|
|
|
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 года № 365-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.06.2022 г.)
О внесении изменений см. Закон РБ от 08.01.24 г. № 349-З (см. сроки вступления в силу).
Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года Одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года
РАЗДЕЛ І ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь состоит из настоящего Кодекса* и иных актов законодательства Республики Беларусь, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания наказания, а равно применения иных мер уголовной ответственности. ______________________________ *Части статей (за исключением имеющих одну часть) в настоящем Кодексе нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей - арабскими цифрами со скобкой.
Статья 2. Задачи и содержание уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь в соответствии с целями уголовной ответственности имеет своими задачами регулирование исполнения и отбывания осужденными наказания и иных мер уголовной ответственности, определение средств достижения целей уголовной ответственности и социальной адаптации осужденных в процессе ее реализации, защиту прав и законных интересов осужденных. 2. В соответствии с поставленными задачами настоящий Кодекс устанавливает общие положения и принципы исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь; порядок и условия исполнения и отбывания указанных мер уголовно-правового воздействия, а также применения в отношении осужденных средств исправительного и профилактического воздействия; правовое положение осужденных и систему гарантий защиты их прав и законных интересов; порядок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а равно участия государственных органов, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным в социальной адаптации. 3. Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления в пределах своей компетенции вправе принимать основанные на законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности. Этими нормативными правовыми актами не могут устанавливаться ограничения для осужденных, если таковые не предусмотрены законом.
Статья 3. Уголовно-исполнительное законодательство и международно-правовые акты 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Республики Беларусь, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными. 2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем те, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь, то применяются непосредственно правила международного договора, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта. 3. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, принципами и нормами международного права уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Статья 4. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и времени 1. Исполнение наказания и иных мер уголовной ответственности на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь. 2. Порядок и условия исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности определяются уголовно-исполнительным законодательством, действующим во время их применения.
Статья 5. Основания исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности 1. Основаниями исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности являются обвинительный приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а равно акт амнистии или акт помилования. 2. Органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, не позднее десяти суток после получения распоряжения суда с копией либо выпиской из приговора (определения, постановления) извещают суд о принятии его к исполнению.
Статья 6. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием.
Статья 7. Исправление осужденных и его основные средства 1. Применение наказания и иных мер уголовной ответственности имеет целью исправление осужденных и предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и другими лицами. 2. Исправление осужденных - это формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни. 3. Основными средствами достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение осужденными образования, общественное воздействие. 4. Средства исправления осужденных применяются с учетом форм реализации уголовной ответственности, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
Статья 8. Основы правового положения осужденных 1. Государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечивает установленные законом условия применения наказания и иных мер уголовной ответственности в отношении осужденных, гарантии социальной справедливости, их социальную, правовую и иную защищенность. 2. При исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осужденным гарантируются права и свободы граждан Республики Беларусь с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Республики Беларусь. Осужденные не могут быть освобождены от выполнения своих гражданских обязанностей, за исключением установленных законом случаев. 3. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и выполняют обязанности, которые установлены законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Республики Беларусь. 4. Права и обязанности осужденных, а также их ограничение определяются исходя из порядка и условий исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности.
Статья 9. Основные обязанности осужденных 1. Осужденные к наказанию и иным мерам уголовной ответственности должны выполнять обязанности, установленные уголовно-исполнительным законодательством в отношении порядка и условий отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, законные требования органов и учреждений, исполняющих данные меры уголовно-правового воздействия, являться по их вызову и давать объяснения по вопросам исполнения приговора. В случае неявки по вызову осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. 2. Осужденные обязаны вежливо относиться к работникам органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, как во время пребывания осужденных в указанных органах и учреждениях, так и во время посещения их работниками этих органов по месту жительства, работы или учебы. 3. Осужденные, за которыми в течение срока судимости осуществляется профилактическое наблюдение, обязаны предварительно уведомлять орган, осуществляющий профилактическое наблюдение, об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца, являться в указанный орган по его вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни. 4. Осужденному, не выполняющему возложенные на него обязанности, может быть объявлено официальное предупреждение.
Статья 10. Основные права осужденных 1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенных судом наказания и иных мер уголовной ответственности. Администрация органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их со всеми ее изменениями. 2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны работников органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. Осужденные не должны подвергаться жестокому, бесчеловечному либо унижающему их достоинство обращению. Меры принуждения к ним могут быть применены не иначе как на основании закона. 3. Осужденные не могут быть подвергнуты медицинским или иным опытам независимо от их согласия. 4. Исключена. 5. Осужденные, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться в администрацию органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, суд, прокуратуру с предложениями, заявлениями и жалобами на белорусском, русском либо других языках, которыми они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на одном из государственных языков Республики Беларусь с переводом на язык обращения. 51. Осужденные, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, вправе обращаться в государственные органы и иные организации, не указанные в части 5 настоящей статьи, к индивидуальным предпринимателям в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц. 6. Осужденные имеют право на охрану здоровья. Медицинская помощь осужденным может оказываться в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организации здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 61. Осужденные имеют право на занятие физической культурой и спортом. 7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 8. Для получения юридической помощи осужденные имеют право пользоваться услугами адвокатов или иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. 9. Осужденные иностранные граждане имеют право в установленном порядке поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Республике Беларусь, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Республике Беларусь, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя защиту их интересов, или с межгосударственными органами и международными организациями, занимающимися защитой указанных осужденных. 10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь. 11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Статья 11. Право осужденных на личную безопасность 1. Осужденные имеют право на личную безопасность. 2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного, отбывающего наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок (далее - лишение свободы) или пожизненного лишения свободы, он вправе обратиться с заявлением об обеспечении личной безопасности к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание. В этом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности осужденного. 3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части 2 настоящей статьи наказания, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
Статья 12. Обеспечение свободы вероисповедания осужденных 1. Осужденным гарантируется свобода вероисповедания. 2. В учреждениях, исполняющих наказание, осужденным разрешается единолично или совместно с другими осужденными исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов, не запрещенных законом. В этих целях осужденные могут приобретать предметы культа и религиозную литературу и пользоваться ими. Для отправления религиозных культов, ритуалов и обрядов администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение (здание). При отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов не должны нарушаться Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также права других осужденных. 3. Осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений. По просьбе осужденных, отбывающих арест, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, а равно осужденных к смертной казни к ним приглашаются священнослужители. 4. К осужденным, содержащимся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах исправительных учреждений, а также в помещениях камерного типа колоний, священнослужители допускаются по разрешению и в порядке, определяемом администрацией учреждения.
Статья 13. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения 1. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной форме. Они рассматриваются администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. 2. Предложения, заявления и жалобы осужденных к наказаниям в виде ареста, лишения свободы, пожизненного лишения свободы и смертной казни, адресованные в органы и организации, индивидуальным предпринимателям, которые указаны в частях 5 и 51 статьи 10 настоящего Кодекса, направляются через администрацию учреждений, исполняющих наказание. 3. Осужденные к иным видам наказания и мерам уголовной ответственности направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно. 4. Предложения, заявления и жалобы осужденных, указанных в части 2 настоящей статьи, адресованные в органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за деятельностью учреждений, исполняющих эти наказания, цензуре не подлежат и не позднее суток (за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими) направляются по назначению. 5. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Республики Беларусь сроки и принятые решения довести до сведения осужденных через администрацию учреждений, исполняющих наказание. 6. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, не приостанавливают их исполнение.
ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 14. Органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности 1. Наказание в виде общественных работ и ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. 2. Наказание в виде штрафа, а также специальная конфискация имущества исполняются органами принудительного исполнения, если иное не предусмотрено законодательными актами. 3. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства или работы осужденного, исправительным учреждением открытого типа или исправительным учреждением. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией по месту работы осужденного, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности. 4. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту работы осужденного. 5. Наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы. 6. Наказание в виде лишения воинского или специального звания исполняется соответствующими органами или должностными лицами, присвоившими эти звания. 7. Наказание, назначенное военнослужащим, исполняется: ограничение по военной службе - командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах военной комендатуры для военнослужащих. 8. Контроль за поведением осужденных с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания и без назначения наказания осуществляют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства указанных лиц; 81. Контроль за поведением военнослужащих, осужденных с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания и без назначения наказания, осуществляется командованием воинских частей. 82. Профилактическое наблюдение и превентивный надзор осуществляют территориальные органы внутренних дел по месту жительства лиц, за которыми осуществляется профилактическое наблюдение или установлен превентивный надзор. 9. Контроль и профилактическое наблюдение за исполнением мер уголовной ответственности, не связанных с применением наказания, в отношении несовершеннолетних осужденных возлагаются на инспекции по делам несовершеннолетних по месту жительства осужденных. 10. Порядок деятельности территориальных органов внутренних дел по исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности в части, не урегулированной настоящим Кодексом, а также формы документов, используемые при исполнении наказаний и иных мер уголовной ответственности, определяются Министерством внутренних дел Республики Беларусь. 11. Работники органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, проходят подготовку в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных, являющихся инвалидами.
Статья 15. Уведомление о месте отбывания наказания О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана не позднее трех суток со дня его прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного на основании его письменного заявления.
Статья 16. Применение к осужденным принудительных мер безопасности и лечения 1. В отношении лиц, осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному лишению свободы и страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), или признанных уменьшенно вменяемыми осужденных учреждения, исполняющие наказание, применяют принудительные меры безопасности и лечения, назначенные судом. 2. Исключена. 3. В отношении осужденных к иным наказаниям и мерам уголовной ответственности назначенные судом принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту их жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения. 4. Если во время отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности будет установлено, что осужденный страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, является лицом, страдающим психическим расстройством (заболеванием), или признан уменьшенно вменяемым, орган или учреждение, исполняющие указанные меры уголовно-правового воздействия, направляют в суд представление о назначении такому осужденному принудительных мер безопасности и лечения. 5. В отношении осужденных к наказаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, больных активной формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим наказание, в установленном порядке применяется обязательное лечение.
Статья 17. Контроль государственных органов 1. Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. 2. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Республики Беларусь.
1. Учреждения, исполняющие наказание, уведомляют суд, постановивший приговор, о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного лишения свободы. 2. Органы и учреждения обязаны уведомлять суд, постановивший приговор, об исполнении наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, смертной казни, а также о специальной конфискации имущества. 3. Органы, которые в соответствии с приговором о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности, а равно исполнить приговор в части лишения осужденного воинского или специального звания, уведомляют суд об исполнении приговора. 4. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, суд контролирует исполнение наказания и иных мер уголовной ответственности при решении вопросов: 1) условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким наказанием; 2) изменения вида исправительного учреждения осужденному, отбывающему наказание в виде лишения свободы; 2.1) перевода осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа для отбывания наказания в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа; 3) замены несовершеннолетнему осужденному принудительной меры воспитательного характера на более строгую; 4) установления дополнительных запретов для несовершеннолетнего осужденного, которому назначена принудительная мера воспитательного характера в виде ограничения свободы досуга; 5) досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательномучреждении; 6) установления, продления, прекращения превентивного надзора, а также изменения требований превентивного надзора, предусмотренных частью 8 статьи 80 Уголовного кодекса Республики Беларусь; 7) отмены отсрочки исполнения наказания или условного неприменения наказания; 8) применения сроков давности исполнения обвинительного приговора. 5. В порядке, установленном законодательством, суд рассматривает жалобы на действия администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.
Статья 19. Ведомственный контроль вышестоящих органов Ведомственный контроль вышестоящих органов за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
Статья 20. Прокурорский надзор за исполнением законодательства Прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 21. Контроль и участие общественных объединений в работе органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности 1. На основании и в порядке, предусмотренных законодательством, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. 2. Общественные объединения принимают участие в исправлении осужденных, а также оказывают содействие в работе органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности. 3. В исправлении осужденных, а также в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, участвуют наблюдательные комиссии при местных исполнительных и распорядительных органах, а в отношении несовершеннолетних осужденных - и комиссии по делам несовершеннолетних. Порядок деятельности наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних определяется законодательством Республики Беларусь.
Статья 22. Посещение учреждений, исполняющих наказание 1. При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения, исполняющие наказание, без специального разрешения имеют право: 1) Президент Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; 2) Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители, а также уполномоченные ими прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказания на соответствующей территории; 3) должностные лица органов управления учреждениями, исполняющими наказание; 4) председатели, заместители председателей и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь, судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения, исполняющие наказание; 5) депутаты местных Советов депутатов и члены комиссий местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, в пределах соответствующих территорий. 2. Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, по разрешению администрации этих учреждений или соответствующих вышестоящих органов управления учреждениями, исполняющими наказание. 3. Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, разрешаются администрацией учреждений или вышестоящими органами управления учреждениями, исполняющими наказание, с письменного согласия самих осужденных. 4. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность учреждений и охрану осужденных, осуществляется с разрешения администрации учреждений или вышестоящих органов управления учреждениями, исполняющими наказание.
РАЗДЕЛ ІІ ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 4 ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
Статья 23. Порядок исполнения наказания в виде общественных работ 1. Наказание в виде общественных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. 2. Осужденные к общественным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией либо выпиской из приговора (определения, постановления). 3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид общественных работ, согласовывают с местными исполнительными и распорядительными органами перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы, контролируют поведение осужденных, организуют и проводят воспитательную работу с осужденными, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени, принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по их вызову, проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных. Порядок организации и проведения воспитательной работы с осужденными к общественным работам определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Статья 24. Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ 1. Осужденные к общественным работам обязаны работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и другие службы территориального органа внутренних дел в указанный срок для проведения бесед, посещения воспитательных мероприятий, а также дачи письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием наказания, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. 2. Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы, каникул на протяжении учебного года не приостанавливает исполнения наказания в виде общественных работ. 3. В случае предоставления осужденному в период отбывания общественных работ социальных отпусков в связи с получением образования или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по уважительным причинам личного и семейного характера исполнение данного наказания приостанавливается на период указанных отпусков. Осужденный в этих случаях обязан уведомить уголовно-исполнительную инспекцию по месту отбывания наказания о получении им соответствующего отпуска и представить необходимое подтверждение этого. 4. В случае возникновения в период отбывания осужденным общественных работ обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 49 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.
Статья 25. Исчисление срока наказания в виде общественных работ 1. Срок наказания в виде общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный отбывал общественные работы. 2. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не обучается или не занят на основной работе, а по просьбе осужденного - восьми часов; в рабочие дни, дни проведения учебных занятий (занятий) - двух часов до или после окончания работы или учебы, а по просьбе осужденного - четырех часов. Осужденными, не получающими образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |