|
|
|
Инвестиционная привлекательность сферы недропользования в Казахстане: проблемы и перспективы
Ж. Елюбаев, доктор юридических наук, президент Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон»
X международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 20 апреля 2012 г.)
I. Становление законодательства Республики Казахстан об инвестициях и проблемы правового обеспечения интересов иностранных инвесторов в нефтегазовой отрасли
Минерально-сырьевая база, особенно нефть, для Казахстана является символом суверенитета, средством существования и источником будущего процветания. В настоящее время, разрабатываются крупнейшие месторождения нефти и газа, есть углеводородное сырье и на шельфе Каспийского моря, являющееся потенциальным резервом страны. После распада СССР у вновь образованных государств, особенно Каспийского региона (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Россия), не было средств не только для освоения богатых нефтяных месторождений, но даже для поддержания уровня добычи полезных ископаемых, достигнутого в советский период. И они вынуждены были обратиться к западным странам и транснациональным энергетическим корпорациям за финансовой помощью. В глазах же Запада Каспийское море - это второй Персидский залив, поэтому многие энергетические корпорации были заинтересованы в привнесении инвестиций в эти страны для масштабной разработки, в первую очередь, месторождений нефти и газа. И такие инвестиции пришли в Каспийский регион, и в настоящее время в прикаспийских государствах в разработке недр участвуют многие мировые хозяйствующие субъекты, занимающиеся не только операциями по недропользованию, но и оказывающие сервисные услуги и обеспечивающие инфраструктуру месторождений. Такое стремительное нашествие мировых энергетических компаний, влиятельных финансовых лоббистов, представителей высших правительственных кругов Запада в Каспийский регион объясняется следующим: 1) все возрастающим значением энергоресурсов в экономике развитых стран вынуждающих их обеспечивать свою энергетическую безопасность; 2) разобщенностью прикаспийских государств с недостаточно развитыми политическими системами (система ориентирована только на власть лидера страны в отсутствие реальных демократических институтов), незащищенностью действенным коллективным договором, например, как страны ОПЕК. Все они переживают политические и экономические трудности затянувшегося переходного периода; 3) прибыльностью нефтяного бизнеса и наличием жесткой конкуренции в сфере приложения капитала в этой отрасли. В начале 90-х годов прошлого века у Казахстана не было иного выхода кроме привлечения иностранного капитала для реализации планов по освоению месторождений полезных ископаемых. В этих условиях в Республике Казахстан было принято единственно правильное решение - открыть дорогу иностранным инвестициям, и это - большая заслуга Президента РК Н.А. Назарбаева, который лично участвовал в переговорах с первыми инвесторами, вложившими свой капитал в сферу недропользования. В те годы Казахстан привлёк первые значительные иностранные инвестиции в нефтегазовую отрасль в условиях, когда ещё не была выработана надлежащая политика регулирования отношений в этом секторе экономики, отсутствовала должная законодательная база, ориентированная на развитие рыночной экономики, испытывался дефицит средств не только для развития промышленности, но и для решения насущных социальных вопросов. В этих кризисных условиях пришедший в Казахстан иностранный инвестор, предоставляя значительные финансовые средства для развития нефтегазовой отрасли, в максимальной степени защищал свои интересы путём подписания такого контракта, который позволял бы ему не только вернуть свои деньги, но получить определённую прибыль. В такой не простой политической и экономической ситуации были подписаны первые инвестиционные договоры и первые контракты, предоставляющие права недропользования, в которых оговаривались условия реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих баланс интересов обеих сторон. На этом этапе Республика Казахстан предоставила иностранным инвесторам определённые налоговые льготы и преференции, особые условия для осуществления экспортно-импортных и валютных операций, особые правила привлечения иностранной рабочей силы и т.д. Все эти особые правила условия закреплялись в контрактах, а сами контракты, как правило, утверждались постановлениями Правительства РК или специальными актами Президента страны. Именно такой подход позволил Казахстану создать привлекательный инвестиционный режим, являющийся одной из предпосылок быстрого подъёма экономики, развития промышленности, и не только в нефтегазовой сфере, но и в несырьевом секторе экономики. Привлечение иностранной инвестиции помогло решить сложнейшие социальные проблемы, и способствовало утверждению Казахстана, в качестве серьезного партнера во внешнеэкономических отношениях. Сейчас, в условиях определенной политической и экономической стабильности в стране появилось много критических высказываний по поводу первых инвестиционных договоров и контрактов на недропользование, содержащих суждения, что Казахстан поставил себя в невыгодные условия в отношениях с иностранными инвесторами, что настала пора пересмотреть заключённые контракты, для обеспечения интересов государства и казахстанского общества. Не разделяя подобных суждений, находя эту позицию ошибочной, не учитывающей целый ряд правовых, политических и экономических аспектов, сошлемся на базовые положения: Во-первых, в период заключения первых инвестиционных договоров и контрактов на недропользование в Казахстане уже действовал ряд важных законодательных и иных актов, которые позволяли Правительству Республики Казахстан и отечественным хозяйствующим субъектам привлекать иностранные инвестиции и предоставлять им определённые льготы и преференции. Например, Закон Казахской ССР «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 7 декабря 1990 года № 383-XII (утратил силу) устанавливала, что «предметом иностранных инвестиций на территории Казахской ССР могут быть предприятия, долевое участие в имуществе советских юридических лиц, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, а также приобретённые имущественные права на использование природных ресурсов в Казахской ССР для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Казахской ССР» (статья 3). Согласно статье 9 этого закона иностранное инвестирование разрешалось в любых сферах хозяйственной и иной деятельности, за исключением производства продукции прямого военного назначения. Юридическим лицам с иностранным участием предоставлялось право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, режима труда, а также предоставления льгот, гарантий и компенсаций всем работникам предприятия (статья 12). Имущество, ввозимое в Казахстан в качестве инвестиций иностранных инвесторов, не предназначенное для продажи, не облагалась таможенными пошлинами (статья 16) и т.д. Во-вторых, действовавший в то время Кодекс Республики Казахстан «О недрах и переработке минерального сырья» от 30 мая 1992 года (утратил силу) предусматривал возможность предоставления недр в пользование предприятиям с иностранным участием, а также иностранным юридическим и физическим лицам на условиях контракта или концессии (статья 10). При этом недра предоставлялись указанным субъектам на основе договора на пользование недрами, в которых, в частности предусматривались: сроки и условия пользования недрами; экологические требования; квоты на годовой объём используемых полезных ископаемых; сроки платы и размеры платежей за пользование недрами; меры по охране недр; особые условия к применяемой технологии; предоставляемые льготы (статья 14 кодекса) и др. В-третьих, в то время действовали и другие нормативные правовые акты, позволяющие государству передавать иностранным инвесторам в пользование недра и земельные участки. К примеру, Земельный кодекс Казахской ССР от 16 ноября 1990 года; Положение «О порядке предоставления земель в пользование совместным предприятиям, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан», утверждённое постановлением Правительства РК от 3 июля 1992 года № 1516-XII (утратил силу); Положение «О порядке реализации (передачи, обмена, продажи) информации о недрах Республики Казахстан», утверждённое Постановлением Правительства РК от 8 декабря 1992 года № 1034 (утратил силу) и другие. Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать о существовании в тот период жизненной необходимости в иностранных инвестициях и о наличии определенного правового обеспечения их привлечения. А претензии, современных критиков к Президенту страны и Правительству Республики Казахстан по поводу передачи недр иностранным инвесторам и иностранным юридическим лицам в пользование якобы без учёта интересов государства и с нарушением действующего права, а также их инициативы по пересмотру предоставленных недропользователям определённых льготных условий и преференций, нельзя признать обоснованными, так как они оторваны от реальной экономической ситуации начала 90-х годов прошлого столетия. И сегодняшние успехи страны свидетельствуют о правильности действий Президента и Правительства Республики Казахстан, а действующие в настоящее время законы предусматривают гарантии стабильности заключённых контрактов, а также условия внесения изменений и дополнений в эти контракты. Законодательные акты того времени основывались на фундаментальных принципах и нормах гражданского права, особенно были задействованы институты вещного и обязательственного права. Причем заметим, что в действующем инвестиционном законодательстве встречается больше противоречий с основополагающими правовыми институтами гражданского права. Так, например, Закон РК «Об инвестициях» предусматривает право уполномоченного государственного органа на расторжение договора в одностороннем порядке /Ст. 22 Закона РК от 8 января 2003 года № 373-II/, что не соответствует общим положениям гражданского законодательства, содержащим правило о том, что всякий договор может быть прекращен по согласию сторон или в судебном порядке /Ст. 401-402 ГК РК от 27 декабря 1994 года № 268-III/. Однако надо признать, что за прошедшее десятилетие инвестиционное законодательство Казахстана изменялось, дополнялось и совершенствовалось, появилось и утвердилось в юридической науке инвестиционное право, как отрасль казахстанского права, появились фундаментальные труды, посвященные правовому регулированию инвестиционной деятельности, то есть, за небольшой исторический период создана система инвестиционного права и система инвестиционного законодательства. С сожалением следует отметить, что с конца 90-х годов начался откат от достигнутого уровня привлекательности инвестиционного климата. В общем плане это обычное явление, так как начиная с 2000 года Казахстан практически вышел из внутреннего кризиса, создал соответствующую экономическую базу, основанную на рыночной экономике, образовал необходимые политические институты власти, создал негосударственную банковскую систему, привлек значительные иностранные инвестиции, в том числе в нефтегазовую отрасль, поэтому как суверенное государство вправе был изменять правила игры, создавать новую правовую базу, отвечающую новым реалиям экономики и политической ситуации в стране. Новые инвесторы, в том числе иностранные, должны были осуществлять свою деятельность по новым законодательным требованиям, поэтому принятие нового Закона РК «Об инвестициях» (8 января 2003 года) было вполне закономерным. Необходим был единый нормативный правовой акт для отечественных и иностранных инвесторов. Однако полагаем ошибочным концептуальный и методологический подход законодателя при разработке и принятии этого закона. В основу его норм следовало бы положить более совершенные и более прогрессивные положения Закона РК «Об иностранных инвестициях», а не базировать новый закон на нормативных правилах, распространяемых для отечественных инвесторов. В то же время более предпочтительной представляется концептуальная идея действующего Закона РК «Об инвестициях», заключающая в том, что на инвесторов как отечественных, так и иностранных распространяться национальный режим и общее национальное законодательство, по которому любому инвестору предоставляются инвестиционные преференции только в приоритетных видах деятельности, перечень которых утверждается Правительством РК на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности. Известно, что сфера недропользования, особенно нефтегазовый сектор, всегда был и останется наиболее привлекательным сектором экономики, куда стремятся попасть иностранные инвесторы, поскольку этот сектор является наиболее прибыльным, позволяющим возвратить вложенные инвестиции быстрее, чем в других отраслях экономики. Поэтому, независимо от того, будут ли операции по недропользованию включены в перечень приоритетных видов деятельности, позволяющих получить определенные инвестиционные преференции, или нет, сфера недропользования всегда будет представлять интерес для иностранных инвесторов. Для инвестора главным является политическая и экономическая стабильность в государстве, стабильность национального законодательства и контрактных положений. Всякие же действия государства, направленные на пересмотр ранее заключенных контрактов на недропользование и инвестиционных договоров, попытка распространить положения новых законов на отношения, возникшие до его вступления в силу, снижают привлекательность и надежность инвестиционного климата. Обратимся к вопросу правового обеспечения интересов иностранных инвесторов в сфере недропользования. На деятельность иностранных инвесторов распространяются равным образом общие гарантии правовой защиты деятельности инвесторов в Республике Казахстан. В соответствии с действующим инвестиционным законодательством инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. Закон РК «Об инвестициях» (статья 4) устанавливает, что: 1) инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов; 2) инвестору гарантируется стабильность условий инвестиционного договора, заключенного между инвестором и государственным органом, за исключением случаев, когда изменения в договор вносят по соглашению сторон. Здесь следует иметь в виду, что эти гарантии не действуют, в случаях: - изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу и (или) изменения международных договоров, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров, к которым налоговое законодательство, в частности, относит сырую нефть и газовый конденсат; - изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности. По закону инвестор вправе по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. На деятельность инвесторов, осуществляющих деятельность в сфере недропользования, также распространяются гарантии государства, предоставленные и в соответствии с Законом РК «О недрах и недропользовании». Например, недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, заключенным до внесения в законодательство этих изменений и дополнений. Эти гарантии не распространяются на изменения в области обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, в сферах экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования /Ст. 30 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года № 291-IV/. Таким образом, национальное законодательство содержит ясные и конкретные положения по стабильности контрактов, что является благоприятным правовым режимом для инвесторов и недропользователей. Слабостью этих положения является то, что предусмотрев в законодательном порядке исключения из общего правового режима, обеспечивающего гарантии стабильности инвестиционных договоров и контрактов на недропользование, государство не разработало четкие механизмы их реализации, отдав все на откуп чиновникам и компетентному органу. Это может быть предпосылкой к субъективной интерпретации и как следствие повлечь пересмотр контрактов. Приходится признавать отсутствие необходимых правовых механизмов, регулирующих порядок и условия распространения на инвесторов и недропользователей изменений в законодательстве, касающихся национальной безопасности, обороноспособности, экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования. К примеру, не существует правил пересмотра действующих контрактов относительно перечисленных областей, в которых бы четко был прописан весь механизм и процедура внесения изменений и дополнений в инвестиционные договоры и контракты на недропользование. Нельзя не обратить внимания и на новые правовые институты, содержащиеся в законодательстве о недрах и недропользовании, предоставляющие в частности Компетентному государственному органу право одностороннего расторжения контракта на недропользование /Ст. 72 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года № 291-IV/. Это положение закона напрямую затрагивают правовой режим стабильности действующих контрактов. Резюмируя изложенное, констатируем, что законодательство о недрах и недропользовании и инвестиционное законодательство Республики Казахстан нуждается в совершенствовании в направлении исключения положений, противоречащих общим принципам и нормам гражданского законодательства, международно-правовых актов, и создания надлежащего правового режима пересмотра действующих контрактов с прозрачной и ясной процедурой их реализации.
II. Проблемы совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности и способы защиты прав инвесторов в нефтегазовой отрасли
Важнейшей задачей сегодняшнего дня стала необходимость усиления роли государства в минерально-сырьевом секторе. Государство должно иметь свою долю во всех стратегических объектах страны, особенно в сфере недропользования, стратегические месторождения не должны находиться только в частных руках или во владении иностранных инвесторов. Государству через свои институты (национальные компании, национальные холдинги и др.) надлежит иметь блокирующий пакет акций и доли в юридических лицах, разрабатывающих стратегические месторождения полезных ископаемых, это весьма важно с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Казахстан является активным участником внешнеэкономических отношений, поэтому необходимо учитывать, что существенным недостатком глобализации мировой экономики становится слишком высокая роль транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Чрезмерное доверие инвесторам нуждается в сбалансировании по пути приближения взаимоотношений с ними к интересам общества, в особенности, если речь идет об использовании недр. Между тем развитие конкурентоспособных, высокотехнологичных и наукоемких производств, в частности в нефтегазовом секторе, для обеспечения устойчивого экономического роста требует высокого уровня внутренних и внешних инвестиций. Проводимая в настоящее время инвестиционная политика характеризуется рядом положительных моментов, среди которых следует отметить сохранение в целом благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций, создания и развития финансового рынка, формирования новых институциональных инвесторов, усиление роли национальных компаний в качестве коммерческих юридических лиц. В то же время нестабильность законодательства, внутренняя борьба между уполномоченными государственными органами за сферу влияния в инвестиционном секторе и в сфере недропользования, состояние коррупционности среди государственных служащих, непоследовательная экономическая политика, усложняют интеграцию инвестиционных процессов в экономику Казахстана. Иностранный капитал слабо способствует развитию производственного сектора, поскольку практически полностью направляется в добывающие секторы экономики, в основном в нефтедобывающую и металлургическую отрасли. Кроме того, анализ структуры инвестиций показывает, что иностранные инвесторы, за редким исключением, вкладывают большую часть денег в оборотные средства или основные средства недолгосрочного пользования. Прежняя политика стимулирования притока иностранных инвестиций привела к тому, что отечественные и иностранные инвесторы были поставлены в неравные условия. Более того, отечественные инвесторы, а в нашей стране есть уже и миллиардеры, инвестируют в экономику развитых европейских стран, где содержат свои капиталы и боятся ввозить их в страну для инвестирования собственной экономики, поскольку нет прозрачных и надежных механизмов возврата капитала в страну. Отток собственного капитала из страны продолжается, и это негативный симптом. В связи с этим необходимо выделить ряд факторов, препятствующих увеличению объема привлекаемых инвестиций, в том числе иностранных, в частности: - низкую деловую активность на рынке казахстанских хозяйствующих субъектов; - нестабильность и нечеткость законодательства и регулирующих экономических мер; - низкую ликвидность финансовых средств, обостряемую кризисом неплатежей; - острую нехватку достоверной и полной информации о состоянии экономики; - высокий уровень коррупции; - неэффективный мониторинг деятельности инвесторов; - частая смена руководителей отраслевых министерств, не способствующая эффективности работы центральных органов власти и не обеспечивающая преемственность принятых решений. Необходимо также отметить, что отражающие определенные настроения в обществе призывы к отказу от иностранных инвестиций не базируются на знании действительного положения дел в стране. Если говорить о государственных инвестициях и собственном капитале отечественных инвесторов, то их недостаточно для финансирования даже имеющих жизненно важное значение для страны проектов в сфере сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, транспорта и т.д. Поэтому, рассматривая иностранные инвестиции и инвесторов как важный источник капитальных средств, технологий, опыта в области управления и маркетинга, Казахстан в текущем десятилетии не должен упустить шанса привлечения иностранных инвестиций в развитие экономики страны, в том числе нефтегазовой отрасли. При этом политика государства, правовые и административные меры с точки зрения национальных интересов должны обеспечить условия, отвечающие задачам привлечения иностранных инвестиций и интересам самих инвесторов. Вместе с тем необходимо разработать механизмы, позволяющие блокировать или, по крайней мере, ослаблять нежелательные для экономики страны последствия операций иностранных инвесторов. Представляется, что для улучшения инвестиционного климата могут быть приняты следующие меры, облеченные в соответствующие правовые формы: 1) обеспечение высокой степени развития и стабильности законодательства; 2) обеспечение предсказуемости государственной политики и преемственности решений по вопросам инвестиций; 3) формирование эффективной, справедливой и единообразной правоприменительной практики, своевременное исполнение судебных и арбитражных решений по инвестиционным спорам; 4) совершенствование законодательства об инвестиционной деятельности в русле обеспечения наличия отвечающих мировым стандартам четких, прозрачных и однозначных правовых институтов и норм; 5) законодательные и реальные гарантии защиты иностранных капиталовложений, прав и законных интересов инвестора; 6) исключение непопулярных административных мер, как например, одностороннее прекращение действия контракта. В качестве важных инструментов государственной инвестиционной политики видятся и экономические рычаги, возможность предоставления инвесторам налоговых и таможенных льгот и преференции, поскольку стабильный и одинаковый режим налогообложения не всегда достаточен для притока инвестиций. Стабильный налоговый режим, как правило, характерен для экономически развитых стран. Если все же и преследовать цель распространения общего налогового режима для всех хозяйствующих субъектов, в том числе и инвесторов, работающих в сфере недропользования, то налоговые и таможенные ставки должны быть уменьшены и соответствовать получаемой прибыли. Нуждается в создании правового режима деятельность по реинвестированию полученных доходов в сфере недропользования, в другие отрасли экономики, например, в перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и в другие социально ориентированные секторы. Этому может способствовать возврат к образованию свободных экономических зон в сфере социально значимых отраслей, могущих дать импульс к увеличению инвестиционных потоков в эти отрасли. Имеющийся интерес иностранных инвесторов к нефтегазовой отрасли надо использовать для решения важных государственных задач по подъему экономики в целом. Для достижения эффекта контракты на недропользование и инвестиционные договоры должны содержать ясные и конкретные условия обязательств недропользователей-инвесторов по размещению заказов на поставку оборудования и запасных частей на отечественных предприятиях, привлечению национальных кадров, отчисление определенных средств на строительство и ремонт социальных объектов. Эти позиции должны быть проработаны в договорах, а не зависеть от императивных норм законодательства и от настроения чиновников.
III. Вопросы правоприменительной практики разрешения инвестиционных споров в сфере недропользования
Вопросы формирования единообразной правоприменительной практики всегда были актуальными, поскольку в ней ярко отражаются качество применяемых законов и уровень толкования их норм, состояние защищенности субъектов правоотношений и эффективность способов защиты нарушенных прав. Следует отметить, что за последнее десятилетие в Республике Казахстан сформировалась определенная судебная, административная, прокурорская и арбитражная практика по рассмотрению инвестиционных споров и споров, вытекающих из контрактов на недропользование. Нельзя признать, что эта практика отвечает требованиям закона, так как есть примеры отдельных судебных ошибок, факты незаконного привлечения недропользователей и инвесторов к различным видам ответственности, что не способствует укреплению законности и правопорядка в этой важной области экономики. Считаем, что вопросы и проблемы правоприменительной практики в сфере недропользования и инвестиционной деятельности требуют и глубокого научного осмысления не только в целях совершенствования действующего законодательства и обеспечения защиты прав и законных интересов недропользователей и инвесторов, но главным образом для обеспечения законности и справедливости, что будет непременно способствовать укреплению привлекательного инвестиционного климата в Казахстане.
IV. Вопросы международных обязательств Казахстана
В этой связи нельзя не сказать о международных обязательствах Республики Казахстан по вопросам защиты инвестиций. Во-первых, наша страна подписала ряд Договоров с иностранными государствами о взаимной защите и поддержке иностранных инвестиций, согласно которым взяла на себя обязательство оказывать всемерную поддержку инвесторам и не предпринимать действия, направленные на прекращение или усложнение инвестиционной деятельности. По общему правилу, международные договоры, подписанные и ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет (превалирующее значение) перед национальным законодательством (статья 4 Конституции РК). Во-вторых, касательно сферы недропользования Республика Казахстан ратифицировала Договор к Энергетической хартии /Энергетическая хартия принята 17 декабря 1994 года в Лиссабоне, Португалия/ (Указ Президента РК № 2537 от 18 октября 1995 года) и в силу этого акта взяла на себя обязательство «поощрять и создавать стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия инвесторам», являющимися субъектами участников Энергетической хартии. Отметим основные положения данного международно-правового акта, которые являются обязательными для всех его подписантов: - предоставление всем иностранным инвесторам «режима» инвестиционной деятельности не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен национальным инвесторам или инвесторам из других стран; - ограничить до минимума изъятия из установленного «режима» инвестиционной и иной полезной деятельности; - постепенно устранять существующие для инвесторов ограничения; - следить за тем, чтобы национальное законодательство обеспечивало эффективные средства отстаивания исков и обеспечения соблюдения прав в отношений вложенных инвестиций, инвестиционных соглашений; - не допускать в отношении инвесторов национализации, экспроприации или другие меры, имеющие аналогичные национализации и экспроприации последствия. Если же таковые допущены в целях защиты государственных интересов и с соблюдение правовых процедур, то должна быть осуществлена «выплата быстрой, достаточной и эффективной компенсации». Таким образом, согласно имеющимся международно-правовым обязательствам, Республика Казахстан не может и не должна совершать действия или принимать правовые акты, ущемляющие права и законные интересы инвесторов. С сожалением следует отметить, что в последние два-три года положение дел в Казахстане с защитой инвестиций и выполнением международно-правовых обязательств желает лучшего. Есть много примеров: принятия актов, противоречащих собственным законам и международным правовым актам; совершения незаконных действий направленных на изъятие собственности и прибыли инвесторов и недропользователей на основе сомнительных актов, принимаемых судами и другими уполномоченными государственными органами; нарушения обязательств по обеспечению стабильности «контрактных положений» и установленных договорами «налоговых режимов». Эти и другие неправомерные действия государства и его органов не способствуют улучшению инвестиционного климата в стране, формированию положительного имиджа и рейтинга страны на международном уровне. С другой стороны, и инвесторы, особенно иностранные, не должны стремиться получить от государства большие льготы и преференции, чем их имеют национальные инвесторы, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Погоня за сверхприбылью, пренебрежительное отношение к стране и его народу, к существующим законам и правовой системе вызывают ответную защитную реакцию государства. Во всём должен быть баланс интересов, уважительное отношение к праву и достигнутым договоренностям, только тогда можно достигнуть желаемого положительного результата и высокой гармонии отношений между всеми участниками инвестиционного процесса.
© Все исключительные авторские права на данную работу принадлежат Ж.С. Елюбаеву
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |