|
|
|
Закон Республики Казахстан
Авторы- Партнер Юридической фирмы «GRATA», С. Ахметова, и юрист, Департамент Коммерческого права Юридической фирмы «GRATA» Д. Самат, рассмотрели официальную редакцию данных изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27.01.1996 г.
24 октября 2007 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», № 2-IV ЗРК (далее - «Закон»), который вносит следующие основные изменения и дополнения в Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27.01.1996 г.: 1) в случаях, предусмотренных Законом, Компетентный орган наделяется правом требовать внесения изменений и/или дополнений в условия контракта; 2) в случае несогласия недропользователя внести соответствующие изменения и/или дополнения, Компетентному органу по инициативе Правительства РК предоставляется право отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта; 3) Законом придается обратная сила в части ранее заключенных контрактов на добычу или совмещенную разведку и добычу в отношении участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение. Согласно статье 2 Закона, он вводится в действие со дня его официального опубликования. В целом согласно Пояснительной записке от Депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан данный Закон разработан в целях защиты национальных интересов Республики Казахстан в области недропользования. Как отмечают некоторые представители государственных органов, «государство не преследует цель все национализировать и экспроприировать. Цель государства заключена в надлежащем исполнении закона и контрактов. В конце 90-х годов государство не вносило изменения и не проверяло контракты, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность Республики Казахстан. Новый законопроект защищает Республику Казахстан в случае выявления нарушений контрактов недропользователями, т.е. позволяет внести изменения в контракт или отозвать его». При этом, представители Парламента РК полагают, что с принятием данного Закона Казахстан останется привлекательным для инвесторов: если уйдут одни инвесторы, то придут другие, которые согласятся с условиями законодательства и предлагаемыми изменениями в контракты. 1.Вносимые изменения и дополнения касаются участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение. Перечень таких участков недр (месторождений) согласно Закону будет утверждаться Правительством РК. Самим Законом «О недрах и недропользовании» и новым Законом понятие таких участков недр (месторождений) не дается. В связи с этим, следует руководствоваться другими нормативными правовыми актами, имеющими отношение к определению стратегических объектов, стратегических отраслей экономики. Так, 16.08.2007 г. введен в действие Закон РК «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения интересов государства в сфере экономики» от 07.08.2007 г. № 321-III. Согласно указанному закону впервые внесены дополнения в Гражданский Кодекс Республики Казахстан (далее - «ГК РК») определяющие понятие «стратегические объекты». Согласно ст.193-1 ГК РК стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан. Согласно ГК РК к стратегическим объектаммогут быть отнесены: · магистральные железнодорожные сети; · магистральные нефтепроводы и газопроводы; · национальная электрическая сеть; · магистральные линии связи; · национальная почтовая сеть; · международные аэропорты; · морские порты, имеющие статус международного значения; · аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением; · устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства; · объекты использования атомной энергии; · объекты космической отрасли; · водохозяйственные сооружения; · автомобильные дороги общего пользования; а также · пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты; · пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты. Таким образом, в ГК РК месторождения или участки недр прямо не указаны в числе стратегических объектов. Но само определение стратегического объекта, указанное в ГК РК, позволяет отнести какое-либо месторождение к стратегическому объекту, если такое месторождение имеетсоциально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будет оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан. Помимо определения «стратегические объекты» законодательством РК (Законом РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение» от 04.11.2003 г. № 490-II) определено понятие «стратегических отраслей экономики». Так, согласно пп.3 ст.1 указанного закона к отраслям экономики, имеющим стратегическое значение, относятся: · добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых (угля, нефти, газа, урана и металлических руд); · машиностроение; · химическая промышленность; · транспорт и связь; · производство и распределение электроэнергии; · а также отрасли, производящие продукцию военно-промышленного назначения. Как видно, операции по недропользованию в отношении угля, нефти, газа, урана и металлических руд относятся законодательством к отраслям экономики, имеющим стратегическое значение. Таким образом, четкого и однозначного определения понятия «стратегическое значение», применимого к месторождениям и участкам недр, не дается ни в одном нормативном правовом акте. Следовательно, согласно действующему законодательству РК и Закону, участки недр (месторождений), имеющие стратегическое значение, будут определяться и утверждаться Правительством РК только на свое усмотрение. Учитывая, что перечень участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение, утверждается Правительством РК, которое может изменять этот перечень время от времени, любой недропользователь находится под риском применения норм Закона, тем более, что этот Закон имеет обратную силу на ранее заключенные контракты (см. ниже). Также хотели бы отметить, что 21.08.2007 г. было принято Постановление Правительства РК «Об образовании Межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей». Согласно указанному Постановлению Правительство РК утвердило состав Межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей, которая должна выработать предложения по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей Республики Казахстан. Возможно данная комиссия будет вносить предложения по отнесению тех или иных месторождений к числу Стратегически значимых. 2. Возможность одностороннего отказа Компетентного органа от исполнения контракта. Согласно Закону в случае, «если действия недропользователя при проведении операций по недропользованиюв отношении участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение, приводят к существенному изменению экономических интересов Республики Казахстан, которые создают угрозу национальной безопасности, Компетентный орган вправе потребовать изменение и/или дополнение условий контрактов с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан». Компетентный орган вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, в случае если недропользователь не поддерживает инициативу Компетентного органа об изменении и/или дополнении условий контракта. А именно, контракт может быть расторгнут в любом из следующих случаев: 1) если в течение 2 месяцев со дня получения уведомления от Компетентного органа недропользователь не дает письменного согласия на переговоры по изменению и/или дополнению условий контракта либо отказывается от переговоров; 2) если в течение 4 месяцев с даты получения согласия недропользователя на ведение переговоров не достигнуто соглашение по изменению и/или дополнению условий контракта; 3) в течение 6 месяцев с даты достижения согласованного решения по восстановлению экономических интересов Республики Казахстан не подписаны изменения и/или дополнения в условия контракта. При этом, дополнения, вносимые в статью 45-3 Закона РК «О недрах и недропользовании», позволяют Компетентному органу не использовать стандартную судебную процедуру расторжения контракта как указано в ГК РК. То есть достаточно принятия собственного решения Компетентного органа для расторжения контракта в одностороннем порядке. Таким образом, Законом предусматривается расширение перечня оснований расторжения контракта на недропользование. Но, тем не менее, основным критерием для одностороннего отказа от исполнения контракта на недропользование является существенное изменение экономических интересов государства. Однако на данный момент нет четкого и однозначного определения таких понятий как «существенное изменение» и «экономические интересы» ни в самом Законе «О недрах и недропользовании», ни в новом Законе, определения вышеуказанных понятий. В связи с этим, возможно, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, имеющими отношение к определению экономические интересы. Единственное определение, закрепленное законодательно - это «экономическая безопасность», указанное в ст.1 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26.06.1998 г. Экономическая безопасность - это состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость. Однако, и данное определение экономической безопасности не является четким и однозначным, что позволяет государственным органам использовать это определение так, как это удобно государству. В связи с изложенным, можно сделать вывод, что вышеуказанные понятия, «существенное изменение» и «экономические интересы» также будут определяться на усмотрение государственных органов отдельно в каждом конкретном случае. 3.Обратное действие новых норм. Изменения и дополнения, указанные в новом Законе, распространяются на ранее заключенные контракты на добычу или совмещенную разведку и добычу. Данное дополнение об обратной силе закона не противоречит действующему законодательству Республики Казахстан. Так, в частности в соответствии с п.2 ст. 383 ГК РК, если после заключения договора законодательством устанавливаются обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда законодательством установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Обращаем Ваше внимание, чтоизменения и дополнения, указанные в новом Законе, распространяется на ранее заключенные контракты, а именно: 1. контракты на добычу; или 2. совмещенную разведку и добычу. При этом хотели бы отметить, что данный перечень является исчерпывающим. Соответственно, данные изменения и дополнения, указанные в новом Законе, не распространяютсянаконтракт на разведку, который является одним из видов контрактов на проведение операций по недропользованию. В отношении контрактов, на которые может повлиять данный Закон, хотели бы обратить внимание на принятое 23.08.2007 г. Распоряжение Премьер-министра РК «О создании рабочей группы для выработки предложений по пересмотру контрактов на недропользование». Вышеуказанное Распоряжение Премьер-министра РК предусматривает создание рабочей группы. Которая должна была: 1. провести анализ всех контрактов на недропользование; 2. в срок до 1 октября 2007 г. выработать и внести в Правительство РК предложения по внесению изменений и дополнений в контракты на недропользование для восстановления первоначальных экономических интересов сторон.
В целом можно отметить, что изменения и дополнения, предлагаемые новым Законом, действительно разработаны в целях защиты национальных интересов Республики Казахстан. Однако новые изменения и дополнения требуют более детального анализа правовых последствий и правовой регламентации, например, в части определения самых важных понятий данного Закона «существенное изменение экономических интересов Республики Казахстан», «участки недр (месторождений) имеющих стратегическое значение». Необходимо учитывать, что нормы нового Закона могут быть применены к любому действующему недропользователю, не смотря на размеры месторождения, запасы, давность заключения контракта, экономической ситуации и интересов сторон на момент заключения контракта. При этом, в случае расторжения государством контракта в одностороннем порядке, в новом Законе не предусматривается компенсации недропользователю затрат на выполненные операции по недропользованию. В отношении, вышеуказанной процедуры расторжения контракта, мы рекомендуем недропользователям в целях защиты своих прав и интересов не игнорировать предложения Компетентного органа по изменению и/или дополнению условий контракта. Мы полагаем, что недропользователям желательно активно участвовать в процессе проведения переговоров, а также привлекать юридических, финансовых и иных консультантов (специалистов), чтобы найти взаимовыгодные и приемлемые условия проведения дальнейших операций по недропользованию.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |