|
|
|
Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 июля 2023 года № 145
В соответствии с подпунктом 22) статьи 9 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Внести в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 17 января 2023 года № 30 «Об утверждении Правил проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 31717) следующее изменение: Правила проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга, утвержденные указанным приказом изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу. 2. Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Приложение к приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 июля 2023 года № 145
Утверждены приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 17 января 2023 года № 30
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга (далее – Правила) определяют порядок проведения межведомственных научных исследований (далее - МНИ) в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга. Межведомственная научно-исследовательская деятельность является необходимым компонентом деятельности правоохранительных органов, обеспечивающим эффективное достижение целей, решение задач, а также поступательное развитие и модернизацию правоохранительных органов. Правила разработаны в целях формирования единой научной политики в сфере правоохранительной деятельности, организации и осуществления научного, научно-методического, аналитического и информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан, а также проведения совместных фундаментальных, прикладных и стратегических научных исследований по актуальным проблемам деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан. 2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 1) субъекты межведомственных научных исследований (субъекты исследований) – организации образования, научные учреждения и структурные подразделения правоохранительных органов Республики Казахстан; 2) научный результат – продукт научной деятельности (научный продукт), содержащий новые знания или решения конкретной проблемы правоприменения и зафиксированный на любом информационном носителе, который может включать в себя нормативные правовые, организационно-методические, информационно-аналитические, учебные, научные и другие материалы, получившие одобрение Научно-методического совета Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее – НМС Академии); 3) прикладное исследование – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач правоохранительной деятельности; 4) межведомственная научно-исследовательская работа в сфере правоохранительной деятельности (далее - МНИР) – работа, проводимая межведомственной рабочей группой, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в сфере правоохранительной деятельности в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей социально-правовых явлений, научного обобщения, научного обоснования проектов, в том числе нормативных правовых актов; 5) координация межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности – деятельность, направленная на взаимодействие всех субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в сфере правоохранительной деятельности в целях совершенствования научно-исследовательской работы и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов; 6) мониторинг межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности – систематическое наблюдение, сбор, обобщение, анализ, оценка, регистрация данных о проводимых межведомственных научных исследованиях для обеспечения качества МНИР и достижения запланированного результата. 7) стратегические исследования – фундаментальные либо прикладные исследования, направленные на решение стратегических задач правоохранительной деятельности; 8) фундаментальное исследование – теоретическое и (или) экспериментальное исследование, направленное на получение новых научных знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи. 3. Настоящие Правила распространяются на все виды межведомственных научных исследований (далее – МНИ) правоохранительных органов Республики Казахстан, за исключением исследований, содержащих информацию, составляющую государственные секреты. 4. Виды МНИ: прикладные, фундаментальные и стратегические. 5. Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее – Академия) является координатором МНИ в сфере правоохранительной деятельности.
Глава 2. Проведение межведомственных научных исследований
6. Порядок проведения МНИ представляет собой совокупность этапов и действий, подлежащих выполнению для достижения конечного результата исследований. 7. Порядок проведения МНИ состоит из следующих этапов: 1) подготовительный этап; 2) исследовательский этап; 3) заключительный этап. 8. Подготовительный этап включает утверждение тем исследований, построение гипотез, исследование условий и ресурсных возможностей, формирование межведомственных рабочих групп. Виды работ, подлежащих выполнению в процессе подготовительного этапа МНИ: 1) анализируются законодательство, правоприменительная практика, научные работы в разрезе Республики Казахстан, ближнего и дальнего зарубежья, в целях выявления проблем правоприменительной практики и ее структуризации определяются ключевые проблемы и ряд составляющих, формулируются темы исследования и вопросы, подлежащие исследованию; 2) проводится анализ публикаций в средствах массовой информации, программных документов, поручений Главы государства, Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, материалов Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, консультативно-совещательных органов правоохранительных и государственных органов, решений коллегий, совещаний органов прокуратуры в целях выбора темы исследования; 3) для формирования актуальных тем исследований Академия изучает предложения правоохранительных органов Республики Казахстан, по заявкам представленным по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам. 4) определяются объект, предмет, цель и задачи исследования для построения гипотезы исследования; 5) для исследования условий, ресурсных возможностей (кадровых, финансовых, нормативных правовых, материально-технических) осуществляется: определение рабочего места, необходимой техники, программного обеспечения, расходных материалов; составление сметы исследования (научные командировки, услуги сторонних организаций и лиц, в том числе национальных и зарубежных экспертов, научных консультантов, расходы на научно-организационное сопровождение, приобретение материалов и оборудования, аренда и др.); разработка рабочей программы исследования, содержащей календарный план (с указанием конкретных мероприятий, ответственных исполнителей, сроков и форм завершения); 6) для утверждения темы МНИ по мере необходимости организуется и проводится заседание НМС Академии (в онлайн либо офлайн форматах), субъекты исследования информируются о результатах работы НМС. 9. Исследовательский этап включает в себя стадии методологической подготовки исследования, проведения исследования и оформления результатов. 10. Стадия методологической подготовки межведомственных научных исследований включает в себя: 1) организацию ряда условий проведения исследования, таких как организация рабочего места и исследовательской среды; 2) подготовку соответствующей обстановки, техники, приборов, средств, инструктаж; 3) оценку особенностей эмпирической и экспериментальной базы; 4) подготовку бланков анкет, программ и материалов наблюдений (в произвольной форме). 11. Стадия проведения межведомственных научных исследований предусматривает: 1) сбор и систематизацию материалов исследования, отработку понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования; 2) анализ статистических данных, обобщения правовых актов, практики противодействия преступности и профилактики правонарушений, материалов гражданских, административных и уголовных дел, прокурорских проверок применения законодательства, зарубежного опыта, результатов ранее проведенных социологических исследований; 3) осуществление командировок в научные организации или территориальные подразделения правоохранительных органов различных регионов страны и зарубежья; 4) проведение анкетирования, социологического опроса и обобщение полученных данных; 5) организацию и проведение опытно-экспериментальной работы (по необходимости); 6) организацию и проведение заседаний научно-исследовательской группы (авторского коллектива), межведомственных рабочих групп, НМС Академии; 7) подготовку информационно-аналитических, методических и научных материалов, предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и правоприменительной практики; 8) при необходимости составление промежуточного отчета о МНИР (анализ текущей ситуации, проблем в разрезе национальной и зарубежной практики, предложения нормативного и организационного характера, выводы о продолжении исследования либо частичном или полном его прекращении, либо определении новых направлений). 12. Стадия оформления результатов включает апробацию и внедрение результатов исследований, обобщение и сопоставление с результатами апробации. 13. Апробация и внедрение результатов исследований осуществляется путем: 1) проведения конференций, круглых столов и научных мероприятий; 2) научного консультирования, рецензирования и публикации научных статей, в том числе в международных изданиях; 3) использование в нормотворчестве, учебном процессе и практической деятельности, а также при научно-методическом сопровождении процесса внедрения результатов. 14. При обобщении результатов и сопоставлении с результатами апробации составляется заключительный отчет о МНИР (в произвольной форме) и разрабатываются научные, методические или учебные издания. 15. После рассмотрения результатов МНИ на заседании НМС Академии и получения одобрения, результаты направляются для внедрения в: 1) практическую деятельность государственных, в том числе правоохранительных органов, организаций; 2) учебный процесс; 3) нормотворческую деятельность. 16. Основные формы внедрения научных результатов: 1) применение в практике государственных, в том числе правоохранительных органов, организаций; 2) использование в учебном процессе; 3) подготовка методических рекомендаций, пособий, монографий и тематических памяток. 4) использование в подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан; 5) использование при подготовке и реализации программных документов; 6) использование в подготовке и принятии ведомственных актов правоохранительных органов Республики Казахстан. 17. Научная продукция, как результат МНИ, подлежит распространению следующими способами: 1) опубликование в ведомственных периодических изданиях, на сайтах правоохранительных органов и субъектов исследований; 2) размещение в информационных фондах научно-технической информации республиканского, ведомственного или регионального уровней, межведомственной научно-информационной системе Академии в порядке, определяемом правоохранительными органами, и тиражирование ее для конкретных потребителей; 3) апробирование научных результатов на научных конференциях, семинарах, круглых столах, совещаниях, выездных заседаниях, читательских конференциях по монографиям и учебным пособиям. 18. Внедрение результатов МНИ осуществляются субъектами, проводившими исследование. 19. Внедрение результатов МНИ в учебный процесс, практическую и нормотворческую деятельность оформляется письмом. 20. Заключительный этап проведения исследований сводится к оценке результатов исследования на заседании НМС Академии. Результаты МНИ рассматриваются на заседании НМС Академии, по итогам обсуждения принимается решение о признании плана исследования выполненным либо невыполненным. 21. Сроки исполнения плановых мероприятий по каждому этапу МНИ устанавливаются в рабочей программе исследования, которая утверждается ректором Академии. Сроки МНИ устанавливаются на срок не меньше одного года и свыше трех лет. Сроки исследований могут быть продлены руководством Академии на основании мотивированного рапорта руководителя межведомственной рабочей группы.
Глава 3. Порядок мониторинга межведомственных научных исследований
22. Академия осуществляет мониторинг по проведенным межведомственным научным исследованиям. 23. В ходе мониторинга осуществляется оценка эффективности МНИ как показателя достижения научного результата в соответствующей правоохранительной сфере. 24. Определение эффективности проведенных МНИ осуществляется на основе суммирования баллов рейтинговой системы по показателям измеряемых таблицей индикаторов МНИ, согласно приложению 1 к настоящим Правилам. 25. Мониторинг МНИ осуществляется Академией по их завершению. 26. По результатам мониторинга МНИ Академией составляется справка с отражением сведений по индикаторам МНИ, информации о целесообразности дальнейшего проведения исследования либо о завершении научного проекта, иные сведения, в том числе предложения, направленные на совершенствование научных исследований. 27. Результаты мониторинга рассматриваются на заседании НМС Академии, где оценивается эффективность проведенных исследований, работы авторских коллективов либо отдельных исполнителей. По результатам заседания НМС Академии принимает следующие решения: 1) о продолжении исследования; 2) о прекращении работ по проведению исследования; 3) о прекращении отдельных направлений исследования; 4) о необходимости введения новых направлений исследования или новых тем исследований; 5) о мерах по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан; 6) о мерах по повышению эффективности исследований; 7) о проведении разъяснительных и информационных мероприятий по полученным результатам исследований; 8) о внедрении результатов исследований в практическую, нормотворческую деятельность и учебный процесс; 9) иные решения, направленные на совершенствование научной деятельности и правоприменительной практики. 28. Результаты мониторинга МНИ размещаются на официальном сайте Академии в течение 5 (пяти) дней после утверждения на заседании НМС Академии.
Приложение 1 к Правилам проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга
Таблица индикаторов межведомственного научного исследования
Приложение 2 к Правилам проведения межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности, их координации и мониторинга
Форма
ЗАЯВКА
1. Заказчик – правоохранительный орган: ________________________ 2. Наименование темы: _______________________________________ 3. Вид выходных (ожидаемых) результатов:_______________________ 4. Сроки проведения: _________________________________________ 5. Обоснование проведения: ___________________________________ 6. Практическое назначение результатов: ________________________ (для каких подразделений, категорий сотрудников) ________________________________________________________________ 7. Ожидаемые результаты: 1) применимости и/или возможности коммерциализации полученных научных результатов _____________________________________________; 2) другие прямые и косвенные результаты ______________________; 3) научный труд (научно-практический комментарий, методическая рекомендация и пособия) _________________________________________; 8. Контактная информация представителя заказчика: _____________ (Ф.И.О. (при его наличии), служебный телефон) 9. Кандидатуры в члены авторского коллектива: (Ф.И.О. (при его наличии), должность, служебный телефон); (Ф.И.О. (при его наличии), должность, служебный телефон). Руководитель _________________________ (организации - заказчика) Ф.И.О. (при его наличии) «___» _________ 20____г. оборотная сторона заявки
ЗАДАНИЕ
1. Цель и задачи (необходимый конкретный научный продукт, вопросы исследования). 2. Требования к выполнению (возможные направления решения проблемы, структура изложения материала, другие особенности проведения). 3. Требования к разрабатываемой документации (предлагаемые структура и содержание, примерное количество страниц, необходимость в согласовании рабочей документации). 4. Особые требования и условия (необходимость присвоения работе соответствующего ограничивающего грифа). 5. Сроки представления результатов (указываются сроки проведения промежуточного контроля и представления заключительных результатов). 6. Планируемое внедрение (реализация) результатов (формы, методы, место, предполагаемые сроки). Наименование должности* _______________________ Ф.И.О. (при его наличии) (подпись) «___» _________ 20____ г. ___________________________ *Указывается должность представителя заказчика, определившего задание, контактная информация о котором размещается в пункте 8 настоящей заявки.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |