|
|
|
Актуальные вопросы коммерческого законодательства в Республике Казахстан и практика его применения. Часть 3 (Алматы, АділетПресс. 1996 г.)
СОДЕРЖАНИЕ 1. Ю.Г. Басин Общие положения нового гражданского кодекса Республики Казахстан. 2. М.К. Сулейменов Право собственности по новому гражданскому законодательству. 3. Томас О'Брайен Формы бизнеса в Казахстане. 4. К.В. Мукашева Юридические лица. 6. З.Х. Баймолдина Регистрация юридических лиц. 7. В.А. Жакенов Хозяйственное товарищество. 8. Н.Н. Погорелова Корпорации в современной системе права. 9. Томас Димитров Законодательство об иностранных инвестициях. 10. К.С. Мауленов Правовое положение совместных предприятий в Казахстане. 12. А.И. Худяков Развитие страхового законодательства Республики Казахстан. 13. Н.В. Бусова Порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц. 14. И.А. Сабиров Налоги и другие принудительные изъятия с предпринимателей (правовой аспект). 15. В.Н. Булович Законодательство Республики Казахстан о ценных бумагах. 16. М.А. Ибрагимов Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. 17. А.А. Соммер Закон о ценных бумагах. 19. М.К. Сулейменов Вещные права по гражданскому законодательству Республики Казахстан. 20. А.И. Кравченко Законодательство об ипотеке. 22. Т.Е. Каудыров Право интеллектуальной собственности по законодательству Республики Казахстан.
К читателю А.А.МАТЮХИН - Ректор Высшей школы права "Аділет", кандидат юридических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии информатизации Высшая школа права "Аділет" совместно с Ассоциацией юристов делового мира Казахстана и Агентством США по международному развитию (USAID) разработали долгосрочную программу по переподготовке юристов-практиков. Программа включает в себя ряд позиций: проведение 2-х недельных и 1-2-3 дневных семинаров по актуальным вопросам новейшего законодательства, регулирующего сферу экономических отношений; стажировку преподавателей-правоведов в Институте практикующих юристов США в г. Нью-Йорке; формирование сборников статей, комментариев, пособий по коммерческому праву; запись на видеопленку выступлений видных ученых и практиков, принимавших непосредственное участие в разработке текстов новых нормативно-правовых актов; организацию на базе Высшей школы права "Аділет" постоянно действующего центра переподготовки. Часть программы уже начала выполняться. Семь преподавателей из Высшей школы права "Аділет" прошли интенсивные курсы в США по методике переподготовки практикующих юристов; проведены семинары по наиболее широкому кругу современных проблем хозяйственного законодательства с 13-18 мая и с 3-8 июня 1996 года. Подготовлены и изданы два сборника материалов семинара. Готовится видео курс, составленный по результатам выступлений участников семинара из Казахстана, России и США. Переработанные, уточненные материалы семинаров и составляют содержание данного сборника. Выполнению программы способствует открытый в Высшей школе права "Аділет" издательский центр "АділетПресс", учреждение Республиканского центра правовой информации, участие школы в ряде других проектов. Надеюсь, что представленные в сборниках статьи окажут помощь всем интересующимся правовыми вопросами проходящих в республике реформ. СКОТТ НЬЮТОН - Руководитель Учебной программы по коммерческому праву ARD/Checchi, USAID Я представляю фирму АРД/Чекки. Под руководством USAID мы разработали программу недавно проведенных в Алматы совместно с Высшей школой права "Аділет" и Ассоциацией юристов делового мира семинаров. Содержание данного сборника отражает результат совместного труда юристов, ученых и специалистов Казахстана и США. В сборнике, как и на семинарах, представлен всесторонний обзор развивающегося коммерческого законодательства Республики Казахстан, касающегося рыночных отношений. Название сборника говорит само за себя. Мы считаем, что современные Казахстанские юристы больше всего нуждаются в освещении тех актуальных проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной работе. Ведь все дело в том, как на практике применяется законодательство. В сборник включены доклады ведущих казахстанских ученых и практиков, а также коллег из Института юридической практики (Нью-Йорк), специалистов работающих в USAID. Таким образом, путем сравнения результатов на примере США и других стран, начинающих работать в условиях рыночной экономики, в сборнике освещаются наиболее важные моменты нового коммерческого законодательства Республики Казахстан. Подготовка сборников материалов выступлений специалистов на семинарах, является одним из основных разделов деятельности по выполнению учебной программы по коммерческому праву, осуществляемой Консорциумом ARD/Checchi, USAID. МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ Ю.Г. БАСИН - Заслуженный деятель науки Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, учредитель Высшей Школы Права "Аділет" ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОВОГО ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Новый Гражданский Кодекс радикальным образом изменил прежние основные принципы руководства экономикой страны, которые развивались в течение десятилетий и создавали строго иерархическую систему управления, подчиняя инициативу и волю участников хозяйственных отношений приказам и планам, получаемым сверху. Принятие нового Гражданского Кодекса, объединяющего основные правила регулирования хозяйства и создающего правовые основы для всего экономического законодательства, является важным шагом в юридической организации рыночных отношений. Для правильного понимания и применения положений нового Гражданского Кодекса Республики Казахстан (общая часть) следует тщательно разобраться, в чем заключается их содержание и новизна, чем отличаются общие положения Кодекса от правил, которые применялись ранее. Для этого рассмотрим следующие вопросы: 1. Основные отношения, регулируемые Гражданским Кодексом; 2. Основные принципы Гражданского Кодекса; 3. Содержание и система гражданского законодательства; 4. Осуществление гражданских прав; 5. Защищенность гражданских прав. I Гражданский Кодекс имеет свой особый предмет, определяемый статьей 1 - товарно-денежные и иные, основанные на равенстве участников, имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Итак, имущественные отношения - отношения по поводу приобретения, обладания, передачи другим лицам и использования имущества. Это - общее понятие, и оно нуждается в двух уточнениях. Во-первых, как сказано в статье 1 Кодекса, гражданское законодательство регулирует не все имущественные отношения, а только те из них, которые основываются на равенстве их участников, то есть на их взаимном неподчинении друг другу. Можно отметить, что прежний Гражданский Кодекс исходил из того, что гражданские отношения должны подчиняться обязательным государственным приказам, прежде всего - плановым актам. Договор между сторонами также должен был подчиняться подобным актам. Новый Гражданский кодекс, как правило, не допускает такую подчиненность. Поэтому гражданско-правовые имущественные отношения возникают и развиваются на основе взаимного согласия участников, их взаимной договоренности. Те же имущественные отношения, которые основываются на необходимости подчиняться властным государственным предписаниям, регулируются, как правило, специальными (административными, налоговыми и т.п.) правовыми актами. К некоторым группам отношений, указанных в пункте 3 статьи 1 Кодекса, гражданское законодательство применяется только в восполнительном порядке, то есть в случаях, когда правила семейного, трудового, природно-ресурсового или экологического законодательства содержат пробелы по какому-либо вопросу. Во-вторых, гражданское законодательство регулирует также некоторые неимущественные отношения, то есть отношения, непосредственно не охватывающие возможности приобретения и использования имущества. К ним прежде всего относятся отношения, не имеющие непосредственного имущественного содержания, но служащие предпосылкой возникновения имущественных прав и обязанностей, например - признание кого-либо автором художественного произведения. Близки к ним и такие личные неимущественные отношения, которые не имеют прямой связи с имуществом: право на имя, честь, достоинство, собственное изображение, личную жизнь и т.п. Таким образом, предмет гражданско-правового регулирования, который можно назвать гражданско-правовыми отношениями, довольно широк и весьма неоднороден, но в подавляющей своей массе он сводится к равноправным имущественным отношениям. Именно поэтому гражданское право и служит юридическим фундаментом развития свободного рынка. В общем объеме отношений, регулируемых гражданским законодательством, прежде всего следует выделить предпринимательство, то есть деятельность, направленную на получение доходов путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги). Об этом гласит статья 10 Кодекса. Иногда отношения предпринимательства регулируются особыми правилами Кодекса, которые не распространяются на другие имущественные гражданско-правовые связи, например, статьи 10, 156, 359, 360 ГК. Некоторых из названных норм (ст. 10, 360 ГК) нет в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Можно также выделить отношения, связанные с рыночным удовлетворением потребительских потребностей. Ряд соответствующих норм ГК прямо направлен на защиту интересов потребителей - например, статьи 10, 387 ГК. II Ранее действовавшее гражданское законодательство было построено на принципах верховенства государственной собственности перед всеми ее негосударственными видами и формами, обязательности подчинения спускаемому сверху плановому заданию при заключении, толковании и исполнении гражданско-правового договора, недопустимости конкуренции в экономических отношениях и т.п. Все эти принципы отражали централизованную, командно-приказную систему регулирования экономики и ушли в прошлое вместе с ней. Сегодня следует изучать и применять новые принципы гражданского права (гражданского законодательства), отвечающие условиям сложившейся и развивающейся рыночной экономики с теми ее особенностями, какие складываются в Республике Казахстан. Сегодня, как нам представляется, можно назвать такие принципы гражданского законодательства: а) равенство субъектов гражданско-правовых отношений; б) неприкосновенность собственности; в) свобода гражданско-правового договора; г) невмешательство государства и всех третьих лиц в частные дела и личную жизнь; д) защита предпринимателей и потребителей как основных субъектов гражданско-правовых отношений. Перечисление большинства из названных принципов содержится во второй статье ГК, которая так и называется "Основные начала гражданского законодательства". Все эти принципы неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга и составляют единую органическую систему. Попытаемся кратко охарактеризовать каждый принцип. Равенство субъектов гражданско-правовых отношений. О равенстве субъектов в общей форме говорилось выше. Более конкретно равенство субъектов означает: а) государство или его административно-территориальные единицы, вступая в гражданские правоотношения, не имеют каких-либо преимуществ либо привилегий перед своими гражданско-правовыми партнерами гражданином или юридическим лицом; б) юридические лица в любой их организационной форме приравниваются в качестве субъектов гражданских правоотношений к физическим лицам; в) иностранные граждане и иностранные юридические лица приобретают такие же гражданские права и обязанности и в таком же порядке, что и казахстанские граждане и юридические лица. Некоторые исключения из такого равенства возможны лишь в силу прямых предписаний законодательных актов (см., например, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19 июня 1995 г.). Неприкосновенность собственности. Важность этого принципа вытекает из того, что собственность является фундаментом всей экономической системы страны. Он подчеркивает отказ от прежних установлений, позволяющих государству вмешиваться во все отношения, связанные с негосударственной собственностью. Поэтому принцип неприкосновенности собственности нашел закрепление и в Конституции Республики Казахстан (статьи 6, 26). Неприкосновенность собственности означает прежде всего, признание за собственником возможности использовать свое имущество по свободному личному усмотрению для достижения любой, не запрещенной законом цели (см. статью 188 ГК). Это также означает недопустимость ее принудительного прекращения независимо от того, выплачивается или не выплачивается собственнику какая-либо компенсация. Должно действовать непременное правило: принудительное прекращение собственности допустимо лишь при наличии на это оснований, непосредственно предусмотренных законом (см., например, статью 249 Гражданского Кодекса). Недостаточно поэтому ссылаться на то, что прекращение права собственности допустимо лишь по решению суда. Само решение должно опираться на точное законное основание. Одним из важнейших является принцип свободы договора (см. также статью 380 Гражданского Кодекса). Это означает, что любое лицо по своему усмотрению и без принуждения извне вправе решать: а) вступать или не вступать ему в тот или иной договор; б) избирать партнера, с которым оно желает заключить договор; в) определять условия договора. При этом, конечно, следует учитывать, что договорный партнер обладает такими же правами. Поэтому подлинным гражданско-правовым договором может признаваться лишь добровольное и взаимно принятое соглашение. С принципом свободы договора нельзя смешивать ограничения, которые возложили на себя сами участники договора, вступая в него. Подобные самоограничения становятся обязательными, и односторонний отказ от них недопустим. Свобода договора, но не свобода от договора. Продавец какого-либо товара, например, как правило, вправе самостоятельно вступать в договор с покупателем, по своей воле соглашаться или не соглашаться с условиями договора при его заключении. Никто не вправе принудить продавца к принятию того или иного решения. Но если решение принято и продавец заключил договор на определенных условиях, то они становятся для него обязательными, и в дальнейшем он не вправе, ссылаясь на свободу договора, односторонне отказаться от его исполнения, изменять его условия и т.п. Об этом прямо говорит статья 401 Гражданского Кодекса. Свобода договора имеет еще одну границу в форме законодательных запретов либо императивных предписаний правовых норм. Если законом запрещено совершать какие-либо действия (например, продажу оружия или наркотиков), то, разумеется, такие действия нельзя включать в договор в качестве его условия, хотя бы обе стороны были на это согласны. Договоры, содержащие подобные условия, должны признаваться недействительными по статье 158 настоящего Кодекса. Известно, что некоторые нормы гражданского законодательства носят императивный характер, то есть должны применяться в обязательном порядке. Среди них могут быть нормы, ограничивающие свободу договора для защиты более слабой стороны, ограничения монополизма, борьбы с недобросовестной конкуренцией, защиты потребителей и т.п. Условия, предусмотренные императивными законодательными нормами для данного вида договоров, обязательно входят в содержание каждого конкретного договора данного вида, независимо от того, включили или не включили стороны эти условия в текст договора. Свобода договора заключается также в возможности заключать любые по содержанию договоры, независимо от того, предусмотрены они законодательством или не предусмотрены. Возможны также договоры, содержание которых охватывает элементы нескольких договорных видов (см. статьи 7, 380 Гражданского Кодекса). Важно лишь, чтобы все условия договоров не нарушали запретов и ограничений, установленных законодательством (статья 381). Следующим принципом гражданского законодательства можно назвать недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела и личную жизнь. Этот принцип распространяется на гражданские правоотношения в той мере, в какой они носят личный неимущественный характер. В ранее действовавшем Гражданском Кодексе он (принцип) был отражен весьма слабо и касался лишь защиты чести и достоинства, тайны личных записей, дневников и писем. Основы гражданского законодательства расширили сферу применения данного принципа. В действующем Гражданском Кодексе Республики Казахстан этот принцип получил дальнейшее развитие. Он был закреплен также новой Конституцией Республики Казахстан (статья 18). Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела означает запрет органам власти и управления, родителям, служебным руководителям и другим лицам влиять на то, как дееспособные граждане или юридические лица распоряжаются своим имуществом, делят свою прибыль, используют доходы. Не требуется получения чьих-либо разрешений, выяснения согласия, предоставления информации, если подобного рода требования не установлены законом. Запрещено требовать предоставления сведений, составляющих личную, семейную, коммерческую тайну. Недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела означает также запрет на вторжение в чужую личную жизнь, личные документы и отношения. Об этом говорят многие статьи Кодекса, прежде всего статьи 115, 125, 144, 156 и др. К числу принципов гражданского законодательства с полным основанием можно отнести защиту прав предпринимателей и потребителей. На первый взгляд между названными субъектами гражданских правоотношений существует полярная противоположность интересов, и потому защита одних не совпадает с защитой других. Напротив, одних (потребителей) нужно защищать от других (предпринимателей). Но это сугубо поверхностное суждение. При бесспорных отдельных расхождениях защищенность подлинных интересов и предпринимателей, и потребителей ведет к одной конечной цели - развитию предпринимательства, которое не может осуществляться иначе, чем через все более полное удовлетворение интересов и нужд потребителей. А это полное удовлетворение интересов потребителей как раз и составляет главную задачу интересов цивилизованной экономики. Но, конечно, конкретные средства непосредственной защиты интересов предпринимателей, с одной стороны, и потребителей - с другой, во многом различны. Предприниматели нуждаются в упрощении порядка образования предпринимательских структур, свободе предпринимательской деятельности, недопустимости необоснованных проверок и ненужного государственного контроля, сохранении коммерческой тайны, справедливом налогообложении. Именно к этому направлены статья 10 ГК, иные законы, содержащие гражданско-правовые нормы: от 11 декабря 1990 г. "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства", от 2 июля 1992 г. "О защите и поддержке частного предпринимательства" и другие. Но свобода предпринимательства без государственного регулирования может вести к монопольному положению некоторых из предпринимателей и их объединений, к ограничению конкуренции и другим негативным последствиям, нарушающим в итоге интересы потребителей. Поэтому законодательством, в том числе гражданским законодательством, вводятся меры, направляющие развитие предпринимателей в нужное для общества русло, даже если это ограничивает их свободу, особенно свободу, переходящую в произвол. Здесь можно назвать ст. 11 Гражданского Кодекса, Закон от 11 июня 1991 г. "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и другие акты. Закон запрещает под видом коммерческой тайны скрывать информацию по вопросам, имеющим важный публичный интерес (например, статья 58 пункт 7 Гражданского Кодекса, статья 23 Закона о защите и поддержке частного предпринимательства). Закон возлагает на предпринимателя риск убытков, могущих возникнуть в ходе предпринимательства даже без вины предпринимателя (например, пункт 1 статьи 10, пункт 2 статьи 359 Гражданского кодекса, статья 1 Закона о защите и поддержке частного предпринимательства). Еще более строго гражданское законодательство защищает интересы потребителей. Здесь можно назвать множество гражданско-правовых норм, например, в ГК статьи 10, 358, 387, 389, в Основах гражданского законодательства статьи 77 и 129. Сохраняет полную силу и Закон "О защите прав потребителей", принятый еще 5 июня 1991 г. И если интересы потребителей очень часто грубо нарушаются, то вина тому не отсутствие законодательных средств защиты, а то, что на практике они почти не применяются. III В первом разделе говорилось об отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Так что же такое гражданское законодательство, и какое место в этом понятии занимает Гражданский Кодекс? Под законодательством следует понимать совокупность юридических норм, установленных государством в лице его высших органов власти и управления, и обязательных для всех, кому эти нормы адресованы, причем обязательность обеспечивается возможностью государственного принуждения. Но содержание этого понятия неоднородно и структурировано на началах иерархии. Из общего родового понятия законодательства пунктом 1 статьи 3 Кодекса выделено более узкое (видовое) понятие законодательных актов, то есть нормативных актов, принятых Верховным Советом Республики Казахстан и (согласно новой Конституции Республики Казахстан - Парламентом) в виде законов и постановлений. К ним приравниваются по юридической силе указы Президента Республики Казахстан, изданные в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" и статьями 53, 61 Конституции Республики Казахстан. Центральным гражданско-правовым законодательным актом служит настоящий Гражданский Кодекс, который, естественно, как и все законы, должен полностью соответствовать Конституции Республики Казахстан. Иные законодательные акты по вопросам, относящимся к гражданскому праву, должны соответствовать Кодексу. В случае расхождения правила, содержащегося в Гражданском Кодексе, с правилом иного законодательного акта применяться должно правило Кодекса. Если Парламент принимает новый закон с целью изменить для каких-то случаев положение, содержащееся в Кодексе, следует здесь же изменить соответствующим образом и Кодекс. Из этого общего положения Указом Президента Республики Казахстан от 31 августа 1995 г., имеющим силу закона, сделано исключение для банковского законодательства. Полагаем, что это новое правило, существенно ограничивающее применение гражданского законодательства к банковской деятельности в области отношений банков с клиентами, явно не согласуется с системой гражданско-правового регулирования рыночной экономики. Гражданскому Кодексу должны соответствовать не только вновь принимаемые, но и ранее принятые законы. Это означает, что в случае отклонения от ГК старых законов еще до их отмены или соответствующего изменения применяются надлежащие положения Кодекса. В понятие "законодательство" помимо законодательных актов входят также нормативные акты Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. При этом законодательные акты имеют приоритет над актами Президента, а оба вида названных актов - над постановлениями Правительства. Четкое разграничение понятий законодательного акта и законодательства имеет важное практическое значение. Так, отсылка Кодекса к законодательным актам означает, что соответствующая норма может быть принята только Парламентом либо Президентом, издавшим Указ, имеющий силу закона (например, пункт 2 статьи 8). Если же имеется отсылка к законодательству, то соответствующая норма может содержаться также в указе или постановлении Президента либо в постановлении Правительства (например, статья 5). Следует отметить, что Модельный гражданский кодекс и ГК РФ вместо термина "законодательный акт" применяют термин "закон", что, по нашему мнению, делает данное понятие менее четким. Нормы гражданского законодательства могут быть императивными и диспозитивными. Первые применяются в обязательном порядке, который иным законодательством или соглашением сторон изменяться не может (например, пункты 5 - 7 статьи 15 ГК). Диспозитивные же нормы Гражданского Кодекса допускают возможность изменения заложенного в них правила другим актом законодательства либо соглашением (договором) участников правоотношения (например, пункт 1 статьи 359 ГК). Гражданский Кодекс упоминает еще о таких формах регулирования гражданских правоотношений, как обычаи, обычаи делового оборота, акты министерств и ведомств, а также местных представительных и исполнительных органов, международные договоры. Под обычаями понимаются правила поведения, сложившиеся в данной местности или в данной этнической (социальной) группе населения по поводу имущественных или личных отношений, охватываемых в общей форме гражданско-правовым регулированием. Обычаи делового оборота - это правила, сложившиеся при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, о распределении между продавцом и покупателем, находящихся в разных государствах, расходов по доставке купленных товаров. Статья 3 ГК допускает применение обычаев (обычаев делового оборота) при условии, что они не противоречат законодательству либо договору. Таким образом, обычаи подчинены законодательству и носят диспозитивный характер. Законодательство носит общереспубликанский характер и должно единообразно применяться на всей территории Республики Казахстан во всех министерствах и ведомствах. Министерства, ведомства, местные представительные и исполнительные органы не вправе по своей инициативе издавать акты, регулирующие гражданские правоотношения, даже если последние почему-либо остались неурегулированными. Они могут издавать указанные акты, только, если прямо уполномочены на это законодательством. Уполномочие определяет также пределы действия данных актов и степень их обязательности. Так, например, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О национальном банке Республики Казахстан" предоставил Национальному Банку право (статья 4) создавать нормативные акты по вопросам регулирования банковской деятельности. Ведомственные акты не должны противоречить законодательству. Известно, что местные органы нередко издают постановления об ограничении купли-продажи недвижимости, о возможности изъятия у граждан какого-либо имущества, о запрете вывоза за пределы области тех или иных товаров и т.п. Все подобные акты противоречат статье 3 ГК и являются недействительными. Согласно статье 4 Гражданского Кодекса акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Практическое значение правила о действии гражданского законодательства во времени сводится к нескольким принципиальным положениям: а) если юридические акты, порождающие, изменяющие или прекращающие гражданские права и обязанности, новым законом определены иначе, нежели это было до возникновения правоотношения, то законность такого правоотношения оценивается по законодательству, действовавшему на день возникновения; б) изменение законодательства не влечет автоматического изменения гражданских правоотношений, и они сохраняются такими, какими были в момент законного возникновения; в) если закон запрещает совершение каких-либо действий, ранее не запрещенных, то такие действия должны быть прекращены. Эти положения являются содержанием принципа "Закон обратной силы не имеет". Но из названного принципа возможны исключения, которые устанавливаются законодательством (но не соглашением сторон): а) придание закону обратной силы и распространение его на отношения, возникшие до его принятия. Например, пункт 4 постановления Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. "О введении в действие Гражданского Кодекса Республики Казахстан (общая часть)" предусматривает, что организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц, возникшие до введения Гражданского Кодекса в действие, до 1 января 1998 года должны быть преобразованы в формы, предусмотренные Кодексом; б) иногда закон устанавливает, что изменения гражданского законодательства не распространяются на некоторые виды правоотношений, если такие изменения ухудшают положение субъекта права. Такое положение содержится, например, в статье 6 Закона об иностранных инвестициях; в) установление правила, в силу которого отношения, возникшие до принятия нового закона, сохраняются, но их содержание изменяется. Например, изменение размера квартирной платы, коммунальных платежей и т.п. IV Правила об осуществлении гражданских прав установлены статьей 8 Гражданского Кодекса. Прежде всего, они устанавливают, что осуществление гражданских прав - это сфера свободного усмотрения правообладателя. Только он вправе решить, требовать или не требовать от обязанного лица совершения действия, которое сводится к осуществлению права. В ранее действовавшем законодательстве, да и в официальных документах, осуществление права нередко трактовалось в литературе в качестве обязанности правообладателя, особенно, если таковым выступала государственная организация. Так, например, понималось право заказчика взыскивать штрафные санкции со строительной организации или поставщика, нарушившего сроки строительства (поставки). Здесь явно смешивались два правоотношения: гражданско-правовое, в котором взыскание санкций являлось правом кредитора, и административно-правовое, по которому данное взыскание служило содержанием обязанностей государственной организации перед государством. Отказ кредитора от осуществления права не прекращает действия права как такового. В Алматы, например, был случай, когда писатель-драматург не разрешил Агентству по защите авторских прав предъявить в суде иск в его (писателя) пользу театру о принудительном взыскании гонорара за публичное исполнение пьесы. Но право писателя на получение гонорара тем самым не прекратилось. И возможность принудительного осуществления права на будущее сохраняется. Но воля кредитора, направленная не на отказ от осуществления права, а на отказ от права как такового прекращает последнее. Пункт 4 статьи 8 вносит в осуществление права этические принципы: справедливость, добросовестность. Нельзя требовать осуществления права, если это нарушает начала справедливости, например, несправедливо определять размеры долей расходов и доходов участников общей деятельности, если такие размеры будут явно не соответствовать степени участия в достижении результата. Недобросовестность может выражаться в сознательном пренебрежении чужими интересами ради собственной выгоды, то есть это - злонамеренное поведение по отношению к другим лицам. Например, статья 261 ГК определяет недобросовестного покупателя как лицо, которое знает, что приобретает имущество от того, кто не имеет права его отчуждать. Недобросовестность может проявляться в недостаточно заботливом отношении к чужому имуществу, доверенному близким человеком, и т.п. Недобросовестность нередко смешивают с виновностью в нарушении обязанностей (см. пункт 6 статьи 9), но это различные, хотя и перекрещивающиеся понятия. Виновность связана с нарушением конкретной юридической обязанности. Недобросовестность же может охватывать поведение, прямо не являющееся юридическим долженствованием. Например, получая лицензию на пользование чужим изобретением, лицензиат, видя, что лицензиар ставит ошибочную дату, удлиняющую обусловленный период пользования изобретением, не предупреждает лицензиара об этом. Обычно виновность связана с действиями нарушителя права, а недобросовестность - с использованием чужих ошибок и промахов. Справедливость и добросовестность действий участника гражданских правоотношений предполагаются, то есть он не обязан оправдываться при общем обвинении в недобросовестности (несправедливости). Напротив, тот, кто обвиняет другого участника в недобросовестности, должен доказать, в каких конкретных действиях заключалась такая недобросовестность или такая несправедливость. Статья 8 требует также от обладателя права разумности его осуществления. Под разумностью, очевидно, следует понимать реальную оценку обстоятельств, при которых осуществляется право. Поэтому пренебрежительное отношение к такой оценке может признаваться неразумным. Неразумно, например, поручить составление специального сложного документа хотя бы добросовестному лицу, но не обладающему знаниями в этой области. Разумность требований, связанных с осуществлением права, предполагается и может быть опровергнута лишь убедительными доказательствами противной стороны. Комментируемая статья запрещает действия лиц, осуществляющих свое право в противоречии с его назначением, либо действия, специально направленные на причинение вреда другим, то есть действия, которые можно назвать злоупотреблением правом. Примерами подобных злоупотреблений могут служить требования снести строение, незначительно препятствующее освещению соседнего земельного участка, сознательное использование на полную мощность громкоговорящих устройств с целью нарушения покоя соседей. Статья 158 Гражданского Кодекса прямо говорит о недействительности сделок, противоречащих основам нравственности, а статья 188 запрещает осуществление собственником своих правомочий, если это нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и государства. Юридическое значение требований к рассмотренным условиям осуществления права заключается в том, что при их нарушениях (неразумности, несправедливости, недобросовестности, злоупотреблениях) право не подлежит защите, и соответственно требование правообладателя может быть судом не удовлетворено. V Гражданские права должны эффективно защищаться, без чего они не могут считаться подлинными правами. Новый Гражданский Кодекс создает солидную систему требуемой защиты, под которой понимаются меры по предупреждению вероятных нарушений, их пресечению, восстановлению нарушенных прав либо компенсации ущерба, вызванного нарушением. При этом учитывается необходимость защиты как имущественных, так и личных неимущественных прав. Многие из средств защиты были предусмотрены и прежде действовавшим Гражданским Кодексом. Но новым ГК система средств защиты гражданских прав значительно обогатилась. Перечень, хотя и не исчерпывающий, средств (способов) защиты права определяется пунктом 1 статьи 9 Гражданского Кодекса. Первым среди способов защиты названо признание права, что означает подтверждение компетентным органом факта принадлежности данного гражданского права данному лицу. Признание может предотвратить нарушение права, пресечь споры о том, кому принадлежит то или иное право, прекратить неопределенность в принадлежности имущества и т.п. Возможно, например, признание права собственников на жилое строение, признание кого-либо автором литературного произведения и т.п.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |