|
|
|
ИЗВЛЕЧЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ К ОТДЕЛЬНЫМ СУДЕБНЫМ АКТАМ[1]
Ильясова К.М., доктор юридических наук; Казиева Г.Т., кандидат юридических наук.
6) «Согласно ст. 261 ГК РК, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело нрава его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя лишь в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого либо выбыло из владения иным путем помимо их воли. Между тем, судом достоверно установлено, что истец (А) оставила свое имущество в 1994 году, выехала на постоянное место жительство в другое государство, действия ее определенно свидетельствуют об оставлении квартиры и отсутствия интересов и намерения сохранить право собственности на нее. При таких обстоятельствах, основания для утверждения представителем истца, что квартира из обладания истины выбыла помимо воли, отсутствуют.»
Из материалов дела следует, что истица (А) обратилась в суд к (B), (C) и (D) о признании сделок купли-продажи квартиры недействительными, выселении (C) со всеми членами семьи. Постановлением апелляционной инстанции от 2 июля 2010 года исковые требования истицы (А) в части выселения (С) с членами семьи из спорной квартиры и признании недействительным договора от 11.11.2006 г., направлено на новое рассмотрение. Представитель ответчика (C), действующая на основании доверенности от 25.01.2010 года исковые требования не признала и пояснила, что (С) приобрел квартиру по объявлению, на момент приобретения квартиры правоустанавливающие документы на квартиру не вызывали сомнения, о притязании третьих лиц он не знал, квартира находилась в аварийном состояний, был сделан ремонт и квартира была приведена в состояние, пригодное для проживания. Ответчик (С) в указанной квартире проживает с семьей с момента приобретения по настоящее время, уже пятый год, несет бремя содержания. За время проживания ответчика (С) истица (А) с какими-либо требованиями к нему не обращалась. Просит в удовлетворении исковых требований истицы отказать. Судом установлено, что спорная квартира по договору приватизации от 05.04.1994 г. принадлежала супругам, истице (А) и ее мужу (Е). Указанная квартира была продана ответчику (B) по договору купли-продажи №5458 от 05.08.2006 г. по доверенности от 22.11.2005 г. на имя (К), которой передоверил свои полномочия по доверенности от 07.07.2004 г. (№). Решением суда от 04 мая 2010 года доверенность №7-1533 от 07.07.2004 года и доверенность № 7495 от 22.11.2005 года, договор купли-продажи № 5458 от 05.08.2005 года признаны недействительными. Из материалов гражданского дела усматривается, что договор купли-продажи № 10696 от 11.11.2006 г. квартиры был заключен между (В) и (С). (С), покупая квартиру у (В) проверил все правоустанавливающие документы на квартиру. Истица (А) оставила квартиру в 1994 году и на протяжении 16 лет не проявляла интереса к своей собственности, не несла бремя содержания, квартира находилась в антисанитарном состоянии, причиняла вред соседям. Суд приходит к выводу, что доводы истицы (А) являются неубедительными, так как с ее стороны имелось проявление небрежного отношения к квартире. Об этом свидетельствуют установленные в суде обстоятельства: уехала в 1994 году в Россию на постоянное место жительства, большая задолженность по коммунальным услугам, нахождение квартиры в аварийном состоянии, проживание в квартире неизвестных лица, которые устроили пожар, не интересовала истицу (А) и она не принимала участия по бремени содержанию квартиру, и её не интересовала судьба собственности. О том, что в квартире проживают другие люди, а вещи отца (мужа истицы) выброшены, истица (А) узнала от сына в 2005 г. и, будучи юристом, как собственник квартиры истица не предприняла никаких мер по возврату квартиры. На основании изложенного, суд признал, что в соответствии со ст. 261 Г К РК приобретатель является добросовестным, если он не знал и не должен был знать, что приобретает имущество у лица, не имевшего права его отчуждение. Согласно ч. 1 ст. 261 ГК у добросовестного приобретателя имущество может быть истребовано только в случаях, когда имущество утеряно собственником, правило которого предполагает, что приобретатель знает отчуждателя вещи и может предъявить ему иск о возмещении убытков. Ввиду признания первичной сделки недействительной, договора купли-продажи от 05.08.2006 года между (А) и (В), суд считает, что необходимо применить требования ст. 157 ГК РК о приведении сторон в первоначальное положение, а при невозможности возврата в натуре возместить стоимость в деньгах. Суд приходит к выводу, что наличие каких-либо законных препятствий между (В) и (С) для заключения сделки материалами дела не доказано, напротив согласно имеющихся справок с Департамента юстиции каких-либо обременений на данную квартиру не было зарегистрировано и на момент заключения договора купли-продажи от 11.11.2006 г. не имелось, что согласуется с требованиями ст.406 1 ГК РК. Суд не согласился с доводами истицы, что договор купли-продажи от 11.11.2006 года заключенный между (В) и (С) недействительный. Договор купли-продажи между (В) и (С) оформлен надлежащим образом, произведена регистрация в Департаменте юстиции. С момента приобретения спорной квартиры (С) несет бремя содержания, оплачивает коммунальные платежи и налоги. На основании изложенного суд решил, в удовлетворении исковых требований (А) к (С) о выселении с членами семьи и признании недействительным договора от 11.11.2006 г. купли-продажи квартиры отказать. Из изложенных обстоятельств дела следует, что одним из аргументов суда при отказе в удовлетворении требования истицы (А) о признании договора купли-продажи квартиры от 11.11.2006 г. недействительной является то, что истица (А) оставила свое имущество в 1994 году, выехала на постоянное место жительство в другое государство, действия ее определенно свидетельству об оставлении квартиры и отсутствия интересов и намерения сохранить право собственности на нее. При таких обстоятельствах, основания для утверждения представителем истца, что квартира из обладания истины выбыла помимо воли, отсутствуют. Между тем, мы полагаем с учетом изложенных обстоятельств дела, что оснований для отказа в признании договора купли-продажи недействительным и выселении ответчика (С) со всеми проживающими членами семь по данному основанию нет. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 261 ГК РК имущество не может быть истребовано от добросовестного приобретателя, который приобрел имущество возмездно, только в том случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Статья 261 ГК РК регулирует отношения по возврату вещи из чужого незаконного владения по иску собственника, утратившего владение вещью. Из изложенных положений указанной статьи следует, что не подлежит удовлетворению иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику при указанных обстоятельствах. Между тем, из материалов дела следует, что истицу (А) нельзя признать собственником, утратившим владение вещью, поскольку в регистрационной системе нет записи о регистрации на нее права собственности. Более того, из материалов дела следует, что истицей был предъявлен иск о признании первоначальной и последующей сделки недействительной. Соответственно, последствия признания сделки недействительной предусмотрены в пунктах 3-7 ст. 157 ГК РК. При этом в случае признания сделки недействительной при восстановлении сторон в первоначальное положение добросовестность приобретателя значения не имеет. Помимо изложенного, из материалов дела следует, что решением суда договор купли-продажи квартиры от 05.08.2005 г. и доверенности, на основании которых заключен указанный договор, признанны судом недействительными. В таком случае, не ясно, что является основанием возникновения права собственности на квартиру у ответчика (В). Признание договора купли-продажи, заключенного между (А) и (В) на основании доверенностей, в последующем признанных недействительными, означает, что (В) не является собственником спорной квартиры. Соответственно, не будучи собственником квартиры, он не может наделить на основании договора купли-продажи правом собственности другое лицо (С). Отказывая в удовлетворении иска о признании договора купли-продажи между (В) и (С), суд не учел, что на основании договора купли-продажи от 05.08.2005 г., признанного недействительным, (В) не может быть продавцом данного имущества. Кроме того, мы полагаем, что аргументы суда о выбытии квартиры из владения собственника по его воле нельзя признать обоснованными. В соответствии со ст. 250 ГК РК гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до момента приобретения права собственности на данное имущество другим лицом. Согласно п. 1 ст. 242 ГК РК такое имущество признается бесхозяйным. В соответствии с п. 3 ст. 242 ГК РК бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению местных исполнительных органов городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, на территории которых они выявлены. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет местный исполнительный орган обращается в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в коммунальную собственность. Согласно п. 2 ст. 242 ГК РК, если это не исключается правилами о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 243 настоящего Кодекса), о находке (статья 245 настоящего Кодекса), о безнадзорных животных (статья 246 настоящего Кодекса) и клада (статья 247 настоящего Кодекса), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (статья 240 настоящего Кодекса). Из обстоятельств дела следует, что спорное имущество не было поставлено на учет как бесхозяйное имущество. На основании изложенного, считаем, что при наличии основании для признания квартиры бесхозяйной, право собственности на такое имущество может быть приобретено в соответствии со ст. 242 ГК РК в силу приобретательной давности. Однако, иск о признании права собственности по указанному основанию в суд не был подан.
7. Согласно ст.1 Закона РК «Об иностранных инвестициях» предприятием с иностранным участием признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории республики Казахстан и выступающее в форме иностранного предприятия или совместного предприятия. Иностранное предприятие - предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, полностью принадлежащее иностранному инвестору. Иностранные инвестор - это иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Республики Казахстан, имеющие постоянное место жительства за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Из приведенных положений закона следует, что понятия «иностранный гражданин» и «иностранный инвестор» не тождественны. По смыслу закона иностранный гражданин может быть признан иностранным инвестором только в том случае, если он зарегистрирован для ведения хозяйственной деятельности в стране, гражданином которой он является. В постановлении суда надзорной инстанции указывается на то, что гражданин «А», являясь гражданином Республики Таджикистан, постоянно проживая на территории Республики Казахстан, в 1998 году обратился в управление юстиции для регистрации учрежденного им ТОО. 23 июня 1998 года Управление юстиции области зарегистрировало ТОО как юридическое лицо с иностранным участием. Считая, что регистрация ТОО в качестве юридического лица с иностранным участием противоречит закону, учредитель ТОО гражданин «А» предъявил в суд иск к Управлению юстиции об отмене решения о регистрации ТОО как иностранного предприятия. Областной суд решением от 30 мая 2001 года признал приказ Управления юстиции области и свидетельство о государственной регистрации ТОО от 23 июня 1998 года как предприятия с иностранным участием незаконными. Этим же решением на Управление юстиции области возложена обязанность по устранению в полном объеме допущенного нарушения прав гражданина «А» путем выдачи свидетельства о государственной регистрации ТОО, соответствующего нормам действующего законодательства. Определением суда надзорной инстанции от 18 июля 2001 года решение областного суда, вынесенное по данному делу, оставлено без изменения, так как каких-либо доказательств, подтверждающих регистрацию гражданином «А» хозяйственной деятельности в Республике Таджикистан, ответчиком не представлено. Соответственно, суд надзорной инстанции решил, что вывод суда первой и второй инстанции о незаконности регистрации ТОО как предприятия с иностранным участием является правильным. Действительно, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 266-XIII «Об иностранных инвестициях» (далее - Закон об иностранных инвестициях) в редакции, действовавшей на 23 июня 1998 года, т.е. на момент государственной регистрации ТОО (с изм. и доп. от 22.04.98 г. № 221-1), предприятие с иностранным участием определялось как юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и выступающее в форме иностранного предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, или совместного предприятия, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит иностранному инвестору. В свою очередь, согласно положениям ст. 1 Закона об иностранных инвестициях в качестве иностранных инвесторов могли выступать: - иностранные юридические лица; - иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Республики Казахстан, имеющие постоянное место жительства за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства; - иностранные государства; - международные организации; - юридические лица Республики Казахстан, в отношении которых иностранные инвесторы имеют право определять решения, принимаемые такими юридическими лицами. Следовательно, физические лица могут выступать в качестве иностранных инвесторов, если они представлены иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Республики Казахстан, имеющими постоянное место жительства за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. В то же время следует отметить, что анализ положений законодательства РК о государственной регистрации юридических лиц позволяет сделать вывод о том, что условие о регистрации для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства в отношении иностранных граждан не установлено. Так, согласно ч. 5 ст. 6 Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Указ о государственной регистрации) в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации ТОО, для регистрации юридических лиц с иностранным участием и учетной регистрации их филиалов и представительств требуется представление дополнительных документов в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «Об иностранных инвестициях». Пунктом 1 ст. 16 Закона об иностранных инвестициях государственная регистрация предприятий с иностранным участием производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан для регистрации юридических лиц Республики Казахстан. Согласно пункту 2 указанной статьи кроме документов, предусмотренных этим порядком, предприятие с иностранным участием должно представить следующее: а) для иностранного юридического лица выписку из торгового реестра или другой документ, удостоверяющий, что данный субъект является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык; б) для иностранного физического лица ксерокопию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность физического лица, с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык. Интерес с точки зрения рассмотрения вопроса об установлении законодательством РК требования о регистрации для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства представляет п. 3 ст. 16 Закона об иностранных инвестициях, которым предусмотрено, что для регистрации некоторых видов предприятий с иностранным участием соответствующими законодательными актами Республики Казахстан может быть предусмотрена необходимость предоставления дополнительных документов. Анализ законодательства РК о государственной регистрации юридических лиц и законодательства РК о ТОО показал, что для регистрации ТОО как предприятия с иностранным участием не предусмотрена необходимость предоставления дополнительных документов, помимо указанных в ст. 16 Закона об иностранных инвестициях. Так, в соответствии с п.п. 4 ст. 19 Закона РК от 22 апреля 1998 года № 220-1 «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее - Закон о ТОО), в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации ТОО, было предусмотрено, что для государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью учредителями должны быть представлены: 1) заявление о создании товарищества, подписанное лицом, уполномоченным учредителями на создание товарищества; 2) устав товарищества (статья 17 настоящего Закона); 3) документ, подтверждающий внесение сбора за государственную регистрацию юридического лица. Пунктом 5 ст. 19 Закона о ТОО для случая, когда учредители товарищества приняли решение осуществлять свою деятельность на основе Типового устава товарищества с ограниченной ответственностью (пункт 6 статьи 17 настоящего Закона), представления устава в процессе государственной регистрации товарищества не требуется. Однако в заявлении о регистрации на основе Типового устава должны быть отражены: 1) наименование товарищества и его место нахождения; 2) размер уставного капитала товарищества; 3) перечень участников товарищества с указанием их наименования, места нахождения, банковских реквизитов (если учредителем является юридическое лицо) или имени, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность (если учредителем является физическое лицо); 4) указание о том, что товарищество будет осуществлять свою деятельность на основе Типового устава. В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о ТОО орган, осуществляющий государственную регистрацию товарищества, не вправе требовать от учредителей товарищества представления иных документов. В соответствии с ч. 7 ст. 6 Указа о государственной регистрации требование каких-либо документов и сведений, кроме предусмотренных настоящим Указом, запрещается. На основе вышеприведенного полагаем, что на момент государственной регистрации ТОО законодательство РК не предусматривало требования о предоставлении документов, подтверждающих регистрацию иностранного физического лица для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. В этой связи мы полагаем, что позиция суда о незаконности регистрации ТОО как предприятия с иностранным участием является ошибочной, так как основана на том, что не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие регистрацию гражданином «А» хозяйственной деятельности в Республике Таджикистан. Пункт 1 ст. 16 Закона об иностранных инвестициях был изменен Законом РК от 16.07.97 г. № 165-1, в результате чего была предусмотрена ссылка на Правила государственной регистрации юридических лиц, утвержденные Приказом Председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан от 23 апреля 1999 года № 66 (далее - Правила государственной регистрации), которые регламентировали деятельность Комитета регистрационной службы и территориальных органов Министерства юстиции Республики Казахстан по государственной регистрации создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лиц, учетной регистрации филиалов и представительств, расположенных на территории республики. В соответствии с п. 9 Правил государственной регистрации для регистрации юридического лица представляются: заявление о государственной регистрации установленного образца. Государственные предприятия, государственные учреждения и учреждения, хозяйственные товарищества и акционерные общества с долевым участием государства (далее - юридические лица с участием государства) представляют заявление с отметкой уполномоченного органа, осуществляющего функции держателя Реестра государственных предприятии, государственных учреждений и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства (далее - реестродержатель); пакет учредительных и других документов (перечень документов приводится в приложении 1). Согласно п. 17 Приложение №1 к Правилам государственной регистрации пакет учредительных и других документов при регистрации товарищества с ограниченной ответственностью включало: заявление о регистрации; устав, если товарищество не осуществляет свою деятельность на основе Типового устава; квитанция или копия платежного поручения об уплате сбора за регистрацию. В то же время Примечаниями ко всему перечню документов, представляемых для регистрации предусмотрено, что регистрация юридических лиц с иностранным участием производится в порядке, установленном для регистрации юридических лиц Республики Казахстан. Кроме документов, предусмотренных этим порядком, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены: 1) легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки; 2) копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки. Следовательно, ст. 16 Закона об иностранных инвестициях в измененной редакции для случаев регистрации предприятий с иностранным участием также не предусматривала требования о предоставлении документов, подтверждающих регистрацию учредителя - иностранного физического лица для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. На основании изложенного, полагаем, что изложенные обстоятельства, скорее всего, свидетельствуют не о том, что регистрация юридического лица была произведена с нарушением требований законодательства о государственной регистрации, а о том, что установленный законодательством перечень предъявляемых для государственной регистрации документов определен без учета понятия «иностранный инвестор». 8. Согласно положениям Договора в случае улучшения или ухудшения положения Совместного предприятия в связи с изменением в законодательстве условия Договора могут быть изменены с целью достижения баланса экономических интересов Совместного предприятия и Республики Казахстан по взаимному согласию Сторон. Переписку между Товариществом и Министерством государственных доходов нельзя считать согласованным изменением Договора, поскольку Товарищество в своем письме не считало себя плательщиком социального налога. Напротив, оно настаивало на неизменности установленных Договором налогов и платежей до окончания срока его действия. Кроме того, как свидетельствует практика, изменения в договоры о недропользовании вносятся путем заключения дополнительного соглашения. ТОО (далее — Товарищество) обратилось в суд с заявлением об отмене уведомления Налоговый комитет (в настоящее время — Налоговое управление) от 14 мая 2008 г. по результатам налоговой проверки о начислении социального налога в сумме 526 230 тенге и пени в сумме 149 670 тенге. Решением специализированного межрайонного экономического суда от 5 сентября 2008 г. заявление удовлетворено. Согласно Закону от 24 декабря 1998 г. «О республиканском бюджете на 1999 год» с 1 января 1999 г. все платежи во внебюджетные фонды упразднены и установлено обязательное исчисление и уплата социального налога. Статьей 317 Налогового кодекса в редакции на 2004 г. установлена плавающая ставка социального налога пропорционально размеру облагаемого дохода работника. На основании предписания от 27 марта 2007 г. Налоговым комитетом по проведена комплексная налоговая проверка Товарищества за 2004 г. По результатам проверки составлен акт и вынесено уведомление от 14 мая 2008 г. о начислении социального налога в сумме 526 230 тенге и пени в сумме 149 670 тенге. Согласно акту налоговой проверки основанием к начислению явилось занижение налогоплательщиком социального налога за 2004 г. в результате неправильного применения ставки, тогда как имеется контракт от 1994 г., которым ставка социального налога установлена в размере 32%. Как видно из материалов дела, Товарищество осуществляет свою деятельность на основании Договора на разведку, разработку, добычу, переработку и сбыт нефти, заключенного 31 мая 1994 г. между Правительством Республики Казахстан и Совместным предприятием (далее - Договор). Статьей 14 Договора предусмотрены налоги и платежи, за уплату которых ответственны Совместное предприятие, а также Казахстанская и Турецкая стороны Совместного предприятия. Совместно с Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан Совместным предприятием разработано Положение о налоговом режиме. Данным Положением установлена стабильность налогового режима (п. 2): в случае изменений в законодательстве после даты подписания Договора, которые приводят к невозможности дальнейшего соблюдения первоначальных условий Договора или к существенному изменению его общих экономических условий, в установленном законодательством Республики Казахстан и Договором порядке могут быть внесены изменения или поправки в Договор, необходимые для восстановления экономических интересов Сторон по состоянию на момент подписания договора. Такие согласованные изменения или поправки условий Договора вносятся в течение 60 дней с момента письменного уведомления органа налоговой службы или Совместного предприятия. Согласно ст. 14.1 Договора в случае улучшения или ухудшения положения Совместного предприятия в связи с изменением в законодательстве, условия Договора могут быть изменены с целью достижения баланса экономических интересов Совместного предприятия и Республики Казахстан по взаимному согласию Сторон. Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в связи с изменениями законодательства вследствие уменьшения ставки социального налога имело место улучшение положения ТОО. Из приведенных далее норм положений Договора видно, что в случае улучшения положения ТОО в связи с изменением законодательства условия договора могут быть изменены только с целью достижения баланса экономических интересов Совместного предприятия и Республики Казахстан. Следовательно, для того, чтобы стороны инициировали внесение изменений и дополнений в договор необходимо выявить обстоятельства нарушения баланса экономических интересов сторон. Вопрос о восстановлении экономического баланса интересов сторон контракта на недропользование требует исследования правовой природы и содержания понятия «экономический баланс интересов государства и недропользователя», где необходимо учитывать следующее: 1) представляется, что рассматриваемое понятие относится к категории экономических понятий, которые лежат в основе правовых конструкций. В сфере недропользования данная категория используется для того, чтобы справедливым и равным образом обеспечить интересы сторон контракта; 2) в основе рассматриваемого понятия лежит категория «экономического интереса», содержание которого также нуждается в определении; 3) нормы действующего законодательства РК о восстановлении экономических интересов государства, также должны рассматриваться с точки зрения восстановления баланса интересов; 4) так как вопрос о балансе экономических интересов на стадии изменения условий контракта ставится в связи с его нарушением и необходимостью его восстановления, то предполагаем, что во всех таких случаях речь идет о первоначальном балансе экономических интересов государства и недропользователя, в отличие от стадии заключения контракта; 5) баланс экономических интересов государства и недропользователя относится к категории оценочных понятий, то есть в каждом конкретном случае его нарушения возникает необходимость его определения и установления факта его нарушения; 6) нарушение баланса экономических интересов может быть как результатом действий (бездействий) участников контракта, изменения законодательства, так и результатом воздействия внешних факторов (например, роста мировых цен на нефть). На основании изложенного полагаем, что понятие «баланс экономических интересов сторон контракта на недропользование» имеет экономическое содержание, которое, скорее всего, не исчерпывается интересами сторон, связанными с режимом налогообложения. Кроме того, представляется, что переписку между Товариществом и Министерством государственных доходов нельзя считать согласованным изменением Договора не столько потому, что ТОО в своем письме не считало себя плательщиком социального налога, сколько потому, что в соответствии с п. 1 ст. 46 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 27 января 1996 года № 2828 «О недрах и недропользовании» условия Контракта могут быть изменены только при наличии письменного согласия обеих сторон. А в соответствии с постановлением Правительства РК от 27 мая 1998 г. № 484 «Об утверждении Положения о порядке заключения контрактов на проведение операций по недропользованию в Республике Казахстан и о порядке выдачи разрешений на передачу права недропользования в залог» (далее - Положение о порядке заключения) изменение условий Контракта и/или дополнение Контракта новыми условиями производятся в таком же порядке, как и заключение Контракта (п. 22 Положения о порядке заключения). При этом экспертизе и согласованию подлежит измененный и/или дополненный текст Контракта. Порядок регистрации изменений и/или дополнений в контракт на проведение операций по недропользованию аналогичен порядку регистрации Контракта (п. 29 Положения о порядке заключения). Контракт на проведение операций по недропользованию, а также изменения и дополнения к нему, вступают в силу со дня регистрации, если иные, более поздние, сроки не установлены соглашением Сторон (п. 30 Положения о порядке заключения). Следовательно, переписку между Товариществом и Министерством государственных доходов нельзя считать согласованным изменением Договора, так как она не может быть признана изменениями условий Контракта и/или дополнениями Контракта, в установленном порядке прошедшими экспертизу и зарегистрированными. Даже при наличии в переписке согласия Товарищества на внесение изменений, договор о внесении изменении и дополнений в Договор на разведку, разработку, добычу, переработку и сбыт нефти, не считается при данных обстоятельствах заключенным. Помимо норм национального законодательства и условий Договора, вопросы уплаты налогов являются предметом регулирования Международных договоров РК, которые имеют приоритет перед национальным законодательством. В настоящее время РК является участницей Договора к Энергетической Хартии (г. Лиссабон, 17 декабря 1994 г.) (с изменениями, внесенными Поправкой к связанным с торговлей Положениям Договора к Энергетической Хартии от 24 апреля 1998 года), ратифицированном Указом Президента РК от 18 октября 1995 г. № 2537. Нефть и нефтепродукты с соответствии с указанным Договором относятся к энергетическим материалам и продуктам (Приложение ЕМ I). В Статье 1 ДЭХ «Определения» даются имеющие для настоящего анализа значение определения «Хозяйственной деятельности в энергетическом секторе», «Инвестиций», «Инвестор». Данные положения позволяют иностранного участника Совместного предприятия (ТОО) рассматривать в качестве иностранного инвестора. Согласно информации (по состоянию на октябрь 2009 года[2]), полученной с официального сайта Секретариата Энергетической Хартии в число подписавших сторон Хартии, передавших ратификационные грамоты/акты о присоединении к Договору на хранение Депозитарию входят Казахстан (06.08.1996) и Турция (05.04.2001). С учетом того, что Турция и Казахстан приняли на себя обязательства, вытекающие из ДЭХ перед инвесторами других Договаривающихся государств, обратимся к соответствующим его положениям. Целью ДЭХ является обеспечение основного стандарта режима для иностранных инвесторов. Согласно пункту (1) Статьи 10, каждая ДС поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия инвесторам для осуществления инвестиций. Такие условия включают обязательства предоставлять без исключения инвестициям инвесторов других ДС справедливый и одинаковый режим. Инвестиции постоянно пользуются максимальной защитой и безопасностью. Ни при каких обстоятельствах таким инвестициям не должен предоставляться режим менее благоприятный, чем режим, предписываемый международным правом, в том числе договорными обязательствами. Защита от дискриминации является одним из наиболее важных компонентов в создании благоприятного инвестиционного климата (ст. 10 (7) ДЭХ). ДС не разрешается вводить индивидуальные изъятия из принципа недискриминации для осуществленных инвестиций. Тем не менее, статья 21 ДЭХ в принципе исключает вопросы налогообложения из сферы применения соглашения. Однако, статья 21 не исключает полностью вопросы налогообложения. Согласно пункту (3) статьи 21 в вопросах инвестиций к налоговым мерам ДС, за исключением налоговых мер в отношении дохода или капитала, применяется принцип недискриминации. Однако в соответствии с пунктами (i) (а) и (b) п. (7) ст. 21 ДЭХ термин «Налоговая Мера» включает любое касающееся налогов положение национального законодательства Договаривающейся Стороны или ее административно-территориальной единицы или ее органа местного самоуправления, а налогами на доход или капитал считаются все налоги, которыми облагаются совокупный доход, совокупный капитал или составные части дохода или капитала, включая налоги на доходы от отчуждения собственности, налоги на имущество, наследство и дарение или аналогичные по существу налоги, налоги на общие суммы заработной платы или жалованья, выплачиваемых предприятиями, а также налоги на прирост стоимости основного капитала.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |