|
|
|
Международный стандарт аудита 560
(Вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2004 или после этой даты. Приложение содержит изменения к Стандарту, которые вступят в силу в будущем)*
Оглавление
_________ *МСА 315 «Знание Субъекта и Его Среды, Оценка Рисков Существенных Искажений», МСА 330 «Аудиторские Процедуры в Отношении Оцененных Рисков», МСА 500 «Аудиторские Доказательства», вызвали необходимость внесения изменений в МСА 560. Эти изменения были внесены в текст МСА 560 и вступают в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2004 года или после этой даты. МСА 700 (Пересмотренный), «Отчет (Заключение) Независимых Аудиторов по Полному Комплекту Финансовой Отчетности Общего Назначения», также вызвал необходимость внесения дополнений в МСА 560. Эти изменения вступают в силу в отношении аудиторских отчетов, датированных 31 декабря 2006 года или после этой даты, и представлены в Приложении к данному МСА.
Введение
1. Целью данного Международного Стандарта Аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства по ответственности аудитора относительно последующих событий. В данном МСА термин «последующие события» используется для обозначения как для обозначения событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского отчета (заключения), так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского отчета (заключения). 2. Аудитору следует принимать во внимание влияние последующих событий на финансовую отчетность и аудиторский отчет (заключение). 3. Международный Стандарт Финансовой Отчетности 10 «События после даты баланса» рассматривает отражение в финансовой отчетности как благоприятных, так и неблагоприятных событий, возникающих после окончания периода и, определяет два типа событий: (а) события, обеспечивающие дополнительные доказательства условий, которые существовали на конец периода; и (б) события, указывающие на условия, возникшие после окончания периода.
События, возникающие до даты аудиторского отчета (заключения)
4. Аудитор должен выполнить процедуры с целью получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что все события, имевшие место до даты аудиторского отчета (заключения), которые могут потребовать внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, были установлены. Эти процедуры выполняются в дополнение к обычным процедурам, которые могут быть применимы к конкретным операциям, происходящим после окончания отчетного периода, с целью получения аудиторских доказательств в отношении сальдо счетов, наконец, периода, например, тестирование правильности отнесения операций по запасам к отчетным периодам или тестирование платежей кредиторам. Тем не менее, от аудитора не требуется проведения последующей проверки всех аспектов, по которым в результате ранее проведенных процедур были получены удовлетворительные выводы. 5. Процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут требовать внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, выполняются как можно ближе к дате аудиторского отчета (заключения) и обычно включают процедуры, указанные ниже: - Обзорная проверка процедур, установленных руководством для того, чтобы обеспечить определение последующих событий. - Ознакомление с протоколами собраний акционеров, заседаний совета директоров, аудиторского комитета и исполнительного органа, проводимых после окончания периода; запросы относительно аспектов протоколы обсуждения которых еще не готовы. - Ознакомление с самой последней имеющейся в наличии промежуточной финансовой отчетностью и, если это необходимо и целесообразно, со сметами, прогнозами движения денежных средств и другими соответствующими отчетами руководства. - Запросы, адресованные юристам субъекта, или повторное обращение к ним по поводу предыдущих письменных или устных запросов относительно судебных разбирательств и претензий. - Запросы, адресованные руководству, относительно последующих событий, которые могли бы повлиять на финансовую отчетность. Ниже приведены примеры конкретных вопросов, направляемых руководству. - Текущее состояние статей, которые были отражены в учете на основе предварительных или неокончательных данных. - Принимались ли новые обязательства, делались ли новые займы, заключались ли договоры поручительства. - Имела ли место или планируется ли продажа активов. - Имеет ли место или планируется ли выпуск новых акций или долговых обязательств, слияние или ликвидация. - Имели ли место случаи конфискации государством активов или их гибели, например, в результате пожара или наводнения. - Произошли ли какие-либо изменения, связанные с существующими рисками или условными событиями. - Были ли внесены или рассматривается ли внесение каких-либо не типичных бухгалтерских корректировок. - Произошли ли или могут ли произойти какие-либо события, которые поставят под вопрос надлежащий характер учетной политики, использованной для подготовки финансовой отчетности, например, такие события, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность допущения о непрерывной деятельности. 6. Если аудит компонента, такого как представительство, филиал или дочернее предприятие, проводит другой аудитор, аудитору следует принять во внимание процедуры, осуществляемые другим аудитором в отношении событий, имевших место после окончания периода, а также рассмотреть вопрос о необходимости проинформировать другого аудитора о планируемой дате аудиторского отчета (заключения). 7. Если аудитору становится известно о событиях, которые оказывают существенное влияние на финансовую отчетность, аудитору следует рассмотреть, отражены ли эти события должным образом в учете и раскрыты ли они адекватно в финансовой отчетности.
Факты, обнаруженные после даты аудиторского отчета (заключения), но до выпуска финансовой отчетности
8. В обязанности аудитора не входит осуществление процедур или направление запросов в отношении финансовой отчетности после даты аудиторского отчета (заключения). В течение периода, начинающегося с даты, аудиторского отчета (заключения), до даты выпуска финансовой отчетности, ответственность за информирование аудитора о фактах, которые могут повлиять на финансовую отчетность, несет руководство субъекта. 9. Если после даты аудиторского отчета (заключения), но до выпуска финансовой отчетности аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на финансовую отчетность, аудитор должен определить, необходимо ли внести изменения в финансовую отчетность, обсудить этот вопрос с руководством и предпринять действия, являющиеся надлежащими в данных обстоятельствах. 10. Если руководство вносит изменения в финансовую отчетность, аудитору следует осуществить процедуры, необходимые в данных обстоятельствах, и предоставить руководству, новый отчет (заключение) по измененной финансовой отчетности. Новый аудиторский отчет (заключение) должен быть датирован не ранее, чем датой подписания или утверждения измененной финансовой отчетности, и, соответственно, процедуры, описанные в параграфах 4 и 5, должны быть распространены до даты нового аудиторского отчета (заключения). 11. Если руководство не вносит изменений в финансовую отчетность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторский отчет (заключение) еще не представлен субъекту, аудитору следует выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение. 12. Если аудиторский отчет (заключение) выдан субъекту, аудитору необходимо уведомить лиц, несущих ответственность за общее руководство субъектом, о том, что субъект не должен предоставлять финансовую отчетность и аудиторский отчет (заключение) по ней третьим лицам. Если впоследствии финансовая отчетность будет передана третьим лицам, аудитору должен предпринять меры, необходимые для того, чтобы такие третьи лица не полагались на аудиторский отчет (заключение). Предпринятые меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора.
Факты, обнаруженные после выпуска финансовой отчетности
13. После выпуска финансовой отчетности аудитор не несет никаких обязательств, касающихся направления любых запросов относительно этой финансовой отчетности. 14. Если, после выпуска финансовой отчетности, аудитору становится известно о факте, существовавшем на дату аудиторского отчета (заключения), вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторский отчет (заключение), аудитору следует рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра финансовой отчетности, обсудить его с руководством и предпринять действия, являющиеся надлежащими в данных обстоятельствах. 15. Если руководство пересматривает финансовую отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры, проверить действия, предпринятые руководством по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом (заключением) по ней, и представить новый отчет (заключение) по пересмотренной финансовой отчетности. 16. Новый аудиторский отчет (заключение) должен включать абзац, привлекающий внимание к аспекту, касающийся примечания к финансовой отчетности, в котором более подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленных финансовой отчетности и аудиторского отчета (заключения). Новый аудиторский отчет (заключение) должен быть датирован не ранее, чем датой утверждения пересмотренной финансовой отчетности, и, соответственно, процедуры, приведенные в параграфах 4 и 5, должны быть распространены до даты нового аудиторского отчета (заключения). Местное регулирование в некоторых странах разрешает аудитору ограничивать применение аудиторских процедур в отношении пересмотренной финансовой отчетности только влиянием последующих событий, повлекших такой пересмотр. В этих случаях новый аудиторский отчет (заключение) должен содержать указание на такое влияние. 17. Если руководство не предпринимает необходимых мер, чтобы проинформировать всех, кто получил ранее представленную финансовую отчетность и аудиторский отчет (заключение), о сложившейся ситуации и не пересматривает финансовую отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым аудитору следует уведомить лиц, несущих ответственность за общее руководство субъектом, о том, что аудитор предпринимает, необходимые для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторский отчет (заключение). Предпринятые меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора. 18. Необходимость в пересмотре финансовой отчетности и выдаче нового аудиторского отчета (заключения) может не возникнуть, если приближается дата выпуска финансовой отчетности за следующий период, при условии, что в новой отчетности будут сделаны надлежащие раскрытия информации.
Первичное предложение ценных бумаг
19. В случаях открытого размещения ценных бумаг аудитор должен принять во внимание законодательные и связанные с ними требования, предъявляемые к аудитору во всех юрисдикциях, где имеет место размещение ценных бумаг. Например, от аудитора может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур, охватывающих период до даты составления окончательного документа по размещению ценных бумаг. Это обычно включает выполнение процедур, предусмотренных в параграфах 4 и 5 и охватывающих период до даты вступления в силу окончательного документа по размещению ценных бумаг или возможно близкой к этому даты, а также чтение документа по размещению ценных бумаг на предмет соответствия содержащихся в нем сведений той финансовой информации, к которой причастен аудитор
Изменения в МСА 560 в результате пересмотра МСА 700 -вступают в силу в отношении аудиторских отчетов, датированных 31 декабря 2006 года или после этой даты
МСА 700 (Пересмотренный) «Отчет (Заключение) Независимых Аудиторов по Полному Комплекту Финансовой Отчетности Общего Назначения», опубликованный в декабре 2004 года, вызвал необходимость внесения дополнений в МСА 560. МСА 700 (Пересмотренный) и изменения в МСА 560 вступают в силу в отношении аудиторских отчетов, датированных 31 декабря 2006 года или после этой даты. Изменения представлены ниже.
Введение
1. Целью данного Международного Стандарта Аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства по ответственности аудитора относительно последующих событий. В данном МСА термин «последующие события» используется для обозначения как событий, возникающих между окончанием периода датой финансовой отчетности и датой отчета аудитора, так и фактов, обнаруженных после даты аудиторского отчета (заключения). 2. Аудитор должен рассмотреть влияние последующих событий на финансовую отчетность и аудиторский отчет. 3. Международный стандарт бухгалтерского учета 10, «Условные События и События, Происшедшие После Отчетной Даты» «События После Отчетной Даты», рассматривает отражение в финансовой отчетности как благоприятных, так и неблагоприятных событий, возникающих после окончания периода между датой финансовой отчетности (далее - «Отчетная Дата» в МСФО) и датой утверждения финансовой отчетности к публикации и идентифицирует два типа таких событий: (а) те, которые представляют дополнительные доказательства условий, существовавших на конец периода дату финансовой отчетности; (б) те, которые указывают на условия, возникшие после окончания периода после даты финансовой отчетности. 4. Следующие термины имеют значения, указанные ниже: (а) Дата финансовой отчетности - дата окончания последнего периода финансовой отчетности, которая обычно является датой последнего баланса в составе финансовой отчетности, подлежащей аудиту. (б) Дата утверждения финансовой отчетности - дата, на которую лица, наделенные соответствующими полномочиями, объявляют о том, что они подготовили полный комплект финансовой отчетности субъекта, включая необходимые примечания, и что они несут ответственность за нее. В некоторых юрисдикциях законы или регулирование определяют лиц или органы (например, директоров), которые несут ответственность за вынесение решения, что полный комплект финансовой отчетности подготовлен и предусматривают необходимый процесс утверждения данного комплекта финансовой отчетности. В других юрисдикциях процесс утверждения не предписывается законами или регулированием, и субъект следует своим собственным процедурам при подготовке и завершении своей финансовой отчетности с учетом структуры управления и руководства субъекта. В некоторых юрисдикциях необходимо окончательное утверждение акционерами до опубликования финансовой отчетности. В этих юрисдикциях окончательное утверждение акционерами не обязательно для аудиторов, чтобы заключить, что все достаточные и надлежащие аудиторские доказательства были получены. Датой утверждения финансовой отчетности в целях МСА является дата, на которую лица или органы, наделенные соответствующими полномочиями, заявляют, что полный комплект финансовой отчетности подготовлен. (в) Дата аудиторского отчета (заключения) - дата, выбранная аудитором для датирования отчета по финансовой отчетности. Аудиторский отчет не датируется раньше, чем дата, на которую аудитор получил достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, на которых будет базироваться мнение о финансовой отчетности.2 Достаточные и надлежащие аудиторские доказательства включают доказательства того, что полный комплект финансовой отчетности был подготовлен и что лица или органы, наделенные соответствующими полномочиями, объявили о своей ответственности за нее. (г) Дата выпуска финансовой отчетности - дата, когда аудиторский отчет и аудированная финансовая отчетность становятся доступными для третьих сторон. Эта дата часто является датой представления отчетности в регулирующие органы.
События, возникающие до даты аудиторского отчета (заключения)
5. Аудитор должен выполнить процедуры, предназначенные для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что все события до даты отчета аудитора, которые могут потребовать корректировок или раскрытий в финансовой отчетности, были идентифицированы. Эти процедуры выполняются в дополнение к обычным процедурам, которые могут быть применимы к конкретным операциям, возникающим после окончания периода даты финансовой отчетности, для получения аудиторских доказательств в отношении остатков счетов, наконец, периода дату финансовой отчетности, например, тестирование запасов на предмет отражения в соответствующих периодах и расчетов с кредиторами. Тем не менее, от аудитора не требуется проведения продолжительного обзора всех аспектов, по которым в результате ранее примененных процедур были получены удовлетворительные выводы. 6. Аудиторские процедуры по выявлению событий, которые могут потребовать корректировки или раскрытия в финансовой отчетности, следует выполнять как можно ближе к дате аудиторского отчета (заключения); обычно они включают следующее. - Обзор установленных руководством субъекта процедур, обеспечивающих выявление последующих событий. - Ознакомление с протоколами собраний акционеров, лиц обладающих правом управления субъектом, включая созданные комитеты, такие как аудиторский и исполнительный комитеты, проводимых после окончания периода даты финансовой отчетности, и выяснение вопросов, обсуждавшихся на собраниях, протоколы которых еще не подготовлены. - Ознакомление с самой последней, имеющейся в наличии промежуточной финансовой отчетностью субъекта и, если это считается необходимым и уместным, со сметами, прогнозами движения денежных средств и другими сопутствующими отчетами руководства субъекта. - Опрос или расширение предыдущих письменных или устных опросов юридических советников субъекта относительно судебных исков и претензий. - Опрос руководства субъекта относительно того, имели ли место какие-либо последующие события, которые могли бы повлиять на финансовую отчетность. Примеры вопросов для выяснения у руководства субъекта: - Текущее положение статей, учтенных на основе предварительных или неокончательных данных. - Имели ли место новые потенциальные обязательства, займы или гарантии. - Имела ли место или планируется ли продажа или приобретение активов. - Имели ли место или планируются ли выпуск новых акций или облигаций, заключение соглашения о слиянии или ликвидация. - Были ли какие-либо активы конфискованы государством или уничтожены, например, в результате пожара или наводнения. - Произошли ли какие-либо изменения в отношении областей риска или условных событий. - Были ли внесены или предполагается ли внесение каких-либо необычных бухгалтерских корректировок. - Возникали ли или существует ли вероятность возникновения каких-либо событий, которые поставят под вопрос надлежащий характер учетной политики, использованной в подготовке финансовой отчетности, как было бы в случае, например, если такие события ставят под сомнение действительность допущения о непрерывности деятельности. 7. Если аудит составной части, например подразделения, филиала или дочернего предприятия, проводится другим аудитором, аудитору следует рассмотреть процедуры другого аудитора в отношении событий после окончания периода даты финансовой отчетности и необходимость информирования другого аудитора о планируемой дате аудиторского отчета (заключения). 8. Когда аудитору становится известно о событиях, которые оказывают существенное влияние на финансовую отчетность, аудитор должен рассмотреть, учтены ли такие события надлежащим образом и адекватно ли они раскрыты в финансовой отчетности.
Факты, обнаруженные после даты аудиторского отчета (заключения), но до даты выпуска финансовой отчетности
9. Аудитор не несет никакой ответственности за выполнение процедур или осуществление любого запроса в отношении финансовой отчетности после даты отчета аудитора. В течение периода, с даты отчета аудитора до даты опубликования финансовой отчетности, руководство субъекта несет ответственность за информирование аудитора о фактах, которые могут повлиять на финансовую отчетность. 10. Когда после даты аудиторского отчета (заключения), но до даты выпуска финансовой отчетности аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на финансовую отчетность, аудитор должен рассмотреть, нуждается ли финансовая отчетность в поправке, обсудить этот вопрос с руководством и предпринять действие, уместное при данных обстоятельствах. 11. Когда руководство вносит поправки в финансовую отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах процедуры и предоставить руководству субъекта новый отчет по исправленной финансовой отчетности. Новый аудиторский отчет следует датировать не ранее даты подписания или утверждения исправленной финансовой отчетности, и соответственно аудиторские процедуры, указанные в параграфеах-4 и 5, следует продлить до даты нового аудиторского отчета (заключения). 12. Если руководство субъекта не вносит поправок в финансовую отчетность, в то время как аудитор считает, что их необходимо внести, и аудиторский отчет еще не представлен субъекту, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение в соответствии с МСА 701 «Модификации Отчета (Заключения) Независимого Аудитора». 13. Если аудиторский отчет (заключение) выдан субъекту, аудитору следует уведомить лиц, обладающих правом управления субъектом, о том, чтобы они не предоставляли финансовую отчетность и аудиторский отчет по ней третьим сторонам. Если впоследствии финансовая отчетность выпускается, аудитору необходимо предпринять меры для предотвращения того, чтобы третьи лица не могли полагаться на аудиторский отчет. Предпринимаемые меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юриста аудитора.
Факты, обнаруженные после выпуска финансовой отчетности
14. После выпуска финансовой отчетности аудитор не несет никаких обязательств по осуществлению любого запроса относительно такой финансовой отчетности. 15. Когда, после выпуска финансовой отчетности, аудитору становится известно о факте, существовавшем на дату аудиторского отчета (заключения), и который, если был бы известен на ту дату, мог бы послужить основанием для модификации аудитором своего отчета, аудитор должен рассмотреть, нуждается ли финансовая отчетность в пересмотре, обсудить вопрос с руководством субъекта и предпринять меры, уместные при данных обстоятельствах. 16. Когда руководство субъекта пересматривает финансовую отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры, сделать обзор предпринятых руководством субъекта шагов, чтобы убедиться, что все, кто получил ранее опубликованную финансовую отчетность вместе с отчетом аудитора по ней, проинформированы о ситуации, а также следует предоставить новый отчет по пересмотренной финансовой отчетности. 17. Новый аудиторский отчет должен включать в себя пояснительный параграф со ссылкой на примечание к финансовой отчетности, которое более широко раскрывает причину пересмотра ранее выпущенной финансовой отчетности и аудиторского отчета (заключения), предоставленного ранее. Новый аудиторский отчет следует датировать не ранее даты утверждения пересмотренной финансовой отчетности, и соответственно аудиторские процедуры, указанные в параграфах 4 и 5, обычно продлеваются до даты нового аудиторского отчета (заключения). Местное регулирование некоторых стран разрешают аудитору ограничивать аудиторские процедуры, касающиеся пересмотренной финансовой отчетности, влиянием последующего события, которое вызвало необходимость ее пересмотра. В таких случаях новый аудиторский отчет должен содержать утверждение этого влияния. 18. Когда, руководство субъекта не предпринимает необходимых мер, для удостоверения в том, что все, кто получил предварительно опубликованную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом по ней, проинформированы о ситуации, и не пересматривает финансовую отчетность в случае, когда аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить лиц, обладающих правом управления субъектом о том, что аудитором будут предприняты меры, предотвращающие дальнейшее доверие к аудиторскому отчету. Предпринятые меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора. 19. Пересмотр финансовой отчетности и опубликование нового аудиторского отчета (заключения) могут не потребоваться в случае приближения сроков опубликования финансовой отчетности за следующий период при условии, что в такой финансовой отчетности будет раскрыта надлежащая информация.
Публичное предложение ценных бумаг
20. В случаях публичного предложения ценных бумаг аудитор должен рассмотреть все юридические и сопутствующие требования, применимые к аудитору по всем юрисдикциям, в которых имеет место предложение ценных бумаг. Например, от аудитора может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур к дате окончательного проспекта эмиссии. Эти процедуры обычно включают выполнение аудиторских процедур, указанных в параграфах 4-5 и 5-6 вплоть до даты вступления в силу окончательного проспекта эмиссии или как можно ближе к этой дате, а также ознакомление с проспектом эмиссии для оценки последовательности прочей информации в проспекте с финансовой информацией, с которой ассоциируется аудитор.
21. Этот МСА выступает в силу в отношении аудиторских отчетов, датированных 31 декабря 2006 года или после этой даты.
_______________ 2В редких случаях законы или нормативные акты также определяют этап в процессе представления финансовой отчетности, когда предполагается завершение аудита. 3В первоначальном варианте МСА не была указана дата вступления в силу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |