного на создание условий к имплементации положений норм Конвенции о правах инвалидов. Основные цели и задачи Плана мероприятий исполнены. Для определения основных приоритетов и комплексного интегрированного подхода в создании условий для самореализации и полноценной интеграции лиц с инвалидностью в общественно-экономическую жизнь страны разработан настоящий Национальный план. Современная глобальная парадигма заключена в переходе от традиционного понимания ограниченных возможностей здоровья к более сложному синтезу индивидуальных отличий и универсальных прав в аспекте качества жизни. Национальный план направлен на имплементацию международных стандартов с учетом мировых тенденций развития системы социальной защиты лиц с инвалидностью. Намеченные в Национальном плане цели и задачи предусматривается реализовать в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года согласно приложению к настоящему Национальному плану.
Раздел 2. Анализ текущей ситуации В главу 1 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.22 г. № 1142 (введено в действие с 27 февраля 2023 г.) (см. стар. ред.) Глава 1. Профилактика инвалидности
В настоящее время в Казахстане проживают более 680 тыс. лиц с особыми потребностями, из них 61,5 % трудоспособного возраста, 25,7 % - лица пенсионного возраста, 12,8 % - дети до 18 лет. Удельный вес лиц с особыми потребностями относительно стабилен и среди всего населения в течение последних трех лет составляет 3,7 %. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10 % и на 50 % - от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, права выбора, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья. Профилактика предлагает самую эффективную по стоимости долгосрочную стратегию для борьбы с неинфекционными заболеваниями, являющимися основной причиной инвалидности. Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны является целью национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация». Внедряется новая политика по охране здоровья общества на основе интегрированного подхода к профилактике и управлению болезнями, также проводится модернизация национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста, что, в свою очередь, отражается и на показателях инвалидности. Одними из мер по охране здоровья граждан и профилактике инвалидности стали введение и совершенствование скрининговых программ. Скрининговые технологии во многих странах являются основными элементами здравоохранения, направленными на выявление заболеваний и факторов риска заболеваний с целью снижения заболеваемости и смертности. В республике с 2008 года целевой группой для раннего выявления заболеваний являются болезни системы кровообращения; предопухолевые состояния и рак молочной железы; предопухолевые процессы и рак шейки матки. За время реализации скринингов в Казахстане проведено более 60 млн скрининговых обследований взрослого населения. Выявлено более 2,5 млн случаев заболеваний (4,2 % от общего количества проведенных скрининговых исследований), из них 1,5 млн случаев - болезни системы кровообращения, 245,8 тыс. случаев - рак шейки матки, 607,8 тыс. случаев - рак молочной железы, 62,2 тыс. случаев - сахарный диабет, 33,4 тыс. случаев - глаукома и 11,5 тыс. случаев - колоректальный рак. С 2011 года введены целевые группы на выявление сахарного диабета, глаукомы, предопухолевой патологии и рака толстой и прямой кишки (колоректальный рак). Расширены возрастные группы скрининга и определена периодичность обследования: 1) скрининг артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца и сахарного диабета проходят пациенты от 40 до 70 лет с периодичностью один раз в два года; 2) скрининг рака шейки матки - женщины в возрасте 30-70 лет с периодичностью один раз в четыре года; 3) скрининг рака молочной железы - женщины от 40 до 70 лет с периодичностью один раз в два года. Анализ реализации скрининговых программ за девятилетний период дал возможность выявить следующие закономерности. Осмотры населения проходит подавляющая численность лиц, подлежащих скринингу. В целях совершенствования дородовой диагностики, профилактики врожденных и наследственных заболеваний у детей, снижения детской заболеваемости и инвалидности в Республике Казахстан проводится пренатальный, неонатальный и аудиологический скрининг новорожденных и детей раннего возраста, скрининг психофизического развития детей раннего возраста, офтальмологический скрининг недоношенных новорожденных. Проводится оснащение медицинских организаций оборудованием и вспомогательными приспособлениями с учетом особых потребностей лиц с инвалидностью. В целях усиления профилактической направленности первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) проведены следующие мероприятия: 1) в рамках интеграции специализированных служб в поликлиниках дополнительно были открыты противотуберкулезные, онкологические, маммологические кабинеты, открыты кабинеты психического здоровья; 2) создан институт социальных работников (2014 год - 1,2 человек на 10 тысяч населения, в 2017 году - 7,4 человек на 10 тысяч населения); 3) увеличилось количество врачей общей практики с 3101 человека в 2014 году до 5382 в 2017 году, т.е. более чем на 70 %; 4) с 2014 года внедрен комплексный подушевой норматив, который в 2017 году составил 683 тенге и вырос по сравнению с 2014 годом на 29,3 %. Финансирование первичной медико-санитарной помощи в общем объеме финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи увеличилось с 33 % в 2014 году до 37 % в 2017 году. Выравнен уровень финансирования ПМСП между регионами с увеличением тарифа в расчете на 1 жителя (с 169 до 683 тенге). Несмотря на проводимые государством меры по профилактике инвалидности и позитивную динамику показателей здоровья населения, ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Ежегодно более 50 тысяч лиц впервые признаются лицами с инвалидностью, показатель первичной инвалидности за последние 3 года нестабилен, в 2015 году - 28,5, в 2016 году - 29,4, в 2017 году - 28,9, а по итогам 2018 года вырос и составил 29,2 случая на 10 тыс. населения. Особого внимания требует проблема детской инвалидности, которая имеет тенденцию к росту. Так, если доля детей с инвалидностью до 18 лет в структуре общей численности лиц с инвалидностью в 2008 году составляла 9,2 %, то в 2018 году выросла до 12,8 % или на 3,6 процентных пункта. Тенденция роста показателей первичной инвалидности, в том числе среди детского населения, диктует необходимость дальнейшего усиления мер по профилактической направленности развития здравоохранения, укреплению национального здоровья, доступности и повышения качества медицинских услуг. В структуре общей смертности и инвалидности ведущей причиной остаются болезни системы кровообращения (22,3 %), наиболее частые - ишемическая болезнь сердца, сосудистое поражение мозга, от которых ежегодно умирают около 30 тысяч человек. Рост первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения почти на 16,4 % (2015 год - 2429,7). В структуре первичной инвалидности среди взрослого населения болезни системы кровообращения составляют 26,9 %. Второй причиной являются смертность и инвалидность от злокачественных новообразований (12,1 %), от которых ежегодно умирают около 17 тысяч человек, из них 16,9 % составляет рак легких. Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями увеличился по итогам 2018 года на 18 % (2015 год - 207,7, 2017 год - 253,4). Злокачественные образования в структуре первичной инвалидности среди взрослого населения составляют 21,4 %. На третьем месте - смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (11,3 %), от которых ежегодно умирает около 16 тысяч человек (2015 год - 82,5 на 100 тысяч населения, 2017 год - 69,38 на 100 тысяч населения). Первичная инвалидность вследствие травм всех локализаций имеет тенденцию к снижению и составляет 10,6 % от общего числа инвалидизации. В Казахстане вопросы профилактической работы, наращивание усилий межсекторального взаимодействия, направленных на повышение качества медицинских услуг на всех уровнях организаций здравоохранения, находятся на начальном этапе. Преимущественное развитие ПМСП должно быть главным координатором всей системы, тогда как в нашей системе основной действующей структурой продолжает оставаться стационарный сектор. В странах ОЭСР в среднем 80 % средств от общего объема финансирования лекарственного обеспечения направляется на обеспечение пациентов лекарственными средствами на амбулаторном уровне, тогда как в Казахстане данный показатель составляет около 50 % от общего объема финансирования.
Глава 2. Социальная реабилитация
В целях повышения уровня социализации лиц с инвалидностью они обеспечиваются техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами (протезно-ортопедическая помощь, сурдо-, тифлосредства, специальные средства передвижения, санаторно-курортное лечение, обязательные гигиенические средства, услуги индивидуального помощника и специалиста жестового языка). Ежегодно более 200 тысяч лиц с инвалидностью обеспечиваются техническими средствами и услугами реабилитации (далее - ТСР). Доля обеспечения ТСР в 2018 году составила 57,8 % от общего числа нуждающихся (2013 г. - 88 %, 2015 г. - 67 %, 2016 г. - 67 %, 2017 г. - 67,5 %). Перечень ТСР за последние 3 года с учетом потребностей лиц с инвалидностью расширен с 32 до 55 видов наименований (в 1,7 раза), включая современные сурдотехнические и тифлотехнические средства. Осуществлена доставка ТСР на дом более 14 тысячам лиц с инвалидностью, проживающим в отдаленных селах. Лицам с инвалидностью, находящимся под стражей и отбывающим наказание в исправительных учреждениях, предоставляются технические средства и специальные средства передвижения в соответствии с Правилами предоставления технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения осужденным с инвалидностью, отбывающим наказание в учреждениях и находящимся под стражей, утвержденными приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1088. С 2015 года проводятся замена и настройка речевых процессоров к кохлеарным имплантам (далее - КИ), данную услугу получили за период с 2016 по 2018 годы 613 человек. Основным результатом социализации детей с КИ стало включение 153 детей в общеобразовательный процесс в школах, направление 171 ребенка в специальные организации образования и обучение 34 детей на дому. Кроме того, обеспечено развитие эффективной реабилитации детей с КИ на ранней стадии. За период с 2014 по 2018 годы слухоречевую адаптацию прошло 990 детей в условиях дневного и круглосуточного наблюдения из разных регионов страны, при этом, если ранее реабилитация проходила всего 15 дней в год, то начиная с 2018 года, реабилитация осуществляется 40 дней в год, т.е. ежеквартально по 10 дней. С 2017 года в 2 раза увеличено время оказания услуг специалиста жестового языка (с 30 до 60 часов) для лиц с нарушением слуха. Усовершенствованы стандарты и внедрены новые технологии производства, новые модели протезно-ортопедических средств и услуг: 1) производство индивидуальных ушных вкладышей из силикона для слуховых аппаратов; 2) запущено в производство применение 3-D моделирования в производстве протезов, ортопедии; 3) разработаны и внедрены в производство протезы по новейшим инновационным технологиям. Изготавливается около 90 наименований протезно-ортопедических изделий. В 2015 году акционерным обществом «Республиканский протезно-ортопедический центр» и государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Национальный научный центр травматологии и ортопедии имени академика Батпенова Н.Д.» проведен пилотный проект по протезированию лиц, имеющих инвалидность, через несколько дней после ампутации конечностей. Пилотный проект показал, что период протезирования от момента проведения операции ампутации сокращается с 76 до 44 дней. В 2018 году протезно-ортопедические изделия и сопутствующие реабилитационные услуги, в том числе по обучению навыкам самостоятельного передвижения на протезах, получили 24 700 лиц с инвалидностью. В целях повышения качества оказываемых государственных услуг в 2018 году апробирован пилотный проект по оказанию в автоматизированном режиме государственной услуги «Установление инвалидности и/или степени утраты трудоспособности и/или определение необходимых мер социальной защиты» без личного присутствия гражданина, на основании медицинских данных. В течение 2018 года были заочно освидетельствованы 495 человек.
Глава 3. Обеспечение доступности социально значимых объектов
В реализацию Послания Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» предприняты меры для создания безбарьерной среды гражданам Казахстана с инвалидностью. В целях реализации норм Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения и дополнения в 24 законодательных акта, в том числе 3 Кодекса по обеспечению доступности социальной и транспортной инфраструктуры, совершенствованию услуг в социальной сфере (здравоохранение, образование и социальная защита). На сегодня официальные интернет-ресурсы государственных органов имеют версии для слабовидящих лиц. В целях упорядочения деятельности и повышения ответственности местных органов власти утверждаются региональные планы по созданию безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, которые содержат перечень конкретных зданий и объектов, подлежащих адаптации под нужды лиц с инвалидностью. Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - Министерство) в 2015 году разработан портал «Интерактивная карта доступности «Доступная среда» (далее - портал). Портал размещен на сайте Министерства (friendlybuilding.kz) и позволяет в онлайн-режиме вносить информацию по паспортизированным и адаптированным объектам страны, видеть степень адаптации объекта и оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта в онлайн-режиме. Всем зарегистрированным пользователям предоставлена возможность оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта и размещать комментарии с приложением фотографий. Национальный стандарт Республики Казахстан СТ РК 1525-2013, утвержденный приказом председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 5 февраля 2013 года № 64-од (далее - национальный стандарт), содержит требования по созданию условий для лиц с инвалидностью. На сегодняшний день по стране функционируют 247 железнодорожных вокзалов, из которых 91 вокзал или лишь 37 % приведены в соответствие с требованиями национального стандарта: 1) на 91 вокзале билетные кассы переоборудованы под условия для лиц с инвалидностью; 2) на 210 вокзалах в труднодоступных местах построены пандусы; 3) на 34 вокзалах оборудованы специализированные туалеты; 4) на 38 вокзалах для удобства слабовидящих лиц верхние и нижние ступени лестниц окрашены в желтый цвет; 5) на 58 вокзалах в залах ожидания выделены места для лиц с инвалидностью, обозначенные пиктограммами. Работники железнодорожных вокзалов и проводники поездов оказывают услуги по посадке/высадке пассажиров с инвалидностью в поезде. За период 2014 - 2018 годы в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание лиц с инвалидностью, установлены 17 270 единиц дорожных знаков и указателей, 465 пешеходных переходов оборудованы звуковыми устройствами, создано 15 служб «Инватакси», в которых имеются 280 специализированных машин с охватом 35 тыс. человек. По республике насчитывается 36 автовокзалов, из них 27 единиц или 75 % соответствуют национальному стандарту. Количество автостанций по республике составляет 105 единиц, из которых 63,8 % (67 единиц) приведены в соответствие с требованиями национального стандарта. По республике функционируют 18 аэропортов, которые полностью адаптированы для нужд лиц с инвалидностью. В Правилах организации обслуживания пассажиров в аэропортах Республики Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 189, с 2016 года предусмотрены требования по наличию международного стандарта качества обслуживания PRM (Persons with Reduced Mobility), которые предъявляют требования к парковкам, стоянкам, остановкам, местам встречи на привокзальной площади, бытовым услугам и сервисному обслуживанию; скорости и комфортности обслуживания пассажирских авиаперевозок, информационному обслуживанию и подготовке персонала. В 6 аэропортах (Алматы, Астана, Актау, Актобе, Караганда, Кокшетау) имеются специальные лифты, эскалаторы, помещения, информационные указатели на государственном и русском языках, световые табло и вывески, туалетные комнаты, оборудованные кнопкой вызова медицинского работника. В 9 аэропортах (Астана, Алматы, Актау, Актобе, Караганда, Кокшетау, Шымкент, Усть-Каменогорск, Жезказган) на входах и выходах установлены пандусы, предусмотрено предоставление инвалидных колясок, в уборных комнатах установлены специальные поручни.
Глава 4. Доступность образования
В Казахстане признается право лиц с инвалидностью наравне с другими лицами на образование. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» государство полностью или частично компенсирует расходы на содержание детей с инвалидностью и лиц с инвалидностью с детства в период получения ими образования. Так, дети с инвалидностью по зрению и слуху имеют право на получение повышенной государственной стипендии, а также при поступлении на учебу в организации образования предусматривается квота приема в один процент для лиц с инвалидностью первой, второй групп, лиц с инвалидностью с детства. После ратификации Конвенции о правах инвалидов указанный Закон дополнен следующими нормами: об уважительном отношении к правам детей с инвалидностью; о бесплатном пользовании информационными ресурсами в организациях образования, в том числе в доступной форме для лиц с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями, обеспечении учебниками, учебно-методическими комплексами и учебно-методическими пособиями, в том числе изготовление для лиц с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями; о праве на первоочередное распределение на работу в государственные организации образования и государственные медицинские организации лиц, у которых один или оба родителя с инвалидностью. Вместе с тем, родители детей с инвалидностью вправе выбирать место обучения ребенка - в обычной или специальной организации образования - с учетом рекомендаций специалистов. С 2017 года начата разработка учебников для незрячих детей по системе Брайля и укрупненным шрифтом, а также для детей с интеллектуальными нарушениями (ежегодно выделяется более 140 млн тенге). Разработаны учебники для 0-1, 5 и 7 классов, а до 2020 года планируется разработать все учебники, включая 11 класс. На сегодня в сфере образования выявлено и обследовано 153 230 детей с особыми образовательными потребностями (54 311 дошкольного и 98 919 школьного возраста), из них около 47 тысяч детей с инвалидностью. Так, в дошкольных организациях воспитывается более 42 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из них более 15 тысяч обучаются инклюзивно. В организациях среднего образования обучается более 91,5 тысячи детей с особыми потребностями, из них порядка 46 тысяч детей обучается инклюзивно. В 2020 году в 30 % детских садов и 70 % школ будут созданы условия для инклюзивного образования. На сегодня 60 % (4207 из 7014) общеобразовательных школ, 20 % (1232 из 6115) детских садов создали условия для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В сфере технического и профессионального образования в 30 % колледжей (247 из 821) созданы условия для обучения 2928 детей с особыми образовательными потребностями, из них лиц с инвалидностью с детства - 2192, лиц с инвалидностью первой и второй групп - 736. Введены 71 сурдопереводчик, 37 тифлосредств, разработаны 44 специальных рабочих учебных планов, по которым идет подготовка кадров. На сегодня в ВУЗах количество студентов с особыми возможностями составляет 1609 человек, из них имеющих первую группу инвалидности - 85 человек, вторую группу инвалидности - 358 человек, третью группу инвалидности - 1151 человек, инвалидность с детства - 15 человек. 70 из 119 ВУЗов (58,8 %) создали условия для обучения студентов с особыми образовательными потребностями. Вместе с тем, при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, с 2012 года установленный размер квоты для лиц с инвалидностью составляет 1 %. В 2018 году по результатам конкурса 432 детям с инвалидностью присужден образовательный грант, в том числе в рамках квоты приема при поступлении на учебу в организации образования - 312 грантов.
Глава 5. Обеспечение занятости
В реализацию Послания Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечено о необходимости создания условий, при которых работодатели будут активно привлекать к работе социально уязвимые слои населения, обеспечив их заработной платой. По состоянию на 1 января 2019 года среди 411 тысяч лиц с инвалидностью трудоспособного возраста работают более 27 % (111,5 тыс. чел.). В структуре лиц с инвалидностью трудоспособного возраста по группам инвалидности наибольший удельный вес занимают лица, имеющие вторую (46 % или 191,9 тыс. чел.) и третью группу инвалидности (45 % или 186,4 тыс. чел.), незначительная доля (9 % или 39,7 тыс. чел.) приходится на долю лиц первой группы инвалидности. В целях расширения занятости лиц с инвалидностью пересмотрена квота трудоустройства. Если раньше она составляла 3 % для всех, то на сегодняшний день осуществляется дифференцированный подход от 2-х до 4-х процентов в зависимости от численности работников и по отраслям без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда. В рамках квоты трудоустроены 7,4 тыс. лиц, имеющих инвалидность. Наибольшее количество лиц с инвалидностью, трудоустроенных по квоте, работают в отраслях образования, здравоохранения и социальных услуг, в торговле, сельском хозяйстве и на транспорте. В рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Еңбек» (далее - Программа) лица с инвалидностью наряду с другими уязвимыми слоями населения имеют право в приоритетном порядке принимать участие в активных мерах содействия занятости населения. В Программе могут принять участие самозанятые, безработные и лица, не имеющие квалификации, в том числе и лица с инвалидностью. По состоянию на 1 января 2019 года в состав участников Программы включены 18,9 тыс. лиц с инвалидностью, что составляет 2,8 % от общего количества участников Программы, из них трудоустроено 16,6 тыс. человек. В целях стимулирования работодателей по трудоустройству лиц с инвалидностью с 2018 года введено субсидирование затрат работодателей, связанных с оснащением специального рабочего места для трудоустройства лиц с инвалидностью. С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» в части автоматизации процедур участия общественных объединений лиц с инвалидностью и организаций, созданных ими, в государственных закупках. Данная мера предусматривает повышение конкурентоспособности общественных объединений лиц с инвалидностью и организаций, созданных ими, при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.
В главу 6 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.22 г. № 1142 (введено в действие с 27 февраля 2023 г.) (см. стар. ред.) Глава 6. Совершенствование социальных услуг
Гарантированные государством специальные социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно, а сверхгарантированный объем специальных социальных услуг - на условиях оплаты. При этом создана возможность выбора формы социального обслуживания - в условиях стационара, полустационара (дневные отделения), ухода на дому, временного пребывания. Сеть системы социального обслуживания представлена 893 субъектами, оказывающими специальные социальные услуги. В целях соблюдения одного из главных принципов социального обслуживания - сохранения человека в семье - налажена работа по расширению сети дневных отделений для детей с инвалидностью путем передачи их через аутсорсинг в неправительственные организации (далее - НПО); преобразованию медико-социальных учреждений стационарного типа в центры социального обслуживания. За период с 2015 по 2018 годы: возросло число получателей услуг на 24,5 % (121 тыс. чел.), из которых наибольшее число приходится на обслуживание в условиях ухода на дому - 46,1 %, в стационарных организациях - 19,9 %; увеличено количество организаций, оказывающих специальные социальные услуги до 893 единиц (в 2015 г. - 797), из которых преобладающие позиции продолжают сохранять организации надомного обслуживания - 53 %, организации стационарного типа - 12,4 %, динамика роста отмечена в организациях неправительственного сектора - 19,1 %. В целях деинституциализации действующей сети интернатных организаций, повышения качества оказываемых услуг и социальной адаптации граждан в социуме начато развитие домов малой вместимости. Дома малой вместимости отсутствуют в 8 регионах: в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Мангистауской, Туркестанской областях, городах Шымкенте и Астане. С 2016 года медико-социальные учреждения преобразованы в центры социального обслуживания в целях исключения дискриминационных дефиниций в системе специальных социальных услуг. Созданные условия для выхода из трудной жизненной ситуации позволили вернуть из детских домов-интернатов в семью 748 детей, имеющих инвалидность; трудоустроить 867 родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Увеличено участие неправительственного сектора на рынке оказания специальных социальных услуг в рамках государственного социального заказа с 4 НПО в 2009 году до 177 в 2018 году, но неправительственный сектор обслуживает только около 19% получателей услуг. Стимулы по участию в системе для частного капитала минимальны, так как отсутствуют экономически обоснованные нормативы исчисления стоимости услуг и их взаимосвязи с рыночными реалиями. Действующий заявительный подход упускает возможность работы с ситуацией на ранних стадиях, когда есть шанс преодолеть развитие негативных тенденций. Позднее обращение в ряде случаев порождает иждивенчество отдельных потребителей социальных услуг и приводит к консервации социальных проблем и трудных жизненных ситуаций в семье. Это подтверждает низкий процент охвата получателей специальных социальных услуг, который в 2020 году составил 0,7 % от общей численности лиц, проживающих в стране (122 тысячам человек). Отсутствует механизм прогнозного расчета потребностей в услугах для открытия центров обслуживания. Имеются случаи, когда получателям на местах отказывают в предоставлении услуг из-за некачественно запланированного бюджета. Методика мониторинга оказания специальных социальных услуг сводится к сбору ведомственной статистики по количественным показателям, отсутствуют качественные показатели о полноте охвата, соответствии плановых и фактически реализованных услуг, удовлетворенности получателей. Система специальных социальных услуг не предусматривает внешнюю оценку (аккредитацию) процессов оказания специальных социальных услуг с точки зрения влияния на качество услуг. В системе социального обслуживания трудятся более 30 тыс. работников, в том числе более 10 тысяч социальных работников, преобладающее большинство которых приходится на систему надомного обслуживания, - 79,8 %. Социальные работники представлены в здравоохранении, системе образования, пенитенциарной системе внутренних дел, молодежных учреждениях, учреждениях досуга и других сферах. Утверждены квалификационные требования к социальным работникам в сфере социальной защиты населения, определившие необходимый объем знаний, умений и навыков для выполняемых работ с учетом уровня образования. Отсутствие полноценной системы социального сопровождения и правовых основ межведомственного взаимодействия создает барьеры получателям в доступности специальных социальных услуг. С 2016 года введена новая система оплаты труда гражданских служащих, в рамках которой заработная плата социальных работников была повышена в среднем на 35 %. Дальнейшая модернизация системы социального обслуживания предполагает новое качество социальной работы с учетом потребностей каждого на всех уровнях предоставления социальных услуг с акцентом на солидарное участие государства, частного сектора, неправительственных организаций и самих граждан.
Глава 7. Модернизация общественного сознания
Для выявления наиболее значимых вопросов, волнующих общество в отношении инвалидности, и понимания области задач на постоянной основе проводится ряд социальных опросов. Исследования общественного мнения - один из важных факторов планирования мероприятий в рамках программы улучшения качества жизни и защиты прав лиц с инвалидностью. Результаты опроса общественного мнения позволят скорректировать и дополнить мероприятия просветительской деятельности, направленные на формирование образа людей с инвалидностью как полноправных членов общества. На данный момент в стране ведется широкая просветительская деятельность с привлечением средств массовой информации (далее - СМИ) и других современных средств информации, направленная на освещение вопросов качества жизни людей с инвалидностью. За последние три года для проведения информационно-разъяснительной работы было привлечено свыше 100 республиканских и региональных СМИ, на страницах которых опубликовано более 24 тысяч электронных и печатных материалов по вопросам соблюдения прав лиц с инвалидностью и их достижениях. На республиканском канале «Хабар» реализован телепроект «Сильные духом», в котором героями сюжетов стали люди с инвалидностью, имеющие авторитет и уважение окружающих, ставшие опорой своим друзьям и близким. Важная роль в просвещении общества по проблемам инвалидности принадлежит НПО, учрежден ряд премий и номинаций для поощрения заслуг людей с инвалидностью, кроме того учреждены номинации для коммерческих организаций и физических лиц, осуществляющих благотворительную и социальную деятельность на территории Республики Казахстан, в том числе в поддержку лиц с инвалидностью. Однако необходимо отметить низкий уровень просвещения общества в вопросах инвалидности, качества жизни и защиты прав людей с инвалидностью. На местном уровне недостаточно проводится информационно-разъяснительная работа по устранению дискриминации лиц с инвалидностью среди работодателей. Необходимо продолжить продвижение и расширить количество программ, телепередач, массовых мероприятий воспитательно-ознакомительного характера. В век стремительно распространяющейся информации и новых технологий данная мера поможет увеличить охват населения Казахстана и его просвещения по данному вопросу. С помощью СМИ и других современных средств распространения информации необходимо пропагандировать потенциал и вклад людей с инвалидностью в различные сферы жизни общества, что также повлияет на формирование положительного образа человека с инвалидностью.
Раздел 3. Стратегическое видение: цели, задачи, критические факторы успеха, индикаторы оценки результатов
Цель Национального плана - сформулировать стратегию, состав и последовательность скоординированных действий всех вовлеченных сторон на пути к улучшению жизни людей с инвалидностью. Основными направлениями являются: 1) профилактика и предупреждение инвалидности; 2) социальная реабилитация и абилитация; 3) комплексная доступность и безбарьерная среда; 4) доступность образования; 5) экономическая самостоятельность и качественная занятость лиц с инвалидностью; 6) социальные услуги; 7) модернизация общественного сознания.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |