|
|
|
Источник: *Парламента Республики Казахстан (www.parlam.kz)
17.06.2008 Мажилис: Правительственный час - деятельность Агентства РК по управлению земельными ресурсами
Астана, 16 июня, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Жанибека Карибжанова состоялся Правительственный час. С докладом о деятельности Агентства выступил и ответил на депутатские вопросы Председатель этого ведомства Умурзак Узбеков (после изложения ответов на депутатские вопросы предлагается текст доклада). Отвечая депутату Сансызбаю Есилову относительно нарушений земельного законодательства, У. Узбеков подчеркнул, что этот вопрос в силу недостатка штатных единиц отслеживать непросто. На одного инспектора приходится 2 миллиона гектар земли по республике. Техническая оснащенность слабая. "НПЦзем" - это бывшие организации (проземы), сейчас называются производственно-научные центры по землеустройству. Они работают в конкурентной среде во всех областях. Проекты на земельные участки они делают на конкурентной основе. В основном они выдают документы, изготавливают идентификационные документы. Все остальное (предоставление земли, подготовка документов) - управления земельных отношений исполнительных органов. Недостатки имеются, но в основном, месячный срок исполняется. Будем стараться в дальнейшем эти недостатки устранять, заверил У.Узбеков парламентария. По нашим данным, отметил Председатель Агентства, отвечая депутату Владимиру Нехорошеву, 86,8 миллиона гектар - это земли сельскохозяйственного назначения, из них 41 миллион гектар предоставлено в виде доли крестьянским хозяйствам. Существует 200 тысяч крестьянских хозяйств на сегодня. Около 40 миллионов гектар находится в ведении товариществ, кооперативов, акционерных обществ. Всего 86,8 миллиона гектар земли. Что касается использования земли. Они в основном находятся в государственной собственности, около 500 тысяч гектаров находятся в частном владении. В основном все сельскохозяйственные земли государственные и здесь хозяином выступают, конечно, местные исполнительные органы. Какое вознаграждение получают крестьяне, которые передали свои земельные паи, доли определенным юридическим лицам? Недавно Правительством приняты меры, где предписывается уточнить, какова на сегодня эта ситуация. Генплан относится к компетенции местных исполнительных органов. Отвечая депутату Багиле Баймагамбетовой, У.Узбеков пояснил: дороги, коммуникации, социальные объекты для государственных нужд. Это все входит в термин "для государственных нужд". Изъятие для государственных нужд. Сегодня это острый вопрос. В Алматы идет тяжба в этом направлении. Там идет вопрос о цене изъятия этого участка. В Земельном кодексе относительно изъятий для государственных нужд написано. Готовим дополнения в Земельный кодекс. Полностью и детально будет расписано, в каких случаях, для каких надобностей, в каком порядке, как будут изыматься земли для государственных нужд. Стараемся соблюсти права и землепользователя, и государственные интересы. Этот проект сейчас проходит согласование по министерствам. В сентябре внесем в Парламент. По Каспийскому морю. Границы срединной линии урегулированы в основном с Российской Федерацией, Азербайджаном, на стадии переговорного процесса с Туркменией, с Ираном имеются большие вопросы. Стоит задача - создание крупномасштабной карты дна Каспийского моря, вообще прибрежной полосы. Эта работа начата. Она потребует еще несколько лет. Вопрос касается Постановления Правительства №726 о предоставлении земельных участков, пояснил депутату Мухтару Тиникееву У. Узбеков. Есть категории лиц, которые имеют право на получение земельных участков. На 1 июня 2008 года подано 900 тысяч заявлений на приобретение земельных участков. Предоставлено 239 тысяч участков. Все это зависит от наличия земельного фонда, площадок, отведенных для этого, где имеется инфраструктура. Конечно, потом требуются социальные объекты. Вопрос должен решаться в зависимости от возможностей местных исполнительных органов. Что касается базовых ставок, то они определялись постановлением Правительства. Они долгое время не менялись. Новые базовые ставки введены уже в десяти областях, включая города Астана и Алматы. Остальные (пять) находятся на стадии ввода. До конца этого года базовые ставки везде будут изменены. Они уже максимально приближаются к рыночной стоимости, чтобы уменьшить спекуляцию с землей. Отвечая депутату Мурату Абенову относительно использования орошаемых инженерно подготовленных земель, Председатель Агентства пояснил, что это относится к компетенции местных исполнительных органов. Что касается нарушений вокруг города Астаны. Многочисленные нарушения были, сказал У. Узбеков. Проверены все областные центры, города Астана и Алматы, и материалы переданы в Правительство. У.Узбеков, давая пояснения депутату Бауржану Смаилову, касательно использования сельскохозяйственных земель по их назначению отметил, что сейчас дается срок два года. Если в течение пяти лет два года земля не использовалась, то она может подлежать изъятию. В дальнейшем требование будет ужесточаться, в последующем будут внесены изменения в Кодекс. Что касается деградации пастбищ, сказал Председатель Агентства, отвечая депутату Еркину Рамазанову, то они относятся к землям общего пользования. Они не могут быть в частной собственности. Если они кем-то приватизированы или отданы в частную собственность, то они должны различаться. О деградации земель вокруг аулов. Почему это происходит? Сейчас весь скот собрали в населенные пункты. Если раньше зимовки находились за сотни километров, весенние пастбища - отдельно, летние пастбища - отдельно, осенние пастбища - отдельно, то сейчас этого нет. Эти далекие пастбища не используются, потому что сейчас ведение сельского хозяйства не такое, как было в советское время. Скот в основном находится вокруг населенных пунктов. Конечно, эта земля будет выбиваться. Если за сотни километров лежат хорошие зимние пастбища, то туда просто не хотят гнать скот. Возможно, сейчас в связи с удорожанием сельскохозяйственной продукции, мяса скот приобрел реальную, большую цену. Видимо, в дальнейшем эта ситуация будет меняться. Сейчас же не можем земли общего назначения изымать. Они как были в общем пользовании, так и остаются. На вопрос депутата Егора Каппеля У. Узбеков заметил, что в строительстве временное затишье. Естественно, спрос на земельные участки, как и на строительство, сегодня упал, но это временно. Местные исполнительные органы имеют право при предоставлении участка под жилищное строительство определять сроки освоения этих земель. А в дальнейшем значительные коррективы будем вносить в Земельный кодекс осенью. Правительственный час завершился кратким заключительным словом вице-спикера Ж. Карибжанова.
Текст доклада У. Узбекова (с незначительными сокращениями):
«На нынешнем этапе государственной политики в сфере управления земельными ресурсами на первый план выдвигаются: - совершенствование земельного законодательства с учетом современных требований, в том числе предупреждение и исключение коррупционных правонарушений в сфере земельных отношений; - вопросы эффективного и рационального использования земель, посредством проведения научно обоснованных схем (проектов) землеустройства с учетом ландшафтных и экологических требований; - совершенствование учета земель на основе внедрения новых технологий по ведению государственного земельного кадастра; - обеспечение достоверности информации о земельных ресурсах путем увеличения объемов проведения специальных изысканий, а также отслеживания изменения качественного состояния земель посредством проведения мониторинга земель, в том числе с использованием материалов дистанционного зондирования земли; - повышение эффективности проведения государственного контроля за использованием и охраной земель. Указанные функции и виды работ обеспечиваются Агентством, его межрегиональными земельными инспекциями, специализированными государственными предприятиями землеустроительного, геодезического и картографического профиля. До 2005 года Агентство имело вертикальную структуру территориальных органов район-область-республика, которая обеспечивало проведения земельной реформы и других функций, возложенных на агентство. С принятием Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления" от 10 января 2006 года полностью переданы в местные исполнительные органы районные и городские территориальные комитеты Агентства общей численностью 529 единиц. Они одновременно осуществляли контрольные функции по использованию и охране земель на местах. При этом в ведении Агентства остались из территориальных органов только областные управления численностью 261 единиц, без районных и городских подразделений. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан №1158 от 30 ноября 2007 года территориальные органы Агентства в областях, городах Астана и Алматы были реорганизованы в семь межрегиональных земельных инспекций с сокращением общей численности еще на 27 единиц. В настоящее время штатная численность Агентства и его территориальных органов составляет 265 человек, из них в центральном аппарате - 55. Таким образом, на сегодня на одного земельного инспектора Агентства приходятся порядка 2 миллионов гектар земель, 54 населенных пунктов и более 24 тысячи землепользователей и собственников земли. Обеспеченность материально технической базой территориальных органов очень низкая, то есть на каждую область приходится по две машины - "Нива" и "Жигули". Такое же положение с обеспечением производственными помещениями, то есть не одна земельная инспекция не имеет собственных помещений, более того ежегодно сокращаются средства на аренду помещений. В настоящее время за агентством и его территориальными органами в регионах в сфере земельных ресурсов остались функции обобщения практики применения земельного законодательства и его совершенствование, а также осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, за правильностью ведения земельного кадастра и мониторинга земель. В 2007 году по республике территориальными органами Агентства проведены 8,2 тысячи проверок по соблюдению земельного законодательства, из них выявлено 3,4 тысячи случаев нарушений. К административной ответственности привлечены и оштрафованы 879 граждан, 751 юридическое лицо и 1 тысяча 403 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в 762 случаях нарушений земельного законодательства материалы переданы в судебные органы. Анализ нарушений за 2007 год, допускаемых хозяйствующими субъектами всех форм собственности, показывает, что 46 процентов из них приходится на нарушение права государственной собственности на землю (самовольный захват земли), более 20 процентов на нерациональное использование или не использование земель сельскохозяйственного назначения, использование земельных участков не по целевому назначению - 17 процентов. За первый квартал 2008 года по республике проведены 1 тысяча 62 проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению земельного законодательства. По результатам проверок к административной ответственности привлечены 197 граждан, 186 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 165 юридических лиц, в 25 случаях вынесены предупреждения, а в 15 случаях материалы переданы в судебные органы. Во многих случаях нарушения земельного законодательства допускаются со стороны местных исполнительных органов, которые осуществляют права государства как собственника земли. Эти нарушения в основном касаются несоблюдения установленных сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, нарушения очередности предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, превышения компетенции по предоставлению земель. Межрегиональными земельными инспекциями в 2007 году привлечены к административной ответственности более 65 должностных лиц местных исполнительных органов по шести областям республики. По Южно-Казахстанской области по предписанию территориального органа Агентства отменены 46 решений местных исполнительных органов, привлечены к дисциплинарной ответственности три акима и шесть должностных лиц, а в 2008 году привлечены к административной ответственности 25 должностных лиц местных исполнительных органов, в том числе три акима, на общую сумму 554 тысячи тенге. По итогам проверок, которые проведены по личному поручению Главы государства от 10 сентября прошлого года по городу Алматы и Алматинской области, были выявлены многочисленные нарушения в сфере земельного и водного законодательств, особо охраняемых природных территорий. По всем выявленным нарушениям землеустроительными органами агентства и органами прокуратуры выданы предписания об их устранении, местными исполнительными органами осуществляется работа в данном направлении. В настоящее время межрегиональными земельными инспекциями совместно с органами прокуратуры продолжаются работы по проверке особо охраняемых природных территорий, а также водоохранных полос водных объектов по всей республике на предмет соблюдения законодательства. Во исполнение поручения Главы государства, вытекающего из Послания народу Казахстана от 6 февраля текущего года, по определению законности предоставления земельных участков вокруг города Астаны и областных центров распоряжением Премьер - Министра Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года создана рабочая группа. В целях реализации указанного поручения Агентством проведены совещания во всех областях с участием местных исполнительных органов и организационные мероприятия по их исполнению. Подготовлена земельно-кадастровая информация о земельных участках, предоставленных вокруг города Астаны и областных центров, а также проведен анализ их соответствия земельному законодательству. Определены потребности в земельных участках под размещение государственных объектов, а также реализации генеральных планов города Астаны и областных центров. Проведены предварительные переговоры с собственниками земельных участков и землепользователями, чьи земельные участки попадают в границы земель, планируемых под размещение государственных объектов. Проверки, проведенные по городу Астана и его пригородной зоне, показали, что на указанной территории имеются многочисленные нарушения норм земельного законодательства и Закона "Об охране и градостроительстве в Республике Казахстан". Лица, получившие значительные по площади земельные участки в пригородной зоне, в том числе для ведения сельхозпроизводства, впоследствии изменяли целевое назначение земель под строительство, затем проводили сегментирование участков по 10-20 соток под индивидуальное жилищное строительство и без проведения каких-либо работ по их освоению реализовывали их на вторичном рынке по рыночной стоимости. Эти лица необоснованно обогащались за счет перепродажи земельных участков и не несли никакой ответственности, а государство из-за необоснованных действий местных исполнительных органов приобретало трудноразрешимые проблемы по обеспечению инфраструктурой таких массивов, а также по строительству социальных объектов. Подобные случаи в меньшей или большей степени имеют место и вокруг областных центров. По итогам проверки рабочей группы все материалы переданы в Правительство Республики Казахстан. Следующим видом деятельности Агентства являются организация и ведение государственного земельного кадастра. Данные государственного земельного кадастра являются основой для формирования единого государственного реестра земель, ведения правового и других кадастров, определения размера платежей за землю, учета стоимости земельных участков в составе недвижимого имущества. В целях оперативного получения информации о земельных ресурсах ведение земельного кадастра осуществляются с помощью автоматизированной информационной системы (АИС ГЗК), создание которой находится в стадии завершения. Созданы республиканский и областные центры системы, в завершающей стадии - районные центры. В настоящее время в республиканской базе имеются более 3 миллионов сведений о земельных участках. Данными АИС ГЗК пользуется информационная система Налогового комитета Министерства финансов "Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения", куда передано 2,6 миллиона сведений. Для служебного пользования Агентство предоставляет закрытый доступ правоохранительным и местным исполнительным органам через специальный веб-сайт. В современных условиях важная роль отводится достоверной информации о состоянии и использовании земель, которая обеспечивается проведением мониторинга земель. Для ведения мониторинга земель на территории республики заложено 685 стационарных пунктов наблюдения, которые размещены по всем природно-сельскохозяйственным зонам республики. Агентством планируется в ближайшем будущем сгущение сети мониторинговых наблюдений в целях своевременного выявления изменений качественного состояния земель и предупреждения негативных антропогенных воздействий на землю в результате хозяйственной деятельности. Другой немаловажной сферой деятельности агентства являются организация и координация геодезических и картографических работ специального назначения, направленных на обеспечение решения общегосударственных, межотраслевых и специальных задач в этой отрасли. В настоящее время создана, развивается и укрепляется законодательная база геодезической и картографической деятельности, разработаны Закон Республики Казахстан "О геодезии и картографии", ряд подзаконных актов, разрабатываются нормативно-технические документы. На территории республики находятся 150 тысяч пунктов государственной геодезической сети, и она покрыта 43575 листами государственными топографическими картами всего масштабного ряда. Ежегодно на запланированных территориях в рамках бюджетной программы и выделяемого лимита средств выполняется аэрофотосъемка, работы по обследованию и восстановлению пунктов государственной геодезической сети, по обновлению, созданию и изданию государственных топографических карт. Введена в эксплуатацию Республиканская картографическая фабрика, оснащенная полиграфическим и компьютерным оборудованием, соответствующим международному стандарту. С 2007 года начато создание государственных топографических карт на государственном языке, и их издание в цифровом виде. Завершена работа по созданию Государственного каталога географических названий на все области республики на официальном языке, и в настоящее время продолжается их создание на государственном языке (по шести областям эти работы полностью завершены, полное завершение намечено на 2010 год). Для определения движения земной коры в сейсмоопасных зонах с 2004 года выполняются высокоточные геодезические измерения на Алматинском, Чиликском, Жамбылском, с 2006 года на Зайсанском геодинамических полигонах. Освоение природных ресурсов в западном и центральном регионах республики предопределяет подверженность этих территорий сейсмической опасности техногенного характера, поэтому в этих регионах необходимо также создать геодинамические полигоны и проводить высокоточные геодезические измерения. Актуальность проведения этих работ подтверждается произошедшим недавним землетрясением в западном регионе республики. В целях обеспечения национальной безопасности и защиты территориальной целостности республики Агентством планомерно осуществляется работа по картографо-геодезическому обеспечению процесса оформления государственной границы с сопредельными государствами. В настоящее время проводятся работы по демаркации государственной границы Республики Казахстан с Республикой Узбекистан, Туркменистаном, ведется переговорный процесс с Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. На казахстанско-узбекской и казахстанско-туркменской государственной границе завершены полевые демаркационные работы, всего установлено, соответственно, 1614 и 278 пограничных знаков. Демаркационные работы с Российской Федерацией будут начаты в 2009 году. Наша страна была готова была, но российская сторона сказала, что начнут в 2009 году. Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о государственной границе, подписанный в 2001 году, ратифицирован Парламентами обеих государств. В настоящее время идет переговорный процесс о начале работ по демаркации госграницы. Демаркация государственной границы между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой завершена в 2002 году с ратификацией документов. Вопрос морских государственных границ Республики Казахстан с прикаспийскими государствами урегулирован с Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, с Туркменистаном на стадии переговорного процесса. В соответствии с планом мероприятий на 2006-2008 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Агентством разработано ТЭО инвестиционного проекта "Построение спутниковой геодезической сети и установление единой государственной системы координат на территории Республики Казахстан". Необходимость проведения данной работы связано с тем, что все страны СНГ отказываются от старой системы координат, и это отрицательно отражается на безопасности республики, в виду режима секретности систем координат. Любое суверенное государство должно иметь свои системы координат, сейчас мы пользуемся системой координат 1942 года. Россия перешла на систему координат 1995 года. Естественно, этот вопрос стоит перед нами. Вопрос заключается, конечно, в выделении денежных средств. Кроме того, планируется сотрудничество с другими государствами в области совместного развития и использования глобальных спутниковых навигационных систем: ГЛОНАСС, GPS, ГАЛИЛЕО, это американская, европейская и российская системы. Создание обновленной государственной системы геодезического обеспечения потребует около 10 лет и порядка 4,5 миллиарда тенге, это в сегодняшних ценах. Широкомасштабное освоение углеводородного сырья на Каспийском море требует проведения работ по созданию крупномасштабной морской карты казахстанского сектора Каспийского моря. Эти работы запланированы на 2009-2011 годы. В целом в 2007 году Агентству для выполнения возложенных задач по проведению почвенных, геоботанических, топографо-геодезических изысканий и других работ были выделены средства в размере 3 миллиарда 824 миллиона тенге, указанные средства освоены полностью. Одним из приоритетных направлений деятельности Агентства является совершенствование земельного законодательства, в том числе по устранению причин и условий, порождающих коррупционные правонарушения в сфере земельных отношений. Для законодательного регулирования вопросов использования земель населенных пунктов и их пригородных зон, а также предупреждения спекуляции с землей Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан" от 6 июля 2007 года были внесены: - нормы по выплате разницы кадастровой стоимости земель при изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства; -установлен аукционный порядок предоставления земель из состава земель запаса; - установлен запрет на предоставление земельных участков сельскохозяйственного использования населенных пунктов на праве частной собственности для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства. Однако негативная ситуация, которая сложилась в использовании земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства, обусловила внесение ряда новых норм в Земельный кодекс, ужесточающих требования к использованию таких территорий. В частности, проектом Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам соблюдения водоохраной и природоохранной дисциплины при градостроительном планировании", который будет внесен в Мажилис в текущем году, предусматривается внести в Земельный кодекс Республики Казахстан следующие изменения: - ввести запрет на предоставление земельных участков для строительства без наличия утвержденных в установленном порядке проектов детальной планировки; - изменение целевого назначения земельного участка будет допускаться, исходя из их правового режима и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель; - в целях исключения возможности сегментации земельного участка сельскохозяйственного назначения намечается устанавливать минимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения; - предлагается на земельных участках сельскохозяйственного назначения запретить строительство объектов, в том числе жилых домов, а также иных строений, не связанных с ведением сельского хозяйства. Кроме того, вносятся отдельные изменения в Земельный кодекс Республики Казахстан, которые предусматривают предоставление земельных участков только на аукционной (конкурсной) основе, за исключением предоставления земельных участков, предусмотренных Земельным кодексом, социально-предпринимательским корпорациям, государственным объектам, объектам общего пользования, ИЖС в соответствии с их очередностью. В целях предотвращения спекуляции земельными участками предоставление земельных участков под ИЖС в частную собственность будет осуществляться только после введения объекта в эксплуатацию. Агентство полагает, что указанные меры позволят упорядочить использование земель для целей строительства, а также предупредить нарушения земельного законодательства, исключить возможные проявления коррупции в сфере земельных отношений. Стратегические направления деятельности агентства на ближайшую перспективу, а именно: - осуществление государственного контроля за состоянием, использованием и охраной земель, правильностью ведения земельного кадастра и мониторинга земель и геодезического надзора; - дальнейшее совершенствование нормативно-правовых актов в области земельных отношений, геодезии и картографии; - построение спутниковой геодезической сети и установление единой государственной системы координат; - обновление устаревших планово-картографических материалов на основе новой аэрофотосъемки и выпуск карт на государственном языке, издание Государственного каталога наименований географических объектов; - демаркация Государственной границы Республики Казахстан с сопредельными государствами, а также завершение разграничения дна Каспийского моря; - международное сотрудничество со странами дальнего зарубежья и со странами СНГ по вопросам управления земельными ресурсами, геодезии и картографии».
Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |