|
|
|
Повысить эффективность правосудия
Как сказал Адам Смит, «ничто так не способствует процветанию государства, как мир и спокойствие, необременительные налоги и разумное отправление правосудия». Сегодня о качестве осуществления правосудия мы беседуем с председателем коллегии по гражданским делам Верховного суда Мусабеком Алимбековым.
- Мусабек Тургынбекович, защита и соблюдение прав и свобод человека являются одной из приоритетных задач правовой политики страны. Ключевое место здесь принадлежит судебным органам. За последние годы значительно вырос объем рассмотренных судами гражданских дел, увеличилось количество обращений граждан в суды. С чем вы это связываете? Как вы думаете, суды стали эффективным инструментом защиту прав граждан? - Как и в других демократических государствах, судебная власть в Республике Казахстан занимает особое положение, так как осуществляется от имени республики и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции и законов. В связи с чем главной целью проводимых в стране реформ в сфере судопроизводства, модернизации структуры судебных органов является повышение уровня правовой защищенности граждан, обеспечение эффективной судебной защиты их прав, другими словами - законное и справедливое разрешение дел. Осуществленные в судебно-правовой сфере меры позитивно сказались на деятельности судов. Заметно повысилась эффективность правосудия. В течение ряда последних лет сохраняется устойчивая тенденция улучшения качества рассмотрения дел (доля отмененных судебных решений и приговоров сегодня составляет менее 2 процентов от количества всех вынесенных судебных актов. То есть более 98 процентов вынесенных судами решений являются обоснованными и правомерными). Но самое главное - повысилось доверие населения к судебной системе. Законодательное расширение доступности судов позволило полностью устранить ограничения в возможности отстаивания своих прав для граждан. Только в истекшем полугодии в суды республики поступило около полумиллиона дел и заявлений (496 621 дело и заявление). Появились категории дел, которых до начала судебной реформы в практике судов не было либо они носили единичный характер. Это дела о защите прав потребителей, интеллектуальной собственности, а также дела, связанные с применением земельного законодательства. Возросло число споров, связанных с нарушением трудовых и жилищных прав граждан, а также обращений граждан в суды за защитой своих прав от неправомерных действий чиновников. Из года в год продолжает расти число лиц, оправданных судами. Так, за последние пять лет количество лиц, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры, увеличилось практически на четверть, что свидетельствует об утверждении суда как института реальной защиты прав граждан (с 172 до 226 за первое полугодие 2008 года). Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года в правовую систему Казахстана института суда присяжных заседателей, который расширил возможности осуществления общественного контроля и доступа граждан к отправлению правосудия. Так, согласно нормам закона любой гражданин Республики Казахстан при соответствии требованиям, предъявляемым законом к присяжным заседателям, может быть отобран в качестве кандидата в присяжные заседатели, и принять участие в рассмотрении уголовного дела. Благодаря принятым в мае 2007 года поправкам в Основной Закон система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста, что соответствует ратифицированному Казахстаном Международному пакту о гражданских и политических правах и отвечает мировой практике. Преимущества такого порядка очевидны, поскольку вопрос о даче согласия на арест будет решаться в суде прозрачно, гласно, с участием обеих сторон - обвинения и защиты, что будет способствовать принятию объективного и справедливого решения. 5 июля текущего года принят закон, регулирующий порядок применения судами меры пресечения в виде ареста, домашнего ареста. Для обеспечения доступности правосудия в числе других задач приняты меры по внедрению специализации судов. В республике в настоящее время функционируют экономические, административные и финансовый суды. Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В перспективе предполагается создание судов по делам несовершеннолетних и в других регионах. Решаются проблемы по оптимизации судопроизводства, его упрощению. Верховным судом разработан законопроект, предусматривающий упразднение первой и надзорной инстанций в областных судах с одновременным усилением роли районных судов. Также, в соответствии с Конституцией, определившей, что Верховный суд является высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью местных судов, принимающим нормативные постановления и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, предлагается упразднить первую и апелляционную инстанции в Верховном суде. В результате предполагаемого упрощения, судоустройство Казахстана будет состоять из первой инстанции (районные и приравненные к ним суды), апелляционной и кассационной инстанций (областные и приравненные к ним суды), а также надзорной инстанции (Верховный суд). Таким образом, выстраивается трехзвенная система правосудия с оптимальной организационной структурой, более приближенная к населению и позволяющая в полном объеме осуществлять эффективное правосудие. Значительное внимание уделяется обеспечению открытости и прозрачности судебной процедуры, доступности судебных решений. Функционирует ВЕБ-сайт Верховного суда, создана Единая база данных, включающая в себя электронный архив текстов судебных актов с современной системой их поиска и классификации, доступная не только судьям, но и всем гражданам. - В прошлом году реализовано конституционное положение о ведении уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей. В республике прошло уже несколько таких судебных процессов. Прижился ли новый институт? - Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей введен в Казахстане с 1 января 2007 года. Преимуществом новой формы судопроизводства является: - во-первых, судопроизводство с участием присяжных заседателей играет важную положительную роль в утверждении принципа равноправия и состязательности сторон; - способствует улучшению качества предварительного расследования и судебного разбирательства, повышения профессионального уровня сторон; - существенно дисциплинирует органы предварительного следствия в целях неукоснительного исполнения всех предписаний процессуального закона. В Казахстане суды с участием присяжных заседателей по итогам прошлого года рассмотрели 34 уголовных дела в отношении 59 подсудимых. Из них оправданы трое за недоказанностью их вины в предъявленном обвинении. Имеются факты, когда виновные частично были оправданы, то есть оправданы по отдельным статьям обвинения за недоказанностью их вины, а в отношении остальных вынесены обвинительные приговоры. За первое полугодие 2008 года судами с участием присяжных рассмотрено уже 23 дела в отношении 33 лиц. Из них по 3 делам в отношении 3 лиц вынесены оправдательные приговоры за недоказанностью их вины в предъявленном обвинении. Следует отметить, что судебная практика ведения дел с участием присяжных в целом органично приживается на правовом поле республики. Общество положительно восприняло нововведение. В будущем в целях демократизации судопроизводства полномочия института присяжных заседателей будут расширены. Сейчас они рассматривают особо тяжкие преступления, по которым в виде наказания предусмотрена смертная казнь, но в скором времени предполагается, что под их юрисдикцию перейдут и другие виды преступлений. Практика рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей показывает, что суды стали больше выносить оправдательных приговоров по особо тяжким преступлениям, что свидетельствует о более принципиальном подходе при решении вопроса о доказанности вины подсудимых и о некачественном расследовании уголовных дел органами уголовного преследования. За весь период рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей полностью оправданы 6 лиц за недоказанностью их вины в предъявленном органами предварительного расследования обвинении. В этом году впервые по одному делу в отношении одного лица в совершении убийства отменен приговор, вынесенный судом города Астаны, ввиду грубого нарушения требований уголовно-процессуального закона. Как известно, любой закон на определенной стадии нуждается в корректировке, и Закон РК «О присяжных заседателях» - не исключение. Судебная практика рассмотрения дел с участием присяжных заседателей показывает, что указанный закон требует некоторых изменений и дополнений. Так, например, как вы знаете, суд с участием присяжных состоит из двух профессиональных судей, девяти основных и двух запасных присяжных заседателей. Но практика показывает, что можно оставить одного профессионального судью, а состав присяжных заседателей, наоборот, увеличить до десяти, потому что процессуальные вопросы при рассмотрении дела, как оказалось, в основном выполняет председательствующий судья и участие второго судьи особой роли не играет. Следует конкретизировать и механизм отбора кандидатов в присяжные. - В этом году поставлена точка в многолетнем споре о передаче функций по санкционированию ареста судам... - До принятия нового Закона РК, касающегося судебного санкционирования, арест санкционировала прокуратура. Она осуществляет в уголовном судопроизводстве функцию гособвинения, то есть является органом, заинтересованным в изобличении и привлечении к уголовной ответственности лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В этой связи многие юристы считают, что санкционирование ареста прокуратурой не гарантирует в достаточной степени объективного и беспристрастного его разрешения. Потому что вся процедура не выходит за пределы полномочий органов уголовного преследования, к которым относятся и следователь, настаивающий на аресте, и прокурор, этот арест разрешающий. Именно суд представляет более независимого и беспристрастного арбитра в решении этого вопроса. В соответствии с ч. 5 ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса, «суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты и не выражает, каких бы то ни было интересов, помимо интересов права». На сегодня в Казахстане созданы все необходимые правовые организационные и технические условия для реализации института передачи санкционирования ареста судам. В свою очередь, это обеспечит гарантию конституционного права на свободу и личную неприкосновенность. Одним из последних шагов стали подписанные 25 сентября 2007 года Главой государства факультативные протоколы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принятие Закона РК 21 мая 2007 года № 254 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» положило конец дискуссии в вопросе толкования п. 2 ст. 16 Конституции в части возможности передачи права санкционирования ареста и содержания под стражей суду. Новая редакция указанной статьи Конституции однозначно установила: «Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок, не более семидесяти двух часов». Данная конституционная норма определила субъектом санкционирования на всех стадиях судопроизводства только суд, тем самым, исключив прокурора как субъекта, обладающего таким правом, на досудебных стадиях судопроизводства. Введением этой конституционной нормы национальное законодательство приведено в соответствие со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах ратифицированного в 2005 году Казахстаном. Окончательную точку в споре о передаче функции по санкционированию ареста судам поставил подписанный 5 июля 2008 года Президентом Казахстана Н. Назарбаевым Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер пресечения в виде ареста, домашнего ареста». Целью данного закона является приведение законодательства в соответствие с Конституцией республики, согласно которой арест и содержание под стражей допускаются только с санкции суда. После публикации нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер пресечения в виде ареста, домашнего ареста» в официальной прессе, в соответствии с законодательством, он вступит в силу по истечении тридцати календарных дней. - Недавно Верховным судом и ЮСАИД презентована система видеозаписи судебного процесса. Что вы ожидаете от этого проекта? - Внедряемая в суды программа «Система видеодокументирования судебных заседаний» направлена в первую очередь на повышение уровня открытости и прозрачности судебных разбирательств. Видео-, аудио-фиксация судебного процесса позволит обеспечить достоверность и полноту отражения судебных процессов в протоколах судебного заседания, тем самым будет предотвращено поступление жалоб и замечаний на них, кроме того, данная система позитивно скажется на самой культуре проведения процесса и соблюдения ее участниками процессуальных норм. Данный проект был успешно опробирован в Бостандыкском районном суде города Алматы. В перспективе планируется обеспечение данным оборудованием 782 залов судебных заседаний. Также в Верховном и во всех областных и приравненных к ним судах установлена система «видеоконференцсвязи», применение которой позволяет установить визуальный контакт с удаленным собеседником, исключает необходимость этапирования осужденных для участия в судах, а также значительно сокращает материальные, финансовые и иные расходы по конвоированию осужденных и повышает меры безопасности связанные с сопровождением особо опасных преступников, Судебные заседания с использованием «видеоконференцсвязи» в режиме реального времени проводятся на постоянной основе Верховным судом и областными судами. - Народно-демократической партией «Hyp Отан» принята программа «10 ударов по коррупции», большое внимание уделено в ней судебной системе. Какая проводится работа в этом направлении? - Глава государства предложил «Hyp Отану» разработать программу, в которой одной из ключевых тем в борьбе с коррупцией становится совершенствование правосудия, укрепление авторитета и независимости суда. Актуальность и своевременность обсуждаемого сегодня вопроса трудно переоценить. Действительно, как уже отмечалось, назрела необходимость осмысления проделанного и достигнутого нами, определения дальнейших задач по ограничению и упреждению проявлений коррупции. Судейским корпусом страны в рамках установленных полномочий последовательно и целенаправленно осуществляется работа по реализации антикоррупционной политики государства. Первое, это повышение эффективности правосудия, связанное с улучшением качества рассмотрения дел, расширением доступности судов, упрощением судопроизводства, обеспечением его прозрачности и открытости. Второе - формирование судейского корпуса, отвечающего требованиям современного общества. И третье, это усиление роли органов судейского сообщества в обеспечении соблюдения государственной дисциплины и норм судейской этики. Если вопросы, связанные с качеством отправления правосудия нам удалось решить сравнительно быстро, то с обеспечением принципа гласности оказалось гораздо сложнее. Пришлось вести работу не только по изменению устоявшихся стереотипов среди судейского корпуса, но и налаживать взаимодействие и понимание с представителями средств массовой информации, внедрять современные технологии. Теперь каждый гражданин страны может ознакомиться с судебными актами на официальном сайте Верховного суда. Начата практика ведения электронного делопроизводства и автоматизированного распределения дел в судах, а также аудиозаписи судебного процесса. Приняты нормативные постановления по вопросам соблюдения принципа гласности судебного разбирательства, применения антикоррупционного законодательства, с учетом внесенных изменений в действующие законы. Организовано разъяснение положений Закона «О борьбе с коррупцией» среди судей в областных центрах, а также проведены совещания с участием представителей правоохранительных органов республики, СМИ, предпринимательских структур, неправительственных организаций, на которых выработаны совместные меры по противодействию этому негативному явлению. Принятые меры упрощения судопроизводства позволили свести к минимуму судебную волокиту. Отправление правосудия с участием присяжных заседателей, стало одной из основных форм общественного контроля за деятельностью судов и важнейшим фактором повышения доверия к ним населения. Совместно с Высшим судебным советом и Квалификационной коллегией юстиции последовательно осуществляются меры по созданию эффективной системы комплектования судейских кадров. Отбор претендентов проводится строго на конкурсной основе с соблюдением принципов коллегиальности и прозрачности. В будущем предполагается комплектовать суды в основном из лиц, окончивших магистратуру Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Руководствуясь такими установками, мы должны всецело прилагать усилия к тому, чтобы активизировать борьбу с негативными явлениями в обществе, развернуть целенаправленную борьбу с коррупционными проявлениями. Одно из главных преимуществ внесенных изменений в Конституционный закон о статусе судей - ужесточение отбора кандидатов на судейскую должность, предусматривающее комплекс мер по повышению требовательности к профессиональным качествам судьи, его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также судейской этики. Расширены полномочия дисциплинарно-квалификационных коллегий судей, в компетенцию которых переданы вопросы о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судей, подтверждении судьи на отставку и ее прекращение. Создан новый институт - Судебное жюри при Верховном суде, призванное на регулярной основе проводить оценку профессиональной пригодности действующих судей, причем его заключение будет являться основанием для освобождения судьи от занимаемой должности, лишения его всего пакета социальных льгот. Кроме того, принимаются меры по обеспечению гласности и прозрачности судебных процессов. Налажено взаимодействие и понимание с представителями средств массовой информации, систематически в центральных печатных органах издаются статьи по вопросам судебной системы, внедрены современные технологии. Все это в совокупности позволило добиться определенных положительных сдвигов в качестве отправления правосудия, росте доверия общества к суду. - Мусабек Тургынбекович, а как вы относитесь к мнению, что судьи должны избираться народом? - Конституция Республики Казахстан закрепляет принцип разделения власти, согласно которой все три ее ветви: законодательная, исполнительная и судебная в процессе деятельности создают систему сдержек и противовесов (п. 4 статьи 3). Разделение власти на три ее ветви обусловлено спецификой деятельности каждой из них. Судебную власть представляют профессиональные юристы - специалисты, имеющие высокий уровень знаний в юриспруденции. Таких лиц на должность судьи надо, на мой взгляд, отбирать, а не выбирать. По мнению ученых, набор качеств судьи должен включать: личную честность, высокий культурный уровень, принципиальность, рационалистичность, вдумчивость, энергичность, целенаправленность, объективность, вежливость, уравновешенность, справедливость, невозмутимость, эмоциональную стойкость, тактичность, добросовестность, настойчивость, независимость, организованность, неподкупность, гуманизм, работоспособность, терпимость, добродушие, выдержку, коммуникабельность, способность применять судебную власть разумно. Наивно, конечно, надеяться на то, что удастся найти человека, у которого все эти качества проявились бы в полной мере, но стремиться к этому нужно. И самое главное - это высокий уровень профессионализма с учетом особенностей судейской деятельности. Есть очень серьезные сомнения в том, что наши избиратели (и не только наши!) смогут адекватно определить соответствие кандидатов в судьи всем этим критериям. Поневоле встает вопрос: а как же тогда народ избирал депутатов разных уровней? Никакого сравнения здесь быть не может. Возьмем, в частности, Парламент. Среди мажилисменов и сенаторов есть немало профессионалов высокого уровня: писателей, артистов, спортсменов, медиков, инженеров и агрономов. Считается, что, получив депутатские мандаты, они все становятся профессиональными политиками. Но нетрудно убедиться, что это далеко не так. Прирожденные лидеры, яркие личности, к тому же с высоким уровнем правовой подготовки, все-таки составляют меньшинство. Между критериями профессиональной пригодности депутатов и судей существуют поразительные отличия. Приведу лишь один пример: для депутатов всех уровней очень большое значение имеет умение работать в команде и, являясь членом фракции, голосовать за согласованные большинством решения по тем или иным вопросам. Судья же при вынесении решения обязан быть независимым и руководствоваться Конституцией и законом. Следовательно, формирование представительских органов путем выборов никоим образом не свидетельствует о том, что этот порядок в такой же степени может применяться и к судьям. Не вдаваясь в известные всем детали действующей системы формирования состава судей, отмечу, что к процессу назначения судей причастны разные органы и должностные лица: Президент республики, председатель Верховного суда, Высший судебный совет, Квалификационная коллегия юстиции, Пленарное заседание Верховного суда. «Сито» отбора судей посредством указанных лиц и государственных органов наверняка, в большей степени, гарантирует попадание в судебные органы настоящих профессионалов. Предлагаемая некоторыми партиями и политиками система выборности судей порождает ряд непростых вопросов. Прежде всего, гипотетически кто должен включать кандидатуры будущих судей в бюллетени для голосования? Выдвижение кандидатов государственными органами, очевидно, можно было расценивать как использование административного ресурса. Возможно, право предлагать кандидатов на отдельные вакантные места в судах следует предоставить квалификационным комиссиям судей? Но если по одному кандидату, то это уже будут не выборы, а возвращение к советской системе. А если по два и больше кандидатов? В этом тоже нет смысла, если соответствующие органы считают, что все кандидаты прошли надлежащую профессиональную подготовку и могут быть судьями. В таком случае конкуренция между ними будет иметь искусственный характер, а результаты голосования будут случайными. Выдвижение кандидатов политическими партиями - бесспорный признак их политизированности, что абсолютно несовместимо с профессией и должностью судьи. Самовыдвижение? Вполне возможно. И тогда шустрый демагог, который к тому же пользуется поддержкой теневых предпринимательских структур и преступной среды, легко получит преимущество перед высококвалифицированным, принципиальным и в то же время скромным юристом, хотя у обоих будут дипломы одинакового образца. Напомню, что в советские времена в большинстве районов работал один народный судья, теперь - значительно больше. В условиях естественной текучести кадров придется постоянно проводить выборы судей в разных местностях, что обусловит значительные расходы из казны. Осуществление эфемерного общественного контроля за деятельностью избранных судей не будет исключать, очевидно, потребности в существовании определенных рычагов влияния на них со стороны компетентных государственных органов, которые будут иметь право освобождать их от должности за грубые нарушения законодательства, независимо от мнения избирателей, что также подвергает сомнению саму идею избрания. Выборность судей не является панацеей решения всех проблем нашей судебной системы. Необходимо совершенствовать существующую систему отбора кандидатов в судьи. Помимо совершенствования порядка деятельности Высшего судебного совета необходимо уделять большое внимание пополнению судейского корпуса через Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Выпускники этого вуза сразу после окончания и успешной сдачи государственных экзаменов могут подавать документы для участия в конкурсе на должность судьи без сдачи квалификационного экзамена в ККЮ и прохождения стажировки. Раз этим лицам предоставляются такие большие льготы, необходимо отбирать сюда самых достойных. Уже сейчас к ним предъявляются повышенные требования - средний балл претендента должен быть не ниже 4-х, стаж работы в государственных или правоохранительных органах не менее двух лет. В настоящее время с повышением требовательности к персоне судьи может необходимо повысить балл для претендентов до 4.5, а необходимый стаж работы установить непосредственно в судах (секретарь судебного заседания, другие, доказавшие свое служение закону, сотрудники аппарата судов). Идея выборности судей основывается на подотчетности их перед народом. Думаю, что к отчетности судей перед населением возвращаться не нужно, да и невозможно, потому что мероприятие это в советское время было чисто формальное. Надо также иметь в виду, что такая форма отчетности может быть использована как средство давления на судью. Политическим, экономическим, да и криминальным группировкам организовать это очень и очень просто. Население часто задается вопросом «А судьи кто?» Да, уровень информации о личности судей стал несколько ниже. К примеру, в советские годы судей районного суда выбирало население. На всех избирательных участках были вывешены информационные плакаты с фотографией, где была помещена информация, о том, кто будущий судья, где родился, кем работал и т. д. Сегодня у нас судьи назначаются указом Президента, количество судей заметно выросло. Поэтому, на мой взгляд, в каждом суде должна иметься информация о судье, обязательно включающая сведения: год и место рождения, образование, предшествующий трудовой путь, наличие у него специальных поощрений, сведения о стаже работы. В то же время не следует раскрывать такие сведения о судьях, как местожительство, домашний телефон либо какую-то другую информацию, не имеющую служебного значения. Думаю, что такая информация может быть раскрыта, если об этом попросит судья, например, сведения о его детях, увлечениях и т. д. Такая информация может быть размещена как в здании суда, так и выставлена для пользователей в открытой сети Интернета. Верховный суд Российской Федерации внес в Государственную Думу проект Федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Согласно этому закону, предлагается сделать доступным для каждого гражданина, пожелавшего поинтересоваться состоянием правосудия, доступ к двум информационным блокам. Первый блок касается самой организации деятельности судов, сведений о судьях, работниках аппаратов, работающих в судах, о порядке работы судов. Второй блок - это информация о содержании судебных актов, чтобы дать возможность гражданину ознакомиться практически с каждым судебным актом, кроме тех, которые по соображениям сохранения государственной тайны либо ради сохранения конфиденциальности информации о личной жизни или о коммерческой тайне должны иметь ограниченную открытость. Естественно, что эти вопросы требуют регулирования на уровне закона. Вопрос не очень простой, потому что полное раскрытие информации затрагивает очень много интересов. Приходится сталкиваться с тем, что граждане иногда требуют информацию, которая может причинить ущерб интересам других лиц. Закон должен предусмотреть, в каком порядке, сколько информации можно открыть для всеобщего пользования, потому что одно дело, когда приговор оглашается в суде, и совсем другое, когда информация выставлена в Интернете и доступна для любого пользователя сети не только в данном государстве, но и за рубежом. Так, если потерпевший, допустим, шел домой с юбилея и подвергся нападению, то в приговоре могут прозвучать слова, что гражданин N. находился в нетрезвом состоянии. Такая информация может причинить определенный ущерб, моральный, естественно, гражданину, о котором сообщены такие сведения. Поэтому все эти деликатные вещи следует предусмотреть на уровне закона, чтобы и суд, и граждане знали, что следует раскрывать, а где следует ограничиться информацией анонимного характера. Если обратиться к мировому опыту выборности судей, то оно встречается не так часто. Так, в странах Европы судьи не избираются населением. Кандидаты в судьи проходят углубленную профессиональную подготовку и на конкурсных основах рекомендуются органами судебной власти (Высший совет магистрата, Высший судебный совет и т.п.), а назначаются главами государств или министрами юстиции и увольняются в таком же порядке. В Российской Федерации мировые судьи, в отличие от федеральных судей, избираются местными законодательными органами на определенный срок. По истечении этого срока судья снова подвергается процедуре переназначения, причем он должен представить фактические сведения, какой работал предшествующий срок. - Суды и судьи всегда находятся в центре внимания общества, а значит, и средств массовой информации. Нередко СМИ в качестве давления на суд используют свои публикации, бывает, что статьи носят клеветнический характер, искажаются факты. Что можете сказать по этому поводу? - Отправление правосудия - сложнейшее дело, когда полностью довольных судебными актами практически никогда не бывает, поскольку суд, как правило, разрешает спор между сторонами, стоящими по разную сторону «барьера». Да и в уголовном деле всегда есть две стороны, стоящие по разную сторону: подсудимый и потерпевший. Ввиду такой особой специфики деятельности суды всегда в центре внимания общества. Что касается взаимоотношений со СМИ, то в последние годы мы сами стремимся к обоюдному взаимодействию, к прозрачности и открытости судебных процессов. Однако бывают случаи, когда средства массовой информации используются некоторыми для оказания давления на суд, получения выгодного для себя судебного акта. В связи с этим факты необъективного освещения деятельности судов, попытки оказания давления на судей по конкретным делам, к сожалению, имеют место. Нередко, защищая интересы «обиженной» на суд стороны за вынесение судебных актов не в ее пользу, некоторые СМИ доходят до серьезных необоснованных обвинений судей. Не исключены и такие случаи, когда позиция отдельных СМИ конкретно диктуется тем, что они проиграли в судебных спорах с «героями» своих публикаций, и в таких случаях чувство обиды на суд лишает их возможности объективно освещать материалы, касающиеся деятельности судов и судей. Бывает, что публикации могут носить даже характер неприкрытой клеветы. Есть и другие случаи, когда то, или иное издание в своей публикации, заблуждаясь в перипетиях судебного спора, выражает мнение только одной стороны, которое на деле может оказаться ошибочным. Между тем, если недостоверная информация касается не вступившего в законную силу судебного акта, то такие действия автора и издания следует квалифицировать как предрешение в СМИ результатов судебного разбирательства или воздействие на суд, а также как вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия. То же самое указывается и в статье 25 Закона о СМИ, предусматривающей ответственность за распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации, и воздействие на суд. Судьи - публичные люди, и объективная критика воспринимается ими вполне адекватно. Но когда необъективность и даже агрессивность некоторых СМИ переходит все разумные границы, судьям не мешало бы защищать свою репутацию, однако правовой статус судьи не позволяет каким-либо образом реагировать на подобные публикации. К счастью, в последнее время многие средства массовой информации стараются быть более объективными, пытаются, прежде чем публиковать материал, проконсультироваться у грамотных юристов, что очень отрадно. Уверен, законопослушное печатное или электронное издание не допустит озвучивания информации о незаконности не вступившего в законную силу судебного акта. Хотелось бы, чтобы публикации о судах и судьях были юридически грамотными, правдивыми, взвешенными и объективными.
Меруерт Утегенова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |