|
|
|
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МСО 1: ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 3: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МСО 4: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ МСО 5: ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ МСО 6: ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ МСО 8: Требования к компетентности специалистов по аудиту
МСО 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и сфера применения Стандарта
1. Настоящий Стандарт определяет комплекс навыков, необходимых кандидату для получения квалификации профессионального бухгалтера. Задача настоящего Стандарта состоит частично в том, чтобы показать, как общее образование, полученное разными способами и в разных обстоятельствах, может положительно повлиять на развитие таких навыков. 2. Цель настоящего Стандарта - обеспечить овладение кандидатами в члены организации, которая входит в состав МФБ, соответствующим комплексом навыков (интеллектуальных, технических, личных, межличностных и организационных) для работы профессиональными бухгалтерами. Это дает им возможность быть компетентными специалистами на протяжении их карьеры во все более сложной и требовательной среде. 3. Навыки, необходимые профессиональным бухгалтерам, можно разделить на пять категорий: • интеллектуальные навыки; • специальные и функциональные навыки; • личные навыки; • межличностные и коммуникативные навыки; а также • организационные и управленческие навыки. 4. Настоящий Стандарт также рассматривает не связанные с бизнесом предметы обучения, которые вносят свой вклад в развитие этих навыков, и могут составлять часть общего образования. Сюда не входит образование профессиональных бухгалтеров, профессиональные ценности, этика и отношения, требования по опыту работы, или оценка профессиональной компетентности (см. МСО 2 «Содержание программ профессионального образования бухгалтеров», МСО 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения», МСО 5 «Требования по практическому опыту», МСО 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»).
5. Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы профессиональному бухгалтеру для подтверждения своей компетентности. Среди таких способностей: знания, навыки, профессиональные ценности, этика и отношения. Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может изменяться в зависимости от среды. Важно обеспечить объединение в программах профессионального образования бухгалтеров развития знаний, навыков, профессиональных ценностей, этики и отношения. 6. Возрастающие ожидания работодателей, клиентов и общественности относительно вклада профессиональных бухгалтеров в работу и общество в целом стали причиной особого внимания к профессиональным навыкам. 7. Существует несколько способов классификации и описания разнообразных комплексов навыков. При этом комплексы, приводимые в параграфах 16-21, не являются исчерпывающими. 8. Соответствующие навыки дают профессиональному бухгалтеру возможность успешно воспользоваться знаниями, полученными в рамках общего образования. Эти знания не всегда получают на специальных курсах. Они скорее появляются как следствие общего эффекта, программы профессионального образования бухгалтеров и практического опыта, и приобретают дальнейшее развитие в процессе обучения на протяжении всей жизни. Профессиональные навыки всегда будут применяться самым эффективным образом только в том случае, если они используются согласно этическим нормам (см. МСО 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения»). Некоторые навыки неявно содержатся в учебных программах. Возможно, в первую очередь нужно выяснить, каким образом разные методы образования развивают эти навыки. 9. Надлежащие навыки могут предоставить профессиональным бухгалтерам конкурентное преимущество на рынке и являются полезными в личной карьере. Однако, на момент получения квалификации, не все эти навыки будут развиты в полной мере. Овладение некоторыми из них может стать основной задачей постоянного профессионального развития (повышения квалификации). 10. Не являясь самоцелью, хорошая основа общего образования - это один из способов помочь кандидатам обрести широкий кругозор, эффективно думать, общаться и владеть необходимой базой для проведения исследований, применения логического мышления и критического анализа. Эта основа позволит кандидатам принимать решение в более широком общественном контексте, делать правильную оценку и демонстрировать профессиональную компетентность, взаимодействовать с разнообразными группами людей, мыслить глобально и начать процесс профессионального роста. Факт овладения этими навыками важнее, чем способ их получения. 11. Определения и объяснение ключевых терминов, используемых в Стандартах, приводятся в «Концептуальной основе международных положений по образованию».
12. Настоящий Стандарт вступает в силу с 1 января 2005 года.
Профессиональные навыки профессиональных бухгалтеров
13. Лица, которые стремятся стать профессиональными бухгалтерами, должны овладеть следующими навыками: • интеллектуальные навыки; • специальные и функциональные навыки; • личные навыки; • межличностные и коммуникативные навыки; а также • организационные и управленческие навыки. 14. Часто различают шесть уровней интеллектуальных навыков. В порядке возрастания это: знания, понимания, применения, анализ, синтез (умение объединять знания из разных областей, предусматривать и делать выводы) и оценка. Необходимо, чтобы на момент квалификации кандидаты достигли высшего уровня овладения этими навыками. Интеллектуальные навыки позволяют профессиональному бухгалтеру решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях. Эти навыки часто являются результатом разностороннего общего образования. Среди обязательных интеллектуальных навыков выделяют: (а) способность найти, получить, организовать и систематизировать информацию из устных, печатных и электронных источников; (б) способность к исследованию, изучению, логическому и аналитическому мышлению, убеждению и критическому анализу; а также (в) способность определить и решить неструктурированные проблемы, которые могут появиться в неизвестном виде. 15. Технические и функциональные навыки состоят из общих навыков, а также специальных бухгалтерских навыков. Среди них: (а) способность к количественному мышлению (прикладная математика и статистика) и основательное знание информационных технологий; (б) моделирование принятия решений и анализ рисков; (в) измерение; (г) составление отчетности; а также (д) соблюдение требований законодательных и нормативных актов. 16. Личные навыки, связанные с отношением и поведением профессиональных бухгалтеров. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании. Среди них: (а) умение владеть собой; (б) инициатива, влияние и самообучение; (в) способность выбирать и устанавливать приоритеты при условии ограниченных ресурсов и организовывать работу таким образом, чтобы выполнить ее в сжатые сроки; (г) способность предусматривать изменения и приспосабливаться к ним; (д) учет профессиональных ценностей, этики и отношение в процессе принятия решений; а также (е) профессиональный скептицизм. 17. Межличностные и коммуникативные навыки предоставляют возможность профессиональным бухгалтерам работать с другими людьми для общего блага организации, получать и передавать информацию, формировать обоснованный вывод и эффективно принимать решение. Компонентом межличностных и коммуникативных навыков является способность: (а) работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, выдерживать и решать конфликт; (б) работать в команде; (в) взаимодействовать с людьми, имеющими другой уровень культуры и интеллекта; (г) находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях; (д) эффективно работать с представителями разных культур; (е) эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении; а также (ж) эффективно слушать и читать, в том числе, способность ощущать культурные и языковые различия. 18. Возросшее значение организационных и управленческих навыков для профессиональных бухгалтеров. Сейчас от них требуется играть более активную роль в повседневном управлении организациями. Если раньше их роль могла ограничиваться предоставлением данных для использования другими, то сегодня профессиональные бухгалтеры часто являются членами группы, принимающей решения. Вследствие этого, важно понимание ими всех аспектов функционирования организации. Таким образом, профессиональным бухгалтерам необходимо широкое деловое, политическое и глобальное мировоззрение. Организационные и управленческие навыки включают: (а) стратегическое планирование, управление проектами, управление людьми и ресурсами, а также принятие решений; (б) способность организовывать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей; (в) лидерство; а также (г) профессиональная оценка и распознание.
19. Все программы профессионального образования должны содержать определенную часть общего образования. 20. Разностороннее общее образование может в значительной мере содействовать овладению профессиональными навыками (см. также МСО 1 «Вступительные требования программы профессионального образования бухгалтеров»). Требования по общему образованию в разных программах и странах разные. Общее образование, сосредотачивающееся на развитии непрофессиональных знаний, интеллектуальных, личных, межличностных и коммуникативных навыков, а также организационных и управленческих навыков. 21. Разностороннее общее образование может оказывать содействие обучению на протяжении всей жизни и обеспечить основу для построения профессионального обучения и обучение в сфере бухгалтерского учета. Такое образование может предусматривать: (а) понимание движения идей и событий в истории, разных мировых культур настоящего и международной перспективы; (б) базовое знание человеческого поведения; (в) осознание широты идей, событий и противоречивых экономических, политических и социальных сил мира; (г) опыт в исследовании и оценке количественных данных; (д) способность проводить исследование, применять логическое мышление и понять критическое мышление; (е) понимание искусства, литературы и науки; (ж) осознание личных и социальных ценностей и процесса исследования и критической оценки; а также (з) опыт формирования субъективной оценки. 22. Общее образование можно получить разными путями и в разных условиях. Общее образование может иметь место на любой стадии программы получения степени, а другая часть будет посвящена профессиональным темам в сфере бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерскому делу, финансам и смежным знаниям, знанию организации и экономики предприятий и знанию информационных технологий (см. МСО 2 «Содержание программ профессионального образования бухгалтеров»). Общее образование также может полностью входить в программы получения степени по бухгалтерскому учету, обеспечивая овладение основными навыками, распределенное по всей программе. 23. Кандидаты могут также получить степени, которые не имеют отношения к бухгалтерскому делу, а потом получить необходимые знания по предметам профессиональной бухгалтерской сферы, готовясь к сдаче экзаменов, определенных профессиональными организациями. Такое объединение будет содержать элементы общих знаний и навыков, и, следовательно, будет развивать нужные для получения квалификации профессионального бухгалтера компетентность и способности, в том числе специальные знания, на которых они основаны. 24. Способ получения этих навыков, таким образом, может быть разным в разных организациях-членах МФБ. Метод внедрения настоящего Стандарта зависит от культурной среды, в котором функционирует каждая организация, и от инфраструктуры образования, преобладающей в этой среде. Как следствие, часть общего образования можно получить в течение продолжительного и, возможно, расширенного периода среднего образования до получения высшего образования.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |